Способы искусственного старения древесины в домашних условиях. Как искусственно состарить дерево в домашних условиях Состаренная древесина в интерьере

Состаривание дерева набирает все большую популярность среди любителей антикварной мебели. Российские производители подметили эту тенденцию. Многие крупные фабрики РФ имеют специальные линии, которые выпускают мебель в технике браширования или искусственного старения. Позволить себе такую мебель может не каждый, а вот превратить деревянные доски в старинный шедевр в домашних условиях подвластно даже хрупких женским рукам. Сегодня познакомимся с 4 способами искусственного состаривания дерева и научимся применять их в быту.

Браширование – разбор азов популярной техники

Возьмите деревянную доску, положите ее перед собой. Что вы видите? Узор дерева. Каждая порода имеет свой уникальный узор, который состоит из комбинированных светлых и темных линий. Они создаются годами по мере роста дерева. Зимой нарастают темные волокна с плотной структурой, а летом – мягкие светлых тонов. Под воздействием влаги, солнца, ветра и погодных условий мягкий слой со светлыми волокнами постепенно стирается, доска приобретает старинный вид. Чтобы добиться естественного эффекта состаривания древесины придется ждать десятки лет. К счастью, существует простая и быстрая процедура браширования. В результате теплового, химического и механического воздействия древесина приобретает выпуклую текстуру со стертыми краями и сколами, характерную для "живого дерева" с вековой историей.

Техника браширования происходит от английского слова "brush", в переводе щетка. Для состаривания действительно используется металлическая щетка. Однако это не единственный инструмент, который позволяет достичь эффекта старинного дерева.

После счесывания абразивными материалами древесина покрывается краской или морилкой, вскрывается лаком. Лакокрасочные материалы подчеркивают новую текстуру и продлевают срок службы дерева. Стандартные краски можно комбинировать с оттенками бронзы, золота, серебра. Чтобы добиться максимального эффекта, важно правильно выбрать древесину. Для браширования подойдут такие породы дерева как лиственница, мербау, венге, ольха, ясень, дуб, метоба, кемпас. Особенно хорошо смотря в этой технике ель и сосна. А вот бук, клен, тик, можжевельник, береза, ольха, груша, вишня – неудачные примеры для браширования. После обработки рисунок должен получаться выразительным и не сливаться, чего не получается добиться с вышеперечисленными породами. Так что обращайте внимание на особенность узора. Чем он выразительнее, тем интереснее получится результат. Присутствие на поверхности сколов, ложбинок и сучков будут дополнительным преимуществом. В зависимости от выбранного способа браширования на работу уходит от нескольких часов до дней.

Что состарить в интерьере – разбираемся в вопросе подробнее

Состаренное дерево в интерьере – главный атрибут стиля кантри и прованс. Оно создает в доме деревенскую, загородную атмосферу, приближенную к природе. Чтобы подчеркнуть этот стиль, технику браширования можно применить к следующим элементам интерьера:

  • "пузатый" или обычный комод;
  • подоконники и двери из натурального дерева;
  • массив дерева для настила пола и обшивки стен;
  • балки перекрытия;
  • приусадебные скамейки;
  • полочки, столы, стулья;
  • срубы для колодцев;
  • заборы из дерева.

Натуральная древесина с эффектом состаривания хорошо сочетается с другими природными материалами (камнем, кожей, металлом). Браширование часто применяется мастерами, которые создают изделия ручной работы. Вот еще несколько идей из этой серии: дизайнерский светильник, блокнот с отделкой из грубой кожи и дерева, кованая мебель для садового участка

Способ №1 – металлическая щетка и полупрозрачная глазурь

Наиболее простой вариант состаривания древесины – использование жесткой металлической щетки с ручкой. После интенсивных движений по поверхности дерева на нем проявляется текстура материала, которая затем подчеркивается финишной отделкой. Прежде чем состарить дерево, зашкуриваем поверхность наждачной бумагой с зернистостью 150. Затем берем металлическую щетку и проходимся ей вдоль линии волокон до появления характерных полос и выпуклостей. Должны заметить, ручной процесс счесывания щеткой продолжительный, поэтому наберитесь терпения. Интенсивные движения дали свои плоды, мягкие волокна удалены и на поверхности проявилась текстура. Образовавшуюся древесную стружку удаляем мягкой щеткой, не рукой, иначе вы можете загнать занозу.

Дерево преображается на глазах. Чтобы подчеркнуть его рельеф, покрываем поверхность 2 слоями полупрозрачной глазури. Такой материал уже выглядит привлекательно. Через пару минут снимаем губкой лишний слой глазури и вскрываем дерево лаком. Если вам кажется, что чего-то не хватает, можно в стиле прованс. Используйте белую глазурь, нанося ее после первого покрытия полупрозрачной глазури. Свежую глазурь снимаем губкой через 35 минут после нанесения в хаотичном порядке. Финальный этап – покрытие лаком или прозрачной глазурью.

Упрощенный до минимума вариант – использование металлической щетки и белой глазури. Проходимся по поверхности щеткой, покрываем ее белой глазурью и опять после высыхания счесываем толстые участки с отделкой щеткой. Благодаря такому простому методу старения дерева получается побеленная доска с легким многолетним налетом.

Способ №2 – многослойное окрашивание

Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.

Теперь переходим к краскам, вам понадобится:

  • грунтовка для дерева Пинотекс;
  • тонировочная краска;
  • белая глазурь;
  • уайт-спирит для разбавления.

Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.

Способ №3 – электрическая дрель с насадкой и краска-лак

Механический способ с ручной щеткой надежен, но отнимает много времени. Чтобы состарить дерево своими руками быстро, применяйте электрическую дрель или болгарку с насадкой из жестких нейлоновых ворсинок. Работу начинаем с подготовки древесины. Возьмите ручной рубанок и сделайте насечки по краям материала. Электрический вариант инструмента использовать не рекомендуем, результат будет выглядеть неестественно. Перед тем как приступить к следующему шагу, надеваем очки и респиратор, чтобы защитить слизистую оболочку глаз и носоглотки от древесной стружки. Плотные перчатки также не повредят. Возьмите дрель или болгарку, наденьте насадку с жесткой щеткой и потренируйтесь на небольшом участке дерева. Двигайтесь строго по направлению волокон, не прижимайте насадку слишком плотно к поверхности. Если вы уверены, что готовы, переходите к основной части. Легкими движениями двигаемся вдоль древесины, снимаем мягкие волокна.

Чтобы ускорить процесс и усилить искусственное старение, перед началом работы с дрелью или болгаркой можно опалить дерево газовой горелкой. Важно не удерживать горелку слишком долго на одном месте, чтобы предотвратить загорание смолы.

Если вы не обрабатываете древесину огнем, тогда после работы электроинструментов смочите доску кистью и дайте ей подсохнуть 2–3 минуты. Далее зашкуриваем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой, собираем древесную пыль. Лучше делать это при помощи пылесоса, чтобы полностью исключить попадание заносы под кожу, или тщательно пройтись по поверхности щеткой с мягким ворсом. Перед финишной отделкой в доске можно проделать отверстия глубиной 1–2 мм тупым гвоздем.

Последний этап – покрытие лакокрасочными материалами. Используйте краску и лак на свое усмотрение. Совет, чтобы искусственно состаренное дерево выглядело максимально реалистично, углубления окрашиваем в светлые оттенки, а выпуклые части – в более темные. Если вы приняли решение красить доску в один светлый оттенок, после высыхания обработайте поверхность наждачной бумагой, чтобы темные детали проявились. После окончания работы закрепляем отделку лаком. Чтобы усилить результат вместо обычного лака можно использовать кракелюрный. После высыхания он трескается, в пустотах виден нижний слой краски.

Способ №4 – воздействие огнем и жесткой щеткой

Состаривание дерева при помощи газовой горелки или паяльной лампы широко применяется среди мастеров, которые хотят получить глубокий эффект. К тому же, это быстрый вариант, который в зависимости от использования дополнительных инструментов имеет свои особенности.

Если вы хотите просто подчеркнуть текстуру дерева, предварительно не обрабатывайте поверхность. Обожгите доску газовой горелкой в отдельных местах или полностью, а затем пройдитесь мелкозернистой наждачной бумагой. А вот сделать поверхность более выпуклой и рельефной поможет предварительная обработка. Удалите мягкие волокна вручную при помощи металлической щетки или пройдитесь дрелью с насадкой. Проведите обжиг. После обработки такая древесина смотрится благородно и выигрышнее предыдущего варианта из-за более глубокого воздействия на материал. Также особенный эффект получается при полном обжиге материала газовой горелкой и последующей обработке жесткой ручной щетки.

При работе с огнем помните: подносить близко газовую горелку или паяльную лампу к дереву не стоит. Не удерживайте аппарат слишком долго на одном месте, работайте ускоренно, чтобы избежать возгорания и непременно соблюдайте технику безопасности. Перед началом работы наденьте плотные перчатки, робу, очки и респиратор. После зачистки поверхности покрываем ее лаком.

Искусственно состаренное дерево – это уникальный отделочный материал. Практичный, недорогой, полностью сохраняющий свои прочностные характеристики, но при этом обладающий самобытной красотой и очарованием старины. Сфера применения такого дерева широка: оформление интерьеров, изготовление мебели, отделка фасадов, беседок, лестниц, даже заборы из него делают. Самое главное то, что обработка древесины не требует специальных знаний или опыта, и справиться с этим может каждый. Рассмотрим же подробнее, как состарить дерево своими силами, и что для этого нужно.

Есть три эффективных способа состарить древесину – механический, химический и термический. В зависимости от выбранного способа, конечный результат имеет определенные отличия.

Механический способ включает два вида обработки – браширование и патинирование. Оба вида могут применяться вместе и по-отдельности, в зависимости от материала и желаемого результата:

  • браширование – поверхность обрабатывают металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна и оголить годовые кольца. В результате такой обработки верхний слой приобретает ярко выраженный рельеф, который дополнительно подчеркивают нанесением лессирующих составов. Данный способ является самым трудоемким и применяется преимущественно для твердых пород дерева – сосны, лиственницы, ели, дуба, ореха;

  • патинирование – обработка поверхности красящими составами с последующей шлифовкой. Применяется для мягких пород, а также древесины со слабовыраженной текстурой – клена, вишни, бука и других. Вместе с краской может использоваться воск для дерева и морилка, для придания более яркого рисунка.

Химический способ заключается в обработке верхнего слоя дерева различными составами, изменяющими цвет волокон. Для этого подходят нашатырный спирт и средства, содержащие щелочь, например, жидкость для чистки плит или канализации. Данный способ можно применять только для пород, содержащих дубильные вещества, то есть лиственных. Химическая обработка хвойной древесины нужного эффекта не даст.

Термический способ представляет собой обжиг древесины газовой горелкой или паяльной лампой. Порода дерева значения не имеет. Обжигают не сильно, лишь бы четче проявилась текстура волокон, а затем снимают нагар металлической щеткой. Далее покрывают поверхность морилкой либо лаком, чтобы придать древесине более декоративный вид. В целом, процесс не сложный, но требующий осторожности и соблюдения техники безопасности.

Технология браширования

Инструменты и материалы для обработки

В процессе работы вам понадобится:

  • ручной рубанок;
  • стамеска или небольшой топорик;
  • стальная щетка;
  • УШМ с насадками-щетками;
  • наждачная бумага, крупная и мелкая;
  • малярные кисти;
  • плотная губка;
  • тонирующий антисептик для дерева (например «Пинотекс»);
  • белая лазурь;
  • щетка с мягким ворсом.

Черновая чистка должна производиться насадкой со стальным ворсом, а вот для чистовой обработки лучше подойдет нейлоновый и медный. Есть специальная насадка, которая называется «Пиранья». Она представляет собой полимерно-абразивную щетку, способную эффективно удалить с поверхности мягкие волокна и оставить твердые. Болгарку можно заменить дрелью, для нее тоже выпускаются такие насадки. В крайнем случае, можно обойтись и ручным инструментом, но это долго и утомительно.

Щетка «пиранья»

Древесина должна быть плотной, крепкой, не сырой. Смолистые доски тоже не стоит брать, так как смола затрудняет обработку. Наличие сучков приветствуется, поскольку они делают рисунок более выраженным и декоративным. При отсутствии опыта подобных работ возьмите небольшой отрезок нестроганой доски либо бруса, длиной до полуметра.

В процессе такой работы всегда образуется много мелкой пыли, поэтому лучше всего заниматься ею на свежем воздухе. Если же погодные не позволяют, позаботьтесь о возможности проветривания помещения и обязательно приготовьте защитную маску или хотя бы очки.

Шаг 1. Заготовку укладывают на ровную поверхность и обрабатывают ручным рубанком. Электрический инструмент лучше не использовать, поскольку он оставляет небольшие поперечные полосы, что снижает естественность рисунка.

Шаг 2. При помощи стамески или уголком топора по всей поверхности нужно сделать хаотичные сколы, неглубокие и бесформенные, чтобы придать материалу более грубый вид.

Шаг 3. Теперь металлической щеткой нужно содрать мягкие волокна. Щетку следует водить только вдоль волокон, с усилием прижимая инструмент к доске.

Совет. Чтобы уменьшить образование пыли, рекомендуется слегка увлажнить поверхность заготовки водой. Но перед шлифовкой и пропиткой дерево следует обязательно высушить.

Шаг 4. Когда начнет проявляться рельеф, ручную щетку заменяют болгаркой с металлической корщеткой, и продолжают работу. Насадка должна располагаться перпендикулярно обрабатываемой поверхности, движения выполнять строго вдоль волокон. Если вам не нужен слишком грубый рельеф, берите сразу щетку «Пиранью» или насадку с нейлоновым ворсом и в процессе работы не давите сильно на инструмент. Червоточины и сучки на дереве обходите по периметру, чтобы подчеркнуть обводы.

Шаг 5. Мягкой щеткой обметают образовавшуюся пыль, после чего приступают к шлифовке. Можно ошкурить дерево вручную или с помощью болгарки, главное – убрать торчащие волокна и острые выступы. В завершение еще раз очищают заготовку от пыли.

Шаг 6. Теперь материалу нужно придать цвет. Для этого поверхность сначала покрывают грунтовкой Pinotex, которую наносят кистью вдоль волокон. Можно использовать и морилку, и темную лазурь – любое покрытие с колером, которое не будет скрывать текстуру.

Шаг 7. Нанеся состав на заготовку, дают ему несколько минут, чтобы впитаться, а затем губкой аккуратно вытирают верхний слой. Сильно тереть не нужно, достаточно плавно провести 2-3 раза вдоль волокон. После этого все углубления останутся более темными, чем выступающие грани, и четче проявится рельеф.

Отличительная черта хороших по качеству морилок — они проявляют фактуру дерева

Далее возможно два варианта: оставить такой цвет и покрыть древесину прозрачным лаком либо добавить еще один слой и придать материалу вид старого беленого дерева. Второй вариант подходит для обработки элементов в стиле Прованс. Для этого нужно подождать, пока пропитка полностью высохнет, и нанести кистью белую лазурь очень тонким слоем. После ее высыхания дерево слегка ошкуривают самой мелкой наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают бесцветным лаком.

Применяют и такой способ: после обработки щеткой заготовку покрывают плотным слоем белой глазури, высушивают и еще раз проходят металлической щеткой, но теперь уже не так интенсивно. В завершение наносят слой прозрачного лака.

Нанесение белой краски

Чтобы сделать темное дерево, а не беленое, вместо белой лазури поверхность густо покрывают морилкой либо Пинотексом, причем слой делают неравномерным. Далее используйте щетку или наждачную бумагу, в зависимости от того, какое покрытие вы хотите получить. Шлифовка дает легкие размытые потертости, а после щетки остаются грубые бороздки и дерево выглядит более брутально.

Как сделать патинирование

Первичная обработка производится по описанной выше технологии: удаляются мягкие волокна, придается рельеф и выполняется шлифовка поверхности. Только после этого заготовку можно патинировать.

Шаг 1. Берут любую грунтовку для дерева и тщательно наносят ее кистью на древесину. Грунтовка должна хорошо проникнуть во все бороздки и углубления. Дают заготовке высохнуть.

Шаг 2. Наносят первый слой краски. Лучше всего подходит акриловая краска, поскольку она не склонна к шелушению, хорошо ложится на поверхность, не оставляет потеков.

Выбор цвета зависит лишь от ваших предпочтений, можно брать любые оттенки, главное – чтобы они были насыщенными и контрастировали с оттенком патины. Краску наносят кистью, равномерно распределяя состав тонким слоем. Базовое покрытие должно полностью высохнуть, поэтому делают перерыв в работе на сутки.

Шаг 3. Мелкой наждачной бумагой ошкуривают заготовку. Вытирают пыль и наносят кистью слой патины. Патину для дерева лучше всего выбирать под цвет бронзы или золота, с металлическим оттенком. Здесь равномерно распределять краску не обязательно, наоборот, разница в плотности покрытия лишь подчеркнет эффект старения.

Шаг 4. Когда патина начнет уже схватываться, нужно взять сухую тряпку и затереть отдельные участки. После высыхания краски дерево покрывают прозрачным лаком.

Виды патины для дерева

Вид состава Характеристики

Водорастворимый состав, отличается медленным высыханием, отсутствием запаха и большим разнообразием оттенков. Легко наносится и растушевывается, идеально подчеркивает рельеф поверхности

Очень густой состав с перламутровым блеском. На выступающие участки наносится сухой кистью, в углубления – при помощи губки. Легко затирается и дает максимальный эффект старины

Состав темно-коричневого цвета, чаще всего используется для затенения рельефности. Легко наносится кистью, не растекается, хорошо затирается мягкой тканью

Имеет пастообразную консистенцию, наносится сухой кистью или плотной тканью. Считается наиболее оптимальным вариантом для патинирования древесины

Термическое состаривание

Прежде всего, позаботьтесь о технике безопасности. При обжиге древесины рядом не должно быть легковоспламеняющихся предметов и жидкостей, и лучше такие работы вообще проводить на свежем воздухе. Обязательно проверьте исправность горелки или паяльной лампы.

Шаг 1. Заготовку укладывают на негорючую поверхность либо устанавливают вертикально, после чего приступают к обжигу горелкой. Материал обрабатывают максимально равномерно, верхний слой должен обуглиться примерно на 2-3 мм в толщину.

Шаг 2. После остывания обуглившийся нагар снимают вручную щеткой или при помощи болгарки. Интенсивность и продолжительность такой обработки зависит от желаемой текстуры.

Шаг 3 . Сформировав нужный рельеф, берут шлифовальную насадку и еще раз обрабатывают заготовку. Здесь важно не переусердствовать и не снять лишнее, иначе эффект состаривания будет незначительным.

Шаг 4. Поскольку при обжиге цвет дерева изменился, появились темные и светлые участки, необходимость в покраске отпадает. Теперь остается лишь покрыть материал бесцветным лаком либо защитной пропиткой.

Применение химически агрессивных веществ требует особой осторожности и аккуратности в работе. Обязательно нужно использовать защитные перчатки, а помещение должно хорошо проветриваться. Заготовку предварительно обрабатывают крупнозернистой наждачной бумагой и протирают от пыли. Затем кистью наносят щелочные средства или нашатырный спирт и оставляют на несколько часов. Чтобы замедлить высыхание, можно сверху накрыть все пленкой. Под воздействием аммиака и щелочей поверхность приобретает серый оттенок, характерный старой обветренной древесине.

Когда цвет заготовки полностью изменится, ее ополаскивают водой, а затем протирают уксусным раствором (столовая ложка на стакан воды), чтобы удалить оставшуюся щелочь. Если использовался нашатырный спирт, уксусный раствор не нужен. После просушки древесину обрабатывают щеткой, шлифуют и наносят защитное покрытие. Красить такой материал не нужно, ведь тогда смысл в химической обработке пропадает, и проще все сделать механическим способом.

Наружное применение состаренного дерева

Такой декоративный материал отлично подходит для оформления фасадов в деревенском стиле. Прежде всего, это немецкий стиль фахверк: оригинальная отделка стен подразумевает использование деревянных балок грубой текстуры, придающих зданию характерный облик.

Отделка в стиле кантри также допускает использование состаренного дерева: это и сама обшивка, и ставни, и входные двери, а также элементы декора.




Перила, ступени, опорные столбы у крыльца – все это тоже может изготавливаться с применением описанных методов обработки дерева. Потренировавшись на небольших кусочках, вы сможете без особых усилий справиться с любыми поверхностями. Разумеется, большие по объему элементы, например обшивку для дома, обработать вручную не так просто, но для этого в продаже есть специальные станки. Самое главное – иметь желание, и тогда все обязательно получится.

Видео — Как состарить дерево

Видео – Патинирование дерева

Видео – Состаривание дерева обжигом

Видео – Химический способ состаривания дерева

Если вы хотите добиться привлекательности и благородства от деревянных элементов своего интерьера, достаточно просто состарить их. Причем сделать это легко в домашних условиях, выбрав удачный способ. В этой статье мы расскажем о популярных способах искусственного состаривания вещей и их техниках.

Как ни странно это звучит, но в интерьере намного красивее смотрится дерево, от которого веет стариной.

Из такого материала можно смастерить оригинальный светильник, подставку, комод, стол, шкаф, подоконник, двери, полы или садовую лавку. Любой предмет будет излучать уют и тепло. К тому же сегодня все старое в моде.

Знаете ли вы? На земном шаре существует более десятка древесных пород, которые по своей твердости приравниваются к железу. Они практически не поддаются обработке и тонут в воде. Их даже используют в машиностроении для изготовления конструктивных элементов и гвоздей. Это темир-агач, парротия, тис, азобе, береза Шмидта, улин, ятоба, сукупира.

Если дожидаться, пока произойдет естественный процесс изнашивания древесины, уйдет немало времени. Десятки лет нужно, чтобы природный рисунок на материале под воздействием солнца и ветра приобрел специфическое переплетение темных и светлых тонов.

Ведь в холодное время года нарастают плотные волокна, которые являются каркасом. А летом образуется рыхлая и легкая ткань. Именно она стирается с течением времени, что обеспечивает доскам старину.

Этот эффект удачно используют нынешние дизайнеры, превращая таким образом даже самые дешевые деревянные предметы в атрибуты роскоши и стиля. Без него нельзя создать стили кантри, прованс, ретро, шебби-шик, винтаж.

К тому же приобретенная старинная мебель прослужит намного меньше, нежели новая, но искусственно обветшавшая.

Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне

Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.

Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.

Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.

Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.
Для этого стиля характерны:

  • преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
  • искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
  • разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
  • множество элементов из дерева в отделке;
  • искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
  • фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
  • предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
  • обрешеченные панорамные окна;
  • деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.

Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.

Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.

Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.
Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:

  • отсутствие белых тонов;
  • превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
  • яркие контрастные цвета;
  • использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
  • на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
  • имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
  • из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
  • в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
  • отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.

Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде - до 1847 года, а в Великобритании - до 1917 года.

Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.

Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.

Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.
Винтажному интерьеру свойственны:

  • превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные - бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
  • рисунки с цветами и растительностью;
  • искусственно сделанные изъяны;
  • напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
  • не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
  • лепнина в классическом стиле;
  • использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
  • присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
  • антикварная мебель из древесины и кованого металла.

Пошаговая инструкция состаривания древесины

Современные умельцы давно освоили множество методов искусственного обветшания древесины. Каждый из них имеет свои достоинства и отличия. Узнаем, какие именно.

Техника механической стилизации старины производится несколькими путями с помощью обработки древесины жесткой щеткой либо же двухслойным нанесением краски.
Обработка древесины жесткой щеткой

Первый вариант называется брашированием, а второй - патинированием.

Суть способа заключается в извлечении мягких древесных волокон, в результате чего на поверхности доски получается четко выраженная рельефность. То же происходит и в природе через десятки лет.

Видео: как состарить дерево - браширование Специалисты считают браширование самым простым методом, но призывают ответственно подходить к выбору древесины. Для этого лучше использовать хвойные породы с четким рисунком.

  • клен;
  • фруктовые деревья (вишня, груша, яблоня);

Важно! Работая с пиломатериалами, не забывайте маской или очками защитить свое лицо и глаза от попадания осколков, пыли. Не помешает также и респиратор .

Когда выбор материала сделан, можно приступать к работе.

Опытные мастера советуют изначально потренироваться на каком-либо ненужном обрезке, чтобы «набить» руку :

  1. Возьмите газовую горелку и предварительно обработайте ею материал. Не теряйте бдительности: обжигайте материал, не задерживая подолгу прибор. Нельзя допускать возгорания смолы.
  2. В случае, когда термопроцедуры не предусмотрены, перед работой обязательно смочите доску влажной кисточкой и дайте ей около 3 минут просохнуть.
  3. Наденьте на болгарку либо электрическую дрель металлическую щетку со специальной насадкой и в направлении волокон проводите от одного конца доски к другому, снимая таким образом мягкие волокна. Важно это сделать за одно касание, а не рывками.
  4. Листом наждачной бумаги с мелким напылением хорошенько отполируйте поверхность.
  5. Удалите остатки пыли с помощью пылесоса или деревянной щеткой с мягкой щетиной. Все движения должны быть направлены вдоль волокон, а не поперек.
  6. При желании можно усовершенствовать свой шедевр имитацией следов короеда. Делается это с помощью тоненького сверла. Угловатые отверстия должны быть хаотичными, но кучными.
  7. Чтобы создать завершенный образ, покройте поверхность воском с красящими элементами либо краской, лаком. Некоторые дизайнеры советуют творчески подойти к этому этапу работы, совмещая светлые и темные тона. При этом они должны распределяться соответственно на впадинах и выпуклостях.
  8. Если окрашивание однотонное, пройдитесь наждачной бумагой по рельефу, чтобы добиться его потертости.
  9. В заключение покройте доску лаком. Очень эффектно смотрится сетка из трещинок, которая получается после покрытия специальными кракелюрными лакокрасочными изделиями.

Состаренное горелкой дерево

Важно! Приобретая пиломатериалы, учитывайте их классификацию. Для создания эффекта поношенности больше подойдет класс С, который характеризуется неограниченным количеством сучков (в том числе и выпавших), трещин и углублений. Если дух чрезмерной старины вам не по душе, можете отдать предпочтение доскам класса АВ. Они имеют намного меньше дефектов.

Когда-то патиной называли тонкий оксидный налет на медных изделиях. Сегодня это популярная техника в обработке как металлических, так и деревянных изделий.

Способ отличается трудоемкостью, хоть осуществляется с помощью нанесения специальных реактивов. Для его реализации требуются предельная аккуратность, усидчивость и внимательность.

Если у вас нет опыта с подобными техниками, желательно потренироваться на деревянных отходах. Дизайнеры любят применять патинирование при оформлении жилища в стилях кантри и классики.
Самым простым вариантом такого обветшания древесины эксперты считают втирание воска в рельефные выпуклости поверхности, что создает эффект потертости. Мы же пойдем путем нанесения патины.

Итак, приступаем к работе :

  1. Наждачной бумагой тщательно отполируйте поверхность доски, максимально снимая старое окрашивание.
  2. Мягкой щеткой либо пылесосом удалите остатки пыли.
  3. Для усиления адгезионных характеристик древесины прогрунтуйте ее (важно выбирать грунтовку для антикварной реставрации) и просушите.
  4. Через сутки можно приступать к нанесению патины. Для этого лучше обзавестись акриловой краской. Действовать нужно с максимальной осторожностью. После окрашивания поверхность должна высохнуть в течение 24 часов.
  5. Следующий слой краски с бронзовым или металлическим оттенком нанесите во всех направлениях небольшими штрихами. Важно не переборщить с количеством патины. Сразу же, не дав нанесенному пласту высохнуть, разотрите его излишки куском поролона.
  6. Когда краска начнет засыхать, сухой ветошью затрите все выпуклости, что обеспечит эффект старины.
  7. Покройте лаком всю поверхность. Это придаст ей утонченности и защитит от механических повреждений и излишней сырости.

Видео: патирование мебели

Важно! Патинирование не применяют на деталях, с которыми часто контактирует человек. Краска очень быстро стирается, что придает вместо духа антиквариата эффект неопрятности .

Эффект состаривания достигается путем комплексной обработки пиломатериалов. Осуществляется эта техника в несколько этапов:


Этот способ оригинально смотрится лишь на лиственных породах, поскольку в составе их древесины имеются дубильные вещества. При контакте с химическими реактивами они темнеют, благодаря чему и возникает эффект изношенности.

Важно! Если на древесине появились признаки грибка, избавиться от проблемы поможет специальный отбеливатель на основе хлора. Учтите, что он проникает вглубь материала на 3 см.

Технология отличается простотой и наличием разных вариаций, с помощью которых можно добиться большей или меньшей степени старения.

Обязательно перед работой отшлифуйте поверхность куском наждачной бумаги с крупной фракцией. А далее выбирайте метод на свой вкус:

  1. Щедро обработайте доску нашатырным спиртом. Вступая в реакцию с материалом, вещество спровоцирует появление благородного потемнения. Если речь идет о состаривании определенного участка на стене, вы можете неравномерно распределить реактив, что усилит эффект.
  2. Полимерной щеткой обработайте доску, чтобы четко проступали годичные кольца. Затем покройте пиломатериал морилкой и вскройте лаком.
  3. Покрасьте подшлифованную поверхность краской-эмалью и подсушите. На высохший пласт нанесите вторую краску более жидкой консистенции. Дайте подсохнуть и обработайте наждачкой с мелкой фракцией отдельные участки древесины.
  4. Покройте дерево морилкой, основанной на воде. После этого частично смойте покрытие в средней зоне, оставляя темными края.

Даже в домашних условиях можно сделать фрагменты отделки и декора под старину, хоть на самом деле они будут совсем новыми. В этом процессе важно проявить максимум фантазии и старания, и тогда ваши деревянные предметы будут выглядеть не хуже тех, которые выставлены на продажу в антикварных салонах.

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) — применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) — подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком — проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные