Личные границы человека. Умей сказать "нет!". Формирование психологических границ личности (от теории к практике)

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, уме ние отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

« Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: не обходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы пого ворим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях ».

2. Разминка . Продолжительность - 15 минут.
Цель: Опыт ответственности и доверия.
Методы: Упражнение « Слепец и поводырь ».

Упражнение « Слепец и поводырь »

Группа разбивается на пары. « Поводырь » ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственно сти и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность - 20 минут.
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: « Я и мир вокруг меня », « Границы моей личности ».

Рисунок « Я и мир вокруг меня »

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать - то есть соци альный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отве чая на вопросы:

Как вам нравится рисунок?

Что из нарисованного наиболее важно?

Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

Как происходит взаимодействие с нарисованным окруже нием?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок « Границы моей личности »

Участникам дается задание нарисовать свое личное про странство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу на звание, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение « Ручеек ».

Упражнение « Ручеек »

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­ тальных участников - здороваться с ним за руки и поглажи вать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец ше ренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность - 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение « Моя территория », ролевая игра « Дис котека ».

Упражнение « Моя территория »

Каждый из участников объявляет себя суверенным государ ством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и от работку навыков прояснения ситуации - умение сказать « нет », умение убеждать, умение распознать обман и развитие внима ния к невербальным проявлениям. В игре могут принять уча стие 10 - 25 подростков.

Ролевая игра « Дискотека »

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и весе лятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­ лагает « взбодриться ». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

Вариант 1

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

В центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство. Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство А. При этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б.

Обсудите упражнение.

Просмотров: 23014
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные

Представьте себе дом, хозяин которого всегда держал двери нараспашку. Кто угодно мог зайти в него, натоптать грязными ногами, что-то украсть, или даже пожить там какое-то время. Никакого разрешения на это не требовалось. И вдруг хозяин решает, раз уж дом принадлежит ему, то и жить он там будет один, и захлопывает дверь. Забудут ли люди сразу об этом доме «все двери нараспашку»? Вряд ли. По привычке будут приходить снова и снова. Кто-то развернется и уйдет. Кто-то будет ломиться в дверь, возмущенный неожиданным препятствием. Кто-то будет давить хозяину на жалость – «Ну, друг, будь человеком — мне же жить больше негде». Будут, вероятно, и такие, кто вежливо спросит разрешения зайти. Каково будет хозяину? Порой страшно, порой он будет чувствовать виноватым, а иногда непривычно одиноким. Что же он с этим сделает? Поставит замок покрепче от непрошенных гостей, и напомнит себе, что это ЕГО дом. А соскучится — так позовет друга или, если захочет, разрешит войти тому, кто вежливо просится в гости.

Восстановление границ нашего внутреннего мира – такая же непростая задача. Поэтому не стоит отчаиваться, если первые шаги даются вам с большим трудом.

Начать следует с фундамента – осознания кто Я есть. Для чего это нужно? Во-первых, прежде чем отделить «Я» от «не Я», необходимо понять, что есть «Я», что окружают мои личные границы. Во-вторых, осознавая свое Я, мы берем его под свой контроль, возвращаем себе ответственность за то, какие мы есть. А это первостепенный шаг на пути к изменениям.

Наше личное пространство включает много составляющих. Во-первых, это наше физическое Я и его границы. Что входит в него? Это наши физиологические потребности, наши телесные ощущения, зона нашего физического комфорта. В чем я испытываю потребность прямо сейчас? Какие ощущения мне приятны, а каких я хотел бы избежать? Как я выгляжу, как мне хотелось бы выглядеть?

Люди с нечеткими личными границами часто испытывают определенные трудности в отношениях с едой, вплоть до пищевой зависимости. Постарайтесь стать более осознанным в этом вопросе. Хотите ли вы есть сейчас или нет, сколько для вас достаточно, что вы бы хотели съесть, а от чего хотели бы отказаться. Мы лучше всего знаем, что нужно нашему телу. Ешьте, когда голодны. Отдыхайте, если чувствуете, что устали. Занимайтесь физическими упражнениями, если чувствуете в теле энергию, требующую реализации.

Осознание своего тела и его потребностей – важная составляющая гармонии сексуальных отношений. Будьте чуткими к своим чувствам и ощущениям. Осознавайте свои желания в данный момент, почувствуйте, что вам нравится, что нет, и где находится для вас граница допустимого в интимных отношениях.

Также определите границы вашего личного физического пространства. Это может быть ваша квартира, комната, рабочий стол, ваши личные вещи.

Другая важная составляющая нашего Я – это наши эмоции и чувства . Очень часто родители запрещают своему ребенку выражать свой гнев и страдание. Нас учат подавлять такие чувства, как злость и обида. Убеждают, что на самом деле мы чувствуем совсем другое, и учат полагаться на чужое мнение в этом вопросе.

Осознание истинных чувств – насущная необходимость для нашей личности. Как физические ощущения (болезненные, или наоборот, приятные) дают нам информацию о том, что происходит с нашим телом, так эмоции дают нам знать о том, что происходит у нас в душе. Не имея доступа к своим эмоциям, мы не можем знать о том, что что-то действует на нас разрушительно. И как мы узнаем, что что-то действительно хорошо для нас, если не почувствуем радость, соприкоснувшись с этим?

Стоит регулярно «быть начеку». Стараться осознать, что мы чувствуем в той или иной ситуации, общаясь с разными людьми, занимаясь тем или иным делом. Заведите дневник чувств. Записывайте туда регулярно те чувства, которые возникали у вас в течение дня. Когда вы это переживали, где, с кем, как они выражались. С выражением каких чувств вы испытываете трудности? Людям, не привыкшим осознавать свои эмоции, поначалу может быть очень трудно. В таком случае можно обратиться к своим телесным ощущениям. Это могут быть мышечные зажимы, неприятные ощущения в желудке, головная боль и т.п. Попробуйте понаблюдать, в ответ на какие воздействия возникают подобные ощущения. Поразмышляйте, какие чувства могут за этим стоять.

Если помните, в мы говорили о том, что наши чувства чаще всего сигнализируют нам о том, что личные границы нарушены. Понаблюдайте, какие ситуации вгоняют вас в отчаяние, что вызывает необъяснимую панику, что обижает или вызывает гнев.

Еще одна важная составляющая нашего Я – убеждения и ценности . Это то, как мы относимся к различным сторонам нашей жизни, что считаем важным, на что опираемся, принимая решения.

Установки, искаженные вторжением извне, являются разрушительными для нас. Возьмем, к примеру, убеждение, что «заботиться о себе – эгоистично». Такая установка может быть привнесена в наше сознание кем-то ДРУГИМ. Вероятнее всего этот другой убежден, что «все должны заботиться в первую очередь о моих потребностях». И разочарование, в случае неудовлетворения этой потребности – это ЕГО ответственность.

Однако, наши установки – это зона нашей ответственности. И принимая ее, мы можем их изменить. Снять с себя ответственность за то, что не можем контролировать (поведение и чувства других людей), и взять в свои руки то, чем мы можем управлять (наши чувства, наши убеждения, наше поведение).

И, наконец, еще одна важная составляющая нашего внутреннего мира – наши желания . Мы никогда не сможем исполнить наши мечты, если не признаем их.

Вспомните, о чем вы мечтали, чего вы запрещаете себе хотеть, чем вам нравится заниматься, но вы не можете себе позволить. Отличный способ овладеть своими желаниями – подумать над тем, кому и почему вы завидуете. Зависть – это сигнал изнутри о том, что мы очень хотим чего-то, что считаем для себя недоступным. Мы даже не пытаемся до этого дотянуться, однако злимся на того, кто этим уже обладает. Чтобы преобразовать зависть в энергию действия необходимо сказать себе «Я хочу!».

Осознавая себя, мы также постепенно понимаем, что есть «не Я». Это то, чего мы НЕ хотим, НЕ чувствуем, с чем мы НЕ согласны и чего мы НЕ хотим. Понимая это мы можем, наконец, отделить себя от внешнего мира.

Однако, одного лишь осознания мало для установления личных границ. Следующим шагом вы должны обозначить их. Выражайте свои эмоции, говорите с другими людьми о том, что чувствуете. Делая это, вы даете людям информацию о том, что происходит с вами в процессе взаимодействия с ними. Сообщайте о ваших ценностях, позициях и мыслях по разным вопросам. Говорите, если вы с чем-то не согласны. Сообщайте другим, чего вы действительно хотите. Прямое выражение наших желаний дает другому человеку свободу выбора. Выражение ваших истинных чувств, мыслей, намерений дает возможность людям строить отношения с вашим реальным Я. Быть собой – это непременное условие для создания искренних отношений, основанных на взаимном уважении.

Важнейший шаг на пути к изменениям – перестать обвинять в своих бедах других людей и играть роль жертвы. Конечно, другой человек несет ответственность за свое поведение по отношению к вам. Но вы несете ответственность за свое поведение и свои решения. Роль жертвы снимает с нас эту ответственность и лишает контроля над своей жизнью. Мы можем вечно жить в ожидании некоего «волшебного Другого», — как хорошо сформулировал известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис, — того, кто решит за нас все проблемы и сделает нашу жизнь счастливой. И только отказ от этой иллюзии дает нам возможность ощутить силу внутри себя, возможность принимать самостоятельные решения и менять свою жизнь к лучшему.

И, наконец, осознайте, где заканчиваются ваши личные границы . Каковы ваши возможности, что вы можете позволить себе в отношениях с другими людьми, где начинаются границы других людей. Человек с размытыми личными границами с трудом понимает, как можно быть во взаимоотношениях с кем-то и при этом существовать как отдельная личность. Не чувствуя своих границ, он также зачастую не замечает чужие. Есть еще один момент. Если мы долгое время жили без четких личных границ, то, пытаясь установить их, мы порой можем перегибать палку и залезать на чужую территорию. И вторжения эти также могут вызывать у других людей негативные эмоции. Например, принимая на себя ответственность за наши желания, мы прямо просим кого-то о том, что нам нужно. Но соглашаться или нет – это уже зона ответственности другого человека. И надо понимать, что он может принять то решение, которое нам не понравится, которое ограничит нас в чем-либо. Однако, это уже – его граница, его свобода выбора. Уважайте чужую личность и чужие решения. Помните, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

«Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. И если нам случится найти друг друга - это прекрасно. Если – нет, этому нельзя помочь.»


Три факта о расстановке границ
(внутренних границах):

1. 100% людей, рожденных и выросших в бывшем СССР страдают от нарушения своих границ и нарушают чужие границы эмоциональности.

2. Каждый день вы можете насчитать от 10 до 100 дискомфортных состояний разного уровня. Большинство из них не имеют позитивного фона развития, а только разрушают здоровье и отнимают покой. Все эти состояния замешаны на том, что вы не выстроили границы с другими людьми во времени.

3. Главное, что получает человек, создавший свой мир на уровне персональных границ - это ощущение контроля над своей жизнью и увеличение количества жизненных сил.

Два высказывания, над которыми стоит задуматься (по данной теме):

1. 85% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что с этого тренинга нужно начинать все виды терапии и психологических тренингов. Причина в том, что прежде чем улучшать свой мир, нужно научиться его защищать, и не провоцировать мир и других людей в отношении себя.

2. 95% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что они никогда и нигде не получали усвоенную информацию в открытом доступе на русском языке, и никогда не были знакомы с практиками, которые хоть сколько-то напоминают все увиденное.

Блоки, о которых важно знать

Блок 1

Женщина владеет природным ресурсом для создания и удержания экологичных границ на внутреннем, эмоциональном психическом уровне. Она ощущает эти невидимые глазу границы, как объективную реальность. Ее невозможно обмануть в том, что касается глубинного ощущения принадлежности территории. Но она редко владеет знаниями и навыками защиты, и пересмотра таких границ в коммуникации с внешним миром. Чаще всего, вслед за нарушением «тонких» границ, у женщины следует психический срыв. Наша задача - предотвращать потерю энергии в таких срывах, и обращать свою чувствительность во благо. Мы учимся выражать мнение о своих границах в форме делового и светского этикета, защищать и лелеять свое пространство, и пространство своей семьи.

Для мужчины нет ничего очевиднее, чем внешние физические границы мира. Границы мужчины - это всегда конкретная территория, конкретная собственность, женщина, и сфера своих мужских интересов. Мужчине очень сложно понять, что внутри этих обозначенных «мужских» границ есть еще какие-то невидимые «эмоционально-личностные». Для мужчин очень важно разобраться в том, что нарушая тонкие границы невидимого мира, он теряет силу для защиты границ физического мира. Мужчине очень важно воспринять правила формирования границ в отношениях, ибо только это знание и делает его джентльменом.

Блок 2

У каждого человека на уровне глубинного бессознательного есть своя модель, свой образец того, какие границы для него допустимы и комфортны. Этот гештальт персональных границ закладывается на этапе перинатального формирования, и после рождения до 10 – 12 месяцев. Травмы персональных границ, полученные в этот период на физическом и эмоциональном уровне остаются на всю жизнь в форме страха разной величины перед миром и людьми. За очень редким исключением, мы все поражены этим страхом, с которым каждый борется сам. Однако нужно не бороться с этими состояниями, а формировать комфортное для себя психологическое пространство общения с миром. Для этого нужно понять, что я хочу, какие границы мне комфортны, что является нормой границ. И далее научиться вести переговоры с миром о соблюдении этого персонального контракта.

Блок 3

Чтобы понять, что такое психологические границы, составьте список людей, отношения с которыми для вас являются регулярными, но не совсем комфортными. И затем подумайте, что внутри вас каждый раз возникает при общении. Именно в этом месте вы найдете информацию о том, из-за какой темы ваши взаимные границы были разрушены. Пока места разрыва границ не исцелены, нельзя исцелить сами отношения, потому что отношения не будут безопасны. На тренинге мы учимся исцелять взаимные границы, чтобы потом перейти к выравниванию любых отношений. В позитивном сценарии у нас должно хватать навыков для того, чтобы уметь принять и исцелить любые необходимые отношения, без потери своей целостности и силы.

Блок 4

Культура Советского Союза кроме всех ее позитивных и оптимистичных сторон начисто стирала понятие приватности. Приватность - это основа границ личности. Иметь свои границы, а тем более отстаивать их на территории бывшего СССР, слишком часто воспринимается как наглость, насилие и агрессия. Потому что у большинства людей своих границ нет, и поэтому они не ощущают важность приватности пространства других людей.

Что же такое приватность частного пространства другого человека?

Это самое важное и первое что у него есть. На приватности частного пространства выстраивается система эмоционального равновесия человека. В своей приватной зоне мы восстанавливаем свое здоровье, успокаиваемся и строим основы бытия.

В приватное пространство жизни входит целый ряд ценностей личности:

  • право на собственную территорию жизни, ее неприкосновенность: это своя чашка, свой стул, свои настройки ТВ, аккаунт в социальных сетях, квартира, стиль жизни;
  • соблюдение формальных норм и договоренностей, которые были озвучены изначально;
  • невмешательство в эмоциональное и психологическое состояние человека без его запроса.

Важные аспекты навыка соблюдения границ

Умение держать длинную межличностную психологическую дистанцию до тех пор, пока стороны по приглашению не договорились о сокращении дистанции.

Умение держать дистанцию на уровне различных культурных традиций.

Умение уважать деньги и время, являющиеся чужой частной собственностью, как величайшую ценность, на которую у нас нет никаких прав.

Каким образом люди разрушают границы других людей, накапливая карму опустошения своего жизненного пространства?

  1. Сплетни, как нарушение границ чужой репутации.
  2. Вырванное время, как похищение чужой жизни, ибо жизнь это и есть время.
  3. Ненужная трата денег, как форма прямой социальной зависти и стяжательства.
  4. Проникновение в тесное общение, как похищение времени на раздумья, работу, образование, нужные знакомства.

Для тех, кто вырос в социалистической или бедной среде является большой проблемой тренировка своих границ и наработка навыка сохранения границ других людей. Но эта проблема решаема путем обучения, формирования навыка, утончения восприятия жизни. Цель ясна - создать жизнь, наполненную истинными разнообразными ценностями, которые нужны для развития и роста. Для накопления ценностей мы нуждаемся в правилах установки границ.

Вот, вы вежливо просите партнера вернуться к соблюдению договоренности о финансах, времени и формате общения. А в ответ он «отмораживается», проявляя мертвецкую апатию, выдает большую дозу агрессии или пропадает из эфира без извинений. Креститесь и идите пить чай. Он всего лишь, или она, хочет сожрать вас, вашу энергию и силы, ваше внимание и участие. Такой человек не хочет работать, он хочет энергии под видом социально приемлемого взаимодействия. Все в сад! Энергия сегодня самый дорогой, востребованный и редкий вид предложения. Держите свои активы подальше от авантюристов-однодневок, лишенных дара строить долговременные теплые связи взаимной заботы.

    Чаусова Ольга Эдуардовна,
    педагог-психолог.

  • При составлении содержательной части занятий (подборе упражнений и заданий) следует учитывать следующие теоретические аспекты развития психологического пространства и его границ.

      С.К. Нартовой-Бочавер выделены шесть измерений психологического пространства личности, которые представляют собой отвечающие разным потребностям человека каналы взаимодействия человека с миром (онтологические языки):
    • I - собственное тело (открывает человеку самого себя, в онтогенезе возникает первым, основа для идентификации субъекта, важнейшие потребности: пища, комфортность размещения и местоположения в пространстве (поза), сексуальная потребность (с пубертата));
    • II - территория (обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание);
    • III - личные вещи (мир предметов (артефактов), которые не только функционально необходимы, но также обозначают склонности и предпочтения людей. Предметы представляют собой текст, иносказательное сообщение другим людям о себе);
    • IY - временной режим (единственное, измерение, которое определяет и упорядочивает время пользования всеми остальными секторами пространства, это измерение особенно сильно отражает краткосрочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время);
    • Y - социальные связи (содержит возможность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения таким образом, чтобы уметь противостоять большому социуму, устанавливать безопасную дистанцию с близкими, расширять и корректировать круг знакомых);
    • YI - вкусы (ценности) (отражают индивидуальную позицию в начале жизни, а затем - мировоззренческий аспект человеческого бытия, направлены не на условия выживания, а скорее на ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию).

    Все эти измерения выполняют необходимые для самосохранения и самоутверждения функции.

    Развитие психологического пространства происходит в следующей последовательности: ощущение тела возникает в младенчестве, личная территория и вещи - на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки - с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности - тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации.

    Понятие телесности, исследуемое Т. С. Леви, раскрывает смысл и особенности формирования психологической границы личности. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму .

    Телесность предполагает наличие особой границы, которая с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой пропускает необходимые для нас энергии. Она обеспечивает нам возможность выражать себя в мире и, вместе с тем, сдерживать, «контейнировать» определенную внутреннюю энергию.

    В психотерапии понятие «граница» является широко используемым. Опыт переживания границы концептуализируется в виде «линии, обода или мембраны», разграничивающих "Я" и «не-Я». Установить границы — это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром.

    Психологическая граница формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства и его отстаивания, преодоления симбиотических отношений. Такое преодоление означает обретение права на самоопределение, свободу, но вместе с тем и ответственность за себя .

    Психическое развитие есть, по сути, выстраивание психологической границы .

    Адекватное и дифференцированное восприятие человеком границы физического тела, способствует переживанию «Я есть» и является фундаментом самоидентичности. Осознание и оптимизация психологической границы обеспечивают переживание «Я могу» и является основой активности человека.

    Варианты изменений оптимальной психологической границы представлены ниже в таблице.

    Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром важно владение всем спектром вариантов изменения границы. Ни один из вариантов не может быть априори правильным или неправильным. Он может быть интерпретирован лишь в контексте жизненной ситуации человека, логики его внутреннего развития. Однако базовым вариантом границы, позволяющим ей быть гибкой и адекватной, является способность удерживать ее в нейтральном состоянии, что соответствует переживанию спокойствия и уверенности в себе .

    Потребности, переживания Я Позитивные установки Состояние Я Психологическая граница Состояние Мира
    1 Потребность в покое, состоянии «здесь и теперь» Могу быть в контакте с миром и чувствовать себя спокойно Спокойное Нейтральная(в меру проницаема). Потенциально содержит в себе все другие характеристики границы Спокойное
    2 Непринятие воздействия Мира, потребности в защите, независимости Могу сказать «нет» Активное, вектор движения направлен против, сдерживает активность Мира Непроницаемая, что достигается путем увеличения ее плотности, изменения размеров, перетекаемости и др..
    3 Принятие воздействия Мира, потребности в эмоциональном насыщении, присоединении к иному Могу сказать «да» Пассивное, вбирающее воздействие Мира Полностью проницаемая, иногда растворенная. Активное, вектор движения энергии направлен в пространство Я
    4 Потребность в помощи, эмоциональном насыщении Могу попросить «дай» Активное, вектор движения направлен из пространства мира к себе Проницаемая и втягивающая Пассивное или активное, но вектор движения направлен не в пространство Я
    5 Потребность в самовыражении Могу выразить себя Активное, вектор движения направлен в пространство мира Проницаемая или частично проницаемая, позволяющая энергии выходить в пространство мира Пассивное или активное
    6 Потребность в сдерживании собственных чувств Могу сдерживать себя Активное, вектор движения направлен к себе Непроницаемая Пассивное или активное

    Если граница физического тела начинает осознаваться благодаря прикосновениям Мира, то психологическая граница формируется, прежде всего, в результате нашей собственной активности, собственных усилий. Психологическая граница возникает и развивается в результате осуществления человеком движений и действий и, вместе с тем, благодаря им, она проявляется .

    Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной стороны на Мир, с другой — на Я. Действие занимает место посредника между „объектом“ и „действующим“» .

    Осознание человеком особенностей собственных границ и их оптимизация возможны в процессе практической личностно-развивающей работы.

    Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство.

    М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .

    Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В. П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М. М. Бахтин), ощущения своего действования лежат в основе субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). А. В. Запорожец пишет: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в призвольноуправляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые..» .

    Второе условие, связанное с предыдущим, заключается в необходимости отстраниться от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе нашего прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и довериться внутренней спонтанности, открыться своему внутреннему опыту «здесь и теперь».

    Третье условие состоит в готовности встретиться со спонтанно возникающим, а значит, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить. Осознание своих потребностей и истинных чувств может вызвать болезненные переживания и, порой, требуется мужество, для встречи с самим собой.

    Прислушивание предполагает тишину и немыслимо в спешке. Оно весьма затруднительно в суетливости нашей жизни и ее зашумленности, однако оно является необходимым условием нашего самоосуществления. Навык прислушивания и осмысления того, что открылось, развивается через различные телесные техники. Одним из наиболее эффективных путей его развития является практика спонтанного, аутентичного движения, используемая, в частности, в арт-терапии.

    Для того чтобы человек мог понять Другого, он должен быть определенным образом настроен, психологически готов. Такая психологическая готовность возможна при наличии, по крайней мере, двух условий.

    Первое условие состоит в необходимости иметь развитые органы чувств, развитую способность чувствовать, быть восприимчивым к новому.

    Второе условие состоит в том, что для понимания другого человека необходима, по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого». Она возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми». Чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я. Тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлен. Ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить».

    Выполнение одного и другого условия возможно в результате освоения человеком внутреннего пространства, его дифференцированности и осознанного принятия. «Характер восприятия внешнего пространства является функцией развития внутреннего пространства», — пишет Д. В. Михалевский. Если эти два условия соблюдены, то становится возможным вхождение в резонанс с внутренним миром Другого, его чувствование, т.е. «бытие на одной с ним волне».

    Двунаправленная чувствительность, с одной стороны, является необходимым условием адекватного функционирования границы, а, с другой стороны, гибкость границы обеспечивает возможность чувствительности. Чувствительность к миру и чувствительность к себе, как вдох и выдох, бессмысленны друг без друга и вместе составляют единый цикл и единицу развития.

    Учитывая вышесказанное, структура программы формирования оптимальной психологической границы личности младшего школьника, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

    Блок 1
    (4 занятия).

      Компенсация возможных отставаний в развитии психологического пространства:
    1. Собственное тело (младенчество):
      • образ собственного тела (дифференцированный и интегрированный);
      • телесные ощущения;
      • возможности тела и его частей (разнообразные движения, активность - пассивность, мимика, позы);
      • забота о собственном теле (самообслуживание, гигиена, здоровье);
      • отличие и подобие с другими людьми (пол, возраст, комплекция, желания, основанные на физических возможностях).
    2. Личная территория и вещи (раннее и дошкольное детство):
      • необходимые и достаточные для жизни вещи; вещи для удовольствия; вещи особенного назначения;
      • количество вещей, вещизм;
      • моя территория, мой мир (размеры, защиты, местоположение, приоритеты);
      • обустраивание моего мира (вещи + мир).
    3. Время (с дошкольного по младший школьный возраст):
      • что меряет время (дела, режим, жизнь);
      • чем меряют время;
      • распознавание времени (по часам, календарю, линии жизни);
      • формирование своей линии жизни (по годам и событиям);
      • как переплетаются линии жизни разных людей.
    4. Социальные связи, вкусы и ценности (начинают формироваться в дошкольном возрасте, становятся регулятором поведения в подростковом возрасте):
      • что я люблю и почему;
      • что такое семья;
      • кто такой друг;
      • почему люди живут рядом друг с другом и, каковы основные принципы их взаимодействия;
      • зачем нужны правила взаимодействия и почему их нужно придерживаться, что будет, если не выполнять эти правила (в семье, в классе, в государстве - на разной территории).

    Блок 2
    (2 занятия).

      Развитие чувствительности к себе:
    1. Концентрация внутри себя и осознание своего внутреннего мира (мои чувства, ощущения, мысли, желания, потребности). Фокусировка на внутренней картине движения, перевод внимания от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри. Однако только в этом случае возможно распознать истинно свое движение, свой «внутренней голос», «организмический сигнал» (А. Менегетти), «естественный организменный оценивающий процесс» (К. Роджерс).
    2. Концентрация на внешнем мире с помощью активизации всех органов чувств (что я слышу, вижу, обоняю, осязаю, какие чувства у меня возникают, что я думаю и что я хочу сделать).
    3. Спонтанность (отстранение от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и доверие внутренней спонтанности) развитие умения открываться внутреннему опыту «здесь и теперь».
    4. Готовность встретиться со спонтанно возникающим, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить.
    5. Соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Сообщение внешнему миру о состоянии внутреннего мира.

    Блок 3
    (4 занятия).

    1. Восприимчивость к новому.
    2. Понимание другого, идентификация (по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого», возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми», чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я, тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлён, ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить»).
    3. Способы защиты (неконструктивные и конструктивные, экологичные).
    4. Мир без меня. Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
    2. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
    3. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М. 2003.
    4. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. N 1.
    5. В. А. Подорога Феноменология тела. М., 1995.
    6. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
    7. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
    8. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
  • Стартовая страница


В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные