Вегетативное размножение растений таблица 1. Вегетативное размножение растений. Закрепление знаний и умений

Заполните таблицу:

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Вегетативное размножение. 2. Корневые отпрыски. 3. Листовые детки. 4. Окулировка. 5. Привой. 6. Подвой. 7. Размножение культурой клеток. 8. Преимущества вегетативного размножения.

Задание 1.

1. Ода особь. 2. Не происходит слияния генетического материала. 3. Деление, споруляция, вегетативное размножение. 4. Деление и споруляция. 5. Гаплоидный. 6. Мейоза. 7. Митоза. 8. Диплоидный. 9. Апланоспоры, зооспоры. 10. Спорофит. 11. Гаметофит. 12. Растения, образующие споры, морфологически неразличимые. 13. Растения, морфологически отличающиеся – микроспоры и мегаспоры. 14. Водоросли, мхи, хвощи, некоторые плауны и папоротники. 15. Некоторые плауны, водные папоротники, голосеменные и цветковые растения.

Задание 2.

1. 1 – корневыми отпрысками; 2 – корневыми черенками; 3 – корнеклубнями. 2. Малина, слива легко образуют на корнях придаточные почки из которых развиваются корневые отпрыски, достаточно их отделить и осадить на постоянное место. Корень хрена можно разрезать на части и посадить, каждый корневой черенок дает новое растение. Георгины размножают корневыми клубнями. Осенью их выкапывают и разделяют, высаживают весной. 3. 4 – придаточными почками на листьях; 5 – целыми листьями; 6 – листовыми черенками. 4. У бриофиллюма по краю листа образуются придаточные почки и образуются миниатюрные растения – детки, которые легко приживаются на новом месте. Целыми листьями размножается бегония, сенполия. В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Сансевьеру и бегонию можно разрезать на листовые черенки и из которых образуются новые растения.


Задание 3.

1. 1 – размножение надземными столонами (усами); 2 – размножение ползучими побегами; 3 – размножение отводками; 4 – размножение черенками. 2. 1 – после образования дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место; 2 – достаточно разделить растение на несколько самостоятельных; 3. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки, верхушку лучше привязать к колышку. Летом образуются придаточные корни и осенью растение можно отделить от материнского. 4. Многие растения размножаются черенками, например, отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

Задание 4.

1. 1 – корневищем; 2 – клубнем; 3 – луковицей. 2. Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Так размножают ирисы, астры многолетние. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

Задание 5.

1. 1 – копулировка (диаметр привоя и подвоя совпадают); 2 – окулировка, прививка глазком; 3 – прививка сближением; 4 – прививка в расщеп (диаметр привоя меньше диаметра подвоя); 5 – прививка в приклад (диаметр привоя меньше диаметра подвоя). 2. Привой – растение, которое прививают, подвой – растение, к которому прививают.

Задание 6.

1. Выращивание клеток на питательной среде называют культурой клеток. 2. Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют для уничтожения микроорганизмов и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем их можно разделить и в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения. 3. Клетки конуса нарастания сохраняют способность к делению, являются образовательной тканью.

Задание 7.

Орган растения Способ размножения Примеры растений Описание способа размножения
Корень 1. Корневыми отпрысками 2. Корневыми черенками 3. Корнеклубнями Малина Хрен Георгины На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются корневые отпрыски. Корень разрезают на части, каждый корневой черенок дает новое растение. Осенью выкапывают корнеклубни и разделяют, высаживают весной.
Лист 1. Листьями 2. Листовыми черенками 3. Листовыми детками Сенполия Бегония Бриофиллюм В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Нарезают листовые черенки и ставят в воду. Из них образуются новые растения. Детки, образующиеся по краю листа легко приживаются на новом месте.
Надземные побеги 1. Усами (столонами) 2. Ползучими побегами 3. Отводками 4. Черенками Земляника Клевер ползучий Смородина Традесканция После образования корней у дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место. После образования корней достаточно разделить растение на несколько самостоятельных. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки. Осенью растение можно отделить от материнского. Отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.
Подземные побеги 1. Корневищем 2. Клубнем 3. Луковицами Ирисы Картофель Лук Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.
Прививки 1. Сближением 2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору) 5. Окулировка Яблоня Вишня Яблоня Срезают часть коры с древесиной с привоя и подвоя, совмещают их и забинтовывают. Если диаметр привоя и подвоя совпадает, косо срезают, совмещают кору и древесину и забинтовывают. Или прививают в расщеп или под кору, если диаметр привоя больше. Срезают с привоя почку с корой и древесиной и вставляют ее в Т-образный надрез подвоя. Забинтовывают.
Культура тканей Клетками образовательной ткани Жень-шень Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения

Задание 8.

1. Размножение с помощью вегетативных органов. 2. Растения, образовавшиеся из придаточных почек на корнях. 3. Растения, образовавшиеся из придаточных почек, образовавшихся на листьях. 4. Способ вегетативного размножения с помощью прививки почек. 5. Растение, которое прививают. 6. Растение, к которому прививают. 7. Группа клеток образовательной ткани, из которой выращивают большое количество новых растений. 8. Вегетативное размножение полностью сохраняет свойства материнского растения.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Вегетативное размножение - один из видов бесполого размножения. Оно свойственно почти всем представителям царства растений. В природе нередко наблюдается такая картина: одно растение, например земляника , разрастаясь своими ползучими побегами - усами, занимает большую территорию. При этом некоторые побеги могут оторваться от материнского организма и продолжать жизнь самостоятельно. Та же отломившаяся ветка ивы , попав в благоприятные условия, укореняется. Вскоре из ветки вырастает новое растение, иногда на достаточно далеком расстоянии от материнского. Это примеры вегетативного размножения растений с помощью стебля .

Растения в природе нередко размножаются листьями . Так, в сыроватых местах луга встречается растение сердечник луговой . Его сложные листья, соприкасаясь с влажной поверхностью почвы, образуют придаточные корни и почки. Отделившись после этого от материнской особи, они образуют из почек свои побеги и живут как новое растение. Листьями в природе размножаются, например, бегония , сансевьера, каланхоэ, сенполия . Начало развитию новых растений при вегетативном размножении всегда дают почки (пазушные или придаточные).

Вегетативное размножение - это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега.

Вегетативное размножение свойственно высшим и низшим растениям.

У низших растений (водорослей) вегетативное размножение могут осуществлять отделившиеся кусочки слоевища или отдельные его клетки. Высшие растения (споровые и семенные) размножаются всеми вегетативными органами - корнями, побегом, а также его частями: стеблем, листьями, почками. У высших растений, особенно у цветковых, вегетативное размножение может сочетаться и чередоваться с половым размножением.

Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например измениться размеры растения.

При вегетативном размножении отделившиеся дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.

Совокупность новых растений (особей), возникших вегетативным путем от одного материнского растения, называется клоном (от греч. клон - «отпрыск», «ветвь»). Образование клонов позволяет каждому растению иметь однородное потомство, повторять себя в своих потомках без изменения наследственных качеств. Клонированием создается возможность сохранить исходные свойства материнских растений в течение достаточно длительного времени. Только таким способом удается сохранить своеобразные особенности какого-либо сорта у культурных растений.

В этом проявляется уникальность вегетативного размножения, а также его существенное отличие от полового.

Вегетативное размножение цветковых растений
Размножение надземными частями растения Размножение подземными частями растения

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

Ползучими побегами (луговой чай, клюква, живучка)

Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

Клубнями (картофель, топинамбур)

Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Если прорастание семян почему-либо у вида затруднено и подавлено, растение переходит на вегетативное размножение.

Вегетативное размножение у растений может осуществляться случайно отделившимися частями тела растения. Укоренение частей побегов, отдельных листьев, почек, кусочков корней и корневищ - это явление широко представлено в природе. Но у многих растений в процессе эволюции сформировались особые, специализированные части. К ним относятся: клубни, луковицы, столоны, усы, клубнелуковицы, корневища. Тому же служат и особые вегетативные части растения, называемые выводковыми почками .

Выводковые почки возникают у растений на листьях (бриофиллюм, папоротник-асплениум ) или в соцветии. Там они прорастают, образуя маленькую розеточку листьев с корнями, маленькую луковичку в пазухах листьев (лилии, лук, чеснок ) или крохотный клубень в соцветии (горец живородящий, мятлик бульбоносный ) . Люди с давних пор очень широко используют вегетативное размножение растений в своем хозяйстве.

Интерактивный урок-тренажёр (Выполните все задания урока)

Вегетативное размножение растений широко распространено в природе. Это естественный способ размножения и расселения растений. Оно дополняет половое размножение растений, а в некоторых случаях и заменяет его. Его преимущество в том, что дочерние организмы повторяют почти без изменений наследственные свойства материнского растения. Вегетативное размножение человек использует в растениеводстве.

Тема урока: «Вегетативное размножение растений»

Цели: 1. Продолжить формирование понятия – размножение.

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.

3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: таблицы по размножению растений, комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений, клубни, луковицы.

Задача урока :

    Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.

    Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними

    Показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.

Тип урока: комбинированный.

    Организационный момент (проверка готовности класса).

    Мотивация знаний. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в них. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Вопрос классу:

Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Ответ на этот вопрос вы найдете сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений».

1. Какие растения являются цветковыми? Как еще их называют и почему? (Растения, которые цветут, Покрытосеменные)

2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (Вегетативные – корень, побег, лист, стебель, почка. Генеративные – цветок, плод, семя)

3. Что такое размножение? (Это воспроизведение себе подобных)

Объяснение учителя:

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивать количество особей данного вида. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению, растения существуют на земле миллионы лет.

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

4. Какие способы размножения вам известны? (Половое и бесполое)

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

5. Почему размножение называют вегетативным?

Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей, или их видоизменений, а так же групп клеток.

Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории)

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Таблица «Вегетативное размножение растений»

    Усвоение новых знаний.

Способы вегетативного размножения:

(Изучение темы с примерами растений, которые размножаются таким способом)

    Листьями – Целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера).

    Стеблевыми черенками. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, виноград, традесканция).

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удается легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин).

4. Делением кустов. Большой куст делят на части(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).

5. Усами. Усы – удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, лютик, земляника, клубника).

6. Корневыми черенками. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений (одуванчик, вишня, малина, осот).

7. Корневыми отпрысками. Это побеги, выросшие из почек на корнях (слива, малина, вишня, сирень, осина).

Подземными видоизмененными побегами.

8. Луковицами. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).

9. Клубнями. Клубень – это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму и зачаточные листья, и пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур).

10. Корневищами. Корневище – это видоизмененный подземный побег (пырей, ландыш, ирис)

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, по этому следите за тем, в каком порядке проводится действие и запоминайте.

11. Прививками. Прививка – это приживление части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем. В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А каково их значение?

Значение вегетативного размножения

    1. Растения быстро расселяются на новые территории.

      Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным (земляника, ландыш).

      Сохраняются все признаки материнского растения.

      Успешная конкуренция с другими растениями.

    Закрепление материала:

1. О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2. Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычка растет»

«Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Практическая работа «Вегетативное размножение растений».

Выставление оценок, комментарий к проведению урока.

V . Домашнее задание: &, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Способы вегетативного размножения

Название растения

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация к разным этапам урока,
  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,
  • различные комнатные растения,
  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы
  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,
  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки). Используя материал урока, можно создать презентацию по своему усмотрению. Рисунки взяты автором разработки с сайта files.school-collection.edu.ru

I. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием размножение и с основными видами размножения. Сегодня нам предстоит боле подробно изучить один из способов размножения – вегетативное. В ходе урока нам необходимо выявить положительные стороны данного способа размножения по сравнению с другими. И возможно мы найдём и минусы этого способа. Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.

  1. Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?
  2. Заполнить схему “Способы размножения” (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).
  1. Определить способ размножения по бумажной модели (или рисунку)
    А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение).
    Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение).
    В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).

Каждый ответ обязательно комментируется учениками.

III. Изучение нового материала.

  1. Мы расскажем и покажем,
    Как размножать растения наши.
    Способов поверьте много,
    Но у всех одна дорога-
    Прибавлять собратьев ряд.
    Лучший будем выбирать.
  2. Решение вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение цветковых растений”. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
    Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.
    Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
    На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?
  3. Способы вегетативного размножения цветковых растений.
    Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
    Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)

Посмотри сюда дружок
Пред тобою черенок.
Стебель, почки и листочки,
Так и просятся в горшочек. (или в воду)

Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.

Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

Ветер ветку наклонил
И про ветку позабыл.
И на ветке от тоски
Появились корешки.

Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.

Можешь трогать коль не трус,
У клубники длинный ус.
Ты розетки отрезай.
И клубнику размножай.

Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а правильнее сказать земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум). Помощник отрезает розетку с частью уса и ставит в воду или прикапывает в горшочек.

Помощник раздаёт ребятам пластилин и просит повторить за ним. Делает долинный жгут, а затем разрезает или разрывает его на небольшие кусочки.

Это не урок технологии. Вы сейчас разделили корневище! Всё так просто!

Что там в земле за усище?
Да это ж хрена корневище.

С помощью деления корневища размножаются многие дикорастущие растения, например крапива, мята, ирис, ландыш, пырей.

Угадайте о чём идёт речь?
Много глаз на клубеньках.
И они пока закрыты.
А откроются глазки,
Когда землёй будут прикрыты.

Конечно же, это размножение с помощью клубней. Так размножается картофель, топинамбур. Нужно помнить правило: чем больше глазков, тем лучше. Не делите клубень на множество частей.

Разберётся новичок,
Целый куст даёт листок.
Срежь листок и посади.
Новый кустик впереди!

Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сенполии, сансевьеры.

Помощник срезает лист сенполии под углом 45 градусов. Поясняет, что срез необходимо подсушить на воздухе в течение 15-20 минут, а потом ставить в воду или помещать в грунт.

Они из долек состоят
Какие дружные семейки!
И друг за друга постоят,
Попробуй-ка, разбей-ка!

Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек. Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углём для дезинфекции. Ученикам предлагается провести деление луковиц.

Куст огромный, куст могучий
Много места занимал.
Разделили на три части
Пока кустик наш дремал.

Куст необходимо освободить от верхнего слоя почвы и разделить, выбрав для этого путь минимального повреждения.

Сидели словно в клетке
На маме эти детки.
Вот это детки-экстрималы!
Прыжки, полёты всё им мало!

Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное – каланхоэ.

III. Закрепление.

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Есть ли у вегетативного способа преимущества над размножением семенами и наоборот? (обсуждение)

Ребята, вам выданы таблицы. Я предлагаю вам заполнить 1 колонку. 3 колонку заполним вместе (заполнение и осуждение)

Название способа

Названия растений

Домашнее задание. Заполнить вторую колонку таблицы. Повторить вопросы: способы размножения, строение растений, вегетативное размножение. Подготовка к тесту.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные