Изучение методов принятия управленческих решений для конкретной проблемы

Увеличение организационно-хозяйственной самостоятельности экономических объектов резко расширяет круг вопросов, входящих в сферу деятельности системы организационного управления, требует совершенствования форм и методов процессов управления, повышения качества принимаемых решений. Принятые управляющие решения должны быть оптимальными и обоснованными не только на организационном уровне управления, но и в технической, кадровой политике, маркетинге и других сферах взаимодействия СЭО с внешней средой.

Однако с увеличением круга решаемых задач (расширением проблемной области) резко возрастает информационный поток по сопровождению задач управления. Каждая такая задача требует адекватной совокупности необходимой для принятия решений информации. Так, например, анализ удельного веса операций в разрезе функций управления показывает (табл. 6.1), что наибольший объем опе-раций в экономических объектах приходится на учетно-аналитические функции в ущерб другим.

Таблица 6.1 Удельный вес операций по функциям управления

Так, в новых условиях хозяйствования все большую роль начинают играть новые функции управления, возникающие на современном этапе, и в частности: маркетинг, внешнеторговая деятельность, инвестиционная деятельность, прогнозирование и др. Однако анализ исследования деятельности и решаемых задач лицами, принимающими решения (ЛПР), показывает, что от 50 до 80% времени ЛПР затрачивается на несвойственные ему функции.

В теории и практике управления и принятия решений к основным проблемам, требующим своего решения, обычно относят следующие:

Теоретическое и методологическое обеспечение принятия управленческих решений, соответствующие критериям эффективности и содержанию задач;

Определение экономико-организационных и правовых аспектов, при которых производится процесс принятия решений, прав, полномочий, обязанностей и ответственности ЛПР;

Структуризация и анализ исследуемой проблемы;

Обоснование методов принятия управленческих решений, адекватных проблемной ситуации;

Информационное обеспечение принятия управленческих решений, охватывающее требуемый объем информации, априори необходимый для выработки и обоснования эффективных решений;

Реализация и контроль процедур принятия управленческих решений;

Оценка эффективности и качества принятия управленческих решений.

В процессе функционирования самой организационной системы происходит периодическое изменение как целей, так и требований к системе. Поэтому, сам процесс исследования проблем и принятия решений должен быть непрерывным, обеспечивая поддержку процессов управления начиная с момента наблюдения за возникновением проблемной ситуации (получение и наблюдение за отклонениями параметров) и заканчивая этапом контроля реализации выбранной альтернативы.

При этом необходимо принять во внимание, что современные условия требуют для эффективного управления постоянного мониторинга как внешней, так и в-нутренней функционально-проблемной среды. Требования эффективного управления связаны непосредственно и с производственной системой, и с системой организационного управления и напрямую зависят от уровня управленческих процессов и степени исследования и структуризации решаемой проблемной ситуации.

Проблемные ситуации в экономических системах (ЭС) возникают обычно из-за рассогласования параметров ЭС. Наличие в системе различных видов параметров ведет к появлению разных типов рассогласования и соответственно к различным подходам решения проблемных ситуаций. На рис. 6.1 приведена классификация видов рассогласования и их соответствие вырабатываемым решениям.


Рис. 6.1. Классификация проблемных ситуаций (ПС)

Структуризация проблемы предполагает исследование и анализ структуры проблемы, установление элементов проблемы и взаимосвязей между ними; определение зависимости решаемой проблемы от других и т. д. При этом исходная проблема разбивается на составные части и упорядочивается. Формально процедура структуризации описывается в виде нескольких этапов следующим образом:

1. Формирование перечня проблем X = (X 1 , X 2 , ..., Х n), сопутствующих решению возникшей ситуации.

2. Упорядочивание проблем по вложенности (причина >> следствие) с использованием для этого метода парного сравнения.

3. Формирование матрицы смежности проблем, в которой фиксируется зависимость проблем друг от друга.

4. На основании матрицы смежности строится ориентированный граф проблем.

5. С помощью специальных алгоритмов граф проблем оптимизируется в удобный для анализа вид (иерархический граф).

При описании проблемной ситуации в качестве типовых разделов аналитического описания обычно используют следующие элементы:

Сущность проблемы;

Возникновение и развитие ПС;

Основные факторы и условия ПС;

Актуальность и срочность решения проблем;

Степень полноты и достоверности информации.

Для анализа проблемы необходимо дать ее описание. Структура процедуры анализа включает в себя следующие этапы:

1) определение наличия существования проблемы, т. е. определение действительности проблемы (действительная или мнимая проблема);

2) определение новизны проблемы (для формирования библиотеки прецедентов управленческих решений в задачах принятия решений);

3) установление причин возникновения проблемной ситуации;

4) установление взаимосвязи с другими проблемами;

5) определение степени полноты, ценности, точности, достоверности и других характеристик, задающих качество информации о проблемной ситуации;

6) определение возможности разрешения проблемной ситуации в конкретных условиях и ограничениях и для конкретных ЛПР.

Если информация по проблемной ситуации S не полна, то ситуация S доопределяется, т. е. формулируются ее альтернативы. При этом должна быть обеспечена полнота альтернатив.

В настоящее время для целей анализа проблемной ситуации используются методы системного анализа, которые дают возможность построить следующие этапы анализа проблемы:

1. Проверка существования проблемной ситуации и действительность может осуществляться получением и анализом ответов на поставленный вопрос: что даст объекту решение данной проблемы (либо сейчас, либо в будущем). Если ответы на эти вопросы положительны, то это обозначает существование проблемы.

2. Наличие этого этапа, на котором анализируется степень новизны проблемы, необходимо для определения прецедентов или ситуаций-аналогов для формирования библиотеки стандартных ситуаций. Это облегчает работу ЛПР по принятию решения, добавляя опыт решения проблемных ситуаций. Получив полный анализ эффективности решения проблемы, создается новое знание и совокупность фактов по решению задач-аналогов. Кроме того, анализ проблем позволяет выявить ошибки и недостатки компетентности ЛПР, мотивы поведения и причины принятия конкретных решений.

3. Установление причин возникновения проблемы позволяет глубже понять закономерности функционирования и развития, вскрыть существующие факторы, влияющие на достижение цели.

4. Этому же способствует и выявление взаимосвязи с другими проблемами. Обычно говорят, что проблема возникает вдруг, неожиданно. Однако оказывается, что этому способствует развитие другой, связанной с текущей. Поэтому очень важно осуществлять процедуры непрерывного прогнозирования, для чего необходима информация о текущем состоянии проблемы, условиях его развития и прогнозы развития предприятия при различных состояниях внешней среды.

5. Анализ проблемы позволяет выявить роль и ее место в группе взаимосвязанных проблем и их взаимоувязку. События при этом классифицируются на главные, второстепенные, общественные, частные, срочные и т. д., и на их основе обычно формулируют граф или дерево проблем.

6. Полнота и достоверность описания ПС. Характеристика полноты определяется развертыванием описания ПС по определенной системе, т. е. необходимо ответить на вопросы: что? где? когда? кто? почему? с какой целью? при каких условиях?

При формировании описания четкой, вполне определенной проблемной ситуации обычно используют типовое описание ПС, используя ряд типовых параметров для характеристики ПС. В качестве таких элементов описания используются следующие атрибуты:

Сущность проблемы;

Возникновение и развитие ПС;

Основные факторы и условия существования ситуации;

Актуальность и срочность решения ПС;

Степень полноты и достоверность ПС.

При недостаточной полноте описания у ЛПР есть два варианта последующих действий: либо искать недостающую информацию, затрачивая при этом дополнительное время и ресурсы, либо принимать решение в условиях имеющейся неопределенности. Во втором случае необходимо уточнить определение проблемы и формирование множества гипотетических (альтернативных) вариантов развития проблемы.

Формирование множества альтернативных ситуаций (АС) снижает неопределенность ПС, так как ясным становится полный перечень ситуаций, появление которых можно оценить в виде вероятностной величины. Степень разрешимости проблемной ситуации определяется на ее начальной стадии, так как возможно, что ПС такова, что, не имеет смысла заниматься решением этой ПС, она неразрешима в данных условиях, при данных ограничениях и данным ЛПР.

Итак, процедура анализа ПС предполагает следующие требования к изложению структуры ПС и ее описанию:

1) описание ПС должно быть емким, кратким, аналитическим;

2) необходимо дать описание условий возникновения и существования ПС по следующей структуре: место, время, сущность (т. е. необходимо ответить на вопросы: где? что? когда?);

3) необходимо описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития ПС (ответив на вопросы: при каких условиях? почему?);

4) необходимо определить принадлежность проблемы (кто решает - в чьей компетенции находится решение данной проблемы?);

5) оценивается актуальность, срочность и новизна проблемы (с какой целью решается ПС?, когда необходимо начинать решать?, была ли аналогичная ПС раньше?);

6) определяется взаимосвязь данной проблемы с другими (на что влияет данная проблема в процессе ее развития?);

7) оценивается степень полноты и достоверности информации о ПС (насколько полны и точны данные?);

8) оценивается возможность решения проблем с учетом существования условий (можно ли решить проблему?);

9) описание и анализ ПС необходимо заканчивать краткой и емкой формулировкой ПС.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Страница
2

Себестоимость товаров и услуг увеличивалась более быстрыми темпами, чем выручка от реализации, что соответственно привело к снижению прибыльности предприятия.

В целом, можно сделать вывод, что эффективность деятельности предприятия снизилась.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ

Описание проблемной ситуации

Существует несколько технологий, позволяющих провести всесторонний анализ проблемы и ее детализацию. В основном эти технологии используются при разрешении проблем, стоящих перед конкретной организацией и рассматривают ее с точки зрения системы, имеющей как внутренние проблемы, так и внешнее окружение. Например, при анализе сложных проблем и разработке проектов по их устранению используется логико-структурный подход (ЛСП), который еще носит название целевого планирования. В рамках ЛСП используется технология СВОТ-анализа. Это достаточно эффективный аппарат, позволяющий учесть все аспекты существующей проблемы.

СВОТ-анализ представляет собой инструмент оценки, с помощью которого проводится анализ организации (проблемы) с четырех сторон:

Сильные стороны – внутренние положительные качества организации;

Слабые стороны – внутренние отрицательные черты организации;

Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы организации;

Угрозы – внешние факторы, которые могут подорвать будущий успех организации.

СВОТ-анализ проводится, как правило, с привлечением всех заинтересованных сторон. Результаты этого анализа записываются в виде таблицы, состоящей из четырех клеток.

Рассмотрим выше приведенную проблему о неэффективности деятельности ЗАО «АКСИТ» (табл. 1).

Построение такой таблицы существенно облегчает понимание проблемы и позволяет учесть все возможные аспекты при ее детализации. Такое представление полезно при построении дерева проблемы (целей), так как позволяет учесть интересы всех заинтересованных сторон.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны ЗАО «Аксит», возможности и угрозы внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

3. Способность к инновациям

4. Высокий уровень затрат

5. Слабая материальная база

Возможности

4. Рост рынка

Но самый главный эффект достигается при использовании основной матрицы СВОТ-анализа. Эта матрица позволяет от первой таблицы, описывающей сильные и слабые стороны организации и влияние внешнего окружения, перейти непосредственно к набору мероприятий, которые обязательно необходимо реализовать при решении проблемы. Эта матрица полезна для реализации второго этапа логической схемы системного анализа – выбор путей достижения целей, т.е. определения набора тех работ и мероприятий, реализация которых будет способствовать решению стоящей перед нами проблемы.

Эта матрица целенаправленно ориентирует на генерацию четырех видов обязательных мероприятий (табл. 2).

Таблица 2

Матрица СВОТ-анализа

Сильные стороны

1. Конкурентоспособность на рынке таких видов бизнеса как производство отделочных работ и производство паркетной доски

2. Высокая квалификация инженерно-технических работников

3. Способность к инновациям

4. Хорошая репутация организации как работодателя

Слабые стороны

1. Отсутствие стратегии развития организации

2. Тяжелое финансовое состояние организации

3. Неконкурентоспособность такого вида бизнеса, как производство оконных блоков

4. Высокий уровень затрат

5. Слабая материальная база

6. Неудовлетворительные отношения со смежниками

7. Возрастание зависимости от заемного капитала

Возможности

1. Увеличение ассортимента предоставляемых товаров и услуг

2. Выход на новые сегменты рынка

3. Расширение производственной линии

4. Рост рынка

Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей:

1. Выход на новые сегменты рынка с такими видами производств, как отделочные работы и производство паркетной доски.

2. Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски.

3. За счет высокой квалификации инженерно-технических работников и способности к инновациям расширить ассортимент предоставляемых услуг.

4. За счет хорошей репутации организации как работодателя организовать набор высококвалифицированных работников, что позволит расширить производственную линию

Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны, используя предоставленные возможности:

1. Увеличение ассортимента продукции и выход на новые рынки позволит увеличить объем прибыли предприятия, а следовательно улучшить его финансовое состояние.

2. Сократить производство неконкурентоспособной продукции.

3. За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства.

4. Укрепить материальную базу предприятия

1. Возрастающее конкурентное давление

2. Возможность появления новых конкурентов

3. Изменение потребностей и вкусов потребителей

4. Увеличение неплатежей между предприятиями

Мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз:

1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции (отделочные работы, паркетная доска) позволит предотвратить появление новых конкурентов.

3. Разработать систему расчета с потребителями, используя систему скидок

Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз:

1. Снижение издержек производства

2. Заключение постоянных договоров с поставщиками

3. Снижение зависимости от заемного капитала за счет реинвестирования прибыли

4. Укрепление материальной базы предприятия

Инструкция (существуют вариации в зависимости от темы изучения, см. ниже)

Вспомните, пожалуйста, одну из проблемных ситуаций, с которой Вам пришлось столкнуться в своей профессиональной деятельности (затруднения в действиях, мыслях, рассогласования с коллегами, непонимание идей, неприятие требований и т.д., которые возникли неожиданно). После этого выполните следующий ряд заданий:

1. Коротко опишите ситуацию (что произошло, ваша реакция на случившееся, условия происходящего, реакция оппонента):

2. В чем, на Ваш взгляд, заключалась проблемность ситуации, что конкретно заставляло искать выход из неё?

3. Какое было найдено решение, и на какой критерий Вы ориентировались в поисках этого решения? Искали ли Вы выход, или вы его нашли потом? Что для вас было важным при решении ситуации (сохранить отношения, выгодно выглядеть и т.п.)

4. Имела ли ситуация в будущем (ближайшее, отдаленное) последствия, если да, то какие?

Таблица 1.Алгоритм осмысления стрессовой ситуации



Примечание: Испытуемые должны написать не одну, а несколько проблемных ситуаций их разных сфер профессиональной деятельности (отношения с вышестоящими структурами, например, руководством, с коллегами, с клиентами (родителями), с воспитанниками (детьми, учащимися).

Обработка «Проблемной ситуации» производится несколькими способами: индивидуальная обработка, групповая., экспертная и самооценочная.

  1. Групповая обработка может применяться когда исследование проводится в коллективе, и необходимо выявить общие проблемные зоны коллектива, направления психологической работы или отследить начальный и конечный вариант работа с коллективом (динамику изменений) в ходе проведенной работы. Обработка проводится методом анализа представленных в описании ситуаций и укрупнения их в группы, наиболее часто встречающихся.
  2. Варианты индивидуальной обработки зависят от целей исследования: определение уровня профессионального педагогического мышления (критерии Кашапова М.М.), экспресс-выявление уровня профессиональной компетентности (критерии правильности решения. С.А.Гильманова), шкала уровней решений Е.К.Осиповой(основана на концепции Я.А.Пономарёва о развитии внутреннего плана деятельности), психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)
  3. Индивидуальная самооценка решения проблемных ситуаций.

Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:

1) очень удачное и оригинальное (высокий результат, соответствует цели) – 4 балла;

2) вполне возможное, правильное (не всегда легко интерпретировать результат) – 3 балла;

3) спорное, неопределённое решение (затруднительно определить соответствие цели, сложно доказать правильность или неправильность решения) – 2 балла;

4) неверное: несоответствие цели педагогической деятельности, отрицательный результат, отрицательная реакция учащихся) – 1 балл.

Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)

Выделены 7 параметров анализа, 7 качеств мышления, которые могут проявиться в решении проблемной ситуации. За присутствие в описании проблемной ситуации данного качества начисляется 1 балл.

СИВ вариации: Итоговый анализ (сумма баллов):

1-2 балла – это преобладание ситуативного мышления, 5-7 –надситуативного мышления, способности к рефлексии, самоанализу, прогнозированию ближайших и отдаленных последствий собственных действия.

Для понятности мы несколько упростили параметры и конкретизировали некоторые, убрали педагогическую направленность, сделали просто профессиональную

1. Адекватность, правильность анализа ситуации (выделения основных, главных противоречий, степень соотнесенности предлагаемого решения с ожидаемым положительным эффектом: позитивный настрой на решение ситуации, умение видеть «суть»).

2. Глубина анализа оценивалась по степени осмысления установленных противоречий; выяснение причин , способствующих их возникновению, нахождение адекватных средств разрешения основных противоречий (ответы на вопросы а почему так могло случиться, анализ действий по разрешению ситуации).

3. Полнота анализа устанавливалась на основании учёте испытуемым возникновения и развития основных и не основных противоречий (количество, вариативность нахождения и выделения различных причин ситуации).

4. Оперативность анализа – своевременность установления противоречий в процессе решения ситуации, быстрота (скорость принятие решения, само принятие или непринятие какого-либо решения)

5. Достаточность анализа характеризовалась успешностью распознавания признаков сложной педситуации, имеющих высокий диагностический вес.

6. Оригинальность решения – отсутствие императивных (часто повторяющихся и безрезультатных) способов воздействия (нестандартный ход, интересное решение, конструктивное решение)

7. Обоснованность решения – аргументированность его относительно причин возникновения данной ситуации и способов решения.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

4.1. Анализ проблемной ситуации

В практике управления традиционно считается, что цель почти всегда очевидна и усилия надо сосредоточивать на поисках средств и путей ее достижения.

В. Ш. Рапопорт

Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рис. 4.1.

Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рис. 4.2.

Вышеприведенная схема демонстрирует, как по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других) и те, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).

В итоге получаем граф проблем организации, из которого становится ясно, чем ей следует заниматься в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема требует, как правило, стратегических решений.

К достоинствам рассмотренного подхода анализа проблем организации следует отнести относительную простоту и быстроту его реализации, но оценки, лежащие в основе этого подхода, содержат погрешности субъективных суждений экспертов.

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рис. 4.3.

Этап 1. Общее знакомство с проблемой, составление плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например: общий спад производственно-хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2. Установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на ее наличие.

Например: не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3. Сбор факторов, подтверждающих «симптомы»: выявление причин возникновения проблемы.

Например: воровство сырья и полуфабрикатов, нерациональные запасы на складах, рост цен на материальные ресурсы, нерациональная деятельность отдела сбыта и т. п.

Этап 4. Истолкование факторов (анализ всей релевантной информации).

Например: рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его совершенствовать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

Сбор и анализ данных, которые представляют недостатки системы;

Описание и анализ подсистемы, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценку входа в подсистему на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность;

Определение обратной связи, что даст возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы;

Попытка установить зависимость элементов и свойств подсистемы в соответствии с очевидной, логической или причинной связями между ними;

Представление полной системы, в которой данная проблема является только частью;

Попытка связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Этап 5. Формулирование проблемы. Этот этап включает следующие шаги:

Составление исходной формулировки проблемы;

Ее осмысление в отношении различных частей проблемы;

Осмысление факторов, которые ее касаются;

Общее уточнение исходной формулировки проблемы – например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной, или предварительной, постановкой, так как в ходе анализа и на его основании многие первоначальные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами. В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, какую проблему решать в первую очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

Пример построения графа проблем с целью выявления корневой проблемы предприятия приведен на рисунке 4.4.

18 – нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров;

34 – низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты;

36 – система оплаты труда недостаточно мотивирует работников;

37 – отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности;

39 – отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих;

46 – расположение дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ) в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров.

Из книги Стратегический менеджмент: учебное пособие автора Лапыгин Юрий Николаевич

1.2. Моделирование проблемной ситуации Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только

Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич

8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации Описание системы (будь то проблемная ситуация, подсистема маркетинга, учета или организация как система в целом) на любом языке отражает лишь некоторые стороны явлений и никогда не бывает абсолютно полным.Под

Из книги Теория ограничений в действии. Системный подход к повышению эффективности компании автора Шрагенхайм Эли

9.2. Моделирование проблемной ситуации Если представить проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядро проблемной ситуации – противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

4.1. Анализ проблемной ситуации В практике управления традиционно считается, что цель почти всегда очевидна и усилия надо сосредоточивать на поисках средств и путей ее достижения. В. Ш. Рапопорт Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития

Из книги автора

Глава 5. От проблемной ситуации к проблеме …когда мы приступаем к решению проблемы, нужно четко разложить все по полочкам, систематизировать данные, определив начальную точку и желательную цель, а также рассмотреть все препятствия или трудности, усложняющие дело, и

Из книги автора

12.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации Описание системы на любом языке отражает лишь некоторые стороны явлений и никогда не является абсолютно полным.Моделирование условно можно разделить на следующие

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в самостоятельную жизнь, у ребят появится уверенность в своих силах и знаниях.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Она заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Проблемные уроки очень эффективны и детям всегда интересны. Для учителя они требуют тщательной подготовки, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

1.П.С. возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

    Проблемная ситуация: В греческой мифологии есть богиня здоровья – Гигиея. Ее изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Вопрос: Связаны ли слова «Гигиея» и «гигиена» между собой? Где атрибуты, чаша и змея, вы могли встретить в современной жизни? (В медицине; Гигиея дала название медицинской дисциплине: гигиена).

    Проблемная ситуация: Всем известно, что холодильник поддерживает низкую температуру для лучшего сохранения продуктов питания.

Вопрос : Как в старину сохраняли продукты питания? (рыли погреба, использовали листья растений, бересту).

    Проблемная ситуация: Бытует мнения – «Кушать необходимо тогда, когда хочется» и «Кушать необходимо по режиму».

Вопрос: Кто прав? А может у вас есть свое мнение на этот счет? (каждый человек сам выбирает, когда ему есть, но понимает – чрезмерное употребление или недоедание может привести к заболеваниям).

    Проблемная ситуация : В ходе наблюдения за комнатными растениями мы видим, что если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

Вопрос: Почему кактус без воды не вянет? (он запасает влагу внутри в толстом и сочном стебле; корни способного запасать в своей толще влагу, либо, не уходя в глубь почвы, широко ветвятся у самой поверхности это помогает собирать больше росы ).

2.ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений.

    Проблемная ситуация: Наши квартиры оборудованы эл.плитами для приготовления пищи. Многие хозяйки считают, что можно сэкономить электрическую энергию вовремя приготовлении пищи.

Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением?

Учащиеся делают предположения (уменьшать температуру, вовремя выключать)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы. Задает вопросы:

    Почему плиты имеют разный по диаметру конфорки?

    Почему разные диаметры кастрюль?

    Почему кастрюли имеют разный вес?

    Зачем кухонной посуде крышка?

    Почему нельзя использовать посуду с не ровным дном?

Сформулируйте выводы: «Пути экономии электрической энергии при приготовлении пищи»

    При закипании воды, уменьшать температуру нагрева конфорки;

    Диаметр посуды должен соответствовать диаметру конфорки;

    Использовать посуду с толстым дном;

    Не использовать посуду с не ровным дном;

    Выключать эл.плиту за 5 мин до готовности.

Составьте памятку, которой можно следовать, чтобы значительно сэкономить.

    Проблемная ситуация : в магазине продаются 2 вида растительных масел- рафинированное и нерафинированное.

Вопрос? В чем их отличия? Какое из них полезное? (Нерафинированное масло более полезное. После отжима в нем сохраняется больше полезных веществ. Используют для холодных закусок Рафинированное масло подходит для обжаривания и запекания).

    Проблемная ситуация: Вам известны два вида материи: бумага и ткань. Вам приходилось с ними работать.

Вопрос: Одинаковые ли у них свойства? В чем отличия бумаги от ткани?

    Проблемная ситуация: Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?

Сыром раньше в обиходе называли продукт, который мы все с вами называем «творог». То есть «сырник» - это «творожник» и есть, только по-старому.

    Проблемная ситуация: Существует интересный миф, что еда, разогретая в микроволновой печи, становится канцерогенной.

Вопрос: Каково вашем мнение? ( Это, конечно, неправда. Если в продукте до разогревания не присутствовали канцерогены, то и после они не появятся. Микроволны в печи вызывают только колебание молекул воды в пище, разогревая ее. В подогреваемом же продукте изменений не происходит).

3. ПС при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов.

    Проблемная ситуация: Сегодня на уроке вы познакомились с современными гаджетами для уборки дома (робот-пылесос, увлажнитель воздуха, посудомоечная машина, полотер, стеклоочиститель). Все они экономят время, обеспечивают бесшумную работу, благотворно влияют на здоровье, компактны.

Вопрос : Есть ли «минусы» у этих приборов? (высокая цена аппарата и аксессуаров, габариты, замена запчастей – батарейки, фильтры, необходима зарядка аккумулятора, подходят не для всех поверхностей).

    Проблемная ситуация: Хлеб - это самый стратегически важный продукт питания, без которого не смогло бы существовать само человечество. В день съедается почти десять миллионов буханок хлеба. Потребление космонавтами хлеба – весьма необычная процедура. Космический хлеб расфасован так, что 1 упаковки хватает на 1 укус.

Вопрос: Для чего это сделано? Ваши предположения? (для безопасности, т.к. летающие крошки, попадая в дыхательные пути, приводят к несчастным случаям).

    П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений.

    Проблемная ситуация: Профессия портного в давние времена, считалось одним из главных достоинств женщины.

Вопрос: Как оценили работу портного власти городов? (установили памятник – Англия, Нью-Йорк).

    Верно ли утверждение, что название грузинского блюда «цыпленок табака» происходит от названия спец.сковороды с крышкой? (Да, верно « tapha » тарелка, поднос) /

    Проблемная ситуация: Срок годности этого продукта составляет 3000 лет. Он содержит минимум жидкости, к тому же он отличается кислотной природой. В таких условиях бактерии умирают моментально.

Вопрос: Что это за продукт? (Мед)

Какие продукты еще могут иметь долгий срок хранения? (соль, сахар и рис).

    П.С. при исследовательских заданиях.

    Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

Определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

    Приготовить в домашних условиях блины двумя способами: первый- без добавления разрыхлителя (сода), а второй с добавлением соды.

Определить вкусовые качества и внешний вид блинов. Сделать выводы.

Использование проблемных ситуаций на уроке считаю результативным средством, его применение способствует формированию УУД, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения школьников. Учащиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Использование проблемных ситуаций способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные