Опыты и эксперименты как практические методы на занятиях. Опыты для детей: создаем космос в домашних условиях

#опыты #эксперименты #лето Летними деньками можно не только без устали бегать и кататься на качелях, но и играть с такими казалось бы неуловимыми субстанциями как солнце, воздух и вода. ТЕПЛО-ХОЛОДНО Возьмите несколько цветных листов бумаги, в том числе белый и черный. Разложите их на освещенном солнцем месте, чтобы они погрелись (можно предварительно вырезать из этих листов человечков, чтобы малышу было интереснее укладывать их «на пляж» позагорать). Теперь потрогайте листы, какой лист самый горячий? А самый холодный? А все потому, что предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Кстати, поэтому грязный снег тает быстрее чистого. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ Для солнечных часов можно использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш, а можно сделать их прямо на земле (на открытом пространстве). Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час. Не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время. Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня - от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете. «ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ» Попробуйте вместе с малышом догнать ваши тени. Побегайте быстро-, резко меняйте направление, чтобы обмануть вашу тень, спрячьтесь за горкой и внезапно выскочите, чтобы поймать её. Получилось? Чтобы лучше понять, почему тени перемещаются, с утра найдите ничем не затеняемое солнечное место. Поставьте малыша спиной к солнцу и отметьте длину его тени. Перед заходом солнца поставьте ребенка в том же направлении и на том же месте, что и утром, и снова отметьте тень. Результат поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади. ПОРТРЕТ ПО ТЕНИ Обведите мелом на асфальте контур тени ребенка, а детали пусть он дорисует сам: лицо, волосы, одежду. Получится очень забавный автопортрет. ДОБЫВАЕМ ОГОНЬ При помощи солнца можно добывать огонь. Вообразите себя первобытными людьми, правда вооруженными лупой и листом черной бумаги. Сфокусируйте при помощи лупы солнечные лучи так, чтобы они образовали маленькую точку. Совсем скоро ваш листик задымится! ВЫЖИГАНИЕ Еще интереснее попробовать себя в пирографии - рисунках при помощи огня. Используется тот же принцип, что и с поджиганием бумаги, просто за основу возьмите деревянную дощечку. Лупу необходимо будет передвигать так, чтобы точка света перемещалась по поверхности доски, оставляя выжженный след. Это не так-то просто, нужно большое терпение, чтобы нарисовать картину, да еще обязательно должно повезти с погодой - минимум облаков и солнце в зените. СОЗДАЕМ РАДУГУ Когда солнечный свет расщепляется на отдельные цвета, мы видим радугу. Это происходит, когда солнце работает вместе с водой. Например, когда тучи расступились, и засветило солнце, а дождик еще идет. Или в погожий день у фонтана. Попробуйте создать радугу сами с помощью пульверизатора - заодно и освежитесь. Обратите внимание малыша на то, что и мыльные пузыри на солнышке играют всеми цветами радуги. СОЛЯНЫЕ СТАРАТЕЛИ Маленьким пиратам предложите добыть соль из «морской» воды. Предварительно сделайте дома насыщенный соляной раствор, а в жаркую солнечную погоду на улице попробуйте выпарить воду. СОЛНЕЧНЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ В домашних условиях тоже можно немного поиграть с солнечным светом, сделав посреди дня ночь в отдельно взятой комнате. Для этого, на большом черном листе бумаги проделайте отверстия различного диаметра и частоты, а затем прикрепите этот лист на окно. У вас получится эффект звездного неба. РИСОВАНИЕ ВОДОЙ В солнечный можно рисовать обычной водой на асфальте или на деревянных покрытиях. Разные фигуры, цифры и буквы будут быстро высыхать, и это исчезновение нравится детям, так же как и появление мокрых следов от кисточки.

Сначала нужно просто сказать малышу, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и это очень важно. Если вдруг она остановилась бы, то жизнь на ней прекратилась бы: в одном полушарии станет невыносимо жарко, а в другом все заледенеет, поскольку Солнце останется только с одной стороны. В природе заложена спасительная закономерность – суточный 24-часовой цикл вращения вокруг своей оси. Ночью планета успевает немного остыть, а днем прогревается. Поэтому животные, растения и люди могут спокойно жить и радоваться.

Попробуем воспроизвести суточный цикл в домашних условиях, с помощью опыта для детей. Нам понадобится мандарин, длинная палочка и свечка. Время проведения опыта – не ранее 21.00, чтобы сгустились сумерки и было интереснее.

Опыты для детей: мандариновая планета Земля

1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

2. Выключаем свет и зажигаем свечу – наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

Объяснение эксперимента для детей

Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.

Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет. Сегодня я напишу про некоторые опыты со светом, которые мы проводили вместе с моим сыном Владиком.

Перед проведение опытов со светом важно выделить некоторые его свойства.

Одно из свойств — это прямолинейность его распространения . Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна. можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длинной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом.

Еще одно свойство — это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся. Зная о способности лучей отражаться проведем опыт. Превратим обычное яйцо в серебряное

Нам понадобятся:

Закоптили над пламенем свечи яйцо. Оно получилось бархатно черное! Потом погрузили его в воду. Оно заблестело, как серебряное! Дело в том, что частички копоти плохо смачиваются водой. Вокруг яйца образовалась пленка, которая, как зеркало, отражает лучи света.

Интересный факт, связанный с отражающей способностью света. Мираж в пустыне образуется в результате того, что нагретый слой воздуха, прилегающий к раскаленному песку, приобретает зеркальные свойства. Также и асфальтированные дороги сильно нагреваются на солнце, и их поверхность издали словно полита водой и отражает предметы.

Еще интересный момент. Обычно думают, что на Северном И Южном полюсах холодно потому, что им достается от Солнца мало тепла. Это не верно. Антарктида получает ежегодно столько же солнечной энергии, сколько равные ей по площади страны, расположенные в зоне экватора. Но 90% этого тепла она возвращает в мировое пространство. Снежный панцирь, покрывающий Антарктиду, действует как гигантское зеркало, отражающее живительные солнечные лучи.

Когда лучи света попадают из воздуха в какую-то другую среду прозрачную среду, они преломляются . Это легко заметить, если посмотреть на стакан с палочками или ложкой. Палочки сломались. Это очень удивило нашего ребенка!

Преломление лучей на границе двух сред

Нам понадобятся:

  • стакан с водой,
  • луч света (если нет луча естественного света, можно использовать фонарик)

Лучи, проходя через стакан собираются в пучок, а потом расходятся веером. Значит преломление лучей происходить на границе двух сред. То что лучи собираются в пучок мы наблюдаем, когда используем линзу для выжигания.

Муж с упоением рассказывал о том, как они с братьями выжигали на скамейке с помощью линзы.

Часто при преломлении луча света можно наблюдать его разложение на семь цветов. В этом заключается явление дисперсии. Цвета всегда расположены в определенном порядке. Такая последовательность называется спектром. Дисперсия наблюдается и в природе — это радуга.

А мы получили радугу дома

В повседневной жизни мы встречаемся с различными оптическими приборами — от очков наших бабушек до микроскопа, увеличительных стекол. А еще каждый день мы смотримся в зеркало, а с их помощью можно провести

Получить радугу дома можно и с помощью воды. Об этом подробно я рассказываю в книге “Домашняя лаборатория. Опыты с водой ”. И эту книгу я вам дарю. Скачивайте сейчас, радуйте и удивляйте детей. Открывайте увлекательный мир науки вместе. Присылайте фотографии самых ярких и запоминающихся ваших опытов и экспериментов. С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Именно о таких мы и рассказываем на страницах Веселой науки. Спасибо, что вы с нами и до скорой встречи.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА ИОЗДОРОВЛЕНИЯ № 17 «ЛАДУШКИ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА, АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В РОДНОМ ГОРОДЕ»

Солнечные фокусы

Доскалиев Никита, 5 лет,

Зернова Анастасия,5 лет

воспитанники старшей

группы МБДОУ детского сада № 17

Научный руководитель: Крук Галина Николаевна,

воспитатель

МБДОУ детского сада № 17

НОВОАЛТАЙСК, 2014

Оглавление

    Введение …………………………………………………………………....... 3

    Основная часть ………………………………………………………............ 5

    1. Что такое Солнце?.............................................................................5

      Узнать, какие свойства у Солнца ?.................................................6

    Исследовательская работа …………………………………………............. 8

    1. Эксперимент: какими свойствами обладает Солнце?...... .......... 8

    Заключение ……………………………………………………………......... 11

    Список литературы ……………………………………………………....... 12

    Приложение №1 …………………………………………………….……....13

Приложение №2 ………………………………………………………...…..14

Приложение №3 …………………………………………………………….15

Приложение №4 …………………………………………………………….17

Приложение№5 …………………………………………………………….18

Приложение№6 …………………………………………………………….21

Приложение№7 …………………………………………………………….22

Приложение №8 …………………………………………………………….25

Введение

История исследования :

Мы, ребята старшей группы очень любознательные. Нам очень интересно узнавать что-то новое, мы всегда задаем много вопросов. Однажды, нам в группу из библиотеки принесли интересную книжку-энциклопедию. Там мы увидели много интересных картинок о космосе, звездах, космонавтах. И когда мы готовились к завтраку, Галина Николаевна нам её почитала. И мы узнали, что Солнце нам помогает. Нам стало интересно узнать, а как солнышко может помогать? Так и началось наше исследование.

Актуальность:

Нам стала интересна эта тема. Мы ничего не знали о солнце и захотели это узнать?

Что мы хотим узнать (Цель) : Изучить свойства солнца .

Что сначала надо узнать и сделать? (Задачи):

    Подумать самим, что мы знаем об этом?

    Найти специальную литературу по данной теме.

    Узнать свойства Солнца.

    Исследовать свойства солнца опытным путем.

Что мы будем исследовать? (Объект исследования): свойства Солнца.

Что здесь интересного? (Предмет исследования): Солнце .

А что если (Гипотеза): если мы узнаем свойства Солнца, то поймем как можно использовать солнечный свет в нашей жизни.

Как будем изучать? (Методы):

    • подумать самостоятельно, что мы знаем о свойствах Солнца;

      спросить у взрослых о свойствах Солнца ;

      найти информацию в книгах и энциклопедиях, о свойствах Солнца ;

      найти информацию на данную тему в сети Интернет;

      понаблюдать за Солнцем в разное время года;

  • посетить планетарий;

    • провести эксперимент.

2. Основная часть

2.1. Что же такое Солнце?

Подумать самостоятельно

После того, как мы узнали, что Солнце это большая звезда и что оно нужно всем живым существам.

Я (Тимофей Г.) сказал, что если поставить цветок в тёмное место, то оно пропадёт.

Я (Настя З.) рассказала, летом мы ездили на речку и загарела. Кожа у меня потемнела.

Я (Никита Д.) сказал, что когда пасмурная погода Солнце не видно на небе.

Вывод: Солнце помогает растениям расти и делает нашу кожу красивой .

Что мы узнали от взрослых

От папы я (Настя З.) узнала, что Солнце светит, нам много тысяч лет и если бы не было Солнце, то всё живое на земле погибло.

От мамы я (Никита Д.) узнал, что Солнце играет огромную роль в природе.

Галина Николаевна (воспитатель), рассказала нам, что до Солнца мы не можем дотронуться, т. к. оно высоко. Солнце - главное светило для нашей планеты Земля. Это самая близкая к нам звезда.

Наша Земля вращается вокруг Солнца и поэтому меняются времена года. Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере холодно – поэтому там очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год, потому что на юге больше света и тепла. Солнце дает пищу растениям, растения – это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Заметьте, где мало растений, там мало и животных. Животные также обогреваются теплом Солнца.

Наталья Сергеевна (воспитатель) нам рассказала о лечебных свойствах.

С наступлением первых летних дней мы подставляем свое лицо и тело ярким солнечным лучам. Кроме красивого загара солнечный свет заряжает наш организм энергией. Но при правильном подходе он может излечить нас от множества болезней: ангина, пневмония… Для того чтобы очистить комнату от микробов, необходимо выносить вещи на солнце или открывать окна, пропуская солнечные лучи.

Вывод: Без солнечного тепла и света на Земле не возникла бы жизнь. Оно помогает в росте растений и всего живого, а еще обладает лечебными свойствами. Если кто- то заболел, то нужно пропускать в комнату солнечные лучи.


2.2. Узнать, какие у Солнца свойства ?

Для поиска истины мы отправились в библиотеку, и узнали много интересного из познавательной литературы.

Изучая энциклопедии, мы узнали, что Солнце появилось очень давно. Однако еще в начале 17 века итальянский физик и астроном Галилео Галилей сделал правильный вывод о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает примерно за 27 земных суток. В разное время на солнечном диске можно наблюдать различное количество пятен. Они меньше излучают энергии, в том числе и световой, и нам кажутся темными. Эти пятна - проявление солнечной активности, они говорят о том, что в недрах нашего светила происходят какие-то процессы.

Мы узнали что, солнце обладает ещё и лечебными свойствами. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы. Легче заживают даже тяжелые раны. Солнце - это мощный сильнодействующий фактор, и поэтому при пользовании его лучистой энергией следует соблюдать определенную осторожность. Сегодня ученые полагают, что Солнце выделяет тепло в результате процессов, которые происходят в атомной бомбе.

Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» мы узнали, что когда Солнце светит, то лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю.

Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики (лучики). Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

В Интернете мы узнали о том, что ученые постоянно наблюдают за тем, как ведёт себя солнце. Они установили, что у людей может ухудшаться самочувствие.

А еще, мы узнали, что Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год, потому что на юге больше света и тепла. Растения выделяют кислород, (а кислородом дышим мы люди) поглощая свет, перерабатывая его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Только представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Растения просто погибли, не смогли бы жить без света. А многие животные не могут жить без растений. А другие животные не могут без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка. Солнце дает пищу растениям, растения – это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Заметьте, где мало растений, там мало и животных. Животные также обогреваются теплом Солнца.

Вывод: Действительно, Солнце защищает людей от многих болезней и помогает в росте растений и в жизни животных. Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете, которым дышим мы и всё живое на Земле.

3. Исследовательская работа

3.1. Эксперименты

Опыт №1. (Приложение № 1)

Роль Солнца для развития живого на нашей планете?

Мы провели такой опыт. Посадили одновременно два отростка. Первый поставили в хорошо освещенном помещении, а второй поставили в темный шкаф. Растение, которое было поставлено в хорошо освещенном помещении, росло крепким, зеленым и выглядело красивым. А то растение, которое спрятали в шкаф, было маленьким, блеклым, листья узкие и темные. Итак, наш вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Вывод: все живое на земле зависит от Солнца.

Опыт №2 (Приложение № 2)

Испарение.

Нами был проведён такой опыт: налили воды в баночки, закрасили гуашью и провели отметку, сколько воды и наблюдали. Одну баночку накрыли колпачком, создали тень, а другая была открыта. В баночке, которая была закрыта колпачком вода не испарялась, а в другой баночке вода испарялась.

Вывод: Солнце с помощью своего тепла и света испаряет воду.

Опыт №3 (Приложение № 3)

Солнечная лаборатория.

Мы с Галиной Николаевной р азложи ли на окне листы бумаги бе лого, жёлтого и черного цвета .

Вывод: темные листы бумаги нагрелись быстрее чем светлые. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

Опыт №4 (Приложение № 4)

Рождение солнечных зайчиков.

С помощью зеркала мы нашли солнечных зайчиков при направление зеркала на стены, потолок и др. В результате, у нас на стене появилось отражение от зеркала и запрыгал самый настоящий солнечный зайчик.

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.

Вывод: солнечный зайчик рождается на Солнце.

Опыт №5 (Приложение №5)

Наблюдение за состоянием Солнца во время прогулок .

Мы отметили, что солнце летом греет сильнее, поэтому гуляем в лёгкой одежде, так же солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.

Зимой в солнечный день солнце поднимается низко над землей и совсем не греет, а тени на снегу очень длинные.

Осенью Солнце движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На улице становится холоднее. Солнце все позже восходит и раньше заходит.

Вывод: что день и ночь и наша жизнь, завсит от состояния Солнца.

Опыт №6 (Приложение № 6)

Игры с тенью.

Ручные тени - это своеобразный теневой театр, который откроет нам интерестный мир, света и теней!

Вывод: чтобы появилась тень - необходим свет и в результате проведенных исследований установлено, что тень – это не бесполезное отражение, а источник всевозможных игр и развлечений.

Вывод: Мы сами увидели, действительно Солнце обладает разными свойствами, и мы его можем использовать в игре, лечении, росте всё живого, тепле.

Заключение.

Мы радуемся, когда видим, что день будет солнечным и огорчаемся, когда небо затянуто тучами. Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели – общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.

Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, белое. Желтые тона Солнцу даёт феномен под названием «атмосферное рассеяние».

Солнце согревает и освещает Землю уже очень много лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Солнце защищает нас от многих болезней и помогает в росте растений и в жизни животных. Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете, которым дышим мы и всё живое на Земле.

В дальнейшем мы бы хотели изучить Солнечную систему.

Список литературы

1. Астрономия и космос / Науч. - поп. Издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2011-96с.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).

2.Звёзды и планеты, Энциклопедия для детей, ООО « Издательская Группа «Азбука- Аттикус », «Махаон»,2012.- 64с.

3.Интерактивная энциклопедия. Вопросы и ответы

Планета Земля, ООО « Издательская Группа «Азбука- Аттикус », «Махаон» 2013.- 48с.

4.Кнушевицкая, Н. А. Стихи и упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей/ Н. А. Кнушевицкая,- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-40с.

5.Спектор, А. А. Солнечная система. Издательство «Белорусский Дом печати», 2010.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

«Суша под солнцем»

Ход урока
I. Организационный момент.

- Допишите слова:
Движение Земли вокруг Солнца происходит по слегка вытянутой орбите, имеющей форму… (эллипса). Полный оборот Земля совершает за… (365 суток). Круглый год ось Земли направлена в одну точку, нацеленную прямо на… (Полярную звезду) в созвездии… (Малая Медведица). Земля вращается с… (запада) на… (восток). Солнце один раз в году бывает в полдень в зените, это… (дни солнцестояний). 22 декабря - это… (зимнее солнцестояние). 21 марта - это…(весеннее равноденствие), 22 июня - это… (летнее солнцестояние). 23 сентября - это… (осеннее равноденствие).

II. Формирование новых знаний.
- Что происходит с телами при нагревании? (Они расширяются.)
- Что происходит при охлаждении? (Они сжимаются.)
- Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать? (Он может разломиться и разрушиться.)
- Когда хотят построить что-то прочное, из чего его делают? (Из камня.)
- Мосты, памятники делают из камня. Проходят года, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочны камни, они не вечны. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. От чего это происходит? (Это воздействие высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра.)
- Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра? (Конечно, могут.)
- Что происходит в жаркую погоду? (Склон горы сильно нагревается.)
- Что происходит ночью? (Камень остывает.)
- Что происходит с частицами гор? (При нагревании частицы увеличиваются в объёме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объёме.)
- Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины. Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их. Зимой вода замерзает, расширяя трещину. Гора начинает разрушаться.
- Рассмотрите фотографию Останца в учебнике (на с. 99). Это остаток когда-то крутой скалы в жаркой песчаной пустыне. Как вы думаете, почему от огромной скалы остался такой кусочек? (Много лет скалу раскаляло солнце, обдували ветры, а ночью она остывала. Перепады тепла и холода ослабляли связь между частицами вещества скалы, и она разрушалась.)
- Что произойдет дальше с Останцем? (Со временем он так и будет разрушаться и превратится в песок.)

Физкультминутка
III. Закрепление изученного.
- Послушайте рассказ одного путешественника. Он увидел на тихоокеанском острове, как островитяне «жарили гору».
Чтение рассказа в учебнике (на с. 99-100).
- Откуда они взяли такой способ? (Они наблюдали его в природе.)
- Какое свойство веществ они использовали? (Они использовали свойство расширения веществ при нагревании и свойство сжимания при охлаждении.)
- Давайте проведем еще один опыт. Ставим пустой металлический ковш на горелку. Сколько времени потребуется, чтобы нагрелся пустой ковш? (Несколько секунд.)
- Нальем теперь в холодный ковш стакан воды и поставим на горелку. Сколько теперь потребуется времени? (Несколько минут, так как в ковше вода.)
- Перельем горячую воду из ковша в стакан, но чтобы он не лопнул, нужно положить в него ложку.
- Что произойдет с ковшом? (Он через несколько минут станет холодным.)
- Что произойдет со стаканом, ложкой? (Его нельзя будет взять в руки, он, как и ложка, будет очень долго горячим.)
- Наблюдали ли вы подобное явление в природе?
- В жаркий летний день у реки какой песок и вода? (Песок очень горячий, а вода - прохладная.)
- что произойдет вечером? (Песок будет прохладный, а вода - теплая и приятная.)
- Почему так произошло, ведь и вода, и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла? (Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают.)

IV. Итог урока.
- Что происходит с рельефом Земли под воздействием Солнца? (Он разрушается.)
- Как меняется рельеф местности под воздействием воды и воздуха? (Выветривание и работа текучих вод приводят к выравниванию земной поверхности, к выравниванию рельефа. Реки и горные потоки не только разрушают горы, но и создают обширные равнины.)

Домашнее задание: подготовить сообщение об извержениях вулканов и землетрясениях, происходящих на нашей Земле.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные