Системы и средства пожаротушения на судах. Противопожарные системы, судовые системы судна, рулевое устройство, классификация судов, транспортные суда, служебно-вспомогательные суда, суда технического флота и специальные суда, суда на подводных крыльях. Вы

Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.

Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.

В жилых помещениях предпочтительнее на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.

Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.

Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.

Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.

Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.

Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах

В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.

Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.

Обратите внимание!

В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.

Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:

  • электрические устройства
  • пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
  • извещатели, реагирующие на появление дыма
  • температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
  • дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
  • автоматические и ручные виды сигнализации
  • комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.

В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Выбор пожарной системы

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Заключение

Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.

Судовые системы пожаротушения являются важнейшими конструктивными составляющими, при расчете и проектировании которых учитывается множество различных факторов, включая автономность корабля, ограничения габаритных размеров путей эвакуации, соседнее расположение помещений разных уровней пожарной опасности, использование горючих материалов в качестве элементов конструкции и т. п.

Указанные факторы существенно усугубляют опасность возникновения пожара на судах, поэтому особое внимание уделяется разработкам и внедрению новейших противопожарных систем, а также повышению эффективности способов обеспечения безопасности экипажа и пассажиров.

Классификация

Стационарные системы пожаротушения на судах рассчитываются еще на стадии проектирования плавучего средства, и полностью устанавливаются во время его закладки. Сегодня суда торгового флота Российской Федерации оснащаются противопожарными установками, которые делят, в зависимости от конкретной задачи, на:

  • Водяные, использующиеся для защиты жилых кают, общественных помещений судна и отсеков с горючими и/или легковоспламеняющимися веществами;
  • Газовые (на основе инертных газов и углекислоты), монтируемые в местах, где высока вероятность возникновения пожаров С-класса;
  • Пенные (с тушащим веществом в виде пены средней и высокой плотности), устанавливаемые в помещениях, где могут возникнуть возгорания класса В;
  • Порошковые – использующиеся для защиты помещений, где вероятно возникновение пожара класса С

Кроме того, на судах речного флота, предназначенных для перевозки пассажиров, традиционно применяется система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ). Эта система монтируется в:

  • машинном отделении, где располагаются силовые агрегаты, работающие на жидком горючем;
  • генераторной, где находятся источники аварийного и основного электричества;
  • зонах установки гребных электродвигателей;
  • местах расположения распределительных щитков и у разветвления электромагистралей;
  • сетях вентиляции оборудования.

Требования к судовым системам пожаротушения

Рабочие модули АОТ, представляющие собой баллоны с огнетушащим составом и детектором возгорания, подключаются к сети внешнего управления и оповещения. Кроме того, каждый модуль может быть активирован вручную, без участия автоматики.

Водяные системы пожаротушения на судне. Они монтируются в процессе закладки корабля, могут быть линейными или кольцевыми, с диаметром труб до 150-ти миллиметров. Последний аспект обусловлен необходимостью обеспечения напор воды в 350 кПа, а на грузовых кораблях — 520 кПа.

При этом, пассажирские плавсредства обычно укомплектованы спринклерными системами с распылителями, в то время, как на грузовые суда предпочтительнее устанавливать дренчерные системы, способными сформировать водяную завесу в местах, где монтаж огнеупорной перегородки невозможен.

Что до систем газового пожаротушения, то их применение ограничивается помещениями с вспомогательными генераторами и насосами, а также грузовыми отсеками различных судов. При этом объемные струи подачи газа направляются непосредственно на генераторы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: Первичные и стационарные средства пожаротушения на судах речного флота

Подготовил:

Тарасова А. Д

Проверил:

Митяев И. И.

г. Печора 2015г

Введение

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

3. Огнетушители

Заключение

Используемая литература

Введение

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

При обнаружении пожара необходимо сообщить об этом как можно большему количеству людей на судне. Весьма важно, чтобы на ходовом мостике знали о местонахождении очага пожара и о его размерах. Небольшой пожар может быть быстро потушен одним человеком, его обнаружившим, но все равно при любом пожаре нужно привлечь внимание людей. Для этого можно и громко кричать «Пожар!», и громко стучать в переборки, и приводить в действие сигналы пожарной тревоги, если они имеются поблизости. Тот, кто обнаружит пожар, должен быстро принять решение, тушить ли пожар ему сразу самому или, выйдя из помещения, сообщить о пожаре остальным.

Чем больше людей знают о пожаре, тем больше сил может быть сосредоточено на его тушение. Если у вас возникнет сомнение, тушить пожар самому или извещать остальных, то в этом случае целесообразно известить других о пожаре!

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации - на капитане или командире.

Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:

· прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих - на рабочем месте;

· проведением ежегодного повторного инструктажа;

· проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам

· пожарной безопасности;

· соблюдением правил пожарной безопасности;

· регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;

· подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;

· оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

§ Водяные:

§ Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;

§ Водяных завес;

§ Водяного распыления или орошения;

§ Газовые - на основе углекислоты или инертных газов;

§ Порошковые.

В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

§ Водяные - используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;

§ Пенные - устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;

§ Газовые и порошковые - используются для защиты от возгорания класса С.

Первичные средства пожаротушения

Огнегасительные вещества: вода, песок, пена, порошок, газообразные вещества, не поддерживающие горение (хладон), инертные газы, пар.

Средства пожаротушения:

огнетушители химической пены;

огнетушитель пенный;

огнетушитель порошковый;

огнетушитель углекислотный, бромэтиловый

Противопожарные системы

система водоснабжения;

пеногенератор

Огнегасительные средства и их свойства.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Огнегасительные средства по доминирующему принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждения: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства изоляции: огнетушащие пены (химическая, воздушно-механическая), огнетушащие порошковые составы, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки, флюсы, графит), листовые материалы (покрывала, щиты).

Средства разбавления: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газоводяные смеси, продукты взрыва ВВ.

Средства химического торможения реакции горения: галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего, достигается наибольший эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 - 50%, а также продолжительность тушения пожара.

Однако следует иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, ограничивающих её применение. Так воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

Электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

Материалов, хранящихся в месте с карбидом кальция и негашеной известью;

Металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Вместе с тем она является причиной значительного ущерба, если при тушении пожара подают необоснованно большое число стволов, применяют внутри помещений без не перекрывных кранов или оставляют без присмотра действующие стволы и т.д. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда оказывается причиной их обрушений.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии хранится под давлением, при переходе в газообразную фазу она превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота - инертный газ, без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 л газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Как огнетушащее средство углекислота может применяться при тушении пожаров электроустановок, двигателей, а также для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро, аппаратуры вычислительных центров и др. Не используют её для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пена бывает низкой кратности (менее 10), средней (от 10 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, препятствует выходу паров жидкости и тем самым прекращает горение.

Химическая пена получается в пеногенераторах путём смешения пеногегераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щёлочного и кислотного растворов. Состоит из углекислого газа (80%), воды (19,7%), пенообразующего вещества (0,3%). Обладает высокой стойкостью и эффективностью в тушении многих пожаров. Однако вследствие электропроводности и химической активности пену не применяют для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей различного назначения, других аппаратов и агрегатов.

Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразователя с воздухом. Она обладает необходимой стойкостью, дисперсностью, вязкостью, охлаждающими и изолирующими свойствами, которые позволяют использовать её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий, при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пена средней и высокой кратности). Для подачи пены низкой кратности применяют воздушно-пенные стволы СВП, а для подачи пены средней и высокой кратности - пеногенераторы ГПС.

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов, в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: общего назначения, способные создавать огнетушащее облако - для тушения большинства пожаров и специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха - для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основным недостатком ОПС является склонность их к слеживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что обуславливает необходимость работы в специальной одежде, а также предохранительными для органов дыхания и зрения средствами. пожарный безопасность судовой огнетушитель

Водяной пар. Эффективность тушения невысокая, поэтому применяют для защиты закрытых технологических аппаратов и помещений объёмом до 500 м3 (трюмы судов, трубчатые печи нефтехимических предприятий, насосные по перекачке нефтепродуктов, сушильные и окрасочные камеры), для тушения небольших пожаров на открытых площадках и создания завес вокруг защищаемых объектов.

Тонкораспылённая вода (размер капель менее 100 мк) получается с помощью специальной аппаратуры: стволов-распылителей, гидротрансформаторов, работающих при высоком напоре (200-300 м). Струи воды имеют небольшую величину ударной силы и дальность полёта, однако орошают значительную поверхность, более благоприятны к испарению воды, обладают повышенным охлаждающим эффектом, хорошо разбавляют горючую среду. Они позволяют не увлажнять излишне материалы при их тушении, способствуют быстрому снижению температуры, осаждению дыма.

Галоидоуглеводороды и составы на их основе эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твёрдых горючих веществ и материалов при любых видах пожаров. По эффективности они превышают инертные газы в 10 и более раз. Галоидоуглеводороды и составы на их основе являются летучими соединениями, представляют собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, которые плохо растворяются в воде, но хорошо смешиваются со многими органическими веществами. Они обладают хорошей смачивающей способностью, неэлектропроводны, имеют высокую плотность в жидком и газообразном состоянии, что обеспечивает возможность образования струи, проникновения в пламя, а также удержание паров около очага горения.

Эти огнетушащие вещества можно применять для поверхностного, объёмного и локального тушения пожаров. С большим эффектом их можно использовать при ликвидации горения волокнистых материалов, электроустановок и оборудования, находящихся под напряжением; для защиты от пожаров транспортных средств, машинных отделениях судов, вычислительных центров, особо опасных цехов химических предприятий, окрасочных камер, сушилок, складов с горючими жидкостями, архивов, музейных залов, других объектов особой ценности, повышенной пожаро и взрывоопасности. Галоидоуглеводороды и составы на их основе практически можно использовать при любых отрицательных температурах. Недостатками этих огнетушащих средств являются: коррозионная активность, токсичность; их нельзя применять для тушения материалов, содержащих в своём составе кислород, а также металлов, некоторых гидридов металлов и многих металлоорганических соединений.

3. Огнетушители

Огнетушители - это техническое устройство, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители являются надёжным средством для тушения загораний до прибытия пожарных подразделений. Промышленностью выпускаются несколько типов ручных, передвижных и стационарных огнетушителей.

Углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5 предназначены для тушения небольших начальных загораний различных веществ и материалов, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Огнетушители можно эффективно использовать при температуре от -25 до +50 градусов С.

Углекислотно-бромэтиловые огнетушители предназначены для тушения небольших начинающихся пожаров различных веществ, в том числе и приборов, находящихся под напряжением. Нельзя тушить этими огнетушителями горящие щелочные и щелочно-земельные материалы, которые горят без доступа воздуха. В качестве заряда используется состав, состоящий из бромистого этила (97%) и сжиженной углекислоты (3%). Заряд огнетушителя обладает высокими смачивающими свойствами и значительно эффективнее заряда углекислотного огнетушителя. Огнетушитель, заряженный веществом ОП-7 или ОП-10, применяется для тушения спирта, эфира, ацетона и др. подобных жидкостей.

Порошковые ручные огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, щёлочно-земельных материалов, электроустановок под напряжением. Порошковый огнетушитель ОП-10, ОП-50 изготовлен из металлического баллона ёмкостью 10, 50 литров. В качестве заряда применяется порошок ПСБ.

Средства тушения пожаров

Для подавления процесса горения можно снижать содержание горючего компонента, окислителя (кислорода воздуха), снижать температуру процесса или увеличивать энергию активации реакции горения.

Огнетушащие вещества . Наиболее простым, дешевым и доступным является вода , которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоёмкостью и теплотой испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств воды к ней можно добавлять поверхностно активные вещества. Воду нельзя применять для тушения рады металлов, их гидридов, карбидов, а также электрических установок.

Пены являются широко распространенным, эффективным и удобным средством тушения пожаров.

В последнее время для тушения пожаров все более широко применяют огнетушащие порошки . Они могут применяться для тушения пожаров твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуют применять в начальной стадии пожара.

Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Они оказывают разбавляющее действие. К наиболее широко используемым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различные галогеноуглеводороды. Эти средства используются, если более доступные огнетушащие вещества, такие как вода, пена оказываются малоэффективными.

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка - наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела.

Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно - пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Первичные средства пожаротушения . К ним относят огнетушители, ведра, ёмкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.

Огнетушители являются одним из наиболее эффективных первичных средств пожаротушения. В зависимости от заряжаемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяются на пять видов: водные, пенные, углекислотные, порошковые, хладоновые.

Первичные средства пожаротушения предназначены для применения в начальной стадии пожара или возгорания. К таким средствам относятся специальные емкости с водой и песком, лопаты, ведра, ломы, багры, асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок, огнетушители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения регламентируется "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ-01-93). При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.

Бочки для хранения воды должны иметь объем не менее 0.2 м3 и комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0.5; 1.0 или 3.0 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Емкости для песка, входящие в конструкцию пожарного стенда, должны быть вместимостью не менее 0.1 м3. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок размером не менее 1.0x1.0 м предназначены для тушения небольших очагов пожара при воспламенении веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей размеры полотен могут быть увеличены (2.0x1.5 или 2.0x2.0 м).

Огнетушитель, как первичное средство пожаротушения, и в наше время остается наиболее распространенным, эффективным и доступным в применении изделием.

Огнетушители порошковые

ОП-5(г) с объемом корпуса 5 литров и ОП-10(г) (объем 10 литров) предназначены для тушения загорания твердых горючих материалов (класс пожара А), жидких горючих материалов (класс пожара В), газообразных веществ (класс пожара С) и электроустановок напряжением до 1000 В. Возможна многократная перезарядка.

Огнетушители могут использоваться в жилых, служебных, складских помещениях, небольших хранилищах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, автопарках, автобазах, гаражах, торговых палатках, садовых домиках и на транспортных средствах.

Срок службы - 10 лет. Периодичность перезарядки - 4 года.

Огнетушители углекислотные

Предназначены для тушения загораний веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000В, жидких и газообразных веществ (класс В, С).

Огнетушители делятся на переносные и передвижные. К переносным относят огнетушители, носимые человеком, огнетушащая способность которых отвечает минимальным техническим требованиям, установленным в нормативно-технической документации. К передвижным относят огнетушители, оборудованные устройством для перевозки.

Углекислотными огнетушителями предпочтительно оборудовать противопожарные щиты в лакокрасочных цехах, на складах, АЗС и на территории промышленных предприятий.

Огнетушитель ОУ-8М соответствует требованиям международной конвенции СОЛАС по охране человеческой жизни на море, имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства. Используется на объектах морского и речного флота.

Огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от -40 до +50 градусов цельсия.

Огнетушители воздушно-пенные

Используются при тушении пожаров класса А и В (дерево, бумага, краски и ГСМ). Запрещается применение для тушения электроустановок, находящихся под напряжением!

В отличие от закачных огнетушителей, в ОВП-10 (б) вытесняющий газ хранится в баллончике. для приведения огнетушителя в рабочее состояние необходимо нажать кнопку на его головке и выждать 5 с, пока создаётся рабочее давление внутри корпуса.

Эксплуатируются при температуре от +5 до +50°С.

Огнетушащий состав -- раствор пенообразователя (ОВП).

Заключение

Практика морского судоходства знает немало печальных примеров, когда пожар, возникший на корабле, приводил к его гибели. Обилие воды за бортом не является гарантией того, что с огнем можно легко совладать, в особенности, если он охватил горючий груз или запас топлива. Кроме того, специфика морских условий такова, что экипаж при возникновении пожара может рассчитывать только на себя.

Используемая литература

1)Учебник «Борьба за живучесть судна и спасательные средства».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные знаки пожарной безопасности. Конструкции и применение ручных углекислотных, пенных и порошковых огнетушителей. Изучение расположения огнетушителей, пожарных кранов, схемы эвакуации при пожаре, аварийных выходов, ручных пожарных извещателей.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Основные причины пожаров на производстве. Первичные средства пожаротушения, их конструкция, принцип действия, эксплуатация. Виды огнетушителей, их характеристика. Действие персонала в случае возникновения пожара. Наружное противопожарное водоснабжение.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Характеристика воздушно-механической пены, галоидированных углеводородов, огнетушащих порошков. Классификация пожаров и рекомендуемые огнетушащие средства. Химические, воздушно-пенные, углекислотные, углекислотно-брометиловые и аэрозольные огнетушители.

    лабораторная работа , добавлен 19.03.2016

    Проверка соответствия конструктивных, объемно-планировочных решений, инженерных сетей, эвакуационных путей и выходов здания. Первичные и автоматические средства пожаротушения и пожарной сигнализации. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Пожарная защита и способы тушения пожаров. Огнетушащие вещества и материалы: охлаждение, изоляция, разбавление, химическое торможение реакции горения. Мобильные средства и установки пожаротушения. Основные виды автоматических установок пожаротушения.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Обзор особенностей пенного пожаротушения. Достоинства пены как средства тушения. Изучение видов воздушно-механических пен и способов пенообразования. Дозаторы для пенообразователя. Методы тушения пожаров и применяемые при этом огнегасительные вещества.

    реферат , добавлен 19.05.2016

    Пренебрежение нормами пожарной безопасности как причина проблемы пожаров на объектах. История возникновения установок пожаротушения. Классификация и применение автоматических установок тушения пожара, требования к ним. Установки пенного пожаротушения.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Характеристика современных технологий пожаротушения, основанных на тушении тонкораспыленной водой и тонкораспыленными огнетушащими веществами. Основные технические характеристики ранцевой и передвижной установок пожаротушения и пожарных автомобилей.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Общие требования пожарной безопасности к сельскохозяйственным машинам. Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций на полях при уборке зерновых культур. Первичные средства пожаротушения и противопожарные мероприятия при уборке урожая.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Основные требования пожарной безопасности. Памятники культуры и деревянного зодчества. Меры пожарной безопасности при устройстве новогодних елок. Основные средства пожаротушения и сигнализации. Порядок действий при пожаре. Разработка путей эвакуации.

Методы тушения пожаров заключаются в принятии мер, прекращающих доступ горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха, а также охлаждения горючего вещества.

Способы и средства тушения пожара следует выбирать в зависимости от горючего материала и очага пожара.

Существуют поверхностный и объёмный способы тушения пожаров, которые основаны главным образом на изоляции очага пожара от доступа воздуха. При поверхностном способе горящую поверхность изолируют от доступа воздуха при помощи огнегасительных средств, например, воды, химической и воздушно-механической пены. При объёмном способе прекращают доступ воздуха в помещение или подают инертные газы, не поддерживающие или прекращающие горение: углекислый газ, пар, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания.

Очень важен правильный выбор и применение огнетушительных средств в зависимости от хар-ра пожара.

Огнетушительными средствами являются такие вещества и материалы, которые, будучи введённые в зону пожара, прекращает процесс горения. Их подразделяют в зависимости от способа пожаротушения.

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный. При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает. При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные.

Одновременное применение для тушение пожара воды и пены недопустимо, т.к. вода разрушает пену.

Водяной пар в зоне огня резко снижает содержание кислорода в воздухе. Паром нельзя гасить киноплёнку, хлопок и другие вещества, способные гореть в инертной среде, но его можно с успехом применять для тушения горящего металла и находящегося под напряжением электрооборудования. Паротушение применяется для защиты от пожара машино-котельных отделений, грузовых помещений, хранилищ топлива и смазочных масел.

Углекислота применяется для тушения горючих жидкостей, волокнистых и древесных материалов в герметизированных помещениях. Диоксид углерода тяжелее воздуха, поэтому он хорошо обволакивает горящие поверхности и проникает в труднодоступные места. Он не наносит вреда оборудованию и грузу, нетокопроводен и может поэтому применяться для тушения загоревшегося электрооборудования, находящиеся под током.

Диоксид углерода для тушения пожара подаётся с помощью судовых стационарных установок. После тушения пожара углекислотой в помещение не допускаются люди до полного проветривания.

Вода – наиболее распространённое, дешёвое и эффективное средство пожаротушения. Водой успешно можно гасить большинство твёрдых и газообразных веществ, но ни в коем случае не бензин, керосин, масло, горящие металлы, а также находящееся под напряжением электрооборудование. Для тушения развившихся наружных пожаров необходимо воду подавать в очаг пожара мощной компактной струёй. Большой эффект тушения пожаров водой в небольших судовых помещениях и внутри надстройки достигается при подаче её в распылённом или туманообразном состоянии, для чего используют стволы распылители.

Применение воды при тушении пожаров в трюмах опасно, т.к. она может значительно уменьшить запас плавучести и отрицательно повлиять на остойчивость судна. Некоторые горящие химические вещества, если их гасить водой, выделяют взрывоопасный газ. Вода применяется главным образом, как средство охлаждения.

На морских судах для борьбы с пожарами вода используется в системе водотушения, водораспыления, спринклерной системе, при использовании переносных мотопомп и ручных пожарных насосов.

Кошмы, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тёртый шифер или асбест применяют для ликвидации небольших очагов пожара. Применение песка весьма эффективно при тушении только что начавшегося пожара, небольших очагов пламени легковоспламеняющихся материалов и особенно нефтепродуктов. Небольшие очаги пламени можно быстро ликвидировать, набросив на них брезент или мат.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, т.к. доступ к очагу пожара с любыми огнегасительными средствами ограничен или практически невозможен. В таких случаях производят полную герметизацию трюма, включают стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного трюма.

При тушении пожара на открытых палубах и надстройках нужно подавать на очаг пожара наибольшее кол-во компактных струй воды по возможности с наветренного борта. Кроме того, нужно охлаждать находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и материалы. Как только будет обнаружен огонь в судовых помещениях, необходимо сразу же плотно закрыть все иллюминаторы и двери. Распылённой струёй в 1-ую очередь следует поливать места наибольшего нагрева – подволок, переборки, а также места прокладки труб отопления и кабели, через которые распространяется огонь. Со стороны соседних помещений одновременно надо охлаждать водой переборки.

Ручные огнетушители предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения. Огнетушители постоянно находятся в готовности и могут быть быстро приведены в действие. Наиболее распространены пенные, углекислотные и бромистометиловые огнетушители.

=Матрос II класса (стр.166)=

Горючие материалы Огнегасительные средства
Электропроводящие неэлектропроводящие неэлектропроводящие, но ядовитые
Вода, в том числе и в распылённом виде, она же со смачивателями Химическая и воздушно-механическая пена Водяной пар, углекислый газ и инертные газы Химические жидкостные бромэтиловые составы
Древесные и волокнистые материалы Эффективны Могут быть использованы, хотя предназначены в основном для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Эффективны при герметизации помещений Малоэффективные для хлопка 1
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65 о С, нерастворимые в воде Можно применять только в тонкораспылённом виде Эффективны Эффективны
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65 о С, растворимые в воде Применять как разбавитель 2 и в тонкораспылённом виде Пена химическая из пенопорошка ПГПС 3 Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65 о С и выше, нерастворимые в воде Не рекомендуется применять сплошную струю, необходимы распылительные носадки 4 Эффективны Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65 о С и выше, растворимые в воде Применять как разбавитель, необходимы распылительные носадки 1 Эффективны Эффективны
Металлы Применять нельзя 5
Электрооборудование под напряжением Применять нельзя Эффективны

1 Возможно повторное возгорание при вскрытии помещений.

Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения. Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы.

Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).

Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым. Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны - быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28-0,32 МПа; расход воды через ствол - не менее 10 м 3 /ч.

Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.

На рис. 5.43 приведена типовая схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью.

Рис. 5.43. Схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью для грузовых судов
1 - магистрали на обмыв якорных цепей и клюзов; 2 - угловой клапан; 3 - к системе водораспыления в МО; 4 - к системе пенотушения; 5 - на промывание цистерн сбора сточных вод; 6 - к системе орошения выходов и вахт; 7 - концевой клапан; 8 - манометр; 9 - центробежный насос; 10 - мановакуумметр; 11 - угловой невозвратно-запорный клапан; 12 - клинкетная задвижка; 13 - водяной фильтр;- 14 - кингстонный ящик; 15 - донный кингстон; 16 - невозвратно-запорный клапан; 17 - магистрали забортной воды

К двум центробежным насосам 9 забортная вода поступает от кингстона 15 и от другой магистрали 17 через фильтр 13 и клинкетные задвижки 12. У каждого насоса имеется байпасный трубопровод с невозвратно-запорным клапаном 11, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребителей. Напорные трубопроводы обоих насосов включены в кольцевую магистраль, от которой отходят: трубы к пожарным клапанам 2; трубопровод 1 на обмыв якорных цепей и клюзов; ответвления - 3 к системе распыления МО, 4 к системе пенотушения, 5 на промывание цистерн сбора сточных вод, 6 к системе орошения выходов и вахт.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные