История чаепития. Чаепитие на Руси: история и традиции. Чайная церемония в домашних условиях

Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана - четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Цибик - пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Как пили чай разные сословия

Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.

Утонченные аристократы во многом копировали англичан - безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.

Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.

Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.

Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.

Мещане - чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели - подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.

Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.

Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.

Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.

Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.

Характерные черты русского чаепития

Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.

Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое - варенье, выпечка, мед, конфеты.

Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».

Праздничный стол

Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.

Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.

Специальный «сладкий стол»

Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.

По-домашнему

Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.

Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.

Нежданные гости

Угощение чаем - обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.

При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.

Чаепитие по-русски очень демократичное - в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.

  1. Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
  2. Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку - «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
  3. Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.

Чаю нужно отдать должное - он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.

Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.

Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».

Популярные виды

Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».

В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.

В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:

  • «копорский» из сушеной травы иван-чая;
  • «деревянный» из листьев и коры деревьев ( , из дуба, ясеня);
  • травяные сборы;
  • из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.

Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.

Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.

Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».

Стереотипы

В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:

  • Самовар - не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
  • Блюдце - пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает - так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
  • Стакан с подстаканником - чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
  • Баба на чайник - игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
  • Заварка - почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.

Чай - универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.

фото: depositphotos.com/island, Forewer

Традиции чаепития в России никогда не возводились в культ особо важной церемонии, а ее культура не имела ничего общего с филигранным обстоятельством, царившим в японских традициях.

Впрочем, огромное количество уникальных способов потребления ароматного напитка в тандеме с исконно русской поэтичностью превратили вполне обычную церемонию в проявление самобытности и уникальности. Есть ли особенности в российском чаепитии и что входит в это понятие вообще?

У истоков отечественных традиций

Из этой статьи вы узнаете:

История чаепития на территории Российской Империи началась со средины 17 столетия. Именно в те года первая продукция китайского происхождения просочилась в отечественные семьи. Впрочем, популярность и массовость продукт приобрел только в 19 веке, а до этого времени им наслаждались исключительно государственные деятели и состоятельные купцы.

Сразу же хотелось бы обратить внимание на то, что наши предки полюбили ароматный напиток до такой степени, что он в итоге повлиял даже на архитектуру. Достаточно бросить беглый взгляд на старые деревенские избы, украшенные великолепной резьбой с витиеватыми растениями, жизнерадостными тонами и становится очевидно, что на Руси любили уединиться в неторопливой беседе за чашечкой чая.

Ароматный и очень вкусный чай дополняли сладостями, и травами. В такой обстановке решались не только семейные вопросы, но и большинство дел государственной важности. Церемония чаепития происходила на просторных и изысканных верандах, с которых открывался вид на окружающие земли, сад, речку или ставок. В некоторых старых деревушках их можно увидеть и поныне.

Литературные классики неоднократно упоминали в своих произведениях свою любовь к чаю, а также детально описывали национальные особенности этой традиции.

Сближающая традиция

Преобладающее большинство чаепитий выглядело следующим образом: за большим столом собиралась вся семья. Сам стол украшала накрахмаленная белая скатерть, центральную часть которой облагораживал и органично дополнял самовар. Дабы с его носика не пролилось ни капли воды, его ставили на большой поднос.

Фактически он становился центром всеобщего внимания, играл роль связующего и объединяющего звена. Самовары были пузатыми, большими и блестящими. Их регулярно начищали и следили за «здоровьем» устройства.

Русская традиция чаепития неразрывная с историей самовара. И даже сегодня во многих семьях хранят и используют по прямому функциональному предназначению этот аппарат, который за несколько столетий превратился в символ благосостояния, душевности, радушия, и часть особого ритуала.

Вот лишь несколько примет, имеющих отношение к самовару:

  • самовар распаялся – ждите в доме беды;
  • если в агрегате легко потрескивают угли – к добру;
  • стакан наполняли чаем до самых краев, чтобы «жизнь была такой же насыщенной и полной»;
  • если с аппарата доносился свист – неудача не за горами.

Впрочем, гостей и домочадцев баловали не только ароматным напитком, но множеством кушаний и сладостей, которыми можно было наслаждаться неспешно и размеренно. Чай пили и на работе, и дома, и в общественных местах. Этот напиток украшал одиночество и сближал компании. Что касается времени чаепития, то в большинстве случаев напиток употребляли четырежды в течение дня: утром перед работой или занятиями, в полдень, затем в 16:00 во время полдника и вечером.

«Всего несколько столетий тому назад в России за увлекательной застольной беседой гости выпивали в среднем от 5 до 20 чашек чая, но и это было далеко не пределом».

Из старых кулинарных книг можно узнать и об особенностях заваривания чая:

  • На 4 порции необходимо 1 чайную ложку заварки. Ее помещали в заварничек и доливали кипятком.
  • Сверху чайник накрывали полотенцем. Можно было также поставить его на самовар.
  • Чай настаивался 15 минут, после чего его разливали по чашечкам и доливали кипятка.
  • Церемония считалась завершенной только после того, как человек переворачивал чашку дном кверху, положив на неё сахар.


Особенности сервировки стола

Отличительная черта чаепития в России – богатство кушаний, сладостей, изысканность сервировки. На столе непременно находились следующие приборы и посуда: заварник, несколько молочников, самовар, вазы с выпечкой, сладости, сахарницы и сливочницы, а также чашки.

Чаем можно было наслаждаться, закусывая кулебяками, ватрушками, вареньем, пряниками и джемами.

Круговорот событий и стрессы, сопровождающие каждого человека, способствуют тому, что связь с историческим прошлым и вековыми традициями постепенно теряется. Не забывайте о традиции чаепития в России, ведь она всегда отличалась самобытностью, богатством и яркостью. Память о былых временах каждый из нас должен не просто сохранить, а передать детям.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. Всё, что связано с чаепитием играет важную роль в русской культуре. Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам. Многие в России начинают с неё свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаепития, а многие любят пить чай и вечером. Он завершает любую трепезу, или подаётся отдельно, со сладким. Главное – в хорошей компании. Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Чай в России пьют много, неспеша и с удовольствием. Конечно, в современном мире всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.

Идея написания этой статьи родилась уже давно. Однажды мы пили чай в моей московской квартире. Чтобы горячий чай побыстрее остыл, я решила пить его «по-купечески», перелив, как встарину, жидкость из чашки в блюдце. «Что случилось?! – удивлённо вскричала моя подруга флорентийка, - ты опрокинула чашку?! Я дам тебе салфетку!». И тут я поняла, что мне просто необходимо познакомить итальянскую гостью (а впоследствии многих итальянских друзей) с обычаями русского чаепития. Но сначала немного истории.

Как и когда чай появился в холодной России?

Русские купцы, торговавшие на востоке, распробовали чай в Китае ещё в средневековье, но официальная история чаепития в России ведётся с 1638 г. По легенде монгольский хан прислал в подарок Михаилу Фёдоровичу (1596-1645), первому царю династии Романовых, четыре пуда чайного листа. Чудесный напиток пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 г. придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича (1629-1676), отца будущего императора Петра I, настоем чая от болезни желудка. Так на Руси поверили в целебные свойства чая, а затем в 1679 г. русскому послу удалось договориться с Китаем о пропуске русских чайных караванов. Чай в Россию из Китая доставляли также и морским путём, но из-за долгого содержания в сырых трюмах, качество его ухудшалось, так что чай, прибывший с караваном ценился всегда выше. С развитием русско-китайских отношений потребление чая в России возрастает. В XVIII в. чаепитие становится неотъемлемым ритуалом в дворянских и купеческих домах, а в XIX в., когда чай становится более доступным для основной массы населения, Россия наряду с Англией становится одной из самых чаепьющих стран Европы.

С 1885 г. появляются первые чайные плантации и в России – в силу климатических особенностей в самых южных районах Империи – в грузинской Аджарии, а затем – в Азербайджане, Краснодарском крае и районах Закавказья. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95% россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

Этимология: почему в России пьют чай, а в Европе – tè?

Слово «чай» употребляется в русском языке с середины XVII в., сначала для обозначения лекарственного растения, а затем и напитка. Традиционно чай в царскую Россию приходил из Cеверного Китая, поэтому наше произношение слова "чай" ближе всего к северокитайскому, столичному произношению. В Европу же чай попадал из Южного Китая, где на диалекте его называли «te».

Как пить чай по-русски? Атрибуты старинной русской чайной церемонии.

В старину, когда ещё не существовало новомодных чайных пакетиков, моментально окрашивающих воду в коричневый цвет, для приготовления чая нагревали воду, затем заваривали чай в специальном заварном чайнике, предварительно ополоснув его кипятком, и вместе с сосудом с горячей водой подавали к чайному столу. Главная роль здесь отводилась хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, покрепче или послабее. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай - обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали в полоскательнице и вновь заполняли ее. Чайную посуду на кухню не носили, а тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет. Чай разливали в фарфоровые чашки, или, в домах победнее, в стеклянные стаканы. Чтобы не обжечь пальцы, стаканы иногда ставились в специальные подстаканники. Они могли быть из серебра или мельхиора с чеканым рисунком.

Такие подстаканники в России до сих пор используют, подавая чай в вагонах поездов дальнего следования. Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку из маленького заварного чайника кипятком непосредственно в чашке. В других чайных традициях (китайской, японской и английской) чай чаще всего наливают сразу из чайника и пьют. В России же его разводят из большого доливного чайника или самовара. В мещанских и купеческих семьях чашки подавались на глубоких блюдцах, из которых его и пили держа блюдце в ладони, на растопыренных пальцах. Так горячий чай быстрее остывает, а вкус его ощущается ярче. Чашку или стакан наполняли не доверху, оставляя примерно один сантиметр до края, чтобы гости в состоятельных домах могли добавить в чай сахар или сливки по вкусу. В бедных семьях, особенно крестьянских, принято было наливать чай до краев, что считалось признаком гостеприимства. Но здесь был и практический смысл: в полную чашку много сахара не положишь.

Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Их вышивала хозяйка дома, дочь или невестка, а узоры, особенно в сельской местности, передавались из поколения в поколение. Ещё один атрибут правильного чаепития – специальная грелка, которой накрывают керамический заварочный чайник. Эти грелки шьют в форме петухов или кукол, обязательно в нарядном платье с пышной юбкой, под которой можно спрятать чайник. Такую куклу называют «бабой на чайник».

САМОВАР – чисто русское изобретение. Именно с его появлением потребление чая в России существенно возрастает. Название произошло от словосочетания "сам варит", и всегда этот предмет домашнего быта олицетворял наше национальное гостеприимство. С конца XVIII века их стали изготавливать тульские мастера-оружейники. В XIX в. самовары становятся предметом массового потребления, но даже в начале XX века они всё ещё считались довольно дорогим приобретением и передавались из поколения в поколение. Обычно самовары делали из меди, но встречались и дорогие серебряные. Конструкция самовара состоит из 12 элементов, топят его дровами или горячими углями. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.

Распространение чая в Москве: какова история чаепития в столице?

В России многовековая традиция употребления чая, а также национальные особенности характера и суровый климат способствовали формированию совершенно оригинального чайного этикета. Вплоть до конца XVIII века чай продавали в основном в древней русской столице, чаепьющей Москве. Уже к 1847 году здесь насчитывалось около ста чайных магазинов, а чайных заведений было более трехсот. Из Москвы мода на чай передалась и всей России. Особая роль в истории чаепития в Москве принадлежит купеческой династии Перловых. Они начали продавать «китайскую травку» уже в начале XVIII в., а затем открыли первый салон элитного чая в Торговых рядах на Красной Площади. За более, чем столетнюю торговлю они стали «чайными королями» России. В конце XIX века Перловы имели 88 магазинов в России и Европе. В Москве же им принадлежало 14 магазинов на центральных улицах, где торговали также сахаром и кофе. А в 1890-93 годах в связи с приездом в Москву китайского посланника, с которым торговцы надеялись заключить выгодные договоры о поставках, купцы Перловы выстроили на Мясницкой чайный магазин в традиционном китайском стиле. Этот дом, сохранивший своё предназначение и в наши дни, скоро стал одной из экзотических достопримечательностей Москвы.

В начале XIX века чай прочно вошел в русский быт и стал не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Особенно популярен напиток был среди москвичей, за это их, даже, прозвали водохлебами.

Знаток городской жизни литератор Гиляровский (или попросту дядя Гиляй, как его называли знакомые извозчики) оставил прекрасное описание старых московских трактиров. В дешевых трактирах за чаем грелись извозчики, а в солидных заведениях крупные коммерсанты за чаем заключали сделки на сотни тысяч рублей. Любимые чайные были у артистов, писателей, художников. Автор «Рассказов о старой Москве» Вьюрков очень точно описывает московское чаепитие: "Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и "просто так".

В Замоскворечье, старинном купеческом районе Москвы, чай пили только с медом и с изюмом, экономя дорогой сахар. Солидные купцы, попивая горячий чай после бани, имели обыкновение издерка поглаживать свой корпус в разных направляениях, что значило, что чай пошёл по душе, по всем жилкам. И до сих пор русские люди, сделав глоток горячего чаю иногда не могут удержаться, чтобы не выдохнуть с удовольствием звук: «А-ах!».

С чем пьют чай в России?

В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Угощение за чайным столом было весьма разнообразно и, конечно, зависило от достатка хозяев. Вообще, в России чай принято пить с любой сладкой выпечкой, но на чайном столе могут присутствовать и солёные пироги, бутерброды с ветчиной или сыром. В старину утром во время завтрака чай пили с хлебом, булками или баранками, сушками, калачами или печеньем. По воскресным дням и для званых гостей в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято подавать бутерброды, халву, пирожные, фрукты, ягоды, орехи или восточные сладости. На купеческом столе, кроме хорошего чая, были также ореховые вафли, французское и американское печенье, шоколадные конфеты, а крестьяне пили недорогой чай, заваривая его с мятой, листьями смородины, мяты, земляники или вишни, добавляя в него яблоки.

Чай также пили со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье намазывали на хлеб или ели ложкой из блюдца. Сахар в XIX в. был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». В отличие от рафинада, колотый сахар не растворялся моментально, но был долгоиграющим, как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай в Росии добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

З абытый исконно русский чай

задолго по появления привозного чая, в России пили так называемый «копорский чай», названный так по месту его изготовления в городке Копорье близ Петербурга. Летом по всей России цветёт известный нам Иван-чай или кипрей (лат. Epilobium). По своему составу он очень близок к китайскому: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С, благодаря чему копорский чай способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. В старину из его листьев делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу англичанам. Но с появлением «заморского чая» в результате мощнейшей конкуренции с Ост-Индской чайной компанией, производство копорского чая в России практически прекратилось. Сейчас его заготавливают лишь в нескольких сёлах.

Повсеместное употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Известно, что Пушкин любил пить чай с ромом, а в его романе «Евгений Онегин» (1823-31), кроме прекрасного описания чаепития в доме Лариных, мы находим легкую иронию по отношению к молодой провинциальной барышне, разливавшей чай, подобно героиням английских романов:

Смеркалось, на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Над ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою
По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал

Рассказчик в романе Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-40) с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Николай Васильевич Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками («Записки суасшедшего» (1834), провинциальная помещица – с фруктовой наливкой («Мертвые души», 1842), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями» («Шинель», 1842).

Герои русских классиков Достоевского, Толстого и Чехова постоянно пьют чай. Детальное описание того, как в старину подавали чай, встречаем у Достоевского в «Бесах» (1870-72): «Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

У Толстого в «Семейном счастье» (1859) говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: "Петру Ивановичу, Марье Миничне", спрашивать: "сладко ли?" и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах Чехова интеллигенция и дворянство часто пьёт чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа. - Сяду себе в уголочке и всё чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много - четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (...) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения. Надеюсь, что читатель, ознакомившись с русскими традициями чаепития, сумеет лучше понять знаменитую «загадочную русскую душу», которая может раскрыться в задушевном разговоре за чашкой ароматного чая.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.
Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.
Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай по-русски принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай по-русски готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

15 декабря весь мир отмечает Международный день чая. В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. "За самоваром" решались дела и вершились судьбы. "Чаемания" сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

Шесть тысяч верблюдов чая в год

Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.

При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».

Чаепитие как образ жизни

Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру. Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

Антично-китайский самовар

Самовар тоже был когда-то иностранцем. Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.

На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками.
Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

«Любо надуться чаю из блюдца!»

Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с... По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

От «Солитера» до «Мадонны»

Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира.

В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды.
С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон.
В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.

Баба на чайник и не жалейте заварки

Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский.
Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные