Несказанное синее нежное средства выразительности. Анализ стихотворения Есенина “Несказанное, синее, нежное…”. Мы теперь уходим понемногу

Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряною бородой - тридцатилетний Есенин. Красивое его сердце спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха - гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

И теперь, когда все стихло, он также чуток ко всему, также внимателен, но без юношеской горячности,’ «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он и воспринимает жизнь более глубоко.

Это стихотворение - разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней, как к собеседнику:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное - обратиться в это время внутрь себя. Поговорить со своей душой.

Такие личности, как Есенин, могут еще и выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране.


По чужой и по нашей вине.

Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

О чем горевать тому, чья «душа - поле безбрежное - дышит запахом меда и роз» Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных переделок. Она стала еще прозрачней, как воздух после сильного грозового дождя.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Пора бы. «Москва кабацкая», хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичней, «взрослей», в них не простое смакование собственных чувств - в них анализ событий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Впрочем, молодость - есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными певнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и Родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Стихотворение С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями... » (Восприятие, истолкование, оценка)

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.


Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменил он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или, в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в этом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины: «береЗь да цветь», «родимая выть», что придает особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь...». Откуда берется это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь»? А берется это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши...

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями -- может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого. Вообще, фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством - («желтоволосый, с голубыми глазами»). Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 г., писал о своем впечатлении: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Лирический герой поэта – человек грандиозной ломки эпохи: мир его мыслей, чувств, страстей сложный и противоречивый, а судьба драматична. В его душе, наполненной чистотой природы, живет простой деревенский ребенок. Но чистота сохранилась в ней даже после жизненных неурядиц – она стала еще чище, еще прозрачнее.

В стихотворении нас удивляет и захватывает в плен неповторимая гармония чувств и слов, мыслей и образов, единство внешнего рисунка с какой-то внутренней эмоциональностью, душевной гармонией.

Облик России с ее очаровательными

Пейзажами по истине завораживает. Природа у Есенина многолика, многокрасочна. Она будто переливается всеми цветами радуги. Эта цветовая гамма передает тончайшее настроение, придает свежесть образам, романтическую одухотворенность. Любимые цвета автора – синий и голубой. Безусловно, эти цветовые тона лишь усиливают ощущение безграничности просторов Родины. Эпитеты, сравнения, метафоры присутствуют в стихотворении, чтобы более точно передать чувства поэта.

Душа поэта в действительности была как «поле безбрежное». И его стихотворение – не просто слова, а поэзия бесстрашной искренности. Пронзительную проникновенность данному стихотворению придает и то, что Есенину приходилось отказываться от привычного образа деревенской жизни.

Эту любовь он отрывал от сердца с болью. Впрочем, молодость не вернешь. Конечно, жаль потерянного времени, но ведь творческие силы все еще на взлете. Мне кажется, что драма Есенина заключалась в противоречии между прозой жизни и поэзией души.

Есенин поначалу радостно принимает революцию, поскольку считает ее началом обновления России. Но эти перемены не оправдывают его ожиданий, отношение поэта к новому резко меняется. Ведь в расколе страны он не видит воплощения своих ожиданий. Он все больше тоскует об ушедшей юности и своих нереализованных возможностях.

Без России поэт не представляет своей жизни и вскоре его жизнь трагически обрывается. Однако жизнь поэта – открытого, честного, мудрого, который олицетворял в стихотворениях все самое прекрасное – продолжается и будет продолжаться.

3 851 0

Оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности «индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле.

Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен. Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала.

В стихотворении ас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:

А теперь вот в лесной обители
Даже слышно,как падает лист

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.

Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное…

Душа поэта действительно была «поле безбрежное ». Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь
Так же гнется, как в поле трава.

Формулировка «дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает:

Эх ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ — символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Сто, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у , усталость, и тогда остается только вздохнуть: «несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке:

Я утих. Годы сделали дело.
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней огалделая
Прокатилась во всю страну.

Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:

Понимаю, что было и не было.
Только жаль, на тридцатом году,
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С. Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот, в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране.
И простим, где нас горько обидели.
По чужой и по нашей вине.

Для каждого русского человека имя Сергея Александровича Есенина неразрывно связано с понятием Родины. Поэт в своих стихотворениях воспевал тихую, неброскую, но такую милую сердцу природу средней полосы России. Для тех, кто хотя бы раз читал произведения Есенина, уже немыслимы воспоминания о России без образов белоствольных берез, бездонного синего неба, голубых рек и озер, золотых овсяных полей. Всем с детства знакомы такие стихотворения Есенина, как «Черемуха», «Поет зима - аукает…», « С добрым утром!» и другие. Великий русский актер Качалов, уезжая за границу на гастроли, всегда брал с собой томик стихов Есенина, чтобы вдалеке от родины сердцем быть рядом с ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - писал поэт.

Творчество Есенина уместилось всего в десять лет - от первого сборника его стихов «Радуница» до подготовленного перед смертью трехтомного собрания сочинений. За это время поэт пережил многое, ведь он оказался на переломе истории своей страны. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война заставили поэта искать правду о своем народе.

Стихотворение Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (1925) посвящено традиционной для поэта теме родины, к которой добавляются мотивы уходящей молодости. Подходя к своему тридцатилетию, Есенин решает остановиться и посмотреть на пройденный путь, подвести итоги своей творческой деятельности, определить свое место в общественной жизни страны.

В композиции стихотворения выделяются два плана: жизнь страны и состояние души лирического героя. Они тесно связаны между собой, сливаясь в единую, целостную картину произведения.

Первые строки стихотворения пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине: «Несказанное, синее, нежное…» Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами.

Синий цвет - основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений:

Тих мой край после бурь, после гроз…

Параллелизм - отличительная черта лирики Есенина. Мир природы и мир человека в его стихотворениях едины. Бури и грозы, пронесшиеся над страной, олицетворяют собой войны и революции, нищету и разорение. В образе «тройки коней оголтелой» воплотились все эти страшные события. Топот копыт, пыль дорог, «дьявольский свист» - вечные спутники несчастий и тревог:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.

Но эти годы прошли, и в стране на смену грому войны и молниям революций пришли тишина и умиротворение. Успокоилась и душа поэта, улеглись его переживания о судьбе родины:

И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

В стихотворении появились образы из раннего периода творчества Есенина. Запах меда и роз символизирует собой красоту, гармонию, безмятежность и спокойствие мирной жизни.

Радостное настроение во второй части стихотворения сменяется тихой грустью, разочарованием, потому что поэт стремится разобраться в случившемся, обрести истину:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Есенин понимает, что страна прошла великий путь, но он сожалеет о том, что мог бы больше сделать для своей родины, чем удалось ему сделать на самом деле. В жизни поэта были ошибки и обиды, но он никого не винит, только себя:

Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Легкомысленной и безрассудной, по мысли поэта, была его молодость. Он принимает все как есть, его душа светла и чиста, в ней нет места злобе и ненависти. Поэт не держит зла на тех, кто в прошлом причинял ему много страданий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Отношение Есенина к Советской власти было сложным и противоречивым. Поэт мечтал о России как о стране сказочно счастливой, крестьянской, патриархальной. Ему виделись мужицкий рай, земля всеобщего благоденствия. Но революция не сделала родину Есенина счастливой. Она принесла голод, разруху, страдания. Надежды на народное счастье развеялись как дым.

Каждому человеку свойственно делать ошибки, промахи, особенно в молодости. Поэтому в последнем четверостишье Есенин пишет:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

«Дуб молодой» сравнивается с молодым человеком, неопытным, не знающим жизни, подвергающимся испытаниям и ударам судьбы. Так же, как и дуб, который гнется под сильным ветром, так и человек многое делает неправильно. Но в финале стихотворения Есенин с благодарностью вспоминает свою молодость. Самая прекрасная пора в жизни человека, пора надежд и мечтаний, любви и счастья оставила самые сильные впечатления в душе поэта. Бесшабашность, молодецкая удаль, «буйство глаз и половодье чувств» воплотились в красочном образе «золотой сорвиголовы».

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что судьба страны и судьба человека неразрывно связаны. В годы тяжелых испытаний каждый человек должен быть вместе со своим народом. Необходимо приложить все силы, чтобы страна преодолела невзгоды и с честью прошла уготованный путь.

Лирика Есенина народна, подкупает своей искренностью, красотой и естественностью художественных образов, а главное - всепоглощающим чувством любви к родине.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные