Пейзажный сад. Пейзажный стиль

Во многих источниках говорится о том, что пейзажный стиль появился в XVIII веке в Англии. Согласно истории, английские натуралисты-естествоиспытатели создали новые культурные течения с Востока, что в итоге отразилось на литературе и живописи страны. Получается, случился крупный культурный взрыв, который и привел к появлению новых взглядов на мир ландшафтного проектирования.

Таким образом, парк пейзажного стиля будет являться не столько плодом взаимосвязанных идей с Востока, а самобытным явлением английской культуры, которая и воплотила в себе представление о естественности и красоте окружающего мира и лиц, его создававших, конечно же.

Сам по себе сад в пейзажном стиле предполагает свободное и естественное расположение различных элементов ландшафта. Здесь можно увидеть прямолинейность, а правильность и симметричность исключены. Главным признаком пейзажного ландшафтного стиля является отсутствие каких-либо намеков на его рукотворное происхождение.

Зачастую может использоваться, хоть и несколько хаотичное, но при этом тщательно продуманное расположение основных деталей и элементов. Обязательным признаком данного направления является неровный рельеф местности с оврагами и возвышенностями, которые могут быть не только искусственными, но и естественными. Зачастую присутствуют тут и водоемы неправильных очертаний.

Водоем в пейзажном стиле (видео)

Композиции здесь обычно создаются так, чтобы в процессе движения по дорожкам человеку в поле зрения постоянно попадались несколько скрытые композиции – например, за каждым изгибом дорожки он должен получать новые впечатления и убеждаться в неожиданности решений, связанных с искусством создания пейзажного ландшафта.

Само собой, и гармоничность должна присутствовать в данном случае – это является своеобразным показателем законченности пейзажа. Дорожки, которые идут по участку, должны обладать извилистой формой, но при этом их повороты ни в коем случае не должны быть резкими. В качестве материала, из которого создаются эти дорожки, нужно использовать подручные средства, подаренные природой или имитирующие ее. Тут очень хорошо можно сказать, что имеется некоторое сходство с известным учением фен-шуй – на основании его как раз-таки плавно переходящие в другие направление дорожки должны стать великолепными проводниками для положительной энергии Ци, которая и обеспечивает гармоничное состояние человек, создавая подобным образом его успешное взаимодействие с окружающей средой.

И, надо заметить, плавность и извилистость линий должны быть во всех формах парка пейзажного стиля – в оригинальной форме деревьев, в красивом природном камне и даже крыши прилегающих к парку домов должны принимать участие в этом ансамбле.

Конечно же, в саду пейзажного стиля трудно недооценить роль всевозможных водных объектов – прудов, ручьев, небольших водопадов или даже искусственное болотце. Самое главное тут – это то, чтобы они выглядели по максимуму естественно.

В процессе выбора растений для посадки нужно использовать именно те виды, которые являются естественными для конкретной климатической зоны, то есть для той местности, где и находится приусадебный участок. Только тут следует учитывать то, что для придания какого-либо «заморского» колорита важно высаживать именно те растения, которые характерны для этой части света. Это, как известно, может быть очень затруднительным, особенно, для средней полосы России, поэтому и важно иметь в виду данный момент.

Что же касается примеров пейзажного стиля, то среди них явно выделяются старинные английские усадьбы прошлых веков. На территории стран бывшего СНГ можно отметить некоторые крымские парки, стиль которых был на самом деле позаимствован в свое время у англичан.

Водоем в пейзажном стиле (часть 2) (видео)

Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)

Но настоящий профессионал - всегда немного циник. Самые высокие материи он норовит подвергнуть классификации, замеру, обобщению. Ландшафтные дизайнеры, не смущаясь, как в анатомическом классе, расчленяют гармонию природы на составные части, чтобы понять законы красоты. Зачем? Все просто: на их основе можно создавать новую красоту.

Пейзажи часто сравнивают с картинами; но некоторые из них - рукотворные - и впрямь произведения искусства, выполненные рукой мастера - садовника и дизайнера. И тому, кто хочет, чтобы и его сад был создан по законам красоты и гармонии, придется и самому стать немного художником.

Сразу определимся с терминами. Что же такое пейзаж и вид в понимании ландшафтного дизайнера?

Пейзаж (франц. paysage , от pays - страна, местность) - это часть ландшафта, визуально выделенная из общего пространства. То есть чтобы та или иная природная красота имела право называться пейзажем, она должна:

  • быть условно заключена в "раму", ограничивающую поле видения ("рамой" может считаться склон холма или скала, опушка лесного массива, высокий кустарник, группа деревьев или даже одна ветка, ограничивающая наш взгляд. А также любой неодушевленный предмет - стена здания, садовой ограды);
  • иметь определенное композиционное построение.

Синонимы слова "пейзаж" в ландшафтном дизайне - "парковая картина " , "пейзажная картина ", "вид ".

Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых - композиционный узел .

Композиционный узел - это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскость газона или яркое пятно цветника , гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п.

Что же необходимо учитывать, "рисуя" пейзаж в своем саду?

Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, - до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) - с расстояния в несколько сотен метров.

Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.

В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды).

И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг - 360° - видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23-28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа. Его условный эквивалент - один фотокадр.

Пейзажи бывают простыми , сложными и панорамными . Пейзажная картина с одним сюжетом (и обычно с одним композиционным узлом) - это простой пейзаж. Два или три таких пейзажа с разными сюжетами, образующими единое целое, - сложный пейзаж. Изображение как простого, так и сложного пейзажа можно получить, один раз щелкнув фотокамерой. Если для этого понадобится сделать серию фотоснимков, перед нами пейзаж панорамный. Чтобы увидеть картину, представляющую собой несколько простых или сложных пейзажей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией, зрителю придется покрутить головой.

Все виды делятся на внутренние и заимствованные .

Виды внутренние расположены непосредственно на участке, их хозяин сада может создавать своими руками.

Виды заимствованные - зрительный мостик между садом и окружающим его ландшафтом. (С точки зрения ландшафтного дизайнера, морская перспектива, открывающаяся с балкона, относится к заимствованным видам.) И, разумеется, их надо учитывать еще до покупки участка, а затем обязательно сверяться с ними при его проектировании и строительстве дома, создании и благоустройстве сада. Грамотный архитектор планировку дома, размещение окон непременно свяжет с окружающими видами.

Ландшафтный же дизайнер или тот, кто будет заниматься садом, прежде всего должен обязательно посмотреть на него из окон дома и оценить открывающиеся виды. Одни из них - на лес, озеро, речку, поля - нужно будет акцентировать. Другие - на дорогу, огороды, технические строения - придется маскировать деревьями, архитектурными сооружениями и живыми изгородями.

Вначале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы».

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

    Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.

    Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.

    Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.

    Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.

    Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.

    Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.

    Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

Сад декоративного назначения, в котором много привлекательных ландшафтных видов, интересных растительных композиций, пластических решений принято считать пейзажным. У этого типа садов традиционно есть и другое название Английский, ведь именно в Англии были заложены основы, сложились принципы Пейзажного сада.

Англичане любили свои сады, ценили красоту растений и старались окружить себя красивыми видами. Мастера старались максимально сохранить прелесть и естественность живой природы, аккуратно адаптировав ее к условиям конкретного сада. Сложилась традиция организации живых кулисных посадок в свободной или стриженой форме, создания смешанных цветников непрерывного цветения, в которых нередко присутствовали и кустарники, и даже деревья. Так родилось понятие миксбордер. Позднее появилось бессчетное количество вариантов и модификаций, но главные принципы Пейзажного сада остались прежними - сочетание яркой выразительности и природной естественности.

В пейзажном саду все растения высаживаются свободными группами. Они дополняют друг друга и перекликаются то фактурой, то цветом, то формой. Вспыхивают и гаснут новые краски, а декоративность сохраняется. Здесь по краю дорожек высажены хосты. Справа они поддержаны розовой хелоне, слева - парковыми розами. Извилистая дорожка, с обеих сторон густо заросшая отцветающими в конце лета растениями, приглашает пройти по ней к домику. Его крыша едва виднеется из-за ветвей деревьев и разросшихся кустарников. В пейзажном саду обычно много разнообразных растений, и древесных, и кустарниковых, они перемешиваются ветвями и сплетаются кронами, а цветы сменяют друг друга в цветении с весны и до осени.

Зона отдыха с удобной садовой мебелью разместилась на мощеной площадке, окруженной со всех сторон зеленой стриженой лужайкой газона. По его краям высажены пышными группами разнообразные травянистые многолетники, в том числе и злаки. Цветовая гамма решена в теплых тонах. Мебель окрашена в белый цвет. Все эти нехитрые приемы привносят ощущение света и радости даже в пасмурный день.

В пейзажном саду вполне уместны некоторые элементы из регулярных садов. Как, например, здесь низкий стриженый бордюр, организующий пространство сада особым образом. В цветниках перемешаны самые разнообразные цветы, звучат неожиданные сочетания, но в целом картинка кажется упорядоченной и живописной.

В этом цветочном бордюре перемешаны самые разные растения: многолетние, однолетние и клубневые. Представлены все возможные окраски без учета каких-либо правил. Этот смешанный цветочный бордюр наполнен объемами и формами, насыщен красками и вместе с развесистым деревом слева создает живописную картину бушующего лета.

Внутреннее пространство тенистого сада. Здесь тон задает развесистое старое дерево с мощным рельефным стволом и корявыми ветвями. Оно художественно и значительно. Под ним расстилается большая стриженая лужайка с ярко-зеленым травяным ковром, а все растения рассредоточены по периферии сада, группами прижимаясь к стенам дома. Здесь нет никаких ярких и кричащих окрасок. Создается умиротворенное ощущение покоя. При этом вся композиция представляется законченной пейзажной картиной.

Цветник из многолетников вдоль изгиба дорожки. В конце лета многие цветы уже отцвели, сохраняясь в композиции лишь облиственными куртинами. Другие еще в полном блеске. Золотятся травы, играют на ветру красные шишечки кровохлебки на длинных, тонких цветоносах. Во всю еще цветут розы и котовники. Дербенник и кусты фиолетовой монарды усиливают сиреневую ноту. Чуть дальше в группе угадываются золотисто-желтые нотки. Все растения в композиции тщательно подобраны, но их свободные перемешанные объемы убеждают зрителя в естественности цветника. Вся картина выглядит живописной с весны и до осени.

Эффектный белый сад организован по обе стороны извилистой дорожки. Буйно цветут аквилегии, поддержанные только зацветающими астранциями и уже вовсю разросшимися мискантусами. В отдалении слева зацветают чубушники «Аурея». Их желтые листья создают мягкий контраст и белым цветам, и зеленой листве. В правой группе желтый отголоском звучит в листьях хосты.

Классический миксбордер из травянистых растений оформлен по принципу кафедры. На переднем плане собраны низкие растения, а средний и задний планы местами переплетаются, что создает особое ощущение глубины и объема. Цветовая палитра в классических традициях - на сочетании сиреневых и ярко-желтых тонов, но цвет разнесен в пространстве, а промежуточная группа в беловатых тонах смягчает прямой контраст. Благодаря всем этим уловкам вся композиция смотрится очень естественно и живописно. Растения высажены крупными куртинами, контрастируют формой соцветий, плотностью цветущих слоев. Особенное настроение легкости, динамику придают группе злаки: вейники, мискантусы и перистощетинник.

Фрагмент цветника с розами и лавандой. Цветы оформлены в группы, акцентированные низкими стрижеными бордюрами, за которыми бушуют розы, лаванда, душистый горошек, дельфиниумы и сальвия. Композиция украшена кованой ажурной аркадой, выкрашенной в голубой цвет, обыгранный в цветниках. На заднем плане пышные куртины кустарников, среди которых огромный великолепный куст гортензии метельчатой «Грандифлора».

Спокойная композиция из очитков. Некоторые из них уже отцвели, другие еще не полностью расцвели, но, поддержанные другими многолетниками, образуют интересную декоративную группу, контрастирующую формой, окраской, объемами. На переферии собраны более высокие растения в кулисных посадках. Вся композиция выглядит естественно и при этом очень живописно.

Фрагмент пышного миксбордера с акцентированием пурпурного цвета. Здесь собраны и травянистые многолетники, и летники, и кустарники. Они высажены большими живописными куртинами и сочетаются объемами и окраской, мягко контрастируя формой соцветий и фактурой. Композиция классическая - миксбордер одностороннего обзора, но вся картинка радует приятным сочетанием дополняющих друг друга цветовых тонов и возможностью рассматривать особенности фактуры.

Белый сад выполнен по профилю дорожки и ограничен стриженой живой изгородью. В составе группы растения, цветущие белым, и те, в листьях которых присутствует белый цвет. Обе стороны построены по принципу кафедры и ограничены по нижнему краю бордюрами: справа из цветущего ибериса, слева из вечнозеленого стриженого кустарника. Кусты гибридного паслена задают ритм, без которого наполнение цветника смотрелось бы просто цветочной массой. Следует добавить, что этот белый сад находится в не очень выигрышной позиции. При ярком солнце белый цвет теряет глубину и фактуру. Белые композиции лучше размещать при легком затенении.

В старом саду подросли деревья. Многоствольная туя справа кронирована и выглядит совершенно необычно. Ее крона нависает над крышей дома, над газоном и дорожкой, создавая определенное лирическое настроение. Дорожки теряются среди газона, но растения сгруппированы в небольшие композиции и возникает ощущение простора и умиротворения. В пасмурный день здесь царит ровное, чуть размытое освещение, а при солнечной погоде в игру вступают солнечные блики, проникающие сквозь кроны деревьев.

Пейзажный сад - это, конечно, не парк, с его огромностью, но принципы организации все те же. Живописные виды, соотношение открытых и закрытых пространств, кулисы, игра прямой и обратной перспективы, свободные группы растений, выразительные сочетания, одухотворенность природы во всех ее проявлениях, будь то растительные формы, вода или камень. Когда эти принципы соблюдаются, пейзажный сад можно создать и на очень небольшом пространстве.

В пейзажном саду всегда выигрышно смотрятся рельефные участки, пластические решения, поддержанные посадками, водоемами, мощеными и протоптанными дорожками, «случайными» объектами в виде живописно разложенных каменных глыб, спилов деревьев и пней. Именно в пейзажном саду важную роль играют сезонные изменения, смена цветовых акцентов, наличие особых качеств типа колючек и шипов, ягод и соплодий, искривленных стволов и фактурной коры. Все это привносит в пейзажный сад особенное настроение. Пейзажный сад - это всегда сад настроения.

Перемешанные кроны, крупные, свободные куртины, контраст фактур, сезонные цветовые метаморфозы, засохшие ветви и коряги - все это непременные составляющие пейзажного сада, которые включаются в общую игру и вместе с росой и туманом, восходом и закатом создают нужное настроение.

Водоем в пейзажном саду, будь то пруд или ручей, отвечает все тем же принципам живописной картины. Он должен казаться абсолютно естественным, хотя и выполняется из искусственных материалов и декорируется в основном сортовыми растительными формами. Создавая водный сад в пейзажном стиле, сочетая в его оформлении садовые растения, нужно постараться добиться убедительности природного ландшафта, его особого поэтического настроения.

Продолжая тему водоема в пейзажном саду, стоит оговориться, что какие-то преувеличения, узнаваемые исторические черты вполне могут присутствовать. Как, например, формальный водоем или канал в пейзажном саду. Понятно, что это рукотворный элемент, но он не противоречит принципам. Сад в целом выглядит естественно и живописно, и он не должен в точности копировать природный ландшафт, а лишь навевать ассоциации и создавать настроение. Важно не переусердствовать с украшательством, не ввести противоречивые элементы и кричащие сочетания, как цвета, так и материалов. На фото пейзажный пруд со свободно разросшейся лягушачьей травой и куртиной мискантуса, а линия берега сознательно акцентирована линейной насыпкой камня и усилена плитами во второй линии.

Растительные композиции в пейзажном саду должны выглядеть естественно, но они, как правило, состоят из отобранных садовых форм, с акцентированным декоративным эффектом. Часто в пейзажном стиле требуется разместить экспозицию коллекции каких-либо определенных растений. Эти условности вполне допустимы, когда не нарушаются основные принципы. Так рядом могут находиться растения пусть и из разных регионов и даже с разных материков, но произрастающих в природе в сходных условиях. У таких растений ярко выражены основные узнаваемые черты: мясистые или игольчатые листья, высокие стебли или прижатая, стелющаяся форма роста и т.д. В пейзажном саду растения должны казаться взятыми из сходных условий, тогда некоторая условность вполне простительна.

Всеми любимые хосты происходят из лесных участков японских островов и дальневосточного региона. При всей своей самодостаточности и разнообразии садовых форм хосты все же эффектнее и естественнее выглядят в композициях с другими растениями. По закону пейзажного стиля сложились устоявшиеся сочетания, которые и усиливают декоративность хост, и при этом выглядят естественно. Лучшими компаньонами для них считаются астильбы, астранции, манжетка, водосбор, лабазники и бузульники, злаки и в частности мискантусы, манжетка и еще множество садовых растений, которые не противоречат хостам по своему облику и в природе растут в сходных условиях.

В пейзажном саду вполне допустимы такие вольности, как на фото - садовая решетка из обрезанных ветвей деревьев. Часто с такой же целью используют ивовые прутья, которые легко укореняются и начинают обрастать листьями. Из необработанных деревяшек, с фрагментами коры и лишайниками на поверхности, из сухих стеблей тростника традиционно выполняются всевозможные приспособления и элементы декора: подставки, решетки, перголы, арки, плетеные маты и элементы крыши и еще множество узнаваемых и типичных для разных народов полезных вещей для сада.

Сад, выполненный в пейзажной традиции, вполне может сочетаться с современными постройками. При умелом пространственном решении, использовании естественных растительных форм, мягкой пластике линий и спокойных цветовых сочетаниях вполне можно добиться хорошего результата, сочетая на первый взгляд не сочетаемые вещи. Главный принцип пейзажного сада - естественность - остается на приоритетных позициях, что подразумевает в этом случае: не злоупотреблять контрастами, не нагромождать чужеродных и противоречивых элементов украшения, не использовать кричащих цветовых сочетаний, не мельчить деталями.

Все больше и больше владельцев больших частных усадеб и маленьких дачных подворий отказываются от строго выверенных пропорций и четких правил при организации своей территории. Многие предпочитают оформлять сад в пейзажном стиле – такой природный дизайн участка более естественен и не менее красив, чем усадьба, обустроенная по всем ландшафтным канонам. Лучше всего для оформления природного уголка в саду подойдут участки, примыкающие к лесу или территории, расположенные прямо на лесной опушке.

Сразу стоит отметить, что лесной участок совершенно не подходит для выращивания плодовых и ягодных культур и овощей. Да и светолюбивые многолетники, такие как пионы или клематисы, в лесу расти не будут. Подходящие для участка в пейзажном стиле лесные растения, как родные дети природы, сильнее и выносливее культурных, выведенных человеком. Потому они будут отбирать у наших насаждений свет, влагу, питание и тепло. Поэтому для себя вы должны решить, что милее вашему сердцу - полезная продукция из сада или отдых в отпуске и по воскресным дням.

Лесной участок, или участок, расположенный на опушке леса, это идеальный вариант для оформления природного сада. Деликатно вторгаясь в сложившуюся экосистему, подсаживая декоративные растения и удаляя неэстетичные природные растения, вы добьетесь великолепного результата! Такая территория наиболее подходит для создания пейзажного сада.

Если вам достался участок леса, самое плохое, что вы можете сделать, это полностью его раскорчевать. Естественные покровы земли столь плотно заселены, что для новых жителей просто нет места. Нарушив их, вы дадите возможность моментально взойти всем семенам, которые долгое время лежали в земле, ожидая своей очереди. Поэтому, прежде чем нанимать бульдозер или бригаду рабочих либо впрягаться самим в раскорчевку, чтобы создать пейзажный стиль в дизайне сада, внимательно осмотрите свой участок и, наметив план работ, как было рекомендовано в самом начале этой книги, беритесь за преобразование своего участка - но в меру.

Главное преимущество, как и недостаток, лесного участка - тень. Существует довольно много теневыносливых растений для природного уголка в саду, и частично освободив для них место, вы создадите уютный и неповторимый лесной мир.

Есть и еще преимущества лесного участка - выравнивание резких колебаний температуры воздуха. Под деревьями всегда более теплый и влажный воздух, а потому и более комфортная среда для растений, в том числе теплолюбивых. Однако при повышенной влажности воздуха здесь понижена влажность почвы, поскольку обильная растительность испаряет довольно много влаги. Поэтому полив растений, подходящих для пейзажного стиля в ландшафтном дизайне, требует дополнительных объемов воды.

Перед тем как вы начнете проектирование сада в природном стиле, необходимо провести обследование древесных растений, убрать больные, плохо сформированные, сделать обрезку сухих, поломанных и лишних ветвей, то есть почистить не только территорию, но и крону каждого крупного растения. Участок сразу же станет значительно светлее.

Многое зависит от того, какой именно лес произрастает на вашем участке. Если вы приобрели участок в смешанном лесу, то его не следует корчевать сплошь. Его надо разумно проредить, оставив островок природного ареала для отдыха. Однако в смешанном лесу зачастую немало кривых, плохо развитых кустарников и деревьев, много подлеска. Поэтому здесь придется навести порядок, убирая и выкорчевывая все, что так или иначе портит пейзаж.

Как показано на фото, пейзажный стиль предполагает сохранение лесного участка в почти первозданном виде и использование его исключительно для отдыха:

Раскорчевать нужно только место под строительство дома и подъездную дорожку, вдоль которой будут располагаться цветы и декоративные кустарники.

Заросший ивами и осинами участок придется действительно почти полностью раскорчевать. Обычно такой хаотический подрост появляется на месте заброшенного колхозного поля, а потому почва в этом месте плодородная.

Пронизанный светом участок в сосновом лесу подходит для дизайна в природном стиле больше всего, а поскольку у сосен стержневая корневая система, уходящая вглубь, а не вширь, то потребуется лишь незначительное ваше вмешательство, чтобы преобразить его в благородный сад.

Кроме того, в сосновом лесу растут черничные и брусничные кустарнички, голубика, толокнянка, костяника, вереск. Они создают такое разнообразие и выглядят так благородно, что практически нет никакой необходимости в дополнительном украшательстве такого участка.

Под пологом соснового леса превосходно растут и цветут рододендроны, отлично себя чувствуют гортензии. Среди сосен прекрасно растут не только рододендроны и гортензии, но плодоносят яблоня и груша, краснолистные орехи. Хотя они и не слишком любят соседства хвойных растений, однако вполне мирятся с соснами.

Посмотрите, как красивы пейзажные сады на этих фото:




Оформление природного уголка в саду в регулярном пейзажном стиле

Участок в темном еловом лесу совсем не подарок. Под пологом елей практически ничего не растет, там темно, а потому - холодно и сыро. Почва, как правило, переувлажненная, кислая, хотя и плодородная. К тому же корневая система елей поверхностная, расползающаяся во все стороны. Большая парусность надземной части в сочетании с неглубокой корневой системой - источник опасности при сильных ветрах, которые запросто выворачивают ели из земли. Падая, они могут разрушить даже дом. Поэтому, применяя природный стиль в ландшафтном дизайне, если вы оставляете елочку, то лучше одну единственную, на самом краю участка (но так, чтобы она не накрывала своей тенью как ваш, так и соседские участки).

Если у вас участок в светлом березовом, таком милом лесочке, то не обольщайтесь. Со временем березы вымахают под небеса. Каждая береза - это мощный насос по забору воды, кроме того, береза забирает со всей округи питательные вещества, поскольку ее могучая корневая система распространяется минимум на 12–15 м во все стороны. Под березами (как, между прочим, и под сиренью) бесплодная, сухая, как пыль, почва. Поэтому и травяной покров, и растительность нижнего яруса в березовом лесу не отличаются большим разнообразием. Если вам уж очень хочется оформить дачный участок в регулярном пейзажном стиле и оставить березовую рощицу, то постройте возле нее дом или организуйте место отдыха, но не планируйте по соседству огород или цветник - погибнет!

В любом случае на лесном участке имеет смысл убрать малоценный подлесок, а вместо него подсадить декоративные растения. Для этого подойдут волчеягодник, бузина, пузыреплодник (есть с зеленой листвой, а есть с золотистой и красно-коричневой), бересклет, сирень. Надо только помнить, что эта группа растений не любит переувлажнения, а потому их следует высаживать на относительно сухих местах.

Обратите внимание на фото – при оформлении сада в природном стиле в более влажных местах лучше высадить форзицию, вейгелу, барбарис, боярышник и культурную лещину, дающую орехи:

Причем у лещины культурной есть формы с зеленой листвой, а есть - с красной. Кроме того, на более влажной почве хорошо растут черная смородина, калина красная, дерен, магония, чубушник, спирея. При этом все указанные растения достаточно легко переносят полутень.

В лесном саду обычный газон лучше заменить почвопокровными растениями: живучкой, барвинком, ясноткой, пахизандрой, вальдштейнией. Ландшафтный дизайн дачного участка в регулярном пейзажном стиле предполагает высадку отдельными куртинами бадана толстолистного, ландыша майского и его садовых декоративных форм, а также папоротников. Теневыносливыми также являются хосты, астильбы, подофил, бруннера, медуница, дицентра.Роджерсия, арункус (волжанка), астильбондес, купена, традесканция создадут более высокие куртины в смешанном лесу, существенно его украсив.

Создавая природный сад своими руками, не следует забывать и о представителях лесных травянистых растений, таких как печеночница, сангвинария, ветреница, фиалка, горянка, орхидеи (венерин башмачок), купальница. На лесном участке весной отлично успевают отцвести и уйти на покой эфемероиды, пока еще нет мощной листвы на деревьях, летом накрывающей землю тенью. Это всем известные хохлатки, подснежники, хионодоксы, пролески (сциллы), мускари, пушкинии, кандыки. Неплохо себя чувствуют княжики сибирские и гортензии, девичий виноград, а также тисы и некоторые виды кипарисовиков. Рододендроны, конечно, тоже можно вырастить в смешанном лесу, но только вечнозеленые, поскольку листопадные нуждаются в солнечном освещении.

На этих фото продемонстрированы дачные участки с пейзажным дизайном, оформленные своими руками:



В смешанном лесу можно создать неповторимый, свой собственный маленький рай, совершенно непохожий на стандартный садовый участок, при этом без больших затрат труда и денег. Надо лишь выкорчевать подлесок, лишние, больные или неказистые деревья и проредить кроны оставленных растений. Ну а декоративные растения надо подсадить в своем лесу по принципу «лучше меньше, да лучше», а не загромождать освободившееся пространство.

Если ваш участок находится не в лесу, а у леса, то вам очень повезло. Садоводы сначала расстраиваются, если к границе участка вплотную примыкает лес, но потом начинают понимать, что плюсов от такого соседства больше, чем минусов.

В чем же плюсы? Лес аккумулирует дневное тепло, а потом отдает его ночью, а потому как в самом лесу, так и непосредственно вблизи его практически не бывает поздних весенних и ранних осенних заморозков. Это ли не благо? Лес создает уединенность от соседей, и не требуется глухого забора, чтобы от них отгородиться. Кроме того, лес задерживает снег, защищает от ветров, зрительно расширяет границы участка. Да потом, и просто прогуляться по «своему» лесочку и обнаружить парочку грибов непосредственно возле дома очень даже приятно! Ибо лес создает прекрасную панораму, причем зрительно расширяет границы вашего участка, дает вам возможность совершать прогулки в настоящем лесу. Но кроме замечательного, совершенно бесплатного вида из окна, вы получаете и проблемы.

Пейзажный ландшафт: дизайн участка в природном стиле (с фото)

Для участка около леса главное - с какой именно стороны к нему примыкает массив.

Если лес находится с юга, то тень от вековых деревьев накроет в полдень всю южную часть участка, а потому с южной стороны придется располагать теневыносливые растения, и никакой тебе теплицы или огорода. Но зато там можно устроить уголок отдыха, детскую или спортивную площадку, а также высадить по границе участка хвойные растения, вечнозеленые рододендроны, бересклеты, гортензии, бузульники, в том числе бузильник Пржевальского.

Как видно на фото, в природном саду прекрасно смотрятся медуницы, роджерсии и хосты:

Кроме того, в полутени и даже в тени прекрасно растут гибридные черемухи с приятными на вкус ягодами, красная калина, весьма полезное растение, особенно для аллергиков, красная рябина, мирится с полутенью черная смородина и малина (хотя их ягоды будут не особенно сладкими, но зато крупными).

Гораздо лучше, если лес находится с северной стороны участка. Тогда у вас прекрасная возможность на южной стороне участка разместить теплицу и огород, плантацию крупноплодной садовой земляники. Отделить продуктивную зону от остального участка можно ягодными или декоративными кустарниками, перголой, плетнем, высадить теплолюбивые розы, пионы и другие многолетники. По северной границе участка в регулярном пейзажном стиле можно разместить плодовые деревья и ягодные кустарники, виноград (даже на Северо-Западе) и теплолюбивые многолетние цветы.

Найти тенистое местечко в солнечном саду для тенелюбивых растений гораздо легче, нежели отыскать солнечное место для светолюбивых культур на тенистом участке. Так что лес с севера для природного дизайна сада - это несомненная удача. Ведь он защитит ваш сад от холодных северных ветров и позволит выращивать гораздо более теплолюбивые растения, чем это предусмотрено для вашего региона.

Если лес находится в непосредственной близости от восточной или западной границы участка, то это большой проблемы не создает. Но следует помнить, что нельзя сажать прямо около леса, расположенного с востока, те растения, которые предпочитают восточное (утреннее) солнце, например, розы и пионы.

Обратите внимание на фото – для пейзажного стиля в ландшафтном дизайне розы и пионы следует расположить как раз на западной границе:

Соответственно, при планировке посадок надо предусмотреть и тот факт, что тень быстро накроет больше половины участка уже во второй половине дня, если лес непосредственно примыкает к вашей западной границе. Вообще, самая главная проблема у нас на садовых участках - это освещенность, ибо ее мы не можем качественно изменить. Поэтому надо разумно подходить к подбору растений для пейзажного стиля в ландшафте и их взаимному расположению на садовом участке, ибо освещенность решает все. Почву можно частично заменить (или улучшить с помощью компоста), кислотность снизить, там, где это требуется, плодородие повысить, а вот добавить солнечного света - невозможно.

Растения для пейзажного цветника в природном стиле

Основные требования к цветникам в природном стиле – полутень и увлажненные почвы. Такие миксбордеры стабильно декоративны, растения начинают зацветать в основном в июне-июле.

Идеальными культурами для цветников в пейзажном стиле станут:


Для продления декоративности цветника можно добавить в композицию роджерсии, кандык сибирский, пролеску сибирскую - на апрель и нарциссы - на май.

Самые красивые сады в природном стиле представлены на этих фото:





В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные