Переход причастий в прилагательные и существительные. Переход причастий в прилагательные Зависимость от смыслового значения

Наличие у причастий признаков, одинаковых с признаками имен прилагательных, способствует пе­реходу причастий в имена прилагательные. Данный процесс называется адъективацией (от лат. - прилагат.). При этом причастия утрачивают признаки глагола и обозначают просто признак предмета без отношения к действию: бле­стящий на солнце камешек - блестящий оратор, воспитанный бабушкой мальчик - воспитанный человек.

Существуют слова, которые окончательно утрати­ли признаки глагола и перешли в прилагат.: смиренный, неожиданный и т. д. Кроме того, есть слова, которые в зависимости от контекста являются то причастиями, то образован­ными от причастий морфолого-синтаксическим спо­собом прилагательными. При этом, выступая в ро­ли прилагат., такие слова часто приобретают иное лексическое значение: распущенные по плечам волосы (причастие) - распущенный ребенок (прила­гат.), открытая настежь дверь (причастие) - открытый взгляд (прилагат.), слегка припод­нятый занавес (причастие) - приподнятое на­строение (прилагательное). Это же касается и крат­ких форм прилагат. и причастий: войска со­средоточены у реки (причастие) - взгляды сосредо­точенны (прилагат.), девочка воспитана в детдоме (причастие) - девушка умна и воспитан­а (прилагат).

Обычно причастия можно заменить глаголом: 1. Блестящий на солнце камешек - камешек, кото­рый блестит на солнце, 2. По полю рассеяны удоб­рения. - По полю рассеяли удобрения. Прилагат. обозначают качество предмета и могут быть за­менены прилагат.-синонимами: 1. Блестя­щий оратор - хороший оратор. 2. Дети были рассеянны.- Дети были невнимательны.

Особую трудность представляет разграничение прилагат. и причастий, оканчивающ. на -мый : любимый, невидимый, невредимый и т. д. Счи­тается, что причастиями подобные слова являются тогда, когда имеют при себе пояснительное слово в форме Тв.П. без предлога, называю­щее действующее лицо или орудие действия: не лю­бимый отцом цвет, не видимый глазом микроб. В иных случаях они, как правило, являются прила­гат.: мой любимый цвет, невидимый за го­ризонтом город. Прилагат., образованные от причастий, мо­гут приобретать признаки, свойственные прилагат.: образовывать наречия на -о, -е (блестящий до­клад - говорил блестяще), иметь степени сравнения (самый любимый поэт), сочетаться с наречиями меры и степени (очень организованный коллектив) и т. д.

Причастия (иная точка зрения - прилагат., образ. от причастий) могут переходить в сущ.: учащиеся, мороженое, будущее, прошедшее, трудящиеся и т. д.: 1. Человек - одно звено в бесконечной цепи жизней, которая тянет­ся через него из глубины прошедшего (сущ.) к бесконечному будущему (сущ.).

1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни,выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2)Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла).

Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на-щий, например:

вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах (очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ.

Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на-нный и-тый ; истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая).

Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень: сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее.

Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на -ся , причастия прошедшего времени на -вший . Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др.

2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл кспящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные: учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее.

Упражнение 315 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.



I. 1) На следу..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу...щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу...щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу...щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу...щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу...щий за нами.

II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд...щими поколениями народа. 2) Наше буд...щее прекрасно. 3) Буд...щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д...щем году у нас ещё увеличится.

§ 253. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных.

1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени на -нный пишется два н ; картина, нарисованн ая художником; баржа, груженн ая лесом; зверь, раненн ый пулей; рабочий, квалифицированн ый по шестому разряду; решённ ая задача; брошенн ый ребёнок.

2. В прилагательных, образованных от глаголов, пишется дван , если они имеют приставки или оканчиваются на-ованный, -еванный (кроме кованый и жёваный): усиленн ое питание, избранн ые сочинения, возвышенн ый стиль, поношенн ое пальто, подержанн ые книги, квалифицированн ый рабочий, балованн ый ребёнок.

3. В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов (а также не имеющих суффикса-ованный), пишется однон: гружён ая баржа, сеян ая мука, копчён ая колбаса, вялен ая рыба, вязан ые рукавицы, гашён ая и негашён ая известь, солён ый огурец, ткан ая скатерть, ранен ый солдат.

4. Исключения: надо писать с однимн: смышлён ый ученик, назван ый брат, а также существительное придан ое; с двумян: священн ый долг, данн ый случай, желанн ый гость, нечаянн ый случай, невиданн ый и неслыханн ый успех.

Примечание. Одно н пишется в отглагольных прилагательных, когда они входят в состав сложного слова, например: гладкокрашеный материал, свежемороженое мясо.



Упражнение 316.

Жаре...ая рыба–зажаре...ая баранина, калё...ые каштаны– закалё…ая сталь, выжже...ая степь – жжё...ый кофе, высея...ые семена – сея...ая мука, вощё...ая бумага – навощё…ая нитка, вытка...ый рисунок – тка...ая скатерть, вяза...ая кофта – связа...ые руки, гашё...ая известь – погаше...ый костёр, рва...ые ботинки– сорва...ое яблоко, краше...ый дом – выкраше...ый пол, учё...ый скворец – выуче...ый урок, пуга...ая ворона – испуга.. ый ребёнок.

317. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) В беше...ой торопливости оседлал он коня. 2) На него напали взбешё...ые люди. 3) Со скрежетом ударяли о камень мостовой кова...ые копыта. 4) Конь чувствует опуще...ый повод, сразу забирает рысь. 5) Миновали мостик, переброше...ый через речонку. 6) Глубоко в землю врыт круглый тёса...ый дубовый столбище. 7) Я в этих делах стреля...ая птица. 8) Смышлё...ый мальчишка понравился матросу. 9) Без пальто она была, в вяза...ой кофте. 10) Через Киев на юг проходили эшелоны, груже...ые людьми, повозками, кухнями, орудиями.

(Н. Островский.)

318. Спишите, вставляя н илинн.

1) Стены были выкраше...ы белой краской. Стены, выкраше…ые белой краской, были очень чисты. По краше...ым полам были постла...ы дорожки и половики. 2) Офицер, ране...ый в руку, оставался в строю до конца боя. Ране...ого офицера отправили в госпиталь. 3) Гружё...ые платформы товарного поезда быстро мелькали мимо полустанка. В тупике стояла платформа, гружё...ая камнем. 4) Суровое, изреза...ое морщинами лицо старика было хмуро и сосредоточе...о. Всё моё внимание было сосредоточе...о на решении трудной задачи.

319 . Спишите, вставляя н или нн (повторить § 170).

Фабрич...ый, батальо...ый, ю...ый, зелё...ый, студё...ый, серебря...ый, оловя...ый, кожа...ый, полотня...ый, деревя...ый, рассея...ый, сея...ый, конопля...ый, песча...ый, копчё...ый, закопчё...ый, утре-ий, родстве...ый, родстве...а, расклее...ый, расклее...а, клее...ый, глиня...ый, соломе...ый, клюкве...ый, ветря...ой двигатель, ветре...ая погода, масле.. .ые руки, масля...ые краски, лимо...ый, авиацио...ый.

320. Спишите, вставляя н илинн.

1) Дорога была прекрасна и во многих местах вымоще...а. 2) На дороге в виде плотины навале...ы каменья. 3) Через ручьи выстрое...ы были каме...ые мосты. 4) Нечая...ый случай разрешил мои недоумения. 5) Землянка устл…а и обвеша...a богатыми коврами. 6) В тот год осе...яя погода стояла долго на дворе. 7) Долго кова...ый кувшин волною звонкой наполнялся. 8) На серебря...ом просторе ходит месяц золотой. 9) В горах, окова...ый, у стада проводит пленник каждый день. 10) Они вдвоём рука с рукою гуляют утре...ей порою. 11) Кибитка остановилась перед деревя…ым домиком, выстрое...ым на высоком месте. 12) Маленький человек в кожа...ом картузе и фризовой шинели вышел из телеги. 13) Мы встретили ране...ого казака. 14) Здесь я увидел Михаила Пушкина, ране…ого в прошлом году.

(Из произведений А. С. Пушкина.)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Определение деепричастия.

Деепричастие– это неизменяемая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия.

Деепричастие, как и наречие, служит в предложении обстоятельством, поясняющим глагол. Сравните примеры:

1) Трезор бежал впереди и 2) Трезор бежал впереди,

помахивал хвостом,помахивая хвостом. (Н. О.)

В первом примере оба глагола: бежал и помахивал – являются сказуемыми. Во втором примере только глагол бежал является сказуемым, деепричастие же помахивая является обстоятельством образа действия, служащим для пояснения сказуемого; оно отвечает на вопрос как? (бежал как? – помахивая хвостом). Вот ещё примеры, где, деепричастия, поясняя сказуемые, являются различными обстоятельствами: 1) Мы двинулись дальше (когда?), отдохнув и покормив лошадей (обст. времени). 2) Василиса Егоровна оставила меня в покое (почему?), видя моё упрямство (обст. причины). 3) Не суйся в воду (при каком условии?), не зная броду (обст. условия).

Деепричастия образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида; они могут быть образованы от глаголов каждогоиз трёх залогов.: действительного, страдательного, среднего.

Так, от глагола читать (книгу) – переходного, действительного залога, несовершенного вида образовано деепричастие читая (книгу); от глагола остановиться – непереходного, среднего залога, совершенного вида образовано деепричастие остановившись; от глагола обсуждаться – страдательного залога, несовершенного вида образовано деепричастие обсуждаясь.

Деепричастия указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая. Мы будем идти разговаривая. Деепричастия совершенного вида обозначают действия, которые произошли раньше поясняемых действий: Поговорив, мы расходимся. Поговорив, мы разошлись. Поговорив, мы разойдёмся.

Образование деепричастий.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени прибавлением суффикса-я, а после шипящих –-а, например: путешествуют – путешествуя, глядят – глядя, плачут – плача, дышат – дыша, борются – борясь, держатся – держась.

Деепричастия от глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс-ва- выпадает, образуются с этим суффиксом: издавать – издавая, сознавать – сознавая, отставать – отставая.

Примечания. 1.. От ряда глаголов несовершенного вида деепричастия либо не образуются, либо, если образуются, в речи почти не употребляются, например: 1) от глаголов на -чь в неопределённой форме (печь. беречь, стричь и др., сравните возможные, но неупотребительные формы берегя, стригя); 2) от глаголов с суффиксом -ну - (киснуть, пахнуть, вянуть и др.); 3) от части глаголов I спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса -а ; а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса, например: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу и др.

2. Деепричастие от глагола быть имеет суффикс-учи: будучи. Деепричастия с суффиксом-учи, -ючи от других глаголов употребляются преимущественно в языке фольклора: Глядючи на это, заплакал свет Владимир-князь (из былины).

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени прибавлением суффиксов-в, -вши после гласного, -ши после согласного: открыл – открыв или открывши, сознался – сознавшись, влез – влезши, подстриг – подстригши, сгрёб – сгребши, высох–высохши; у глагола запереть деепричастие имеет два варианта: заперев (от основы неопределённой формы запереть) и заперши (от основы прошедшего времени запер).

Деепричастия совершенного вида могут образовываться от основ будущего простого времени прибавлением суффиксов-я , -а. Обычно так образуются деепричастия от некоторых глаголов с основой на согласные и от возвратных глаголов с суффиксом -и - в неопределённой форме: прочту – прочтя, приведу – приведя, отметится – отметясь, простится – простясь.

Некоторые глаголы образуют деепричастия двояко: и с суффиксами-вши, -в, -ши, и с суффиксами-я, -а: принести, принесу– принесши и принеся; приведу -– приведши и приведя; настроиться – настроившись и настроясь.

Примечание. У одних глаголов с основой на -д и -т деепричастия образуются от основы настоящего (или будущего простого) времени (с сохранением д и т ) посредством суффикса -я ; приобретёт – приобретя, сплетёт – сплетя; у других – от основы прошедшего времени (с пропуском д и г) посредством суффикса-вши : сел – севши.

От приставочных глаголов, произведённых от глагола идти–иду–шёл, деепричастия образуются либо от основы будущего простого времени: приду – придя, выйду – выйдя, найду – найдя, либо от основы прошедшеговремени (с восстановлением (д ): пришел – пришедши, вышел – вышедши, нашёл – нашедши.

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик .

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

какие изменения происходят при переходе причастий в прилагательные и существительные и получил лучший ответ

Ответ от Альтависта[гуру]
Какие сложные объяснения - кошмар!! ! Пусть будет примитивно, но понятно: раненный в ногу боец - есть зависимое слово, причастие, поэтому НН; раненый боец - отглагольное прилагательное Н (это исключение, на всякий случай, по виду должно писаться НН) ; раненому сделали перевязку (кому?) - субстантивированное существительное - одна Н. Если вопросы - пишите.
Источник: Филолог

Ответ от Наташа [гуру]
Адъективацией называется переход причастия в прилагательное. При адъективации причастия утрачивают свои глагольные категории и начинают обозначать постоянный статический, неизменный признак, таким образом, происходит переосмысление причастий. Выделяют:
* причастия, перешедшие в прилагательные с переносным значением (блестящая карьера) ;
* причастия, перешедшие в прилагательные с новыми, дополнительными значениями (мыслящее существо) ;
* причастия, перешедшие в прилагательные с обозначением предназначенности для выполнения какого-либо действия (пишущая машинка) ;
* причастия, перешедшие в прилагательные со значением способности подвергаться какому-либо воздействию (склоняемые существительные) ;
* причастия, перешедшие в прилагательные со значением состояния, вызванного в результате какого-либо действия (сгущенное молоко) .
посмотри тут в середине страницы много чего об этом написано еще


Ответ от Дмитрий Шведов [мастер]
я уж забыл правила русского языка, но может в предложении причастие становится определением, подлежащим или дополнением:)



Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какие изменения происходят при переходе причастий в прилагательные и существительные

Наибольшие затруднения вызывает правописание страдательных причастий прошедшего времени на -ный, перешедших в прилагательные (вареный, соленый). Это объясняется тем, что до сих пор учащимся помогало различать причастия и прилагательные то, что причастия образованы от глаголов, а прилагательные от существительных. Встретив прилагательные, которые тоже образованы от глаголов, учащиеся начинают их смешивать с полными причастиями.

Нужно, чтобы школьники твердо запомнили признаки этих прилагательных.

1) Отглагольные прилагательные данного типа образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь. Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. (Следует помнить о нескольких страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, о которых говорилось выше: читанный, писанный и др.)

2) У таких отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. В то время как у причастий могут быть приставки: поджаренное мясо, запутанные следы. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то, прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого она образована. От глагольные прилагательные на -ованный, -еванный всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный). Прилагательные кованый, жеваный, пишутся с одним н, так как -ов и –ев входят в корень, в чем учащиеся убеждаются, разобрав слова по составу.

Следует запомнить слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, которые пишутся с двумя н, смышленый, названый - с одним н.

Полезно сопоставить смешиваемые формы: масляные (краски)- прилагательное, образованное с помощью суффикса -ян- от существительного масло; масленый (блин)-отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук)- причастие, образованное от глагола замаслить.

Приводим упражнения для тренировки.

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки. Составить с ними предложения. Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка,

6. Объяснить правописание.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

Приводим предложения, которые можно использовать для различного вида диктантов по всей теме.

1) По стенам висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда (Пауст.).

2) Заплатанные извозчичьи армяки с жестяными номерами зарябили в глазах (Пауст.).

3) Наша бригада вошла в брошенную жителями, разоренную и полувыжженную турецкую деревню (Гарш.).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревянных крашеных и золоченых мисок с жидкою пшенною кашицей (Гарш.).

5) В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище (Купр.).

6) Желтели стены, выкрашенные масляной краской, захватанные грязными пальцами (Пауст.).

7) Их обогнал человек в рваном пальто и соломенной шляпе (А. Н. Т.).

На пустынной улице показалась странная фигура испуганного человека (А. Н. Т.).

9) Дворцы гляделись в Неву расстрелянными пустынными окнами (А. Н. Т.).

10) Он лежал в чьем-то овчинном зипуне, окруженный целой толпой народа (Купр.).

11) Армия таяла, как брошенные в печь оловянные солдатики (А.Н.Т.).

12) Стены выбелены известкой, а снизу выкрашены коричневой масляной краской (Купр.).



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные