Литейный мост (мост Императора Александра II). Литейный мост. История и мистические легенды Литейный м

Литейный мост – это второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге, он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне (ранее была сооружена Благовещенская переправа). При строительстве Литейного моста были использованы многие инженерные новшества того времени. Так, впервые для освещения его пролетов было использовано электричество, а для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна.

Из истории

Еще до основания Санкт-Петербурга на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы , где заканчивалась Новгородская дорога, с правым, где начинался путь на Выборг .

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был устроен наплавной Воскресенский мост. Позже его перенесли ниже по течению, назвав Петербургским (сейчас это Троицкий мост), а вместо него построили другую наплавную переправу, прослужившую около 50 лет.

После того, как в 1849 году Литейный двор был разобран и Литейный проспект продолжен до Невы , к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Постоянный Литейный мост

В апреле 1865 года после бурного ледохода наплавная переправа была сорвана. Специальная экспертная комиссия приняла решение о сооружении постоянной переправы на месте одного из двух существующих наплавных мостов – Литейного или Петербургского. Этот вопрос был вынесен на заседание Городской Думы в 1869 году и в результате голосования большинством голосов было принято решение построить постоянную переправу между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

После объявления конкурса в Комиссию было представлено 17 проектов, в том числе и несколько иностранных. 11 декабря 1872 года победителем была объявлена английская компания, представившая архитектурный проект под названием «Вестминстер», предусматривающий создание арочного четырехпролетного моста с двумя разводными пролетами у берегов.

Вместе с тем, Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию, которая отдала предпочтение работе инженер-полковника Аманда Егоровича Струве.

Проект, разработанный А.Е. Струве с помощником, военным инженером А.А.Вейсом предусматривал сооружение переправы с шестью пролетами и поворотным крылом у левого берега Невы. Не смотря на то, что в России к тому времени производился высококачественнный металл, в контракте было указано о закупке для ферм и верхнего пролетного строения железа из Англии или Германии . В соответствии с контрактом, работы планировалось завершить через четыре года.

Строительство Литейного моста

Весной 1875 года плашкоутный мост был наведен в последний раз, а 30 августа того же года был заложен первый камень сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц и было сопряжено с большими трудностями.

В этом месте Нева имеет самую большую глубину – до 20-24 метров, а дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины.

В качестве фундаментов для опор всех быков моста были использованы кессоны, причем, их размеры превышали все применявшиеся ранее в России. Например, размер кессона под опору разводного пролета составлял 36,02 на 15,61 метров.

Для справки: Кессо́н (от французского слова caisson, что означает ящик) – это конструкция для создания под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Обычно кессон погружается в грунт под воду за счет собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Во время строительства произошло несколько несчастных случаев с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в кессон, находившийся на глубине, вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек сумели сразу выбраться наружу, пять человек было спасено, а пять рабочих погибло.

Через год произошел взрыв в одном из кессонов, в результате была разрушена его крыша и илистый грунт затопил его. От взрыва погибло 9 человек, а еще 20 рабочих затонуло.

Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.

30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие моста, названного Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманду Струве присвоили чин генерал-майора.

Описание Литейного моста

Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.

Сооружение имело перила двух типов:

  • Металлические кованые с простым рисунком для разводного пролета, они были легкими и «прозрачными»
  • На остальных участках сооружения было использовано высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции – щит, увенчанный короной, на нем изображены перекрещенные скипетр, морской и речной якоря (это герб Санкт-Петербурга). Щит находится в руках у двух русалок , хвосты которых вплетены в замысловатый растительный орнамент. Всего было установлено 546 таких секций на не разводной части сооружения.

Строительство обошлось в 5,1 миллионов рублей, что оказалось в полтора раза больше сметной стоимости. Ширина переправы - 24,5 метра, ширина разводного пролёта - 19,8 метров.

При строительстве были использованы такие новшества:

  • Применение для несущих конструкций стали вместо чугуна, что позволило увеличить пролеты арок в полтора раза
  • Использование более совершенного поворотного разводного механизма
  • Впервые для освещения пролетов были применены электрические фонари.

В 1917 году переправе вернули ее историческое название – Литейный мост.

Реконструкция

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского канала , что потребовало и более удобного сообщения по Неве. Необходимо было перестроить и Литейный мост, чтобы он соответствовал новым условиям судоходства.

Проект обновленного моста был разработан в 1963-1964 годах группой инженеров института Ленгипротрансмост под руководством Л. А. Вильдгруде, архитектор строения – Ю.И. Синица. Строительство велось с 1966 по 1967 год под руководством инженера Юрия Кожуховского.

В процессе реконструкции были перестроены верхние части опор и установлены новые металлические пролетные строения. Поворотный разводной пролет заменен на раскрывающийся и перемещен ближе к центру.

Основные характеристики

  • Обновленный Литейный мост стал на 10 метров шире: его ширина между перилами – 34 метра, в том числе проезжей части – 28 метров и тротуаров – по 3 метра с каждой стороны
  • Количество пролетов - 6
  • Вес разводного пролета – 3225 тонн, при разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты
  • Величина разводного пролета – 50 метров
  • Общая длина сооружения – 405, 6 метров, без тоннелей развязок – 396 метров.

Перила пяти пролетов остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии старых перил из легкого сплава. Установлены новые фонари, оформленные в соответствии с рисунком ограды.

Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки

Кроме того, был убран огромный бык у разводного устоя, на который опиралась старая конструкция, в результате Литейный мост стал выглядеть более гармонично. В 1990 году старинное перильное ограждение моста включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

Литейный мост

Литейный мост

Мост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину - 24 м.

В 1786 г. через Неву построили второй наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 г. этот мост поставили против Летнего сада, и он стал называться Петербургским. Вместо него против Воскресенского проспекта был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 г. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной Невы пролегла сплошная магистраль - Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной. Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.

Литейный мост наводился до 1875 г., когда началось сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.

Поводом к сооружению второго постоянного моста через Неву послужил срыв ледоходом 4 апреля 1865 г. наплавной переправы у Литейного проспекта. Для руководства проектированием и строительством моста была создана специальная экспертная комиссия, в которую, в числе прочих, вошли три видных петербургских архитектора: В. А. Львов, Ц. К. Кавос, Н. Л. Бенуа.

22 апреля 1871 г. был объявлен конкурс на проект Литейного моста, а 11 декабря 1872 г. комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако, Особая комиссия Министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний, результатом которых стал отказ от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А. Е. Струве (одного из членов этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Струве предложил строить мост из английского и германского металла, хотя в России к тому времени плавили высококачественный металл.

Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Работами по строительству руководил А. Е. Струве, ему помогали инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт. Строительство сопровождалось драматическими событиями - 16 сентября 1876 г, из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек, а 9 сентября 1877 г. при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Здесь необходимо пояснить, что собой представлял кессон, впервые примененный в России именно на этом строительстве. Кессон - огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки.

Внутрь его нагнетается воздух, «выжимающий» воду и позволяющий разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирается грунт, сверху над ним сооружается каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускается вниз. Рабочие спускаются в кессон через специальную камеру. Через нее же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта не только тяжела, но и очень опасна.

Стоимость строительства составила 5100 тыс. рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось.

Масса металлических пролетных строений составила 5902 т.

Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие восьмью рабочими.

Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета.

Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками, отлитые на заводе Кахуна. Эти элементы перил представляли высокохудожественное литье по рисунку архитектора К. К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину.

Решетка Литейного моста

Литейный мост был первым и долгое время единственным среди петербургских мостов, освещенным электрическими фонарями. В 1878 г. в Петербурге было учреждено «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°.

Целью Товарищества было - освещение петербургских магистралей недавно изобретенной «свечой Яблочкова». Однако, это прогрессивное направление в жизни петербуржцев тормозилось капиталистическими отношениями, существовавшими в российском обществе (оказывается, капитализм явление регрессивное).

Монополией на освещение городских магистралей владели частные компании, которые предоставляли горожанам услуги в виде газовых и масляных фонарей, чадящих, разбрызгивающих всякую гадость и еле освещающих пространство. Договор между городскими властями и частными фирмами, оказывавшими подобные услуги горожанам, был долгосрочным, и петербуржцы долго не могли пользоваться изобретением своего гениального земляка. Литейный мост в этом отношении составлял исключение. К моменту его сооружения осветительные фирмы не заключили договор на его освещение, и таким образом Товарищество беспрепятственно заключило с городскими властями договор на его освещение электрическими фонарями.

Во время Блокады в пролет моста попала немецкая авиабомба и пробила его, но не взорвалась.

В 1964 г. началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Однако ширина разводного пролета моста (19,8 м) ограничивала свободу судоходства в новых условиях. Интенсивность движения транспорта намного превышала расчетную. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это привело к полной перестройке моста, расширению проезжей части и созданию транспортных развязок у обоих берегов на разных уровнях для ликвидации перекрестных потоков.

Проект реконструкции разработан инженерами Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шиповым, К. П. Клочковым и архитектором Ю. И. Синицей. Проектирование велось в 1963–1964 гг. Строительство велось под руководством инженера Ю. Р. Кожуховского. В 1967 г. мост сдан в эксплуатацию. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролет был заменен раскрывающимся и перенесен к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 м. Разводное пролетное строение массой 3225 тонн стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена.

Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Теперь его силуэт приобрел плавные очертания, а разводной пролет не выделялся среди других пролетных строений.

Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Литейный мост 1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в

Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

автора Антонов Борис Иванович

Литейный мост Литейный мостМост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Балтийский мост Мост расположен напротив Балтийского вокзала. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Название моста происходит от Балтийского вокзала.Мост сооружен в 1957 г. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора П. А. Арешева.Являясь одновременно пешеходным, он имеет

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Таракановский мост Пешеходный мост расположен в створе улицы Циолковского.Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907–1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Борисов мост Объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала. Металлический мост построен в 1989 г. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Декабристов Мост расположен в створе улицы Декабристов. Длина моста - 29 м, ширина - 23,3 м. Название мост получил в память о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Впервые в 1784–1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Смежный мост Мост расположен на набережной реки Фонтанки. Длина моста 25,9 м, ширина - 15 м. Название моста связано с его местоположением.В 1800–1810 гг. деревянный мост заменили постоянным, трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Банный мост Мост расположен против улицы Декабристов. Длина моста 35 м, ширина - 15 м. Название мост получил по располагавшемуся на Матисовом острове зданию бань.С 1821 г. здесь находился деревянный мост.Современный мост - однопролетный, консольный, из предварительно

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Бердов мост Мост соединяет Матисов остров и Мясную улицу. Название мосту дано по фамилии основателя Чугунолитейного завода на Матисовом острове в 1780-х гг. Чарлза Берда. Мост пешеходный.Он соединял Мясную улицу с проходной завода и назывался сначала Чугунным, затем

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Головинский мост Мост соединяет набережные Адмирала Ушакова и Выборгскую. Длина моста 28,1 м, ширина - 27 м. Мост назван по располагавшемуся неподалеку имению графа Ф. А. Головина.Мост построен в 1875 г. на месте существовавшего здесь с 1817 г. деревянного моста. Он имел на

Санкт-Петербург - мистический город. Возможно, потому что построен на воде. А вода, как известно, - одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы возведено около 350 мостов. Многие из них - шедевры мостового зодчества.

Каждый мост, безусловно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, своей историей, наконец. Но есть в Петербурге и особые мосты, например Литейный , недавно отметивший свое 130-летие. Он считается одним из самых мистических мест бывшей столицы Российской империи.

Легенда об Атакане

Литейный мост соединяет два берега Невы и расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 году.

На проект строительства моста был объявлен международный конкурс, на который в конечном итоге поступило 17 заявок. Комиссия утвердила проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через Неву.

Целых четыре года длилось его возведение, которое, к сожалению, сопровождалось большими человеческими жертвами.

По городу пошли слухи, что, мол, место это заколдованное, что на дне реки - там, где идет строительство - расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом. Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти.

И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне. Но теперь Атакан стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля...

Жертвы строительства

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек. Однако работы продолжили, и примерно через год на стройке прогремел взрыв, причину которого так и не установили. И вновь - человеческие жертвы, погибли девять строителей. И это был не последний несчастный случай!

Фрагмент чугунной решетки Литейного моста

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно. Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Подлинное месторасположение "моста-оборотня" никому точно известно не было. Но старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерение?

Призрак Ленина

Мост, названный Александровским (в честь императора Александра II), был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды.

Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы). Его неоднократно реконструировали, а позже, уже во времена перестройки, даже стали проводить по нему экскурсии, показывая сложную конструкцию моста, его подъемный механизм и рассказывая о мистических событиях, связанных с этим местом.

Начало строительства Литейного моста

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и в XXI веке. Например, очевидцами здесь был неоднократно замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Так, однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак!

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число

Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.

Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.

Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

Истории, связанные с Литейным мостом, увлекательны, таинственны, а порою и пугающи. И все же Литейный мост - одна из архитектурных жемчужин нашего города, и стоит прийти полюбоваться на него в пору белых ночей: это поистине завораживающее, мистическое зрелище, особенно когда мост разведен.

Екатерина КУДРЯШОВА

С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившейся в створе проспекта Чернышевского (тогда Воскресенского). В 1803 году его поставили напротив Летнего сада , назвав Петербургским. Напротив Воскресенского проспекта поставили новый наплавной мост, который наводился до 1849 года.

В 1849 году был разобран Литейный двор, благодаря чему удалось вывести к Неве Литейный проспект . Воскресенский мост был переведён в створ Литейного проспекта и также стал называться Литейным.

Поводом к сооружению здесь постоянного моста стал срыв плашкоутной переправы бурным ледоходом 4 апреля 1865 года. Долгое время шли споры о трассе такого моста, между Адмиралтейским и Городским островом или между Литейной частью и Выборгской стороной. Только в 1869 году городская дума высказалась за второй вариант трассы, после чего была начата организация архитектурного конкурса на строительство моста. В экспертную комиссию по руководству проектированием и строительством вошли архитекторы В. А. Львов, Ц. К. Кавос и Л. Н. Бенуа .

К моменту объявления начала конкурса, 22 апреля 1871 года, городской думе уже было предложено несколько вариантов проектов от в том числе и иностранных фирм. В итоге в конкурсе приняло участие семнадцать проектов. 11 декабря 1872 года городская дума отдала первое место проекту под девизом "Вестминстер", выполненному английской фирмой. Но Министерство путей сообщения оказалось против такого исхода конкурса, создало свою экспертную комиссию и в результате признало победителем проект инженер-полковника А. Е. Струве (члена этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Их проект предусматривал шесть пролётов с поворотным крылом у левого берега Невы. Струве предлагал использовать для возведения переправы английский и немецкий металл, несмотря на то, что отечественный материал не уступал по качеству.

В 1875 году последний раз был наведен плашкоутный Литейный мост. 30 августа состоялась закладка новой переправы, после чего плашкоуты опять передвинули в створ Воскресенского проспекта. Их перестали наводить после окончания строительства постоянного Литейного моста.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину - 24 метра. За время работ случилось две аварии с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в результате погибли пять человек. 9 сентября 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошёл взрыв в кессоне, унёсший жизни ещё девяти человек.

При возведении переправы был применён ряд новшеств. Так в качестве материала для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун как при строительстве Николаевского моста . В результате пролёты арок были увеличены в полтора раза.

Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Ширина Литейного моста была равна 24,5 метра, ширина разводного пролёта - 19,8 метров. Масса металлических пролётный строений - 5 902 тонны. Его разводная часть первоначально приходила в движение при помощи обыкновенного ворота и восьми рабочих . Позже здесь установили водяную турбину мощностью всего 36 лошадиных сил, подсоединённой к городскому водопроводу. Путь для судов открывался уже через 20 минут .

Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. За проведённую работу А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора. Литейный мост стал второй постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге вслед за Николаевским мостом. В 1903 году Литейный мост переименовывали в Александровский (мост Александра II), в 1917 году вернули прежнее название.

Несмотря на то что в целом художественные качества Литейного моста оказались невелики, внимание могут привлечь перила. Они представляют собой высокохудожественное литьё по рисунку К. К. Рахау . Рисунок перил изображает русалок, держащих в руках герб Санкт-Петербурга. Таких гербов на Литейном мосту 546 штук. Чугунные перила были поставлены на все неразводные пролёты. На разводном же были установлены простые лёгкие ограждения. Их отлили на заводе Кахуна.

Литейный мост был первым, и долгое время оставался единственным, получившим электрическое освещение. Электрические фонари на нём установили в 1879 году. Этому поспособствовало то, что к моменту открытия Литейного моста старые осветительные фирмы не успели заключить контракт на его освещение. Их опередило "Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К", которое и ввело в практику уличный электрический свет.

Во время Великой Отечественной войны в один из пролётов моста попала бомба. Однако она не взорвалась, только пробив его.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь. Литейный мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. В 1966-1967 годах проводилась реконструкция Литейного моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгруде, К. П. Клочкова, Н. Д. Шипова и архитектора Ю. И. Синицы. Разводной пролёт был смещён к более глубокой части русла, его ширина увеличилась до 50 метров. Ширина переправы была увеличена до 34 метров. Развод моста стал осуществляться при помощи гидропривода. При этом исчез огромный бык разводного пролёта, на который опиралась старая конструкция. Переправа таким образом приобрела более гармоничные очертания.

У въезда на мост по обеим берегам реки была организована двухуровневая развязка. На мосте сохранили чугунные перила, для разводного пролёта их изготовили из более лёгкого сплава. Длина Литейного моста составила 396 метров.

Разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил берега Невы вблизи этого места в 1786 году. В 1875-1879 годах построили постоянную переправу в виде пятипролетного металлического арочного моста с шестым поворотным пролетом по проекту А. Е. Струве. В 1966-1967 годах мост подвергся глобальной реконструкции с заменой опор, пролетных строений и разводного пролета на вертикальный, позже неоднократно проводились плановые ремонтные работы.

Первый плашкоутный мост назывался Воскресенским по Воскресенскому проспекту, в створе которого он находился. Постоянный мост своим названием обязан Литейному двору, ранее располагавшемуся на левом берегу реки Невы. В 1903 году, когда отмечалось 200-летие Санкт-Петербурга, Литейный мост был переименован в мост императора Александра II. Но после революции 1917 года, на волне борьбы с наследием царизма, мосту вернули название Литейный.

Конкурс на разработку проекта моста был объявлен в 1871 году, в нем победил проект английских инженеров «Вестминстер». Однако, министерство путей сообщения выступило с критикой английского проекта, поэтому инженер А. Е. Струве разработал свой собственный проект, который и лег в основу Литейного моста, заложенного в 1875 году. Строительство моста велось очень тяжело, в этом месте Нева имеет максимальную глубину, поэтому возведение опор потребовало много времени, денег, и сопровождалось частыми человеческими жертвами. Закончен мост был только в 1879 году. Получившаяся мостовая конструкция состояла из 6 пролетов: 5 постоянных и одного шарнирного поворотного, предназначенного для прохода судов.

Литейный стал вторым постоянным мостом через реку Неву (после Благовещенского). С его возведением вся Выборгская сторона, на пути из России в Швецию, получила твердое сообщение с остальной частью города, а промышленные районы — надежный канал для перевозки продукции.

При строительстве Литейного моста использовались многие революционные инженерные решения: в возведении опор (кессоны), в устройстве пролетов и шарнирного механизма. Также этот мост стал первым в мире постоянным мостом с электрическим освещением.

Декор моста — чугунные стойки и решетки перил — были выполнены методом высокохудожественного литья. В центре рисунка был изображен щит с гербом города: перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент, а в просветах чугунных столбиков — морские животные.

В середине XX века Литейный мост подвергся серьезной реконструкции, для удобства прохода массивных судов разводной пролет перенесли ближе к центру и заменили разводной механизм на поднимающийся. Кроме того, усилили конструкцию опорных быков и стальных пролетов, оформили гранитные спуски к воде. Вместе с тем на мосту сохранили ценную декоративную решетку, добавив к ней аналогичные опоры фонарей освещения.

Длина моста - 407,8 м, ширина - 34 м.

Ограждение Литейного моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Литейного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XIX-XX веков, всем желающим увидеть разводные мосты Санкт-Петербурга, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — набережными , Робеспьера, Пироговской и Арсенальной, казармами лейб-гвардии Конной артиллерии, зданиями Военно-медицинской академии и Михайловской военной артиллерийской академии.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные