Что такое многопартийная система. Особенности однопартийной и многопартийной партийных систем
Современная политическая обстановка в России характеризуется формированием демократического режима, основным признаком которого является наличие правового государства и гражданского общества. Процесс этот - сложный и растянутый во времени. Одним из его важнейших проявлений может служить складывание таких институтов, как многопартийная политическая система и ответственный перед народом государственный аппарат.
Партийная система и ее сущность
Политическая система любого государства представляет собой чрезвычайно сложный механизм, включающий в себя множество разнообразных элементов. Одним из ее связующих элементов является партийная система, представляющая собой не только всю совокупность партий данного государства, но и социально-правовые механизмы взаимодействия между ними, а также степень понимания гражданами необходимости и важности их существования.
Основные виды партийных систем
Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность - неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.
В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.
Многопартийная система и ее особенности
Особенности многопартийной системы включают в себя как внешние отличия от других систем, так и сложную внутреннюю сущность. К первым можно отнести наличие более двух партий, большинство из которых имеют реальные шансы придти к власти, развитое избирательное законодательство, активную деятельность институтов гражданского общества, сменяемость политической элиты.
Внутренние особенности вытекают из того, что суть многопартийной системы - это сложный компромисс между огромным количеством участников. Это максимально публичная система, построенная на основах состязательности и взаимного уважения друг к другу. Она позволяет каждому гражданину найти именно ту политическую силу, которая будет наиболее полно представлять его интересы и интересы окружающих его людей. заставляющая каждого гражданина постоянно интересоваться происходящими в стране событиями.
Классический тип
Многопартийная система существует в различных разновидностях. Она зависит не только от партийного уклада, но и от существующей в том или ином обществе политической традиции и политической культуры.
Классической считается так называемая многопартийная раздробленность, которая существует в настоящее время в таких странах, как Дания, Австрия, Бельгия. В этой системе нет партии-лидера, ни одна из политических сил не получает на выборах абсолютного большинства, поэтому вынуждена вступать в те или иные коалиции. Эта система нестабильна, вследствие чего стремится перейти в другое состояние.
Другие разновидности многопартийных систем
Одно из наиболее устойчивых состояний политической системы связано с блоковой многопартийностью. Данная многопартийная система, действующая, например, во Франции, разделяет все основные политические силы по нескольким основным блокам. Такая структура заставляет партии и их лидеров идти на определенные уступки со своими союзниками, более взвешенно относиться к составлению предвыборных программ и внутрипартийной дисциплине.
Наконец, существует многопартийная система, в которой ключевую роль играет одно, самое крупное объединение. Здесь оппозиционные силы раздроблены и не в состоянии предложить гражданам внятной альтернативы. Главным недостатком такого режима, который характерен, например, для Индии и Швеции, является то, что он чаще всего ведет к застою в и вызреванию в недрах общества стремлений к революционным изменениям.
Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период
Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.
Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.
Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX - начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.
В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.
С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.
Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.
Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.
Становление многопартийности в России: современный этап
Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой - должны отвечать за свои действия перед избирателями.
В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие - отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.
К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.
Особенности современной российской многопартийной системы
Рассматривая формирование многопартийной системы в нашей стране, анализируя ее особенности, следует помнить, что ее становление и развитие проходило в сложных условиях перехода от одной общественной системы к другой. Кроме того следует иметь в виду особенность складывания отечественных партий, а также скептическое отношение большинства граждан к самой партийной системе.
Одной из важнейших составляющих процесса многопартийности в нашей стране следует признать то, что он носит скачкообразный характер. Многопартийная система в современной России сильно подвержена влиянию внешним процессам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие партии формируются исключительно из сиюминутных целей, не ставя перед собой решения серьезных социальных и идеологических задач.
Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Лидеры же, в свою очередь, рассматривают создание политического объединения как возможность для себя попасть в эшелоны власти и встроиться в существующую политическую модель.
Основные трудности и пути их решения
Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.
Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.
Основные выводы и перспективы
Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.
В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.
Cтраница 1
Многопартийная система используется буржуазией для отвлечения трудящихся от классовой борьбы путем их обмана, создания иллюзии демократичности капиталистического общества. Этой цели рабочий класс не может добиться с помощью только профсоюзов, различных просветительских организаций, поскольку они созданы для борьбы за улучшение положения рабочих в рамках данного строя. Хотя в капиталистических странах существуют социал-демократические партии, называющие себя рабочими, однако они стремятся, по существу, лишь к реформам в рамках капиталистических порядков. Только партии, стоящие на позициях марксизма-ленинизма, партии нового типа являются подлинными выразителями интересов рабочего класса, всех трудящихся масс в целом, независимо от их профессиональной, национальной и иной принадлежности.
Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии, как Демократический союз, Демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России, Либерально-демократическая партия и др. Во всех союзных и автономных республиках возникли Народные фронты.
Как при многопартийных системах Запада, так и при однопартийных системах Восточной Европы механизмы государственного правления находятся в тесной зависимости от хорошо развитых партийных организаций.
В 1994 введена многопартийная система.
Очевидно, апологеты многопартийной системы при социализме хотели бы видеть не просто несколько партий. Они хотят, чтобы существовали партии с другой программой, отличающейся от программы коммунистической партии. Им нужны оппозиционные партии, партии, которые боролись бы против коммунистической партии, расшатывали бы социалистические страны своей политической и социальной демагогией, разрушали бы единство трудящихся, насаждали бы групповщину и карьеризм, мешали бы строительству социализма. И, к сожалению, некоторые утверждают, что все это желательно в интересах социалистической демократии.
Монополистический капитал использует многопартийную систему в целях гибкого маневрирования в политике. В тех случаях, когда одна партия, стоящая у власти, терпит банкротство, ее сменяет другая, выступающая под иной вывеской, но, по существу, не менее преданная интересам монополий. И далеко не случайно, что в руководящих органах большинства буржуазных партий встречаются и сотрудничают представители самых различных монополистических групп, в том числе и соперничающих.
Уклад доминации (или многопартийная система с монопольно господствующей партией) применяется в том случае, когда абсолютное большинство в парламенте принадлежит одной партии, которая и формирует однопартийное правительство. При этом правящая партия, вследствие своей способности выразить помимо классовых и общенациональ-ые интересы, оказать сильное идеологическое воздействие, занимает доминирующее место в партийной системе.
Считаю, что о многопартийной системе не может быть и речи. Партия у нас не раз доказала в самые трудные для нашей страны времена, что она способна осуществлять свою авангардную роль, сплачивать и вести народ за собой.
В 1991 в стране введена многопартийная система.
При этом они ссылаются на буржуазную многопартийную систему. Действительно, во многих капиталистических странах существует несколько буржуазных партий. Объясняется это тем, что внутри класса капиталистов существуют различные группы, интересы к-рых в тех или иных областях сталкиваются.
В 1991 началась демократизация режима, введена многопартийная система.
В одних социалистических странах существует однопартийная, а я других - многопартийная система. Следует, однако, отметить, что социалистическая многопартийность не имеет ничего общего с так называемым плюрализмом политических сил в странах капитала. В самом деле, там многопартийность отражает сложную социальную структуру общества, разделенного на антагонистические классы, и служит интересам подчинения большинства населения правящему меньшинству. В социалистических же государствах многопартийность выступает как проявление присущего новому строю глубокого демократизма. Партии - участницы демократического блока, представляя интересы тех или иных трудящихся классов, социальных групп или слоев, обеспечивают их тесное сотрудничество с рабочим классом в общих интересах - в интересах строительства социализма.
Например, вы утверждаете, что в любой современной демократической стране должна существовать многопартийная система. Ваш оппонент восклицает: Нет, это неверно. Я укажу вам несколько стран, где существует многопартийная система с недемократическим политическим режимом. Однако оппонент незаметно подменил тезис. Вместо вашей мысли: Если государство демократическое, то в нем многопартийная система - он произвольно ввел новый тезис: Если в государстве многопартийная система, то оно демократично - и справедливо опроверг эту мысль.
Неизбежным в данном споре надо, видимо, признать то, что в любой демократической стране существует многопартийная система. Это гарантирует от тоталитарного режима в стране. Общество разнородно, в нем существуют социальные группы с различными и даже противоположными интересами. Поэтому одна партия не может выразить интересов всех социальных групп.
К примеру, пропонент настаивает: В ленинских работах утверждается, что в Советской республике существовало несколько политических партий, поэтому надо вернуться к заветам Ленина и ввести многопартийную систему в стране в настоящее время. Однако выясним, говорил ли Ленин о необходимости многопартийной системы или только о ее возможности. Оказывается, что в работах Ленина лишь допускается многопартийная система. С этим положением оппонент может вполне согласиться: по Ленину, возможна многопартийная, но возможна и однопартийная система.
Человечество исторически пришло к самоорганизации в виде политических систем. Это системный подход, объединяющий взаимосвязанные элементы (государство, партия и т.д.), механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Различные общества имеют разные политические системы. Они не совпадают друг с другом, но все же имеют общие черты. Это позволяет их сравнивать, классифицировать по форме правления, территориальному устройству и т.д. Существует типология политических систем, основывающихся на практике формирования правительства через политические партии. Выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. В статье речь пойдет о положительных и отрицательных моментах многопартийной системы.
Многопартийная система сравнительно молода и приобретает все большую популярность. В этой системе за власть борются от трех и более партий. Есть страны, где система построена так, что никакая из партий не может занять абсолютное большинство в парламенте (Бельгия, Нидерланды). А есть страны, где какая-то партия может сосредоточить в своих руках практически всю полноту власти (Россия, Украина). Многопартийность отрицает центризм, сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека. Принципы свободы дают возможность реализовать свои политические амбиции и цели более широкому кругу граждан.
Рассмотрим же положительные и отрицательные стороны многопартийной системы. Статья раскрывает положительные моменты и проблемы многопартийности в странах постсоветского пространства.
Положительные стороны многопартийной системы
Начнем с положительных сторон многопартийности:
- Наша жизнь разнообразна и все граждане одной страны занимают разные ячейки в обществе, у них разные запросы и цели в жизни. Они разного социального статуса. Да и вообще люди по характеру различны. То, что одному кажется нормой жизни, для другого категорически не приемлемо. Исходя из этих позиций, общество начинает делиться на группы, классы, разные по своему статусу. Каждая из групп, стремится иметь представительство своих интересов в парламенте. Многопартийная система позволяет выделить интересы большинства, не ограничивая граждан в выборе.
- Многопартийная система заставляет искать друг с другом компромисс. Особенно в тех странах, где невозможно создать подавляющее большинство одной партии (мажоритарная или доминирующая партия). А в случае отсутствия подавляющего большинства одной из партий, создается коалиция, которая и формирует правительство. И тут тоже различным политическим кругам необходимо искать консенсус.
- Возможность более широкого рассмотрения проблем. Приходится путем компромиссов достигать решения, удовлетворяющего практически все слои населения (это в идеальном случае). Вся система голосования направлена на выявление статистики выбора политических партий.
- Конкуренция всегда порождает развитие. Борющиеся за власть партии вынуждены быть дисциплинированны. Здесь каждый просчет может обернуться на пользу конкурирующей партии. Дисциплина, чувство ответственности подстегивают партии работать эффективнее. Жесткая конкуренция заставляет искать более перспективных членов партии, которые дадут лучший результат.
- Обновление верхушки политической власти. Многопартийность более непредсказуемая, нежели двухпартийная система. Здесь изменения более радикальны, более быстры, нежели в других типах политических систем.
Отрицательные моменты многопартийной системы
Рассмотрим и отрицательные стороны многопартийности:
- Большое количество партий сильно расслаивают население. Избиратель теряется, если например, в его стране существует сразу четыре социалистических партии. Рядовой гражданин не видит разницы между ними. Этим пользуются другие политические круги. Например, существует две доминирующие партии среди десятка других, им и бороться во втором туре выборов. И тут одна из партий совершает хитрость. Перед выборами, чтобы отвлечь избирателя от его взглядов, создается еще одна партия того же толка и с похожим названием. Часть избирателей теряется, и выбирает, так сказать фейковую партию. Так, казалось бы, доминирующая партия лишается голосов, конкуренты набирают меньший процент.
- В условиях так называемого «московского синдрома» (разочарование граждан в правительстве, слабая политическая активность и гражданская позиция), люди используют выборы не для решения своего будущего, а для решения своих сегодняшних проблем. Этот синдром проявляется в разных странах. В борьбе за власть, политики готовы выкладывать деньги и пользуясь служебным положением, помогать будущим избирателям. Граждане, уже не веря в демократический исход выборов просто пользуются благами, которые предоставляют политики, чтобы получить хоть что-то.
- Грязная игра на избирателя. Все чаще, предвыборные компании партий, становятся похожи на поливание грязью своих оппонентов, самопиар, а не на предоставление гражданам конкретной программы на будущее. Ложь, пропаганда своих интересов еще более запутывают избирателя, опускают его в пучину неверных слухов, фейковых новостей, ложных фактов.
- Внутриполитическая борьба истощает силы борьбы с оппозиционерами и, порой, члены партии заняты больше распространением неверных слухов, выискиванием ошибок конкурентов, а не непосредственной работой на благо избирателя.
Итак, тот тип политической системы, к которому стремились начиная с Великой французской революции. Он считается самым демократичным, имеет ряд негативных факторов. Они и не дают множеству стран переходить на многопартийную систему. Передовые страны мира до сих пор имеют двухпартийную систему. Это и Соединенные штаты и Великобритания и Канада. Многопартийность хорошо работает на своих граждан, когда есть высокая политическая активность, а количество партий не превышает десяток. Например как в Италии или Германии.
Страница 4 из 5
§ 3. Партийные системы
Партийная система - важнейший компонент механизма власти. Однако в отличие от самих политических партий, партийная система в демократических странах, как правило, не является и не может являться предметом конституционно-правового регулирования (исключение составляют диктаторские режимы, юридически фиксирующие однопартийность, либо некоторые развивающиеся страны, где закон определяет конкретное число партий и где данное ограничение носит временный, переходный характер). Партийная система - результат динамики политического процесса. Она создается самой жизнью. Ее специфика складывается под воздействием многих факторов: конкретного соотношения политических сил, исторических традиций и обстоятельств, особенностей национального состава населения, влияния религии и т. д.
Характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри- и внешнеполитического курса государства. Причем важно не число политических партий вообще, а число и политическая ориентация тех партий, которые реально принимают участие в осуществлении названных функций. С этой точки зрения различают следующие основные разновидности партийных систем: многопартийные, двухпартийные и однопартийные.
Многопартийные системы
Следует проводить различие между многопартийной системой и многопартийностью, или множественностью партий. Как определенное социально-политическое явление, множественность партий, т. е. наличие более или менее значительного числа партий, характерна для любой демократической страны. Это имманентная черта гражданского общества: разнообразие существующих в нем интересов предопределяет многообразие отстаивающих эти интересы общественных организаций, в том числе - политических партий.
Что же касается многопартийной системы как конституционно-правового института, то она раскрывает специфику механизма формирования центральных органов власти. Это означает, в частности, что в образовании правительства могут на равных правах участвовать несколько различных политических партий. Последнее накладывает отпечаток на организацию и проведение избирательных кампаний, процедуру создания правительства (чаще всего в таких случаях оно бывает коалиционным) и его функционирование, на характер взаимоотношений между самими партиями (они, как правило, взаимозависимы, поскольку правительство несет коллективную ответственность) и т. д. Другими словами, отсюда вытекает значительное своеобразие функционирования государственного механизма в целом.
Многопартийная система имеет ряд важных с точки зрения демократии преимуществ:
она наиболее полно раскрывает потенциал развития и саморегуляции гражданского общества, тем самым обеспечивая последовательный демократизм политического процесса; она делает саму политику более открытой, так как включает механизм межпартийной конкуренции и взаимокритики: оппозиция никогда не упустит шанса сделать достоянием гласности то, о чем правящая партия предпочла бы промолчать; она повышает эффективность процесса принятия решений, так как всегда предлагает разнообразные, альтернативные идеи и концепции;
она обеспечивает необходимую гибкость власти в критических ситуациях. Создание новых блоков и коалиций, перераспределение мест в представительных учреждениях, смена лидеров - все это зачастую позволяет смягчить, а то и вовсе на время снять социальные конфликты, позволяя истэб-лешменту контролировать развитие ситуации в целом. Не следует однако идеализировать данную систему. Есть у нее и свои серьезные недостатки. Многопартийность обеспечивает возможность легальной деятельности партий, являющихся принципиальными противниками демократии, а это при известном стечении обстоятельств может создать реальную угрозу для самой демократии и многопартийности. Национал-социалистская партия в Германии, как известно, в 30-е годы пришла к власти путем выборов, опираясь именно на принцип многопартийности. Потому-то, когда представляется такая возможность, правящая элита стремится модернизировать многопартийную систему, отдавая предпочтение более надежному ее варианту. В целом же можно различать следующие разновидности многопартийных систем.
Многопартийные системы без доминирующей партии. Это классический вариант многопартийности, при котором в борьбе за власть участвуют более или менее равные по силам противники. В таком случае результат борьбы всегда труднопредсказуем. Ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парламенте и, следовательно, при формировании правительства неизбежны союзы и соглашения. Правительство всегда имеет коалиционный характер, формирование его связано со значительными трудностями и может затягиваться на неопределенно долгий срок. Обеспечить стабильность такого правительства крайне сложно. Примеры - партийная система Франции Четвертой республики (за 12 лет сменилось 26 кабинетов); Нидерландов, где торги при формировании правительства могут затягиваться на месяцы; Италии, где практически ни одно правительство в послевоенные годы не сумело продержаться весь отведенный ему законом срок, и т. д.
Многопартийные системы с доминирующей партией. Своеобразие данного варианта в том, что одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными. Занимая лидирующие позиции, она в состоянии (самостоятельно либо в союзе с младшим послушным партнером) контролировать парламентское большинство и, соответственно, формировать однопартийное правительство. Подобная многопартийная система очевидно предпочтительнее для правящих кругов. Она позволяет компенсировать слабую сторону классической многопартийности - при формальном сохранении конкуренции выборы всегда предсказуемы, нежелательные случайности исключаются, стабильность правительства гарантирована. Потому-то, когда представляется возможность, истэблешмент стремится именно к такому варианту. Такая система, в частности, существовала во Франции с 1958 по 1974 год, когда доминировала голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР). Еще дольше, до 1993 года (38 лет), в политической жизни Японии господствовала ЛДП. Ни один десяток лет занимает лидирующие позиции Институционно-революционная партия Мексики, Индийский национальный конгресс (И) в Индии и т. д.
"Блоковые" многопартийные системы. Мало чем отличаясь от классических многопартийных систем в обычных условиях, "блоковая" система, сложившаяся в 60-70-е годы, приобретает большое своеобразие в периоды проведения избирательных кампаний. Для нее показательна резкая поляризация политических сил, группирующихся в два противостоящих друг другу блока. При этом партии определяют свою предвыборную стратегию, исходя из принадлежности к одному из блоков. Партии и кандидаты, остающиеся вне рамок блоков, практически не имеют шансов на успех. Функционирование подобной системы в своих основных чертах напоминает функционирование двухпартийной системы. Пример подобной многопартийной системы - Франция второй половины 70 - начала 80-х годов.
В развивающихся странах многопартийные системы в том традиционном виде, в котором они функционируют в ведущих странах с развитой рыночной экономикой, встречаются сравнительно редко (Индия, Малайзия и др.). Большее распространение здесь имеют ограниченно-многопартийные системы, т. е. такие системы, при которых легализация политических партий осуществляется в строго разрешительном порядке. Порой число их даже законодательно фиксируется (Индонезия, Сенегал до 1990 г.). Иначе говоря, государство весьма жестко регулирует возможность образования новых политических партий, оказывая сильное воздействие и на свободу деятельности легальных партий, и главное, на общее соотношение внутриполитических сил (в частности, в Индонезии).
Двухпартийные системы
Специфика двухпартийной системы заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных партий, которые периодически сменяются в правительстве: когда одна партия формирует правительство, другая находится в оппозиции, и, наоборот, когда на очередных выборах побеждает оппозиционная партия, то она формирует правительство, а партия, прежде находившаяся у власти, переходит в оппозицию.
Двухпартийная система вовсе не предполагает наличия в той или иной стране обязательно только двух партий. В Великобритании, например, существует несколько партий: Консервативная, Лейбористская, Либеральная, Социал-демократическая, Коммунистическая, а также ряд иных политических организаций (Кооперативная партия, Уэльская националистическая партия, Шотландская националистическая партия, Национальный фронт и др.). Тем не менее это страна с классической двухпартийной системой: только две партии - консерваторы и лейбористы - сменяя друг друга, формируют правительство и определяют основные направления внутри- и внешнеполитического курса страны.
Преимущества двухпартийнос т и очевидны. Она обеспечивает большую стабильность правительства. Однопартийный кабинет свободен от неустойчивости коалиционных соглашений. В сочетании "с повсеместно распространенной сегодня партийной дисциплиной, с традицией сохранять пост главы правительства за лидером победившей на выборах партии, который таким образом сосредоточивает в своих руках всю полноту и государственной и партийной власти, данная система гарантирует большую эффективность исполнительной власти.
Создавая трудности для деятельности третьих партий, отсекая их от власти, двухпартийная система ставит надежный барьер на пути радикально настроенных сил как слева, так и справа.
Тем самым одновременно решаются две задачи. С одной стороны, принципиальные противники существующего режима могут действовать свободно (пока работают в рамках закона), могут рекламировать себя, предлагая своих кандидатов избирателю, т. е. обеспечивается полная демократия. С другой же - реальной угрозы для власти радикальные силы не представляют, ибо доступа к ней фактически не имеют. Другими словами, в отличие от многопартийности, двухпартийность безусловно гораздо более надежный и эффективный инструмент защиты демократического режима.
Сказанное, однако, не означает, что двухпартийная система автоматически решает все политические проблемы. Вовсе нет. Переход власти от одной политической партии к другой, особенно когда последняя занимает иные социально-политические позиции - серьезная встряска не только для государственного механизма, но и для всего общества. Приход к власти лейбористов вместо консерваторов, например в Великобритании, всегда приводит к резкой активизации социальной функции государства, очередной волне национализации, перераспределению бюджетных ресурсов, изменению налоговой политики и т. д. А через некоторое время, когда партии вновь поменяются местами, все будет отыгрываться обратно. Аналогичная картина, правда с меньшей амплитудой колебаний глубины реформ, наблюдается также в США при смене у власти республиканцев и демократов (для последних социальные ценности также являются одним из наиважнейших приоритетов).
Двухпартийность не исключает существенных перемен, альтернативных вариантов развития общества и государства. Однако она четко фиксирует допустимые рамки изменений в государственной политике, не позволяя ставить под вопрос основу существующего строя - рыночную экономику и демократию. В этом - важнейшее предназначение двухпартийной системы.
Однопартийные системы
Однопартийность означает, что в данной стране только одна-единственная политическая партия получает статус легальной, а значит, и право формировать правительство при юридическом запрещении (но не обязательно фактическом отсутствии) всех других партий. Само по себе это автоматически приводит к глубинной реорганизации всей политической системы:
институт выборов полностью выхолащивается (даже если выборы все-таки проводятся), ибо никакой реальной альтернативы избирателю не предлагается;
происходит сращивание партийного и государственного аппарата. При этом центр принятия политических решений переходит к партийному руководству, рассматривающему государство не более как административный механизм для реализации своих решений;
де-факто теряется различие между государственным и партийным бюджетами, что многократно усиливает позиции господствующей партии в обществе;
общественные организации теряют самостоятельность, огосударствляются, превращаясь де-факто в инструмент тотального контроля власти над гражданами. Тем самым гражданское общество практически разрушается; выхолащивается понятие законности, ибо при жесткой обязанности рядовых граждан четко исполнять все решения властей сама власть откровенно ставит себя над законом. Политическая воля и декларируемые властью цели становятся очевидно приоритетными;
вводится официальная идеология, обязательная для всех учебных программ, полностью исключающая свободу мысли; фактически разрушается институт прав и свобод человека, ибо безусловным приоритетом объявляется "общественный" (т. е. партийный) интерес. Конкретная личность рассматривается лишь как инструмент, средство в реализации "общественного" интереса.
Иначе говоря, однопартийностъ по самой своей сути неиз бежно приводит (даже если теоретически предположить, что таковое изначально не предполагалось) к установлению жесткого диктаторского режима при тотальном контроле одной партии над государством, обществом и каждой конкретной личностью. Убедительным тому подтверждением могут служить конкретные исторические примеры. Однопартийные системы существовали в нацистской Германии и фашистской Италии. На однопартийности, при официальном конституционном закреплении "руководящей роли" компартии, держалась власть во многих бывших социалистических странах Восточной Европы и СССР.
Все диктаторские режимы, как правило, обладают немалыми средствами самозащиты. Свергнуть их сложно. Обычно это происходит либо в связи с военным поражением, либо с попытками самореформирования, когда ослабляются навязанные обществу путы и режим взрывается изнутри (что, собственно, и произошло в 80-х годах в Восточной Европе).
Сегодня однопартийные системы в классическом варианте сохраняются в последних бастионах социализма - на Кубе и в КНДР. Незыблемые доминирующие позиции занимает компартия в Китае, хотя по мере углубления демократических преобразований становится несколько заметнее присутствие в политической жизни и других легально разрешенных партий. Однопартийными остаются также некоторые африканские страны, где местной элите удалось сконцентрировать власть и навязать стране жесткий авторитарный режим. Это - Камерун, Габон (в котором правящая партия Габонский демократический блок объединяет в своих рядах поголовно все (!) взрослое население), Заир (где государственные органы официально провозглашены составной частью правящей партии Народное движение революции).
Многопартийность - это плохо или хорошо? Политологи разных стран не могут однозначно ответить на данный вопрос. С одной стороны, она дает возможность выразить мнение самых разнообразных слоев общества и отстоять его у власти. С другой - возникает неразбериха в политической жизни любой страны.
Партийные системы
Под партией понимают организованную, наиболее активную часть общества, которая, основываясь на своих интересах, сформулировала программу и стремится ее реализовать путем участия во власти или в ее захвате. Существование разнообразных политических организаций и их взаимодействие определяет партийную систему государства. Выделяют три вида таких систем. Многопартийность - это первая из них. Она определяется наличием более чем двух политических организаций, имеющих шансы реально прийти к власти. Однопартийная система формируется при господстве одной партии в стране и государственном запрете на действие оппозиционных политических союзов. В Великобритании, Соединенных Штатах Америки существуют двухпартийные системы. Хотя в этих странах нет запрета на создание и функционирование других организаций, но реальные шансы прийти к власти у них мизерны, что определяет смену большинства в парламенте представителями то одной, то другой господствующей политической силы. Наблюдается своеобразный маятник: власть передается от либералов к консерваторам и обратно.
Зарождение партий в России
В начале 20 века происходит становление многопартийности в России. Этот процесс характеризовался рядом существенных особенностей. Во-первых, самыми первыми, еще нелегально, начали оформляться политические организации революционного, радикального толка. Так, социал-демократы провели свой первый съезд еще в 1898 году. Легальное оформление партий произошло в ходе первой русской революции, после известного Манифеста 17 октября 1905 года, который ввел гражданские и политические свободы для жителей Российской империи. Следующей особенностью является факт ведущей роли интеллигенции в широком спектре образовавшихся союзов, многие из которых были достаточно мелкими, при этом постоянно происходил процесс организации одних и роспуска других. Так, многопартийность - это истинная характеристика политической жизни России в начале двадцатого века.
Левые, правые и центристы
Как уже отмечалось, в начале 20 века в России возникло несколько десятков партий, изучение которых довольно затруднительно. Чтобы лучше усвоить, что представляла собой российская многопартийность, все политические организации делят на три группы. К первой относят радикальные, революционные объединения, которые еще называют левыми. Правый сектор - консервативные, реакционные союзы, выступающие против всяких нововведений и преобразований. К центристам причисляют политические организации с умеренными программами, стоящие за либеральные, постепенные преобразования общества.
Революционные партии России
К началу прошлого века российское общество было опутано рядом серьезных противоречий, возникающих в связи с развитием капитализма. В отечественной историографии они получили название «основных вопросов». К таковым относят аграрный, или крестьянский вопрос, рабочий, вопрос о власти и национальный. Так или иначе, все политические силы должны были указать основные пути решения этих проблем. Наиболее радикально в этом смысле выступали большевики - РСДРП (б), призывая к социалистической революции, национализации земли и предприятий, ликвидации частной собственности и переходу к социализму как таковому. Идейным лидером и организатором являлся всем известный Владимир Ульянов (Ленин). Менее радикальны были меньшевики - РСДРП (м), которые полагали, что российская история еще не измолола той муки, из которой надо испечь пирог социализма. Их лидер Юлий Мартов выступал за буржуазно-демократическую революцию и постепенное решение основных вопросов. Особое место в левом блоке занимали социалисты-революционеры (эсеры), которые позиционировали себя как защитники крестьянства, продолжатели традиций народничества. Они выступали за то есть передачу ее общинам. Возглавлял эсеров Виктор Чернов. Наряду с этими существовали и другие революционные партии России, такие как энесы, эсеры-максималисты, трудовики и широкий спектр национальных революционных групп (Бунд, революционная украинская партия и другие).
Либеральные партии
Как таковая многопартийность в России сложилась с легальным оформлением либеральных центристских партий. В Первой и наибольшее количество, но не подавляющее большинство, занимали кадеты, которых называют левыми центристами. Они требовали частичного отчуждения помещичьих земель в пользу крестьянства и ограничения монархии парламентом и конституцией, дальнейшего проведения реформ. Общепризнанным лидером кадетов был историк Основной политической силой периода Третьей и Четвертой дум являлась партия октябристов, представители которой признавали огромное значение для истории России манифеста 17 октября. Александр Гучков, возглавлявший движение, защищал интересы крупной буржуазии, которая рассчитывала на успокоение страны и дальнейший экономический рост. Октябристов поэтому называют консервативными либералами.
Правый блок
Очень большим по составу, но мало организованным в начале прошлого века был правый политический сектор. Монархисты, черносотенцы, консерваторы - это все о них. Российский император Николай II состоял почетным членом сразу нескольких партий, хоть и различающихся по названию, но имевших единую Ее суть сводилась к возвращению неограниченного самодержавия, защите православия и единства России. Не признавая консервативно настроенные части общества не организовывались и не участвовали в выборах. Но дальнейшие события показали, что нельзя совсем выбывать из политической легальной борьбы в парламенте. Представители «Союза Михаила Архангела», «Союза русского народа» и других движений полностью поддерживали политику Николая II. А против своих оппонентов применяли насильственные методы, например погромы.
Ликвидация многопартийности
После прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года многопартийность в России постепенно разрушается. Сначала сошли с политической арены монархистские объединения, октябристы, в ноябре вне закона были объявлены кадеты. Еще несколько лет продолжали существовать революционные партии, среди которых основными соперниками большевиков были эсеры, занявшие большинство мест на всеобщих выборах в Учредительное Собрание. Но выступление против Ленина и его сторонников в годы Гражданской войны и сразу после ее окончания привели к нещадной борьбе большевиков против политических противников. В 1921-1923 годах в Советской России был проведен ряд судебных заседаний против лидеров меньшевиков и эсеров, после которых принадлежность к этим партиям расценивалась как оскорбление и ругательство. В результате многопартийность в СССР отсутствовала. Утвердилось идеологическое и политическое господство одной партии - коммунистической.
Формирование многопартийности в современной России
Развал советской политической системы пришелся на период перестройки, проводимой М. С. Горбачевым. Одним из важных шагов в формировании многопартийности в современной России стало решение об принятой в 1977 году. Она закрепляла особую, руководящую роль коммунистической идеологии в государстве, и, по большому счету, означала монополию одной партии на власть. После путча ГКЧП в августе 1990 года, президент РФ вообще запретил действие КПСС на ее территории. К этому времени оформилась новая многопартийность в России. С первой её объединяло наличие огромного числа политических организаций, существенно не отличавшихся друг от друга своими взглядами в рамках одного направления. Многие исследователи отмечают достаточно узкую социальную базу большинства, поэтому называют их «протопартиями». Получили широкое распространение национальные движения в республиках, известные как «народные фронты».
Основные политические силы
В 90-х годах среди множества политических организаций выделилось несколько основных, которые стали вести между собой борьбу за мандаты в Думе. На выборах в 1995 году определилась четверка лидеров, которая смогла преодолеть барьер в пять процентов. Эти же политические силы характеризуют и нынешнюю многопартийность в России. Во-первых, во главе с бессменным лидером, не раз выступавшим в роли кандидата в президенты, - Геннадием Зюгановым. Во-вторых - ЛДПР, с таким же постоянным и ярким главой - Владимиром Жириновским. Правительственный блок, несколько раз менявший название в течение последних десятилетий («Наш дом Россия», «Единая Россия»). Ну и четвертое, почетное место, занимала партия «Яблоко» во главе с Григорием Явлинским. Правда, с 2003 года она не смогла преодолеть положенного барьера на выборах и с тех пор не входит в состав представительного законодательного органа власти. Большая часть партий в России относится к центристскому направлению, они имеют схожие требования и программы. Левыми и правыми их называют лишь по традиции.
Некоторые выводы
Большинство политологов сходятся во мнении, что многопартийность - это не лучший вариант страны. Государства с двухпартийной системой более предсказуемы в своем развитии, имеют больше шансов избежать крайностей, сохранить приемственность. Многопартийность - понятие, имеющее как юридический, так и практический смысл. В первом случае формально существуют множество союзов, но реальные шансы прийти к власти есть только у одного или двух. Реальная многопартийность свидетельствует о том, что ни одна политическая сила не может получить парламентского большинства. В таком случае организовываются коалиции, временные и постоянные.