Проблема драматической судьбы писателя. Проблема драматичной судьбы неординарной личности по тексту Н.Горланова (ЕГЭ по русскому). Проблема преданной любви

Выдающийся русский писатель, прозаик и драматург. Творчество Булгакова известно во всем мире, вызывает неизменный интерес читателей и исследователей. Однако его писательская судьба полна драматизма: лучшие произведения не были напечатаны при жизни автора, а те, что публиковались, вызы­вали ожесточенную критику. Сам писатель в письме к Советскому правительству (от 28 марта 1930) замечал, что из 301 отзыва о его про­изведениях только три были хвалебными, в 298 - его беспощадно ругали. Булгаков плохо вписывался в советскую действительность и культуру. Творческие принципы и мировоззренческие установки, четко и определенно сформулированные им в том же письме, совер­шенно не совпадали с идеологией и эстетикой его эпохи. Он после­довательно отстаивал принцип творческой свободы писателя, его независимости от идеологии. Не мог смириться с оболваниванием личности, с воспитанием рабской психологии в обществе, вообще открыто предпочитал революционному процессу развития - эволю­ционный, считал, что политизация литературы принесет неизбеж­ные потери ее художественному уровню. Булгаков в творчестве тя­готел к философской проблематике. Борьба Добра и Зла; нравствен­ная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно эти проблемы станут основными в его произведениях. Булгаков был убе­жден, что неблагополучие мира может быть преодолено нравствен­ными ценностями - любовью, добром, честью, творчеством.

Современная ему реальность опровергала эти ценности, и он боролся за них, нередко средствами сатиры, называя среди своих учителей М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. Развивая их тра­диции, писатель соединял во многих своих произведениях реаль­ное и фантастическое; конкретно-бытовой и философский планы, прибегал к гротеску и иронии.

Булгаков прошел школу газетного репортера, фельетониста. Прие­хав в Москву в 1921 году «навсегда» (родился он в профессорской семье в Киеве), сотрудничал в знаменитой тогда газете «Гудок», при­ютившей под своей крышей таких ставших вскоре широко извест­ными писателей, как И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша.

В 1922-1923 годах читатели познакомились с фрагментами ав­тобиографической повести Булгакова «Записки на манжетах». Пер­вый роман «Белая гвардия» был написан в 1925 году (его полный текст в нашей стране был опубликован только в 1966 году).

Материал современной ему жизни лег в основу трех «московских» повестей - «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Эта повесть опубликована в нашей стране в 1987 году.

С 1925-1931 гг. писатель интенсивно работает в области драма­тургии, создав пьесы, украшающие репертуар театров в наши дни: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928) и др. Однако пьесы блестящего, по признанию многих театральных дея­телей того времени, драматурга к постановке были запрещены, про­за не печаталась. Но несломленный этими обстоятельствами писа­тель с 1928 года и вплоть до самой смерти работал над романом «Мас­тер и Маргарита» - центральным произведением его творчества (впервые опубликован в нашей стране в ж. «Москва» в 1966-1967 гг.). Текст романа без цензурных изъятий появился в 1973 году.

Проблема интеллигенции в революции была актуальной пробле­мой в литературе 1920-х годов. Об этом писал Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе Булгакова «Белая гвардия» ге­рои-интеллигенты, профессорские дети Турбины, застигнутые бу­раном революции, - должны найти свой путь в новой реальности, когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны.

В 1925 году Булгакову предложили сделать инсценировку романа для МХАТа. В результате совместной с театром работы в 1926 году появилась пьеса «Дни Турбиных», уже не инсценировка романа, а вполне самостоятельное произведение, в котором основная идея, авторская позиция приобрели несколько иные акценты. Изменения коснулись и системы персонажей. Мхатовский спектакль «Дни Тур­биных» стал ярким театральным событием. Было все: и огромный успех у зрителей, и запрещение со стороны властей.

Как и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, обра­зованные, порядочные, радушные, доброжелательные, - главные герои. Старший брат Алексей - полковник, командир артиллерий­ского дивизиона, человек чести. Елена, - умница, - как замечает Мышлаевский, - «по-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же время самоварчик поставить может» . «Святая» , - назы­вает ее кузен из Житомира Лариосик. Младший Турбин, юнкер Ни- колка, - мечтающий о подвиге юноша. Им выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической смуты. Род­ной город Турбиных - столица объявленной после Брестского мира гетманской республики - переживает страшные дни. Гетмана под­держивают немцы, недавние враги России в мировой войне. С юга подходит двухсоттысячная армия Петлюры, с севера слышна кано­нада большевистских пушек.

События завязаны в тугой и противоречивый узел. Действие пьесы несет черты исторической хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы - дом Турбиных.

Первая же ремарка определяет это место - «Квартира Турби­ных». Детали обстановки, на которые указывает автор, имеют не только конкретно-бытовой, но и символический смысл. Так соз­дается образ Дома и обнаруживается новый тип художественно­го обобщения у Булгакова: выявление через бытовое бытийного содержания. Огонь в камине - знак домашнего очага, тепла и че­ловеческой общности (и тепло турбинского дома, буквальное и ду­шевное, отогревает обмороженного на службе Мышлаевского, со­гревает нелепого и одинокого Лариосика). В тяжелые дни граж­данских усобиц, беспощадной борьбы этот дом собирает под сво­ей крышей людей и объединяет их. Вторая, не менее символиче­ская деталь - часы, знак вечного. Своим боем они передают дви­жение времени и «нежно играют менуэт Боккерини». Главные жизненные ориентиры Турбиных, основы Дома определены уже в ремарке: булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нрав­ственные ценности жизни своей среды в хаосе революционной эпохи. Но события исторического времени бесцеремонно вторга­ются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Первая реп­лика пьесы - песня Николки - показывает, как ветер времени вносит свой лихой и страшный мотив в мелодию Дома, заглушая нежный голос виолончели Боккерини:

Хуже слухи каждый час.

Петлюра идет на нас!

Пулеметы мы зарядили,

По Петлюре мы палили,

Пулеметчики-чики-чики...

Выручали вы нас, молодцы!

Не случайно Алексей возмущенно перебивает брата: «...Что ты поешь! Кухаркины песни. Пой что-нибудь порядочное» . С песней Николки История как будто вторгается в частную жизнь человека.

Анализ экспозиции выявляет важнейшие особенности содер­жания пьесы: революция разрушает естественный и привычный образ жизни русского интеллигента. Знаковый смысл приобре­тает реплика учителя пения, которую вспоминает Николка: «Вы бы, Николай Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция» .

Символика Дома усложняется в ходе развития действия. В текст пьесы Булгаков включает почти дословную цитату из бунинского рассказа «Господин из Сан-Франциско» (это сон Елены, который она называет «вещим»): «Мы ехали на корабле в Америку и сидим в трю­ме. И вот шторм. Ветер воет. Холодно-холодно. Волны. А мы в трюме. Вода поднимается к самым ногам... Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные, такие огромные. Так страшно, что я проснулась» . С этим «чужим» текстом в пьесу входит мотив гибели цивилизации, неизбежности катастрофы. В сюжетном действии пье­сы катастрофа еще не произошла, но ее предчувствие уже прозвуча­ло. Вскоре герои произнесут это слово, определяя конкретную ре­альность своего сегодняшнего существования.

Герои должны сделать решительный выбор, политические об­стоятельства времени заставляют их сделать это. Основной кон­фликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алек­сей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательст­во «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили ко­мандира...» , - как бы в полном согласии с ответственностью мо­мента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. (Под­черкнуто мной - И.С.).

Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горе­чью и обреченностью констатирует промежуточное и потому без­выходное положение интеллигенции в катастрофической реально­сти: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и вся­кая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей...» . Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в ря­дах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Таль- берга, человека, которого она не может уважать, по ее же призна­нию. Она попытается построить новую жизнь с Шервинским.

Необычайно важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто чеховский персонаж (он завернул собра­ние сочинений Чехова в собственную рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации - «недотепа») прямо цитирует любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...» . Он убежден в самоценности жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане истории, тихой «гаванью с кремовыми шторами» . Ему очень хочется верить в лучшее будущее. Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой «Далекие пушечные удары!» возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в революции.

Временные границы действия пьесы точно обозначены ремар­кой перед четвертым действием - два месяца, из которых на сцене протекают 3 вечера и одно утро. Этот небольшой отрезок времени изменяет героев и их жизни коренным образом.

Пьеса «Дни Турбиных» - сложное в жанровом плане произве­дение. Развивая чеховскую драматургическую традицию, Булгаков соединил в ней различные жанровые начала - исторической хро­ники, психологической драмы, трагикомедии. Они органично сплав­ляются в живом драматургической действии.

Рамки действия раздвигают ремарки (повышенное внимание ав­тора к ремарке - одно из проявлений чеховской традиции в пьесе Булгакова). Авторские замечания к действию как будто впускают в камерное пространство дома Турбиных звуки, голоса, отсветы рево­люционной эпохи: «Рев голосов. Внезапный разрыв» ... «В окна про­бивается легонькое зарево» ... «Оркестр играет интернационал» и т.п.

Реальные исторические персонажи (гетман Скоропадский, на­пример) и события (бегство немцев и гетмана из Киева и его взятие Петлюрой) позволяют считать «Дни Турбиных» исторической хро­никой. Но изображение исторических событий, как уже отмеча­лось, не является главной целью писателя. События даны как часть жизни героев, в которой личные проблемы и История, быт и Бытие - неразрывное целое. В этой жизни оказываются рядом люди чести, готовые испить чашу до дна, и приспособленцы, бегущие, как кры­сы с тонущего корабля. В изображении дорогих ему героев, избе­гая патетики и пафосности, драматург прибегает к иронии, юмору. Комедийное начало в пьесе связано, в основном, с такими персона­жами, как Шервинский и Лариосик.

Идея обреченности старого мира, гибели белого движения и не­избежного прихода большевиков составляет идейное содержание пьесы. В начале пьесы о грядущей встрече с большевиками говорил Алексей. В конце - ее роковую очевидность ощущают все персо­нажи. «Народ не с нами. Народ против нас. Алешка был прав», - говорит Мышлаевский. Кольцевая композиция - четвертое дейст­вие, по сути, повторяет ситуацию первого - усиливает трагический мотив. Но исторической проблематикой пьеса не исчерпывается. Дорогие автору персонажи (в создании их образов проявилось мас­терство драматурга-психолога) остаются верны традиционным нравственным ценностям даже «у бездны на краю».

Роман «Мастер и Маргарита» - уникальное явление не только в рус­ской, но и в мировой литературе, при том, что в нем явственно про­слеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Бо­жественной комедии» Данте, повестей Гофмана, «Евгения Онеги­на» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самой смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Кон­сультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предвари­тельные наброски к образу одного из центральных персонажей, Воланду. Тема трагической судьбы творца стала основой для «Теат­рального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в по­вестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».

В романе М.Булгакова, при всей его сложности и многослойности, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, при­чудливо и неразрывно переплетенных между собой:

1. Драматическая судьба талантливого писателя в условиях то­талитарного общества, когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить свой талант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомный, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только сво­ему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптан­ным и уничтоженным безжалостными колесами государственной машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литера­туры, - как это сделал Мастер.

2. Роман Мастера , который представляет собой рассказ о поедин­ке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного проку­ратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор - идеи государственности.

Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, люб­ви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, под­рывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опас­нее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавший­ся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун рас­каяния и угрызений совести».

3. Сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеоб­щая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доно­сах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналажен- ный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нра­вы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесви­детельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».

М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализован­ных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.

4. Дьяволиада . Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, который носит у Булгакова имя Воланд, со своей свитой. Воланд и его свита, прибыв­шие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.

Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитой Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сати­рического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественной цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, неза­конченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вто­рых, в подобной двойственности мотивировки событий прогляды­вает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателей мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.

В центре внимания - философская проблема вечного противо­стояния добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны. У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собст­венном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям - людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы - Воланда и его антитезы - Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри (здесь Булгаков воскрешает звучание древнего арамейского языка). Воланд не просто занимает важное место в романе. Фактически, его присутствие ощущается в каждом эпизоде, будь то «московские» главы, «ершалаимские» или «сатанин­ские», создавая своеобразное «Евангелие от Воланда», свидетельст­вуя реальность и закономерность всего происходящего. Но можно ли говорить о его бесконечном всесилии и, главное, однозначности его поступков как представителя Тьмы? Уже в эпиграфе романа со­держится отрицательный ответ на этот вопрос, убедительный уже тем, что это - цитата из «Фауста» Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, отку­да изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со сво­ей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владе­ния, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьяво­ла - в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» - уходит в небытие, а его череп - сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, - становится чашей для вина на балу у Сатаны.

Могущество Воланда скрыто за его мнимой бездеятельностью. Например, во время рассказа о Понтии Пилате исчезают не только Патриаршие пруды с реальным и историческим временем, но и сам рассказчик, лично присутствовавший при описываемых событиях. Так же незаметно исчезает Воланд вместе со своим креслом во вре­мя представления в Варьете. И дело не только в том, что сан и досто­инства не позволяют Князю Тьмы лицедействовать. Это бездейст­вие функционально. Воланд лишь способствует ускорению или за­медлению событий, которые должны произойти по законам логи­ки и справедливости: гибель Берлиоза, возвращение Мастера, на­казание грешников разных мастей.

Кто же в романе превращает зло в возмездие, а добро делает всеобъемлющей категорией? Это Бог, воплощенный в душах лю­дей, персонифицированный в образе Иешуа Га-Ноцри. Сила его - в СЛОВЕ, а не во всемогуществе над душами и судьбами людей. Записанное учеником Га-Ноцри Левием Матвеем высказывание Иешуа: «Смерти нет...» - убеждает нас, что речь идет не о лич­ном бессмертии казнимого, а о человеке вообще. Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ верит, что люди от при­роды добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответст­венность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от вла­сти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом от­ношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пила­та. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представ­ляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.

С философской проблемой свободы личности связана в романе и тема свободы творчества. Эту свободу выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию рома­на о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «уга­дывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «ру­ководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее со­хранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Из воспоминаний Е.С. Бул­гаковой, жены писателя и прототипа его Маргариты, ясно. что По­коя желал для себя сам писатель, вконец измученный хорошо орга­низованной травлей и блокадой своих лучших произведений. Мас­тер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой - это не безделье и отсутствие всяких жела­ний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой являет­ся очищение души через творчество, музыку, любовь.

Под стать Мастеру и его возлюбленная - Маргарита. Она вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» сво­его героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназна­ченном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя сво­его сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и про­изводит разгром в квартире врага - критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ноч­ной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими имена­ми. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»

Язык и стиль романа полностью соответствует его многоплано­вой и многозначной структуре. Возвышенный, торжественный стиль «библейских» глав переходит в московское просторечие при описании современной писателю жизни и гротескно-выразитель­ных описаний Воланда, его свиты и его гостей на балу. Переходы эти способствуют передаче абсурдности самой изображаемой Бул­гаковым жизни: «осетрина второй свежести», «четыреста двенадца­тое отделение милиции, где «кому попало выдают паспорта», «по­трясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака» , - эти реалии московской жизни кажутся не менее фантастическими, чем бал у Сатаны или сон. приснившийся управдому Босому, попавше­му в психиатрическую клинику доктора Стравинского, - театраль­ное представление под лозунгом «Сдавайте валюту!»

Важное значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойли­вую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, дое­даемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом плать­ице», «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку».

Но стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских про­блем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных образов романа - плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах рома­на Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») - и плащ Воланда - «траурный плащ, подбитый огненной материей». Крова­во-красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отра­женный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его ма­лодушного молчания как кровавого преступления. Огненный под­бой плаща Князя Тьмы - символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь - одна из первооснов бытия. При описа­нии Воланда и его свиты преобладает черный цвет - традицион­ный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и мно­жество деталей быта и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя», прокура­тора - перстень с черным камнем; медальон с изображением чер­ного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закры­вает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы, выманившей Иуду на сви­дание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, принося­щей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану.

Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных миро­вой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные пробле­мы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предатель­ства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества. Грани между этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшна в справедливом гневе Маргарита, круша­щая квартиры литераторов и напугавшая мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее; Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благород­ные поступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предре­кая роману Мастера долгую и счастливую судьбу.

Перу Булгакова принадлежат множество прекрасных произведений, но центральным и, пожалуй, самым известным считается роман «Мастер и Маргарита». Сам Булгаков называл роман лучшей книгой своей жизни.
Булгаков осуждает московское общество 1920-1930-х годов, и это лучше всего видно на примере литературной организации МАССОЛИТ. Это литературная организация, в которой, казалось бы, должны работать грамотные, честные люди. Но в романе это люди, которые любят деньги, славу, возомнили себя великими литераторами, но на самом деле они таковыми не являются.
На фоне этих «мелких» людей Булгаков показывает в романе образ очень чистый, светлый - образ мастера. Мастер создает великолепное произведение о Понтии Пилате, но литературный критик Латунский сказал, что это произведение он публиковать не будет. И написал на роман критическую статью. Когда роман возвращали мастеру, все его страницы были потрепаны - это говорит о том, что очень многие люди прочитали это великое творение. Создавать это великое произведение мастеру помогала Маргарита - еще один светлый и чистый образ в романе.
Мастер после критики Латунского хотел сжечь роман, но Маргарита успела сохранить отрывки из рукописи. И как скажет потом Воланд: «Рукописи не горят». Маргарита потом мстила Латунскому. На примере Латунского мы видим, какие литераторы были в этой организации! Жаждущие денег, славы, злые люди. А таких людей, как мастер, мало осталось.
«Мастер и Маргарита» - сатирическая летопись той городской жизни 1920-1930-х годов, которая была доступна широкому художественному взору писателя. Это произведение действительно является великим.

Существуют люди, отличающиеся от окружающего их общества своим мышлением, мировоззрением, они имеют особенный взгляд на те или иные ситуации. Но чаще всего такие личности остаются непонятыми другими людьми, что делает их жизнь невозможной в данной среде.

Проблема исходного текста – это проблема драматичной судьбы неординарной личности. Но в чем же заключается её драматизм, когда она находится в непонимающем обществе?

Н. В. Горланова своим текстом хочет донести до читателей, во-первых, мысль о том, что неординарную, творческую и необычную личность люди редко понимают, и особенно эта проблема остро встает в эпоху застоя, когда общество отвергает любую инициативу: «При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью - ох, как не любили!» А, во-вторых, то, что нужно ценить таких людей и всегда помнить о них, ведь неординарные личности могут многому нас научить: «И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов.».

Авторская позиция заключается в том, что нам нужно всячески поддерживать личностей, выделяющихся от остальных своей искренностью, отзывчивостью, способностью к творчеству, а не быть одними из тех, кто пытается искоренить в людях такие положительные и отличительные качества.

Я полностью согласна с позицией автора, потому что, на мой взгляд, особенных и неординарных личностей необходимо ценить, прислушиваться к их мнению, иначе они, ищущие свободу и истину, не смогут выжить среди непонимающего их общества. Многие великие писатели затрагивали эту проблему в своих произведениях.

Например, А. Н. Островский в своей драме «Гроза» знакомит нас с Катериной, личностью отличающейся от «темного царства», в котором ей пришлось пребывать. Главная героиня выходит замуж за Тихона – персонажа, находящегося под покровительством своей деспотичной матери Кабановой.

Жизнь Катерины становится просто невыносимой, ведь она всегда жила в любви, была абсолютно свободна, занималась творчеством, и Кабаниха ограничила её во всём, что для нее являлось жизненно необходимым. Незащищенность, отсутствие какой-либо поддержки и непонимание подтолкнули героиню к самоубийству – единственному для нее положительному выходу из сложившейся ситуации.

Неординарные личности делают наш мир более искренним, добрым, ведь они ищут истину, они честны. Но, оставаясь без поддержки, такие люди не находят выхода лучше, чем смерть и вечный покой. А общество без них станет однообразным, тусклым и лживым.

В чем заключался драматизм судьбы талантливого писателя в советскую эпоху? В чем источник писательского и педагогического таланта? В чем наиболее отчетливо появляется самоотверженная преданность своему делу? Над этими и другими вопросами размышляет в своем тексте С. И. Сивоконь. Но более детально, по моему мнению, автором рассматривается проблема зарождения и развития писательского таланта.

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор рассказывает о детском писателе С. Я. Маршаке, который был очень предан своему делу. И тогда С. И. Сивоконь спрашивает, откуда же взялся такой замечательный детский писатель? Им восхищались такие великие мастера, как Анна Ахматова, Владимир Маяковский и многие другие. С. Я. Маршак писал для детей, но его произведения воспитывали не только юных поэтов. Автор по-настоящему задумывается о возникновении писательского таланта С. Я. Маршака, об источниках его вдохновения. Эта проблема актуальна и сейчас. Многие начинающие поэты и писатели пытаются найти предметы или явления, которые вдохновили бы их на создание литературного произведения. Но немногим удается это, потому что найти источник вдохновения могут только действительно талантливые люди.

Я согласна с С. И. Сивоконем и также считаю, что источником писательского таланта может являться любовь, но не только к людям, а также к природе, Отчизне и другим предметам и явлениям. Такой источник вдохновения может действительно дать много сил для создания великих литературных произведений.

За доказательством этой точки зрения обращусь к творчеству русских поэтов. Так, в своем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчев восхваляет природу, говоря, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Такие строки можно написать только о том, что действительно любишь. Таким образом, природа была для Ф. И. Тютчева настоящим источником вдохновения.

Приведу еще один пример из поэзии. Так, в своем стихотворении «Отчизне кубок сей, друзья!» В. А. Жуковский прославляет свое Отечество словами: «О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?». Таким образом, источником вдохновения для В. А. Жуковского была его безграничная любовь к родной Отчизне.

Таким образом, источники вдохновения - это очень значимая вещь в развитии творчества любого писателя. И найти такие источники может только по-настоящему талантливый человек.

«Александр Солженицын» - А. И. Солженицын (сразу после выхода), 1953. Москва, июнь 1946 г. Александр Исаевич Солженицын. Зек Солженицын на строительстве дома у Калужской заставы. Лейтенант Солженицын (слева) с командиром артдивизиона. Ст. лейтенант Солженицын. А. И. Солженицын. Александр Солженицын. Родился 11 декабря 1918 г.

«Один день Ивана Денисовича» - А.И.Солженцын. Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов. «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). «Один день Ивана Денисовича». Тюрин –с 1930г. Но люди и здесь живут. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Кильгидис –с 1949г. Кузёмин –с1931/32г.

«Жить не по лжи» - Не что сделано – а как. Лексическое значение слов: Тема: «Жить не по лжи». Ни город. Причины смерти Матрёны. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. Категории. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Портрет Матрёны. Подготовительная работа учащихся. Эпиграф: Задачи: Художественная деталь:

«Жизнь и творчество Солженицына» - Биографы. Какова роль эпиграфов? Проблема ответственности человека за свою судьбу. Александр Исаевич Солженицын. Какие произведения Солженицына вы знаете? В чем заключается обвинительная сила произведений А.И.Солженицына? Тема настоящего и будущего русской деревни в рассказах Солженицына. В чем неповторимость героев произведений А.И.Солженицына?

«Творчество Солженицына» - А.И. Солженицын на церемонии вручения Нобелевской премии. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким-то гениальным режиссером. Судьба как бы спрессовала в одну биографию то, чего хватило бы с избытком не на одну жизнь и не одному художнику.

«Биография Солженицына» - Игнат с Анной, Степан, Татьяна, Наталья Дмитриевна и Ермолай с Катей. Биография. Дед А.И. Солженицына - Семен Ефимович, коренной житель с. Саблинского. Цитаты из Нобелевской лекции. Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ». чужой. синее К нам стремглав летел, Тосковал по Родине В стороне. Встречи родных А.И. Солженицына в городе Кисловодске.

Всего в теме 13 презентаций



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные