Учебно-методическое пособие по истории (9 класс) на тему: История Тувы. Самые богатые люди тувы

Республика Тыва с древних веков до XVI в.

Освоение территории началось в каменном веке более 20 тыс. лет назад. В разное время здесь жили скифские племена, гунны, многочисленные тюркские племена, уйгуры, кыргызы, в I тыс. н.э. происходило становление тувинской национальности. На протяжении II тыс. н.э. тувинская земля входила в состав государственных образований чингизидов, джунгаров и маньчжуров. С VI в. до середины IX в. территория Тывы входила в состав Тюркского, Уйгурского и Киргизского каганатов; а с начала XIII и до конца ХIV века завоёвана монголо-татарами и была под властью Чингисхана. Последующие два века имела относительную самостоятельность, но с конца XVI века попала под власть северо-монгольских государств.

Республика Тыва в XVII-XVIII вв.

Распад Монгольской империи в начале ХVII в. привел к образованию нескольких ханств. Земли к северу от Кобдо вплоть до Саян, а затем от Алтая на западе до Копсе- Холя на востоке принадлежали тувинским племенам, находившимся в составе западно-монгoльcкого ханства.
Тувинские племена, находившиеся под владычеством Алтын-ханов, кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, и восточнее - до оз. Копсе-Холь.
Положение тувинцев в составе государства Алтын-ханов было тяжелым. Являясь албату, они обязаны были платить натуральные налоги (скотом, пушниной, изделиями домашнего производства и т.д.), нести уртельную (ямскую) повинность, воинскую службу.
Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания "тувинцы", которым именовали себя все Саянские племена.
В результате войны между джунгарскими и маньчжурскими ханами, спровоцированной маньчжурами, большая часть ясачных тувинцев Иркутского и Красноярского уездов оказались вновь под властью джунгарских ханов, а несколько позднее и халхаских феодалов вассалов цинов.
После победы маньчжурских войск над джунгарами тувинские племена раздробились и вошли в состав различных государств. Основная часть их осталась в Джунгарии, неся воинскую повинность; например, в 1716 г. тувинские войска в составе армии джунгаров участвовали в рейде в Тибет.
Тувинские племена, кочевавшие на контролируемой маньчжурами территории от р. Хемчик до Монгольского Алтая, находились под властью хотогойтского князя Бубэя. Эти племена, слывшие непокорными и воинственными, в то же время ценились как отменные воины, превосходящие по силе, ловкости и храбрости монголов. Слава о них дошла и до русских пределов.
Во время очередного похода в 1720 г. Бубэй взял в плен 400 тувинцев, которых переселил затем в урочище Баянцзурх в Цэцэнхановский аймак. А в 1722 г. непокорное племя зайсана Лопсан-Шыырапа угоняется маньчжурами далеко на юг, в чжахарские владения.
После смерти императора Канси волнами прокатились восстания отчаявшихся поселенцев-тувинцев в Халхе. С первым восстанием племени Лопсан-Шыырапа маньчжуры расправились быстро. Однако тувинские племена настолько сильно были разорены поборами и военными набегами монголо-маньчжурских войск, что император вынужден был дать распоряжение о выделении им скота.
В 1725 г. зайсан Хуралмай вновь поднял на борьбу против маньчжуров свое племя. Это выступление охватило и тувинцев, живших по Улуг-Хему и Хемчику. Бубэй послал в погоню за Хуралмаем свoeгo сына, а сам двинулся на Улуг-Хем и Хемчик, где свирепо расправился с повстанцами, казнив всех сообщников Хуралмая.
В 1726 г. ойратский хан Цзвзнравдан снова потребовал от императора вернуть Джунгарии земли по Улуг-Хему и Хемчику. Но он и на этот раз получил решительный отказ. Бубэю же было поручено организовать охранную зону по р. Тес на случай вторжения джунгаров с юго-запада.

Республика Тыва в XVIII-XIX вв.

В конце ХVII - начале ХVIII в. Россия заботилась о мирном движении своих людей на восток к Великому океану с целью освоения территорий Сибири и Дальнегo Востока, ища одновременно добрососедских отношений с Цинским Китаем.
Согласно Буринскому и Кяхтинскому трактатам, подписанным в 1727 г., между Китаем и Россией устанавливаются торговые связи, определяются статус Российской духовной миссии в Пекине и порядок дипломатических сношений через российский Сенат и цинский Лифаньюань. В результате заключения этих трактатов была демилитаризована граница. Вслед за подписанием и ратификацией Кяхтинскогo догoвора, определившего русско-монгольскую границу, обеими сторонами были созданы пограничные караулы.
Пограничный режим в районе Тувы окончательно определился в результате разгрома и уничтожения Джунгарии в 1755-1766 ГГ. войсками Цинской империи, вследствие чего Тува подпала под власть китайского богдыхана.
Маньчжурские власти ввели в Туве в 1760 г. военно-административную систему управления, в которую включались хошуны (удельные княжества), сумоны и арбаны.
При господстве монгольских ханов тувинские племена управлялись посредствам степногo феодальногo права, официальными сводами котоpoгo являлись "Их цаас" Чингисхана, "Монголо-ойратские законы" и "Халха Джирум". Маньчжуры с учетом старомонгoльских законов ввели свод постановлений и законов, относящихся ко всем племенам, вошедшим в состав империи богдыхана, - "Уложение палаты внешних сношений". Этот свод подтверждал наследственное право Bepxoвнoгo собственника-императора Цинской династии на землю Тувы и подданство ему тувинцев, наделял ханов и нойонов Монголии и Тувы правом совладения Тувой.
Еще в конце 30-х годов XIX в. русские золотоискатели нашли месторождение золота в Сыстыг-Хеме и начали нелегальную eгo разработку. В 70-е годы, вопреки запретам тувинских и китайских властей, разрабатывались золотые россыпи на Серлиге и Сескиире. Уже в 1883 г. на Серлиге действовало девять приисков, а в 1896 г. - одиннадцать с 500 рабочими. Наряду с русскими в приисках работали и тувинцы, в основном, землекопами и подсобными рабочими. Некоторая часть богатых тувинских предпринимателей выгoдно сбывала свою продукцию на этих приисках, используя острую нужду рабочих в продуктах питания и некоторых товарах. Русско-тувинские связи в этой области еще более расширились к началу ХХ в., когда золотодобыча росла, двигалась в глубь Тувы, принося большие прибыли и с лихвой покрывая установленный для царской казны сбор.

Республика Тыва в первой половине XX в.

В начале ХХ в. в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Урянхая, имеющегo исключительно важное для России стратегическое значение. С 1903 по 1911 г. обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым, Ю. Кyшелевым, А. Барановым, В. Родевичем.
После китайской революции 1911 г. создались благoприятныe условия для вхождения Тувы в состав России. В январе 1912 г. амбын-нойон первым обратился к русскому царю с подобным прошением, затем к нему присоединились хемчикский хамбу лама Лопсан-Чамзы, нойон Буян-Бадраху, а затем и другие правители хошунов. Однако царские власти, боясь осложнения отношений с Китаем и европейскими партнерами, промедлили с решением вопроса и только 17 апреля 1914 г. объявили высочайшую волю царя - взять под свое покровительство Урянхайский край.
Присоединение Тувы к России не приняло форму протектората, для этогo были слишком большие препятствия. После длительныx перегoворов между дипломатами России, Китая и Монголии 25 мая 1915 г. было подписано "Трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономной Внешней Монголии".
Революционные события 1917 г. оказали влияние на выбор Тувой дальнейшего пути развития. 18 июня 1918 г. в Туве состоялось совместное заседание тувинского и русского съездов, на котором был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского населения. Но начавшаяся в этом же году Гражданская война отодвинула реализацию самоопределения и решение вопроса о государственном устройстве Тувы.
В 1921 году в Туве победила народная революция. 13-16 августа в местности Суг-Бажи Тандинского района состоялся Всетувинский Учредительный Хурал девяти хошунов, который провозгласил образование Тувинской Народной Республики и принял первую Конституцию.
Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР.
С 1926 г. Тува стала называться Тувинской Народной Республикой (ТНР). Советская Россия оказывала огромное идеологическое влияние на республику. ТНР развивалась по некапиталистическому пути развития под руководством Тувинской народно-революционной партии.
В 1929 г. был определен курс на построение социализма и намечен план коллективизации крестьянских хозяйств. В то же время 1930-е гг. ознаменовались широкими репрессиями против зажиточных скотоводов, причисленных к классу феодалов, ламаистского духовенства, бывшего политического руководства.
Репрессии были санкционированы ТНРП. СССР оказывал ТНР постоянную политическую, экономическую и культурную помощь.
В 1930-1931 гг. была проведена первая перепись населения Тувы. Огромное значение имело создание в 1930 г. тувинской письменности, способствовавшей развитию литературы и искусства.

Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Аннотация: В статье рассмотрена периодизация истории этнографического изучения тувинцев, которая показывает развитие научно-познавательного интереса исследователей и общую динамику выхода публикаций о Туве и тувинцах с начала XVII в. по настоящее время.

Ключевые слова: этнография тувинцев, периодизация, история, Тува, этнографическое , этнография русских, зарубежные тувинцы.

Periodization of the history of ethnographical study of Tuvans

Ch. K. Irgit

Abstract: Article puts forward a general periodization of the history of ethnographical research of Tuvans showing the development of researchers’ cognitive and scientific interest and the overall dynamics of publications about Tuva and Tuvans from the beginning of the 17th century to the present time.

Keywords: Tuvans’ ethnographics, periodization, history, expeditions to Tuva, ethnographical tuvinology, interdisciplinary.

Задолго до оформления этнографии как научной дисциплины русские и иностранные исследователи стали собирать сведения о народах Сибири. К числу этих народов относятся тувинцы - коренное население верховьев Енисея. Этнографическое изучение тувинцев имеет достаточно длительную историю. Наибольший вклад в сборе сведений об их культуре и быте внесли отечественные географы, ботаники, путешественники, купцы, чиновники государственных ведомств и ученые. Полученные ими материалы о быте и культуре тувинского народа стали ценнейшей источниковедческой основой для исследований отечественной этнографии XX в. и собственно тувинской этнографической науки, формирование которой приходится на середину XX в.

При рассмотрении общей истории этнографического изучения важно не только выявить соответствующие источники, но и очертить границы периодов этой истории и тем самым создать основу для построения периодизации. В общем определении периодизация характеризуется как деление процессов развития общества и природы на периоды, отличающиеся друг от друга на основе определенных признаков или принципов. Под периодом понимается промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс или этап общественного движения (Большой энциклопедический словарь, 2002: 896).

Периодизация позволяет выстроить определенную хронологическую систему вышедших работ с последующей их классификацией, систематизацией и обобщением содержащихся в них данных, иначе говоря, выделить периоды истории изучения тувинцев. В переходах между этапами прослеживаются качественные и количественные изменения корпуса источников.

Общая периодизация этнографических исследований о тувинцах необходима, во-первых, для упорядочивания и анализа источников по этнографии тувинцев за период с XVII по начало XXI в., во-вторых, она показывает развитие (по возрастающей линии) научно-познавательного интереса исследователей и общую динамику выхода публикаций о Туве и тувинцах в течение нескольких столетий.

Специально этой широкой проблеме посвящены небольшие, но очень ценные статьи известного этнографа-тувиноведа С. И. Вайнштейна «Краткая история этнографического изучения тувинцев» (1968) и «Этнографическое изучение тувинцев» (1975). Им была разработана периодизация этнографического изучения тувинцев - с начала XVII в. до середины XX в. В ней выделены четыре периода:

Первый период - от XVII в. до 80-х гг. XIX в., когда этнографические сведения становились достоянием науки в результате общих наблюдений над бытом тувинцев;

Второй период - от конца XIX в. до образования Тувинской Народной Республики (ТНР) в 1921 г., во время которого в Туве проводились этнографические экспедиции;

Третий период - годы существования ТНР (1921–1944), когда специальное этнографическое изучение не проводилось, но ценные материалы накапливались в ходе различных хозяйственных и демографических экспедиционных обследований;

Четвертый период - с 1944 г., когда разворачиваются широкие этнографические исследования, организуемые местными и центральными научными учреждениями (Вайнштейн, 1968: 251–252).

В монографии А. К. Кужугет «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» (2006) представлена хронология трансформационных процессов духовной культуры тувинцев, происходивших с начала XX по начало XXI в. Она включает и развитие гуманитарной (в том числе этнографической) науки в Туве в эти годы. Ученая выделяет три периода: первый - годы существования Танну-Тувинской республики (1921–1944) (совпадает с третьим этапом периодизации С. И. Вайнштейна); второй - советский период для Тувы (1944–1991) (начало совпадает с началом четвертого этапа в периодизации С. И. Вайнштейна); третий - постсоветский период (1991–2005) (Кужугет, 2006: 179–264).

Периодизация исследований по Туве представлена Ч. К. Ламажаа, которая включает три этапа в соответствии с тремя историческими этапами в развитии научного знания о тувинском обществе:

На первом этапе сбор сведений о быте и обычаях тувинцев производился учеными и путешественниками, начиная с конца XVIII в., в XIX в., до начала ХХ в., посещавшими территорию в центре Азии, называемой Урянхайским краем, или Сойотией. На этом этапе был собран и описан большой объем этнографического материала, характеризующий развитие традиционного тувинского общества;

Ко второму этапу относятся исследования с 1920-х годов советских ученых московской, петербургской (ленинградской) этнографических школ, а также работы ученых уже самой Тувы (Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, основанного в 1945 г.). В фундаментальных трудах, наряду со сбором и описанием этнографического материала, были проанализированы первые трансформационные тенденции традиционного общества.

На третьем этапе появляются работы обобщающего характера, в частности по современным проблемам жизни Тувы. Это исследования по этносоциальной, социокультурной, этноконфессиональной проблематикам, а также по социально-экономическим вопросам (Ламажаа, 2008: 9–12).

Авторы рассмотренных периодизаций являются представителями разных научных дисциплин (этнография, культурология, философия), но их объединяет общее исследовательское поле - традиционная культура тувинцев, хотя каждый изучает ее под разным углом зрения. При выделении периодов истории этнографического изучения тувинцев учитываются три указанные периодизации, но в основном будем опираться на разработку С. И. Вайнштейна (до 1945 г.), а для последующего времени обращаться к периодизациям А. К. Кужугет и Ч. К. Ламажаа, несмотря на то, что в них имеются небольшие расхождения. Признавая и отмечая огромную заслугу С. И. Вайнштейна в области , отметим, что периодизация ученого доведена только до середины XX в., поэтому требует дополнения и небольшой корректировки.

При формировании общей периодизации истории исследований о тувинцах должны быть определены критерии разграничения периодов. Основными критериями в дополненной нами периодизации являются способ собирания этнографического материала (случайность, целенаправленность) и объем собранного материала (отрывочность, полнота). Кроме отмеченных критериев, нам следует учесть и иные факторы - особенности политического и социально-экономического развития Центральноазиатского региона и сопредельных стран в рамках выделенных периодов, которые косвенно, а зачастую и прямо влияли на сбор сведений. Так, в течение первого и второго периодов истории изучения, т. е. с XVII в. по 1920-е гг., Тува входила в состав различных государств - сначала Алтын-ханов, затем Джунгарии, а после Цинской империи. Для русских исследователей они были иноземной территорией, попасть в которую было затруднительно, следовательно, удавалось собрать лишь отрывочные, а парой и не достоверные сведения. Со сближением с Россией и с окончательным вхождением в ее состав создаются благоприятные условия для изучения этнографии Тувы.

Представляемый нами вариант периодизации этнографического изучения тувинцев выглядит следующим образом:

Первый период: XVII в. - первая половина 1890-х гг. Данный период этнографического изучения тувинцев, выделенный С. И. Вайнштейном, охватывает достаточно длительный временной отрезок - почти три столетия. Поэтому в рамках начального периода выделяем три этапа с указанием оснований их разделения:

Первый этап: XVII - начало XVIII в. , со времени появления документов с упоминаниями о родоплеменных группах, вошедших позднее в состав тувинцев, и до 1701 г. - года окончания составления С. У. Ремезовым «Чертежной книги Сибири»;

Второй этап: 1730-е - 1840-е гг. , со времени проведения специально организованных Академических экспедиций, в ходе которых вышли первые обобщающие труды о народах России, включающих описание населения территории современной Тувы, и до создания Русского географического общества (РГО);

Третий этап: вторая половина XIX в. , когда по линии РГО проводились экспедиционные поездки на территорию Тувы в рамках исследования более обширных территорий, и до организации первой специальной экспедиции в Туву в 1897 г., знаменующей начало следующего, второго периода изучения тувинцев.

На каждом отрезке первого периода изучения происходили изменения, выражавшиеся в способах и количестве собранного материала о населении территории, входящей в современную Туву. В целом в этот период материалы о тувинцах собирались, в основном, во время кратких поездок, либо часть территории Тувы охватывалась для изучения ее населения попутно, в рамках экспедиций, имевших целью исследовать более обширные территории (к примеру, экспедиции Г. Н. Потанина и Н. Ф. Катанова). При этом сведения характеризовались отрывочностью, а в некоторых случаях материалы о тувинцах служили приложением к данным о других народах, живущих по соседству с ними. Подобный способ собирания материалов, наряду с другими, сохранился и в последующие годы.

Второй период: вторая половина 1890-х - 1920 г. С конца 1890-х гг. происходят изменения в способе сбора сведений о тувинцах, а именно, организуются специальные этнографические экспедиции непосредственно в Туву (П. Е. Островских - в 1897 г. и Ф. Я. Кона - в 1902–1903 гг.). Это обстоятельство стало существенным моментом, показывающим небольшой, но важный сдвиг в исследовании тувинцев. При этом к концу XIX - началу XX в. изучение Тувы все больше и больше приобретает целенаправленный характер, особенно после установления протектората Российской империи над Тувой в 1914 г.

Третий период: 1921–1944 гг. Охватывает всего лишь двадцать с лишним лет, во время которых произошла череда событий, приведшая впоследствии к качественным изменениям в изучении тувинцев. Основанием для выделения этого периода служит создание в 1921 г. Тувинской Народной Республики. Это событие важно в том плане, что с 1920-х гг. в Туве организуются мероприятия по повышению образовательного уровня ее населения. Введение светского образования в этот период имело очень большое значение для повышения уровня грамотности тувинского населения, а это было одной из предпосылок для подготовки в будущем национальных кадров - исследователей-этнографов. Этнографическое изучение тувинцев было продолжено этнографо-антропологической экспедицией 1926 г. под руководством профессора МГУ В. В. Бунака; важным источником являются материалы первой тувинской сельскохозяйственной и демографической переписи 1931 г., в которых детально представлены сведения по хозяйству и быту тувинцев к началу 1930-х гг.

Четвертый период: 1945 г. - начало 1990-х гг. Четвертый этап характеризуется насыщенностью событий, которые сыграли важную роль в формировании уже собственно тувинской этнографической науки. В этот период можно выделить три связанных между собой направления в развитии тувинской этнографической науки: 1) подготовка научных кадров - ученых-этнографов, создание и деятельность Тувинского научно-исследовательского института; 2) организация комплексных экспедиций; 3) деятельность первого музея Тувы в этнографических исследованиях. Начало этого периода определяется созданием в 1945 г. Тувинского научно-исследовательского института. Четвертый период стал временем глубокого целенаправленного изучения быта и культуры тувинцев посредством организации комплексных археолого-этнографических и этнографо-антропологических экспедиций, работавших в разных районах Тувы. Развитие связано с именами таких ученых, как С. И. Вайнштейн, Л. П. Потапов, В. П. Дьяконова, Е. Д. Прокофьева, П. И. Каралькин, В. И. Дулов и др. Появляются первые исследователи-тувинцы, в числе которых были С. М. Биче-оол, И. У. Самбуу, М. Б. Кенин-Лопсан и М. В. Монгуш и др. К концу четвертого периода этнографическая наука в Туве приобрела черты настоящей научной дисциплины, для которой характерны центры исследования (институт и музей), ученые-этнографы, издание научных трудов.

Пятый период: 1990-е гг. по настоящее время. Основанием выделения этого периода явились новые тенденции в развитии этнографической науки в Туве, обусловленные социально-экономическими и культурными изменениями в России. Они характеризуются несколькими аспектами. Во-первых, возрастание ученых из числа тувинцев, хотя доля исследователей, занимающихся чисто этнографическими вопросами не велика. Во-вторых, расширение тематики, связанное в большей степени с междисциплинарными исследованиями (этномузыковедение, этнопедагогика, этносоциология, этнополитология, этнопсихология) в изучении культуры коренного населения Тувы. Конечно, конвергенция наук дает много положительных результатов, но, на наш взгляд, возникает ситуация, когда молодой исследователь, изучающий определенный вопрос на стыке этнографии и иной научной дисциплины, все-таки отдает предпочтение последней. С другой стороны, создается ситуация «размытости» этнографических исследований о тувинской культуре, когда культурологи, психологи, социологи и другие специалисты, по сути, занимаются теми вопросами, которые могли бы развить в своих трудах этнографы Тувы. Это не вина ученых. Причина кроется в том, что российская этнография на самом деле переживает сложные времена, своего рода идейный дефицит. Объектом целенаправленного изучения в этот период становятся дисперсно проживающие тувинцы Монголии и Китая. В-третьих, продолжается сотрудничество с научно-исследовательскими центрами России, устанавливаются новые связи с иностранными учеными. Тува и культура тувинцев начинает вызывать большой интерес у иностранцев и зарубежных исследователей, которые собрав материал о музыкальном искусстве, о шаманизме и иных аспектах тувинской культуры, публикуют свои работы (статьи, монографии). Перед учеными Тувы встает еще одна задача - овладение иностранными языками, чтобы изучать труды иностранных авторов на оригинале, в то же время это дает возможность исследователям публиковать свои работы в зарубежных изданиях, участвовать в международных конференциях, в целом для расширения международных контактов.

В пятом периоде этнографическое изучение продолжается параллельно с развитием этнологической науки Тувы. В рамках такой широкой научной области как возможно выделение направления как этнографическое .

Итак, в переходах из одного периода к другому прослеживается последовательный процесс возрастания научного интереса к тувинцам, появление больших возможностей для свободного проникновения в Туву для исследователей в практических и научных целях.

Предложенная нами периодизация истории этнографического изучения, как и всякая историческая периодизация, имеет условный характер. Невозможно провести четкую и окончательную грань между периодами, т. к. предыдущий плавно переходит в последующую. Условность периодизации заключается и в том, что вскрываются факты расхождения между временем написания работы и временем ее публикации, с которого она превращается в источник доступный для широкого круга лиц.

В нашей работе периодизация в большей степени затрагивает историю сбора, публикации информации о тувинцах и Туве, которая, конечно же, имеет тесную взаимосвязь с развитием научной мысли в республике. Наша позиция может не совпадать с взглядами других ученых-тувиноведов.

При построении общей истории исследований тувинской этнографии мы должны отметить, что она затрагивает не только Туву, и не только тувинцев. Во-первых, чтобы учитывать все этнографические исследования тувинцев, нам следует охватить ту часть тувиноязычного населения Монголии и Китая, которая в силу исторических событий оказалась за пределами территории современной Республики Тыва и которую сейчас активно изучают исследователи. Во-вторых, возникает еще один вопрос, связанный с изучением русскоязычного и иного населения Тувы. Если - это область научного знания об истории Тувы, культуре населяющих ее народов (Ламажаа, 2010: электр. ресурс), то в историю этнографического изучения Тувы логично было бы включить и исследования культуры и быта русских республики. Тогда очевидно область этнографических исследований тувинцев и Тувы значительно расширится.

Таким образом, предложенная нами периодизация этнографического изучения тувинцев включает пять периодов, в составе которых можно выделить и ряд внутренних этапов. Мы учли и постарались развить периодизации, предложенные ранее тувиноведами, в том числе в части определения современного этапа развития науки. Мы подчеркиваем, что задача построения периодизации этнографического изучения тувинцев в итоге включает не только хронологическую последовательности исследований, но и поднимает ряд вопросов по уточнению самой области научного знания, объектов этнографического изучения. Все это - результат развития собственно , в составе которого мы выделяем этнографическое .

Список литературы:

Большой энциклопедический словарь (2002) / под ред. А. М. Прохорова. М. : Большая Российская энциклопедия.

Вайнштейн, С. И. (1968) Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М. : Наука. С. 240–255.

Кужугет, А. К. (2006) Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ.

Ламажаа, Ч. К. (2008) Тува между прошлым и будущим. М. : Изд-во ООО НИПКЦ «Восход-А».

Ламажаа, Ч. К. (2010) Тувиноведение: область знания и социальная миссия [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: https://www..html (дата обращения: 24.04.2011).

Дата поступления: 10.08.2013 г.

Скачать файл статьи (cкачиваний: 14)

Библиографическое описание статьи:

Иргит Ч. К. Периодизация истории этнографического изучения тувинцев [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. Электр. журнал. 2013, № 3. URL: (дата обращения: дд.мм.гг.).

Один из самых отдаленных регионов Российской Федерации, Республика Тува, была присоединена к РСФСР самой последней. Долгое время ей удавалось сохранять независимость как от Советского Союза, так и от Монгольской Народной Республики, с которой она была исторически очень прочно связана.

Столица Тувы

Суверенное государство Тувинская Народная Республика возникло на осколках сателлита Российской Империи, когда Октябрьская революция уничтожила не только империю, но и ее сателлитов, среди которых был и Урянхайский край, служивший своеобразным буфером, отделявшим Россию от Китайской Империи.

Во вновь созданном государстве была установлена народная власть, которую представляли Советы, а правительство Тувы разместилось в совсем молодом городе, созданном лишь за четыре года до провозглашения республикой независимости.

Основанный в 1914 году населенный пункт сразу получил статус города, но первоначально носил название Белоцарск, так как был отстроен российскими поселенцами, пришедшими устанавливать имперскую власть на новых землях.

Так республика Тува обзавелась городом, который позже получит название Хем-Белдир, которое ему дадут представители антимонархического движения, поддержавшего пришедших недавно к власти большевиков. Свое современное название город получил лишь в 1924 году.

Город Кызыл

Тува начала свой путь в качестве суверенного государства с принятия Конституции в 1924 году. В том же году ее самостоятельность признал СССР, а Монголия сделала это два года спустя - в 1926-м. Именно в год принятия Конституции город стали называть Кызылом.

Место для основания нового поселения было выбрано крайне благоприятное. Город находится у слияния двух крупных сибирских рек - Большого Енисея, который на местном языке называется Бий-Хем, и Малого Енисея, который местные называют Улуг-Хем. Такое положение столицы Тувы было выгодно своей защищенностью от атак и лазутчиков, ведь первоначально большую часть жителей города составляли военные, инженеры и их семьи. Первые поселенцы города были хорошо образованными людьми, состоявшими на значимых государственных должностях.

Таким образом, на 2017 год история города Кызыла насчитывает всего сто три года. Другим интересным фактом можно считать то, что в столице республики до сих пор нет собственной железнодорожной станции, а ближайшая находится в трехста девяноста километрах.

Население Кызыла при этом достигает ста пятнадцати тысяч и власти все же надеются, что в ближайшее время удастся дотянуть до города железнодорожную линию. Однако, как это ни странно, большинство жителей республики выступают против строительства железной дороги, ведь это не только может повредить хрупкой экологии, но и негативно сказаться на самобытности региона.

Климат и география

Такое центральное положение республики делает ее климат резко континентальным, а значит, здесь долгие суровые зимы, в то время как лето бывает довольно жарким. Известны случаю, когда температура в летние месяцы достигала +38 °C.

Несмотря на это, регион, где находится республика Тува, приравнен к районам крайнего Севера, что накладывает отпечаток на всю хозяйственную деятельность, которая ведется в регионе. В горных районах республики имеются участки, на которых земля никогда не оттаивает.

В то же время вегетационный период достигает 150-160 дней в году, что позволяет выращивать многие культуры.

Республика граничит с Иркутской областью и Красноярским краем, а также с несколькими национальными регионами - Хакасией, Бурятией и Республикой Алтай. Кроме того, Тува является приграничным регионом России, так как она имеет общую границу с Монголией.

Горы и котловины

Регион, где находится Тува, характеризуется ярко выраженным горным рельефом. Большую часть территории республики занимают горы, в процентном соотношении это примерно 82 %. Остальную же часть занимают межгорные депрессии, крупнейшая из которых называется Тувинской Котловиной, протяженность которой достигает четырехсот километров, а ширина колеблется от двадцати пяти до шестидесяти.

Кроме Кызыла, в котловине расположены такие города, как Шагонар, Чадан, Ак-Довурак. Все эти города находятся в степной зоне, несмотря на то что сама котловина расположена в так называемой дождевой тени Алтайских гор, что способствует обильным осадкам в летнее время, в то время как зима является холодной и сухой, и практически безветренной.

Со всех сторон республику окружают отроги важных в географическом и культурном отношении горных хребтов. С востока и севера Тува обрамлена отрогами предгорьями Саян, вершины которых достигают в высоту 2000-3000 тысячи метров над уровнем моря.

Известной природной достопримечательностью республики является базальтовое плато Дерби-Тайга, на котором находятся шестнадцать потухших вулканов. На этом же плато берет свое начало Большой Енисей.

Тувинский Алтай

На западе республики расположены предгорья Алтая, вершины которых уже значительно выше саянских и довольно часто превышают высоту 3000 метров. Самой высокой вершиной считается Монгун-Тайга, которая высится на уровнем моря на 3976 метров. Такая высота делает гору самой высокой точкой не только в Туве, но и во всей Восточной Сибири.

У подножия этой величественной вершины лежит не менее прекрасное озеро Хиндиктиг-Холь, которое славится высоким качеством воды. Кристально чистые воды озера имеют главным образом ледниковое происхождение. Несмотря на то что крупные реки в озеро не впадают, оно является истоком реки Моген-Бурен, бурные воды которой мало приспособлены для сплавов, а потому почти не используются туристами.

Убсунурская котловина

Зато большой популярностью у любителей активного отдыха на природе пользуется государственный заповедник Убсунурская котловина, который является частью большой охраняемой территории, находящейся в России и Монголии.

Свое название заповедник получил по названию котловины и одноименного соленого озера. Озеро Убсу-Нур расположено в Южной Сибири, по нему проходит российско-монгольская граница.

Озеро представляет собой обширный бессточный водоем, в который к тому же не впадает ни одна река. Замкнутость способствует также и высокому уровню солености озера.

Однако не только озеро является достопримечательностью заповедника, который, наравне с девственными лесами Коми, находится в списке природного наследия ЮНЕСКО.

Заповедник имеет огромное значение для евроазиатской природы в силу своего разнообразия, ведь на его территории встречаются самые разнообразные природные зоны - от ледников до пустыни. Значительные площади занимают степи, альпийские высокогорные луга, тайга и даже ледники. Есть в этом заповеднике и песчаные дюны.

Кроме того, в заповеднике обитают 359 видов птиц и 80 видов млекопитающих, среди которых - ирбис, улар, марал, рысь и росомаха. Степная часть заповедника служит домом таким видам пернатых, как дрофа, жаворонок и журавлик-красавка. Распространены здесь и суслики, а также другие мелкие грызуны - песчаники.

Водные ресурсы Тувы

Правительство Тувы уделяет большое внимание сохранению экологического равновесия в республике. Важной частью местной экологии являются многочисленные водоемы, многие из которых являются бессточными и солеными.

Однако самой важной рекой не только Тувы, но и всей Азии является Енисей, который входит в число крупнейших рек мира. Большинство рек, текущих по тувинским землям, принадлежат бассейну этой великой реки.

Енисей образуется в результате слияния двух крупных рек - Большого и Малого Енисея, которые питаются, главным образом, когда по весне в горах начинает таять снег. Так как лето часто бывает засушливым, то именно весенние талые воды являются главным источником для многих малых речушек региона, а также для сельского хозяйства.

Сельское хозяйство

Несмотря на ярко выраженный горный рельеф, в республике имеются значительные по своей площади сельскохозяйственные угодья, а общая их площадь достигает 28 % от всей территории Тувы.

Самые маленькие площади занимают оленьи пастбища, площадь которых едва превышает 3 %, основные же массивы заняты под растениеводство, которое специализируется на выращивании картофеля и разнообразных зерновых.

Несмотря на в целом благоприятные условия для занятия сельским хозяйством, фермеры сталкиваются с рядом значительных трудностей, главная из которых - деградация почв. Дело в том, что земли республики подвержены активному воздействию негативных факторов, таких как ветровая и водная эрозия почв, то есть выдувание или смыв наиболее плодородных слоев.

Коренной народ Тувы

Коренным населением республики являются тувинцы-тоджинцы, которые и составляют большую часть населения города Кызыл и всей республики. Несмотря на то что русскоязычное население в последние годы активно покидает Туву, численность жителей в республике растет, так в ней наблюдается самый высокий коэффициент рождаемости в России. По этому показателю за республикой следуют такие регионы, как Ингушетия и Чечня.

Однако даже при таком высоком уровне рождаемости и отсутствии угрозы вымирания этноса тувинцы отнесены к малым народам Севера. Этот статус жители республики получили в 1991 году и сохраняют по сей день. Это позволяет им заниматься народными промыслами и вести хозяйство таким образом, чтобы сохранялся традиционный экономический уклад.

Религия и культура

Культура Тувы в значительной степени является культурой кочевников, что и обуславливает способ ведения хозяйства. Главными занятиями коренных местных жителей до сих пор являются охота и кочевое скотоводство, а именно оленеводство и разведение лошадей, которые являются важными поставщиками разнообразных продуктов питания, таких как мясо и молоко.

Особый статус малого народа, а также заметная транспортная изолированность Тувы от других регионов страны позволили тувинцам сохранить в неприкосновенности многие свои обряды и традиции, среди которых наиболее хорошо известно тувинское горловое пение.

Сегодня в столице Тувы действуют национальные театры, существуют ансамбли традиционной культуры и школы, преподавание в которых ведется на национальном языке. Все это способствует сохранению национальной самобытности.

    III.7.4.18. Танну-Тувинская народная республика (Тува) (14.08.1921 - 13.10.1944, до 1926 Республика Танну-Тува) - ⇑ III.7.4. Союзные республики в составе СССР Стол. Кызыл (до 1920 Белоцарск). 1914 1917 Урянхайский край под русским протекторатом 1) Переходный период. Петр Иванович Турчанинов (комисссар Врем. прав ва 10.1917 03.1918, колчаковский наместник… … Правители Мира

    Географическая энциклопедия

    - (Республика Тува), в Российской Федерации. 170,5 тыс. км2. Население 310,2 тыс. человек (1998), городское 47,5%; тувинцы (198 тыс. человек; 1989, перепись), русские и др. 16 районов, 5 городов, 2 посёлка городского типа. Столица Кызыл.… … Энциклопедический словарь

    Тува - Республика Тува. С 1914 г. Тува находилась под протекторатом России и в 1921 г. была образована Народная Республика Танну Тува, где тонну высокая, высокогорная, а Тува (тувин. Тыва) название страны по самоназванию коренного населения, идущему от … Топонимический словарь

    Тува - Тува. Каменные идолы в районе пос. Бижиктиг Хая. ТУВА (Республика Тува), в России. Площадь 170,5 тыс. км2. Население 306 тыс. человек, городское 47%; тувинцы (64,3%), русские (32%) и др. Столица Кызыл. 16 районов, 5 городов, 3 поселка городского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Тува - Тува. Тува, Республика Тыва, расположена на юго востоке Сибири. Входит в Восточно Сибирский экономический район. Площадь 170,5 тыс. км2. Население 309,7 тыс. человек (1996). Столица — г. Кызыл. Другие крупные города — Ак Довурак, Чадан … Словарь "География России"

    - (Республика Тува) в Российской Федерации. 170,5 тыс. км². Население 306 тыс. человек (1993), городское 48%; тувинцы (198 тыс. человек; 1989, перепись), русские и др. 16 районов, 5 городов, 3 поселка городского типа. Столица Кызыл. Расположена … Большой Энциклопедический словарь

    Тува - (Tuva)Tuva, официальное назв. Республика Тува, республика на Ю. Сибири, Российская Федерация, на границе с Монголией; пл. 170500кв.км, 134000 чел. (1990); столица – г.Кызыл. Являясь горной областью в верховьях р.Енисей, Т. в прошлом… … Страны мира. Словарь



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные