Какое отношение было после второй мировой войны к ссср. Межгосударственные отношения России и Франции 

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по курсу "Внешняя политика России"

Выполнил: студент 3 курса факультета МЭиМП 369 группы Авраменко Николай

Проверил: Кривушин И.В.

Для Ширака это было время для активных действий по продвижению французской геополитической программы, суть которой заключалась в борьбе с “американской глобализацией". К тому же, Россия была важна для Франции из-за угрозы политической и экономической дестабилизации при обладании большим военным потенциалом. Другая причина необходимости постоянного диалога с Россией заключалась в процессах ядерного разоружения. Такой факт, что Франция возобновила ядерные испытания в 1995 году, говорит о неуверенности и недоверии к России и новому президенту Б. Ельцину.

“Завтра какой-нибудь экстремист правый…придет к власти в России, где сохранилась значительная ядерная мощь", - Ж. Ширак.

Такая продолжающаяся дружба с Россией порождала разногласия Франции и США и обостряла борьбу по поводу расширения НАТО на Восток. Эти проблемы зависели в первую очередь от места России во французском проекте Европы, а в особенности, стремлении Франции утвердить Европу в качестве центра силы и распространить ее от Атлантики до Урала.

Через некоторое время Борис Ельцин вошел в доверие Франции и стал в одно русло с М. Горбачевым, который противостоял экстремистским (коммунистическим и националистическим) силам . В период первой чеченской кампании Ж. Ширак ограничился своим взглядом о политическом урегулировании конфликта, хотя был озабочен ситуацией на юге России. Помимо политической поддержки, Франция продолжила финансирование России и при новом президенте. Главными задачами такого финансирования Жак Ширак видел в строительстве либеральных реформ. В основном, все кредиты шли через МВФ. Россия же потихоньку списывала царские долги французских вкладчиков. Если обратить внимание на экономические узы России и Франции, а это 3% внешнеторгового оборота России на Францию к концу 90-х годов, то можно с уверенностью сказать, что страны не были связаны друг с другом в экономической сфере, тем более, что среди инвесторов Франция была на 9-ом месте . Исключительно политическое сотрудничество делало отношения уязвимыми, ведь экономические возможности страны составляли основу могущества страны на международной арене, а экономические узы делают отношения более зависимыми и осторожными.

Конец доверительным отношениям наступил в 1999 году, когда И. Ахмадов посетил здание французского парламента. После встречи, Ведрин – министр иностранных дел Франции, выступил по радио с заявлением, что Франция намерена потребовать от Ельцина сесть за стол переговоров с лидерами Чечни . Прием, который Франция оказала Ахмадову, вызвал негодование в России. Москва попросила не вмешиваться Париж во внутренние дела России. Ж. Ширак отреагировал и подтвердил свое намерение занимать твердую позицию по этому вопросу. Это не означало потери интереса Парижа к России, но все-таки приостановило период франко-российских отношений, которые базировались на доверии и гаранте стабильности в России в лице Б. Ельцина. 9 декабря 1999г. На саммите в Хельсинки Франция подняла вопрос об экономических санкциях против России. Страны решили пересмотреть свои программы сотрудничества с Россией и уделить внимание только на те, которые касаются прав человека и служат улучшению жизни населения . Таким образом, Франция пыталась вынудить Москву вступить в переговоры с А. Масхадовым . Позиция Парижа заключалась в следующем: прекратить военные операции, затрагивавшие мирное население, допустить в Чечню любых представителей и организаций для гуманитарных целей.

В марте 2000 года избрание В.В. Путина на пост президента России заставило подумать французское политическое общество о продолжении либерального курса в России. Охлаждение отношений с Францией привело к смене географии общения – начались партнерские отношения с Шрёдером и Блэром. На протяжении 10 месяцев Путин не посещал Францию, хотя встречался с лидерами Германии, Англии, КНДР, Японии, 3 раза с лидером США. А во время встречи Большой Восьмерки в Окинаве в июле 2000 года В. Путин не побеседовал лично только с Ж. Шираком.

© Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

В тот период отношения были ухудшены не только из-за 2-ой Чеченской кампании, но и из-за разногласий по вопросам Косова. Такой кризис отношений показал Ж. Шираку, что его политический курс к России терпит неудачи. Франция и дальше хотела убеждать Россию в правильности западных норм в урегулировании внутренних конфликтов. Уже в конце октября 2000 г. Франция понимает, что ее курс терпит неудачу. Париж кардинально поменял свои взгляды и к саммиту Россия-ЕС 2000г. было ясно, что французская дипломатия сняла требования по поводу прекращения военных действий в Чечне, как одно из условий получения западных кредитов России. На этой же встрече, французский президент подчеркнул желание Франции и России сотрудничать в рамках создания многополярного мира. Дословно Ж. Ширак охарактеризовал российско-французские отношения так: “Франция, находящаяся в центре Европейского союза, но сохраняющая традиционное своеобразие, свои давние связи с Россией, и Россия, современная и демократическая, имеют общее видение организации многополярного мира, где каждый сохраняет свою идентичность, свои суждения и способность вести свои дела, - вот основа франко-российских отношений. "

Другими словами, наступило время, когда Россия начинает отстаивать свои права и интересы, а иногда и диктовать условия.

Это подтверждается, словами Ю. Ведрина 26 октября 2000 года: “Франция не может сделать Чечню центральной темой отношений с Россией ". Франция была готова еще больше сделать упор на отношения с Россией после событий 11 сентября 2001 года в США. Париж начал придерживаться позиции непрекословной борьбы с терроризмом, в том числе и в Чечне.

В 2002 году Ж. Ширак победил на выборах и был положен конец “сожительству" с социалистами, что позволило президенту руководствоваться голлистскими принципами во внешней политике. В 2002 году был создан франко-российский Совет сотрудничества в области безопасности. Главная цель совета – расширение и углубление двустороннего сотрудничества в рамках международной безопасности. Такой форум помог Франции и Германии найти поддержку в лице России по иранскому вопросу, когда даже страны-члены ЕС отказались поддерживать идеи Франции и Германии. Хотя Совет сотрудничества не смог противостоять военному вмешательству США, все-таки он заставил задуматься США о законности и целесообразности военного проникновения на территории других стран. Сотрудничество дополнилось еще одной важной проблемой – вопрос по ядерному потенциалу Ирана. Франция и Россия желали продолжать диалог с Ираном и были против курса США, который заключался в применении эмбарго и других методов политики “hard power".

Двустороннее политическое сотрудничество в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый скачок в российско-французских отношениях случился в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась на саммите “Группы восьми" в г. Тояко 7 июля 2008 года. Когда Саркози стал президентом, ожидания были высоки относительно его восточной политики. После отношений тройки: Шрёдер, Путин и Ширак, Саркози, казалось, обещал более принципиальную позицию по отношению к России. Война в Грузии, сыгравшая значительную роль в политике Н. Саркози, в действительности показала это отношение. Как действующий президент ЕС, он активно вмешался в разрешение конфликта и даже договорился “о шести пунктах" решения конфликта с Медведевым, который, помимо прочего, подразумевал отвод войск и начало обсуждения вопросов безопасности Южной Осетии и Абхазии. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози прибывал в Москву в рамках усиления урегулирования кризиса на Кавказе. Франция сыграла роль посредника в урегулировании конфликта.

Намерения Николя Саркози были, конечно, искренними, но разработка перемирия, которое предоставляло российским войскам право внедрить дополнительные меры обеспечения безопасности и таким образом право остаться на территории Грузии, была непрофессиональной, и даже наивной. Позже, когда Россия не полностью выполнила эти шесть принципов и нарушила международное право, к тому же, односторонне признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, со стороны Франции не было слышно никаких протестов и возмущений. Французский журнал “Le Nouvel Observateur" обнародовал другие смущающие данные. Во время переговоров с Саркози в Москве Путин, как говорили, нелестно отзывался о М. Саакашвили, но Саркози никак не отреагировал на это вульгарное замечание, которое могло интерпретироваться, как звонок убить демократически избранного главу государства страны. Такие тесные связи Саркози и Путина продолжились встречей французского премьер-министра Франсуа Филлона и Владимира Путина в Сочи 9 сентября 2008 года. На встрече обсуждались выгодные контракты для французских компаний. В то время российские войска все еще находились на территории Грузии, к тому же Россия не выполнила “шесть принципов". Грузинское правительство посчитало такое сотрудничество как “нож в спину" Грузии. Польша, Англия, Чехия и балтийские страны активно критиковали такие отношения в военное время, зато во французских СМИ это прошло практически незамеченным. После русско-грузинской войны отношения России и Франции расцвели. Явным доказательством этого послужила продажа вертолетоносцев класса “Мистраль". Согласно словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Высотского, корабль как Мистраль позволил бы Черноморскому флоту выполнить военную операцию за 40 минут, а не за 26 часов. Грубо говоря, это показало, чьи позиции поддерживала Франция в грузинском вопросе. Ведь такая сделка явно огорчила Грузию, а в частности ее прокомментировал министр иностранных дел Григоль Вашадзе, что он “был очень обеспокоен покупкой" . Продажа кораблей класса “Мистраль" Москве не только проигнорировала интересы Польши, Украины, Грузии и других балтийских стран, но и увеличила военное преимущество России в Черном и Балтийском морях.

Двустороннее политическое сотрудничество продолжается достаточно интенсивным даже после разрешения конфликта. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце. В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились в рамках “двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге, саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также “на полях" мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября). Такие насыщенные встречи говорят о плотном сотрудничестве стран России и Франции.

Экономические отношения к 2010 году сравнялись с показателями 2008 года. Товарооборот в 2010 году составил 18,4 млрд. евро (6,2 млрд. евро экспорт из Франции в Россию и 12,1 млрд. евро из России во Францию) . Эти цифры означают положительный сигнал в экономических отношениях между Россией и Францией после экономического кризиса. Французский экспорт в российской экономике занимает 6-е место с 4,4% доли на рынке и 2-е место среди европейских поставщиков . Большая часть французского экспорта состоит из транспортных материалов(61% воздушный транспорт), химической промышленности, парфюмерной и косметической продукции, электрооборудования, фармацевтической промышленности, товаров агропромышленного комплекса и т.д. Среди всех клиентов России Франция в 2010 занимала 11-е место, а среди европейских – 5-е. В основном это энергетические продукты (87% всего экспорта) и углеводороды.

Отношений новых президентов Франции и Росиии Ф. Олланда и В. Путина начались со встречи в Париже, на которую прибыл В. Путин. Как сообщают Риа НОВОСТИ: “Президент РФ Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд на переговорах в Париже нашли взаимопонимание ".

"У Франции и РФ есть понимание по многим вопросам, Москва и Париж способны слышать друг друга, как это было на протяжении многих лет", - заявил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров.

Все же, как говорят многие эксперты, отношения будут носить полемический характер. “Нам было удобнее иметь дело с прагматичным Николя Саркози, нежели с таким идеологизированным правителем как Олланд. Нас он будет очень раздражать", - считает руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории Петр Черкасов .

Скорее всего, он будет вести себя действительно не так, как Саркози. Не в том смысле, что он будет скромнее, а просто он не будет таким вызывающе активным, пытающимся вклиниться в любую щель, которая возникает, для того, чтобы проявить французские лидерские качества. Олланд совсем другой человек, он гораздо более традиционный, солидный президент. Но суть французской политики, конечно, не изменится, потому что она в принципе редко меняется.

Олланд мало известен в России, его нужно узнавать и налаживать отношения. Но на самом деле, дело заключается в другом: каким бы человеком он ни оказался, как бы он сейчас ни относился к России, сама традиция дипломатии Франции абсолютно стабильна. Начиная с де Голля и заканчивая Н. Саркози - президенты признавали, что отношения с Москвой в советскую и в постсоветскую пору - это залог стабильности в Европе. Для Франции эти отношения столь же важны, как западное направление (Соединенные Штаты и континентальная Европа). Отношения с Россией это одни из передовых отношений французской внешнего курса. Тем более, что Н. Саркози довольно сильно добавил прослойку бизнес-отношений между странами. То есть взгляд французской деловой элиты в отношении России изменился в позитивную сторону, и французские компании стали активнее работать на российском рынке. И при таком положении дел, Олланду будет сложно что-то изменит кардинально.

Заключение

Партнерство Франции и России базируется на многовековом сотрудничестве между двумя странами, расположенными в западных и восточных пределах европейского континента. Удивительно, но потрясения истории не расшатали отношения между Москвой и Парижем. Исторические события, сотканные с XVIII-ого века, позволили получить представление о специфическом отношении между двумя странами. В течение последнего десятилетия, отношения между Францией и Россией конечно базировались на наследстве вековой дружбы, но они этим не ограничивались. Они смогли возобновиться и развиться, добавляя к традиционным политическим и культурным связям новые сферы сотрудничества. И так вышло, что для России, Франция - страна, которая котируется в Европе и к которой прислушивается много стран. Для Франции, Россия - неизбежный партнер, именно в рамках безопасности европейского континента.

Отношения Франции и СССР (России) всегда являлись неотъемлемым диалогом в международных отношениях как в Европе, так и в мире в целом. Диалог строился на периодах падения и подъемов отношений, на которые часто оказывали влияние международные процессы. По сути своей, франко-русские узы никогда не носили привилегированный характер, несмотря на то, что провозглашались таковыми. Это можно объяснить тем, что центристская идея голлизма (возвращением величия Франции) – была эгоистична: Франция сближалась с теми, с кем было выгодно в тот или иной момент истории. В свою очередь, для СССР Франция также была только одним из важных партнеров – здесь приоритеты менялись от Германии к Франции и обратно.

Франция и Россия традиционно поддерживают тесные связи. Благодаря хорошим личным отношениям между президентами обеих стран, они усилились в течение последнего десятилетия. Сегодня они отличаются большим интенсивным политическим диалогом, ориентированным к будущему. Что касается международных вопросов, обе страны часто имеют одинаковый взгляд и поддерживают друг друга; часто происходит так, что французская позиция может противиться позиции других стран-членов ЕС.

Что касается экономического сотрудничества, то торговые связи между Францией и Россией заявили с недавнего времени о новой динамике и диверсификации. Несмотря на тесные экономические и политические отношения с Москвой, Париж еще не сумел установить прочную европейскую позицию по отношению к России и согласовать двусторонние и многосторонние отношения на европейский уровень. Но зато Париж пользуется своим привилегированным положением в российском руководстве. В решении международных проблем, связанных с Россией, Франция одна и первых стран, которая будет вести переговоры с Москвой.

Год Франции в Росиии (2010) породил многообразные обмены, которые питают политический, экономический и интеллектуальный диалог между обеими странами. Французская политика сотрудничества делает упор на несколько направлений, среди которых: обмены студентов, исследователей (заключение партнерских отношений между научно-исследовательскими институтами) или диалог с элитой и гражданским обществом. Этому способствуют усилению диалога между культурами. Еще одно значимое событие - двустороннее соглашение об обучении языка партнера (Россия-Франция), подписанное в 2004, что и позволило внедрить международные программы русского языка во французских учреждениях среднего образования (Ницца и Страсбург).

В общем, России и Франции довольно-таки легко вести диалог. Это можно объяснить тем, что наши руководители прекрасно понимают французское руководство и наоборот. У президентов Франции и России были и есть представления о национальном величии. Но все-таки, “такие отношения необходимо продолжать подпитывать бизнес-отношениями", - заявил Федор Лукьянов в одном из своих интервью . Уровень доверия между обеими странами и качество отношения мало способны ухудшиться в ближайшие годы, несмотря на то, что на выборах во Франции победил социалист Франсуа Олланд.

Список литературы

  • 1.“Франция в поисках новых путей" под ред. Ю.И. Рубинского, издательство “Весь Мир", 2007г.
  • 2.Ю.И. Рубинский, “Франция: Время Саркози", 2011 г.
  • 3.Журнал “Дипломатический вестник" 1997-2011, МИД России
  • 4.Островская Е.П. Экономика Франции в постиндустриальном мире. Опыт системного анализа. М.:Русская Лютеция, 2008.
  • http://www.diplomatie.gouv.fr/

Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии.

Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции. Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным вел борьбу за дипломатическое признание Советской России и других советских республик. Державы Антанты воздерживались от официального признания, надеясь на возникновение устойчивого и лояльного союзникам правительства. Были установлены неофициальные контакты с советским правительством со стороны США (через главу американской миссии Красного креста в России полковника Р. Робинса и др.), Франции (через сотрудников военной миссии, прежде всего Ж. Садуля и др.) и Великобритании (через неофициального представителя Б. Локкарта и др.). В Великобританию был назначен неофициальный представитель Советской России М. Литвинов. Неофициально Литвинову и Локкарту предоставлялись некоторые дипломатические привилегии, в том числе пользование шифрами и дипломатическим курьерами. Советскому правительству удалось заставить послов Антанты и нейтральный государств вступить в официальное общение в связи с Диаманди инцидентом 14.1.1918 г. В начале 1918 г., особенно в период германского наступления 18.02.-3.03.1918 г., обсуждались вопросы признания Советской России в случае возобновления войны с Германией.

Де факто Советская Россия была признана Германией и ее союзниками, которые вступили с ней в Брестские мирные переговоры. Заключение Брестского мира означало установление официальных дипломатических отношений РСФСР с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, а также государственными образованиями, создающимися на территориях, оккупированных Германией (Украинская держава и др.). Отношение государств Антанты в связи с заключением мира стало более враждебным, вопрос признания был снят с повестки дня, дипломатический корпус переехал в Вологду. Неофициальные контакты с Советским правительством сохранялись, хотя постепенно сворачивались. В связи с подготовкой интервенции против Советской России 25.07.1918 г. послы покинули Вологду и перебрались в Архангельск, занятый интервентами. В связи с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Брестский мир был расторгнут РСФСР 13.11.1918 г., и таким образом советско-германские дипломатические отношения были аннулированы. Также потеряли силу отношения с Австро-Венгрией и Османской империей в связи с их распадом. Однако полная дипломатическая изоляция советских республик длилась недолго и преодолевалась в двух направлениях: путем заключения мирных договоров с новыми государствами на территории бывшей Российской империи и с государствами Азии. 2.02.1920 г. был подписан советско-эстонский мирный договор 1920 г., 12.07.1920 г. - советско-литовский мирный договор 1920 г., 11.8.1920 г. - советско-латвийский мирный договор 1920 г., 14.10.1920 г. - советско-финляндский мирный договор 1920 г. Поскольку государства Балтии вступили в международные и экономические отношения со странами Европы, Советские республики получили возможность преодолевать изоляцию с помощью их посредничества. По итогам советско-польской войны 1919-1920 гг. 18.03.1921 г. РСФСР и УССР заключили с Польшей Рижский мирный договор 1921 г. Таким образом, благодаря успехам советской дипломатии во главе с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, РСФСР, БССР и УССР урегулировали свои отношения с западными соседями, и блокада Советский республик все более теряла смысл. 16.03.1921 г. было заключено советско-британское торговое соглашение 1921 г. Торговые соглашения были заключены и с другими государствами Западной Европы. Однако Советские республики и государства Западной Европы сохраняли множество неурегулированных экономических и политических проблем.

Дипломатическое признание Советских республик происходило и в Азии, где РСФСР выступал с антиимпериалистических позиций (хотя и сам осуществлял интервенции в дела Ирана и Монголии). Предложения РСФСР по восстановлению суверенитета Ирана, Афганистана и Монголии были привлекательны (хотя осложняли советско-британские и советско-китайские отношения). 12.02.1921 г. был заключен советско-иранский договор 1921 г. 27.05.1919 г. РСФСР признала независимость Афганистана, и в октябре были установлены дипломатические отношения двух стран. 13.9.1920 г. был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном, 28.02.1921 г. заключен постоянный советско-афганский договор 1921 г. Советские республики поддержали антиимпериалистические действия нового руководства Турции во главе с М. Кемалем (Ататюрком), 16.03.1921 г. был заключен советско-турецкий договор 1921 г., который урегулировал как отношения Турции и РСФСР, оставшиеся после денонсации Брестского мира, так и территориальные противоречия Турции и Армении. После победы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г. 05.11.1921 г. было заключено советско-монгольское соглашение о дружбе, фактически Монгольская народная республика превратилась в государство, зависимое от РСФСР и затем СССР.

Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала также от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на ее полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения. Таким образом, к моменту своего возникновения СССР стал выходить из дипломатической изоляции как в Азии, так и в Европе.

Решающая «волна признаний» СССР произошла в 1924-1925 гг. 22.01.1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы во главе с Д. Макдональдом, который выступал за признание СССР. 01.02.1924 правительство Д. Макдональда признало СССР де - юре и предложило организовать советско-британскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами. 08.08.1924 г. были заключены общий и новый торговый советско-британские договоры. Правда, они не были ратифицированы из-за публикации антисоветской фальшивки, так называемого «письма Зиновьева» и падения правительства лейбористов. Несмотря на это, установление дипломатических отношений СССР и Великобритании облегчило признание СССР другими западными странами.

07.02.1924 итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. 28.10.1924 Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР.

29.02.1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, 10.03.1924 г. - с Норвегией, 18.03.1924 г. - со Швецией, 18.07.1924 г. - с Данией, 18.03.1924 г. - с Грецией, 04.08.1924 г. - с Мексикой. Дипломатическое наступление СССР продолжилось и на Дальнем Востоке. 31.05.1924 г. Л. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 20.01.1925 г. были урегулированы отношения с Японией и достигнуто соглашение об установлении дипломатический отношений между Японией и СССР. К 15.05.1925 г. японские войска покинули северный Сахалин. Второй страной Латинской Америки, которая установила отношения с СССР, был Уругвай (21-22.08.1926 г.).

27.05.1927 г. были разорваны советско-британские отношения, но восстановлены 03.10.1929 г.

Из крупных государств неурегулированными оставались отношения СССР с США и Швейцарией (отношения с которой были испорчены в результате оправдания швейцарским судом советского представителя В. Воровского). После прихода к власти президента США Ф.Д. Рузвельта одним из первых его крупных внешнеполитических мероприятий стало установление дипломатических отношений с СССР. 16.11.1933 г. официальные дипломатические отношения СССР и США были установлены.

28.07.1933 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Испанией. 09.06.1934 г. в рамках политики «коллективной безопасности» были установлены дипломатические отношения с Чехословакией, с которой вскоре был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи 1935 г. Также в 30-е гг. СССР установил дипломатические отношения с Бельгией, Люксембургом, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией. В основном процесс дипломатического признания СССР завершился с принятием в Лигу наций 18.09.1934 г. Но и после этого со многими странами у СССР все еще не было дипломатических отношений.

Несмотря на «волну признаний», в результате Мюнхенского договора 1938 г. восстановилась относительная международная изоляция СССР.

В ходе Второй мировой войны СССР был признан большинством стран Латинской Америки, Австралией, Канадой и Новой Зеландией. 18.03.1946 г. были установлены дипломатические отношения СССР и Швейцарии. В ходе Второй мировой войны и сразу после нее международная изоляция СССР была полностью преодолена.

Российско-французские отношения уходят своими корнями в далекое прошлое. Еще в середине XI века Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции, а после его смерти осуществляла регентство и управляла французским государством.

Дипломатические отношения между нашими странами впервые были установлены в 1717 г., когда Петр I подписал верительные грамоты первого русского посла во Франции. С тех пор Франция неизменно являлась одним из важнейших европейских партнеров России, а российско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире.

Кульминацией сближения двух стран стал их военно-политический союз, оформившийся к концу XIX века, а символом дружеских связей - мост Александра III в Париже через р.Сену, заложенный в 1896 г. Императором Николаем II и Императрицей Александрой Федоровной.

Новейшая история отношений наших стран началась с установления дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Яркий эпизод российско-французских дружественных связей - боевое братство на полях сражений в годы Второй Мировой войны. Летчики-добровольцы Свободной Франции - авиаполка "Нормандия-Неман" - героически сражались с фашистами на советском фронте. В то же время, в рядах французского Движения сопротивления воевали бежавшие из гитлеровского плена советские граждане. Многие из них погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений находится на кладбище г.Нуайе-сюр-Сен).

В 70-е годы, провозгласив политику разрядки, согласия и сотрудничества, Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны". Они были у истоков хельсинского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В начале 90-х годов кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем, основанного на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ отношений между Россией и Францией - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.), закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно обогатилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 года: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 года и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 года и в июле 2002 года подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В.Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч наших президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите "восьмерки" в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике.

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В.Путина и Ж.Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран (проведено два заседания Совета, последнее - в июле 2003 г. в Москве). Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав "Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии".

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества - взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в т.ч. в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы.

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н.Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л.Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции - проведение "диалога культур" в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, "круглых столов". Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

!-->

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4


Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.



Отказ Румынии подписать одновременно с Францией и Польшей пакт о ненападении с СССР поставил ее, по признанию Н. Титулеску, в состояние «большой изоляции»828. Эта изоляция была особенно ощутима в условиях обострившейся международной обстановки из-за прихода в Германии к власти фашистов. В связи с их атаками против Версальской системы заметно оживились ревизионистские тенденции в Венгрии. Положение усугублялось тем, что творцы этой системы, в первую очередь Англия, да и некоторые влиятельные круги во Франции, еще до прихода к власти Гитлера проявляли явную тенденцию договориться с Германией, восстановившей при помощи американских и английских банкиров свой военно-промышленный потенциал (признали за ней «равноправие» в вооружениях, освободили ее от уплаты репараций и т. д.). Вскоре такие же уступки были сделаны и бывшим союзникам Германии по первой мировой войне.

Развитие мировых событий, все более настойчивые требования хортистской Венгрии о пересмотре Трианонского договора вызвали серьезную тревогу в Румынии. Стремясь усилить пошатнувшиеся внешнеполитические позиции своей страны, Н. Титулеску выступил одним из инициаторов укрепления Малой Антанты, которую надеялся превратить в эффективное орудие защиты интересов королевской Румынии. Состоявшаяся в Женеве. в середине февраля 1933 г. очередная конференция министров иностранных дел Малой Антанты утвердила «Организационный пакт», согласно которому входящие в нее страны обязывались не заключать сколько-нибудь важные политические договоры и экономические соглашения без единодушного согласия, а также отстаивать статус-кво в Центральной Европе.

Все больше ощущая угрозу со стороны Германии и Венгрии, страны Малой Антанты, занимавшие враждебную позицию в отношении Советской страны, были вынуждены искать пути для налаживания отношений с ней, поскольку роль СССР как фактора мира возрастала с каждым днем. Как отмечал впоследствии П. Тольятти в докладе на VII конгрессе Коминтерна, «обнаружилось временное совпадение постоянных целей мирной политики Советского Союза и временных целей политики некоторых капиталистических государств»829.

Проявлением такого совпадения явилась, в частности, позиция стран Малой Антанты в отношении советского проекта соглашения об определении агрессора, представленного в феврале 1933

г. конференции по резоружению. Значение этого предложения для многих стран возрастало в связи с начавшимися тогда переговорами относительно заключения «пакта четырех» (Англии, Франции, Италии и Германии), предусматривавшего ревизию Версальской системы при тесном сотрудничестве его участников, которые должны были вершить все дела в Европе.

Советское правительство заняло отрицательную позицию по отношению к «пакту четырех»830, справедливо усматривая в нем инструмент, который может быть использован в антисоветских целях. Резко выступали против «пакта четырех» страны Малой Антанты и Польша831, опасавшиеся стать объектами политических комбинаций великих держав. В создавшейся ситуации министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш заявил 19 апреля 1933 г.

полномочному представителю СССР во Франции В. Довгалевско- му, что «если Малой Антанте не удастся провалить пакт, то перед ней станет вопрос о заключении в противовес директории другого пакта с участием СССР»832.

В итоге Малая Антанта поддержала советский проект международной конвенции об определении агрессора. С особым усердием" его отстаивал Н. Титулеску. 19 мая 1933 г. на заседании Комитета безопасности Лиги наций он заявил, что советское предложение является единственной ценной работой конференции833.

Одновременно Э. Бенеш вел переговоры относительно заключения пакта о ненападении между СССР и странами Малой Антанты и о взаимном признании де-юре. Первый зондаж на этот счет был предпринят им еще в марте 1933 г. В беседе с полпредом в Чехословакии А. Я. Аросевым он уверял, что «Малая Антанта намерена установить с СССР нормальные отношения, и в первую очередь подписать пакт о ненападении». Бенеш заявил, что Румыния готова даже принять согласованный в сентябре 1932

г. советско-румынский текст пакта «с некоторыми изменениями», которые, по мнению.чехословацкого министра, «будут приемлемы» для СССР834.

Однако Советское правительство имело основания сомневаться в желаннн королевской Румынии достигнуть такого соглашения. Его сомнения подтвердились, когда 16 июня 1933 г. во время встречи с М. М. Литвиновым в Лондоне Э. Бенеш сделал предложение «заключить единый пакт о ненападении между Малой Антантой и СССР» при условии отказа Советского Союза от Бессарабии. Нарком иностранных дел СССР, естественно, отверг это предложение, заявив, что Советский Союз «готов на пакт со всеми тремя странами, на гарантию ненападения на Румынию с оставлением бессарабского вопроса открытым»835.

Следует отметить, что страны Малой Антанты, в том числе Румыния, вели в это время более сложную дипломатическую игру, чем могло показаться на первый взгляд. Не отказываясь от союза с Францией, правящие круги Румынии старались наладить экономическое и политическое сотрудничество с Германией. В контактах с германскими дипломатами Кароль II, Титулеску, румынский посланник в Берлине Комнен давали понять, что они готовы не противодействовать ревизионистским требованиям Германии и игнорировать интересы своих союзников, если в свою очередь Берлин не будет поддерживать притязания хортистской Венгрии на Трансильванию. Но гитлеровцы требовали изменения всего внешнеполитического курса Румынии, на что официальный Бухарест пока не решался. Лишь крайне реакционные политические деятели (О. Гога, А. Куза и др.) открыто ставили вопрос о переориентации румынской внешней политики на фашистскую Германию97.

Как бы там ни было, 3 июля 1933 г. в Лондоне Титулеску в числе первых поставил свою подпись под предложенной Советским Союзом «Конвенцией об определении нападения» (агрессии). В обстановке все усиливавшейся международной напряженности подписание Лондонских конвенций явилось, по словам М. М. Литвинова, «новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, систематически направленных на укрепление его мирных отношений с соседями»836. Обращаясь к М. М. Литвинову, Н. Титулеску сказал: «Соглашение, которое, я сегодня подписал, имеет особое значение для моей страны. Оно означает первый и значительный этап пути, который ведет к нормализации наших отношений»837. Этот акт способствовал выводу Румынии из изоляции, в которой она оказалась в результате отказа подписать в 1932 г. одновременно с Францией и Польшей пакт о ненападении с Советским Союзом.

Некоторые высокопоставленные государственные деятели королевской Румынии, в том числе тогдашний премьер-министр

А. Вайда-Воевод, сам Титулеску, его заместитель С. Рэдулеску, ряд румынских и зарубежных буржуазных газет пытались изобразить Лондонские конвенции как «ликвидирующие бессарабский вопрос». Особенно изощрялась в этом отношении пресмыкавшаяся перед оккупантами бессарабская буржуазная печать («Бессарабское слово» и др.), пытавшаяся внушить трудящимся края мысль о вечности оккупационного режима и бессмысленкос- ти борьбы против него. Разоблачая маневры реакции, подпольная газета «Красное знамя» (орган Бессарабского обкома КПР) уточняла: «Подписанная конвенция отнюдь не является признанием Бессарабии за Румынией». Призывая массы к дальнейшей борьбе за освобождение края и воссоединение его с Советской Родиной, газета подчеркивала, что «в этой борьбе рабочие и крестьяне Бессарабии всегда будут иметь на своей стороне всех трудящихся СССР, которые не признавали и не признают оккупации Бессарабии румынской буржуазией»838.

В том же духе выступал журнал «Красная Бессарабия», издававшийся в Москве Центральным Советом Общества бессарабцев839.

Никаких сомнений относительно того, как следует понимать Лондонскую конвенцию в связи с взаимоотношениями СССР и 97

См.: Копанский Я. М., Левит И. Э. Происки гитлеровской Германии в Румынии и новые тенденции во внешней политике румынских правящих кругов (1933-1934 гг.).- В кн.: Германская восточная политика в новое и новейшее время. М., 1974, с. 212-221.

Румынии не оставило выступление советского наркома по иностранным делам на VI сессии ЦИК СССР 29 декабря 1933 г. «То обстоятельство, - сказал М. М. Литвинов, - что этот акт был совершен, несмотря на то, что с одной из стран - с Румынией - не разрешены еще старые споры, только увеличивает значение его»840. Советский нарком подчеркнул, что Лондонская конвенция «открывает возможности для дальнейшего сближения» между СССР и другими участниками соглашения.

Необходимость такого сближения диктовалась усложнявшимся международным положением, угрозой новой мировой войны. Зловещими предупреждениями на сей счет явились уход представителей Германии в октябре 1933 г. с конференции по разоружению и последовавший за этим выход страны из Лиги наций.

В такой обстановке роль СССР как фактора мира возросла еще больше. Крепнущее могущество Советского Союза в результате успехов в строительстве социализма, последовательная борьба за мир высоко подняли международный авторитет СССР. Многие страны, в том числе США, долгие годы проводившие политику непризнания первого в мире пролетарского государства, установили с ним дипломатические отношения. Во Франции ряд видных политических деятелей (Ж. Поль-Бонкур, Э. Эррио, Л. Барту, П. Кот и др.), трезво оценивших угрозу со стороны фашистской Италии н особенно гитлеровской Германии, усиленно ратовали за сближение с СССР. 31 октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур говорил М. М. Литвинову о необходимости подумать «о контрмерах в случае вооружений и подготовки Германии к войне, причем упоминал несколько раз о взаимной помощи в дополнение к пакту о ненападении»841.

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе842. На его основе НКИД СССР разработал развернутый план создания такой системы, который 20 декабря 1933 г. был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б). Он предусматривал среди прочего предложение о заключении многостороннего регионального договора, который впоследствии получил название Восточного пакта («Восточного Локарно»). 28

декабря 1933 г. советское предложение было передано Поль- Боикуру. Начались многомесячные переговоры о проекте пакта и составе его участников843.

Под влиянием этих событий усиливались тенденции к нормализации отношений с Советским Союзом и в Румынии. Все настойчивее добивались этого румынские трудящиеся. Правящие круги страны ие могли не считаться с этим. Они вынуждены были учитывать также советско-французское сближение, заинте- рссованность Чехословакии в скорейшем установлении дипломатических отношений с СССР. Известный своей профранцузской ориентацией и приверженностью к Малой Антанте румынский министр иностранных дел"Н. Титулеску, оценив обстановку, становится поборником нормализации отношений с великим восточным соседом. Во время визитов в октябре 1933 г. в Варшаву и Анкару в выступлениях на официальных приемах и перед представителями прессы, при встречах с советскими дипломатами он демонстративно подчеркивает желание продолжить процесс, начатый подписанием Лондонских конвенций.

Проблема урегулирования отношений с Советским Союзом продолжала занимать важное место в дискуссиях по вопоосам Енешнен политики, которые велись в рамках Малой Антанты и между ее участниками и Францией. Последняя, заинтеоесочрмняя в сближении с СССР, стремилась, чтобы и ее союзники г, Центральной и Юго-Восточной Европе следовали по тому же ПУТИ. Во время чехословаико-французских переговоров в Париже 14- 19 декабря 1933 г. «была подчеркнута необходимость продолжать ПОЛИТИКУ сближения на Балканах и с Россией»844. На состоявшейся 22-23 января 1934 г. сессии Постоянного совета Малой Антанты было принято решение «о своевременности возобновления государствами-членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик, как только будут налицо необходимые дипломэтиче- скир и политические условия»845.

Наличие в решении ОГОВОРКИ отражало разногласия между странами Малой Антанты по ВОПРОСУ О РПРМРНИ И УСЛОВИЯХ установления дипломатических отношений с СССР, проистекающее из различия внешнеполитических целей участников союза.

Чехословакия, международное положение которой резко УХУДШИЛОСЬ после безуспешных попыток сблизиться с Польшей и заключения 2R января 1934 г.

Германо-польского договопа о ненападении. образовавшего 6ПРШЬ в РЯЛЯХ государств, КОТОРЫМ vrnn- жали ревизионистские устремления Гитлера, и носившего не только антисоветский, но и подчеркнуто антинрупеловацкий характер, торопила с нормализацией отношений с СССР.

Иную позицию-занимала Югославия, правящие круги КОТОРОЙ гю-тгпржнему упорно сопротивлялись нормализации отношений с СССР.

Что касается румынской дипломатии, то, рассматривая сближение с СССР как фактор, укрепляющий внешнеполитические позиции Румынии, она вместе с тем опять пыталась использовать ’’ямечавшуюс.я нормализацию для увековечивания оккупации Бессарабии. С этой целью на Загребской сессии Малой Антанты Титулеску добился, чтобы вд принятия окончательного решения о признании СССР Малой Антантой ему была предоставлена воз можность договориться с М. М. Литвиновым об условиях установления дипломатических отношений между СССР и Румынией846.

Серьезным препятствием на пути нормализации советско-румынских отношений явилось все усиливавшееся сопротивление крайней реакции. Главари фашистских партий «Железная гвардия» и «Лига национал-христианской защиты» (кузисты), влиятельные профашистские деятели Г. Брэтиану, О. Гога и другие не только выступали против такой нормализации, но и вообще стали требовать пересмотра внешней политики Румынии, отказа от союза с Францией и Чехословакией, «переориентации внешнеполитической линии по примеру Польши» на фашистскую Германию, якобы единственно способную «поглотить весь экспорт» и «гарантировать границы Румынии»847.

Правители рейха, со своей стороны, используя различные рычаги, небезуспешно воздействовали на внутриполитическую борьбу в Румынии. В ответ на предложения последней об усилении румыно-германских экономических связей, в Берлине ответили, что Германия «приносит жертвы только в защиту тех государств, которые не поддерживают ее политических противников», и поэтому ждет от Румынии «доказательств» отказа от прежней политики848, т. е. от союза с Францией и странами Малой Антанты. Гитлеровцы щедро снабжали своих румынских приверженцев деньгами и литературой, вели широкую подрывную деятельность, используя железногвардейцев и агентуру среди немецкого меньшинства в стране. Об усилившихся германских происках в Румынии, «где влияние фашистских идей за последнее время чрезвычайно возросло», говорил полпреду СССР в Анкаре премьер-министр Турции Исмет-паша849. 7 февраля 1934 г. посланник Румынии в Германии Н. Петреску-Комнен докладывал в Бухарест, что многие германские политические деятели выразили уверенность в том, что «Румыния станет первой страной, которая будет подражать Германии в своей внутренней политике и приблизится к ней во внешней политике»850. Немалые усилия для отрыва Румынии от Аіалой Антанты прилагал и Муссолини, соблазняя ее урегулированием территориального спора с Венгрией851.

Все это еще больше накаляло борьбу среди буржуазных партий и групп Румынии по вопросам внутренней и внешней политики. Одним из мрачных эпизодов этой борьбы было убийство железногвардейцами в ночь с 30 на 31 декабря 1933 г. премьер- министра И. Дуки - активного проводника профранцузского курса. Имели место организованные фашистскими главарями открытые антисоветские дебоши. Польский дипломат Ю. Лукасевич в беседах с М. М. Литвиновым и В. А. Антоновым-Овсеенко не отрицал возможности «переориентации Румынии на Германию» и согласился, что эволюция ее внутриполитической жизни представляет угрозу для безопасности СССР852.

Беспокойство развитием событий в Румынии проявлялось и в правящих кругах Франции, резонно усматривавших в личных симпатиях короля и окружающей его дворцовой клики к фашистам опасность потерять свою доселе послушную союзницу. Да и сам Титулеску в беседе с временным поверенным в делах СССР во Франции М. И. Розенбергом 18 апреля 1934 г. заявил, что Кароль IJ «является как-никак Гогенцоллерном, что от этого факта никуда не уйдешь и что поэтому от него ждать особого сопротивления германскому влиянию нельзя»853.

В нарочитом выпячивании Титулеску профашистских симпатий Кароля и многих влиятельных политических деятелей Румынии, а в связи с этим и трудностей, испытываемых им в проведении курса на нормализацию отношений с СССР, был элемент политического шантажа. Пытаясь сыграть на стремлении СССР к созданию системы коллективной безопасности в Европе в связи с угрозой фашистской агрессин, Н. Титулеску в беседах с советскими дипломатами внушал, что для завоевания румынской дружбы «нужно заранее устранить спорные вопросы». «За восстановление отношений, - говорил он, в частности, советскому дипломату Б. Е. Штейну 11 апреля 1934 г., - его (Титулеску.- Авт.) будут ругать правые. Он должен иметь возможность сказать, что он пошел на большой и стоящий акт, а не просто подписал и получил формальную бумажку»854. Титулеску явно намекал на желательность хотя бы косвенного признания Советским Союзом захвата Бессарабии Румынией. Об этом говорит и заявление румынского министра в упомянутой беседе с М. И. Розенбергом: «Достаточно было бы телеграммы Литвинова ему, Титулеску, о том, что СССР и Румыния друг другу в военном отношении гарантируют границы, чтобы покончить с фашизмом в Румынии»855.

Уже в ходе этих бесед Титулеску заявлял, что в случае установления дипломатических отношений между СССР и Румынией он будет против открытия советского консульства в Бессарабии856.

Титулеску рассчитывал получить косвенное признание Советским Союзом Днестра в качестве границы между СССР и Румынией и при оформлении Балканского пакта четырех государств (Югославии, Румынии, Турции и Греции). Гарантируя друг другу границы, участники пакта стремились в первую очередь обезопасить себя от территориальных требований Болгарии, которая была не согласна с границами, навязанными ей Версальской системой договоров. Югославия помимо этого видела в пакте средство предотвращения или отражения возможной агрессии со стороны Италии, Что касается Титулеску, то последний полагал, что ввиду наличия у Турции договора о дружбе с СССР, согласно которому стороны обязались не подписывать соглашения с другими странами без взаимной консультации, отсутствие возражений со стороны Советского Союза против турецкого участия в Балканском пакте явится молчаливым отказом от Бессарабии, Эти же расчеты побудили румынского министра добиваться в октябре 1933 г. подписания договора о дружбе между Румынией и Турцией857.

Правительство СССР предвидело возможность превращения Балканского пакта в антисоветское орудие. 6 февраля 1934 г. в телеграммах, направленных М. М. Литвиновым представителю Советского Союза в Турции Я. 3. Сурицу, предлагалось обратить внимание турецкого правительства на то, что парафированный пакт «выходит за пределы Балкан и эвентуально гарантирует даже бессарабскую границу. Во всяком случае Турция дает Румынии дополнительную гарантию в мирное время, укрепляя этим ее позицию в возможных переговорах с нами о Бессарабии. Таким образом, пакт направлен и против нас». В связи с этим предписывалось: «Предложите Рюштю присоединить к пакту письменное заявление, что ни в каком случае Турция не будет считать себя обязанной принимать участие в каких-либо действиях, направленных против СССР»858.

Турецкому правительству пришлось принять во внимание демарш СССР. Согласно первой статье Балканского договора стороны гарантировали друг другу безопасность только их балканских границ, а в качестве приложения к договору было включено заявление Рюштю-бея о том, что «Турция ни в коем случае не будет считать себя обязанной принимать участие в какой-либо акции, направленной против Союза Советских Социалистических Республик»859.

Как стремление закрепить версальские границы Румынии следует рассматривать и попытку Н. Титулеску добиться включения Малой Антанты в состав участников Восточного пакта. Сообщая о своих беседах с румынским министром, советский дипломат М. И. Розенберг в письме иа имя М. М. Литвинова от 25 апреля 1934

г. высказал мнение, что таким путем Н. Титулеску старается силами СССР «страховать Малую Антанту» от территориальных посягательств Венгрии и Италии860.

В конце мая - начале июня начались прямые переговоры М. М. Литвинова с министрами иностранных дел стран Малой Антанты. Они носили напряженный характер, поскольку Титулеску добивался, чтобы СССР отказался от Бессарабии, на что Советское правительство, естественно, не могло пойти. «Со свойственной ему напористостью, - отмечает в своих дневниковых записях М. М. Литвинов, - Титулеску пытался вынудить у меня обещания, что мы не будем поднимать никогда бессарабского вопроса, и мне пришлось дать ему решительный отпор в присутствии Бенеша»861.

В условиях, когда правительство Польши заигрывалр с Германией, Э. Бенеш настаивал на скорейшей нормализации отношений с Советским Союзом. Активно воздействовал на страны Малой Антанты в этом направлении и новый министр иностранных дел Франции Л. Барту, продолжавший курс своего предшественника Поль-Бонкура на советско-французское сближение.

В такой обстановке 9 июля 1934 г. состоялся обмен письмами, оформивший установление нормальных дипломатических отношений между СССР и Румынией, СССР и Чехословакией862. Министр иностранных дел Югославии Б. Евтич так и не получил согласия Белграда на признание СССР де-юре.

Советская пресса дала высокую оценку установлению дипломатических отношений между СССР и двумя страйами Малой Антанты, подчеркнув значение этого события для укрепления мира в Европе и развития двустороннего сотрудничества863. Благоприятные отклики были получены и в тех международных кругах, в первую очередь французских, которые видели в сближении с СССР фактор укрепления мира.

Горячо приветствовали установление дипломатических отношений между СССР и Румынией прогрессивные силы Румынии, в первую очередь Коммунистическая партия. Но по-разному оно было воспринято и использовалось различными кругами господствующих классов. Правительство и королевский двор, стремясь поднять престиж короны и стоящей у власти либеральной партии среди широких кругов румынской общественности, заинтересованных в улучшении отношений с Советским Союзом, подчеркивали единодушие в вопросе об установлении дипломатических отноше- ний с СССР. С различными оговорками одобрили решение правительства и лидеры находившейся в оппозиции национал-цара- нистской партии - Ю. Маниу и И. Михалаке. Даже некоторые крайне правые политические деятели (типа О. Гоги) и органы печати («Универсул» и др.), ратовавшие за совсем иной внешнеполитический курс, в первые дни не решались прямо высказаться против акта 9 июня 1934 г.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные