Стремление. Критическое размышление над тем, чему научились дети Оценка всех выводов рассмотрение и признание

Как пишет бывший аналитик Центрального разведывательного управления Морган Джонс в книге «Решение проблем по методичкам спецслужб» , существует семь особенностей сознания, которые оказывают наиболее негативное влияние на нашу способность к анализу и решению проблем. Большинство из них не поддаются контролю и изменению, но знание их поможет совершать меньше ошибок.

1. Эмоциональная составляющая

Не секрет, что эмоции мешают нам думать логически. Часто мы принимаем необдуманные решения сгоряча. Так, например, люди заводят собаку: поддавшись мимолетному чувству заводят питомца, а потом понимают, что не готовы заниматься его воспитанием. Человек - существо эмоциональное. Чувства подавляют нашу способность мыслить логически. С этим можно бороться: если эмоции разрывают вас, отложите принятие решения на какое-то время.

2. Стремление подсознания к упрощению

Мы склонны думать, что если сфокусировать все свое внимание на проблеме, то можно будет контролировать умственные процессы и решить вопрос максимально конструктивно. К сожалению, это не так. Наше подсознание стремится к упрощению, что негативно влияет на наше рациональное мышление. Мозг идет на уловки, которых мы даже не замечаем. Психологи называют такое действие рефлекторным, а Морган Джонс - подпрограммой, или способом срезать углы. То есть процесс принятия решения упрощается и его нельзя контролировать. Например, когда мы слышим, что кто-то сел на диету, то рефлекторно даем ему оценку в соответствии со своими стереотипами в отношении диет. Мы не принимаем решения - мозг делает это автоматически, выбирая самый короткий путь. «Научить» разум работать по-другому невозможно.

Стремление подсознания к упрощению на основе шаблонных представлений проявляется во многом: в предрассудках, личных склонностях, поспешных выводах, озарениях и интуиции.

3. Призма шаблонов

Человеческий разум инстинктивно воспринимает мир через призму шаблонов, пишет Морган Джонс. Например, лица людей - это шаблон. Мы узнаем тех, кого уже видели раньше. Разум находит знакомый шаблон, а потом передает нашему сознанию имя и прочую информацию, связанную с этим шаблоном. Или когда в квартире внезапно гаснет свет, то мы не впадаем в панику: мы знаем, что электричество появится, потому что уже сталкивались с этой ситуацией. Этот процесс мы тоже не контролируем, всю работу проделывает подсознание.

С одной стороны, эта особенность сознания помогает нам жить, с другой - заставляет спешно хвататься за шаблон, показавшийся знакомым, и делать неверные выводы. Такая шаблонность определяет расовые, этнические и все прочие формы ханжества.

4. Предубеждения и ложные предположения

Предубеждения - то есть подсознательная вера, задающая тон нашего поведения и определяющая наши реакции. Предубеждения формируются неосознанно, поэтому у каждого из нас они есть. Они не так плохи, как кажутся. Благодаря сформировавшимся предубеждениям мы легко повторяем привычные действия. Например, варим суп или держим ложку.

Благодаря привычкам человек становится умнее и сообразительнее. Проблема в том, что новую информацию, не соответствующую сложившимся предубеждениям, мы игнорируем. Незаметно для нас предубеждения уничтожают объективную истину.

5. Стремление найти всему объяснение

Мы стремимся объяснить все, что нас окружает. И хотя эти объяснения не всегда оказываются верными, они помогают нам справляться с опасностями и обеспечивают возможность выживания человека как биологического вида. Когда у нас есть цель, когда мы видим в чем-то смысл, то и жить становится проще. Но эта же черта заводит нас в тупик: находя объяснение чему-то, мы уже не думаем верно ли оно. Мы не пытаемся критически осмыслить свою версию и сравнить имеющиеся альтернативы.

6. Игнорирование противоречий

Фокусируясь на одном из возможных решений, мы отвергаем все остальные. Воспринимаем только те факты, которые подтверждают наше мнение. Мозг одинаково срабатывает и у умных, образованных людей, и их противоположностей. Отстаивая свою позицию, мы не всегда готовы рассмотреть вопрос с других сторон.

Фокусируясь на одной выбранной позиции и отстаивая ее, мы теряем объективность.

7. Склонность придерживаться неверных убеждений

Многие убеждения, которыми мы особенно дорожим, ошибочны. Если мы не хотим воспринимать действительность, то убеждаем себя в том, что это не правда. Стремление хвататься за неверные убеждения оказывает разрушающее воздействие на нашу способность анализировать ситуации и решать проблемы.

Костанайская обл., г.Рудный,
сш №4 с углублённым изучением математики,
Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • вывод;
  • интерпретация.

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

  • оценку;
  • объяснение;
  • метапознание.

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
    Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
  2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

“Кластер” (гроздья)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

“Дерево предсказаний”.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия Отсюда-сюда.

  1. Группа получает общее задание по теме.
  2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
  3. Сбор информации об объекте.
  4. Обмен информацией в группе.
  5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
  6. Заполнение таблицы.
  7. Написание совместного исследования по теме.
  8. Презентация исследования.

Ромашка Блума.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Синквейн.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

Диамант.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты.

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

7-я строка – существительное, антоним теме.

«ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

Я это знал,

Я этого не знал,

Это меня удивило

Хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

«Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Шесть шляп мышления

  • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
  • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
  • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
  • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
  • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
  • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Почему - 6 W- .

  1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
  2. Почему? Зачем? По какой причине?…
  3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

«Да потому…»

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  1. Верные и неверные утверждения
  2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

План проведения коучинга
по теме «Развитие критического мышления»
Тема занятий: Модуль Развитие критического мышления

Общие цели: Создать условия для знакомства с понятием «критическое мышление». Подготовить учителей к принятию идей критического мышления, пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности основные принципы критического мышления, знать перечень основных навыков критического мышления.
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое критическое мышление, понимать его задачи; перечень основных навыков критического мышления, который включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание, что такое таксономия Блума.
Сформируют позитивное отношение к развитию у учащихся и развитию у себя критического мышления, как мышления о мышлении. Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы побуждать учащихся к участию в работе групп и принятию во внимание альтернативных мнений и решений, готовность к воображению. Учителя научатся различать и формулировать вопросы высшего и низкого уровня.

Ключевые идеи:

Критическое мышление может проявляться всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. — всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Перечень основных навыков критического мышления включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание.

Этапы проведения занятия Время

90 минут Действия коуча и действия участников

Введение 3 мин Разминка «Интервью».
Формирование коллаборативной среды.
Рассаживание в группы по желанию
Целеполагание 10 мин 1. Формирование мотивации
Интеллектуальная игра «Мармозетки» (на слайдах)
С помощью наводящих вопросов сказать, что означает слово Мармозетки.
Знакомо ли вам это слово? Кто это? Что это? Где видели? (предподожения)
Однажды мне посчастливилось с родителями побывать там, где я увидел мармазеток. Они были темного цвета, с белыми, красными и серебристо-коричневыми оттенками.
Поменялось ли ваше мнение?
Меня поразил их размер (10-20 см).
Это вещь или существо?
Мне захотелось их купить, но я не знаю, где их продают.
Можете вы посоветовать, где можно их купить?
Путешествие по Латинской Америке было самым впечатляющим. То, о чем я вам рассказал, встречается в Амазонке, Колумбии, Эквадоре и Перу.Вы их видели, но они большего размера.
Они не летают, возможно, ползают.
Человек это или животное?
В Казахстане я их не встречал, но их можно увидеть в зоопарке или в цирке.
Вы догадались? Кто это? Что это?
Они чем-то похожи на нас, на людей.

— Маленькие дети очень много задают вопросов, особенно со словом «почему». Они познают мир и стараются докопаться до смысла многих предметов и вещей. С течением времени многие начинают мыслить стереотипно, по-шаблону. У некоторых — свое видение окружающего пространства. Примером могут служить рисунки 14-летней школьницы
Просмотр рисунков (слайды) по КМ

Б) АОЗ: В Т-таблице (прием «Бортовой журнал») записать определение «Что такое КМ?»
-Какие определения вы записали?
-Было ли просто сформулировать?
В) Определение своего уровня знаний (прием «Человек на дереве»).
Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности.
— Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы развивать критическое мышление на практике?
-На какие вопросы вы хотите получить ответы?
Изучение теоретических вопросов 20 мин Изучение теоретического материала — знакомство с информацией на листах.
1)Самостоятельно индивидуально прочесть текст, сделать пометы на полях в соответствии со стратегией «Инсерт»
2) Обсуждение после выполнения заданий:
-Какая информация была для вас знакомой?
-Какая информация стала новой?
-Что вас удивило?
-О чем необходимо узнать дополнительно?

Практическая часть 20 мин Закрепление и углубление изученного
1)Структурировать информацию о критическом мышлении в предложенной форме:
1 группа «Кластер»
2 группа «Денотатный граф»
3 группа Таблица «Сила-слабость-риск - возможности»
2) Защита работы спикером. Информация об использованной стратегии.
Разминка
3) Подведение итогов (в группе обсуждаются ответы на вопросы, затем общее обсуждение):
— Что значит подходить к чему-либо критично?
— Почему КМ нельзя отождествлять с запоминанием или творческим мышлением?
— По какому алгоритму нужно формировать КМ?
4) Выделение основных аспектов критического мышления (по Д.Клустеру) и структуры урока с применением приемов критического мышления (слайды)
Исследовательская беседа:
— Почему развитие памяти не является еще мышлением?
— Почему понимание является одним из предварительных условий КМ?
-Чем отличается КМ от других типов мышления?
-Какие интеллектуальные умения помогают сформировать КМ?
— Какие пять аспектов отличают КМ от других типов? (по Д.Клустеру
5) Рефлексия
-Запишите в Т-таблице определение КМ.
— Сравните ваше определение и то, что вы записали. В чем сходство и отличие?
— Что значит «мыслить критично»?
Рефлексия 15 мин 6 шляп де Боно.
Задание: представить отношение к модулю КМ через позицию «шляпы»
Размышление над обучением
-Как изменилось ваше понимание критического мышления?
-Что Вам мешало в тренинге?
Дерево наших желаний Техника «Пять пальцев»
Подведение итога личностного роста- определение места положения «Человек на дереве»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление» означает сосредоточенность мышления на процессе решения вопроса или проблемы. «Критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. — всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении».
Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе.
Критическое мышление — ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане.
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Перечень основных навыков критического мышления включает в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание.

На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
. сбор релевантной информации;
. оценку и критический анализ доказательств;
. обоснованные выводы и обобщения;
. корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Наряду с более сложными задачами, такими как критическое мышление в преподавании и обучении, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем и обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении различных задач. Помимо наличия сформированных навыков критического мышления, ученик или учитель должны быть настроены на практическое их использование.

Критическое мышление по отношению к учащимся понимается как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.
Навыки критического мышления включают следующие составляющие компоненты:
. выявление проблем и определение реальных средств их решения;
. понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности в решении проблем;
. сбор соответствующей (соответствующих) информации;
. установление контекстных предпосылок и приоритетов;
. понимание и использование речи с соблюдением четкости, ясности и объективности;
. интерпретация данных с целью оценивания доказательств и аргументирования;
. установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями;
. составление выводов и обобщений;
. экспертиза полученных выводов и обобщений;
. реконструирование первоначальной модели своих убеждений в систему результатов приобретенного опыта;
. формирование адекватных суждения о конкретных вещах (явлениях и т.д.) в контексте реалий повседневной жизни.
Критическое мышление- (англ. сritical thinking) — тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Основные характеристики критического мышления учащихся:
Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).
Непредубежденность. Оценивание всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.
Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.
Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).
Самосознание. Осознание субъективности наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
В целом критически мыслящие учащиеся
. активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений;
. они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам;
. открыты для новых идей и перспектив.
Критическое мышление детей и подростков в классе
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.
Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны, как:
. наблюдение; . анализ; . вывод; . интерпретация.
Процессы и навыки, используемые при изучении, к примеру, истории или географии, могут включать:
. сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
. оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
. сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
. пересмотр предположений и гипотез по мере обогащения опыта.
На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:
. оценку; . объяснение; . метапознание.
Алгоритм развития критического мышления
Шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:
1. Ознакомьтесь с информацией, полученной из визуального или устного доказательства. Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
6. Оцените валидность и надежность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
8. Аргументируйте сформулированные выводы и обоснуйте актуальность и значимость.

Прием «Чтение с пометками INSERT»
Этот приём работает на стадии осмысления содержания
I —interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
 «V» — уже знал
 «+» — новое
 «-» — думал иначе
 «?» — не понял, есть вопросы
— После первого прочтения учащиеся делают на полях пометки
— После второго чтения заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Прием «Бортовой журнал»
(заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Метод «Шесть умных шляп»
Сущность метода
Метод используется в целях активизации различных аспектов мышления для осуществления более детального обсуждения и совершенствования общей мыслительной деятельности.
Алгоритм реализации метода
Шесть шляп символизируют различные аспекты мышления. Учащимся выдается шляпа (настоящая или вымышленная), цвет которой соответствует определенной смысловой нагрузке. Ученикам необходимо осуществлять все мыслительные операции (размышлять, анализировать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы. Цель использования данного метода в стремлении создать общую картину, охватывающую все аспекты вопроса или мысли. Ученики класса распределены в группы, каждой из которых выдана определенного цвета шляпа. Учитель выступает инициатором дискуссии.
Шесть умных шляп (Де Боно)
Белая шляпа: нейтральная позиция, основанная на фактах и объективной нформации
Красная шляпа: эмоциональная позиция, основанная на догадках, интуиции, чувствах
Черная шляпа: критическая, аналитическая позиция, основанная на «негативном» аргументировании
Желтая шляпа: оптимистическая позиция, основанная на «позитивном» аргументировании
Зеленая шляпа: креативная позиция, выявляющая перспективы, возможности, новые идеи
Синяя шляпа: хладнокровная позиция, признающая приоритетность плановых действий, четкую организацию, контроль и обязательность принятия решений
КЛАСТЕР
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди — графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Метод «Сила-Слабость-Возможности-Риск» (ССВР)
«Возможности» и «риски» предполагают прогнозирование потенциальных последствий, в то время, как «сила» и «слабость» — формирование перечня положительных и отрицательных аспектов, фактического состояния вопроса и характера предшествующих действий.
Ученикам предлагается информация для обсуждения или оценивания. Возникающие идеи фиксируются под соответствующим подзаголовком (С-С-В-Р).
Учитель вправе акцентировать внимание на одном подзаголовке и обсудить его, прежде чем переходить к следующему. К примеру, ученикам отведено время для изучения «сил» идеи, прежде, чем перейти к ее «возможностям».
Во время обратной связи учитель может задавать следующие вопросы:
Что является лучшим? Что является худшим? Что может случиться в настоящее время? Что может помешать будущему прогрессу?
СИЛА СЛАБОСТЬ

РИСК ВОЗМОЖНОСТЬ

Денотатный граф — [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
. Выделение ключевого слова или словосочетания
. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
. Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Рефлективное преподавание включает критические размышления над тем, что изучили учащиеся. Это требует исследования, записи и оценки поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств. Таким образом, они узнают, к примеру, о путешествии и транспорте (поскольку это отражает потребности людей и касается их жизни), о непрерывности и переменах в определенных исторических периодах, об отношениях между технологией и окружающей средой и ее воздействием на социально-экономическую жизнь. Также может обсуждаться любой аспект социологии или гуманитарных наук, например, детство и семья, кулинария и еда, одежда и посещение магазина, досуг и спорт, музыка и развлечение и мн. др.

Основные характеристики критического мышления учащихся:

Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

Непредубежденность. Оценивание всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.

Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

Самосознание. Осознание субъективности наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.

Ниже приведена структура, которая может использоваться для того, чтобы размышлять критически над собственным преподаванием и над обучением учеников:

1. Ознакомьтесь с доказательствами, полученными Вами в результате наблюдения процесса обучения учеников.

2. Осознайте цели обучения, которые структурируют задания.

3. Проанализируйте отношения между целями обучения, с одной стороны, и способами работы учащихся и их достижениями, с другой.

4. Сравните разные уровни понимания и навыков, продемонстрированных отдельными

учащимися.

5. Синтезируйте, соединяйте эти источники информации и Ваши наблюдения для размышления над результатами деятельности, в общем, в масштабе целого класса.

7. Примените понимание, приобретенное Вами из данного критического оценивания, в планировании последующего задания или проекта.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные