Жизнь, как бесконечная поездка на заблудившемся поезде (По повести В. Пелевина «Желтая стрела»). Виктор Пелевин «Жёлтая стрела Желтая стрела пелевин краткое

«Жёлтая стрела» - поезд, на котором всё человечество мчится вдаль до рушащегося моста. Это транспортное средство — догадаться нетрудно — метафора нашего бытия. Мы рождаемся в определенной среде, где уровень жизни, культуры, достатка, а также национальные, религиозные и социальные предрассудки подгоняют нашу судьбу под установившийся шаблон, и готово. Пассажиры просто не догадываются о том, что существует что-то за пределами купе и тамбуров, хрущёвки и ПТУ или коттеджа в Куркино и Бугатти. Многие рождаются, растут, живут и умирают в том же «вагоне».

Да, перед нами все тот же «депрессивный» и «желчный» Пелевин, который режет правду-матку об упадочном состоянии духа цивилизации. Нет в нем надежды, говорят красношляпые, нет выхода: «Ну хорошо, допустим, все плохо, а дальше что? Чем удивишь, остряк, не видишь, что нам от абсурда тошно, хочется светового шоу радужных красок или хотя бы огонька зажигалки в темной-темной комнате». И можно понять этот праведный гнев: пелевинская проза в моде, но надежды на светлое будущее она не дает. Но в случае со «Стрелой» так ли это? Так ли непроходим пессимизм новой литературы? Да нет… «Желтая стрела» как раз таки заканчивается традиционно для ЛР: герой покидает не только вагон, но и поезд под влиянием Сонечки Мармеладовой или Дмитрия Лопухова в образе Хасана, столь же призрачного и нереального, сколь Гораций для Гамлета – всегда собеседник, но никогда не действующее лицо.

Сказка – ложь, да в ней намек: каждый может выбраться из своего футляра, движущегося в Тар-тар. Андрей хоть и рождается в рамках стереотипов, проникается дрожащим, как ложка в граненом стакане, миром, но не перестает размышлять, совершенствоваться и находит свое освобождение в прыжке на дикую, неизведанную землю за пределами тюрьмы на колесах. Раз за разом предпринимая попытки бегства, герой не сдавался и преуспел. Духовная эволюция, диалектика души, открытый, но по-Достоевски положительный финал. Родион раскаялся, Марья Болконская вышла замуж.

О хорошем сложно сказать что-то новое, и концовка «Желтой стрелы» никого не поразит. Но вдохновит. Но мотивирует. Да, говоря о надежде, рискуешь прослыть банальным, однако что плохого в банальности, если она – часть художественной правды автора, часть мироустройства, где действительно можно найти отдушину в поиске света и смысла внутри себя, а не снаружи. «Снаружи» — это и есть главный отрицательный герой повести, антагонист тому «Я», которое не хочет ехать спиной вперед, не хочет жить по законам обратной перспективы средневековых полотен. Но бунтующее, первозданное, индивидуальное «Я» попадает во внешнюю среду, неизбежно происходит реакция подавления с одной стороны, и приспособления с другой, и вот перед нами безвольный пассажир, которого тянет назад то, что сильнее и древнее его. Он вроде бы ходит сам, решает, посахарить ли чай, оберегает ложки и подстаканники, столь полюбившиеся местной мафии, но, на самом деле, вся эта мещанская идиллия движется вслед за локомотивом вне зависимости от воли и устремления людей, находящихся на борту. Вот почему предъявить билет, по мнению Хасана, некому: то, что несет нас дальше, не человек, и даже не вороватая клика мошенников в поезде, это сила и власть прошлого, созданного стихийно, как смерч или цунами. Бушующим волнам никто не предъявляет путевку и загранпаспорт, чтобы его, приезжего, отпустили, он, дескать, имеет право выйти из города, обреченного на смерть. Так и мы, сжимая в руках счастливый билет, все ищем, у кого бы спросить разрешения, получить одобрения, у кого бы пройти контроль. В этом внутреннем рабстве под гнетом условностей – трагедия. Большинство его не преодолеет никогда. Даже путь Андрея повторить не удастся, так что хеппи-энд выдан в единственном экземпляре, проездной талончик уже использован. Ведь суть освобождения в том, что поиск выхода производится самостоятельно, одиночно, индивидуально. «Желтая стрела» — не рецепт, а стимул, чтобы его искать.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие происходит в Англии во второй половине XV в., во время войны Алой и Белой Розы.

В деревушке Тэнстолл, принадлежащей сэру Дэниэлу Брэкли, появляется гонец, который привозит приказ сэра Дэниэла всему мужскому населению деревни немедленно выступить в поход. Отряд должен возглавить Беннет Хэтч, правая рука сэра Дэниэла и в его отсутствие управляющий замка Мот. На время похода он хочет оставить присматривать за замком старого солдата Николаса Эппльярда, но во время их разговора Эппльярда пронзает черная стрела – это знак лесного разбойника по прозвищу Джон-Мщу-За-Всех. Хэтч вынужден остаться, а подкрепление сэру Дэниэлу поведет его воспитанник Ричард (Дик) Шелтон.

Пока отряд собирается у церкви, на церковных дверях обнаруживают письмо, в котором Джон-Мщу-За-Всех говорит о своем намерении отомстить сэру Дэниэлу, сэру Оливеру – священнику, виновному, как говорится в письме, в смерти отца юного Дика, и Беннету Хэтчу.

Тем временем сэр Дэниэл сидит в харчевне одной из принадлежащих ему деревень. Там же на полу устроился мальчик, болезненно реагирующий на шутки сэра Дэниэла, который обещает удачно выдать его замуж, сделав миссис Шелтон.

Появляется Дик. Прочитав письмо священника сэра Оливера, сэр Дэниэл пытается переложить вину за смерть отца Дика на некоего Эллиса Дэкуорта. Пока Дик ест, кто-то подходит к нему сзади и спрашивает дорогу в аббатство Холивуд, что неподалеку от замка Мот. Дав ответ, Дик замечает, как мальчик, которого все в харчевне называют “мастером Джоном”, тайно выскальзывает из комнаты.

Сэр Дэниэл посылает Дика с письмом обратно в замок Мот. Тут появляется гонец, призывающий Брэкли выступить на подмогу графу Райзингэму, стороннику Ланкастеров, и сэр Дэниэл замечает, что “мастер Джон” пропал. Тогда он отправляет на его поиски отряд из семи человек. Путь Дика к замку лежит через болото. Там он встречает Джона, лошадь которого утонула в трясине, и дальше мальчики идут вместе. От Джона Дик узнает, что сэр Дэниэл собирается женить его на некоей Джоанне Сэдли. Когда они переправляются через реку, их обстреливают разбойники. Дик оказывается в воде, и Джон спасает его. Проходя через лес, они попадают в лагерь разбойников, предводителем которых действительно оказывается Эллис Дэкуорт. Вскоре мальчики становятся свидетелями разгрома отряда, посланного на поиски Джона. Переночевав в лесу, мальчики встречают прокаженного – это переодетый сэр Дэниэл, наголову разбитый сторонниками Йорков.

В замке сэр Дэниэл готовится к обороне – больше всего он опасается “лесных братьев”. Ежеминутно готовый предать своих бывших сторонников, он посылает с гонцом письмо своему другу, состоящему в партии Ланкастеров. Тем временем Дик пытается разузнать обстоятельства смерти отца, чем навлекает на себя гнев сэра Дэниэла. Его переселяют в комнату над часовней, и Дик чувствует, что это ловушка. Появившийся внезапно Джон подтверждает его догадки. Действительно, убийца уже открывает потайной люк, но его отвлекают начавшиеся в замке поиски какой-то Джоанны. Друг Дика признается, что он и есть Джоанна, и они дают клятву соединить свои судьбы.

Через потайной люк Дик покидает замок и, с трудом переправившись через ров, бредет в лес. Там он находит повешенного гонца и завладевает письмом, после чего сдается разбойникам. Его отводят к предводителю. Дэкуорт радушно встречает мальчика и клянется отомстить сэру Дэниэлу за него и за себя. Через крестьян Дик передает своему бывшему опекуну письмо, в котором предостерегает его от устройства брака своей нареченной.

Проходит несколько месяцев. Сторонники Йоркского дома разбиты, и временно торжествует Ланкастерская партия, основные сторонники которой обосновались в городке Шорби-на-Тилле.

Дику становится известно, что сэр Дэниэл хочет выдать Джоанну замуж за сэра Шорби. В попытке похитить невесту Дик нападает на дом, где ее содержат под стражей, но вместо охраны вступает в бой с лордом Фоксгэмом, ее опекуном. В результате юноша побеждает старого рыцаря, и тот дает согласие на его брак с Джоанной.

Тогда Дик вместе с лордом Фоксгэмом пытаются освободить Джоанну, похитив корабль, но из их затеи напасть на ее дом с моря ничего не выходит – им и матросам из числа “лесных братьев” чудом удается спастись. В стычке со стражниками ранен лорд Фоксгэм. Он дает Дику свой перстень как свидетельство того, что юноша является его представителем, и письмо к будущему королю Ричарду III, где содержатся сведения о силах сторонников Ланкастера. После неудачной попытки освободить Джоанну Лоулесс, наиболее преданный Дику разбойник, приводит юношу в лес, где они переодеваются монахами. В таком облачении они проникают в дом сэра Дэниэла; там Дик встречается наконец с Джоанной. Однако в целях самозащиты ему приходится убить шпиона сэра Шорби; в результате поднимается переполох, и Дик вынужден бежать. Он пытается обмануть стражников, говоря, что идет молиться, и те отводят его в церковь, где ему приходится открыться сэру Оливеру. Тот обещает не выдавать его, если ничто не помешает свадьбе Джоанны с сэром Шорби.

Однако во время свадебной церемонии люди Дэкуорта убивают жениха и ранят сэра Даниэла, так что сэр Оливер выдает Дика. Сэр Дэниэл хочет подвергнуть его пытке, но тот заявляет о своей невиновности и просит защиты у графа Райзингэма. Граф, не желая ссориться с сэром Дэниэлом, тоже собирается его наказать, но Дик показывает графу письмо, доказывающее предательство сэра Дэниэла, и юношу отпускают. Но едва они с верным Лоулессом выходят на улицу, как Дик попадает в руки капитана, у которого похитил корабль, и ему чудом удается спастись.

Дик приходит на встречу с Ричардом Глостером, будущим королем, и они вместе разрабатывают план нападения на Шорби. Во время боя за город Дику удается до прихода подкрепления удерживать важный рубеж, за что будущий король посвящает его в рыцари. Но Дик быстро лишается его милости, прося сохранить жизнь капитану похищенного им корабля.

Придя после боя к дому сэра Дэниэла, Дик обнаруживает, что тот сбежал, уведя с собой Джоанну. Получив от Глостера 50 всадников, он отправляется в погоню и находит Джоанну в лесу. Вместе они приходят в аббатство Холивуд, где на следующий день должны обвенчаться. Выйдя утром пройтись, Дик встречает человека в одежде пилигрима. Это сэр Дэниэл, который хочет пробраться в Холивуд под защиту его святых стен, а затем бежать в Бургундию или во Францию. Дик не собирается убивать своего врага, но и не хочет пускать его в аббатство. Сэр Дэниэл уходит, направляясь к лесу, но на опушке его настигает стрела – так мстит разоренный им Эллис Дэкуорт.

Герой женится на Джоанне, капитан похищенного корабля счастливо доживает свой век в деревушке Тэнстолл, а Лоулесс становится монахом и умирает в благочестии.

Вариант 2

В повести “Черная стрела” Роберта Стивенсона действия разворачиваются в Англии во времена войны Алой и Белой розы. В произведении писатель рассказывает об истории Ричарда Шелтона, которого автор называет уменьшительным именем – Дик.

Перед читателем изображается небольшая деревушка, в которую неожиданно приезжает гонец с приказом, касающийся все мужчин, отправиться в поход. С первых страниц повести, читатель взволнован такими событиями, а главное, какова причина столь внезапного и срочного вызова мужского пола. Руководителем отряда должен быть назначен Беннет Хэтч.

Прочитав еще несколько страниц, читатель сталкивается с местью, которой наделен герой Джон-Мщу-За-Всех. Однако в начале произведения читатель с ним лично не сталкивается, в церкви обнаруживает письмо, в котором все и сообщалось. В это время автор обращает внимание читателя на сэре Дэниэле и странного мальчика, который устроился на полу рядом с ним. И только после этого писатель представляет читателю Дика, который полон эмоций и энергии.

В повести “Черная стрела” автор не случайно вводит образ мальчика, которого все называют “мастером Джоном”. Когда у Дика пытаются узнать, где находится аббатство, читатель обращает внимание, что мальчик, который был довольно странным, внезапно исчезает из комнаты. Этот момент в произведении заинтересовывает не только Дика, но и читателя.

В произведении “Черная стрела” поднимается проблема предательства. В повести прослеживается ситуация с письмом, которое отправляет сэр Дэниэл. В это время Дик желает узнать все подробности смерти отца, однако, ну спев что-то конкретное узнать, на героя обрушивается гнев сэра Дэниэла. В результате, читатель наблюдает, как Дик попадает в ловушку, согласившись переехать в комнату, которая была расположена над часовней. Конечно, он еще колеблется в своих догадках, но тут появляется Джон, который разрушает его сомнения.

Следующие события разворачиваются в повести уже стремительнее: Дик пробирается через люк, который мало кому был известен и оказывается в лесу. Увидев повешенного гонца и получив письмо, Дик объединяется с Дэкуортом. Писатель описывает их встречу довольно радушно, теперь их объединяет месть.

В романе “Черная стрела” Роберт Стивенсон четко прослеживается любовная линия. Писатель изображает сцену борьбы Дика с лордом Фоксгэмом. Конечно, наш герой выступает победителем и получает разрешение на брак с Джоанной. В целом повесть полностью пронизана злобой, предательством и переполохом, на котором и построен сюжет всего произведения.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Черная стрела Стивенсон

Другие сочинения:

  1. Желтая стрела Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут Read More ......
  2. Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда Действие повести происходит в Лондоне, в конце XIX века. Мистер Аттерсон, нотариус, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе, и все-таки очень симпатичным. Он был строг с собой, однако к слабостям ближних Read More ......
  3. Остров сокровищ XVIII век. В трактире “Адмирал Бенбоу”, расположенном неподалеку от английского города Бристоль, поселяется таинственный незнакомец – грузный пожилой человек с сабельным шрамом на щеке. Его зовут Билли Бонс. Грубый и необузданный, он в то же время явно кого-то Read More ......
  4. Вересковый мед В балладе описывается проявление героизма, чести и любви к отечеству простыми людьми, которые не выдали тайну народного умения ненавистным захватчикам. В край, в котором расцветал вереск и из него варили превосходный напиток, а тайну его приготовления не многие Read More ......
  5. Бурная ночь Что хотел сказать автор своим стихотворением? Что показать, кроме описанного в скудных строчках? Существуют разные мнения и смысловые видения. Загадочный всадник, беззвездная ночь, цокот копыт. Какова разгадка этого стихотворения? Наиболее интересен предложенный вариант пятиклассника из школы-интерната из далекого Read More ......
  6. Роберт Луис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разных жанрах: как поэт, драматург, литературный критик, романист. Туберкулез заставил его покинуть Англию: большую часть жизни он прожил в Европе, Америке, а последние годы – на островах Тихого океана. Был сторонником романтического, Read More ......
  7. Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ......
  8. Роберт Луис Стивенсон родился в 1850 в Эдинбурге. Дед его был видным гражданским инженером, строителем маяков, мостов и волнорезов. Построенный им маяк Белл-Рок написал Джон Тернер, его посещал Вальтер Скотт. Отец писателя, Томас, тоже был талантливым инженером. Предполагалось, что и Read More ......
Краткое содержание Черная стрела Стивенсон

1. Загадочный поезд.
2. Способы выживания.
3. Светлое будущее.

Действие повести Виктора Олеговича Пелевина «Желтая стрела» происходит в, казалось бы, обычном поезде. Однако пассажиры не только не могут и не хотят сойти с этого поезда, но и не совсем точно представляют себе, куда вообще движется состав. Среди обитателей распространено мнение, что этот поезд неукротимо движется к разрушенному мосту. Однако мало кто из пассажиров задумывается об этом, решая какие-либо свои мелкие обыденные проблемы. Для них транспортное средство является тем узким, резко ограниченным миром, в котором они вынуждены существовать с рождения до самой смерти.

Многие считают, что вне поезда существует страшный мир, в который отправляются лишь одни покойники и всевозможные остатки человеческой жизнедеятельности. Люди настолько освоились со своим положением, что это мобильное, летящее в неизвестность средство передвижения воспринимается ими, как нечто основательное и стабильное. Многие с поезда вообще перестали слышать стук колес и сознавать, что они только пассажиры, а значит, временно пребывают на этом поезде. Мелкие повседневные заботы затмили более серьезные проблемы. Люди не хотят задумываться над смыслом жизни, над проблемами добра и зла, бессмысленности пребывания на этом поезде. Даже появление за окнами неведомого города с доброжелательными и веселыми обитателями мало кого наталкивает на мысль изменить свое нынешнее положение.

Автор как бы намекает читателю на то, что все мы, так или иначе, являемся пассажирами в этой жизни. Пуская все на самотек, погрязнув в мелочах, человек перестает развиваться, а значит, становится безвольным приложением транспортного средства под названием Земля. Самым сложным оказывается ехать в поезде, но не являться его пассажиром. Именно это уже предполагает определенный уровень духовного развития

Безысходность, общая растерянность отражается на каждом из пребывающих в загадочном поезде. Люди в силу своего неумения или нежелания активно сопротивляться наступающей действительности придумывают себе различные оправдания и занятия. Среди пассажиров огромной популярностью пользуются новые религиозные веяния. Многие принимают Утризм, согласно которого во главе состава находится паровоз типа «У-3», везущий всех в светлое утро. Причем «те, кто верит в «У-3», проедут над последний мостом, а остальные — нет». Кто-то погружается в свои фантазии, как это делает автор книги «Путеводитель по железным дорогам Индии», пользующейся успехом у пассажиров. Сосед по купе главного героя повести, Андрея, советует ему сильно не загружаться, а отправиться к девочкам в последние вагоны. Друзья молодого человека, также каждый по-своему, пытаются реализоваться в сложившихся условиях.

Антон строит семью и зарабатывает на жизнь росписью банок, ожидая прибавления в семействе. Он считает, что искусство, творчество — это одно, а жизнь — это и есть старый вагон, в котором он живет и в котором будут жить его дети. Григории строит свой бизнес и считает себя успешным человеком. Андрей существенно отличается от своих попутчиков. Он внимательно наблюдает за своим окружением и пытается понять свое предназначение в этом мире. Он осознает, что слишком просто и неинтересно безропотно существовать в несущемся в неизвестность поезде, что мир не может ограничиваться исключительно несколькими пыльными вагонами. Он не может жить так, как его друзья, соседи, окружение. Он задыхается в этом искусственно ограниченном пространстве.

Стремление понять суть происходящего приводит его к поискам единомышленников. Своеобразным духовным учителем для главного героя становится Хан, который пытается ответить на некоторые вопросы. Этот человек так же, как Андрей, мечтает сойти с этого поезда живым. Он показывает молодому человеку старые записи, находящиеся на стене тамбура одного из последних вагонов и передающие основные сведения о сути и устройстве железнодорожного мира. Именно с Ханом главный герой совершает свои рискованные прогулки по крышам качающихся под ногами вагонов. Здесь собираются люди, которые не довольствуются времяпрепровождением в пыльных и грязных вагонах. Но не все достигают ожидаемого просветления. Так, к примеру, на крыше одного из вагонов долгое время собирается компания в длинных серых рясах. Она безуспешно и неизвестно зачем рассматривает непонятную геометрическую фигуру. Андрей подозревает, что люди, собиравшиеся на крышах вагонов, не преследуют никакой определенной цели. Он сам выбирается сюда только для того, чтобы на время вырваться из тесного пространства вагона. Хан вообще считает, что здесь человек оказывается еще дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Правда, однажды на глазах у главного героя один из пассажиров на полном ходу спрыгивает с поезда в речку. Оставшиеся на крышах с изумлением успевают заметить, как смельчак вынырнул из воды и поплыл к берегу. С каждым днем Андрею все тяжелее оставаться на «Желтой стреле». Куда-то пропадает Хан, оставив молодому человеку письмо, в котором еще раз напоминает своему другу, что все находится в его руках. Только сам человек способен повлиять на свое будущее, как-то изменить его. Мечта главного героя сбывается: он вдруг осознает, что поезд остановился. Андрей выходит в тамбур, обходит оцепеневшего проводника, открывает дверь вагона и спрыгивает на насыпь. Скоро под его ногами оказывается асфальтовая дорога, ведущая через широкое поле. В небе у горизонта появляется светлая полоса.

Какой бы унылой и безрадостной ни казалась жизнь на загадочном поезде, именно она дает человеку великолепную возможность задуматься о себе, найти свой путь и свое предназначение в этом мире. Концовка резко контрастирует с настроением всего произведения, где в глаза постоянно бросается грязь, пыль, теснота, ограниченность или даже некоторая глупость действующих лиц, унылые пейзажи за окнами. Автор дает понять, что мир намного шире, чище и радостней тех жестких рамок, в которые человек сам себя загоняет. Более того, только людям подвластно освободить себя от этих оков и почувствовать себя счастливыми.

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

факультет журналистики

кафедра русского языка и стилистики

Курсовая работа

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ПОВЕСТИ ПЕЛЕВИНА "ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА"

студентки в/о 204 группы

Басиной Марии Викторовны

Преподаватель

Гаврилова Евгения Николаевна

Москва, 2004 год

Вступление

Ключевые слова и словосочетания в повести "Жёлтая стрела"

Анализ ключевых слов в повести

Заключение

Приложение. Словосочетания и предложения, в которых присутствуют ключевые слова или дается ссылка на них

Вступление

Ключевые слова – это слова, на которых строится произведение. Задача данной работы – показать, что, анализируя ключевые слова в произведении, можно полнее понять его идейное содержание. Разобраться в том, какие слова являются ключевыми, помогает название произведения, обозначающее его тему. В данной работе рассматривается повесть Виктора Пелевина "Жёлтая стрела", она интересна своей неоднозначностью и глубиной. Повесть о жизни, о том, что можно открыть себя лишь выйдя за пределы обычного, того, что принято считать аксиомой: можно "сойти с поезда, на котором ты едешь". Основная идея автора скрыта в многочисленных метафорах и аллюзиях, которые, трансформируясь, повторяются на протяжении всей повести. Благодаря анализу языка автора удалось проследить некоторые цепочки метафор, раскрывающие смысл произведения. Подробно об этом в основной части работы.

Ещё одной задачей данного исследования является попытка опровергнуть бытующее мнение, что критики оценивают литературные произведения с чисто субъективной точки зрения, выдвигая необоснованные предположения. На самом деле анализ языка действительно помогает найти скрытые пружины в произведении и увидеть, как развивается мысль автора.

Сюжет и основные моменты в повести "Жёлтая стрела"

Поезд, идущий в никуда и в никогда, - место действия повести "Жёлтая стрела". Этот поезд - единственное живое пространство, в котором существуют её персонажи.

Главный герой повести, Андрей, мечтает сойти с поезда живым. Однако все знают, что "Жёлтая стрела" никогда не останавливается. Помогает ему в этом Хан, вселяя надежду, что с поезда действительно можно сойти и что были люди, которые смогли это сделать.

Начинается произведение с обычного утра. Андрея будят разговоры в туалетной очереди и музыка, звучащая по радио, которую, казалось Андрею, "переливали в эфир из какой-то огромной общепитовской кастрюли".

Андрей умылся и пошёл в вагон-ресторан, где солнечные лучи, падающие на грязную скатерть, навели его на философские размышления о жизни. После завтрака, Андрей направился к Хану, к которому "имелось какое-то смутное дело". Андрей говорит Хану, что он себя очень странно чувствовал, "словно есть разница, в каком вагоне ехать. Словно у всего происходящего появилось бы больше смысла, если бы скатерть в ресторане была чистой". Однако это лишь иллюзия, чистая скатерть или нет, поезд всё равно едет в никуда, к своей гибели – будешь ты богат или беден, всё равно не удастся избежать смерти. Люди, едущие в "Жёлтой стреле", - это мы, живущие в мире. Хан отвечает Андрею: "Ты просто на время стал пассажиром". Пассажирами Хан называет тех людей, которые не могут и не хотят выйти за рамки принятого, которым "никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет". "Для нас тоже нет ничего, кроме поезда", – мрачно отвечает Андрей. "А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут". Хан заставляет Андрея вспомнить, что такое жёлтая стрела. Андрей долго не мог вспомнить, что "Жёлтая стрела" - это поезд, который идёт к разрушенному мосту.

В вагоне, где живёт Андрей, умер Соскин (персонаж, не упоминавшийся ранее и о котором ничего не говорится, кроме того, что он умер). Андрей видит, как умершего выбрасывают из окна и, по традиции, выкидывают вслед за ним подушку и полотенце.

В вагоне-ресторане Андрей встречает своего школьного приятеля, Гришу Струпина, который занимается нелегальным бизнесом: ворует алюминий, из которого сделаны чайные ложки, и латунь, которую используют в подстаканниках. После непродолжительной беседы с Гришей и его партнёром по бизнесу Иваном, Андрей прощается и уходит.

Хан показывает Андрею письмо от тех, кто сумел сойти с поезда. Андрей говорит себе, что хочет сойти с поезда живым.

Андрей читает статью из газеты "Путь" о том, как звучат колёса в разных странах мира. В России колёса стучат - "там-там".

В соседнем вагоне умер Бадасов (ещё один персонаж, о котором известно только то, что он умер). Андрей слышит разговор матери с девочкой, которая спрашивает, что находится за окном. Мать говорит, что там живут боги и духи, а люди, если и есть, то едут в поезде.

В купе Пётр Сергеевич, сосед Андрея, ругает бандитов. Вдруг стучит Гриша, Андрей открывает и видит, что лицо Гриши в крови, а пиджак испачкан: на Гришу напали в переходе между вагонами, обокрали и избили. Между Гришей и Петром Сергеевичем завязывается разговор о том, из чего сделаны замки на дверях. Пётр Сергеевич соглашается сотрудничать с Гришей.

Наступило новое утро. Как всегда, Андрея разбудило радио. Пётр Сергеевич спал всю ночь в костюме, чтобы не опоздать на встречу с Гришей, и, как только проснулся, вскочил и, торопливо причесавшись, выскочил в коридор. По радио вкрадчивый и гнусавый голос рассказывал о новом фильме Куросавы "Додеска-дзэн" о сумасшедшем, вообразившем себя водителем невидимого поезда, бегающем взад-вперёд по коридору и кричащему "Додеска-дзэн!" (что является японской имитацией стука колёс). Куросава стремится показать, что каждый из нормальных героев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своём собственном маленьком иллюзорном поезде.

Андрей входит в туалет и запирает его, втиснув клин между дверью и рычагом замка; забирается на крышу вагона. Через пять минут появляется Хан. Он говорил Андрею, что подниматься на крышу не только бесполезно, но и вредно, потому что там ты только дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Но они продолжали лазить на крышу просто для того, "чтобы хоть на время покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти". На крыше они встречают старика, курящего трубку, компанию в рясах, которые с тех пор, как их помнит Андрей, сидят в кружке и изучают непонятную геометрическую фигуру, компанию из четырёх человек, играющих никому не слышную из-за стука колёс музыку. Потом Андрей заметил странного человека с широкой соломенной шляпой. Вдруг человек оттолкнулся от крыши вагона и прыгнул в озеро. Через несколько секунд он вынырнул из воды и поплыл к берегу. Хан восхищённо покачал головой, все с изумлением смотрели туда, где исчез незнакомец.

Андрей разговаривает с Антоном (до этого в повести это имя не упоминалось), который расписывает пивные банки. Андрей читает ему отрывки из "Путеводителя по железным дорогам Индии", где автор осуждает пассажиров и верит, что поезд когда-нибудь остановится. Антону не нравится "Путеводитель", и Андрей удивлённо спрашивает, почему, ведь на пивных банках Антон старательно выводит "Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон". Антон объясняет, что он не смешивает жизнь и творчество, что вагоны он останавливает только на пивных банках, потому что думает о своём ребёнке, который будет ехать дальше в этом поезде. Андрей спрашивает у Антона, не слышит ли тот что-нибудь (подразумевая стук колёс), и Антон отвечает отрицательно.

Андрей ищет Хана и не находит его. Незнакомая женщина, которую переселили в купе, где раньше жил Хан, передаёт ему письмо.

Пётр Сергеевич был пьян и весел, он стал сотрудничать с Гришей. Рядом были развёрнуты чертежи и синьки, на одной из которых Андрей заметил сильно увеличенную ручку дверного замка. Андрей спрашивает Петра Сергеевича, не задумывался ли тот когда-нибудь о том, куда они едут. Пётр Сергеевич предложил ему выпить и посоветовал не забивать голову всякой ерундой.

Наступил новый день. Когда Андрей проснулся, Петра Сергеевича в купе уже не было. Андрей сел на стол и стал смотреть в окно. В нескольких метрах за окном неслась бесконечная стена деревьев. Он видел пивные бутылки, следы недавних похорон (полотенца, подушки, одеяла и наволочки), полуразложившиеся трупы, черепа, презервативы и прочее. В конце дня Андрей наконец распечатал письмо Хана. В нём говорилось о том, что нужен ключ, который находится у Андрея в руках, но только как он его найдёт и кому предъявит? Андрей перечитал письмо, лёг на диван, погасил лампочку и повернулся к стене. Во сне он ещё раз перечитал письмо и заметил постскриптум, которого раньше не заметил: "Всё дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать". Андрей проснулся, перечитал письмо - постскриптума не было. Вдруг он заметил, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали. Андрей вышел в коридор и увидел проводника со стаканом чая в руке - внутри стакана неподвижно висел кусок рафинада, над которым поднималась цепь таких же неподвижных пузырьков. Андрей сунул руку в боковой карман кителя проводника и вынул оттуда ключ. Как только Андрей спрыгнул на насыпь, поезд тронулся и стал медленно набирать ход. Громыхание колёс постепенно стихло, и Андрей впервые в жизни услышал шум ветра и звук собственных шагов.

Повесть прочитал совсем недавно, хотя в общих чертах знал и сюжет и основную идею – из критики да из песни Арии «Горящая стрела», написанной Маргаритой Пушкиной как раз мо мотивам этой повести. Собственно, из песни о ней впервые и узнал, еще не зная, кто такой Пелевин вообще. Потом как-то подбирался к повести в студенческие годы, но все откладывал на потом – вещь короткая, прочитать всегда успею – и вот добрался.

Поезд как метафора общественной жизни – образ напрашивающийся. У Пушкина, помнится, на этот случай была телега – но то было иное время, а в нашу эпоху массового человека нужен поезд. Что же такое «Желтая стрела»? Если смотреть поверхностно – замороченная перестройкой и политическими переворотами Россия, потерявшая цель и ориентиры и на полном ходу въезжающая в катастрофические 90-е. Если смотреть более глубоко – человечество, как таковое, живущее в массе полубессознательно, под управлением животных инстинктов; ведомое кучей крупных и мелких «фюреров»; не желающее видеть окружающий мир таковым, как он есть и задумываться, для чего мы все здесь; и уж тем более не задумывающееся о конечности своего бытия (на этот счет у Пелевина есть еще рассказ «Тарзанка»).

Смысл повести – в необходимости осознанного существования, избавления от иллюзий и повседневной суеты, поглощающей личность. «Ехать в поезде и не быть его пассажиром» - то есть отдавать себе отчет, что то, что тебя окружает – не есть ты сам. Здесь Пелевин изящно предвосхитил знаменитую проповедь Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба». Впрочем, Пелевин оптимистичнее – в соответствии с близким ему буддийским учением, конечной целью он видит побег из поезда, то есть просветление, освобождение от оков пространства и времени, окончательную духовную свободу.

Но буддийскими нравоучениями «Желтая стрела» не ограничивается. Сильна в повести и сатирическая составляющая. Атмосфера обреченности и странных метаний в поезде, так знакомая пережившим 90-е, напоминает песню Nautilus Pompilius «Титаник» - то же ощущение движения к неведомой и страшной цели, та же бессмысленная и злобная суета перед лицом смертельной опасности. Дельцы и аферисты предстают жалкими с их хитрыми планами продажи алюминиевых ложек и дверных ручек. Радует и матерная этимология слова «бизнес» (мне самому в детстве, возможно, в силу советского воспитания, это слово казалось отвратительным на слух и напоминало другое слово, созвучное, но нецензурное, которым в народе именуют акт и процесс хищения). Иронизирует автор и над «протестным искусством» заодно с пропагандой «духовности» - расписывающий пивные банки-сувениры смелыми «антисистемными» лозунгами человек признается, что делает это лишь из-за популярности таких настроений, чтобы заработать. Актуально в начале 90-х, когда стало можно говорить что угодно и сразу стало очень много «антисоветчиков» и прочих «смелых» деятелей, которые раньше были удивительно лояльны. Да и сейчас, когда протест вновь стал модным брендом и некоторые на нем неплохо зарабатывают. Тема будет развита Пелевиным в «Generation П», в рассуждениях об альтернативной музыке.

Очень показательна сцена разговора девочки с матерью. Девочка хочет покинуть однообразную унылую повседневность поезда, но мать уже не может представить иного, чем смерть, избавления от рутины и несвободы. Для повзрослевшего и погрязшего человека немыслимо ничто другое, кроме окружающего его ежедневно скучного мирка, даже если во всех окнах мелькают бескрайние просторы – он уже научился их не видеть, для своего же удобства.

Итог: одна из лучших философских повестей Пелевина. Заслуженно культовая вещь.

Оценка: 10

Трудно сойти с этого поезда, даже на время трудно. Засасывает рутина дней. Раньше пыталась бороться с этим - выходила на случаных остановках, шла в случайном направлении. Так, мне казалось, можно обмануть такую давящую предопределенность. Встретить того, кого не должна была встретить, увидеть то, что в обычных обстоятельствах бы не увидела.

С возрастом это намного труднее. Ты уже не принадлежишь себе, ты всем должна, обязана, у тебя множество социальных ролей и совсем нет времени остановиться, задуматься, услышать стук колес...

Оценка: 9

Идея, разумеется, хороша. Отдельные абзацы - привычно для Пелевина восхитительны. Однако чистой воды сюрреализм с серьёзным лицом лично меня не вдохновил. Перенос окружающей действительности в образ поезда, как кажется, требует более обстоятельного подхода. Иными словами либо увеличения объёма произведения либо сжатия его до гениальных нескольких страниц. В таком виде, каком повесть существует, она напоминает некий черновик, сборник недоработанных отрывков. Впрочем, я не знаток данного жанра. Возможно, в этом и есть гениальность, кто знает. Но особого умиления она не принесла.

Оценка: 7

написать что-нибудь внятное очень сложное... читал что эту повесть Пелевин написал по мотивам трудов Кастаньеды, которого в свое время пытался осилить в студенческие годы... вещь ирреальная... и поэтому не поддающаяся какому-то было бы внятному рассуждению... поэтому могу сказать только, что захватывает и интересно читать... но концовка как-то разочаровала...

всю дорогу рисовалась ситуация, что люди в поезде - мир, а вне - поезда - попадают люди только после смерти... и живым туда нет дороги... я подумал... какой молодец Пелевин как точно придумал и провел параллели с нашим миром... с помощью закрытого мира поезда пытается описать наше трактовку бытия после смерти...

но после определенных действий выясняется, что там вне поезда жизнь есть (города... села, мосты и тунели)... что главный герой сошел с поезда... что вдоль поезда разбросанны трупы, которые надо полагать с поезда видны, а с наружи - нет... я очень сильно засомневался в правильности своих догадок.... и продолжаю сомневаться.... :glasses:

в общем интересное начало и запутанное все потом.... как всегда.... не хочу сказать, что Пелевин плох... не буду раздувать щек,что он гений... скорее всего... просто прекращу его читать... ибо не понимаю его глобальных задумок...

Оценка: 7

На мой взгляд, вполне неплохо, хотя и не сильно «глубоко». Персонажи скорее поверхностны, схематичны и просты. Мир «Желтой стрелы» сильно напоминает мне общественно-коммунальное прошлое, «воспетое» многими авторами... Финал произведения вполне логичен и предсказуем.

А по поводу ассоциаций, могу сюда добавить еще и братьев Стругацких с «Градом обреченным», и Андрея Маккаревича с «Вагонными спорами«! :smile:

Оценка: 6

О произведении я узнала на одной конференции. Девушка делала доклад, как сейчас понимаю, не совсем о том и про то, но с душой, да так, что самой захотелось прочитать. И прочитала, в поезде у купе проводников,так как во всём вагоне в 12 часов ночи свет выключили (символично, не правда ли?). Очень сильное впечатление. Не знаю, будет ли произведение жить века, но вероятно долго. Хотя... Всё возможно! Но его актуальность от времени не зависит. Настоящее, будущее, прошедшее - не имеет значения. Во все века есть свои проводники, честные и не очень, ложки и дверные ручки, которые хочется украсть: вдруг обогатят! Очень удачная, на мой взгляд, аллегория движения поезда как движения жизни. И упаси Боже, что автор ограничивает людей, загоняя их в единое пространство! Поезд под названием «Желтая стрела», здесь только место обитания социума - нормальных пассажиров, со своими бытовыми проблемами, в его стенах они совершенно добровольно. Есть за окнами поле, оно для «ненормальных». Туда социум скидывает всю грязь, сам, мало от неё очищаясь... Можно было бы, конечно, обойтись без поезда, и всех за окно без подстаканников. Но поезд в движении, а поле нет. А жизнь-то на месте не стоит!

P.S. Каким быть пассажиром, или не быть им вообще - дело совести! К глубокому своему стыду о Хайнлайне не имею никакого представления. Пришлите, пожалуйста, можно без перевода.

Оценка: 10

Отзыв относится не только к данной повести, но и ко многим другим произведениям автора.

Первое, о чем стоит сказать, Виктор Пелевин относится к тому разряду авторов, произведения которых читают ради подтекста. Его особенностью среди такой категории писателей есть частые остроумные игры слов, в том числе иностранных, ну и конечно всем известная эксцентричность, которую кто-то обзовет кичливостью, а кто-то оригинальностью, на ваш вкус, в выборе названий своих трудов. То есть главное, что следует сказать, сюжет его книг ценен не сам по себе, а только как оболочка, в которой автор держит свои размышления и чувства, а потому поверхностный синопсис не имеет смысла, нужно очерчивать ощущения, они скажут больше.

Прочтение книг Виктора Пелевина всегда вгоняло меня в глубокую печаль и уныние. Его серые, неприглядные панорамы страшили меня много сильней, чем преувеличенная мрачность, а тем паче загадочность книг так называемых «мастеров ужаса». Даже Хичкоку (а на его стороне было не только слово, но и сила экрана) не удавалось заставить прочувствовать меня так, как Пелевину. Видно, страх слабее пустоты безнадежности, которую неизменно испытываешь после ознакомления с творчеством автора.

Кроме того, вышеописанной эмоции сопутствует некоторая растерянность, озадаченность человека, который вдруг понял, что потерялся. Возможно, в пустой комнате. По-моему, хуже всего потеряться в пустой комнате, ибо некому тебя найти да и тебе не к чему выйти. Звучит напыщенно, но это тот случай, когда помпа соответствует истине. А может быть, хуже всего то, что где бы ни находился все превратится под влиянием Пелевина в пустую комнату?

Важно, что в палитре автора светлых красок очень мало, но с другой стороны, от этого те, что есть приобретают баснословную ценность. Исходя из этой драгоценности и дефицита (видимо, внутреннего) волей-неволей писателю приходится расставлять светлые мазки вдумчиво, с филигранной точностью стратега, в чьем распоряжении крайне ограниченный контингент войск. Продолжая метафору могу сказать, что свои бои за высказывание себя и внимание читателя Пелевин выигрывает, хотя и с переменным успехом.

В этой повести автор не изменил своему кредо «Настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу» и продолжил темы, начатые им ранее и продолженные в более поздние периоды, которые лаконично можно обозвать «общефилософскими», но такая формулировка не только унижает за своей избитостью и бесформенностью авторские установки, но и не способствует раскрытию ни вопросов, ни пограничных ответов, предлагаемых автором. Впрочем, касательно ответов, я всегда думал, что задача философии - напоминать миру о тех вопросах, которые мир не разрешил и заставлять последнего сомневаться в тех ответах, которые он дал. Этим Виктор Пелевин и продолжает заниматься в «Желтой стреле», не самой сильной, но достойной своей работе.

Оценка: 8

Отлично подойдёт в качестве введения в Пелевинскую прозу. Когда мне было всего девять лет, мне на руки попалась эта повесть. Разумеется, тогда я мало что понял из прочитанного, но идея о поезде показалась оригинальной и запомнилась. Спустя семь лет я уже всерьёз взялся за творчество автора, но теперь основная задумка «Жёлтой стрелы» показалась мне довольно примитивной и простенькой - особенно в сравнении с другими произведениями Пелевина. Тем не менее, за философскую глубокомысленность, и возможность перечитывания по много раз с новыми мыслями ставлю девятку.

Оценка: 9

Мчится поезд «Желтая стрела» (страна) из Ниоткуда (социализм) в Никуда (капитализм), а в конце пути разрушенный мост... Обитатели поезда давно забыли, что они пассажиры (граждане), а может никогда этого не знали. Есть штабной вагон и локомотив, но его никто не видел. Стук колес, как воздух, никто не замечает. В поезде идет обыденная жизнь. Мелкие дельцы продают за кордон, предварительно сломанные ложки, покрупнее воруют подстаканники, ну а самый крупный бизнес приватизирует купейные двери. Художники на эксорт расписывают, под хохламу, банки из-под пива. По крышам вагонов бредут куда-то на запад музыканты. Главный герой читает книжку о путешествиях по железным дорогам Индии, и мечтает сойти с поезда живым. Но поезд никогда не останавливается. Вся повесть пропитана какой-то безысходной поэзией, особенно это чувствуется в аудиокниге начитанной Владом Коппом. Поэма о том времени.

«ПРОШЛОЕ – ЭТО ЛОКОМОТИВ,

КОТОРЫЙ ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ БУДУЩЕЕ.

БЫВАЕТ, ЧТО ЭТО ПРОШЛОЕ

ВДОБАВОК ЧУЖОЕ.»

Оценка: 9

Ох не хило быть духовным - в голове одни кресты. А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты...

Отблеск высшей гармонии можно представить по-разному. И через призму духовного возрождения; и через излияния подспудно серой, - а местами и чёрной, - нашей привычной действительности. Посмотреть истинным взором на осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти... -Пожалуй, Пелевин поднаторел в описании последнего.

Повесть «Жёлтая стрела» - это с одной стороны тёплый и разухабистый привет из 90хх. Напёрсточники на корточках с их неизменным походным арсеналом. Марш турецких тренировочных костюмов в перемешку с променадом пива в руках. Разхристанные «братки» с вечным дележом своего тесного мира, - в коем по обыкновению всем всего ущербно не хватает...

С другой стороны, - если уходить вглубь от поверхности текста...

«Жёлтая стрела» - это поезд, несущийся без остановок к давно разрушенному мосту. Поезд, в котором едут все персонажи автора.

Пассажиры, которые ничего не знают о своём маршруте, - и главное: не хотят особо ничего знать. Так удобнее и проще, - на время как бы отодвинуть неизбежное и понадеяться на просторное русское «авось».

Хотя на самом деле, - и у меня здесь идеальное совпадение с авторской оригинальный мыслью по поводу знаков, символов и сложных шифров бытия: «Писем вокруг полно - было бы кому прочесть».

Но только ведь это вечная песнь... Songs, that voices never share... Мета язык постепенно утерянных истин по-прежнему мало кто может адаптировать на привычную «кириллицу»...

Всё исчезает, превращаясь в пыль. Каждая следующая секунда неслышно и стремительно сменяет предыдущую. Каждый миг мы уходим от себя вчерашних к себе ещё не случившимся. И нет никакой уверенности, что этот краткий миг не будет последним...

Способность ухватить миг настоящий, - происходящий и длящийся в здесь и сейчас - это ведь тонкое умение / виртуозное искусство, которому приходится учиться всю жизнь.

У Пелевина здесь не просто рассредоточены какие-то сухие концепты соц-арта, авангарда или постмодерна. Везде сочится его душа, - гибкая, мудрая, живая.

Красивейшая, тонкая и очень пластичная философия Пелевина в глубоком ключе буддийских доктрин и знаний, виртуозно задаёт основной тон повести под перестук колёс стремительно несущегося поезда...

СВ, купе, плацкарт, тюремные вагоны... У кого на что хватило средств, возможностей и везения. Всё как обычно в нашей жизни, - привычный антураж от vip роскоши до гнетущего запустения.

В каждом вагоне по авторской задумке разворачиваются замысловатые мизансцены и разыгрываются миниатюры привычной жизни обывателя. Здесь и мрачные, щемящие душу похороны. И бессмысленные, - но одиозные, - восклицания тоном Чацкого «А воры кто!?..» И глубокое самокопание главного персонажа (мистика и созерцателя в одном лице) в поисках себя, - живого и настоящего.

Все слова, заключённые в буквы - бессмысленны. Все ощущения себя живого - единственная возможность уцелеть в этой давке уже давно обесцененных понятий и правил. Уметь уловить себя настоящего - это самый главный дар и талант, данный от рождения каждому.

Ощупывать истоки истины краем сознания, - искру которого впоймать предельно сложно - это редкое умение, доступное многим, - но постижимое для единиц.

Ведь мы обычно сосредоточены на чём угодно, - и бесконечный поток постоянных «я - желаний» буквально захлёстывает собой всё наше существование.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные