Почему механизм открытия дверей в самолете носит название лопатка купера. Что произойдет, если открыть аварийный выход во время полета

Что будет, если у самолёта откроется дверь в полёте? January 29th, 2018

Этот пост явно не для аэрофобов. Часто сижу в самолете перед взлетом и краем глаза наблюдаю, как стюардессы закрывают двери. Хоть бы ничего там не забыли и не перепутали, думаю. А во время полета проходя мимо двери в самолете как то инстинктивно бочком, бочком - не задеть бы тут чего, вдруг еще дверь откроется!

Если вы задумываетесь над тем, что же делать, если вдруг кто то в самолете откроет дверь - можете не беспокоиться, потому что шансов у вас нет.



Во-первых, из-за разницы в давлении в открытую дверь менее чем за секунду вытащит всё, что не закреплено. Вспомните что происходит, когда вы вытаскиваете пробку в ванной. Но если вы имеете привычку не расстёгивать ремни безопасности во время полёта — это в случае серьёзной разгерметизации слабо поможет. Все это зависит конечно от высоты, на которую уже успел подняться самолет, но мы с вами говорим о стандартном полете на высоте 10 000 метров.

Даже если вы успеете надеть кислородную маску, то запасов кислорода хватит лишь на 10 минут, за которые пилоты могут попробовать посадить борт. Хотя на посадку и просто на значительное изменение высоты нужно намного больше времени, да и вообще скорее всего, он за это время просто развалится в воздухе.

Однако есть и хорошие новости: открыть дверь во время полёта невозможно. Во-первых, на неё оказывается огромное давление. Быть может, в далеком 1932 году, когда самолеты не были оснащены системой герметизации ее и можно было как то открыть. Но в современных летательных аппаратах такая система есть: все двери самолета сконструированы по типу пробка. Прежде чем открыть дверь наружу, ее необходимо протолкнуть вовнутрь. Это возможно благодаря особой форме двери и корпуса самолета. Если пытаться выдавить дверь, она застрянет как пробка. Благодаря давлению в кабине самолета, открыть дверь или люк практически невозможно.

Во-вторых, она защищена рядом электронных и механических защёлок. Так что вам понадобится как минимум домкрат. Но на борт никого с ним никто не пропустит.

Тем не менее, призываю вас не поддаваться аэрофобии и напоминают, что самолет является одним из самых безопасных видов транспорта (хотя мне кажется самый безопасный - это ЖД): шанс несчастного случая составляет всего 1:9821, а в случае поездки в автомобиле — 1:114. Например, за последние 6 лет в мире произошло всего 107 авиакатастроф, количество крупных аварий автомобильного транспорта превышает это число в несколько десятков тысяч раз.

Однако это совсем не уменьшает количество людей, которые вообще не летают (а ведь нет таких, кто не ездит на машине или автобусе из за боязни) или летают и постоянно боятся. Скорее всего тут срабатывает психологическое правило: на машине или автобусе мне скорее всего повезет и я выскочу, выпрыгну или просто останусь живым, а в случае с падающим самолетом такое уже не прокатит. Вот это отсутствие всякой надежды на спасение, пусть даже в очень маловероятном случае и формирует дикую боязнь авиаперелетов у многих людей.

Правильно я говорю?

Каждый человек, который часто летает самолетами, знает, что стюардессы немало внимания перед взлетом уделяют объяснению того, как нужно использовать кислородные маски.

«Чтобы открыть доступ кислорода, аккуратно потяните маску на себя». Звучит легко и просто, если вы не пытаетесь сделать это в условиях быстрой декомпрессии на высоте около десяти километров.

Быстрая декомпрессия

Быстрая декомпрессия - это незапланированное снижение давления в условиях герметичности. Она случается, например, когда кто-нибудь открывает дверь самолета во время полета или же если иллюминатор самолета разбивается.

Однако статистка показывает, что большинство таких быстрых декомпрессий случаются по причине негерметичности конструкции самолета, возникающей при неправильном ремонте.

Что же произойдет, если дверь самолета открыть?

Но если дверь самолета все же открыть посреди полета, каждый, кто будет находиться неподалеку от нее, будет тут же выброшен наружу. Температура в салоне резко упадет до очень низких показателей, а сам самолет может начать разваливаться. Во время быстрой декомпрессии, происходящей на крейсерской высоте, в распоряжении взрослых людей будет от пятнадцати до двадцати секунд, которые они должны потратить с пользой, прежде чем потеряют сознание.

Казалось бы, этого времени должно быть достаточно, чтобы использовать свою маску и помочь ребенку рядом с вами, но в условиях быстрой декомпрессии вам придется заботиться и о многих других вещах. Бывший пилот самолета на форуме в Интернете описал то, каково это находиться в условиях быстрой декомпрессии. «Ваш язык оказывается в вашем горле в считанные секунды, ваши уши начинают болеть, а зубы становятся в тысячу раз более чувствительными». Если вы не потеряете сознание, то самый большой риск, который вас ждет, - это гипоксия. Ваше тело будет лишено кислорода, что приведет к дезориентации, замедлению сердечного ритма, потере сознания и смерти.

Безопасность в полете

Именно поэтому кислородная маска - это то, чем вам нужно заняться в первую очередь, так как она поможет вам дожить до того момента, как пилот выведет разгерметизированный самолет на высоту, где можно будет дышать самостоятельно. Но нервным пассажирам не стоит слишком сильно беспокоиться. Разница давления снаружи и внутри самолета слишком высока, что делает физически невозможным открытие дверей посреди полета, что, однако, не остановило людей в прошлом, попытавшихся это сделать.

На крейсерской высоте около трех с половиной килограмм массы давит на каждые шесть квадратных сантиметров самолета. Что касается окон, то они созданы таким образом, чтобы выдерживать монументальное давление снаружи, поэтому сила, которую может приложить к ним человек, им будет нипочем. Они сделаны с использованием поликарбонатного соединения и имеют несколько толстых слоев. Хотя быстрые декомпрессии случаются очень редко, вам все же стоит знать, что вам нужно делать, если нечто подобное произойдет на борту самолета, на котором вы летите. Убедитесь в том, что все ремни пристегнуты, вы знаете, откуда появится маска, а также как ее использовать.

Одна из самых удивительных историй, произошедших в мире гражданской авиации, случилась 24-ого ноября 1971-ого года. События, произошедшие на борту самолета Боинг 727 послужили не только уроком в вопросах безопасности, но и стали мощным толчком в развитии технологий дверей в самолетах. Сегодня мы расскажем вам о том, почему механизм открытия дверей в самолете носит название лопатка Купера.

Процесс

Дело развивалось так. Пассажир под именем Дэн Купер, сел на место C18 – что располагается в хвосте самолета. Недалеко от него сидела одна из стюардесс. Как только самолет оторвался от земли, Купер передал стюардессе записку. Та, подумав, что это его номер телефона, просто убрала ее в карман. Удивившийся от такого поведения, Купер сказал вслух, что лучше бы она посмотрела записку, так как там написано о бомбе, которая находится у него прямо сейчас в чемодане. После чего Купер пригласил стюардессу оповестить об этом пилотов и наземные службы, с информацией, что самолет был угнан.

Дэн Купер требовал выкуп 200 тысяч долларов, иначе он угрожал взорвать самолет в небе. Кроме 200 тысяч долларов Купер просил еще 4 парашюта. В ходе переговоров, он объяснил ФБР, что деньги и парашюты надо передать, когда они сядут на землю. Сотрудникам спецслужб удалось убедить Купера отпустить всех пассажиров – их было 36. Но на борту остались все сотрудники – пилоты и стюардессы. На земле самолет был дозаправлен и вновь взлетел в небо.

Куперу выдали выкуп и 4 парашюта. После набора высоты, Купер оставил заложников, и удалился в хвостовой отсек. Позже выяснилось, что он открыл багажную дверь и просто выпрыгнул вместе с деньгами. Даже самые элитные двери не помогли бы в данной ситуации – открыть дверь можно было без каких либо приспособлений. Зачем Купер просил 4 парашюта, так и осталось не известным. Самолет успешно приземлился, в итоге никто не пострадал.

После данного инцидента, Боинг, а затем и Аэробус, добавили в конструкцию самолета специальные механизмы, которые не позволяют открыть двери самолета, когда давление между салоном и снаружи – слишком разное. Собственно, лопатка Купера и есть тот самый механизм в Боинге, который не позволяет открывать двери самолета на высоте.

Данное нововведение получило как позитивные, так и негативные отзывы, так как нашлись противники того, что двери теперь можно открыть не всегда. Но в реальности же, это очень хорошее новшество, так как современные самолеты летают на таких высотах, где открытие двери может привести к гибели всех пассажиров.

Хотя двери в самолете намного более сложная конструкция, нежели домашние двери, но суть у них точно такая же – петли и ручки. Конечно, в случае с ручками для дверей самолета, не нужна красивая фурнитура из Италии , здесь важен функционал. Ручки должны быть большими, прочными и самое главное – передавать усилие открытия на петли, так как открыть дверь бывает очень сложно. И если для дома вы могли бы купить

Можно ли садиться возле аварийного выхода? Как он открывается? Возможно ли «раскупорить» аварийный выход в полете? Эти вопросы приходят на ум почти всем пассажирам, но мало кто решается задать их специалистам. Уж слишком нелепыми, на наш взгляд, кажутся эти вопросы. Но на самом деле знание ответов делает вас спокойнее – даже если не рассматривать ситуации, в которых оно может спасти вам жизнь.

Процесс открывания аварийного выхода обычно описан в инструкциях по безопасности – так называемых «safety cards». Также он изображается на рисунках, размещенных возле самого аварийного выхода (с этим жанром мы уже знакомы по надписям в автобусах - «выдерни шнур, выдави стекло»). Разобраться в том, как надо действовать, несложно. Как правило, при открытии аварийного выхода нужно снять блокировку поворотом или поднятием ручки, открыть дверь, а затем выдавить ее, чтобы она не мешала эвакуации . На некоторых моделях самолетов снятую аварийную дверь рекомендуется укладывать внутрь салона (например, Ту-154), на других воздушных судах («Боинг 737», «Аэробус А320») - сбрасывать наружу. Если вы видите в иллюминатор дым или открытый огонь вблизи аварийного выхода – открывать эту дверь нельзя ! Необходимо переместиться к другому люку – в большинстве современных самолетов три аварийных выхода.

Чтобы сбросить дверь аварийного выхода наружу, ее нужно не только поднять, но и просунуть в проем по диагонали. У здорового и крепкого мужчины это не вызовет затруднений. А вот у женщины или подростка может не хватить сил, чтобы справиться с тяжелой дверью. Вот почему во многих авиакомпаниях стюардессы заранее, еще до взлета, просят кого-либо из физически сильных мужчин сесть возле аварийного выхода.

«Это, конечно, хорошо», - скажет пассажир, четко соблюдающий инструкции. «Не слишком», - возразит пассажир, понимающий, в каком мире он живет. – «Здоровый и сильный мужчина может «потренироваться» в открытии аварийного выхода еще до наступления ЧП! Особенно если он выпил перед полетом…»

В нашей стране, конечно, возможно и такое. Но все же бояться не стоит - во время полета открыть аварийный выход даже очень сильному пассажиру не удастся. Ему помешает разница в давлении внутри салона и за бортом . Избыточное давление в салоне выполняет роль «естественной» блокировки для дверей, которые открываются внутрь. Те люки, которые открываются наружу, снабжены анероидной коробкой, кинематически блокирующей дверь при достижении определенной высоты. Во многих самолетах на аварийных дверях также есть защелки. Если они откинуты (то есть дверь не заблокирована), в кабине будет гореть табло «Ко взлету не готов».

А вот во время взлета или посадки открыть аварийный выход можно. Подобный инцидент произошел несколько лет назад в одной из российских авиакомпаний. Подвыпивший пассажир приоткрыл и закрыл аварийный люк во время пробега после посадки. Поскольку самолет был уже на земле, с пассажирами ничего не случилось, но «экспериментатора» все-таки отправили в милицию.

Открытие аварийного выхода без необходимости – это не просто мелкое хулиганство. Это действие, угрожающее безопасности других пассажиров. За открытие аварийного выхода на пробеге перед взлетом или после посадки предусмотрено административное наказание . Желание «побаловаться» может обернуться для нарушителя штрафом в пару тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

«Остановите самолет, я выйду», — меланхолично пела в 80-е годы группа «АукцЫон». Это по праву считалось одной из самых курьезных строчек русского рока. Но есть и такие чудаки, которые до сих пор воспринимают эти слова как руководство к действию.

В конце августа пассажир австралийской авиакомпании Qantas Airways хотел выйти из лайнера до посадки. Самолет, направлявшийся рейсом № QF2 из Лондона в Бангкок, уже заходил на снижение в аэропорту Сиднея, когда один из пассажиров неожиданно встал и направился к среднему выходу в салоне для пассажиров экономического класса. Мужчина попытался открыть запасную дверь лайнера, однако члены экипажа сумели его остановить.

Несмотря на то что неприятностей удалось избежать, многие пассажиры, а в особенности дети, находящиеся в салоне авиалайнера, сильно напугались и стали кричать. Отчаянного пассажира пересадили на свободное место в 1-м классе, где рядом с ним безотлучно находился один из стюардов.

Через некоторое время самолет благополучно приземлился в аэропорту Сиднея, где молодого человека уже ждала полиция. Нарушителя спокойствия допросили, однако вскоре отпустили и перенаправили в соответствующее медицинское учреждение, так как у него явно наблюдались психические отклонения.

К сожалению, подобные инциденты не редкость. Запасные двери авиалайнеров, снабженные массивными рукоятками и крупными поясняющими надписями и картинками, притягивают к себе не слишком вменяемых пассажиров. Компания Служба Континентов предлагает проследить захватывающую хронологию попыток открыть дверь самолета в полете.

В январе 2005 года трагедией в небе над Средиземным морем едва не закончилась выходка пьяного испанца, который попытался открыть люк самолета со 120 пассажирами на борту. Испанец вначале начал курить, закрывшись в туалете, затем попытался взломать дверь кабины пилотов, после чего бросился покурить к выходу. Для того чтобы его унять, потребовались усилия нескольких человек. При этом на борту лайнера находилось 120 туристов.

В августе 2005 года в аэропорту Сиэтла была арестована американка, открывавшая дверь лайнера United Airlines во время приземления, когда до земли оставалось менее 150 метров.

В сентябре 2006 года клиенты авиакомпании United Airlines с рейса Лос-Анджелес — Вашингтон были смертельно напуганы выходкой одного из пассажиров, пытавшегося открыть дверь Airbus A320 в середине пути.

В январе 2007 года один из клиентов Индийских авиалиний собирался в полете открыть люк запасного выхода «для собственного успокоения». Туристу просто надоело дожидаться посадки самолёта — во время полёта он решил пройти в кабину пилотов, создав тем самым такую опасную ситуацию на борту, что экипажу пришлось совершать экстренную посадку.

В феврале 2007 года уже два пассажира в аэропорту Нью-Дели открыли дверь лайнера в тот момент, когда самолёт стоял на стартовой взлётной полосе.

В мае 2007 года два нетрезвых пассажира авиакомпании Vietnam Airlines пытались выломать дверь самолета на взлёте. Они перепутали запасную дверь самолёта с входом в туалет. Когда они поняли, что дверь не открывается, они стали возмущенно кричать на бортпроводников, требуя открыть туалет и включить душ. Командир лайнера прервал рейс и вернул самолёт к терминалу. Двух нарушителей спокойствия, которых звали Mai Xuan Huy и Hoang Trong, сотрудники службы охраны аэропорта вывели из самолёта. В итоге рейс, который направлялся из Хошимина в Ханой, был задержан на 1 час.

В августе 2007 года стюардесса обнаружила в хвостовой части Аэробуса А319 авиакомпании Frontier Airlines, летевшего из Денвера в Нью-Йорк, пассажира, открывающего дверь. Экипаж с трудом скрутил нарушителя, оказавшего сопротивление.

В августе 2007 года турист из России сорвал вылет самолёта из Шарм-Эль-Шейха в Москву, открыв запасной люк и выпустив спасательный трап за несколько минут до взлёта.

В октябре 2007 года в полёте самолёта American Airlines Орландо в Даллас женщина едва не открыла дверь на высоте, ей помешали подоспевшие члены экипажа.

В апреле 2008 года трое нетрезвых россиян устроили дебош во время рейса Montenegro Airlines из Москвы в Бургас и намеревались выломать люк запасного выхода.

В июне 2008 года израильтянин, перепутавший в полете дверь туалета с дверью запасного выхода, был арестован по прилете в аэропорт Бургаса.

В июле 2008 года самолет авиакомпании XL, летевший из Греции в Манчестер, был вынужден экстренно приземлиться во Франкфурте, после того как две нетрезвые британки попробовали открыть дверь в полёте.

В июле 2008 года аналогичная экстренная посадка лайнера авиакомпании First Choice была произведена на Бермудских островах. Нетрезвый англичанин собирался выйти в небе, не дождавшись прилета на Кубу.

В январе 2009 года канадский турист пытался покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви, собираясь выпрыгнуть из Boeing 757 на высоте 10 км. «Ромео» на высоте 10 км попытался открыть дверь, чтобы выпрыгнуть из самолета. К счастью, экипажу авиалайнера и нескольким пассажирам удалось остановить самоубийцу до того, как ему удалось открыть дверцу Боинга. Туристом, чуть не устроившим катастрофу лайнера, оказался некий Адриан Уоррел тридцати трёх лет от роду. Полиции, которая уже ждала нарушителя спокойствия по прилете в Торонто, Уоррел сообщил, что накануне он получил отставку от своей подруги и решил свести счёты с жизнью.

В апреле 2009 года подобная попытка удалась пассажиру канадской авиакомпании Adlair Aviation, открывшему дверь и выпавшему на землю с высоты 7 тысяч метров. Когда до цели полета оставалось около 200 км, на высоте 7 км над землей один из троих пассажиров, 20-летний житель Кеймбридж-Бей, стал вести себя неадекватно и, несмотря на попытки окружающих сдержать его, открыл дверцу самолета и выпрыгнул. Несмотря на разгерметизацию, пилоты смогли справиться с управлением и благополучно посадить самолет с открытой дверью. Оба пилота и два оставшихся пассажира — семейная пара были в шоке от случившегося и описали все произошедшее полиции. Молодой самоубийца принадлежал к известной в небольшой коммуне Кеймбридж-Бей семье и не состоял на учёте у психиатров. Знакомые и друзья охарактеризовали его как замкнутого и молчаливого человека.

Причиной подобного поведения эксперты называют неадекватное состояние пассажиров, чаще всего вызванное или нарушением психики, или злоупотреблением алкоголем. К сожалению, о подобных неприятных и опасных ситуациях в своей практике именно с пьяными пассажирами может вспомнить практически любая стюардесса российских авиалиний, имеющая большой стаж работы.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные