Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая…". «Отговорила роща золотая»: анализ

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком.

В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный мир природы. Лирический герой стихотворения восхищается "широким месяцем над голубым прудом", костром "рябины красной". Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой - уже не молодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что "журавли печально улетают", что "отговорила роща", голые равнины. Такое состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, вспоминает веселую юность и "души сиреневую цветь". Ему никого и "ничего в прошедшем не жаль". Лирический герой понимает, что все в мире проходит, и нет ничего вечного. Природа тоже “умирает", но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.

Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (журавли не жалеют, грезит конопляник). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (костер рябины красной) и эпитеты (березовый язык, ненужный ком) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Сергей Александрович Есенин действительно - поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

С. А. Есенин – знаковый для России поэт. В своих стихах он отражал русскую душу и прославлял родную природу, изображал вечное и одновременно простое, руководствуясь собственным сердцем, а не конъюнктурными соображениями. Этот поэт мастерски рисовал пейзажи, его язык отличается редкой образностью.

Раннее творчество наполнено оптимизмом, нежными красками, но в 20-е годы на С.А.Есенина накатила тоска. Это было связано не только с взрослением и пониманием того, что годы уходят, но и с проблемами в творчестве, самореализации, любви. Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров «Красной нови», выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал:

Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта.

В 1924 году С.А.Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая», где подводил своеобразные итоги своего творческого пути. А через год покончил с собой, поэтому данный стих можно считать реквиемом.

Основная тема стихотворения «Отговорила роща золотая»

Главная тема стихотворения – смысл жизни, творческие итоги. Оно автобиографично, поэт, оглядываясь назад, приходит к неутешительным выводам, что года растрачены напрасно, «каждый в мире странник», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Лирический герой, как роща, уже «отговорил веселым языком», на смену веселью пришли задумчивость, мысли о том, что все проходит и стремиться в вечность. С.А.Есенин чувствует одиночество («стою один среди равнины голой»), но он ни о чем не жалеет и ничего не ждет. Однако в его душе некая гармония, заключенная в тесной связи с природой, которая переменчива и в тоже время постоянна, законы которой мудры и просты: он любуется окружающей природой и находит в этом успокоение. Тему поэта и поэзии С.А.Есенин также затронул: он говорит, что его «грустные слова» могут «сгрести в один ненужный ком», но они все равно останутся еще надолго.

«Отговорила роща золотая»: средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено выразительными средствами. Это и эпитеты («роща золотая», «березовый, веселый язык», «широкий месяц», «души сиреневая цветь», «милый язык»), метафоры («горит костер рябины красной», «время, ветром разметая, сгребет их все»). Несмотря на печаль, которой проникнуто все стихотворение, оно невероятно красивое и образное, как и вся поэзия С.А.Есенина.

«Отговорила роща золотая»: размер стиха

Написано ямбом, с помощью перекрестной рифмы. Композиция имеет кольцевую форму, стихотворение начинается с фразы «Отговорила роща золотая…» и также заканчивается, эти строки можно считать главной мыслью произведения, подчеркивающей грусть и безысходность в мыслях поэта, которые вскоре и приведут его в петлю.

Почему оно актуально?

С.А.Есенин – гениальный поэт, его стихотворения находят отклик в душе читателей до сих пор, у каждого человека наступает такой же период подведения итогов и светлой печали об ушедших днях молодости. Поэтому человек любого пола, возраста, социального положения, открыв томик С.А.Есенина, найдет для себя что-то свое. Это ли не главная награда для творца?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Отговорила роща золотая...» - одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях... мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности... к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».

Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»... Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса». Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» - тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник...»).

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

Есенин:

1-я строфа: Уж не жалеют...
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет...
Не жаль души...

Народная песня:

Нету милого дружка,
Нету друга, нет подружки,
Нету матушки моей...

Почти в точном соответствии фольклорному канону - особенностям построения лирической необрядовой песни - решена и композиция стихотворения.

Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком - ни о ком - дом - прудом.

За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

Так я роняю грустные слова.

Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению - добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы. Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть - монолог лирического героя.

Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым - веселой; не жалеют - не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль ...»
Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть...»

Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой...» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Стоял-шумел высокий дуб
В могучей красоте...

Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку. Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г. Есенин своим стихам уже не желал... Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер - с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...» преодолел эту трудность.

Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой - от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме - конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени - и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»). Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний - символ творческого горения. Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности - красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ - рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?

Попытка разрешить этот роковой вопрос - в шестой, последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Шестая строфа - третья часть стихотворения, или кольцо.

Кольцо - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» -описательная часть; «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо.)

Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка. Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая - ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют. Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так...». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так...» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

Кроме того, обращение «скажите так...» вводит в подтекст еще один содержательный элемент - образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево ) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор - истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла - «среди долины ровныя, на гладкой высоте ». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...

И так скажите... что березовая сия опада, сия золотая словесная груда - не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России - «все, что зовем мы родиной».

Сергей Есенин был настоящим сыном своего народа. Любовь к своему краю, глубокое восхищение окружающей природой, прорастает мощными корнями во всем его творчестве. Именно через образы окружающих пейзажей, Есенин удачнее всего передавал собственные душевные переживания и психологическое состояние философа-мыслителя.

Ярким примером его творчества, насыщенного особой, народной музыкальностью, является произведение «Отговорила роща золотая…». Оно написано в период жизни, когда поэт стал задумываться о смысле существования. О том, что станет с его главным наследием-стихотворениями. Будут ли они забыты, время «сгребет их все в один ненужный ком» или о них станут помнить еще долгие поколения? Ассоциируя себя с образом золотой рощи, что отговорила, он надеется на то, что его приход на Землю имел какой-то важный смысл.
Несмотря на лирическое, минорное звучание произведения, общая его интонация жизнеутверждающая.

Поэт-песенник понимает, что он - бессмертная часть Вселенной, что он часть окружающего мира, пока «грезит конопляник». Вместе с этим произведение начинался глубокий, обретающий смысл, период жизни поэта.

Анализ стиха №2

Это стихотворение Сергей Есенин написал всего за год до своей смерти, точней – до самоубийства. Оно проникнуто грустью.

Природа одушевлена: даже роща говорит, у неё свой язык. Как у русских – русский язык, у берёз – берёзовый, логично, но в то же время неожиданно. Язык рощи «веселый», просто потому, что листья всегда «лепечут» - шелестят весело, даже если заканчивают разговор, потому что пришла осень.

В первой строфе читатель слышит рощу, видит улетающий клин журавлей. Часто эти птицы ассоциируются с душами умерших. Но здесь поэт заявляет, что даже эти птицы ни о ком уже не жалеют.

Вторая строфа начинается с вопроса, кого жалеть. Тут же даётся ответ, что, вообще, некого, ведь все в этом мире на небольшой срок. Каждый сравнивается со странником. И всё-таки людям хочется, чтобы их помнили – о каждом, даже самом незаметном человеке, даже при всех недостатках. И поэт утешает, что хотя бы конопляник и месяц над прудом не забудут никого.

В третьей строфе появляется образ поэта. Есенин один посреди пустой равнины. Одиночка, который в поле не воин, как говорят. Поэт признаётся, что вспоминает юность, но ни о чём не жалеет. Равнина, понятно, означает его опустошенность в тот момент, когда остались только воспоминания.

Четвертая строфа показывает, чего именно не жалко поэту. Единоначалием «не жаль» приводятся напрасные года, сиреневые цветы души… В последнем сравнении речь идёт о юношеской наивности, чистоте и любви. И хотя здесь многократно утверждается, что «не жаль», но всё же понятно, что всего потраченного напрасно (в первую очередь душевных сил) Есенину жаль. Вот только он понимает, что ничего не вернуть, не исправить.

Далее появляется прекрасное сравнение рябины с холодным костром. По алому цвету, по контрасту с осенней природой гроздья рябины «горят», но они совсем не греют. Ощущение холода в душе поэта проявляется здесь. Ведь внешне всё может быть хорошо, «тепло», но в сердце холод. И теперь Сергей Александрович сравнивает себя со сбрасывающим листья деревом. Свои грустные слова сопоставляет с падающими листьями. Своим словам-листьям поэт пророчит печальную судьбу: их или разметает ветер, или соберёт в ком – ненужный.

Стихотворение замыкается в кольцо повторением того, что прекрасная роща печально отговорила.
В этом стихотворении размышления, соединенные с восхищением русской природой, переданы через элементы пейзажа.

Анализ стихотворения Отговорила роща золотая по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

    Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.

  • Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

    Некрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство

  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…) Фета

    Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

    Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада..

  • Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!

    Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Преобладающее настроение, его изменение

Уже в начале стихотворения Есенина появляется элегическое настроение автора.

Основные образы

В первой строфе появляется образ-символ – «роща золотая». По-моему, под рощей поэт подразумевает самого себя.

Во второй строфе появляется образ странника. Но слово несет в себе не только свое лексическое значение, в нем заключен более глубокий смысл. Речь идет о странствующей душе человека. Этот мотив сопровождает многие стихотворения Есенина. Например, в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся» мы встретим такие строки:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Он теперь видит ошибки, которые совершил; но главным для него всегда оставалась душа – без души человек просто оболочка.

В стихотворении очень много цветовых образов: роща золотая (слово «золотая» передает осенний пейзаж, а осень – символ увядания всего живого, в том числе и жизни самого автора), души сиреневая цветь (сирень – как символ мимолетности, сирень цветет недолго, но красивее, ярче остальных цветов), костер рябины красной (рябина – осенняя ягода; автор говорит о том, что к концу своей жизни большинство людей теряют страсть, которая переполняет их в юности – «Но никого не может он согреть»).

Цвета помогают Есенину отразить неповторимость каждого этапа жизни.

Поэтический синтаксис

Художественные приемы также выражают чувство печали. Например, используются олицетворения (отговорила роща, журавли не жалеют), эпитеты (роща золотая, березовым, веселым языком, печально пролетая), метафоры (журавлей относит ветер в даль, души сиреневую цветь, горит костер рябины красной), которые показывают, что стихотворение написано опытным, зрелым человеком.

Эмоции вызванные при прочтении

Мне кажется, стихотворение «Отговорила роща золотая…» является философским, потому что поэт рассуждает в нем о вечных вопросах: о душе, о жизни человека.

Думаю, каждый человек так или иначе задумывается об этом, но не все верят в душу, в вечную жизнь. Но, так или иначе, Есенин будет жить вечно в своих стихотворениях, в наших сердцах.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные