Байдарка катамаран из труб пвх. Надувной катамаран из ПВХ: Своими руками

И на полноводной реке, и небольшом озере, и на пруду самодельный катамаран станет не только забавой, но и полезным приспособлением. На нем можно загорать, прыгать с него в воду, ведь его почти невозможно перевернуть. Вы можете использовать свой самодельный катамаран для транспортировки небольших грузов, а также плавать для осмотра садков, в которые ловится рыба. Если создать флотилию таких судов, то вполне можно устраивать небольшие соревнования на скорость, либо по фигурному вождению, они же станут отличным средством для совершения небольшого туристического похода.

С чем имеем дело?

Для того чтобы собрать катамаран своими руками, вам не потребуется каких-то особых материалов - все они доступны и очень легко поддаются обработке. Если не учитывать металлические элементы, то вам потребуются ЗММ-фанера и рейки сечением 15-25 и 25*25 миллиметров и длиной 3 метра. Это и есть основное достоинство получаемого плота, а также его особенность. Лучше всего использовать Если не окажется таковой, то лучше приобрести березовую, однако и при ее отсутствии допускается применением еловой или осиновой.

Если вы всерьез решили сделать катамаран своими руками, то выбор фанеры является очень важным этапом, ведь от нее будет зависеть долговечность вашего плавсредства. Естественно, важно еще проявить и старательность в плане тщательности отделки отдельных деталей, а также их соединений. Фанеру следует пропитать разогретой Ее лучше наносить в жаркий солнечный день, используя широкую кисть. Нагрев олифы должен производиться исключительно на водяной бане с использованием широкой посуды с кипящей водой. Конечно, важно помнить об осторожности, ведь ожог горячим веществом достаточно болезненный. Можно завершить операцию пропитки после того как олифа перестанет впитываться в древесину. Обычно нанесение осуществляется два-три раза с перерывами в несколько часов.

Конструктивные элементы

Итак, разбираясь в вопросе, как сделать катамаран, стоит рассматривать все по порядку. Понтоны плота изготавливаются из реек и фанеры. Стоит начать со шпангоутов. Для этого необходимо вырезать из фанеры 12 заготовок, размеры которых составляют 320*320 миллиметров, сбить их тремя-четырьмя гвоздями, а потом обработать все вместе по контуру. Далее требуется сделать прорези под рейки. Рейки квадратные, но прорези должны быть 20-25 миллиметров по размерам. Оставшиеся 5 миллиметров в рейках оснащаются пазами. Лучше всего уложить все шесть реек рядом, закрепить их, а потом сделать пилой прорези во всех одновременно. Так как с краев они получатся немного глубже, стоит уровнять среднюю глубину, перекладывая досочки несколько раз в процессе работы.

Перед формированием пазов стоит проверить размеры листов фанеры. Если речь идет о числе меньше 1500 миллиметров, то необходимо скорректировать место установки поперечины 7 и шпангоута 5 соответственно. Шесть шпангоутов требуют, чтобы к ним с боков и сверху были прикреплены отрезки реек, а снизу стоит закрепить кусочек доски. Все необходимо делать максимально прочно, лучше использовать для этого винты или шурупы, ведь в рейки будут забиваться гвозди, задачей которых будет удержание фанеры.

Сборка судна

Если вы решили сделать катамаран своими руками, то потребуется заготовить несколько реек. Длина четырех из них должна составлять по три метра, двух - по 1,9 метра, также потребуется четыре отрезка по 570-600 миллиметров, после чего вы можете приступать к дальнейшим работам. Понятно, что стоит разместить пару верхних реек снизу, что позволит шпангоутам прочно сесть на их место. Сразу же можно закрепить при помощи шурупов пару поперечин, а далее уложить килевую рейку, привинтив ее после этого к шпангоутам 1, 5 и 6. Далее вы можете перевернуть каркас для катамарана набок, чтобы закрепить верхние рейки к тем же шпангоутам.

Доска толщиной 50 миллиметров понадобится вам для того, чтобы вырезать кормовую и носовую бобышки, и тут важно учесть, что их форма должна быть конусообразной. А потом их нужно вставить на место, предварительно стянув проволокой верхние рейки. На носовом и кормовом свесах килевая рейка делается из нескольких обрезков.

Обшивка

Теперь пришло время такого важного элемента, как обшивка. Чтобы сделать катамаран своими руками, необходимо раскроить несколько элементов. Ширина центральной части составляет 823 миллиметра, вырезать ее не сложно. Ее легко согнуть по форме каркаса, так как она уже прошла процедуру пропитки олифой. Но тут важно не торопиться. Для облегчения работы требуется стянуть заготовки проволокой, веревками или чем-то еще, а потом оставить в этом положении на несколько дней. Стоит отметить, что фанера должна крепиться при помощи гвоздей, однако предварительно необходимо промазать места скрепления густой на рейках, шпангоутах, а также в соответствующих местах фанеры. Старательнее всего следует промазывать места стыков на шпангоутах.

Продолжение сборки

Если вы делаете катамаран своими руками, чертежи уже тщательно продумали, то далее по картонному шаблону вам стоит определить форму заготовок для свесов. Тут должно получиться что-то похожее на конус. Устанавливаются они аналогично предыдущим элементам. Заглушки должны крепиться только на краску. Их контуры должны уточняться по готовой обшивке. Следует прибить рейки 9-11 на краску, как и все остальные детали. Далее можно делать раскрой палубы, обведя по контуру почти готовый понтон. Когда палуба будет прибита, можно завершить изготовление понтонов. В процессе монтажа не следует жалеть краски.

Палуба

Проще всего сделать ее из той же фанеры, что и прочие части. Для прочности снизу и сверху стоит прибить рейки с шагом в 300-350 миллиметров. Если вы не доверяете прочности фанеры, то можете постелить ее в два слоя, уложив один на другой. Там, где будут установлены педали, требуется скорректировать шаг рейки соответственно с ними. Естественно, говоря о том, как сделать катамаран, стоит отметить, что для палубы уместно использовать и иные материалы, к примеру, тонкие доски, которые будут прибиваться так, чтобы между понтонами оставалось место шириною в метр.

Рабочая часть

Если вы решили делать катамаран своими руками, то гребной привод стоит изготавливать из деталей от велосипеда. Вам понадобится использовать пару рам с узлами каретки и педалями. Обрезные концы рам следует сплющить, а потом прикрепить к рейке палубы посредством шурупов. Между педалями должны быть установлены дистанционные втулки, длина которых составляет 120-130 миллиметров, а сами педали должны быть соединены длинными общими шпильками.

Оснащается гребными колесами, которые изготавливаются из велосипедных. Лопасти следует вырезать из резины, толщина которой составляет 4-6 миллиметров, а потом примотать проволокой к спицам. Одно колесо должно быть оснащено пятью-шестью лопастями.

Функциональная зона

Сиденье делается из фанеры и реек, сечение которых составляет 25*25 миллиметров. Закрепление сидения к палубе осуществляется после того как будет установлен гребной привод - так, чтобы рейки снизу не были доступны для натянутой цепи. Крепить элементы лучше всего при помощи шурупов, так как, вполне возможно, понадобится производить регулирование положения.

Итак, вы делаете катамаран, фото которого вам понравилось. Далее следует изготовить рулевое управление, для этого тоже потребуются рейки и фанера. Размеры рулей - 200*320 миллиметров. К правому следует прибить при помощи реек фанерный кронштейн со сторонами 200*200 миллиметров, а потом пустить от него тягу к рычагу, который должен быть установлен сбоку, в непосредственной близости от сидения. Осями продольных и поперечных тяг могут послужить толстые гвозди, для которых дрелью должны быть просверлены отверстия, иначе тяги могут лопнуть.

Завершающий этап

Со сборкой катамарана не должно возникнуть каких-то особых трудностей. Понтоны должны быть установлены на ровном месте, после чего на них можно положить палубу, наметить места монтажа велосипедных рам с педалями, гребного привода и сидения. Но не стоит спешить с закреплением всех этих узлов. Все деревянные части плота должны быть окрашены тремя слоями масляной краски. Так как на высыхание каждого слоя требуется день-два, вам на эту операцию потребуется неделя.

Когда окраска будет завершена, следует установить все узлы на места. Сидение монтируется в конце. Чтобы привязывать катамаран к пристани и для обеспечения удобства его переноски стоит привинтить по его бокам 4-6 дверных ручек.

Постройка катамарана

Прошлой осенью я начал строить катамаран. В июне судно было готово к выходу на воду. При этом, делалось все за городом, где мы проживаем постоянно, и где у нас имеется целый свободный домик (который мы так и назвали - эллингом), поэтому строить катамаран можно было в своем собственном помещении. Кроме того мы фрилансим, поэтому заниматься катамараном можно было в любое свободное время - хоть утром, хоть днем, хоть ночью, без рабочих дней и выходных. Именно поэтому, думаю, катамаран был построен достаточно быстро. В противном случае на него ушло бы не менее года.

Катамаран задуман как походный, с грузоподъемностью до 800кг. Габариты сего чуда - 6 х 2.7 м (2.2 по осям корпусов). Мост - 4.5 х 2.5 м. Жесткость призван обеспечить довольно высокий паук, а также весьма жесткая и толстая мачта. Поплавковая ферма сделана из тех же профилей, и поперечены установлены между верхними и нижними ее продольными элементами. Сверху одна труба, снизу - 2.

Строился катамаран с использованием непривычного материала - прямоугольных труб. Супрематическим я его обозвал, так как там у меня сплошные прямоугольники, а круглая труба предполагается всего одна - швертовая балка. Все остальное - из профилей прямоугольного сечения 80 х 40 х 2, АД31Т1.

Выбрал именно такие трубы я в первую очередь потому, что с ними очень легко работать, а также не требуется никаких ухищрений для соединения различных элементов меж собой. Сплав этот все кругом почему-то не любят, однако, справочники говорят о том, что по своим механическим характеристикам он весьма близок ко всеми горячо любимым АМг5 и АМг6.

На катамаране мы сходили в три путешествия

Груз мы размещали преимущественно на корпусах, в полиэтиленовых бочках вдоль ферм. Топливо в канистрах располагалось на жесткой палубе. Также на палубе стояла пара рундуков, в которых находилась наша походная кухня и инструменты - это было очень удобно.

Спали мы в обычной китайской палатке, купленной за пару тысяч рублей. Днем палатка снималась, а ночью устанавливалась на палубе. В этой палатке мы спали прямо на воде, что позволяло обходиться без выхода на берег в тех случаях, когда высадка была затруднена. За два месяца путешествия мы ни разу не ставили палатку на земле, даже если катамаран при этом находился на берегу.

Впервые в жизни в путешествии у нас было электричество. На палубе катамарана стоял загерметизированный ящик с автомобильным аккумулятором. Аккумулятор запитывался от моторного генератора, и впоследствии, от аккума заряжалась вся наша электроника - навигатор, ноутбук, фотоаппарат, читалка, телефоны. Это значительно повышает уровень комфорта и облегчает жизнь.

Что касается переделок и модернизации, то некоторые мысли, конечно, есть.

Модернизация катамарана

1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.

2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.

3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.

4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

Материалы и комплектующие для строительства катамарана

Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис. Их сайт – www.neriskayaks.com Обошлись они нам в 2011 году в 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.

Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Заказали мы их у питерского мастера – Новицкого. Его email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Обошлись они нам в 10 000 рублей.

Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.

Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.

Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.

50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава. Купили ее в Листмете.

Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.

Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок. Купили их в Метизах.

Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.

На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.

Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.

Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.

Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные бабки, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Поэтапное строительство катамарана

Рама

Сейчас у меня уже готова "верхушка" рамы, т.е. пока еще нету нижних коробов. Штука получилась весьма мощная, профиля сами по себе в вертикальном направлении довольно жестки, а кручению сопротивляются не сильно (что, ИМХО, хорошо). Во всех местах, где есть отверстия, установлены усиления изнутри и снаружи, а в сами отверстия забиты алюминиевые трубки 12х1 (крепеж весь М10).

Выкатка из эллинга

Началось строительство в ноябре 2010 года, а в апреле 2011 приволок я катамаранные баллоны, которые весят, наверно килограмм 50, и в связи с этим мы наконец выволокли наш строящийся катамаран на улицу. Радостное событие, типа "выкатка из эллинга". Теперь от завершения строительства нас отделяет всего-ничего.

Надобно доделать центральную секцию палубы, которая сделана из фанерных листов, подкрепленных карлингсами; соорудить моторную балку; сделать мачту и такелаж. Самое главное, конечно, это мачта и такелаж, и вроде бы дел на пару дней, но все тормозится из-за отсутствия нужной трубы и нержавеющей полоски, из которой я хочу сделать путенсы "паука". Рулевое и швертовые устройства у меня готовы, но пока еще не установлены, на их деталях сохнет лак. Ну а вот и картинки, на которых мельком показан процесс сборки катамарана.

Полусобранная рама

Шпангоут

Кормовой транец

Моторная штанга

Меня всегда вдохновляли модные паралелограммные транцы, но так как я знаю толк в извращениях, я сделал все по-своему.

Особенность моего варианта в том, что для подъема мотора транец надо не тянуть вверх, а давить вниз. Таки мотор довольно тяжелый, и вытягивать его балансируя где то на кормовой балке, чревато для здоровья. Мне же для подъема транца требуется наступить ногой на штангу, надавить хорошенько, и поставить ее на стопор, в одном из 3 положений.

Так как мотор у меня длинноногий, опустить его я на земле не могу. Целью сооружения такого извратного механизма было, естественно, надежное заглубление мотора при работе, мелководный режим, а также убирание подальше от воды мотоголовки, когда мотор выключен.

На всех вертящихся осях, кстати, стоят втулки из алюминиевых трубок. Думаю, чем бы их смазать таким консистентным и несмываемым.

На установленный мотор я аккуратно подергал туда и сюда. Вроде все выглядит надежным. Впрочем, при поднятом положении хочется сделать какое-то усиление, чтобы всю конструкцию не свернуть, например, сильным ударом. Также все это дело пока не имеет никакой защиты от падения. То бишь если при подъеме и опускании рука соскользнет с рукоятки, или нога как-нибудь сорвется, то вся халабуда адски ударится о стопор. Ничего хорошего в этом не будет. Надо бы сделать хотя бы прокладочку. Вообще я думаю и о каких-нибудь резинках или пружинах, облегчающих работу.

Мотор я заводил в бочке - вибрации присутствуют неслабые, но и не смертельные при этом. В районе кокпита они в основном уже гаснут, а вот кормовая балка вибрирует будь здоров. Отсюда возник вопрос к знающим френдам: как защитить болты и гайки от раскручивания? Посадить их на краску (нераскручиваемые при разборке), или, может на гроверы? Может самоконтрящиеся гайки поискать, или вообще, контргаек накрутить? Дело в том, что детали подвески соединены через резиновые прокладки, т.е. болты сильно не затянуть.

Такелаж

Собственно, сделал сегодня "паук". Рама в связи с этим стала реально жесткой. Впрочем, когда я приделаю мачту, то она станет еще жестче, так как я рассчитываю именно на мачту, как основной элемент, обеспечивающий жесткость, и на ее 8 вант. Но и с пауком тоже ничего: садишься на один угол, а противоположный приподымается - благодать.

В общем-то все у меня сделано просто и бесхитростно. Стойкой паука служит ядреный фанерный швертовый колодец, стоящий в фанерной же платформе.

Сверху на этой платформе будет лежать алюминиевая полоса, а на ней будет стоять степс мачты. Колодец, думается мне, надо усилить сбоков ребрами жесткости. На некоторых фотографиях трубы кажутся гнутыми, но вы не пугайтесь, это параллакс объектива))

Мачта

Ну, стало быть, почти закончил я с мачтой и стоячим такелажем. Почти - это значит, что на мачту мне предстоит еще понацеплять мелких примочек и покрасить ее. Возможно, поставить двурогую краспицу. Ну да ладно, распишу все по порядку.

Так как мне с самого начала втемяшилось сделать все просто и по понятиям, мне, кроме вант и штага, необходимо было раскрепить мачту еще и 4 штагами - двумя бакштагами и двумя форштагами (?). На этих снастях предполагалось висеть углам моста, для пущей жесткости. Вся сложность заключалась в том, что бакштаги вполне естественно должны цеплять заднюю шкаторину грота, не давая ему поворачиваться. Самый простой вариант решения этой проблемы заключался в намеренном увеличении высоты мачты и задирании топовой оковки как можно выше. Однако, от этого меня отговорили, и я применил другое, очень спорное решение. В его эффективности и надежности я до сих пор не уверен: я сделал наверху такую особую кочергу, выносящую точку крепления бакшатагов на полметра в корму.

Вот эта кочерга пока просто висит на лежащей мачте. Такую приблуду я неоднократно видел на картинках настоящих жестких лодок, но ничего конкретного про нее мне найти нигде не удалось. Немного подумав, я просто решил, что пущай, будь что будет, и вырезал ее из фанеры. Понятное дело, что эта хрень очень сильно гнет мачту, и сразу возникает необходимость установки двурогой краспицы куда-то на оковку основных вант. Однако, делать краспицу и ромбованты сразу мне было лень, и я просто вставил в мачту в том месте длинную семидесятисантиметровую втулку.

После некоторой подготовки мы установили мачту. Вот и кочерга на топе, стоит себе. Лицезреть это шоу собрались все домашние, и очень кстати, скажу я вам. Пропихивать мачту о шести с половиной метрах через густо нависшие еловые ветки - дело не для средних умов, для этого понадобились усилия сразу трех человек: мамы с рогатиной; меня, тянущего мачту за штаг; Наташки, бегающей вокруг и поправляющей путающиеся и зацепляющиеся за все тросы.

Итак, стоячий такелаж состоит у меня из 11 тросов: 4 штага на топе, 2 основные ванты, стаксельштаг, 4 нижние ванты. На этот раз я решил использовать обычную оцинкованную сталь. Это дешевле и таит в себе меньше коррозионного гемора, чем нержавейка. Да и нету смысла использовать нержавеющую сталь выше палубы. На байдарке, во всяком случае, оцинковка прекрасно служила в течение двух сезонов и до сих пор находится в исправном состоянии.

Сама мачта изготовлена по чисто колхозным технологиям. Ликпаз сделан из разрезанной вдоль трубки, привернутой саморезами к основной трубе. Стык между ликпазом и основной трубой щедро и аккуратно замазан силиконовым герметиком. Мачта состоит из трех колен: 2.5м - 1.5м - 2.5м. Втулки сознательно сделаны как можно более длинными, а снизу и сверху вставлены для усиления куски по 70 см. Да, мачта сделана неповоротной, основная труба - 50х2 Д16Т. Сплав этот мне ужасно не хотелось использовать из-за его нежности в отношении коррозии, но других труб нигде не нашлось. Изначально мне хотелось взять вообще трубу 80х2, но с такими жирными трубами на базах оказался напряг. В итоге я имею тонюсенькую мачту, раскрепленную целой кучей тросов. Стоит нормально, крепко.

Степс пока не доделан, его требуется как-то мощно и до дури усилить.

Когда я настроил все веревочки, мы дружно принялись поднимать грот. Несмотря на все мои опасения он зашел в ликпаз легко и непринужденно.

Паруса я, кстати, заказывал у Сергея Новицкого. Это совершенно замечательный парусный мастер, который выполняет свою работу предельно качественно и прекрасно понимает, что именно нужно заказчику, даже если этого не понимает сам заказчик. Вот и сейчас грот встал просто прекрасно.

Затем мы прицепили к парусу уишбон, согнутый мной об ближайшую березу и бесхитростно законцованный трубками-втулками и алюминиевыми полосками. Так как пока никаких уток и стопоров у меня нигде не установлено, все веревки привязываются просто так, куда попало.

К счастью сегодня погода выдалась ветренной, поэтому на всю систему удалось посмотреть практически в действии. Вися свободно, грот, конечно, идет небольшими складками, но надуваясь ветром, он разглаживается и принимает правильную форму. Плюс есть легкая возможность как угодно гнуть мачту.

Моя топовая кочерга также оказалась работоспособной. Грот лишь слегка цепляет за подветренный бакштаг, а мачта при работе, вопреки опасениям, вовсе не гнется буквой зю. Опять же, мост, за счет всех этих снастей, стал ощутимо более жестким, чем без них, просто с нижними и основными вантами. Я это проверял, вывешивая углы и дергая их - качается весь мост, скручиваясь совсем немного.

Собственно, вот. Теперь осталось съездить за раксами для стакселя и поставить, наконец, его. Меня до сих пор волнует, как поведет себя мачта со стакселем. Тогда-то я и решу нужна ли мне краспица.

Ну а вообще остаются уже сущие мелочи:)

На этом, собственно наша запись пока заканчивается. Позадавайте, пожалуйста, вопросы - что нам стоит еще описать и что разъяснить.

Для начала следует решить, какие задачи будет решать ваш катамаран. Одно дело, если он нужен по горным рекам, и совсем другое, если вы собираетесь путешествовать на нем под парусом по крупным водоемам. Особенности использования катамарана самым непосредственным образом влияют и на его конструкцию.

Выбор прототипа для постройки

Самый правильный вариант при постройке катамарана заключается в том, чтобы выбрать в качестве прототипа уже существующий катамаран самостоятельной постройки, наиболее подходящий вам по размерам и назначению. Чертежи подобных катамаранов легко найти в сети.

Выбранный прототип вы можете дорабатывать нужным вам образом, но конструкцию основных несущих элементов изменять не следует. Обычно катамараны, предлагаемые к самостоятельной постройке, уже воспроизведены в достаточно большом количестве экземпляров, конструкция хорошо отработана и изменять ее без необходимости не стоит.

Постройка катамарана

Основой катамарана является каркас их алюминиевых труб, к которому крепятся баллоны. Надувные баллоны имеют двухслойную конструкцию: снаружи чехол из брезентовой или другой прочной ткани, он несет на себе основную нагрузку. Внутрь вкладываются баллоны, в простейшем случае они могут быть выполнены из полиэтиленового рукава. Их задача – держать воздух, поэтому внутренняя конфигурация не столь важна. По размеру они обязательно должны быть больше наружного прочного чехла. Для безопасности внутренние баллоны лучше сделать из нескольких отдельных секций, в этом случае при случайном проколе катамаран удержится на плаву.

Для сборки катамарана используйте только нержавеющий крепеж, это избавит вас от множества проблем. Особое внимание обратите на крепление баллонов – они не должны тереться о металлические детали. Если баллон где-то трется, то на волнах он очень быстро протрется, со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями.

Если катамаран оборудуется мачтой, желательно предусмотреть страховочные механизмы, автоматически травящие шкоты при достижении определенного усилия. Это связано с тем, что опрокинутый катамаран практически невозможно перевернуть обратно, а при сильных внезапных шквалах не всегда удается вовремя потравить шкоты ‒ достаточно нескольких секунд, чтобы катамаран перевернулся или остался с поломанной мачтой. Поэтому о безопасности стоит побеспокоиться заранее.

Не экономьте на материалах. Используйте качественные алюминиевые трубы, хорошие материалы для баллонов и крепежных ремней. Побеспокойтесь и об удобстве для экипажа – по катамарану должно быть удобно и безопасно передвигаться, поэтому сделайте хотя бы небольшую палубу, пространство между баллонами в носу и корме следует затянуть прочной сеткой, выдерживающей вес человека.

Помните, что на надувном катамаране именно проколы баллонов являются главной проблемой. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы единичный прокол не стал для вашей постройки фатальным, а конструкция катамарана позволяла в самые короткие сроки выполнить любой необходимый ремонт.

Катамаран относится к довольно специфическим плавсредствам, состоящим из двух надувных баллонов, соединенных с помощью рамы. Конструкция рамы может быть любой, но если это рыболовный катамаран, то рама, как правило, надувная.

У подобной конструкции имеется ряд достоинств, к которым относится легкость и удобство в процессе транспортировки. Конструкция, при использовании легких материалов получается настолько легкой, что ее можно одному перенести на другое место. Если катамаран спустить, то все влезет в небольшой мешок, который не займет много места в багажнике автомобиля. Некоторые конструкции упаковываются в рюкзаки, что облегчает процесс транспортировки.

Что касается катамаранов под мотор, то они должны иметь весьма жесткую основу. Чтобы плавсредство не имело излишнего веса, в конструкции применяют только легкие материалы.

Насколько известно, надувные модели катамаранов по весу не превышают 20-ти кг. Несмотря на это, они обладают завидной грузоподъемностью, в пределах 300 кг.

Катамараны с мотором характеризуются наличием комфорта и удобством в процессе путешествия по рекам, озерам, водохранилищам и другим водоемам. Такие плавсредства оборудованы монобаллонами.

Конструкция катамарана позволяет организовать своеобразную палубу определенной жесткости, которая может возвышаться над поверхностью воды. Это самый подходящий вариант для рыбалки, тем более, что на палубе может поместиться до 10-ти человек. Кроме этого, конструкция катамарана позволяет преодолевать большие расстояния. Что касается проблемы транспортировки, то и здесь ничего невозможного нет. Любой рыбак не против того, чтобы приобрести подобное плавсредство, или сделать его своими руками.

Это наиболее перспективные модели на сегодняшний день. Производятся они из ПВХ материалов и имеют гик средней толщины. Воздушный клапан плавсредства располагается в районе стрингера. Средняя плотность материала, из которого производятся надувные элементы, составляет 800 грамм/на метр квадратный. Подобные устройства имеют определенные достоинства, связанные с возможностью установки довольно крупных баллонов. Тип крепежного устройства – крестообразный. Приблизительная цена на подобные плавсредства составляет порядка 60 тыс. рублей.

Для рыбалки на небольших глубинах больше подойдут модели с жестким рундуком. Хотя на сегодняшний день известны некоторые конструкции, рассчитанные всего лишь на 2 пассажира. В конструкции предусмотрены две опоры, которые крепятся под подшивкой.

Аппарат так же производится из ПВХ материалов. Баллоны крепятся по обеим сторонам от стрингера. Существуют так же конструкции с баллерами, где баллоны располагаются выше поверхности гика. Здесь используются материалы несколько меньшей плотности – 700 г/метр квадратный. Здесь используются латки из резины.

Это удовольствие обойдется в 50 тыс. рублей.

Подобные конструкции так же пользуются большим спросом, несмотря на то, что они рассчитаны на двух рыболовов. При этом, их грузоподъемность достигает 300 кг при длине в 3,5 метра.

Практически у всех моделей толщина стрингеров не превышает 1,3 мм. Латки размещены только на поверхности баллонов. При выборе следует обратить особое внимание на защищенность носовой части. Крепеж всех элементов выполнен посредством крестовин. Если имеется 55 тыс. рублей, то можно отправляться в специализированный магазин.

Эти плавсредства могут взять на борт 4 человека, при грузоподъемности в 500 кг. Рундуки этих аппаратов не имеют большой жесткости, хотя встречаются конструкции, где предусмотрено 2 опоры. У этих плавсредств, в основном, размещено по два баллона. Ширина катамарана для рыбалки не превышает 1,3 метра. Воздушные клапаны располагаются в районе стрингеров. Заполнить баллоны воздухом можно в течение 10-ти минут. В этих конструкциях используются особо прочные материалы. Приобрести такой катамаран можно за 45 тыс. рублей.

Такие модели не допускают установки мощных двигателей. Как правило, они оборудуются двумя или тремя баллонами. Кроме этого, некоторые модели оборудованы стрингерами, которые крепятся на поливинилхлоридных накладках. Рассчитаны они на грузоподъемность до 300 кг. При этом, применяются баллоны среднего диаметра.

Встречаются конструкции с баллерами и с резиновым гиком. Стоит такое плавсредство в пределах 55 тыс. рублей.

Такие конструкции предназначены для установки моторов, повышенной мощности. Длина некоторых конструкций достигает 4-х метров. Как правило, в таких плавсредствах устанавливаются баллоны большего диаметра. Что касается рундуков, то они имеют среднюю степень жесткости. Выпускаются модели с двумя или тремя пассажирскими местами. Для крепления опор используются дополнительные растяжки. Толщина стрингеров не превышает 1,4 мм. Для изготовления баллонов используется ПВХ материал, с высокой плотностью (до 800 г/метр квадратный). Каркас изготовлен исключительно из дюраля. Стоит подобное плавсредство в пределах 60-ти тыс. рублей.

Модели катамаранов под мотор

В наше время можно встретить различные конструкции рыболовных катамаранов, выполненных из поливинилхлоридных материалов. Чтобы осуществить правильный выбор, придется изучить несколько конкретных моделей. При этом, не следует забывать, что катамаран можно сделать своими руками. Конструкции под мотор всегда имеют жесткую конструкцию, выполненную на основе материалов из алюминия. Применение легких материалов позволяет получить достаточно легкую конструкцию, весом не больше 20-ти кг. Несмотря на легкость, грузоподъемность подобных плавсредств не меньше 300 кг.

Длина катамарана составляет 3,5 метра, при грузоподъемности до 450 кг. Это достаточно востребованное плавсредство в наше время. В конструкции применены гики с накладками, а латки располагаются на поверхности баллонов. Растяжка установлена сбоку конструкции. Материал, из которого сделаны баллоны, характеризуется высокой плотностью, а работы отличаются высоким качеством. В комплект набора входят и весла, так что, в случае непредвиденных ситуаций, можно всегда вернуться на прежнее место. Крепеж всей конструкции выполнен исключительно на крестовинах. Плотность материала – 780 г/метр квадратный. Стоит подобная модель в пределах 55-ти тыс. рублей.

Модели типа «Ротан» следует отнести к профессиональным плавсредствам, так как обладают высокими характеристиками устойчивости и скорости передвижения. В процессе глиссирования поверхность дна катамарана не соприкасается с поверхностью воды, поскольку перемещение осуществляется исключительно на скегах. В результате площадь соприкосновения с водой ничтожно мала, поэтому катамаран без проблем разгоняется до значительной скорости.

Катамараны «Ротан» отличаются плавностью хода при наличии волнений, причем существенных. Высота бортов и наличие воздушной подушки между водой и днищем лодки способствует мягкости движения, определенному комфорту и безопасности при движении.

Характеристики катамаранов «Дельта 300»

Практически все модификации катамаранов «Дельта» мало чем отличаются друг от друга. Единственное достоинство этой конструкции – это большая грузоподъемность, порядка 500 кг, с возможностью разместить на палубе до 4-х человек. Защитными устройствами носовой части служат гики. Плотность материала, который использован при постройке составляет порядка 700 г/метр квадратный. Стоит он порядка 45 тыс. рублей, что не так уж и дорого для подобной конструкции.

Технические данные катамаранов «Дельта 350»

В конструкции использован многослойный армированный ПВХ материал, с плотностью до 850 г/метр квадратный. Кроме этого, материал имеет высокую эластичность. Плюс ко всему, этот материал весьма устойчив к агрессивным средам, УФ-излучению, солнечным лучам и другим негативным природным факторам.

Для большей безопасности, каждый баллон, разделен на 2 отсека, которые герметически разделены.

Катамараны «Дельта 380»

Если сравнить катамаран с обычной надувной лодкой, то последняя сильно уступает по устойчивости и непотопляемости. Это очень важно, когда рыбалка осуществляется в условиях волнений. Здесь катамаран не имеет себе равных. Даже при наличии больших волн катамаран способен развивать приличную скорость, передвигаясь устойчиво и плавно.

Помещается плавсредство в небольшой рюкзак. Такое удобство транспортировки позволяет без проблем перемещаться к месту рыбалки, даже если к нему добраться не так просто. Весит вся конструкция 19,4 кг, а стоит всего 40 тыс. рублей.

Модели «Бастер»

Это модели из поливинилхлоридных материалов, которые пользуются большой популярностью. Это связано с тем, что плавсредство располагает наличием 4-х пассажирских мест. Здесь использованы резиновые латки, но отсутствует гик. Растяжка располагается непосредственно на поверхности баллонов. Катамаран имеет длину в пределах 4,3 метра. Стрингеры имеют среднюю толщину. Для изготовления баллонов использован ПВХ материал, имеющий плотность порядка 700 г/метр квадратный. В конструкции предусмотрено два воздушных клапана. Стоит это удовольствие где-то 57 тыс. рублей.

Надувные катамараны выпускаются, в основном, для туристических целей, хотя их реально можно использовать и для рыбалки. В большинстве конструкций предусмотрена натяжная палуба, но встречаются модели, где палубы нет вообще. Основным материалом изготовления является поливинилхлорид, как материал, отличающийся большой прочностью, надежностью и жесткостью. Этот материал служит для изготовления баллонов высокого давления, которые применяются на подобных плавсредствах. В связи с этим, конструкция получается достаточно прочной, но и легкой, что немаловажно. Это так же упрощает уход за катамараном, а также позволяет транспортировать его без особых проблем.

Кроме этого, катамаран довольно устойчиво ведет себя на воде, даже в условиях серьезных волнений. Поэтому, этому плавсредству не страшны никакие речные просторы. Что касается установки мотора, то он необходим в том случае, если планируются длинные походы с друзьями или в кругу семьи. Некоторые конструкции рассчитаны на перемещение до 10-ти человек.

Как построить катамаран с мотором своими руками?

Постройка катамарана – это сложно и трудоемко, хотя этот фактор никогда не останавливал настоящих рыболовов, которые предпочитают большинство рыболовных принадлежностей изготавливать своими руками.

На начальном этапе следует начертить эскиз будущего плавсредства, после чего, желательно поделать чертежи с указанием всех размеров. Приступают в первую очередь к изготовлению каркаса. Основным материалом служит дюралюминий, как самый легкий и прочный материал. Если каркас изготовлен, то следует переключиться на изготовление воздушных баллонов. Обычно их длина равняется 3,5-3,8 метра.

Материал для баллонов – это поливинилхлоридная ткань с достаточной плотностью. Чем плотность больше, тем надежнее окажется конструкция. За баллонами нужно предусмотреть наличие баллера, с обязательным использованием натяжек. В процессе изготовления не следует забывать установить клапан для надувания баллонов. Как правило, на каждом баллоне располагается по одному клапану. Под конец работы устанавливаются стрингеры, а также доски для сидения.

Плавательные средства для рыбалки, будь то лодки или катамараны, пользуются особой популярностью. Это связано с тем, что наличие лодки поднимает процесс рыбалки на совсем другой уровень. Ведь не везде можно ловить рыбу с берега, в силу того, что берега, заросшие различной растительностью. С помощью лодки реально обловить любые, даже труднодоступные места. Некоторые рыболовы, если им позволяют средства, просто покупают лодки и катамараны в магазинах. К сожалению, не все заводские экземпляры отвечают всем требованиям. Иногда приходится их доводить, как говорится «до ума». Самостоятельное изготовление имеет свои плюсы. Основной из них – это возможность сделать то, что необходимо, исходя из условий эксплуатации.

Рыбалка становится комфортной и результативной при использовании плавательных средств, позволяющих ловить рыбу в любом месте реки и быстро передвигаться по водоему. Особой популярностью у любителей тихой охоты пользуется катамаран для рыбалки.

Достоинство катамарана — легкий вес конструкции, его можно перевозить легковым автотранспортом. Надувные модели упаковываются в специальный рюкзак, неразбирающиеся части укрепляют на крыше машины. Модели отличаются легким ходом при любой скорости и устойчивостью на волнах.

Популярное средство для рыбной ловли — катамараны для рыбалки под мотор. Оно позволяет расширить круг мест рыбной ловли, можно выбирать лучшие для клева стоянки. Сборка и разборка катамарана под силу одному человеку: его части собираются в течение получаса, что делает средство мобильным и удобным.

Палуба выше поверхности воды на полметра, что спасает рыбаков от волн, а дождевые осадки не скапливаются внутри рамы. Воду не нужно вычерпывать, она сливается в зазоры палубы, благодаря чему катамаран удобно мыть. Снизу надувные катамараны защищены брусом от протирания о поверхность дна или берега водоема.

Основными преимуществами судна катамаранного типа считаются:

  • высокая устойчивость рамы;
  • просторная и высокая палуба;
  • большая грузоподъемность;
  • прочное днище;
  • большие воздушные отсеки;
  • легкая сборка и разборка;
  • простой уход и мытье от грязи;
  • безопасность использования.

Технические характеристики

Катамаран состоит из двух воздушных баллонов и рамы, которая бывает надувной или жесткой, изготовленной из алюминия. В собранном состоянии вся конструкция помещается в рюкзаке, что удобно при транспортировке.

Вес плавсредства часто не превышает 20 кг. Моторные катамараны тяжелее, так как имеют более прочную основу, но в их конструкциях также используются легкие материалы. Габариты изделий различны, они достигают длины 4−6 метров.

Устойчивость

Катамаран — устойчивая конструкция, он легко всходит на волну, получая минимум ударов. Образование брызг небольшое на любой скорости, что комфортно для пассажиров. При волне высотой 0,5 м остойчивость конструкции превосходит другие модели. Катамараны устойчивы на курсе, легко выдерживают заданную траекторию движения.

Плавсредство способно противостоять воздействию внешних сил, его боковая устойчивость противостоит силам переворачивающего момента. Продольная устойчивость противостоит навалам на корму или нос — продольному переворачивающему моменту (перевороту через корму). Большое расстояние между баллонами и правильное распределение веса увеличивают остойчивость средства.

Безопасность катамарана больше, чем у лодочных моделей. Остойчивость его конструкции намного выше. Перевороты лодок возможны при нагрузке на борт, что часто бывает при выуживании рыбы, когда происходит крен плавсредства. Используя надувные конструкции, даже несколько человек могут находиться на одном борту без опасности его крена и переворота. Это плавсредство невозможно перевернуть или потопить.

Полезное пространство

Катамараны намного шире однокорпусных моделей, благодаря чему полезное пространство почти в два раза больше, чем у лодок. Палубы шириной от 2 м могут быть длиной от 2,5 до 4 м, на большом участке устанавливают тент или палатку.

Рыбаки размещают на палубной площадке столик и стульчики (кресла), а также рыболовное снаряжение и все необходимое для похода. Достаточных размеров палуба позволяет свободно перемещаться внутри катамарана. Модели имеют удобную натяжную или жесткую палубу, на которой размещаются от 2 до 10 пассажиров.

Экономичность

Благодаря своей конструкции катамаранные модели имеют уменьшенное лобовое сопротивление. Их вес поделен между воздушными корпусами, что создает малое сопротивление по сравнению с лодками. Скорость катамарана на 20−40% выше, чем у лодочного средства с такой же нагрузкой.

Катамараны разгоняются до 20−25 км/ч при использовании меньших моторов, потребляющих мало топлива. Расход топлива у этих моделей на треть ниже, чем у лодок. Модели для рыбалки имеют транец под мотор до 10 л.с., но в них часто используются небольшие двигатели от 2 до 5 л.с.

Грузоподъемность

Загруженное плавсредство может погрузиться ниже оптимальной глубины, но у катамарана от перегрузки только ухудшатся скоростные характеристики: чтобы он затонул, груз должен в три раза превышать грузоподъемность. Это значит, что при грузоподъемности 500 кг критичной для данного плавсредства будет перегрузка до 1500 кг.

Катамаранные средства имеют грузоподъемность от 300 до 500 кг, загруженность не влияет на его остойчивость и скорость. Несмотря на небольшой вес, модели имеют большую грузоподъемность, на них можно расположить ящики для перевозки улова, приспособления для рыбалки и много других нужных грузов. Количество пассажиров — от 2 до 10 человек. Непотопляемость при перегрузках — большое преимущество катамаранной конструкции по сравнению с лодочными моделями.

Маневренность

Маневренность судна — его поворотливость при маневрах вправо или влево от геометрического центра конструкции и возможность обратного движения. Катамаранные конструкции обладают хорошей маневренностью — быстротой разворота и возвращения в первоначальное положение. Подкаяченные нос и корма увеличивают маневренные качества судна.

Виды катамаранов

Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:

С гибким и жестким рундуком

Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.

Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.

Жесткие конструкции рундука изготавливаются из досок, фанеры и других плотных, но легких материалов. Под моделью крепятся две опоры, баллоны располагаются с разных сторон стрингера, плотность используемых материалов ПВХ — 700 г/кв.м. Опоры крепятся над прошивкой, воздушные клапаны — над гиком. Есть варианты с баллерами, баллоны в которых установлены над гиком. На суднах с жестким рундуком рыбачат на мелководье.

Модели на два и три бимса

Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.

Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.

Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.

С низкой и высокой опорой

Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.

Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.

Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.

Надувные катамараны

При движении надувной катамаран соприкасается с водой только баллонами, палуба и рама остаются над ее поверхностью. Это снижает водное сопротивление и увеличивает скорость. Сейчас для этих конструкций используются баллонные камеры с высоким давлением (250−300 мбар), при изготовлении которых применяются армированные материалы ПВХ.

Использование однослойных баллонов из прочных материалов уменьшает вес плавсредства и увеличивает их жесткость. Надувные катамаранные модели расширяют возможности рыбаков, с их помощью пользователи разборного судна попадают в самые недоступные места водоема, доставляя плавсредство на берег личным автотранспортом.

Как построить катамаран с мотором своими руками

Самостоятельно сконструировать такое плавсредство под силу только хорошему умельцу. Но иногда катамаран своими руками становится лучше заводского варианта, у хозяина есть возможность подогнать параметры и характеристики судна под свои потребности.

Сначала будущая модель проектируется: создаются ее подробные чертежи, после чего общий чертеж разбивается на отдельные чертежи всех частей судна. Затем изготавливают каркас (чаще из дюралюминия). Следующий этап — изготовление баллонов для воздуха из прочного ПВХ, заданных габаритов (длиной 3,5−4 м). Баллоны снабжаются клапанами для закачки воздуха.

В самодельном варианте можно установить баллеры с натяжкой. Сборка конструкции завершается установкой стрингеров и палубы. Важный этап конструирования — проверка всех частей плавсредства на надежность. Особое внимание нужно уделить герметичности воздушных баллонов. Качественный самодельный катамаран всегда является гордостью владельца.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные