Памятник в трептов парке советскому солдату. Памятник воинам советской армии в трептов-парке в берлине

Памятник «Воин-освободитель» в Берлине (Берлин, Германия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Как добраться: на электричке до ст. Treptower Park или автобусах №№ 166, 265, 365.

Время работы: круглосуточно 7 дней в неделю. Вход в парк и памятный зал бесплатный.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Берлин и Восточная Германия

  • Где остановиться: В отелях любой «звёздности» и ценовой политики Берлина , вблизи достопримечательностей или на бюджетных окраинах. Выбор гостиниц в Бранденбурге и Потсдаме ничуть не меньше, кроме того, здесь чудесная природа и около 500 дворцов и усадеб в окрестностях. Всем, чья душа неравнодушна к прекрасному, понравится «немецкая Флоренция» - Дрезден с его барочными особняками и художественными собраниями. Лейпциг – самый вдохновляющий город Германии: творчество Баха, Шумана, Вагнера, Мендельсона и Гёте тому подтверждение.
  • Что посмотреть: Рейхстаг , Бранденбургские ворота и Берлинскую стену , а также массу интересных музеев и памятников Берлина . В Бранденбурге непременно стоит посетить блистательные королевские усадьбы, а в

Монумент, установленный в Германии советскому воину-освободителю, который несёт на руках маленькую спасённую девочку, является одним из самых величественных символов Победы в Великой Отечественной войне.

Воин-герой

Внешний был изначально задуман художником А.В. Горпенко. Однако ключевой автор памятника воину-освободителю Е. В. Вучетич смог воплотить свою задумку в жизнь только благодаря решающему слову Сталина. Установку решено было приурочить к 8 мая 1949 года.

Архитектор Я. Б. Белопольский и инженер С. С. Валериус сделали основные наброски будущей скульптуры, однако ключевая часть работы легла на плечи скульптора Е.В. Вучетича, восхищённого подвигом солдата Николая Маслова, который самоотверженно боролся с немецкими оккупантами вплоть до столицы нацистского Рейха.

Именно подвиг рядового солдата, который не побоялся пройти под взрывами снарядов и летящими со всех сторон пулями для того, чтобы спасти маленькую немецкую девочку, сыграл решающую роль в создании памятника советским солдатам в Берлине. Монумент столь выдающемуся человеку должен был быть создан только столь же нестандартной личностью. Решено было установить скульптуру в Трептов-парке в качестве символа победы над фашизмом.

Лучший из лучших

Для того чтобы показать всему миру героический подвиг наших солдат, советское правительство разрешило установить памятник русским солдатам в Берлине. Трептов-парк получил вечное украшение в виде мемориального комплекса только после того, как на конкурсе, в котором участвовали около 33 индивидуальных проектов, были выбраны лучшие из лучших. Причём лидирующей позиции достигли в итоге только два из них. Первый принадлежал Е.В. Вучетичу, а второй - Я.Б. Белопольскому. За тем, чтобы памятник русским солдатам в Берлине был установлен с соблюдением всех идеологических норм, должно было проследить 27-е управление, отвечающее за армейские оборонные сооружения всего Советского Союза.

Поскольку работа была трудной и кропотливой, решено было задействовать более 1000 немецких солдат, отбывающих наказание в советских тюрьмах, а также более 200 рабочих немецкой литейной фирмы Noack, мозаично-витражной мастерской Puhl&Wagner и садоводов, работающих в товариществе Spathnursery.

Изготовление

Советские памятники в Берлине должны были постоянно напоминать немецким гражданам, что ждёт их народ в случае повторения столь ужасных деяний. Монумент решено было изготовить на заводе «Монументальная скульптура», располагающемся в Ленинграде. Памятник русским солдатам в Берлине превышал отметку в 70 тонн, что существенно затрудняло его транспортировку.

Из-за этого конструкцию решено было разделить на 6 основных составляющих и таким образом переправить их в берлинский Трептов-парк. Тяжёлая работа была завершена в первых числах мая под неустанным руководством архитектора Я. Б. Белопольского и инженера С. С. Валериуса, а уже 8 числа монумент был презентован всему миру. Памятник русским солдатам в Берлине достигает в высоту 12 метров и является на сегодняшний день ключевым символом победы над фашизмом в Германии.

Открытием мемориала в Берлине руководил А. Г. Котиков, являющийся генерал-майором Советской армии и выполняющим на то время роль городского коменданта.

Уже к середине сентября 1949 года памятник воину-освободителю в Берлине перешёл под контроль советской военной комендатуры магистрата Большого Берлина.

Реставрация

К осени 2003 года скульптура настолько обветшала, что руководство ФРГ вынесло решение о необходимости проведения в ходе которых памятник воину-освободителю в Берлине был разобран и отправлен на модернизацию. Проходила она практически в течение полугода, в результате чего уже в мае 2004 года обновлённая фигура советского героя вернулась на исконное место.

Автор памятника "Воин-освободитель"

Скульптор памятника Викторович Вучетич на сегодняшний день - наиболее известный монументалист советского времени.

Кто он, герой?

Памятник в Берлине был выполнен с использованием фигуры советского солдата — героя Николая Маслова, уроженца села Вознесенки. Проживал этот героический человек в Тульском районе Кемеровской области. Ему удалось во время штурма Берлина в апреле 1945 года спасти маленькую немецкую девочку. Во время проведения операции по освобождению Берлина от остатков фашистских формирований ей исполнилось всего 3 года. Она сидела в развалинах здания около тела погибшей матери и плакала навзрыд.

Как только среди бомбёжек образовалось небольшое затишье, плач услышали красноармейцы. Маслов, не задумываясь, пробрался по зоне обстрела за ребёнком попросив товарищей прикрыть его по возможности при помощи огневой поддержки. Девочку удалось спасти из-под огня, однако сам герой получил весьма серьёзное ранение.

Власти ФРГ не забыли о великодушии советского человека и дополнительно к монументу увековечили его память, повесив на Потсдамском мосту табличку, в деталях повествующей о его подвиге ради немецкого ребёнка.

Детали биографии

Николай Маслов провёл большую часть своей сознательной жизни в суровой Сибири. Все мужчины в его роду являлись потомственными кузнецами, поэтому будущее мальчика считалось изначально предопределённым. Его семья была достаточно большая, учитывая, что, кроме него, родителям приходилось воспитывать ещё пятерых детей - 3 мальчиков и 2 девочек. Вплоть до начала военных действий Николай работал трактористом в родном селе.

Как только ему исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Советской армии, где с отличием окончил подготовительную школу миномётчиков. Ровно через год после того, как он впервые попал в армию, его полк впервые столкнулся с военными реалиями, попав под немецкий обстрел на Брянском фронте под Касторной.

Битва была очень долгой и тяжёлой. Советским солдатам трижды удавалось вырваться из фашистского окружения. Причём необходимо обратить внимание на то, что даже в такой непростой ситуации воины сумели уберечь ценой многих человеческих жизней знамя, которое они получили в Сибири в первые дни создания полка. Ребятам удалось выбраться из окружения в составе всего 5 человек, одним из которых и был Маслов. Все остальные осознанно отдали свои жизни в за жизнь и свободу Отечества.

Успешная карьера

Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.

После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.

За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль к правительственной канцелярии.

Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.

Описание памятника «Воин-освободитель»

Как только последний оплот фашизма был взят советскими солдатами, Евгений Вучетич встретился с Масловым. Рассказ о спасённой девочке подсказал ему идею создать памятник воину-освободителю в Берлине. Он должен был символизировать самоотверженность советского солдата, защищающего от угрозы фашизма не только весь мир, но и каждого отдельно взятого человека.

Центральную часть экспозиции занимает фигура солдата, который одной рукой держит ребёнка, а второй меч, опущенный к земле. Под ногами героя Советского Союза лежат обломки свастики.

Парк, в котором был установлен мемориал, знаменит уже тем, что там нашли упокой более 5 000 советских солдат. По начальной задумке на месте, где стоит памятник воину-освободителю, в Берлине должна была быть установлена скульптура Сталина, держащего в руках глобус. Тем самым символизируя, что советская власть держит весь мир под своим контролем и никогда больше не допустит угрозы фашизма.

Дополнительные факты

Не лишним будет заметить ещё и тот факт, что в знак победы над фашистской Германией Советский Союз выпустил монету номиналом 1 рубль, на обратной стороне которой был запечатлён труд Евгения Вучетича - «Воин-освободитель».

Данная задумка принадлежала напрямую знаменитому маршалу-герою Как только Потсдамская конференция подошла к концу, он вызвал к себе скульптора и попросил создать скульптуру, которая покажет, какой ценой достался мир и что ждёт любого, кто когда-либо покусится на его целостность.

Скульптор согласился, однако решил подстраховаться и создал дополнительный вариант скульптуры советского солдата с автоматом и ребёнком на руках. Сталин одобрил именно этот вариант, но автомат приказал заменить на меч, которым простой солдат разрубит последний символ фашизма, роль которого и играла свастика.

Нельзя сказать, что памятник воину-освободителю в Берлине является всего лишь прообразом Николая Маслова. Это цельный, собирательный образ всех солдат, которые самоотверженно защищали свою родину.

После того как в течение полугода кипела работа по созданию фигуры, «Воин-освободитель» стал возвышаться в Трептов-парке, причём увидеть его из-за существенной высоты можно в любой точке парка.

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Берлин по праву считается одной из самых зеленых европейских столиц. Обширные парки для отдыха горожан здесь начали разбивать еще в позапрошлом веке, по всем правилам садово-паркового искусства и в соответствии с генеральным планом развития города. Пожалуй, самый известный из них - это Тиргартен (Tiergarten), примыкающий к правительственному кварталу с Рейхстагом в центральном округе Берлин-Митте (Berlin-Mitte). Туристам мимо Тиргартена ни пройти, ни проехать…

Примерно в одно время с ним (1876-1888) заложили другой крупный парк - в районе Трептов. Сейчас его название и в Германии, и в республиках бывшего СССР, да и в других странах мира прочно связывается с расположенным здесь мемориальным комплексом. Он посвящен красноармейцам, павшим в боях за Берлин в конце Второй мировой войны. Только в этом парке их похоронено около семи тысяч - из более чем 20 тысяч советских солдат, погибших во время освобождения города в самом конце войны.

  • Мемориал в Трептов-парке

    Мемориал в Трептов-парке был воздвигнут в 1947-1949 годах. Главный памятник установлен на холме с мавзолеем.

  • Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Воин-освободитель со спасенной девочкой на руках - центральный памятник мемориала в Трептов-парке.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Монументальная мозаика в мавзолее.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Барельеф с изображением Ордена Отечественной войны у входа в мемориал в Трептов-парке.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Мемориальное поле с братскими могилами, чашами для вечного огня и двумя красными знаменами из гранита.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Барельеф с идущими в атаку солдатами на одном из саркофагов.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    "Всё для фронта! Всё для победы!" - барельеф, посвященный поддержке армии в тылу.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Цитата Сталина.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Скульптура скорбящей женщины.

    Мемориал в Трептов-парке

    Солдатское военное кладбище в Берлине

    Коленопреклоненный солдат около гранитного красного знамени.


Из центра Берлина до парка удобно добираться по железной дороге с одной пересадкой - сначала на электричках S7 или S9 до Ostkreuz, а затем - по кольцевой линии Ringbahn S41/42. Здесь же проходят линии S8 и S9. Остановка так и называется - Treptower Park. Время в пути - около 20 минут. Затем остается немного пройти пешком, следуя по указателям на тенистой Пушкинской аллее (Puschkinallee).

Воинский мемориал в Трептов-парке - самый большой из подобных памятников за пределами бывшего Советского Союза и самый известный в мире наряду с Мамаевым курганом в России. Молодой солдат со спасенной немецкой девочкой на руках и мечом, разрубающим поверженную свастику, возвышается над кронами старых деревьев на могильном холме.

Перед бронзовым солдатом - мемориальное поле с другими братскими могилами, саркофагами, чашами для вечного огня, двумя красными знаменами из гранита, скульптурами коленопреклоненных солдат - совсем молодого и постарше. У гранитных знамен - надписи на двух языках: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества". Сами саркофаги - пустые, солдаты похоронены в земле по краям почетной аллеи.

У входа, украшенного гранитными порталами, посетителей встречает Родина-мать, скорбящая о своих сыновьях. Она и солдат-освободитель - два символических полюса, определяющих драматургию всего мемориала, который обрамлен плакучими березами, специально посаженными здесь в напоминание о российской природе. И не только о природе.

В путеводителях и других описаниях Трептов-парка непременно упоминают всякого рода детальные параметры - высоту и вес бронзовой статуи, количество сегментов, из которых она состоит, число саркофагов с барельефами, площадь парка... Но когда находишься на месте, вся эта статистическая бухгалтерия никакого значения не имеет.

Пересказываются и версии о том, кто именно был воином, который в апреле 1945 года, рискуя жизнью, спас немецкую девочку. Однако автор памятника - скульптор и фронтовик Евгений Вучетич - подчеркивал, что его солдат-освободитель имеет символическое значение, и не рассказывает о конкретном эпизоде. Он особо подчеркнул это в интервью газете Berliner Zeitung в 1966 году.

Подвиг Николая Масалова

Наиболее распространенной является версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). Трехлетняя девочка плакала около своей убитой матери в берлинских развалинах. Ее голос красноармейцы услышали во время короткого затишья между атаками на рейхсканцелярию Гитлера. Масалов вызвался вытащить ее из зоны обстрела, попросив прикрыть его огнем. Девочку он спас, но был ранен.

В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park
Puschkinallee,
12435 Berlin

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу "третьего рейха" до последнего.

Портретное сходство и исторические цитаты

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина - генерал-майора Александра Котикова.

Меч, разрубающий свастику, является копией меча, которым владел первый псковский князь Всеволод-Гавриил - внук Владимира Мономаха. Вучетичу предлагали заменить меч более современным оружием - автоматом, но он настоял на своей первоначальной версии. Также рассказывают, что некоторые военачальники предлагали поставить в центре мемориального комплекса не солдата, а гигантскую фигуру Сталина. От этой идеи отказались, так как она, по всей видимости, не нашла поддержки у самого Сталина.

О "Верховном главнокомандующем" напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они - документ истории, необходимый для ее осмысления.

Из гранита рейхсканцелярии

Мемориал в Трептов-парке воздвигнут сразу после окончания Второй мировой войны, в 1947-1949 годах. Сюда перенесли останки воинов, временно захороненных на разных городских кладбищах. Место было выбрано советским командованием и закреплено в приказе номер 134. Для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера.

В художественном конкурсе, который был организован советским военным командованием в Берлине, участвовали несколько десятков проектов. Победители совместные эскизы архитектора Якова Белопольского и скульптора Евгения Вучетича.

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя. Основную статую отлили в Ленинграде и доставили в Берлин по воде.

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков - более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Смотрите также:
Могилы советских военнопленных и подневольных рабочих

    17 кадров весны

    Между Дюссельдорфом и Бонном

    DW неоднократно писала о базе данных, в которой собраны сведения о местах захоронений и мемориалах советских граждан на территории Германии. Корреспондент DW посетил некоторые из них - между Дюссельдорфом и Бонном, взяв в дорогу фотоаппарат и дюжину алых роз.

    17 кадров весны

    День начался под Дюссельдорфом, где на братском кладбище покоятся останки полутора тысяч человек, скончавшихся здесь в лазарете. Его открыли в 1940 году для военнопленных из разных стран. Первыми были французы, а затем сюда стали поступать советские солдаты - с принудительных работ в окрестных трудовых лагерях. Адрес: Luckemeyerstraße, Düsseldorf.

    17 кадров весны

    Адрес: Mülheimer Straße 52, Leverkusen.

    17 кадров весны

    Следующее кладбище - братское. Оно находится в Ванской пустоши (Wahner Heide) около аэропорта Кельна/Бонна на территории города Рёсрат.

    17 кадров весны

    Большинство из 112 могил в Ванской пустоши - безымянные захоронения советских солдат. Есть также несколько могил польских граждан и жертв национал-социализма из других стран. Все они скончались в трудовом лагере.

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным. Давайте узнаем про него подробности...

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они - документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч - это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков - более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке - один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал - пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах - это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные