Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. Установление психологического контакта. Понятие психологического контакта и методы его установления с подозреваемым и обвиняемым

В процессе речевого общения важную роль играет психологическая сторона взаимодействия двух основных участников – говорящего и слушающего. Общая психологическая атмосфера, особенности личности учителя, с одной стороны, и класса, с другой, – все это определяет результаты общения.

Коммуникативная ситуация (ситуация общения). Характеризуется наличием определенной структуры. Основными элементами, образующими такую структуру, являются говорящий, слушающий (аудитория), предмет речи, язык (средство общения), текст (закодированная информация), восприятие информации.

Суть схемы коммуникативной ситуации заключается в следующем. Предмет речи воспринимается говорящим как некая объективно существующая реальность. В сознании говорящего формируется представление о предмете речи, которое выражается посредством языка и находит материальное закрепление в тексте (устном или письменном). Текст воспринимается и дешифруется слушателем, в сознании которого, в свою очередь, формируется представление о предмете речи, опосредованное, с одной стороны, его собственным опытом, а с другой – информацией, содержащейся в речи говорящего.

Наличие большого числа элементов коммуникативной ситуации, сложный, опосредованный характер их взаимодействия приводят к тому, что взаимопонимание и общение между говорящим и аудиторией не устанавливаются сами собой, а требуют специальных навыков.

Характеристика говорящего. К говорящему предъявляются как интеллектуальные (ум, эрудиция), так и психологические требования: экстраверсия, или открытость (обращенность к другим людям, т. е. такая особенность личности, которая позволяет легко устанавливать контакт с другими людьми), уравновешенность, уверенность, подвижность характера, чувство юмора и самоирония.

Наряду с этими важную роль играют и специальные речевые качества: речевое мастерство (техническое и языковое), понимание задач и специфики речи. Все перечисленные качества в момент речи находят выражение в психологической установке – ориентации говорящего на общение с аудиторией, на убеждение слушателей. Основными компонентами установки являются: твердое знание предмета речи, четкая формулировка цели речи, желание общаться и вызвать интерес аудитории.

С точки зрения аудитории говорящий характеризуется таким качеством, как кредитность, т. е. степенью доверия слушателей. Чем выше кредитность, тем легче устанавливается контакт, тем эффективнее происходит убеждение.

Существуют следующие пути повышения кредитности:

– говорящий высказывает в начале своей речи суждения, близкие данной аудитории, даже если они не имеют никакого отношения к предмету предстоящего сообщения;

– в начале разговора высказываются взгляды, которые якобы противоречат интересам говорящего;

– источник информации называется не в начале речи, а после проведенного доказательства.

Характеристика аудитории. Аудитория – это группа людей, объединенных общим видом деятельности – слушанием и восприятием речи. Группа людей превращается в аудиторию в процессе поляризации, происходящей в результате действия установки на восприятие информации, а также сосредоточения внимания на говорящем.

Эффективность усвоения материала определяется составом аудитории, ее образовательным уровнем, настроенностью на контакт. Установлено, что наиболее полным оказывается восприятие в том случае, если слушатели принимают активное участие в восприятии информации (задают вопросы, делают попытку нахождения решений задач, которые сформулированы говорящим).

Количественный состав аудитории оказывает некоторое влияние на усвоение материала, так как в больших группах слушателей труднее добиться единства установки и личностного контакта с говорящим.

Важным оказывается и размещение слушателей. Для больших по объему аудиторий целесообразно располагать слушателей рядами, что позволяет ограничить межличностные контакты и тем самым упростить поляризацию. Другой способ – «круглый стол», когда слушатели рассажены по периметру помещения. Тогда из присутствующих каждый оказывается включенным в общий разговор. Такое размещение особенно эффективно для небольших групп и в том случае, когда требуется активное участие аудитории в восприятии информации, ее обсуждении и выработке единого решения.

Помехи, нарушающие коммуникацию, и их устранение. Нарушение коммуникации может быть обусловлено особенностями восприятия, понимания и запоминания информации.

Основные виды помех:

– инерция включенности слушателя в круг своих проблем;

– высокая скорость умственной деятельности, которая оставляет свободной значительную часть внимания при восприятии речи;

– неустойчивость внимания, возникающая из-за относительной непродолжительности сконцентрированности, после чего наступает ее естественное ослабление, а потому говорящий должен учитывать, что во время длительного выступления возможны сбои во внимании аудитории (для таких случаев должна быть предусмотрена возможность переключения с помощью шутки, разговора на другую тему, перемены деятельности);

– антипатия к чужим мыслям, возникающая потому, что система взглядов каждого человека находится в определенном равновесии, следовательно, любая информация, которая нарушает этот баланс, будет отвергаться. Неприятие тем сильнее, чем дальше говорящий находится по своим убеждениям от аудитории, поэтому не следует в начале противопоставлять себя слушающим, предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение такого дисбаланса, будет усвоено наилучшим образом.

В научной литературе сформулирована теория ленивого реципиента, которая объясняет низкий уровень усвоения информации нежеланием производить умственную работу по проверке выводов, содержащихся в речи. Эффект ленивого реципиента обусловлен низким уровнем развития слушателей.

Иногда, однако, он наблюдается и в интеллектуальной аудитории, если кредитность оратора очень высока. В таких случаях слушатели полностью доверяются оратору, отказываясь от критической оценки приводимых фактов. Значит, для успешного общения следует специальным образом воздействовать на аудиторию.

Существуют следующие способы организации слушателей: заражение – передача психологического настроения; подражание – повторение образца поведения; внушение – некритическое, бездоказательное восприятие материала; убеждение – логически обоснованное внедрение информации. Последний способ наиболее труден, так как требует умелого изложения фактов и активной мыслительной деятельности при их восприятии. В то же время это наиболее эффективный способ, если требуется глубокое и прочное усвоение. Другие способы могут при необходимости сочетаться с убеждением, но не должны становиться преобладающими в практике говорящего.

Приемы организации и поддержания внимания. Для поддержания и усиления внимания слушателей рекомендуется использовать различные приемы предварительной установки контакта, композиционные приемы построения высказывания, драматизацию (диалогизацию) речи, паузы-разрядки, интонационное богатство речи, разнообразие тональных рисунков фразы, эмоциональную насыщенность речи.

Предварительная установка контакта. Осуществляется путем ряда последовательно выполняемых говорящим операций. Во-первых, с помощью предварительной паузы перед началом речи производится поляризация, внимание слушателей сосредоточивается на говорящем, устанавливается личностный контакт между ним и аудиторией. Во-вторых, во время произнесения первых фраз, которые содержат приветствия и другие формулы речевого этикета, указания на характер предстоящей речи, продолжается установление и закрепление первоначального визуального контакта. Чрезвычайно важен при этом ровный, спокойный, доброжелательный тон.

Первые фразы не произносятся слишком громко, чтобы перекрыть шум аудитории, которая должна успокоиться и прислушаться к говорящему. В силу этого не следует сразу касаться существа рассматриваемого вопроса. Не рекомендуется начинать выступление также с самоумаления, признания в собственной некомпетентности, неподготовленности. Это решительным образом подрывает кредитность говорящего.

Композиционные приемы построения высказывания. Такие приемы способствуют удерживанию внимания слушателей, обеспечивают наиболее эффективное понимание. Психологи выделяют три способа построения сообщения: с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).

Выбор способа построения конкретного сообщения зависит от особенностей аудитории. Если слушатели не заинтересованы в предмете сообщения, то эффективнее применить антикульминационный порядок. Наоборот, когда аудитория заинтересована в информации, то применяется кульминационный порядок построения сообщения, чтобы ослабление аргументации не разочаровало слушателей.

Важно также провести четкую группировку материала, указать на основные этапы, вопросы, пункты речи и на ее протяжении постоянно отмечать, в каком месте, на рассмотрении какого пункта вы находитесь. Это поможет устранить негативные моменты от линейного восприятия устной речи. Письменную речь мы воспринимаем не только линейно. Любой отрывок может постоянно соотноситься со всем текстом и его отдельными частями.

Линейный характер восприятия устной речи, невозможность вернуться назад или забежать вперед, оценить композиционные части, абзацы и т. д. ведут к затруднению понимания. Вот почему важно, чтобы говорящий все время давал слушателям представление о своей речи как о композиционном целом.

При построении сообщения требуется также решить вопрос о включении в него аргументов противоположной стороны. Использование материалов такого рода предпочтительно в речи перед подготовленной, высокоинтеллектуальной аудиторией, которая не любит готовых выводов. Включение доводов противоположной стороны также выгодно, если известно, что слушатели расходятся во мнениях с говорящим, и в случае, если аудитория будет подвергнута воздействию информации противной стороны.

Исследования показали, что изложение противоположных точек зрения в группах с низким интеллектуальным уровнем оказалось малоэффективным. В сообщении должны содержаться четко сформулированные выводы лишь в том случае, если слушатели после приведенных доказательств не способны сделать это самостоятельно. Интеллектуальная и хорошо подготовленная аудитория может воспринять явно сформулированные выводы как попытку навязывания мнения со стороны говорящего.

Применяются также следующие композиционные приемы: анонсирование, затягивание изложения, неожиданный перерыв.

Драматизация (диалогизация) речи (превращение монологической речи в диалогическую). Драматизация может быть внешней и внутренней. Внешняя заключается в организации диалога между аудиторией и говорящим в форме вопросов и ответов. Однако часто она не всегда осуществима.

Внутренняя драматизация – это такое построение монологической речи говорящего, которое подразумевает:

– определенный подход к отбору материала и композиции речи на этапе подготовки выступления, предполагающий учет особенностей аудитории;

– предвосхищение возможных вопросов слушателей путем разъяснения того, что является для них непонятным;

– использование разных формул включения аудитории в диалог: «Как вы, наверное, знаете», «Вы, возможно, спросите», «Вы удивились, услышав эти слова» и т.п.

Паузы-разрядки. Концентрация внимания длится ограниченное время, после чего наступает его естественное ослабление и, как следствие, утрата поляризации. Происходит переключение внимания, поэтому говорящий должен предвосхитить этот момент и сделать перерыв в изложении основного содержания.

Эта пауза должна быть заполнена какими-либо примерами, иллюстрирующими основное содержание и одновременно очень выразительными, захватывающими; шуткой ли, уместной в данной ситуации, или просто посторонним разговором, позволяющим на короткое время отвлечь внимание слушателей (последний прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора).

Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением взаимопонимания и снятием барьеров, препятствующих общения в целях получения информации или совершения каких-либо действий, значимых для успешного решения оперативно-служебных задач.

Для установления такого контакта непременным условием является преодоление психологических барьеров, которые затрудняют достижение взаимопонимания, вызывают настороженность, недоверие и другие негативные психологические явления. Наиболее известными в ряду таких барьеров являются смысловые, интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и тактические.

Смысловой барьер заключается в выключении из сознания всего, что связано по смыслу с опасной зоной, т.е. человек выключается из общения, если затрагивается опасная для него зона. Поэтому еще в старых полицейских руководствах содержалась рекомендация не называть в начале общения прямо совершенное преступником деяние, заменяя его нейтральным по смыслу словом: не украл, а взял, не убил, а ударил и т.д. Здесь действует тот принцип, что в доме повешенного не говорят о веревке.

В качестве мотивационного барьера может выступать нежелание в данный момент вести откровенный разговор, предубежденное отношение к работникам ОВД, боязнь мести преступников, нежелание нести ответственность за содеянное.

Интеллектуальный барьер вызывается ошибками неверного восприятия друг друга, особенностей речи партнеров по общению, различиями уровня образования, осведомленности в определенных вопросах.

Эмоциональный барьер может быть обусловлен как отрицательными чувствами, которые испытывают партнеры по общению друг к другу, так и их эмоциональными состояниями: подавленностью, раздражительностью, невыдержанностью, агрессивностью, озлобленностью, а также эмоциональной нечувствительностью, которая зачастую преступниками специально тренируется.

Волевой барьер имеет место, если форсируется подчинение своей воле партнера по общению или он связан обещанием не вступать в контакт третьим лицом, а также не может преодолеть других поведенческих установок.

Тактический барьер заключается в тактике поведения, направленного на сопротивление через контраргументы. В основе этого барьера лежат заготовки - софизмы, формулы ответов, которые нейтрализуют результат воздействия. Например: ”Воруют все, особенно те, кто имеет власть!”

Установление психологического контакта направлено на достижение определенного уровня взаимопонимания, взаимного принятия сотрудником и гражданином друг друга как личностей, способных решать свои проблемы, не ориентируясь на конфликтный тип отношений. На основе установления психологического контакта ослабляется способность граждан к оказанию противодействия решению профессиональных задач, психологическому воздействию в деловой сфере.

Психологический контакт - это всегда определенное позитивное состояние межличностных отношений. Нередко возникает необходимость углубить психологический контакт и установить с конкретным лицом доверительные отношения, отличающиеся от психологического контакта доверием сотруднику конфиденциальной информации для решения оперативно-служебных задач.

Практикой разработаны и исследователями обобщены специальные приемы и средства, которые вызывают у человека, с которыми общается сотрудник, стремление взаимодействовать и достигать согласия и доверительных отношений. Это специальная технология установления психологического контакта, с которой вы сегодня ознакомитесь. Вашему вниманию предлагается методика контактного взаимодействия (МКВ) Л.Б.Филонова, успешно применяемая для установления психологического контакта сотрудниками ОВД.

МКВ включает в себя три принципа и шесть стадий сближения при установлении психологического контакта

Принципы сводятся к следующему:

1. принцип последовательности. Он заключается в необходимости последовательного прохождения стадий сближения, что означает два момента:

а) нельзя опережать стадии или пропускать, иначе возможен конфликт

б) нельзя длительно останавливаться (задерживаться) на стадиях, иначе контакт перестанет развиваться.

2. принцип ориентации. Он означает, что переход к следующей стадии сближения осуществляется путем ориентации на признаки (показатели) завершенности предыдущей стадии (на разных стадиях это могут быть разные признаки: ожидание, преодоление непонимания, настороженности, расслабление и успокоение, сокращение пауз при ответах, уменьшение односложных ответов, готовность поддерживать разговор, что-то сообщить, воспринять воздействие и т.д.). Опыт различения этих показателей приобретается тренировкой (до 12 раз), после чего они распознаются интуитивно.

3. принцип вызова стремления к сближению. Он означает необходимость акцента на вызове такого стремления у лица, с которым мы общаемся. Инициатор контакта вызывает интерес к своей личности, внушает свою необходимость, важность.

Сами стадии сближения выделяются по преимущественному способу воздействия. Последовательно проходят при полноценно установленном психологическом контакте следующие шесть стадий сближения:

1. стадия накопления согласия. В этой стадии необходимо добиться, чтобы в начале общения человек несколько раз сказал волшебное слово “Да” и ни разу не сказал слова “нет”. При этом не имеет значения, по поводу чего достигается согласие, а важно лишь его количество. Необходимо и самому не возражать и даже соглашаться фразами типа: ”Может быть”, “Допустим” и т.п. даже в случае несогласия. Вопрос на согласие следует ставить, исходя из известных, очевидных вещей, от погоды до факта вызова на допрос: ”Сегодня такая-то погода!?” - “Да”. “Вам неприятен вызов в милицию? Вы будете говорить правду? Вы хотите быстрее освободиться?” и т.п.

Необходимость этой стадии обусловливается снятием планов на сопротивление, когда человек настроен сказать решительное “нет”, а вынужден говорить “Да”, это сбивает его, вызывает фрустрацию. Показателями прохождения этой стадии являются признаки растерянности и ожидания у вашего собеседника.

2. стадия поиска общих и нейтральных интересов. На этой стадии рекомендуется выяснить интересы, хобби, увлечения. Интерес всегда привлекает. Узнать интерес собеседника и через проявление интереса к его интересу расположить его к себе. Это задача стадии обусловлена тем, что интерес и его поиск всегда вызывают положительные эмоции, а возникновение положительных эмоций выполняет функцию полупроводника, когда инициатор его поиска воспринимается положительно, ибо является источником положительных эмоций. Само по себе общение по интересам сближает, создает группу по интересу: ”Мы такие-то”. Нейтральный интерес всегда снимает различие в положении и статусе.

Стадия созревает, когда партнер начинает говорить о самом главном интересе для каждого из нас - о самом себе, называть свои качества, объясняя успехи и неудачи, что влечет необходимость перехода к следующей стадии.

3. стадия принятия принципов и качеств, предлагаемых для общения. Здесь начинается индивидуальный подход, разговор сосредотачивается на личности собеседников, выясняется направленность, убеждения, взгляды, отношения и свойства. Когда человек создал свой образ, иногда несколько идеализированный, появляется необходимость в его корректировке, что является задачей следующей стадии.

4. стадия выявления качеств и свойств, опасных для общения. Это своеобразное продолжение предыдущей стадии, где выясняется то, что не нравится человеку в самом себе и мешает ему по его мнению жить. Здесь же начинают выяснять обстоятельства дела и отношение к ним, продолжает проявляться интерес к личности собеседника.

5. стадия индивидуального воздействия. К этому моменту собеседник должен увидеть в инициаторе контакта человека, имеющего право воздействовать на него в силу наступившего сближения и проявленного взаимного интереса.

6. стадия взаимосодействия и выработки общих норм. Эта стадия, на которой достигается согласие и взаимопонимание на определенном уровне.

В свете психологических закономерностей установления психологического контакта неправильно следовать буквально официальной процедуре предъявления обвинения по уголовным делам согласно УПК. Если подходить формально, то чаще, если не пройдены указанные стадии сближения, на вопрос, признает ли себя обвиняемый виновным в предъявленном ему обвинении, следует ответ: ”Нет!”, после получения которого человека трудно сдвинуть с занятой им позиции отрицания предъявленного ему обвинения. Если же до предъявления официального обвинения были предприняты шаги по установлению взаимоприемлемых межличностных отношений, и сотрудник добился психологического права индивидуального воздействия, предъявления к нему определенных требований на основе установившегося сближения, то психологически труднее обвиняемому занимать негативную позицию противодействия.

1. прием, получения и накопления информации о собеседнике и прогнозирования своих действий;

2. прием первичного накопления согласия и включения собеседника в общение;

3. прием установления психологического контакта с учетом мотивов собеседника;

4. прием установления контакта с учетом индивидуальных особенностей и состояний собеседника;

5. прием установления контакта с учетом условий общения;

6. прием раскрытия задач и целей деятельности ОВД для установления контакта;

7. прием укрепления доверия;

8. прием повышения значимости доверительных отношений.

Все вышеуказанные приемы и существующие определенные правила их применения составляют технику установления психологического контакта. Эти приемы и правила требуют специального изучения и непременного применения для формирования устойчивых навыков пользования этой методикой. Мы же рассмотрели только общие закономерности методики контактного взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД.

Для решения трудных задач в общении нужна не просто близость тел двух людей, но близость их душ - целей, мыслей, чувств, намерений. Именно это имеют в виду, когда говорят о психологической близости, психологическом контакте, взаимопонимании, взаимном доверии.

Психологический контакт - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи юристом. Иначе говоря, это профессионально-психологический контакт. Чаще всего психологический контакт и возникающие на его основе доверительные отношения локальны, имеют узкую зону развития, иногда похожую на ниточку, чем-то связывающую двух людей. Это не всеобъемлющее доверие, а ограниченное какой-то информацией, договоренностью по какому-то вопросу. Чаще всего оно бывает временным, не выходящим за рамки части выполняемого юристом профессионального действия и ситуации. Это определенный, как говорят ныне, консенсус - договоренность, согласие и очень редко безграничное доверие, какое бывает при дружбе. Однако и установление такого парциального, разового контакта очень важно. Найти «ниточку», «потянуть за нее» - это нередко начало крупного успеха.

Основные психологические условия установления психологического контакта обусловлены тем, что, как правило, надо не искать «золотой ключик», не рассчитывать на авось, а фундаментально, комплексно подходить к его установлению. Существует по меньшей мере пять групп психологических факторов, образующих в комплексе условия установления психологического контакта:

Психологическая значимость, трудность, объективная или субъективная, оценивая опасность того дела, проблемы, по поводу или в контексте которых ведется общение и юристом делается попытка установить психологический контакт;

Психология гражданина, занятая им позиция, избранная линия и тактика поведения, психические состояния;

Психологические особенности обстановки, в которой осуществляется общение;

Психология юриста;

Психологическая эффективность применяемых юристом приемов общения и установления контакта.

Правило создания благоприятных условий для установления контакта и учета психологии граждан дублирует все то, что уже сказано выше об общении. Только реализация его делается абсолютно обязательной и максимально правильной.

Правило самопрезентации личности юристом и справедливо благожелательного отношения к гражданину. Никто добровольно не будет искренен и доверителен с человеком, который выглядит не заслуживающим этого. В ряде случаев юристу целесообразно позаботиться о том, чтобы до вызываемого гражданина заблаговременно была доведена информация о его личности, качествах, квалификации, отношениях к проблемам, беспокоящим граждан. Сильно, как уже отмечено, первое впечатление, и оно имеется и у гражданин о юристе. В процессе общения разумно его последовательно и настойчиво улучшать, укрепляя представление о себе как о человеке, которому можно довериться, надо довериться, чтобы решить свою проблему. Для этого нужны: внешне выраженное внимание, понимание, сочувствие к гражданину, к беспокоящим его вопросам, к поиску выхода из трудного положения, в которое он попал; ясно выраженная готовность помочь; напоминание о том, что только он, юрист, может помочь гражданину; упорно выражать убеждение, что только доверившись юристу, гражданин сможет решить свои проблемы, и иного выхода нет.


При общении с лицами, принадлежащими к преступному миру, можно значительно повысить свой авторитет, продемонстрировав глубокое знание татуировок, «блатной» речи, воровских обычаев и традиции, субкультуры преступной среды и т.п.

Прием нейтрализации психологических барьеров ориентирован на устранение или ослабление опасений, настороженности, недоверия, враждебности, которые мешают установлению контакта, которые особенно сильны при общении граждан с представителем правоохранительного органа. Опять-таки это зависит от строгого, умелого и последовательного выполнения юристом общих правил общения. Кроме того, надо явно демонстрировать свою объективность, отсутствие «обвинительного уклона», зачитывать соответствующие статьи кодексов, обязывающих юриста к поиску истины, указывать на обстоятельства, которые могут помочь решить вопрос в его пользу, либо носить характер смягчающих, предлагать совместно искать их. Хорошо, когда юристу удается предварительно оказать какую-то посильную и отвечающую нормам права помощь гражданину (в решении какого-то служебного, квартирного вопроса, в получении паспорта, иного документа или материальной помощи, положенной по закону, юридическом консультировании и пр.). В этом случае гражданин психологически испытывает собственную обязанность, перед юристом ответить добром на добро.

Правило накопления согласий - хорошо известный и успешно применяемый способ (прием). Он заключается в изначальной постановке таких вопросов собеседнику, на которые он естественным образом отвечает «да». Учитывается такая «психологика», свойственная людям:

1) если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно;

2) если человек несколько раз подряд сказал «да», то у него возникает хотя и слабая, но реальная, как говорят, фиксированная психологическая установка продолжить тенденцию согласий и сказать «да» в очередной раз. Тактика применения приема заключается в том, чтобы начинать с простых, безобидных, «нейтральных» вопросов, которые не вызывают тревоги и на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы усложнять, приближаясь к сути обсуждаемой проблемы, начинать касаться «болезненных» точек, но для начала все же не главных.

Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов. Психологическому сближению способствует отыскивание и подчеркивание всего общего между гражданином и юристом, что только может быть, и протягивание личностных «нитей связи» между ними, приводящих их к временному сближению и обособлению от всего окружающего мира (к образованию диады «мы»). Они могут отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости: возраста, пола, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагических, неприятных событий, или наоборот, - удач и др.); увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнений о прочтенных книгах, просмотренных фильмах и телепередачах и др.; понимании и отношении к разным событиям, происходящим в стране, тем или иным сообщениям средств массовой информации; оценках людей, ценимых их качествах, наличии общих знакомых, встречах в разное время с кем-то и отношениях к нему.

Психологическое «поглаживание» представляет собой признание понимаемых юристом положительных моментов в поведении и личности партнера по общению, наличия правоты в его позиции и словах, выражение понимания его. Это немного успокаивает, повышает чувство уверенности, формирует представление, что юрист справедлив и не настроен огульно отрицательно и благожелателен. Главный расчет применения такого правила-морально-психологическое обязывание собеседника, побуждение его к ответному признанию достоинств и правды юриста, согласию с его утверждениями, выражению понимания его. Когда это делается, число «точек» психологического сближения увеличивается, контакт нарастает.

Окончательное обособление в диаду «мы» завершает процесс нарастающей близости: «Вы и я», «Мы с Вами», «Мы вдвоем», «Мы одни», «Нас никто не слышит», «Нас никто не видит». Этому способствуют беседа с глазу на глаз, отсутствие посторонних, интимная обстановка, сокращение дистанции разговаривающих до 30-50 см. На слово «мы» не скупиться, подчеркивая близость и интимный, доверительный характер общения.

Демонстрация искренности юристом важна как показ того, что он первым поверил партнеру по общению, что с уважением относится к его трудностям, как пример для подражания, как сигнал к началу проявления ответной искренности и доверительности. Разумеется, нельзя разглашать служебную или следственную тайну собеседнику.

Поиск точек согласия в решаемой проблеме. Пора когда-то переходить к делу и распространять сферу налаживающегося взаимопонимания и близости на содержание вопроса, который должен быть решен в процессе общения и ради которого налаживается психологический контакт. Переходить без поспешности, когда юрист почувствует, что психологические барьеры ослабли, что близость реально наросла. Начинать с констатации фактов по делу, рассматриваемой проблеме, не вызывающих сомнения. Добиваться при этом четких ответов собеседника - «Да», «Согласен», «Подтверждаю», «Возражений нет». Постепенно переходить к фактам, не доказанным с полной убедительностью и требующим от партнера искренности.

Совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы имеет двоякое предназначение. Он полезен для дела и психологичен. Став на путь участия в разрешении задачи, стоящей перед работником правоохранительного органа, гражданин психологически сближается по намерениям и направлению мыслей с ним, возрастает взаимопонимание.

Актуализация мотивов искренности. Решающим моментом при установлении контакта, позволяющим преодолеть внутреннюю борьбу мотивов и колебания гражданина «говорить - не говорить?», выступает актуализация мотивов искренности, приводящих к решению - «говорить». Задача и заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь в нужном выборе, актуализировать, повысить силу мотивов искренности. При боязни гражданином огласки, ущемления самолюбия (это наиболее часто встречается у потерпевших и соучастников) уместно опереться на мотив «следования принципам своей достойной жизни». Обращать внимание на наличие у него хороших качеств, жизненных принципов, которым он изменяет, не делая сейчас правильного и честного выбора. «Мотив любви к ближним» - сильный мотив почти у каждого человека. Важно показать связь его долга по отношению к ним с необходимостью принести им минимум огорчений, дополнительных проблем, забот, трудностей, горя. Активизация «мотива личной выгоды» особенно уместна у подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

Все описанные приемы и правила представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта, которые в большинстве случаев при решении самых разных правоохранительных задач приводят к успеху. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть, например, допрашиваемый продолжает скрытничать, лгать.

План

1. Понятие и психологическая характеристика контакта в общении.

2. Психологические механизмы установления контакта.

3. Особенности установления психологического контакта с разными партнёрами и в разных ситуациях деятельности.

Понятие и психологическая характеристика контакта в общении.

В современной научной литературе термин «психологический контакт» различными авторами понимается по-разному. На данном этапе развития науки вопрос, связанный с определением понятия «психологический контакт», является дискуссионным. В разных источниках приводятся следующие определения данного понятия :

§ Психологический контакт – это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт .

§ Психологический контакт – это совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми .

§ Психологический контакт – это отношения, которые характеризуются желанием и готовностью собеседников участвовать в общении друг с другом. Установить психологический контакт – значит, вызвать у собеседника симпатию по отношению к себе, или, по меньшей мере, не вызвать у него антипатию. Психологический контакт – это предпосылка для развития дальнейших отношений .

§ Психологический контакт – это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга [Н.И.Прорубов, 8].

§ Психологический контакт – это целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей [А.В.Дулов, 8].

§ Психологический контакт – это приспособление, это внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении [К.С.Станиславский, 8].

Таким образом, предложенные определения характеризуются терминологической пестротой и вызывают неоднозначность в их понимании. Для более подробного изучения понятия психологического контакта рассмотрим представления авторов о структуре психологического контакта .

Е.А.Воробьева предлагает рассматривать структуру психологического контакта в соответствии с социально-психологической моделью общения, предложенной Г.М.Андреевой. Согласно данной модели, общение и, соответственно, психологический контакт включают перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие:

1. Перцептивный аспект психологического контакта – предполагает восприятие и понимание людьми друг друга в процессе психологического контакта: в данном аспекте большую роль играют особенности внешнего вида и поведения контактирующих.

2. Коммуникативная сторона психологического контакта – включает обмен информацией между контактирующими личностями и представлена вербальными (словесными, речевыми) и невербальными (бессловесными – жесты, мимика и т.д.) средствами общения.

3. Интерактивная сторона психологического контакта – рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния между контактирующими лицами.

Таким образом, в соответствии с предложенной моделью, структура психологического контакта включает три взаимосвязанных компонента; сам психологический контакт предполагает одновременно протекание процессов восприятия и понимания людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние между ними.

Оптимальный психологический контакт предполагает :

§ На перцептивном уровне – эмоциональное расположение контактирующих друг к другу;

§ На коммуникативном уровне – согласие контактирующих друг с другом;

§ На интерактивном уровне – нахождение общих и совпадающих интересов контактирующих.

Е.А.Воробьева, изучая психологический контакт между следователем и допрашиваем в процессе допроса, предлагает рассматривать профессионально-психологический контакт как «фон допроса, дающий возможность следователю пользоваться широким репертуаром тактических приёмов, а основой для создания фона служат располагающая атмосфера и благоприятные отношения между контактирующими. … На базе созданного фона следователь имеет возможность эффективно оказывать профессионально-психологическое воздействие (тактические приёмы) на допрашиваемого при проведении допроса» . В более широком контексте предполагается рассмотрение профессионально-психологического контакта как фона осуществления делового общения, дающего возможность достичь оптимального результата деловых переговоров.

Я.Щепаньский рассматривает психологический контакт как элемент динамической структуры социальных связей , на основе которых осуществляется социальное поведение людей. По мнению Щепаньского, социальная связь «может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)» . Таким образом, в соответствии с описанной точкой зрения, психологический контакт возникает на основе пространственного контакта и следует после него; в свою очередь, предшествуя контакту социальному, предполагающему непосредственно общение и совместную деятельность контактирующих. Другими словами, согласно концепции Щепаньского, психологический контакт не тождественен общению, а предшествует ему.

Рассмотрим основные характеристики психологического контакта :

1. Психологический контакт всегда имеет двухсторонний характер: его установление и поддержание зависит от обоих лиц, вступающих в данный психологический контакт. Однако при этом инициатива к вступлению в контакт, а также управляющее воздействие, если таковое присутствует, как правило, принадлежат только одному из контактирующих.

2. Психологический контакт представляет собой динамический, находящийся в развитии процесс, участники которого, воспринимая друг друга, обмениваясь информацией и оказывая психологическое воздействие друг на друга, постоянно корректируют свое поведение в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями психологического контакта. Процесс согласованности взаимоотношений контактирующих происходит постепенно, поэтапно, иногда незаметно.

3. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного общения.

Таким образом, по-видимому, психологический контакт представляет собой внутреннюю психологическую основу общения людей и одновременно является результатом этого общения. Психологический контакт возникает до непосредственного общения людей на основе их восприятия друг другом и подвержен изменениям в процессе общения. Оптимальный психологический контакт, предполагающий эмоциональное расположение, коммуникативное согласие и интерактивное нахождение общих интересов контактирующих, является важнейшим фактором эффективности общения.


Похожая информация.


ФОТО Getty Images

1. Психология

Для кого? Для всех интересующиеся психологией.

2. a.psychology

Чем интересна? Хорошо переведенными статьями по психологии из научных журналов. Группа обновляется почти каждый день, поэтому можно найти там новости, которые не попадают к нам в журнал.

Для кого? Для всех, кто хочет быть в курсе последних новостей и исследований из мира психологии.

3. Starts&Flops

Чем интересна? Статьями, переводами из иностранных источников и видеороликами на тему мотивации, самоорганизации и достижения результатов. Отдельный плюс: отличное оформление материалов (с выделением заголовков, активными ссылками на источники, картинками), легкий стиль изложения.

Для кого? Для тех, кто интересуется темами продуктивности, самоорганизации и успешности. А также тех, кто начинает свои первые шаги в бизнесе или ищет работу мечты.

4. Все как у зверей

Чем интересна? Биолог и видеоблогер Евгения Тимонова нашла оригинальный способ подчеркнуть нашу близость с другими представителями животного мира. Она находит у обезьян, львов и насекомых следы типично «человеческого» поведения – например, прокрастинацию, гомосексуализм и проституцию. А ее ролик «Звериный оскал патриотизма» (догадайтесь, о чем он) поставил рекорд – его посмотрело больше миллиона человек.

Для кого? Для всех, кто интересуется поведением животных и хочет при случае блеснуть неожиданными знаниями о том, как икота связана с жабрами головастика, а поцелуй – с кормлением детенышей.

5. Obraz

Чем интересна? Инструкциями, помогающими мыслить ясно и последовательно, изложенными в виде красиво оформленной инфографики. Обновляется нечасто, но зато материалы, собранные в группе (и на сайте), можно распечатать и повесить на видное место – рядом с компьютером или телевизором. Последний вариант особенно удобен при просмотре новостей: можно сразу сверяться со списком логических ошибок и уловок.

Для кого? Для всех, кто хочет развить чувствительность к обману и заострить мышление.

6. Нейробиология

Чем интересна? Публикациями о работе мозга и ее нарушениях, подборками книг и статей по нейробиологии, а также записями лекций известных исследователей. Стиль изложения сложный, рассчитанный на искушенных читателей.

Для кого? Для психологов, нейробиологов и всех, кто интересуется тем, как работает мозг.

7. Praxis

Чем интересна? Praxis – это площадка для общения и обмена знаниями между психологами, организованная студентами психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В группе публикуется информация о лекциях, семинарах и мастер-классах, выкладываются видео- и аудиозаписи. Кроме того, по хэштегу #praxis_психолог_говорит можно найти комментарии психологов к текущим событиям.

Для кого? Для студентов-психологов и всех, кто интересуется академической психологией.

8. Дайджест психологических исследований

Чем интересна? В группе регулярно публикуется анализ последних (и самых интересных с точки зрения редактора) экспериментов и исследований в области психологии. Группу ведет Андрей Ловаков, психолог и преподаватель Высшей школы экономики.

Для кого? Студенты-психологи, профессионалы и все желающие поглубже разобраться в том, чем сегодня занимаются психологи-исследователи.

9. Yo!Brain

Чем интересна? В группе публикуются свежие новости об устройстве человеческой психики, а также статьи об интересных фактах, связанных с нашим мозгом и сознанием. В 2013 году группа стала победителем конкурса научных блогов за статью «Иллюзия резиновой руки, или как мы воспринимаем искусственные части тела». Одна из удобных особенностей группы: в ней часто публикуются перепосты новостей дружественных психологических сообществ – Praxis, Дайджеста психологических исследований и других.

Для кого? Для всех, кто хочет следить за актуальными психологическими новостями, не подписываясь на много разных рассылок.

10. Детская психология и психология родительства

Чем интересна? В группе можно найти огромное количество материалов о воспитании ребенка, детской и семейной психологии, найти хорошего специалиста, попросить совета. В меню группы есть удобный рубрикатор и список статей.

Для кого? Для всех, кто воспитывает ребенка или только собирается его завести, а также для детских и семейных психологов.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные