Рассказать о демографической политике мира. Современная демографическая политика в странах мира

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или "нулевой рост" цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные" для стабильного развития экономики.

План:

    Понятие и цели демографической политики

    Меры проведения демографической политики

    Демографическая политика России

8.1. Понятие и цели демографической политики

Демографическая политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и негосударственных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.

Демографическую политику проводят правительства всех стран мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

Существует два основных типа демографической политики:

    политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран), это – пронаталистическая политика;

    политика, направленная на снижение рождаемости (типична для развивающихся стран).

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. Экономические меры включают в себя:

    ежемесячные пособия семьям, имеющим детей;

    льготы одиноким родителям;

    пропаганда повышения престижа материнства;

    оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком.

В некоторых странах (Ирландия, США, Польша) католическая церковь требует в законодательном порядке уголовно наказывать женщин, прервавших беременность, и врача, сделавшего аборт.

В развивающихся странах демографическая политика направлена на снижение рождаемости из-за высоких темпов роста населения. В некоторых многих странах эта политика не дает существенных результатов, потому что многие жители этих стран следуют традициям многодетности и там высоко ценится статус материнства и особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран отрицательно относятся к вмешательству государства в планирование семьи.

Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

    1. Меры проведения демографической политики

Меры демографической политики можно объединить в 3 большие группы:

    экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

    административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

    воспитательные и информационно-пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе, отвечающий национальным интересам страны.


11. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и пола.

Китай

Переход от многодетной к однодетной (2-хдетной) семье. «1 ребёнок в семье», «1 супружеская пара – 1 ребёнок», «Народ без братьев и сестер».


  • повышенный возраст вступления в брак – 22♂ и 20♀;

  • поощрительные льготы за 1 ребёнка – надбавки к з/п, выплата ежемесячных пособий, б/п мед. обслуживание, преимущества при устройстве ребёнка в д/с, при поступлении в школу, вуз;

  • наказания за 2 ребёнка – лишение предоставленных льгот, штраф, понижение родителей в должности;

  • наказания за 3 и более детей – те же + прогрессивно растущие вычеты из з/п;

  • разрешение на рождение ребёнка у местного комитета планирования семьи (на определённый срок).

Индия

Переход от многодетной к 2 (3-хдетной) семье. «Имейте лишь 2 детей – первого и последнего», «2 ребёнка – достаточно».


  • контроль над рождаемостью – стерилизация / предупреждение беременности;

  • с 1976 г. принудительной стерилизации мужчин;

  • повышенный возраст вступления в брак – 23♂ и 18♀.

Франция

Эталон демографической политики; первая из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией и разработавшая систему мер по её преодолению и увеличению численности.


  • до 1967 г. запрещена продажа контрацептивов;

  • до 1975 г. запрещены аборты;

  • с 1946 г. денежные выплаты и налоговые льготы семьям – поощрение рождений 1, 2 и особенно 3 ребёнка;

  • базовое пособие на ребёнка всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее 2 детей (независимо от гражданства, дети до 20 лет проживают в стране). Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на 2 – €107/мес., 3 – 244, 4 – 382, 5 – 519, 6 – 656 (за каждого последующего – надбавка €137, доход семьи не влияет на размер пособия);

  • ряд иных пособий.

Швеция


  • семейные пособия всем гражданам, включая иммигрантов;

  • экономическая самостоятельность женщины в браке (возможность заработка);

  • большое внимание проблемам планирования семьи и сексуального образования молодёжи, профилактике семейного насилия;

  • с 60-х гг. в школах обсуждаются вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

Евросоюз


  • размер пособия увеличивается с увеличением возраста ребёнка (кроме Дании – уменьшается);

  • доп. выплаты для малолетних детей;

  • иммиграция – основной способ решения проблемы.

США


  • открытая иммиграционная политика;

  • налоговая поддержка семей с детьми;

  • региональные программы семейной политики;

  • программы поддержки семьи на предприятиях – отпуска по с/о, гибкие графики работы, неполный рабочий день, оплата детских дошкольных учреждений и др.

страница 1

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования вопросов населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру. В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных ее районов, когорты населения, семьи определенных типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Глобальная демографическая проблема в современном мире имеет два аспекта. Во-первых, быстрый рост населения в ряде стран и регионов развивающегося мира, «обесценивая» накопление, препятствует экономическому росту и увековечивает хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, суженное воспроизводство населения в развитых странах и естественная убыль во многих странах с переходной экономикой ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут тормозить экономический рост этих стран. Остановимся на последней проблеме и рассмотрим концепции демографических политик развитых стран

Франция

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек. В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми. Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

    пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

    пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

    пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

    семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

Швеция

Росту населения в последние годы страна обязана щедрой демографической политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждая женщина имеет реальные возможности заработка. По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет. Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Помогают разобраться с сексуальной ориентацией, не навязывая своей точки зрения. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Развитие сексуального образования в Швеции имеет длительную историю. Впервые вопрос о необходимости его обеспечения в школе обсуждался в 1905 году на съезде Союза шведских педагогов. С 1942 года введено половое воспитание в школах. При этом осуждались добрачные связи, одинокие матери и ничего не говорилось о сексуальных отношениях.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже – ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины “сексуальные меньшинства” и “нетрадиционная сексуальная ориентация” как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Бельгия

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Австрия

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

Италия

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

Евросоюз

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми. В “Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи”, принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: “В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие – государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер”. В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и старением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн. до 468 млн. человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

В докладе указывается, что демографический спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями. Он отразится на всех аспектах жизни, например на том, как работает бизнес, как планируются города, как строится жилье, как действует общественный транспорт, на что делает упор торговля в городах. Все возрастные группы окажутся под воздействием процессов увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья, падения уровня рождаемости и сокращения численности рабочей силы.

Комиссия полагает, что основные причины, вынуждающие родителей отказываться от второго ребенка, материальные. Речь, в частности, идет о возможности поиска работы и ее стабильности, а также о стоимости жилья. Увеличение пособий на детей и срока отпусков по уходу за ними, улучшение системы детского здравоохранения и равноправие в оплате труда взрослых - все это, по мнению Еврокомиссии, способно оказать позитивное влияние на уровень рождаемости и рост занятости среди женщин.

Хотя, по мнению некоторых демографов, снижение потребности в детях вызвано как раз высоким уровнем жизни: люди хотят и имеют возможность развивать собственную личность, делать карьеру, покупать дорогостоящие вещи. Рожать некогда.

В то же время только стимулированием рождаемости и увеличением занятости женщин проблему не решить, необходимо привлечение мигрантов. Некоторые из членов Еврокомиссии не разделяют мнения о том, что иммиграция полностью решит демографическую проблему. В лучшем случае удовлетворит спрос на рабочую силу.

США

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса американской семьи, который проявляется в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Так, с начала 70-х до начала 80-х годов число несемейных домохозяйств увеличилось в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х годов эти процессы протекают более плавно.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики. Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

    либерального индивидуализма как высшей ценности;

    трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

    доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

    свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

    распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

    влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

    определенное оправдание расизма;

    отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное – это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

До 30-х годов прошлого века социальная поддержка обеспечивалась на уровне общин и волонтеров. В 1935 году принят Закон о социальном обеспечении, гарантирующий право на социальную защиту самым нуждающимся. В основном она заключалась в предоставлении услуг и натуральных выплат.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В США только в 1993 году введены обязательные неоплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью до 12 недель на предприятиях с численностью свыше 50 человек и при наличии стажа не менее 1250 часов за предыдущий год. В это время сохраняется только рабочее место.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений.

Глобальная демографическая проблема в самом общем виде заключается в неблагоприятных для социально-экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема имеет два аспекта: демографический взрыв в ряде регионов развивающегося мира и старение населения в развитых странах.

В развитых странах и многих государствах с переходной экономикой демографическая проблема заключается в устойчивом простом воспроизводстве населения, а в ряде случаев – в депопуляции вследствие превышения смертности над рождаемостью.

Влияние результатов проведения демографической политики на мировую экономику велико. Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности. Демографическое старение - увеличение доли населения старше 60 лет свыше 12% всего населения или старше 65 лет свыше 7%.

Быстрое старение населения в развитых странах приведет в ближайшие 30 лет к значительному падению темпов роста мировой экономики (ОЭСР - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию).

Согласно подсчетам специалистов ОЭСР, в течение ближайших трех десятилетий темпы роста мировой экономики будут падать ежегодно на 1.7% из-за старения населения. Наибольший урон зафиксируют страны Европы. Нарастание демографических трудностей приведет к росту инфляции, росту дефицита государственных расходов, созданию новых социальных проблем. Подсчеты показывают, что в развитых индустриальных государствах к 2050 году на семь пенсионеров будет приходиться лишь 10 активных работников. В 2000-ом году это соотношение было четыре к десяти. Перед обществом встают задачи не только материального обеспечения групп населения старших возрастов (совершенствование и реформирование пенсионного обеспечения), но их медицинского и бытового обслуживания. Одновременно, как показывает опыт ряда стран, достаточно эффективным оказывается вовлечение старшего поколения в активную трудовую деятельность. В развитых странах на пенсии и медицинские льготы для старшего поколения приходится все большая доля ВВП, что, в свою очередь, ведет к сокращению бюджетных ассигнований на образование, инфраструктуру и научные исследования. В связи с сокращением доли трудоспособного населения в развитых странах возрастает демографическая нагрузка на занятых. Выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе.

Пока "демографическая бомба не будет нейтрализована", мировую экономику ждут тяжелые кризисы. Нейтрализовать эту бомбу можно с помощью проведение качественной и грамотной демографической политики, которая должна увеличить возраст по выходу на пенсию, дать серьезные налоговые льготы работающим пенсионерам, а также сократить размеры государственных расходов на пособия по безработице.

Литература:

1. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 25 (277)

2. Экономический словарь: Е.Г. Багудина – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624

3. Internet resource: прогноз ОЭСР: быстрое старение населения в развитых странах приведет в ближайшие 30 лет к падению темпов роста мировой экономики на 1,7 % в год: www.primetass.ru/news/show.asp?id=538393&ct=news

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Демографическая политика - управление воспроизводством населения. В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику.

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Понятно, что направление демографической политики зависит, прежде всего, от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Пожалуй, наибольшие усилия в этом отношении прилагают две самые большие страны мира - Китай и Индия.

В Конституции КНР гово­рится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В пе­риод учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок». Осуществление этой политики уже дало большие результаты, в том числе и отрицательные: резкое превышение числа мужчина над числом женщин. Определяя на ранних стадиях беременности пол будущего ребенка, многие женщины Китая прерывают беременность, если пол будущего ребенка женский. Это привело к тому, что в сентябре 2002 года правительство Китай внесло корректировку в демографическую политику, разрешив 13 категориям семей рождение второго ребенка, а в 2004 году сменило и лозунг демографической политики: «Меньше детей - быстрее богатеешь».

Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, проводилась массовая добровольная стерилизация населения, пропагандировалась семья из четырех человек под девизом: "Нас двое - нам двоих". В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но, тем не менее, еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, появляющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-е гг. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления которого резко выступила католическая церковь. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по "планированию семьи". Никакой демографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные