Никому не удастся унизить роль героев. Комплект контрольно - измерительных материалов для проведения фифференцированного зачёта по русскому языку учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему. © Игорь Саторин

А главное, я терпеть не могу
пасторалей и шиллеровщины.
Благородная гордость.
Ф. М. Достоевский
Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы - огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...»
Произведения Достоевского построены на сопоставлении героев и антигероев, причем отрицательные характеры удаются автору лучше, чем положительные, выглядящие ходульно, несколько надуманно и нереально.
Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х, когда роман писался.
Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: пассивное смирение или непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Между двумя линиями романа - пассивного и активного протестов - есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование.
Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это - великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него - коммерческая сделка, а люди - лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится сначала на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со света. Вскоре он вторично женится на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает, «обдирает» и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание в семью Ихменевых, чтобы полностью освободиться от любых обязанностей. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в жены Алеше. Деньги для Валковского - мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни»,- цинично заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высочайшими идеалами поэтов - надо всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверяет, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочай-
ший эгоизм». Такая сосредоточенность пороков в одном человека понадобилась Достоевскому для того, чтобы наглядно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.
Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный и великодушный. В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович - писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных людей», а отзыв о нем критика Б.- отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича. Но Иван Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета произведения.
Как рассказчик, Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий,- пишет Добролюбов.- К нему приходит отец Наташи - сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее мать - расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним свое сердце, к нему обращается Алеша - высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец, и сам князь... напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль героя вполне оправдана писательской профессией и гуманной натурой, напоминающей самого Достоевского.
Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он мучается их скорбями и сочувствует их страданиям.
Несколько иная роль у него как у героя романа, полюбившего Наташу. Создавая образ Ивана Петровича, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Герой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит до такой степени, что он готов во имя счастья любимой уступить ее Алеше. Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость? Добролюбов считал, что «слабость». Он писал, что «если эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!». В резко отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов, когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов. Сам же писатель видит в поведении своего героя признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить благородный поступок - устроить счастье ближнего. Поэтому Достоевский искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и оскорбленные» - специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору ярко выделить героев и антигероев.
Это произведение имело огромное влияние на всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.

Дифференцированный зачёт по русскому языку

Вариант 1

1. (1 балл) Какой раздел языкознания изучает систему общепринятых правил письма для какого-нибудь языка ?

1) морфология 2) орфография 3) фонетика 4) словообразование

2. (1 балл) В каком слове букв больше, чем звуков?

1) брат 2) пахать 3) каюта 4) сила

3. (1 балл) В каком варианте все прилагательные употреблены в прямом значении?

1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия

4. (1 балл) Найдите фразеологизм, который НЕ является синонимом к словосочетанию ЛЕЖАТЬ НА БОКУ.

1) бить баклуши 2) без задних ног 3) валять дурака 4) сидеть сложа руки

1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА

6. (1 балл)

1) Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

2) Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

3) Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

4) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить

ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ себе ледяной замок.

2) Нового сотрудника ПРЕДСТАВИЛИ коллегам.

3) Прошу ПРЕДСТАВИТЬ мне отпуск.

4) Героя ПРЕДСТАВИЛИ к награде.

1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин

Заг…рать, зам…реть, отр…сль, з…рница

Свеч…й, крыж...вник, теч…т, ш...пот

1) под…ячий, спет…ся, изголов…е

2) горяч..., назнач…те, мелоч…

3) рисоват…ся, декабр…ский, рож…

4) в…юга, калач…, печ…ной

Бе...граничный, бе...крайний, ...десь, о...плыли, чре...вычайный, и...царапанный

13. (1 балл) Спишитесловосочетания, вставьте пропущенные буквы в словах:

Пр…любопытный случай, быстро пр…винтить, пр…клеить объявление, пр…градить путь, пр..брежная полоса

1) б…шмак, ч…ловек, к…рабль

2) неспр…ста, осл…пительный, созд…вать

3) в…рона, в…робей, с…рока

4) рук…водить, к…пуста, зн…бит

1) замеш...нный в преступлении, пожарные бор…тся с огнем

2) они слыш..т, огнедыш…щий вулкан

3) стел…щийся плющ, доктор леч…т

4) усе…нная листвой, дремл…т кони

Кровати застла(1)ы ветхими, много раз стира(2)ыми покрывалами, с горки подушек свисали накрахмале(3)ые углы вышитых салфеток.

В пустыне все не(1)привычно и не(2)понятно. Реки, которые никуда не(3) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, не(4)долетая до земли.

18. (1 балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «исполненный надменности».

1) алчный 2) фамильярный 3) презрительный 4) высокомерный

А. Заросшая мхом, заваленная деревьями, вода в ней, казалось, была чёрная, словно дёготь.

Б. Мы шли по чернолесью, сухие горушки то и дело перемежались топкими болотцами.

В. Где-то невдалеке отсюда она ныряла под землю и километра два текла под землёй, а потом опять появлялась наверху.

Г. Вот и Чёрная речка.

19. (1 балл) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Б, А, В, Г 2) Г, Б, В, А 3) Б, Г, А, В 4) Г, Б, А, В

20. (1 балл) Какое выразительное средство использовано в предложении А?

Вариант 2

1. (1 балл) Что изучает лексика?

1) части речи и их формы

2) правила написания слов

3) звуковую сторону слова

4) слова и их значения

2. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает.

1) ежик 2) подъехал 3) каменный 4) праздник

1) золотой медальон 2) цветущий сад 3) хвост кометы 4) стеклянная ваза

4. (1 балл) Найдите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

1) бить баклуши 2) положа руку на сердце 3) сложа руки 4) не покладая рук

5. (1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ 2) красИвее 3) позвОнит 4) блюдА

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Из хвойной древесины производят лучшую целлюлозу и газетную бумагу, ДРЕВЕСНЫЙ уголь, уксусную кислоту.

2) Этот удивительный, ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, неповторимый храм является украшением нашего города и всей России.

3) Профессиональные СПАСИТЕЛЬНЫЕ службы возникли там, где человеку грозила особая опасность - на воде и в горах.

4) У меня сохранились тёплые ВОСПОМИНАНИЯ о походах в зоосад с бабушкой и

родителями.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1) ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.

3)Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4) Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) ихние ошибки 2) красивее 3) наисложнейший 4) шерстяные свитеры

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

сг…реть, обд…рать, отр…сток, з…ря

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Бельч…нок, ш…лк, туш…нка, танц…м

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах НЕ пишется буква Ь.

1) печ.., мыш.., нож…

2) знаеш.., поч…та, ин…екция.

3) сем…я, об…ект, наотмаш..

4) хорош.., могуч.., свеж…

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

бе...заветный, бе...цельный, и…ведать, во…ход, ...доровье, п…делить

пр…забавный ребенок, пр…шить пуговицу, пр…клеить объявление, пр…ступить закон, пр…усадебный участок

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) спец..алист, р..комендация, изб..рательный

2) кр..терий, употр..бить, г..сударственный

3) т..рритория, оп..раться, предст..вление

4) мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

1) щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся

2) стены руш…тся, движ…щаяся артиллерия

3) молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки

4) дети пол…т грядки, кле…щий

Далеко в тылу виднелся лес, окута(1)ый мутной преддождевой дымкой, и над ним низко-низко плыли журавли(2)ым клином подрумяне(3)ые солнцем облака.

17. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется раздельно?

Отважный не(1)боится не(2)удачи. Стойкий боец для врага не(3)счастье. Проигравший, но не(4)сдавшийся в бою достоин уважения.

18. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) революция 2) деградация 3) депрессия 4) эволюция

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.

Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.

Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе сплошь тучи и облака?

19. (1балл) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Г, Б 2) В, А, Г, Б 3) Б, Г, В, А 4) В, Б, Г, А

20. (1балл) Какое выразительное средство использовано в предложении Б?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Вариант 3

1. (1 балл) Что такое морфема?

1) звук

2) слово

3) наименьшая значимая часть слова

4) буква

2. (1 балл) Определите, в каком слове все согласные звонкие.

1) видение 2) шепелявить 3) жить 4) праздник

3. (1 балл) Найдите словосочетание, имеющее переносное значение:

1) стальной гвоздь 2) стальной характер 3) золотое ожерелье 4) рыжий кот

4. (1 балл) Найдите антоним фразеологизма «сломя голову»:

1) черепашьим шагом 2) положа руку на сердце 3) во весь дух 4) спустя рукава

5. (1 балл) В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) алфАвит 2) бАловать 3) дефИс 4) статУя

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

2) У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

3) Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

4) Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от

информационных атак.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) золотых серёг 2) более трёхста 3) быстро выздоровеет 4) класть кирпичи

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Изл…гать, зат…реть, р…стовский, сг…реть

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Измельч…нный, пош…л, пирож…к, камыш…м

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах пишется буква Ъ.

1) раз…ёмный, без…ядерный, изголов…е

2) в…езжающий, из…ятый, меж…этажный

3) с…ёмный, об…ектив, двух…ярусный

4) необ…ятный, бул…онный, ин…екция

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

сверх…нтересный, бе…системный, бе…сходный, …жечь, пр…свещать, ра…глашать

13. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

пр..больно удариться , пр...дорожная канава , пр…ходящий учитель , пр...цепить к рукаву, пр…творить мечту в жизнь , пр…щурить глаза

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты

2) лаб...ринт, распол...гался недалеко, изл...жить план

3) зар...внять яму, др...жать от холода, г…ризонт

4) пос...дел у костра, прим...рять кроссовки, к...вычки

15. (1 балл). В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1) верт..щий скакалку, пастухи гон..т коров

2) езд..щий верхом, ребята пол..т сорняки

3) мужики кос..т, ла..щие собаки

4) бор..щийся за правду, девушки нос..т косы

16. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН?

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали

гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

17. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

Не(1)засыпая ни на минуту, он смотрел с не(2)меркнущим интересом на не(3)знакомые ему места.

18. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом» ?

1) совесть 2) долг 3) стыд 4) благородство

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Вблизи посмотришь – скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится. Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.

В. Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.

Г . С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.

19. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) В, А, Г, Б 3) А, Г, В, Б 4) В, А, Б, Г

20. (1балл) Какое выразительное средство использовано в предложении Г?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Вариант 4

1. (1 балл) Однокорневые слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению, это

1) синонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) омонимы

2. (1 балл) В каком слове звуков больше, чем букв?

1) книга 2) писать 3) янтарь 4) съёмка

3. (1 балл) В каком варианте прилагательное употреблено в прямом значении?

1) чёрное платье 2) чёрная душа 3) чёрный вторник 4) чёрные мысли

4. (1 балл) Найдите фразеологизм, который НЕ является синонимом к словосочетанию ЗАСУЧИВ РУКАВА.

1) не за страх, а за совесть 2) в поте лица 3) не жалея сил 4) не солоно хлебавши

5. (1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тортЫ 2) тУфля 3) средствА 4) хозяевА

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

2) Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных

переводов от клиентов.

3) Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над

фашизмом.

4) ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить

ДОЖДЛИВЫЙ?

1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) пара чулок 2) семьюстами рублями 3) быстро выздоровит 4) слаще мёда

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Заж…гать, сл…гаемое, р…сток, пром…чил ноги

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Пч…лы, ш…ссе, сильный ож..г, ноч…вка

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах пропущена буква Ь.

1) мятеж…, попрощаеш…ся, богач…

2) реж… хлеб, попрощаеш…ся, много луж…

3) поздороваеш…ся, великая суш…, вскач…

4) ноч…ной, фальш…, назнач…те место

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Бе…водный, бе…конечный, …дание, з…двинуть, ра…ярённый, сверх…нтересный

13. (1 балл) Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в словах:

Старинное пр...дание , пр...бытие поезда , пр...забавный случай , пр…открытая дверь, пр…шить пуговицу, пр…городный вокзал

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря

2) в…н…грет, об…яние, заг...рать на берегу

3) т…б…рет, тр...нсп...рант, см...тение

4) др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок

15. (1 балл) В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1) крепко держ..тся, плач..щий малыш

2) щебеч..щие птицы, жуки стрекоч..т

3) дети шепч..т, стел..щийся дым

4) раскаты грохоч..т, хорошо леч..щий

16. (1 балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н?

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь

донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

17. (1 балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется слитно?

Это был маленький человечек, тихий, не(1)блешуший талантами. Не(2)смотря в книгу, ученик рассказал стихотворение. Овраг в лесу был не(3)глубокий, но обрывистый.

18. (1 балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»

1) скептический 2) хладнокровный 3) аскетический 4) апатичный

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

19. (1 балл). В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, Б, В 2) Г, А, В, Б 3) Г, В, А, Б 4) Г, Б, В, А

20. (1 балл) Какое выразительное средство использовано в предложении В?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Герои этого произведения распадаются на две группы. (1). Старик Ихменев — Наташа, дочь Ихменева — Алёша (сын Валковского), в которого влюблена Наташа — Катя, в которую влюбляется Алёша (приемная дочь княгини). (2). Старик Иероним Смит — его дочь (мать Нелли) — Валковский (отец Нелли), которого любила дочь Смита — Нелли, внучка Смита — княгиня, близкая подруга Валковского.

Несмотря на запрет своего отца, Ихменева, Наташа сбегает к Алёше, но тот влюбляется в Катю. Алёша — плод брака между бедным и молодым тогда Валковским и дочерью состоятельного купца. Дочь Смита когда-то вопреки воле родителей ушла к Валковскому, от которого родила дочь Нелли, но Валковский оставил их, связав свою судьбу с княгиней. Несчастная мать Нелли умерла.

Повествование о персонажах первой группы (старик Ихменев, его дочь Наташа, ее любовник Алеша) ведется в настоящем времени. Сюжетная линия второй группы героев, где действие строится вокруг Валковского, относится к прошлому времени и имеет такое же несчастливое разрешение.

Повествование о двух поколениях отцов, дочерей и их возлюбленных, их чувствах, соперничестве и предательстве представлено в форме записок, авторство которых принадлежит Ивану Петровичу. Иван — бывший любовник Наташи, которого она оставила ради Алёши, в настоящее время выступает в качестве ее друга и советника. Поскольку Ивану случайным образом удается спасти похожую на малолетнюю девочку Нелли, он узнает от нее историю взаимоотношений ее отца и матери, то есть персонажей второй группы.

В конце романа Алёша уходит к Кате, Нелли (она называет себя еще и Еленой) от тяжести пережитого умирает. Перед смертью Нелли удается помирить Ихменева и его дочь Наташу. Однако прежние отношения между Наташей и Иваном не восстанавливаются. Иван до самого конца продолжает преданно заботиться о своей прежней любовнице.

Роман кончается на том месте, когда описавший все эти перипетии Иван, прикованный болезнью к койке, ожидает скорой смерти.
Достоевский выстраивает такую сюжетную конструкцию, которая легко понятна простому читателю: Ихменев, который из-за своей отцовской любви проклинает дочь, покинувшую его ради любовника; Валковский, который соблазняет чистую девушку и бросает ее вместе с ребенком ради карьеры; впечатлительная и несчастная девочка Нелли. То, что соблазнители Валковский и его сын Алёша имеют своими партнершами падчериц, усугубляет искусственность сюжета. Видимо, Достоевский хотел изобразить отношения между героями максимально доступным образом.

Приверженец «чистой литературы», требующий выверенности структуры и ненавидящий пошлую мелодраму, вероятно, был вправе оценить «Униженных и оскорбленных» как произведение «низкого» пошиба. Тем не менее, простой читатель по достоинству оценил мастерство писателя. Роман приобрел широкую популярность, Достоевский приобрел новых читателей. Конечно, «Униженные и оскорбленные» — роман, рассчитанный на признание массового читателя, но внимательный взгляд различит в его персонажах и «настоящего» Достоевского с присущей ему проблематикой.

Иван Петрович: характеристика героя

Повествование романа ведется от первого лица, это — «заметки» Ивана Петровича. Он — писатель, герой его дебютного произведения — мелкий и нищий чиновник (точно так же, как это было и в «Бедных людях» — дебютном произведении самого Достоевского). В рассказе Ивана Петровича появляется и критик Б. (ясно, что это намек на Белинского), который, по прочтении рукописи Ивана, радуется, «как ребенок». То есть и здесь мы наблюдаем те же обстоятельства, что и в жизни самого Достоевского. Получается, что Достоевский вспоминает свою молодость, которая и служит материалом для создания образа Ивана Петровича.

Характер Ивана Петровича не отличается запутанностью. Он предстает в качестве молодого человека, который сочувствует несчастным и, не думая о своем пошатнувшемся здоровье, протягивает им руку помощи.

Наташа бросает родителей, порывает любовную связь с Иваном и уходит к своему новому любовнику — Алёше. Но она не может удержать его. Иван же становится верным советчиком и другом несчастной и отчаявшейся Наташи. Для ее любящего и преданного отца, который мучается от полной потерянности и гнева, он тоже становится верным слушателем его откровений. Иван оберегает и спасает из рук сводни и юную Нелли, которую одно за другим постигают несчастья. Таким образом, он исполнен жертвенного служения.

Вспоминая свои молодые годы, Достоевский выводит филантропа и альтруиста, полного сочувствия к несчастным людям и желающего им помочь. То есть в писателе и герое продолжает присутствовать тот уже упоминавшийся поборник «социализма как нового христианства», в которое так свято верил Достоевский в дни своей молодости. Этот «социализм» выставляет в качестве идеала «нового Христа», исполненного сочувствия к растоптанным и обесчещенным женщинам. Подражание Христу, принесение себя в жертву ради несчастных женщин и страдающих детей, спасение их через любовь — вот в чем состоит высшее предназначение человека.

В 40-е годы XIX в. это учение было горячо воспринято в качестве «новой истины» образованной российской молодежью. Как говорит В. Л. Комарович в «Юности Достоевского», писатель был «человеком 40-х годов», то есть глубоко впитал в себя эти гуманистические идеалы. В «Дневнике писателя» («Одна из современных фальшей», 1873 г.), Достоевский прямо говорит о «святости» этого учения и о готовности погибнуть за него. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния».

Пройдя через каторгу и солдатчину, в декабре 1859 г. Федор Михайлович после десятилетнего перерыва возвратился в Петербург. Он приписал Ивану свои идеалы филантропии, которые сам исповедовал в молодости, но судьба Ивана трагична. Поборник идеи добра, Иван ничего не может предпринять, чтобы сделать счастливыми несчастных людей. Сам он брошен людьми и пишет свои «заметки», ожидая смерти на больничной койке.

В журнальной публикации романа ему был предпослан подзаголовок «Из записок неудавшегося литератора». Он прямо свидетельствует о замысле автора: «Униженные и оскорбленные» возможно прочесть как «отчет»» о крахе Достоевского-филантропа.

Но все не так просто. Если мы воспримем эти записки о поражении в их целостности, мы увидим интересную деталь: да, Иван проиграл, но он вовсе не похоронен. Иван возрождается в наших глазах как человек теплый и прекрасный. Иван отказывается от себя, он протягивает руку помощи своей возлюбленной Наташе, он последовательно выступает в качестве великодушного и несчастного спасителя и жертвователя, он терпит поражение... В этом отношении он подобен Мечтателю из «Белых ночей», который приносит себя в жертву своим прекрасным идеалам. Достоевский стремился вернуться к литературной жизни. Возможно, он рассчитывал на то, что такой типаж, как Иван — терпящий неудачу человек с прекрасной душой — будет встречен благосклонно и окажется созвучен настроениям тех читательских кругов, с нетерпением ожидавших отмену крепостного права, среди которых все большее распространение получали гуманистические идеалы. Расчет оказался верен: «Униженных и оскорбленных» ждал грандиозный успех, Достоевский вновь оказался в гуще литературной жизни в качестве автора «Бедных людей» и «Униженных и оскорбленных».

Князь Петр Валковский: характеристика героя

Исследователи и критики единогласно отмечают, что среди персонажей романа появляется новый для Достоевского типаж — это князь Петр Валковский. Несчастья, обрушивающиеся на героев романа, имеют своей причиной именно его. Он насмехается над Иваном, который всегда стоит на стороне слабого, который, отринув себя, протягивает руку помощи даже отвергнувшей его Наташе. Валковский говорит ему: вы — филантропы по Шиллеру, вы полагаете, что нет для человека более высокого предназначения, чем постоянно помогать другим; но на самом деле вы играете недостойную пьесу, поскольку выставляете напоказ свое великодушие и мне это надоело; моя же истина заключается в том, что есть личность, «это я сам. Всё для меня, и весь мир для меня создан. Послушайте, мой друг, я еще верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера...».

Если вдуматься в рассуждения Валковского, то мы заметим и определенную дистанцию, которую держит Достоевский по отношению к «социализму как новому христианству».

Мечтатель Вася из «Дядюшкиного сна», который грезит о прекрасном сообществе, превращается в Ивана из «Униженных и оскорбленных»; М. из «Маленького героя», который презирает «романтизм», становится князем Валковским — поединок продолжается. Амбивалентность отношения Достоевского к социализму как форме филантропии отражена в противоборстве его персонажей.

На первый взгляд кажется, что аргументы Валковского уничтожают идеалы «социализма» (филантропии). Но в своих позднейших произведениях писатель пошлет поражение персонажам типа Валковского. Эгоист Валковский, гордящийся тем, что «весь мир для меня создан», превратится в человека безжизненного и бессильного. Подобно ему, и Свидригайлов из «Преступления и наказания», и Ставрогин из «Бесов» — противники Шиллера и его идей. Но они, в отличие от Валковского, не воспевают свой эгоизм. Им недоступен свет филантропических идеалов, они страдают от холодного и мрачного ощущения «другого мира». Они испытывают страдания и движутся к краху. Это показывает, что «социализм как новое христианство» был для Достоевского обещанием светлой и теплой загробной жизни.

Алеша Валковский: характеристика героя

Сын князя, Алёша Валковский, оставляет сложное впечатление. Как это ни странно, но в Алёше совершенно отсутствует сознательная интенция (а, может быть, именно потому, что в нем такая интенция отсутствует) обидеть и оттолкнуть другого человека, но без всякого зазрения совести он разрывает отношения с другими людьми, он разрушает эти отношения и заставляет людей страдать. «Он был вполне невинен. Да и когда, как этот невинный мог бы сделаться виноватым?» Он был «мальчик, наивный эгоист».

Алёша абсолютно безволен — так считает Иван. Добро и зло должны оставлять в сердце человека хоть какой-то след, но в Алёше он не обнаруживается. А потому, хотя у него нет никакого желания сделать человеку зло, он его приносит: он портит отношения между Иваном и Наташей, между Наташей и ее отцом. Алёша рассуждает так: я не хотел этой трагедии, просто Наташа влюбилась в меня, а я полюбил ее — вот и все. Когда же он поддался новому очарованию и полюбил Катю, Алёша не стал скрывать это от Наташи. То есть, как он сам считает, он — человек откровенный и действует по побуждению сердца. Алёшу можно определить как «наивного эгоиста». В юноше Алёше есть какая-то странная чистота. В случае неблагоприятных обстоятельств он не впадает в депрессию — по тем же самым причинам. Когда его постигает неудача, ему становится по-настоящему грустно, но грусть не длится сколько-нибудь долго. Иван пишет об этом юноше: «Мне кажется, этот ребенок никогда, даже и в шутку, не мог бы солгать, а если б и солгал, то, право, не подозревая в этом дурного».

Необычайная «чистота» Алёши представляет огромную опасность для мира, который управляется самыми разнообразными эмоциями и интенциями. Этот безвольный юноша-ребенок, который не способен на ложь, диктуемую чувством ответственности и заботы о человеке, является для мира обычных человеческих отношений «опасным ребенком», он — злодей, у которого нет намерения быть злодеем.

Как это ни странно, но Достоевский не осуждает Алёшу. В Достоевском заметно, что в его душе находил больший отклик человек, похожий на Алёшу — с его отсутствием интриганства — чем человек, который, определившись со своими эмоциональными и душевными предпочтениями, начинает действовать независимым образом. Федор Михайлович бессознательно стремился приблизиться к такому «детскому» типу человека, который не обладает ни силой, ни душевной ответственностью осуждать других, — человеку незлобивому, не отличающему добро от зла.

Почти во всех произведениях Достоевского присутствует милый писателю типаж, которому практически всегда приданы черты «детскости», в чем проявляются инстинктивные предпочтения писателя. Мышкин из «Идиота», как и Алёша, — это юноша-ребенок, он больной, но он чист, и именно в нем Достоевский чувствует «прекрасного» человека.

В основе эстетических представлений автора лежит тяга к человеку, в котором отсутствует персонализм и действенно-практическая моральность, но присутствует абсолютная чистота.

Наташа Ихменева: характеристика героини

Наташа Ихменева не видит в юноше-ребенке Алёше ветреного и отвратительного молодого человека, она видит в нем обладателя детского сердца редкостной чистоты и красоты. О Наташе говорится, что она любит Алёшу, но это придуманная Достоевским любовь, такой любви не бывает в мире обычных людей. Она сама признается Ивану: «Видишь, Ваня: ведь я решила, что я не любила его как ровню, так, как обыкновенно женщина любит мужчину. Я любила его как... почти как мать». Но эта «материнская любовь» тоже необычна: она не ставит своей целью «вырастить» и научить «ребенка» Алёшу быть самостоятельным в этом грешном и опасном мире. Она знает, что у Алёши недостает сил для того, чтобы «свить гнездышко» и поселиться там вместе с женщиной. Она заранее решила, что он — «чистый» ребенок, который не имеет ничего общего с заботами этого мира. Поэтому она приносит себя в жертву — чтобы оградить его прекрасное детское сердце от этих забот. Когда Алёша влюбляется в Катю, она отвечает на его восторги по поводу Кати со смешанным чувством боли и радости. Ей кажется: поскольку Алёша не скрывает от нее, своей любовницы, свое новое увлечение, является доказательством его исключительной честности и искренности. Наташа не воспринимает эту любовь как камень на сердце и, переживая за будущее Алёши, поощряет его новое увлечение.

Если посмотреть на Наташу беспристрастным взглядом, то нельзя не прийти к выводу, что ее любовь по отношению к этой «детской душе» есть вещь, замкнутая в самой себе, это театр одного актера, который довольствуется отведенной ему ролью. Как и Зина в «Дядюшкином сне», Наташа Ихменева — обладательница «литературного» характера. Мать Зины упрекает ее в том, что она любит не живого человека, а свою прекрасную мечту. Ее слова можно адресовать и Наташе. Думается, что прототипом Зины, видимо, являлась первая жена Достоевского — Мария Исаева. Наташа скроена по той же мерке.

Любовная драма Достоевского состояла в том, что сердце Марии разрывалось между ними учителем Вергуновым, и на какое-то время она склонялась в пользу Вергунова. И в это время Достоевский находился точно в таком же положении, как и Иван. Достоевский выступал в качестве участливого старшего брата, помогал влюбленным. Он старался утишить страдания Марии, помогал устроиться Вергунову на работу. И вот эти отношения Достоевский-писатель перетолковал на литературный лад, и на свет явились Зина из «Дядюшкиного сна» и Наташа в «Униженных и оскорбленных». Неизвестно, была ли Мария «матерью», которая решила оберегать «чистоту» молодого учителя, но сам Достоевский интерпретировал любовь женщины к мужчине именно как любовь матери к незамутненной «детской» душе. Желание видеть любовь в таком ключе было в Достоевском чрезвычайно сильно.

Тот тип любви, которую испытывает Наташа, был явлен уже в Катерине из «Хозяйки». В своих путаных и страстных монологах она говорит о «чистой душе» Ордынова, о любви старшей сестры и младшего брата. В «Идиоте» Наташа разовьется в Настасью Филипповну. Когда «ребенок» Мышкин влюбится в Аглаю, она будет желать принести себя в жертву. В этом отношении можно считать «Униженных и оскорбленных» предтечей «Идиота».

Все эти «женщины по Достоевскому» весьма далеки от «земной любви» и ее реалий, они являются продуктом преклонения Достоевского перед «чистым сердцем», преклонения, которое, подобно ядовитому газу, туманит голову. «Чистое детское сердце» представляется этим женщинам высшим проявлением «красоты». Они полагают, что нельзя допустить того, чтобы этому сердцу была нанесена рана, а потому они предпочитают принести себя в жертву.

Как видно по поведению Марии Александровны из «Дядюшкиного сна», Достоевский относился к желанию принести себя в жертву не без критики. Но это наивное желание имело отношение к высшим идеалам, оно было составной частью утопизма 40-х годов, оно являлось «хроническим заболеванием» Достоевского. Как и его женские персонажи, сам он тоже не мог избавиться от этой болезни. Всякий, кто прочел поздние романы Достоевского — «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», — подтвердит, что Достоевский был очень чуток к социальным и политическим проблемам тогдашней России. Но он не был «социальным» писателем, который просто «вставляет» газетную хронику, свидетельствующую об общественном разброде, в свои произведения для описания психологии российской молодежи. Как свидетельствовал молодой друг Достоевского — Владимир Соловьев — писатель был озабочен поисками «царства правды» (см. «Три речи в память Достоевского»). Сам Федор Михайлович говорил о том, что «истина поэтичнее всего, что есть в свете».

«Чистое детское сердце» Алёши, для которого Наташа готова принести себя в жертву, — это фрагмент той «поэтической истины», к которой Достоевский стремился всю свою жизнь. Эта истина может называться по-разному. В ранних произведениях это — счастливая жизнь, подобная бесконечному празднику («Неточка Незванова»), братско-сестринская любовь («Хозяйка») — образы, навеянные образностью утопических идей; в поздних произведениях—это «новый Иерусалим» («Преступление и наказание»), «рай на земле» («Подросток»).

«Униженные и оскорбленные» — это роман, адресованный массовому читателю, в котором повествуется о сложных отношениях городских отцов и дочерей в тогдашней России 60-х годов, но и в этом произведении Достоевский не мог удержаться, чтобы не порассуждать о своем понимании «истины».

Нелли: характеристика героини

Начиная с «Бедных людей» и кончая «Дневником писателя», Достоевский многократно описывает судьбы безгласно страдающих детей с искалеченными судьбами. Обилие детских страданий и смертей составляет характерную особенность творчества писателя. Но эти дети часто умеют понимать психологию взрослых лучше самих взрослых; они умеют противостоять отчаянию, с которым сами взрослые не могут справиться; в них таится такая горячая любовь, которую не испытывают взрослые.

Нелли из «Униженных и оскорбленных» — представительница именно такого детского «племени», но и среди него она выделяется своей «недетскостью». В романе имеются сцены, где она не знает, как выразить свои чувства по отношению к Ивану — первому мужчине, который отнесся к ней по-доброму. В результате она выражает свою любовь в форме враждебности и даже пытается убежать от него. Поведение Нелли — такое «темное» и такое буйное — сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в литературе, описывающей девочек.

Нелли находится в одном ряду с Лизой («Вечный муж»), Илюшей («Братья Карамазовы»), девочкой-женой («Кроткая») — в том смысле, что Достоевский с присущим ему «жестоким талантом» изображает страдания маленьких и слабых существ. Для Федора Михайлвоича более свойственно изображать больных и слабых, чем сильных и здоровых. В его произведениях несчастные мальчики и девочки с поразительной силой переживают человеческую слабость.

Вариант 6

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что- либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и

возлагается на службу судебных приставов.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

Информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.



5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

Пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание

Слов).

Во всех случаях/ Во всяком случае/ В любом случае/ В таком случае/ В противном случае

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

Приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.

4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д.

прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

Слово.

партЕр/дождалАсь/начАвший/балУясь/зАвидно

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры - это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

десять АМПЕР/ нырнуть ГЛУБЖЕ/ по ОБОИМ сторонам/более ДВУХСОТ лет

ПОЛОЖИ на стол

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.



4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

начАвший

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры - это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

десять АМПЕР

нырнуть ГЛУБЖЕ

по ОБОИМ сторонам

более ДВУХСОТ лет

ПОЛОЖИ на стол

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) На письма, которые мы каждую неделю отправляли в Одессу, никто не откликался.
6) Все, кто забыл ужасы войны, должны увидеть полотна художника Михаила Савицкого.
7) Поезд пришёл согласно расписания.
8) В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой часто использует сравнение с игрой в шахматы.
9) Образ Петра I появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун...жается

пер...одический

сопост...влять

х...отический

предв...рительный

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

разве... лся

раскач...вать

застенч...вый

повел...вать

опасл...вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.

1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.

2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.

3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.

4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.

5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу.

2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным.

3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь.

5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.

2. Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.

3. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

4. Море искрилось и шумело и играло волнами.

5. Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

Сергей Юрьевич помолчал (1) глядя в окно (2) и (3) повернувшись ко мне (4) снова принялся за объяснения.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От Ильи я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные