Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)? II. Сообщение темы и целей урока

Билет № 23

1. Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

3. Процитируйте эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.

Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются композицией .

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

· действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

· автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

· автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого , "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

· нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

· автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

· композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

· нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

· последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

· развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

· сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы или части композиции : описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования. В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны. Например, трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмы

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией . В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий.

Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части , совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого - Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Анализ

В произведении можно выделить две части . Первая - «На балу», вторая - «После бала» или можно назвать её конкретнее - «На плацу».

Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация . Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец - кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него - единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», - скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

«Я увидел... что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу - чёрный. На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя. На балу – прелестная Варенька, а на плацу - солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» - разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»... В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска...» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу - развязка действия . Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«Если бы я знал...»

Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.

Невозможность понять ту, другую правду, а,значит, и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно... как будто я был уличён в самом постыдном поступке...» Ему было стыдно за действия другого.

Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое - эта служба.

Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.

Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Основные особенности рассказа «После бала»:

  • жанр - рассказ;
  • в основе - реальные события;
  • сюжет: один случай из жизни героя;
  • повествование: от лица главного героя;
  • контраст как композиционный приём;
  • деталь как способ раскрытия событий и героев;
  • внимание к внутреннему миру героя;
  • история духовного прозрения героя.

Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

  1. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
  2. Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста-рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян-ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель-ствами, мастеровой, знающий и крестьян-скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов-щик-профессионал. Зная хорошо быт де-ревни, Теркин уверен, что у старухи при-пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ-та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер-та трудового русского человека, умеюще-го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

    Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…

    Глава названа «Два солдата» не случай-но. Диалог деда и Теркина свидетельству-ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

  3. Можно ли считать, как утверждает автор, Тер-кина и старика солдатами-братьями?
  4. Можно. Оба вынесли на войне много су-ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко-стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

    И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.

    Рассуждения молодого солдата нравят-ся старику, и он признает его право на ра-венство:

    Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.

  5. Какое отношение проявляют друг к другу ста-рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по-ступках, жестах, манере обращения?
  6. Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни-чающее — такими словами можно оха-рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе-ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета-лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда-ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо-лее частые обращения старика к Тер-кину. В свою очередь, молодой боец назы-вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

  7. Какие сказочные, обрядовые и народно-пе-сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
  8. Народно-песенные традиции проявля-ются в ритмике стиха, интонациях, свой-ственном песне хореическом размере. Са-ма ситуация, принятая в сказках, «Жи-ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле-нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду-маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

  9. Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва-шему, приобретено и что утрачено солдатом?
  10. Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа-ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко-торому доверено руководить разведыва-тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ-веденным в офицеры, но впоследствии ре-шил оставить все же рядовым бойцом (по-эма называлась «Книга про бойца»), и по-тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи-цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин-ством и доброй шуткой-полувопросом от-вечает:

    Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?

    Самое главное — уверенность в гряду-щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре-тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по-куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше-ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

  11. Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
  12. Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все-го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли-чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав-шаяся крестьянка от радости освобожде-ния и встречи с дорогим человеком, рус-ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго-щение, оказывает уважение крестьянско-му дому:

    И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал деду И простился.

    Часы — очень важная деталь, связую-щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб-рое прошлое, нежели представляли прак-тическую ценность, а фашист-разруши-тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли-на, еще раз выражая свой победный опти-мизм и природный юмор.

  13. Какие изменения происходят в облике стари-ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
  14. Изменения происходят вследствие пе-ренесенных в оккупации страданий, не-отступного страха быть убитыми. Поста-ревший дед стремится предугадать ход во-енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

    И уже казалось деду, - Сам хотел того иль нет, - Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

    И он больше не разговаривает с чувст-вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит-нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

    Меняется и отношение к своему супру-гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:

    С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

    то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

    Две войны прошел солдат Целый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!

    И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

    За топор — и наперед Заслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.

    Так, общие испытания военного лихо-летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро-вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

  15. Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
  16. Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор-мировании его мировоззрения, об обога-щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра-щается к читателю с сокровенным. Поэти-ческое раздумье писателя идет к само-му сердцу читателя, который приглаша-ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при-дают особый лиризм, теплоту, приближа-ют его к герою, автору произведения, изо-бражаемым событиям.

    Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво-им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит-вой за родной дом и дорогой к нему. Материал с сайта

    Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой. Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.

  17. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
  18. Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани-мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж-ды обращается поэт к своей малой родине.

    И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи-ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч-но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо-той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».

  19. Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче-ская гармония?
  20. На данный вопрос о слиянии лириче-ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе-реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.

    Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи-шет о себе и от себя, Твардовский отве-чает:

    Но давайте скажем честно: Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет. Теркин — дальше. Автор — вслед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • литература ответы на вопросы василий теркин
  • какие изменения в поведении тёркина обнаруживаются
  • орловский василий теркин глава о себе
  • вопросы по А.Т. ТВОРДОВСКОВА
  • можно ли считать,как утверждает автор,теркин и старика солдатами-братьями?

Как А. Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе "Два солдата" (поэма "Василий Теркин") и получил лучший ответ

Ответ от?Галина Купина?[гуру]



Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
Источник: интернет

Ответ от Максим Краснов [новичек]
Как А. Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе "Два солдата" (поэма "Василий Теркин").
Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А. Т. Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой - Василий Тёркин - достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» - и в полушутливом-полусерьёзном разговоре- испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты - солдат, хотя и млад,
А солдат солдату - брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы:
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.


Ответ от Катя Кошуба [новичек]
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец - значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
- Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

25.01.2013 37877 2283

Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).

2. Слово учителя (по главе «О награде»).

В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль?

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко в даль...

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет...

Грозным напоминанием звучат слова:

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой – не ради славы –

Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)

3. Выразительное чтение главы «Гармонь ».

– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?

Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.

Итог главы : «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).

4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

Поищи-ка, дед, разводку,

Мы ей сделаем развод.

Эх, яичница! Закуски

Нет полезней и прочней.

Это доктор на дорожку

Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

5. Чтение главы «Кто стрелял?».

– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:

Мать заждалася...

и вдруг –

Вдалеке возник невнятный,

Новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный

И томящий душу звук.

– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.

Смерть есть смерть. Ее прихода

Все мы ждем по старине.

А в какое время года

Легче гибнуть на войне?

С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:

Ты прижал к вискам ладони,

Ты забыл, забыл, забыл,

Как траву щипали кони,

Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,

И далек, далек, далек

Вечер тот и та девчонка,

Что любил ты и берег.

И друзей и близких лица,

Дом родной, сучок в стене...

Нет, боец, ничком молиться

Не годится на войне.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу,

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:

Адъютанты землю роют,

Дышит в трубку генерал.

В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подает:

– Не горюй, у немца этот –

Не последний самолет...

В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.

6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.

7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.

а) Слово учителя.

– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)

– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)

– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.

б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).

– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:

Я ограблен и унижен,

Как и ты, одним врагом.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

И скажу тебе, не скрою, –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

в) Язык поэмы.

(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». )

– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Гл. «Переправа»

– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)

– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета») .

– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.

– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.

Синтаксический параллелизм

Бой в лесу, в кустах, в болоте,

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь – по грудь;

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Артиллерия тонула,

Увязали тягачи.

Точные, впечатляющие эпитеты

И чернеет там зубчатый ,

За холодною чертой.

Неподступный, непочатый

Лес над черною водой.

Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».

– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.

8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.

«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.

Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание) , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя .

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

Ветер злой навстречу пышет,

Жизнь, как веточку, колышет,

Каждый день и час грозя.

Кто доскажет, кто дослышит –

Угадать вперед нельзя.

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Сочинение


Сюжетная «новелла», столь типичная для стихов поэта 30-х и 40-х годов, в его позднем творчестве исчезает. На смену ей приходят либо зарисовки, наброски (поистине «из записной книжки»), либо чисто лирическая разработка темы, например, «В краю, куда их вывезли гуртом…» и «Ты откуда эту песню…» из цикла «Памяти матери» (1965), точная фиксация и тщательное исследование различных движений и состояний человеческой души, ее сложнейших сопряжений с «большим миром», либо философские размышления, не лишенные даже откровенной дидактики, - «Сыну погибшего воина» (1949-1951), «О юности» (1951), «Горные тропы» (1960). Надо при этом оговориться, что все только что намеченные разграничения весьма условны и никак не могут претендовать на некую исчерпывающую и «жесткую» классификацию.

Произведения поэта подчас с легкостью «совмещают» в себе живописную зарисовку, точные психологические подробности и философские умозаключения - «Признание» (1951), «Мне памятно, как умирал мой дед…» (1951) и другие. Мысль о преемственности людских дел, о драгоценном наследстве, полученном нами от предшествующих поколений и не подлежащем забвению, которая начинала пробиваться еще в довоенных стихах поэта («Ивушка», 1938), становится одним из главнейших «нервных центров» его позднейшего творчества.

Чрезвычайно характерно для его мироощущения - в час громкого космического триумфа напомнить «разведчику мирозданья» о «новичках из пополненья», подымавшихся в небо навстречу врагу грозной осенью 1941 года («Космонавту», 1961). В годы войны Твардовский писал: От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе - это мы, Тот народ, Россия. В послевоенном творчестве поэта искренняя и страстная декларация с полной очевидностью претворилась в художественную реальность его стихов, в признание и отстаивание неповторимой ценности, значительности, исторического смысла любой честно прожитой человеческой жизни. Перед нами некая лирическая летопись, запечатлевшая разнообразнейшие перипетии современного бытия - от признанно масштабных (например, сибирские стройки или освоение космоса) до относительно невеликих, вернее, «преломившихся» в событиях и эпизодах сравнительно частного характера.

Однако, пожалуй, для позднего Твардовского особенно, принципиально важны как раз те стихи, где значительные общественные процессы и явления выверяются по «скромному» масштабу конкретных человеческих судеб, ими затронутых, - «Новоселье» (1955-1959), «Памяти матери». «Жестокая память» о войне, о погибших, о цене достигнутой победы - все то, о чем так настойчиво говорил в своих послевоенных стихах Твардовский, оказалось не только необычайно граждански, гуманистически, этически значимым для самого автора и для его читателей, но и придало его восприятию жизни особую проникновенность, взволнованность и чуткость, ту эстетическую новизну, о которой как о желанном для всякого художника открытии сказал он сам в стихотворении «Нет ничего, что раз и навсегда…» (1969).

«Опыт большой жизни» побуждал Твардовского и к целому ряду прозаических замыслов. При весьма трезвом взгляде на свои первые очерки и рассказы он впоследствии ценил в них «зоркость и меткость в отношении частностей, деталей, лиц, языка», достоверность свидетельства «о людях, которых в большинстве уже нет на свете, этих ранних тружеников колхозного строя… на Смоленщине». И все же он с грустью отмечал в этих «писаниях… юности» (которые однажды сострадательно назвал: «моя бедная проза 30-х годов») «тенденциозность от чистого сердца» - «чистосердечную муку натяжек и недомолвок в главном», порожденных «восторженной и безграничной верой в колхозы, желанием видеть в едва заметном или выбранном из всей сложности дела то, что свидетельствовало бы о близкой, незамедлительной победе этого дела». В более поздние годы Твардовский лелеял мысль о книге, куда вошли бы и эти «старые записи», но уже решительно «перепаханные» в итоге многолетней «неостывающей… думы» о судьбах русской деревни.

Многочисленные очерки Твардовского военных лет, приносившие ему, по собственному свидетельству поэта, до начала 566 А. Т. Твардовский работы над «Василием Теркиным» большее удовлетворение, нежели стихи, стали основой книги «Родина и чужбина». Несмотря на характерное для автора непритязательно-скромное обозначение ее жанра - «Страницы записной книжки», на внешнюю мозаичность и фрагментарность, все эти разнородные сюжеты и записи объединены постоянно владеющей писателем «генеральной думой» - думой об огромности испытаний, выпавших на долю народа, о богатстве обнаружившихся в нем духовных сил, о неисчислимости человеческих характеров и свойств.

Тщательно выполненные психологические портреты, подробные истории людских судеб соседствуют в книге с трагическими пейзажами войны, картинами попранного ею человеческого труда, с «лирическими отступлениями», родственными главам «От автора» в «Книге про бойца». Иные фрагменты «Родины и чужбины» приоткрывают самые «истоки» личности поэта, посвящают” нас в его раздумья о литературе, в предысторию некоторых стихов и поэм.

Особо следует сказать, что роль возглавлявшегося А.Т.Твардовским журнала «Новый мир» в развитии общественной мысли и литературы в 50-60-е годы была чрезвычайно велика и вполне сопоставима с той, какую сыграли в прошлом веке «Современник» и «Отечественные записки». «Расширение арены реализма» (выражение Салтыкова-Щедрина), к которому стремился Твардовский в журнале, обогатило нашу литературу целым рядом выдающихся, порой просто поворотных произведений - от «Районных будней» Овечкина до «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына.

В сборнике стихотворений и поэм, подготовленном Твардовским к печати незадолго до кончины (1971), раздел лирики завершается стихотворением-исповедью, стихотворением-заповедью, обращенной, как почти всегда бывало у поэта, прежде всего к самому себе:

* С тропы своей ни в чем не соступая,
* Не отступая - быть самим собой.
* Так со своей управиться судьбой,
* Чтоб в ней себя нашла судьба любая
* И чью-то душу отпустила боль.
* И вновь отзываются на это давние строки из «Василия Теркина»:
* Скольким душам был я нужен,
* Без которых нет меня.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные