Неожиданная радость икона божией матери. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в чем помогает. История создания иконы

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере…

Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм.

Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

В 1612 году стояло возле этого храма земское ополчение князя Пожарского. А к самому началу XVIII века появилось и нынешнее каменное здание. На северной наружной стене сохранилась надпись: «В лето от воплощения Бога Слова 1702 года индикта 1, июня 14 на память св. пророка Елисея создася сей храм святаго и славного пророка Илии Обыденного при державе… царя Петра Алексеевича по благословению святейшего правительствующего Синода члена Преосвященнейшего Стефана митрополита Рязанскаго и Муромскаго, думным дьяком Гавриилом Федоровичем, братом его комиссаром Василием Федоровичем Деревниными»; внутри же на стене трапезной — две надгробные доски с именами братьев.

Сюда, к «Илье Обыденному» уже не один десяток лет стекается старая московская интеллигенция, потомки древних дворянских родов, те, кто уцелел и выжил, не изменив ни вере, ни Отечеству.

И самое примечательное, что стал «Илья Обыденный» прибежищем для многих икон из закрываемых и разрушаемых московских церквей.

Так попала сюда и чудотворная «Нечаянная Радость». Доподлинно ее происхождение не известно. Скорее всего, именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда она вместе с многими другими святынями первопрестольной кружным путем попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках, тогда — один из центров обновленческой ереси. Когда же безбожная власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось и иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие православные храмы Москвы.

Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» отец Александр Толгский испросил у патриарха Сергия благословения, и в 1944 году икона была торжественно перенесена на свое нынешнее место. Случилось это в пятницу, и с тех пор по пятницам служат здесь торжественный соборный акафист «Нечаянной Радости».

Сотни людей молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах своих и особливо молясь за чад своих.

Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни.

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва.

На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».

Покойный особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости».

Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима.

Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане… Мир праху его…

Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

Чтимые списки имелись также в снесенных церквах Неопалимой Купины близ Смоленского бульвара, Благовещения на Житном дворе в Кремле, а также в дошедшей до наших дней церкви во имя Федора Стратилата у Мясницких ворот; за пределами же первопрестольной — еще и в селе Сельги Симбирской губернии.

Будем уповать на милосердие Матери Божией, благодарить за те нечаянные радости, которые посылает Она нам и верить, что не оставит Она нас на трудном и тернистом пути, имя которому — жизнь.

Тропарь, глас 4

Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшном Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, с Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородица «Нечаянная радость» — это икона, которая помогает заблудшим душам обрести покаяние, справиться со своими страстями, плохими помыслами и встать на путь истины.

Икона Божьей Матери «Нечаянная Радость»

Икона «Нечаянная Радость» — история возникновения

В трудах св. Димитрия Ростовского имеется поучительный рассказ о некоем грешнике, который неожиданно испытал радость от покаяния перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость». На иконе изображен грешник, стоящий на коленях, молящийся перед иконой Богородицы и очищающий душу через покаяние.

У этого грешника была привычка каждый день молиться иконе «Нечаянная Радость» Пресвятой Богородице, часто повторяя приветствие Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» Однажды, как обычно, прежде чем идти на грех, он обратился к святому изображению Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» и ему стало страшно, когда он посмотрел на изображение Святой Девы с ее Божественным Сыном на руках. У Младенца были раны на его руках и ногах, и кровь текла из ран, точно так же, как на кресте. Грешник упал на колени и закричал: «О, Госпожа! Кто это сделал?»

«Ты и другие грешники. Снова и снова вы распинаете Моего Сына своими грехами, как это делали евреи », — тихо ответила Богородица. «Помилуй меня», — со слезами воскликнул грешник. «Вы называете Меня Матерью милосердия, но вы оскорбляете Меня и приносите Мне скорбь по своим делам». «Нет, госпожа», — в страхе воскликнул грешник. — Пусть моя злоба не победит Твою неописуемую доброту и милосердие! Ты одна являешься надеждой и надежным убежищем для всех грешников! Помилуй меня, о милосердная Мать! Призови Твоего Сына и моего Создателя от моего имени».

Увидев, что грешник раскаялся и душа его очищена покаянием, самая благословенная Мать начала умолять Ее Сына: «Мой доброжелательный Сын! Ради Моей любви помилуй этого грешника». Но Сын ответил ей: «Не сердись, Мать Моя, если я не повинуюсь Тебе.

Снова и снова Матерь Божия умоляла Ее Сына, напоминая Ему, как Она воспитывала Его на Ее груди, как она страдала на Его кресте. Но Господь не склонился бы к милосердию. Тогда встала Матерь Божия, отпустила Своего Сына и была готова упасть на Его ноги. «Что ты хочешь сделать, Мать?!» — воскликнул Сын. «Я останусь, — ответила она, — лежа в Твоих ногах вместе с этим грешником, пока Ты не простишь ему его грехи». Затем Сын сказал: «Закон требует от сына почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы даритель закон будет сам послушен закону. Я Твой Сын, Ты Моя Мать; Я обязан исполнить Тебя поклонение, выполняя Твою просьбу. Пусть это будет так же мудро! Его грехи теперь прощены ради тебя! И как знак прощения, пусть он прижимает губы к моим ранам ».

Грешник встал, с трепетом и радостью поцеловал самые святые раны младенца и пришел в себя. Когда видение закончилось, он почувствовал в своем сердце страх и радость. Его душа ликовала, слезы текли по его лицу. Он поцеловал икону, с благодарностью за то, что нашел покаяние и прощение, и молился, чтобы он получил дар, чтобы всегда видеть свои грехи и раскаиваться в них. Его жизнь полностью изменилась и оставалась богатой до конца его дней.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в чем помогает

Икона Божьей Матери «Нечаянная Радость», созданная в XVIII веке, защищает от многих несчастий и бед, которые наносят ущерб человеческой жизни. Она приносит радость, и когда люди отчаянно ждут позитивных перемен, когда у них больше нет надежды в душе, и они живут, надеясь только на чудо. И чудо совершается этой иконой, и дарует радость молитвы.

Икона Богородицы «Нечаянная Радость» о чем молятся

Важно то, что «Нечаянная Радость» способна слышать и принимать молитву, умоляя о помощи от чужой глухоты, однако не обязательно, чтобы эта глухота была физической. Гораздо более распространенная духовная, или умственная глухота, и это намного хуже, чем болезнь. Божья Матерь «Нечаянная Радость» икона, молитва к которой способная защитить от большого количества несчастий. Главное молиться правильно. Если вы читаете просто молитву, не чувствуя ее, такая молитва пустая и не принесет плодов. Молиться нужно искренне, от всего сердца и тогда она будет услышана и прошение ваше будет исполнено. Если в жизни много печалей, разрушается семья, вас оклеветали, вам нужно только попросить Божью Матерь о защите и помощи. И все сразу наладится.

Родители молятся о заблудших детях, чтобы наставить их на правильный путь, помочь им уйти от порочной дороги.

Пресвятая Богородица «Нечаянная Радость» также помогает вернуться домой тому, кто исчез на тернистых дорогах войны, если информация о его смерти не была подтверждена.

Самое главное, нужно просить о том, в чем скорбит душа, что затрудняет дыхание и жить нормальной жизнью. И когда вера сойдет на нет, Божья Матерь «Нечаянная Радость» вернет надежду.

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» значение, в чем помогает

Вся человеческая жизнь состоит из маленьких радостей, которые не всегда видны людям и в погоне за иллюзорной мечтой забывают обратить внимание на своих близких и выразить им благодарность. Именно так мечты становятся одержимостью, что не дает людям радоваться жизни каждый день.

Икона Богородицы «Нечаянная Радость», ценность и сущность этого образа несет в себе надежду на волю Бога и отказ от аморальных поступков и греховных мыслей, помогает прийти к покаянию, справится с плохими мыслями и преступными деяниями, гневом, завистью, которые часто подавляют человеческое сердце. Молиться нужно каждый день, тогда на душе наступит мир и покой.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» день празднования

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», которая так ярко воплощала надежды людей на милосердное заступничество и помощь, всегда была очень ценна в России. И даже в наши дни православные люди подходят к иконе с теплой и сердечной молитвой и получают утешение в печалях и несчастьях.

Икона «Нечаянная радость» дарит именно радость, причем тогда, когда человек отчаялся ожидать перемен к лучшему, когда у него больше нет никакой надежды в душе, и он не ждет, надеется только на чудо. И чудо на него снисходит, от этой иконы, и даруется молящемуся радость, которой не ждал.

От чего и как может защитить икона

Главное, что «Нечаянная радость» способна услышать и принять молитву, просящую помочь от чьей-то глухоты, впрочем, совсем , что это глухота – физический недостаток. Гораздо чаще встречается духовная, или душевная, глухота, и именно она намного страшнее недуга. Молитва, которую обращают к Богоматери, причем перед иконой «Нечаянной радости», способна защитить количества напастей.

Чтобы молитва дошла до ушей Господа, молиться тоже нужно правильно. Если читать просто молитву, пустое, нужно всей душой отдаться просьбе и отринуть в этот момент все, чтобы звук мольбы шел ввысь, звонкий и ясный.

Если в жизни много печалей, супруги находятся в разлуке или родные где-то потерялись, если преследуют лишения и клевета, все эти ситуации способны быть разрушены молитвой к иконе «Нечаянная радость». Нужно лишь просить около нее и у нее защиту. И тогда обойдут стороной опасности, далеко ушедшим, или уехавшим будет гарантировано благополучное возвращение в родные пенаты.

В чем может быть действенной помощь иконы

Когда-то Марина Цветаева свои «Стихи о Москве», где рассказала о даровании этой чудесной иконой душевного равновесия, об обретении духовной силы внутри себя. Если перед этой иконой истово и , по канонам, молиться, можно получить все, а чаще именно нечто долгожданное, которое ждать уже отчаялся человек.

Родители с наконец-то могут своих заблудших наставить на путь истинный, помочь им свернуть с порочной дороги. И даже то, к чему молящийся стремится, и что ему не , вдруг оказывается именно тем, что и не . То есть неудача была мнимой, а неисполнение того желания или стремления оказалось поистине счастливым случаем.

Если молитва перед иконой «Нечаянная радость» произносилась о том, что кто-то сгинул на тернистых дорогах войны, то сведения о гибели могли оказаться не правдивыми, а человек возвращался домой.

Главное, просить нужно о том, что вызывает в душе великую скорбь, что мешает дышать и нормально жить. И когда вера уже сходит на нет, «Нечаянная радость» возвратит надежды. В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно 1 . Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

Какое чудо произошло

Начиная с XVIII века, когда был создан первый список иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», от этих икон происходили самые разные чудотворения – исцелялись больные, особенно потерявшие слух, и с возвращением слуха духовного, возвращался слух и физический. Молитвы перед этой иконой помогали отчаявшимся родителям, чьи дети сбились с истинного пути и пошли, что называется, по кривой дорожке.

Много чудесных исцелений происходит перед иконами Владычицы, но самое великолепное, несомненно, – исцеление человеческой души, ее спасение через глубокую душевную перемену.

Мы же – просто люди. И не безгрешны. Признаем это. Но если мы сумеем увидеть в фигуре грешника на иконе «Нечаянная радость» свое отражение, и, видя себя со стороны, начнем понимать, в каком бедственном положении находимся, это не катастрофа. Это – чудо. И это – прекрасно, если вдруг человек осознает, что он творит нечто, что срочно требует молитвы о себе, по примеру грешника из рассказа святителя Дмитрия, прошения о спасении своей души, ибо иначе радости в жизни не будет никакой, тем более – нечаянной, как Господня благодать, которая так и дается – не-чаянно... А Матерь Божья снова и снова за каждого из тех, кто готов к перемене души и возжелал ее, готова пасть ниц перед сыном. Царица Небесная – только вдуматься! – вновь решит молить о наших грехах коленопреклоненно. И когда случится чудо человеческого прозрения, повторится Божественная история внутри истории, приоткрывающая завесу истинных, какими они должны быть и среди нас, созданных по образу Его и подобию, совершенных отношений Матери и Сына и отношения Сына к Его безграничной власти, парадоксально ограниченной Его собственным Законом.

Значение иконы

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный...»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Сколько выводов мы можем сделать для себя! Такая переоценка ценностей, ревизия души периодически просто необходима. Из событий, ставших вдохновительным источником для написания иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», узнавая икону и ее историю, мы обогащаемся нравственно. Сравнивая собственную жизнь в своей семье, видим: вот каким должно быть уважение детей к родителям и уважение родителей к статусу своих выросших детей. К статусу не только социальному – статусу взрослого человека, которого должно избавить от родительского самодурства, частенько затягивающегося весьма надолго.

Нам подается далее пример почитания закона в первую очередь самими законотворцами – еще одна больная тема нашего общества. Вот он, высочайший пример отношения к исполнению власть предержащими законов, ими же издаваемых. Закон, установленный Господом, повелевает чтить Мать, а раз Им этот Закон установлен, то в первую очередь Сам Законодатель обязан ему следовать. Христос выступает образцом истинного отношения к власти, Он Сам – свидетельство исключительной порядочности Властителя, которую так трудно встретить на земле.
_______________________________________
1 «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» – акафист иконе «Нечаянная радость». Знамение шерсти и росы, данное Богом одному из судей израилевых Гедеону. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Гл. 6. С. 36–40.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные