Как вы поняли финал рассказа. III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста. Как найти аргументы в тексте
Формулировка задания:
В задании 15.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Текст (открыть в новом окне)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два
аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.2. Аргумент - пример 1 + комментарий.
3. Аргумент - пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
ТЕЗИС - утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 15.2 очень легко. - это тезис, который, безусловно, требует доказательства.
Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?
Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов: на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п.
Пример тезиса:
На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.
АРГУМЕНТ - довод, приводимый в качестве доказательства тезиса . Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста .
КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения
Пример аргументов и комментариев к ним:
Аргумент 1:
В предложении № 17 автор называет письма "бесценными".
Комментарий:
Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.
Аргумент 2:
В предложении 53
душа старушки сравнивается со шкатулк
ой.
Комментарий:
В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе
("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души
"). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, ..., Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что..., Таким образом, можно сделать вывод, что... и т.д.
Пример заключения:
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. К этому нужно отнестись максимально серьезно. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы - это авторские доказательства.
А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента:
Во-первых, в предложении № ... говорится о... (употребляется..., используется такое средство как... ). Это свидетельствует о том, что..., (это позволяет судить о том, что..., это говорит о том, что... ).
Вот и всё! Успехов на экзамене!
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Важно не само определение, а сочетание, которое оно образует с определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона».
Каждое прилагательное может быть определением. Но само по себе оно не может быть выразительным или невыразительным: какой-то необычный оттенок значения появляется, когда оно присоединяется к существительному. Например, слово «серебряный» самое обычное, а красивым эпитетом оно становится, если сочетается, например, со словом «голосок».
Мне кажется, именно это имел в виду Д. Э. Розенталь, когда писал, что важно сочетание определения с определяемым словом.
Например, в отрывке из рассказа К. Паустовского мы встречаем словосочетание «дрожащим голосом». Мы сразу представляем себе эту девушку. Почему ее голос дрожит? Она долго ждала и, может быть, дрожит от холода? Или от страха, что прохожий может оказаться злым человеком и обидит ее или откажет в помощи? А может быть, ее голос дрожит от слез, ведь она остается круглой сиротой? Мы этого не знаем, но автор заставляет нас задуматься над душевным состоянием Марии.
Или рассмотрим словосочетание «теплый свет» из предложения 48. Тут, конечно, слово употреблено в переносном значении, ведь свет не может быть теплым. Тем не менее, мы отлично понимаем, что имел в виду автор. Это и тепло весеннего ветерка, и ясные, словно чистая акварель, краски, и даже попытка приспособиться к восприятию слепого, ведь он не может видеть солнечного света, а лишь ощущает нежное прикосновение солнечного тепла.
У настоящего мастера слова определения помогают читателю по-настоящему понять душевное состояние героев произведения.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Заря разыгралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега».
Герой рассказа выдающегося писателя двадцатого века Константина Паустовского хочет выполнить последнюю волю умирающего слепого старика. Но никому не под силу среди зимы показать весну и заставить увидеть умершую женщину, а ведь старик еще и слеп. Никому - кроме великого мастера, которым и является Моцарт. Гениальная музыка способна заставить нас увидеть то, что хотел композитор, и вот перед мысленным взором умирающего его жена, еще совсем юная, в звуках музыки старик различает ее смех. А вот весна, сад осыпан цветами, а над Веной проносятся птицы, музыка поет и щебечет, как они.
Старик впервые за много лет счастлив, такова сила великой музыки. Он умирает спокойным и радостным. И это, может быть, самое главное, что может сделать любой художник - дать счастье человеку, которому прежде было так тяжело и страшно!
Сила искусства так велика, что даже деревья, кажется, поверили, что пришла весна: сад засыпан «цветами мокрого снега». Снег превратился в цветы, пусть они и не настоящие, но они так же прекрасны, в них столько же поэзии и надежды.
Я понимаю финал текста именно так: искусство преображает действительность, оно делает жизнь лучше, придает ей особый смысл.
15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Красота - это прекрасное вокруг нас и в нас самих. Это и люди, и природа, и искусство. В этом тексте говорится именно о красоте удивительной гениальной музыки, которая способна преобразить мир.
Великий композитор Моцарт, случайно оказавшийся возле постели умирающего бедняка, хочет исполнить его последнее желание. Но даже если бы можно было вернуть слепому зрение, он не смог бы увидеть ни свою жену (она умерла), ни весну (не дожить старику до весны). Но музыка рисует перед мысленным взором старика первую встречу с женой, а затем - картину цветущего весеннего сада. Красота вдохновенных созвучий заставляет мир измениться, и бедняк умирает счастливым и умиротворенным.
Музыка и в самом деле может творить чудеса! Я читал рассказ В. Астафьева «Мелодия Чайковского». Это жуткий рассказ, где о войне говорится безо всяких прикрас, и легко понять тяжело простуженного солдатика, который с высокой температурой сидит в мокром холодном окопе и, колотясь от жестокого озноба, уже ничего не хочет и надеется на скорую смерть. Но друг находит для него по радио какую-то музыку (только позже он узнает, что это был Чайковский), которая просто переворачивает душу героя, и у него появляются слезы, а с ними - и желание жить и бороться.
Красота музыки имеет огромное влияние на душу человека!
I. Шаг первый. Читаем задание.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.
(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похожа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё - и расползётся доска на две части.
(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшься - и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хотел побежать и не мог...
(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»
(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:
(26)- Кто же это в нашей жизни хнычет, а?
(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.
(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
(33)- Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торговал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.
(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
(40)- Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...
(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня проводить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:
(46)- В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... - (50)Она осеклась.
(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»
(А. Приставкин)
III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.
Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к врачу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пережившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.
«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внешностью которой мальчик разглядел заботливого человека с израненной душой».
IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.
«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6-7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40-41) герой понимает, как много страданий и горя носит эта женщина в своей душе».
V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.
«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утратила способности заботиться об окружающих».
В сочинении возможен также иной путь рассуждения - от анализа текста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предлагаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.
«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица мальчика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.
Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, обращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым прокуренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию - гибель мужа на фронте и смерть ребёнка - и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.
Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, напомнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.
Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту удивительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)
А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проанализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий эксперта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет работу по четырём критериям:
С 2 К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли ученик понял и объяснил содержание фрагмента текста.
С 2 К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приведены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяснению содержания фрагмента.
С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения: проверяется связность текста - логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.
С 2 К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.
Сочинение 1
Сочинение | Комментарий эксперта | Баллы |
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями». | Объяснение содержания фрагмента в работе ученика отсутствует. | С 2 К1- 0 баллов |
Раскроем смысл фрагмента. Журка рассматривал интересную книгу «Три мушкетёра», которую ему передал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Он хочет, чтобы внук полюбил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, дедушка хочет приучить внука любить и дорожить книгами. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Грамматическая ошибка: «любить и дорожить книгами». В работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена ошибка в построении текста. | с 2 кз- 1 балл С 2 К4- 1 балл |
Всего: 4 балла | ||
Сочинение 2 | ||
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: книги - друзья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, человек погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. | С 2 К1- 2 балла | |
Приведём примеры из текста советского и российского детского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 говорится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как они повлияли на него. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как завещание. В тексте показано, как сильно дедушка желает передать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | С 2 КЗ- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 8 баллов | ||
Сочинение 3 | ||
Я считаю, что мысль данного фрагмента заключается в том, что книги, которые собирал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспитывают, учат человека, и дедушка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг | Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | С 2 К1- 2 балла |
Действительно, книги и в нашей жизни всегда сопровождают и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапивина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. | Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
«Это были старые друзья», - пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. | с 2 кз- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 9 баллов |
При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).
Осторожно, ошибка!
Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочинения 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто ученики выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2 | ||
Типовые конструкции для введения | Типовые конструкции для основной части | Типовые конструкции для заключения |
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания | Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить примером... | Таким образом, итак, в заключение, как видим... |
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем:.. | Примером может стать фрагмент из текста, в котором | Итак, можно увидеть, что... |
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю так:... | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к... предложению текста. | Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. |
Смысл последних строк текста (финала текста) заключается в | Подтвердить данную мысль можно примером из... предложения текста. | В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что... |
Автор данного текста (или фамилия автора) приглашает читателя к размышлению над тем, ... | Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения. | Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моей трактовки (моего объяснения) фрагмента текста. |
Текст заканчивается словами: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... | В подтверждение собственных выводов приведу пример из... предложения прочитанного мною текста. |