Трудовое право характеристика кратко. Трудовое право

Место и назначение трудового права как одной из определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Предмет трудового права — отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде. Содержание и характер этих отношений зависят от типа и формы собственности на и .

Предметом регулирования трудового права могут быть отношения работников колхозов и других кооперативных организаций, однако это касается только тех работников, которые работают там по трудовым договорам.

В настоящее время допускается, в частности, в кооперативах торговли и питания смешанная форма кооперации труда, при которой средства производства могут относиться как к государственной, так и к кооперативной форме собственности.

Кроме трудовых отношений работников с работодателями всех форм собственности, трудовое право регулирует и некоторые другие общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми . Это отношения между трудовыми и профессиональными коллективами по вопросам производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения , трудоустройства граждан по специальности и личным способностям; профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на предприятии; надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства, социального страхования, рассмотрения трудовых споров и др.

Методом трудового права является закрепление равенства сторон (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, трудовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и некоторые другие, тесно с ними связанные, при равенстве сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

При определении понятия трудового необходимо иметь в виду три его компонента: характер прав и обязанностей его участников, их правовое положение и основание возникновения — договор. Следовательно, трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающееся между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

По общему правилу в качестве субъектов трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой — предприятия и организации. Трудовые правоотношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с 16 лет (как исключение с 14 лет). С этого момента они могут самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. В качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности либо квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Так, каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, и оплачиваемые ежегодные отпуска; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных, установленных законом случаях на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

К обязанностям работника относятся : добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда и пр.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются различные юридические факты, предусмотренные нормами трудового права. Наиболее распространенные юридические факты — это трудовые договоры.

Общественные отношения, регулируемые трудовым правом, в некоторых случаях сходны с общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями права, в частности, с гражданским, административным и др. Несмотря на это они существенно отличаются от отношений, регулируемых указанными отраслями права. Так, предмет гражданского права составляют имущественные отношения в их стоимостной форме, например, договор аренды; в трудовом праве предметом выступают общественные отношения, составляющие сам процесс труда.

Ответственность в гражданско-правовых договорах носит имущественный характер, в трудовых, как правило, наступает дисциплинарная ответственность.

Защита гражданских прав осуществляется в исковом порядке судом, арбитражным или третейским судом, в исключительных случаях — в административном порядке; защиту трудовых прав работников осуществляют комиссии по трудовым спорам, а в отдельных случаях — суды.

Основные принципы трудового права

В основе принципов правового регулирования трудовых отношений лежат общие начала общественной организации труда. Под принципами трудового права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие руководящие начала, связанные с применением и организацией труда работников.

Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора или контракта. В соответствии с РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со способностями и пр.

Неотделимым от права на труд является принцип права на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Это важный стимул повышения трудовой активности граждан в общественном производстве, личной материальной заинтересованности, квалификации и пр.

Принцип права на отдых также считается конституционным. Право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. С принципом права на отдых тесно связан принцип охраны здоровья граждан, который наряду с другими мерами обеспечивается не только оказанием медицинской помощи, осуществляемой государственными учреждениями здравоохранения, но и развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий, мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Определенное внимание уделяется государством охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (ограничение подъема и перемещения тяжестей, запрещение работы в ночное время, сокращенный или неполный рабочий день и ряд других).

Важнейшими принципами трудового права является возможность работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в ст. 97 Основ законодательства о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Администрация предприятий и организаций со своей стороны обязана создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении. Должностные лица организаций и предприятий обязаны в установленный срок рассмотреть критические замечания и предложения работников и сообщить им о принятых мерах.

Конституционная обязанность каждого способного к труду гражданина — это принцип соблюдения трудовой дисциплины. Это значит, что все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Сущность этого принципа раскрывается в ст. 21 ТК РФ, согласно которой добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации, выполнение установленных норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции составляют обязанности всех работников.

Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца относится к числу основных принципов трудового права и закреплено в Конституции. Оно гарантируется социальным страхованием работников, пособиями по временной нетрудоспособности, выплатой пенсий и другими формами социального обеспечения. Размеры и условия обеспечения предусматриваются и устанавливаются Законом о государственных пенсиях, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и иными нормативными актами.

Ряд принципов трудового права, например, принцип социальной справедливости в области труда, равенство граждан перед законом и гарантированность трудовых прав и обязанностей и некоторые другие в настоящем подразделе не освещались, поскольку они выступают межотраслевыми принципами права и рассматриваются в соответствующих разделах данного пособия.

Источники и система трудового права

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений — правил, устанавливаемых по согласованию между администрацией предприятий, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

К источникам трудового права относятся : законы РФ; подзаконные нормативные акты государственных органов; санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций. Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, выделяется прежде всего основной закон — Конституция, которая является юридической базой всех отраслей права и обладает высшей юридической силой. Конституция содержит ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства РФ и республик, входящих в состав РФ. На территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применялись нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда, например закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Он устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей; действие названного закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Другие нормативные акты органов государства, выступающие как источники трудового права, считаются подзаконными и издаются в пределах, установленных законом и во исполнение закона. Это постановления правительства, республик.

Источниками трудового права являются также отраслевые нормативные акты, которые издаются министрами, руководителями ведомств в пределах своей компетенции по конкретным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. Министр вправе издавать приказы и инструкции.

В качестве источника трудового права выступают и разрабатываемые в трудовых коллективах нормативные акты, получившие название локальных (местных) правовых актов. Они представляют собой подзаконные акты. Круг вопросов, по которым они издаются, ограничен, а издающие их органы не должны выходить за пределы своей компетенции. Локальные нормы права принимаются, как правило, администрацией предприятий, учреждений и организаций совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, а отдельные нормативные положения — собранием трудового коллектива.

Локальными нормативными актами устанавливаются: положение о премировании, выплата вознаграждения по итогам работы за год, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков и др.

Определенная часть вопросов, связанная, в частности, с применением труда работников, разрешается актами органов местной власти. Это время начала и окончания работы предприятий, установление второго выходного, учет и распределение трудовых ресурсов и пр.

Система трудового права представляет собой соответствующее расположение норм трудового права по отдельным институтам и частям. В зависимости от содержания, направленности и характера этих норм трудовое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть включает нормы, определяющие предмет, основные принципы, источники, содержание трудовых и тесно с ними связанных других правоотношений, порядок заключения и содержание коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно больше общей и регулирует определенные группы общественных отношений — нормы, регулирующие трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и ряд других.

Трудовое право является отдельной правовой отраслью, состоящей из систематизированных норм, имеющих влияние в области трудовых и иных отношений между работником и нанимателем в период исполнения первым своих обязанностей.

Источник трудового права на территории России – Трудовой кодекс. Из трудового элемента системы прав выделяются отдельные правовые блоки. Среди них – нормативы относительно особенностей найма, предполагающего исполнение только публичных функций, и нормативы, касающиеся социального обеспечения.

К трудовому праву относится обеспечение защиты интересов граждан при сотрудничестве с предприятиями. Защита распространяется и на коллективные, и на личные интересы работников.

Предмет трудового элемента правовой системы – общественные отношения, возникающие при производственном труде.

Можно определить два направления этих отношений:

  • трудовые взаимоотношения работодателя с работником в результате использования труда второго лица первым;
  • отношения, касающиеся содействия трудоустройства и занятости у конкретного работодателя.

Трудовое право имеет ряд целей:

  1. обеспечение наиболее благоприятных трудовых условий, предупреждение безработицы;
  2. гарантирование прав труда и свободы граждан;
  3. защита интересов работодателей и работников.

Метод права – комплекс мер, применяемых для эффективного регулирования отношений труда, защиты прав и интересов исполнителей, пути решения коллективных споров. Метод трудового права можно охарактеризовать комплексностью. Она включает в себя использование автономного и договорного регулирований, императивное влияние, участие самих работников в регулировании трудовых отношений.

Трудовая и гражданская правовые системы в некотором смысле связаны между собой. Их объединяет то, что обе они несут функцию регулирования отношений договорного порядка. Гражданская правовая система имеет дело с имущественными договорами, а трудовая – с трудовыми контрактами.

Трудовое право имеет влияние на всех граждан, работающих согласно трудовому договору вне зависимости от его организационной формы и способа заключения – устного или письменного. Главный критерий принадлежности работника к категории объектов трудового права – выполнение им трудовых обязанностей.

Результатом действенности трудового права является улучшение производственных условий, эффективность труда и повышение уровня его дисциплины.

Кратко о трудовом праве:

Труд — неотъемлемая часть жизни человека, именно посредством труда он воплощает свои цели в результат. Трудовое же является основой, которая контролирует отношения, которые возникают в процессе организации труда, как технической, так и общественной.

По сути, целью трудового права является формирование подходящих условий труда, как для работников, так и для работодателей, а также создание равенства сторон посредством трудового договора. Основными источниками, определяющими нормы организации труда, являются Конституция, Трудовой кодекс, а также постановления, нормативные указы и акты.


Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. …


В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают …

Трудовое право

Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права , представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

  • Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации , принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права
  • Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ
  • Коллективными договорами , соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
  • Международными правовыми актами

История возникновения и развития трудового права

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

Вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наёмного работника как экономически более слабой стороны отношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения . В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов: индивидуальных трудовых договоров , коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты публичного и частного права .

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях - от уровня одной организации, до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств. В российской терминологии коллективным договором называется договор между работниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.

Со стороны некоторых специалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаются предложения о включении трудового права в предмет гражданского . Эти предложения отвергаются учёными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны начала публичные. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника.

Трудовые отношения

Существует несколько теорий. Первая концепция «несамостоятельного» или «зависимого» труда разработана ещё Л. С. Талем до революции. Формально свободный и равноправный работник включается в хозяйственную деятельность чуждого ему предприятия и становится в положение несамостоятельного работника.

Трудовое право . Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, административных решений и прецедентов, устанавливающих права и обязанности для работников, работодателей и организаций. По существу, оно регулирует трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и работниками. В Канаде трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности работников и работодателей, являющихся членами профсоюза отличается от законодательства, которое регулирует права и обязанности работодателей и работников, не являющихся членами профсоюза. В большинстве стран, однако, такого различия не проводится. Тем не менее, в трудовом праве выделяют две основные категории. Первая - коллективное трудовое право, регулирующее отношения между работником, работодателем и профсоюзом (коллективный трудовой договор). Вторая - индивидуальное трудовое право, устанавливающее права работников на труд при заключения трудового договора (индивидуальный трудовой договор). Рабочее движение сыграло ключевую роль в процессе принятия законов, касающихся защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала промышленной революции трудовые права являлись неотъемлемой частью социально-экономического развития. Возникновение трудового права представляет собой результат как борьбы рабочего класса за улучшение условий труда, получение права на объединение, так и требований работодателей ограничить полномочия объединений работников, не допустить повышения расходов на оплату труда. Расходы работодателей могут быть увеличены в связи с удовлетворением требований объединений об увеличении заработной платы, а также с принятием законов, устанавливающих высокие требования к здравоохранению, безопасности и равные условия труда. Объединения работников, такие как профсоюзы, могут также участвовать в разрешении трудовых споров и получить политическую власть, которой вправе противостоять работодатели. Вследствие этого, состояние трудового законодательства в любой период времени отражает результат борьбы различных слоёв общества.

Рабочее время . С развитием индустриализации и внедрением техники, количество рабочих часов значительно увеличилось; 14-15 часовой рабочий день являлся нормой, не считался исключением и 16 часовой рабочий день. Использование детского труда, как правило, на заводах было обычным явлением. В 1788 году в Англии и Шотландии примерно 2/3 работников новых водяных текстильных фабрик составляли дети. Борьба движения за восьмичасовой рабочий день в конечном итоге привела к тому, что в 1833 году в Англии был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня шахтёров 12 часами, для детей 8 часами. В 1848 году был установлен 10-часовой рабочий день, в дальнейшем продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы сократилась ещё более. Первый Закон о труде был принят в Великобритании в 1802 году. После Англии, Германия стала первой европейской страной изменившей своё трудовое законодательство; основная цель канцлера Бисмарка состояла в том, чтобы подорвать основы Социал-Демократической партии Германии (СДПГ). В 1878 году Бисмарком были приняты различные анти-социалистические меры, но, несмотря на это, социалисты продолжали получать большинство мест в рейхстаге. Тогда Канцлер изменил свой подход к решению проблемы социализма. Для того, чтобы успокоить недовольство рабочего класса, он провёл ряд патерналистических социальных реформ, в которых впервые гарантировалось социальное обеспечение. В 1883 году был издан Закон об обязательном больничном страховании, предусматривающий право работников на страхование здоровья; при этом работник платил 2/3, а работодатель 1/3 денежной суммы. В 1884 году был принят Закон о страховании от несчастных случаев, в то время как в 1889 году были установлены пенсии по старости и инвалидности. Другие законы ограничили использование труда женщин и детей. Эти усилия не принесли успехов в полной мере; рабочий класс так и не стал опорой консервативного правительства Бисмарка. В 1841 году во Франции был проведён первый Закон о труде. Однако он только ограничил продолжительность рабочего дня несовершеннолетних шахтёров, и практически не применялся до периода Третьей Республики.

Охрана здоровья и безопасность труда . Законодательство о труде также предусматривает положения, касающиеся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В 1802 году был разработан первый фабричный закон, касающийся охраны безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках.

Борьба с дискриминацией . Указанное положение означает, что дискриминация по признаку расовой или половой принадлежности является недопустимой. Несправедливое увольнение Конвенция Международной Организации Труда № 158 предусматривает что «трудовые отношения с трудящимися не прекращаются без законных к тому оснований и до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями». Так, 28 апреля 2006 года после неофициальной отмены Первого французского трудового договора, суд по трудовым спорам признал Новый трудовой договор, противоречащий нормам международного права и следовательно незаконным и не имеющим юридической силы.

Детский труд . Детский труд - это привлечение детей к работе до достижения ими возраста, установленного законом или обычаем. Большинство стран и международных организаций рассматривают детский труд как форму эксплуатации. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления всеобщего школьного образования, признания концепций безопасности труда и прав детей, области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Формами детского труда являются труд на фабриках, шахтах, добыча или разработка полезных ископаемых, работа в сельском хозяйстве, помощь родителям в развитии малого бизнеса (например, продажа продуктов питания) или случайные заработки. Некоторые дети работают в качестве экскурсоводов, иногда совмещая это с работой в магазинах и ресторанах (где они также могут работать официантами). Другие дети вынуждены выполнять утомительные и монотонные работы, такие как сборка коробок или полировка обуви. Однако количество детей работающих на заводах в тяжёлых условиях, не настолько велико, по сравнению с аналогичным показателем занятости в так называемом неофициальном секторе - «продажи на улице, работа в сельском хозяйстве или на дому» - то есть всё то, что находится за пределами досягаемости официальных инспекторов и контроля средств массовой информации.

Коллективное трудовое право . Коллективное трудовое право регулирует трёхсторонние отношения, возникающие между работодателем, работником и профсоюзными организациями. Профессиональные союзы являются формой объединения работников, деятельность которых регламентирована нормами трудового законодательства. Однако, это не единственная существующая форма общественного объединения граждан. В США, например, центры объединения работников представляют собой ассоциации, на которые не распространяется действие всех норм законодательства о профсоюзах.

Профсоюзы . В законодательстве некоторых стран предусмотрены положения, касающиеся соблюдения профсоюзами ряда требований при осуществлении их деятельности. Например, проведение голосования обязательно в случаях организации забастовки и сбора членских взносов на реализацию политических проектов. Не всегда право на вступление в профсоюз (запрет стороны работодателя) законодательно закреплено. В соответствии с положениями некоторых кодексов, на членов профсоюза могут возлагаться определённые обязательства, например, поддерживать мнение большинства при проведении забастовки.

Забастовки . Забастовки являются одним из самых эффективных средств разрешения трудовых споров. В большинстве стран забастовки признаются законными при соблюдении ряда условий, к которым относятся следующие:

  1. проведение забастовки должно соответствовать демократическим процессам («дикая забастовка» признаётся незаконной);
  2. «Забастовка солидарности», то есть не трудоустроенным официально работникам запрещается принимать участие в забастовках;
  3. всеобщая забастовка может быть запрещена в целях соблюдения общественного порядка;
  4. работникам ряда профессий может быть запрещено участвовать в забастовках (работники аэропорта, медицинские работники, учителя, полицейские, пожарные и т. д.);
  5. забастовки могут проводиться без прекращения работниками выполнения своих обязанностей. Подобные забастовки имеют место в больницах, или, например, Японии, когда работники увеличивая производительность труда, нарушают установленный план производства.

Бойкот представляет собой отказ от осуществления покупок, продаж, иных торговых операций с торгового оборота в знак протеста против их безнравственного поведения. На протяжении всей истории работники прибегали к таким формам как снижение темпов работы, саботаж в целях получения большей свободы в урегулировании вопросов труда или снижения рабочего времени.

Пикеты .

Пикетирование является формой действия работников, часто осуществляемой во время забастовок. Лица наёмного труда собираются вне производственного здания, где имеет место забастовка, чтобы заставить присоединиться к ней как можно большее число работников, затруднить проход к рабочему месту лиц, не желающий вступать в профсоюз. Во многих странах подобные действия ограничиваются нормами трудового права, законами, запрещающими проведение демонстраций, либо наложением запрета на проведение конкретного пикета. Например, в трудовом законодательстве может быть предусмотрен запрет на проведение вторичного пикетирования (пикетирование, устроенное наёмными работниками одного работодателя на предприятии другого, напрямую не вовлечённого в спорную ситуацию работодателя, напр., проводимое с целью срыва поставки сырья на предприятие, на котором конфликтуют работники и работодатель) или летучих пикетов. В законодательстве могут быть предусмотрены нормы, запрещающие препятствовать реализации законных интересов других лиц (отказ от вступления в профсоюз, например, является законным).

Участие работников в управлении организацией . Право на участие в управлении организацией, впервые закреплённое в законодательстве Германии, в той или иной форме предусмотрено во всех странах континентальной Европе, таких как Голландия и Чехия. Оно включает право быть избранными для представительства работников в совете директоров . В Германии на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому половина совета директоров должна быть назначена профсоюзным органом. Однако немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, в котором наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета. Члены наблюдательного совета избираются акционерами и профсоюзами в равном количестве, за исключением того, что главой наблюдательного совета в соответствии с законом является представитель акционеров. В случае недостижения полного согласия, между ними устанавливается двухпартийный консенсус, учреждённый социально-демократическим правительством Гельмута Шмидта в 1976 году. В Соединённом Королевстве, были подготовлены рекомендации, закреплённые в Отчёте Баллока (Промышленная демократия). Опубликованные в 1977 году лейбористским правительством Джеймса Каллагана, они предусматривали двухпалатный совет. Однако результаты такого предложения должны были стать более радикальными. В связи с отсутствием в британском законодательстве требования о двухпалатном совете, члены руководства компании должны были избираться профсоюзами. Тем не менее никаких действий предпринято не было и Великобритания «погрузилась в зиму недовольства». Это было связано с предложением Европейской комиссии проекта «Пятой директивы законодательства о компаниях», который так и не был реализован.

Международная организация труда . Международная организация труда (МОТ), штаб-квартира которой находится в Женеве, является одной из старейших международных организаций и единственным сохранившимся органом, созданным в рамках Лиги Наций после Первой мировой войны. Её руководящим принципом является то, что «труд не является товаром», которым можно распоряжаться так же, как товарами, услугами или капиталом, а также то, что уважение человеческого достоинства требует равноправия и справедливости на рабочем месте. МОТ принято множество Конвенций, принятых странами-участниками, которые устанавливают стандарты в области труда. Страны обязаны ратифицировать Конвенцию и привести национальное законодательство в соответствие с ней. Тем не менее, их исполнение не обеспечено принудительной силой; даже в случае если положения Конвенции будут соблюдаться, следует учитывать, что они не согласованы друг с другом.

Европейское трудовое законодательство .

Европейская директива о рабочем времени ограничивает максимальную продолжительность рабочей недели 48-ю часами и гарантирует минимум 11 часов отдыха в течение каждых 24-х часов. Как и для всех Директив ЕС, включение её положений в национальное законодательство является обязательным. Хотя действие Директив распространяется на все государства-участники, в Великобритании возможно увеличение продолжительности 48-часовой рабочей недели. Во Франции, напротив, законодательство более строгое, ограничивающее продолжительность рабочей недели 35 часами (но необязательные часы всё ещё являются допустимыми). В 2006 году была принята спорная Директива об услугах на внутреннем рынке (так называемая директива Блокештейна).

Национальное трудовое законодательство .

Трудовое законодательство Великобритании .

Первыми законами, регулирующими трудовые отношения в Великобритании, являются Фабричные Законы (первый - 1802 года, затем - 1833 года) и Закон о хозяине и слуге 1832 года. В Великобритании до 1960 года трудовой договор служил основным элементом нормативно-правового регулирования. С тех пор указанная нормативная основа значительно расширилась за счёт «движения равенства» и влияния со стороны Европейского Союза. Выделяют три источника права: акты Парламента, именуемые статутами, иные нормативные акты (издаваемые Госсекретарём и Парламентом) и прецедентное право (являющееся результатом деятельности судов). Первым важнейшим актом в области трудового права был Закон о равной оплате труда 1970 года, хотя он не вступил в силу вплоть до 1972 года, поскольку имел радикальный характер. Этот Закон был принят в целях выработки согласованных позиций по вопросу обеспечения равенства мужского и женского труда. После избрания лейбористского правительства в 1997 году, в трудовом праве Великобритании произошло множество изменений. Они были связаны с увеличением прав в области материнства и отцовства, введением национальной минимальной заработной платы, принятием Директивы о рабочем времени, устанавливающей продолжительность рабочего времени, перерыва на отдых и право на ежегодный оплачиваемый отпуск. В целях ужесточения законодательства в области дискриминации, был введён запрет на дискриминацию по признакам возраста, религии или убеждений, сексуальной ориентации, а также пола, расы и инвалидности. Трудовое законодательство Китая. Регулирование трудовых отношений в Китайской народной республике становится очень острой проблемой с увеличением количества заводов и ускорением темпов индустриализации. Основой трудового законодательства Китая является Закон КНР (принятый 5 июля 1994 года) и Закон КНР «О трудовом договоре» (принятый 9 июня 2007 года на 28-ой сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10 созыва с 1 января 2008 года). Административные регламенты, принятые Государственным Советом, правительственные акты, разъяснения Верховного народного суда касаются особенностей регулирования трудовых отношений. Деятельность профсоюзов контролируется правительством посредством Всекитайской Федерации Профсоюзов являющейся единственной разрешённой в Китае профсоюзной организацией. На практике забастовки строго запрещены, хотя юридически закон разрешает их проведение.

Трудовое законодательство во Франции . Первыми законами о труде во Франции являются Законы Вальдека Руссо, принятые в 1884 году. В период с 1936 по 1938 г.г. благодаря усилиям Народного фронта были приняты законы о введении 2-недельных оплачиваемых отпусков, 40-часовой рабочей недели, не считая сверхурочных часов. Результатом называемых гренельских переговоров, проведённых 25 и 26 мая в 1968 году, стало сокращение рабочей недели до 44 часов и создание профсоюзов на каждом предприятии. Размер минимальной заработной платы был увеличен на 25 %. В 2000 году правительством премьер-министра Лионеля Жоспена был принят закон о сокращение рабочей недели с 39 до 35 часов. Пять лет спустя консервативное правительство премьер-министра Доминика де Вильпена приняло «новый образец трудового договора» (так называемый контракт первого найма). Предоставив большую свободу работодателям в области трудового права, контракт первого найма вызвал критику со стороны профсоюзов и других противников, утверждавших, что он ущемляет права на неполный рабочий день. В 2006 году ему не удалось принять закон о контракте первого найма посредством чрезвычайном процедуры голосования, в связи с массовыми протестами со стороны студентов и профсоюзов. У Президента Жака Ширака не оставалось выбора кроме как отменить его. Трудовое законодательство Мексики. Трудовое законодательство Мексики предоставляет работникам право на организацию профсоюзов, участие в коллективных переговорах и забастовках. Современное состояние законодательства отражает историческую взаимосвязь государства с конфедерацией мексиканских рабочих. Конфедерация труда тесно связана с Институционно-революционной партией, которая являлась правящей партией под разными именами более семидесяти лет. Несмотря на то, что законодательство признаёт права работников на забастовку и объединение, реализации этих прав на практике препятствуют коррупционные связи между профсоюзами и работодателями.

Трудовое законодательство США . В США оговоренная с работодателями продолжительность рабочего дня не превышает 8 часов, что было установленного ещё в 1912 году. Положения Закона о зарплатах и часах 1938 года ограничили максимальную продолжительность рабочей недели 44 часами, а в 1950 году количество часов было сокращено до 40. «Зелёные карты» предоставляют право легальным иммигрантам работать, так же как и гражданам США без получения разрешения на работу. Однако в результате бюрократической организации, нелегальные иммигранты также имеют возможность работать в США. Несмотря на установленную 40-часовую продолжительность рабочей недели, некоторые профессии требуют большего рабочего времени в целях выполнения поставленных задач. Например, при подготовке продукции для продажи на рынке разрешается работать более 72 часов в неделю. Однако это не обязанность, а право. В период сбора урожая предусмотрен 24 часовой отдых каждые 72 часа работы в течение 7 дней. Офисные работники, технический и медицинский персонал не могут быть уволены за отказ работать более 72 часов в неделю. Пятая и четырнадцатая поправки к Конституции США ограничивают полномочия федерального правительства и правительства штатов в целях противодействия дискриминации. Сфера частного права не подлежит ограничению Конституцией. Пятая поправка запрещает федеральному правительству лишать лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры и предусматривает гарантии на равную правовую защиту со стороны государства. Четырнадцатая поправка содержит запрет штатам нарушать права человека без надлежащей правовой процедуры и лишать равной защиты закона. Равная правовая защита предусматривает ограничение полномочий федерального правительства и правительства штатов в области дискриминации работников, бывших работников или соискателей по признакам расы, отношения к религии и пола. Правовая защита требует соблюдения процедуры увольнения прежде чем быть уволенными, если трудовые отношения прекращаются в связи с нарушением прав и свобод человека, таких как право на свободу слова или право собственности. Закон о занятости 1967 г. защищает права лиц в возрасте 40 лет и старше от дискриминации по возрастному признаку. Целями закона являются: - содействие в занятости пожилых людей на основе их способностей, а не запрет произвольной дискриминации по возрастному признаку в области занятости; - помощь работодателям и работникам в поиске путей решения проблем, связанных с воздействием возраста на занятость. Рост производительности труда, повышение уровня благосостояния приводит к тому, что сохранение места работы и восстановление на работе оказываются невозможными для пожилых работников; Обычной практикой является введение произвольных ограничений по возрастному критерию вне зависимости от компетенции, что отрицательно влияет на занятость работников пожилого возраста. Уровень безработицы, особенно долгосрочной, среди этой возрастной группы населения достаточно велик и приводит к потере квалификации, самоуважения. Раздел VII Закона о гражданских правах является основным федеральным законом, устанавливающий запрет дискриминации со стороны государственных и частных работодателей, профсоюзных организаций, агентств по трудоустройству по признакам расовой принадлежности, цвета кожи, отношения к религии, пола и национальности.

    Понятие трудового права.

Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения составляют основные элементы предмета трудового права России.

Отношения, регулируемые трудовым правом, делятся на 2 вида:

1- собственно трудовые отношения , которые складываются в процессе производства материальных и духовных благ. Объектом и содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду. Эти отношения характеризуются чертами: - они протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности; - работник включается в трудовой коллектив конкретной организации; - включение работника в трудовой коллектив опосредовано особым юридическим фактом (трудовым договором, актом избрания на должность и др.); - содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специальностью, квалификацией, должностью.

2- Отношения, связанные с трудовыми , т.е. предшествуют, сопутствуют или вытекают из трудовых отношений. Это отношения по: организации труда и управлению трудом, трудоустройства, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, материальной ответственности, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных споров.

Основания возникновения трудовых отношений. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также в результате: - избрания на должность, - избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, - назначения на должность или утверждения в должности, - направления на работу уполномоченными органами в счет установленной квоты, - судебного решения о заключении трудового договора.

Современный метод трудового права можно охарактеризовать следующими признаками:

      сочетание централизованного и локального регулирования трудовых отношений

      участие в регулировании трудовых отношений коллективов и профсоюзов

      своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.

Основным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Будучи основным кодифицированным источником трудового права, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет трудового права. Трудовой кодекс принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он состоит из 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

Принципы правового регулирования трудовых отношений – это закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления государственной политики в области правового регулирования трудовых отношений.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений относят: свободу труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение каждому работнику справедливых условий труда, в т.ч. на условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности, право на отдых, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы (которая должна обеспечивать достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного ФЗ МРОТа), обеспечение равенства работников на продвижение по работе, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и другие.

Эти трудовые принципы построены на базе Конституции РФ, они служат цели – уточнить, что каждый работник или работодатель имеют не только права, но и обязанности, которые тесно связаны с конкретными трудовыми отношениями каждого.

Ст. 3 ТК РФ посвящена запрещению дискриминации в сфере труда . Это императивная норма, которую никто не имеет права нарушить. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными ФЗ, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая социалистические трудовые отношения, т. е. отношения, возникающие во всех случаях, когда член социалистического общества, реализуя свое право на труд и выполняя обязанность трудиться, поступает на работу в то или иное предприятие, учреждение или хозяйство (фабрика, завод, колхоз, промысловая артель и т. п.) и обязуется выполнять там определенную трудовую функцию, содействуя осуществлению задач, стоящих перед данным производственным коллективом.

В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).

Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.

Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.

Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.

Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.

Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.

Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.

Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.

В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.

Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:

1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;

2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.

Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).

Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.

Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.

В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.

Отличное определение

Неполное определение ↓



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные