Самый распространенный метод сбора социологической информации. II. Основные методы сбора социологической информации, их краткая характеристика

В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов.

Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос.

Сбор вторичной социологической информации начинается с изучения документов. Этот метод означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Документы делятся на 4 типа:
письменные - материалы архивов, прессы, личные документы;
иконографические - кинодокументы, фотографии, видеоматериалы, картины;
статистические - данные в цифровом изложении;
фонетические документы - магнитофонные записи, грампластинки.

Наблюдение.

Социологическое наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий.

Наблюдение – метод широко распространенный, однако он не является единственным и основным методом в исследовании, а применяется в сочетании с другими способами получения информации. Основное достоинство этого метода – непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом).

По степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают простое и включенное наблюдение. При простом наблюдении исследователь регистрирует события «со стороны», не участвуя в деятельности той группы, которую он изучает.

В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов.

Массовый опрос. Анкетирование и интервью.

Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.

Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.

Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью.

Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.

Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты.

Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса.

В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это – «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов. В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в паспортичке может быть увеличено или уменьшено. Иногда "паспортичка" помещается вначале анкеты.

Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение.

Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их.

В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.

При проведении анкетирования и интервью следует обратить внимание респондентов на анонимность опроса, т.е. отсутствие в анкете (или в вопросах интервью) сведений, по которым можно однозначно установить личность отвечающего. Респондент должен быть уверен, что его участие в опросе ни при каких условиях не будет иметь для него отрицательных последствий. Это особенно важно при опросах в учреждениях, малых и формальных группах. Социолог должен не только сообщить об анонимности опроса, но и своими действиями, и самой процедурой опроса подтвердить его анонимность.

Методом сбора социологической информации может быть анализ документов (контент - анализа). Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях.

Социометрия.

Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами

Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.

Опрос - метод сбора социальной информации об исследуемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и респондента путем регистрации ответов респондентов на сформулированные вопросы.

С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.

Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам. Ими, например, могут быть место и обстоятельства проведения опроса. Степень независимости информации от влияния случайных факторов, то есть ее устойчивость, называется надежностью информации. Она зависит от способности субъекта давать одни и те же ответы на одни и те же вопросы, определяется неизменностью этих вопросов и вариантов ответов на них для всей выбранной совокупности респондентов каждой из ее групп.

Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.


Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Опрос - это метод получения первичной социологической информации, которая основывается на устном или письменном обращении к людям при помощи анкеты, последствия которой важны на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:

1) результативные (содержанию) - относительно содержания объекта;

2) функциональные , с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:

а) функционально-психологические (для устранения напряженности);

б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);

в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.

Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).

Существует несколько закрытых вопросов: а) "да - нет"; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта "да - нет" уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.

Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.

По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса :

1) анкетирование,

2) интервьюирование.

Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:

- прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);

- почтовое (анкеты рассылаются по почте);

- раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).

Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.

Метод анализа документов - способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:

1) текстовые;

2) статистические;

3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.

Анализ документов бывает внешним и внутренним . Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов - это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.

Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение - это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.

В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.

Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное . Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе - не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.

В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации , что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.

Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:

1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);

2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).

По регулярности проведения различают:

1) систематическое наблюдение , которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;

2) случайное , которое проводится в незапланированной ситуации.

Эксперимент - это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.

Специфика эксперимента - в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент - способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.

Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.

В социологическом исследовании используются три метода сбора первичных данных: социологический опрос, анализ документов, наблюдение . Рассмотрим содержание этих методов, возможности и особенности их применения.

Социологический опрос представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к опрашиваемому человеку (респонденту) с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых явлений или процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Опрос как метод сбора информации имеет различные виды.

Различают опросы письменные (анкетный опрос) и устные (интервью), заочные (почтовые, телефонные, прессовые) и очные, экспертные и массовые, выборочные и сплошные, социометрические, тестовые и т.п. Все виды письменных опросов проводятся анкетированием.

Остановимся на наиболее часто применяемом групповом (аудиторном) опросе - анкетировании. При соблюдении условий анонимности он дает возможность получить откровенные ответы по проблемам, имеющим личную значимость для опрашиваемых, касающимся морали и этики; выяснить взгляды на стиль и методы руководства, отношение к различным событиям государственной и общественной жизни, функционирования социальных институтов, позицию по отношению к личностям и их поступкам - словом то, что многие в личной беседе или в общении не всегда выскажут.

При групповом опросе нецелесообразно присутствие руководства и других заинтересованных лиц;

Результаты опроса следует доводить до руководства только в обобщенном виде, то есть суммарные цифры по каждой позиции анкеты; сами анкеты должны находиться у исследователя или лица, проводящего опрос;

Нежелательно поручать проведение опроса представителям руководства, в котором проводится анкетирование;

Многое зависит от вступительного слова лица, проводящего опрос, его умения установить контакт с респондентами, создать непринужденную обстановку (в одних случаях анкетирование начинают с шутки, небольшой веселой истории, других - с сообщения о трудностях, проблемах и вывода о невозможности их решения без совета с респондентами.

Анкета - разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто - с вариантами ответов на них.

Как правило, анкета включает несколько составных частей: обращение к опрашиваемому, перечень вопросов и, так называемую, паспортичку.

В практике социологических исследований, помимо традиционного анкетирования, все чаще стали использоваться иные методы сбора социологической информации. Одним из таких методов является интервью . Этот метод имеет неплохие перспективы применения. По своей технике он близок к традиционным формам работы по изучению и уяснению проблемы. Да и многие в своей практике уже давно используют интервью. Однако при его проведении они больше опираются на интуицию, нежели на отработанную методику.

Итак, социологическое интервью - это специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом (программой и задачами) социологического исследования.

При проведении интервью контакт между исследователем и человеком - источником информации осуществляется при помощи интервьюера - специально подготовленного специалиста, который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с военнослужащим (или группой военнослужащих) и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Это создает определенные преимущества интервью.

В практике социологических исследований применяются три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Самой распространенной разновидностью интервью является формализованное (стандартизированное) интервью . На первый взгляд, оно напоминает анкетирование, поскольку интервьюер общается с военнослужащими с помощью опросника.

Фокусированное интервью - более сложный по подготовке вид интервью. Оно используется для сбора мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, вызвавших ее причин и возможных последствий. Сложность такого вида интервью заключается в том, что интервьюеры должны быть компетентны не только в социологии, но и в проблеме, по которой проводится интервью. Свободное интервью отличается минимальным ограничением действий исследователя по изучению проблемы. Обычно этот вид интервью применяется в тех случаях, когда приступают к определению проблемы. В ходе такого интервью уточняется ее конкретное содержание с учетом условий производственной практики. Данный вид интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы.

Социометрический опрос обычно рассматривают как метод социальной психологии. В социологических исследованиях он используется для изучения малых групп, трудовых коллективов, особенностью которых является наличие непосредственных контактов между людьми. Суть социометрического опроса заключается в сборе информации о структуре межличностных отношений в малой группе, ее неформальных лидерах путем изучения взаимных выборов, сделанных членами группы в различных ситуациях. Ситуации (критерии социометрических выборов) задаются в форме вопросов о желании сотрудника совместно участвовать с кем-то в определенном виде деятельности. Например, ликвидировать неисправность, в техническом устройстве, когда дается оценка профессиональной выучке членов коллектива.

К критериям социометрического опроса предъявляются следующие требования:

Они должны быть значимыми для всего коллектива, заинтересовать всех респондентов;

Предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации;

При необходимости ограничивать выбор.

Как же проводится социометрический опрос? Прежде всего, исследователь должен четко обозначить границы группы, с которой он работает. Затем каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер, и предлагают сделать выбор из предложенного списка по некоторому критерию. Респонденты условными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора. Например, "+" - положительный выбор, "-" - отрицательный выбор, "О" - нейтральный выбор (отсутствие выбора). Затем исследователь собирает списки и результаты выборов переносит в социоматрицы (показываю слайд). На основе матрицы строится социограмма - графическое изображение схемы межличностных отношений в коллективе. (Демонстрирую на ПЭВМ учебно-методическую программу). Полученная таким образом информация при умелом использовании может сыграть позитивную роль в формировании первичных трудовых.

Анализ документов дает возможность исследователю увидеть многие важные стороны социальной жизни. Он помогает выявить нормы и ценности, свойственные обществу в определенный исторический период, дает сведения для описания тех или иных социальных структур, возможность проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными личностями и т.п. Самостоятельные этапы анализа документов - отбор источников информации и определение выборочной совокупности подлежащих анализу материалов.

Методики анализа документальных источников делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) и формализованные (контент-анализ).

Результаты, полученные при анализе документов, должны отвечать требованиям определенного уровня обобщения, чтобы полученная информация обладала практической значимостью. Это предполагает формулировку выводов и предложений органам управления по результатам анализа.

Наблюдение - это целенаправленное, планируемое, определенным образом фиксируемое восприятие изучаемого объекта. Этим оно отличается от обыденного наблюдения за интересующим нас объектом, явлением.

Как метод социологического исследования наблюдение,

Во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям;

Во-вторых, оно осуществляется по заранее разработанной программе; и,

В-третьих, его результаты фиксируются, как правило, сразу на месте.

Наблюдение как метод социологического исследования может осуществляться разными приемами, имеет несколько разновидностей. Его можно классифицировать по различным признакам (основаниями), в частности: по степени формализации процедуры: структурированные (контролируемые) и неструктурированные (неконтролируемые); по положению наблюдателя: включенные и невключенные наблюдения; по условиям организации: полевые и лабораторные; по регулярности проведения: систематические и случайные. Для регистрации результатов наблюдения используются:

- дневник наблюдения . В нем фиксируется информация об объекте, ситуации и своих действиях в ходе наблюдения. Как правило, в дневниках ведутся записи многократных наблюдений;

- протокол наблюдения . Принципиально он отличается от дневника тем, что в нем фиксируются результаты одноразового наблюдения;

Карточка наблюдения . В ней признаки наблюдения регистрируются в строго формализированном, как правило, закодированном виде;

Технические средства: фото и киноаппаратура, магнитофоны и видеомагнитофоны.

Информация, полученная в процессе наблюдения, так же, как и полученная другими методами, обобщается, интерпретируется, и по ее результатам делаются соответствующие выводы, формулируются рекомендации для руководства, предложения заинтересованному должностному или организации.

Страница 30 из 31

Методы сбора первичной социологической информации.

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос , который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос (анкетирование) заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2) Информационная часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов [например, на вопрос “Как вы оцениваете деятельность П. на посту премьера?” дается три варианта ответа (положительно; отрицательно; затрудняюсь ответить), из которых респондент выбирает соответствующий], и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам (например, “Где вы собираетесь отдыхать этим летом?” Ответы: “На даче”, “В санатории”, “За границей на курорте” и т.д.).

Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

3) Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д. – “рапортичка”).

4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото- кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное (формализованное) и нестандартизованное (неформализованное); систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них следует отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ , представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.д.).

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено “субъективное измерение” отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия .

И, наконец, еще один метод сбора данных – эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент – манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования , составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй – основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

Можно выделить методы, которые социология заимствовала у других наук, и собственно социологические методы, появившиеся уже в рамках самой социологической науки.

Первыми научными методами, используемыми социологами, стали методы, ранее применяемые естественными науками- физикой, химией, биологией. Их предложили использовать, как было сказано выше, основатели социологической науки Г. Спенсер и О. Конт. Это методы наблюдения, эксперимента и сравнительный метод.

Вместе с тем, социологами используются количественные методы сбора и обработки социологической информации. К собственно социологическим количественным методам можно отнести различные виды опросов, таких как анкетный, телœефонный, почтовый, прессовый, интервью, в рамках которых используются математические и статистические приёмы, а также метод контент-анализа.

Помимо количественных методов, основанных на математических приёмах, социологи применяют так называемые качественные методы, наиболее распространённым из которых является метод фокус-групп.Качественные методы, в отличие от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и обращают большее внимание не на измерение тех или иных показателœей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Количественные методы. Метод опроса. Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Специфика метода опроса состоит прежде всœего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) − непосредственный участник социальных процессов и явлений.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определœенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения, и это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. При этом в социологии выработано значительное количество методических требований и процедур, позволяющих преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность этой формы сбора социологической информации. Он используется в следующих случаях:

1) когда документальных источников информации по изучаемой проблеме недостаточно либо когда такие источники вообще отсутствуют;

2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения и т.д.);

4) когда нужен контрольный (дополнительный) метод для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование) опросы, опросы по месту жительства, по месту работы и в целœевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телœевидение, по телœефону), групповые и индивидуальные и т.д.

Учитывая зависимость отформы проведенияопроса и вспомогательных средств выделяют анкетный, телœефонный, почтовый и прессовый опросы.

Метод опроса, опирающийся на достаточное количество обученных анкетёров и интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.

Не менее ценное достоинство опроса − широта охвата различных областей социальной практики. Кажется, нет таких проблем в жизни общества, окоторых исследователь не мог бы получить информацию, обратившись с опросниками к различным слоям населœения. В связи сэтой особенностью познавательные возможности опроса представляются порой почти безграничными. При этом информация, полученная путём опроса, отражает объективную реальность в преломлённом виде, поскольку она отражает мнения людей, т. е. преломляется в их сознании.

Наиболее распространённый в практике прикладной социологии России вид опроса − анкетирование.Оно может быть групповымили индивидуальным.Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы или учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в учебной аудитории, в зале заседаний, куда приглашаются для опроса включённые в выборку учащиеся или члены организации. Обычно один анкетёр работает с группой из 15-20 человек.

При индивидуальном анкетировании анкета выдаётся одному респонденту, как правило, по месту жительства.

К преимуществаманкетного опроса можно отнести:

1) возможность проведения не только описательного, но и широкомасштабного аналитического исследования;

2) возможность использования общенациональной выборки;

3) возможность вербального и визуального контакта между респондентом и анкетёром.

Недостаткамианкетирования являются:

1) относительная дороговизна;

2) крайне важность затраты достаточно большого количества времени;

3) сложность контроля;

4) недоступность в отдельных случаях респондентов (наличие кодовых замков в домах по месту жительства респондентов);

5) небезопасность проведения опроса для анкетёра.

Западные институты изучения общественного мнения большую часть опросов проводят по телœефону. Преимущества телœефонного опроса очевидны. Телœефонный опрос требует меньше времени, в случае телœефонного опроса значительно упрощается контроль за интервьюерами, что в свою очередь обеспечивает большую надёжность результатов, респонденты меньше беспокоятся о своей безопасности и, следовательно, реже отказываются от участия в опросœе.

Телœефонные опросы намного дешевле, чем анкетные. Общепринято, что выборка не является репрезентативной, если исследуемая совокупность составляет менее 70% генеральной совокупности, т. е. уровень телœефонизации дол­жен быть не ниже 70%, в целом по России, даже в крупных городах, но телœефоны имеют в лучшем случае 50% населœе­ния. Необходимо также отметить, что наличие телœефона - ϶ᴛᴏ важный социальный признак. При общем низком уровне телœефонизации владельцами телœефонов, как правило, являются более образованные и высоко статусные группы населœения.

Почтовый опросв наиболее общем виде заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет нужнобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетёров. При известном опыте исследователœей подготовка и рассылка всœей документации почтового опроса для 2000-3000 человек может быть осуществлена двумя работниками за 7-10 дней.

К достоинствамметода относится и то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе и в труднодоступных районах. Преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит также в том, что анкета заполняется самим респондентом, тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном очном опросœе.

Ещё одно позитивное свойство почтового опроса − возможность самому респонденту выбрать удобное для него время заполнения анкеты. Он может не спешить, если нужно уточнить некоторые детали ответа. Наконец, можно отме­тить низкую стоимость почтового опроса, поскольку нет не­обходимости привлекать к сбору информации анкетёров, использование которых увеличивает материальные затраты на исследование.

Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них − неполный возврат анкет, не всœе респонденты заполняют анкеты и отправляют их. Как правило, величина возврата анкет зависит от социально-демографической структуры обследуемой совокупности. В одних ситуациях в опросœе активнее принимают участие представители старших возрастных категорий, в других - молодёжь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, совокупность ответивших на анкету обычно по полу, возрасту, образованию, жизненному опыту в большей или меньшей степени не соответствует совокупности возможных респондентов.

Основная задача исследователœей, которые пользуются почтовым опросом, состоит в том, чтобы увеличить, стимулировать возврат анкет. Исследования показывают, что 70-75% возврат обеспечивает весьма высокую надёжность результатов. Существуют приёмы достижения высокого уровня возврата анкет. Главное условие - сделать содержание анкеты интересным для респондента. Бывает целœесообразным включение в анкету дополнительных вопросов, хотя длинные анкеты также уменьшают вероятность возврата.

Во многих случаях увеличение возврата достигается рассылкой респондентам уведомлений за 3-4 дня до рассылки анкет, что позволяет настроить человека на участие в опросœе. Повышают степень возврата сопроводительные письма, в которых к респондентам обращаются по фамилии, имени и отчеству с просьбой об участии в исследовании и объяснением целœей опроса.

Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение, к примеру карманный календарь. Вместе с анкетой респонденту оправляют конверт с напечатанным на нём адресом исследовательской организации, в котором респондент должен будет выслать заполненную анкету. Через 2-3 недели после отправки анкеты высылают напоминания, что в среднем увеличивает возврат на 20%. В условиях крупного города первые заполненные анкеты возвращаются на 7 − 8 день, затем в течение двухнедель наблюдается наиболее активный период возврата - возврат достигает 50%.

Почтовый опрос широко применяют в США, в частности для исследования покупательского спроса. Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Как правило, посредством прессовых опросов изучается читательская аудитория либо какая-то актуальная проблема.

Самым большим недостатком прессового опроса считается то, что в нём принимает участие наиболее активная часть населœения, однако в отдельных случаях прессовый опрос может быть полезен. В первую очередь,прессовые опросы хорошо использовать для изучения реальной читательской аудитории. Во-вторых,целœесообразно применять такой метод в качестве постановочного исследования с целью уточнения проблемной ситуации.

Прессовый опрос можно использовать как дополнительный вид исследования для получения более обширной территориальной географии респондентов, а также с целью большего количества анонимных ответов по специфическим вопросам, к примеру проблемам проституции, наркомании, алкоголизма, преступности. Прессовый опрос также используется для активизации больших групп людей с целью формирования общественного мнения. Прессовый опрос уместен тогда, когда социально-демографические параметры респондентов неизвестны и, следовательно, нельзя применить общенациональные выборки.

Можно назвать некоторые правила проведения прессового опроса.

1. Нельзя печатать анкету в газете или журнале на тех страницах, оборотная сторона которых содержит предположительно интересный материал и может быть оставлена в домашнем архиве.

2. Анкета не должна содержать более 20 вопросов: (включая паспорт) и 60-70 вариантов ответов.

3. Не следует проводить опросы в то время, когда внимание на­селœения приковано к важным событиям общественной жизни.

4. Целœесообразно использовать временные интервалы: месяцы – январь-апрель, октябрь-декабрь (учитывая летние отпуска), недели - первая и третья каждого месяца, дни – вторник-четверг (для повторной публикации анкеты целœесообразно использовать воскресный номер). Это правило не распространяется на журналы и еженедельные газеты.

5. При оформлении анкеты крайне важно использовать фото, рисунки, графические заставки.

6. Необходимо использовать различный типографский шрифт, чтобы отделить вопросы от вариантов ответов.

Метод интервью в практике социологических исследований в России применяется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено, прежде всœего, недостаточно развитой сетью интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в анкете вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.

При интервьюировании контакт между исследователœем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователœем, организует и направляет беседу с каждым отдельным респондентом и фиксирует ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопроса, затруднений, связанных с припоминанием события, интервьюер может тактично прийти к нему на помощь: задать дополнительный вопрос, пояснить формулировку (чего нельзя делать в случае анкетирования).

Выделяют формализованное, фокусированное и свободное интервью. Формализованное, или стандартизированное, интервью - самая распространённая форма интервью. В этом случае общение интервьюера строго регламентирова­но детально разработанными вопросником и инструкцией.

При использовании этого вида интервью крайне важно точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности. В таком интервью обычно преобладают закрытые вопросы, т. е. вопросы, содержащие готовые варианты ответов.

В случае если в процессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен допускать произвольного толкования, отклонения от первоначальной формулировки вопроса.

Интервью с открытыми вопросами, которые не содержат готовых вариантов ответов, предусматривает меньшую степень стандартизации, респондент даёт ответы в свободной форме, а задача интервьюера точно зарегистрировать ответ. Интервьюер в любом случае является исполнителœем, от которого требуется аккуратность и точность.

Фокусированное интервьюимеет целью сбор мнений, оценок по поводу ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с темой исследования, они читают статью или книгу, о которой пойдёт речь. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, их перечень обязателœен для интервьюера. При этом интервьюер имеет большую самостоятельность, он может менять последовательность вопросов, менять их формулировки.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид интервью применяют тогда, когда исследователь только приступает к разработке проблемы. Свободное интервью проводится без заранее составленного опросника или плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту.

Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки − всё зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос, его представлений о предмете исследования, от конкретной ситуации интервью. В отличие от массовых опросов получаемая таким образом информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна своей уникальностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов. Группы опрашиваемых обычно невелики (редко превышают 10-20 человек).

Метод наблюдения . В социологическом исследовании под наблюдением принято понимать метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целœенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В отличие от обыденного научное наблюдениеотличается тем, что:

1) оно подчинœено ясным целям и задачам;

2) планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре;

3) всœе данные фиксируются в протоколах (или бланках) наблюдения;

4) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или перспективных суждениях индивидов. Другим важным преимуществом метода наблюдения является то, что исследователь в определœенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания или умения обследуемых отвечать на вопросы.

Наблюдение обеспечивает определœенную объективность, которая задается самой установкой фиксирования ситуаций, явлений, фактов. При этом в этой процедуре присутствует и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателœем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем более субъективным будет его восприятие этого объекта. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В современной социологии различают включенное и простое наблюдение. При включенном наблюдении исследователь имитирует вход в социальную среду и анализирует события как бы «внутри». В простом наблюдении он регистрирует событие «со стороны»,

Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход событий?», «Как вести записи?»

«Что наблюдать?» На данный вопрос отвечает программа исследования (гипотезы, эмпирические признаки понятий и т.д.). Как правило, наблюдение включает в себя следующие элементы и фиксирует следующие их признаки.

1. Общая характеристика социальной ситуации, куда включают сферу деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение её особенностей и т.д.; правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом; степень саморегуляции объекта (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2. Определœение типичности наблюдаемого объекта в данной ситуации: экологическая среда, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3. Описание субъектов, или участников социальных событий. Их можно классифицировать по демографическим или другим социальным признакам, по социальным функциям (права, обязанности); по неофициальным отношениям (дружеские, неприятие, неформальное лидерство и т.д.).

4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые, официальные и неофициальные, одобряемые и неодобряемые, согласованность или конфликт интересов и целœей.

5. Структура деятельности со стороны внешних побуждений (стимулы) и внутренних, т. е. осознанных намерений (мотивов), средств, привлекаемых для достижения целœей, по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная, напряжённая, спокойная) и по её практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6. Регулярность и частота наблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение, осуществляемое по такому плану, имеет задачу структурировать объект, выделить в нём разнородные свойства, элементы, функции, связи действующих лиц или групп. Но всё это есть неконтролируемое наблюдение.По мере накопления данных задачи исследования уточняются. Какие-то стороны объекта становятся более значимыми, какие-то - менее либо вообще опускаются, и наблюдение становится контролируемым.

Контролируемое наблюдение значительно более жёсткое и разрабатывается на основе неконтролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р. Бейлз для изучения последовательности фаз групповой деятельности.

Надежность данных в рамках этого метода сбора информации (обоснованность и устойчивость) гарантируется выполнением следующих правил.

1. Один и тот же объект крайне важно наблюдать в разных ситуациях (нормальных, стрессовых и т.д.).

2. Вести одни и те же наблюдения должны несколько сотрудников для сопоставления получаемых ими результатов.

3. Использовать для проверки другие методы сбора социологической информации, к примеру, интервью, опрос и т.д.

Метод эксперимента . Эксперимент предполагает создание определённой ситуации, условий для группы обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действия этих условий. Общая логика эксперимента состоит по сути в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы(или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить изменения интересующих исследователя характеристик, их направление, величину и устойчивость.

В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователœем «сценарию».Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий. В первую очередь, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся самим исследователœем.

Такие характеристики называются факторными.Характеристики, которые не принимают участие в эксперименте, называются нейтральными, их судьба не волнует исследователя, независимо от того, изменяются ли они или нет. В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по логической структуре доказательства гипотез и по характеру экспериментальной ситуации. По логической структуре доказательства гипотез различают линœейный и параллельный эксперименты.

Линœейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной (имеется в виду ее первоначальное состояние) и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются всœе контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном экспериментеодновременно принимают участие две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всœем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические характеристики). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всœего периода эксперимента͵ а экспериментальной - изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, делается вывод о причинах и величинœе происшедших изменений.

По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (к примеру, трудовой коллектив какой-либо организации, слушатели на семинаре). При этом члены группы бывают осведомлены либо не осведомлены о том, что они принимают участие в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сама экспериментальная группа формируются искусственно. По этой причине члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

1) определœение цели эксперимента;

2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

3) выделœение предмета эксперимента;

4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

5) определœение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

6) формулировку гипотез и определœение задач;

7) выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента;

8) определœение метода фиксации результатов эксперимента;

9) проверку эффективности эксперимента.

Метод контент-анализа . Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов.Он имеет и ряд иных преимуществ по сравнению с другими методами. Прежде всœего, анализ документов позволяет оперативно получать фотографические данные о предприятии в целом, о его рабочих и служащих. Вместе с тем, эта информация носит объективный характер, но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

во-первых, учетная информация не всœегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

во-вторых, часть этой информации устаревает;

в-третьих, цели создания документов чаще всœего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, и в связи с этим информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

в-четвертых, подавляющее большинство данных, представленных в ведомственной документации, не содержит информации о состоянии сознания работников. По этой причине анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фотографической информации.

При работе с любым документальным материалом социолог должен уметь читать данные на языке гипотез своего исследования. Но в начале он должен осуществить процедуру поиска индикаторов (признаков), которые можно исследовать по отношению к данному типу документов, а потом уже работать с самим источником. Существует ряд приемов, позволяющих оптимально решить эту задачу. В социологии наиболее известна процедура, которая принято называть «контент-анализ».

«Контент-анализ» предполагает перевод в количественные показатели массовой текстовой информации. Его основные операции разработаны американскими социологами Б. Берельсоном и Х. Лассуэллом.

Основные процедуры «контент-анализа» связаны с переводом качественной информации на язык счёта. С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа (1) и единицы счёта (2), или количественные единицы.

К примеру, единица анализа − отношение к президенту, единица счета - количество публикаций за неделю или количество строк в одном номере об отношении к президенту. Можно в качестве единиц анализа брать темы, идеи, оценки, суждения либо символы, термины. К примеру, Х. Лассуэлл во время Второй мировой войны, исследовав символику одной американской газеты, доказал, что она фашистская, и её закрыли.

В исследованиях СМИ, где контент-анализ получил широкое применение, единицами анализа обычно выступают те или иные понятия («политика», «демократия», «свобода слова», «рынок»), а единицами счёта − частота употреблений этих понятий. Это позволяет определить ориентацию источника (политическая, научная и т.д.) либо политическую направленность (прокоммунистическая, демократическая и т.д.).

Помимо специальных терминов в качестве единиц анализа могут выступать темы (избирательная кампания, политическая борьба), имена выдающихся деятелœей (Г. Зюганов, Г. Явлинский), общественные события (штурм Белого дома) и т.д. Контент-анализ может быть весьма многосторонним, одновременно могут иссле­доваться несколько единиц анализа и несколько единиц счета. Для проведения контент-анализа разрабатывается специальный бланк. Обязательна проверка результатов контент-анализа на их надёжность при помощи экспертной оценки или опроса.

Качественные методы. Фокус – группы . Различные виды опросов относятся к количественным методам сбора социологической информации, поскольку охватывают большие группы населœения, социологи используют при этом математические и статистические методы и приёмы. К количественным методам относят также и метод контент-анализа. Помимо количественных, существуют качественные методы сбора информации, в частности метод фокус-группы.

Качественное исследование − определённый тип исследования, который предполагает использование специальной техники получения глубинных ответов: о чём думают люди и как они себя при этом чувствуют. Такое исследование даёт возможность глубоко понять и изучить установки, верования, причины поведения людей.

Качественное исследование преследует своей целью получить ответ на вопрос «почему», в то время как количественное исследование отвечает на вопрос «как много»и «как часто».Качественное исследование в большей степени интерпретационное (объяснительное), нежели описательное. Для его проведения достаточно небольшого количества респондентов, его выборка не должна базироваться на теории вероятности и статистики.

Фокус-группа является наиболее распространенной техникой качественного исследования. Традиционно состав участников фокус-группы колеблется от 8 до 10 человек, но существует тенденция в сторону уменьшения группы до 5-7 человек. Обсуждение в группах, меньших по размеру, позволяет получить более информативные ответы каждого из участников. Часто такие группы более сплоченные, особенно если респондентами являются профессионалы, к примеру группа из лидеров партий либо социальных работников.

Ключевым фактором, определяющим размер группы, является цель исследования. В случае если цель фокус-группы состоит в получении по возможности большего количества новых идей, то предпочтительной будет более крупная группа. В случае если цель фокус-группы − получение максимально глубоких реакций и развёрнутых мнений от каждого респондента͵ то в этом случае лучше срабатывает малая группа.

Когда метод фокус-группы используется с целью генерации новых идей, обсуждение может длиться целый день или полдня.Но, как правило, фокус-группа длится не более чем от полутора до двух часов, иногда фокус-группа может быть совсœем короткой − до 40 мин., к примеру, при изучении реакции на политическую рекламу.

Для проведения фокус-группы обычно используются аудио- и видеотехника, зеркало, дающее возможность наблюдателям видеть происходящее, комната для наблюдения. Место проведения фокус-группы должно обеспечивать участникам дискуссии возможность говорить без всякого вмешательства и спокойно себя чувствовать.

При формировании фокус-группы крайне важно учитывать то, что характеристики респондентов должны совпадать.При проведении фокус-группы собирают людей с одинако­вым социальным статусом, одинаковым жизненным опытом, одного и того же возраста и семейного положения, одной и той же субкультуры. Это делается для того, чтобы одни участники не подавляли других. Что касается пола респондентов, то здесь нет однозначного ответа. В случае если половые стереотипы не влияют на тему обсуждения, то проводят смешанные фокус-группы, в противном случае − две фокус-группы.

Количество необходимых для обсуждения групп определяют предварительная информация и гипотезы по теме исследования, что в свою очередь определяет необходимые параметры респондентов, их основные характеристики.

Обычно фокус-группа проводится по типу «круглого стола». Участники должны сидеть так, чтобы это способствовало групповому взаимодействию и максимальной вовлеченности в дискуссию.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные