Can and could упражнения. Модальный глагол can в английском языке. Модальный глагол Can

Помимо обычных глаголов в английском языке существуют особые глаголы, не похожие на другие, т.к. сами по себе они не употребляются, а только в сопровождении обычных глаголов, не изменяются по лицам и не подчиняются грамматическим правилам. Их называют модальными - то есть, эти глаголы выражают не само действие, а отношение к нему. Основными представителями этой группы, наиболее распространенными и чаще употребляемыми в устной и письменной речи являются модальные глаголы can, may, must , и данная статья будет посвящена первому из перечисленных глаголов - can – "мочь, уметь". Этот глагол, в отличие от других модальных глаголов, имеет форму настоящего времени - can и прошедшего времени - could .

Общие особенности модальных глаголов

Google shortcode

Как было сказано выше, модальные глаголы не подчиняются общим грамматическим правилам и у всех у них есть отличительные особенности.

  1. Они не изменяются по лицам и числам (то есть, одна и та же форма для всех лиц — I can, she can)
  2. Не требуют употребления вспомогательного глагола, а сами выступают в роли вспомогательного глагола (не Do you can swim а — Can you swim)
  3. После них используется инфинитив глагола без частицы to (He can to speak Chineese)

Спряжение модального глагола Can в примерах
Давайте проследим за утвердительной, вопросительной и отрицательными формами модального глагола can – could в предложении «я умею рисовать»

I can draw a picture — я могу (мог) нарисовать картину — I could draw a picture
We can draw a picture – мы можем (могли) нарисовать картину — we could draw a picture
You can draw a picture — вы можете (могли) нарисовать картину — you could draw a picture
He, she, it can draw a picture — он, она могут (могли) нарисовать картину — he, she, it could draw a picture

Как вы видите из примеров, модальный глагол can (could) имеет всего одну форму, которая подходит ко всем лицам без исключения и не изменяется.

Отрицательная форма образуется при помощи отрицательной частицы not, которая ставится после модального глагола can not (can’t) и could not (couldn’t).

I cannot (can’t) / could not (couldn’t) draw a picture
We cannot / could not draw a picture
You cannot / could not draw a picture
He, she, it cannot / could not draw a picture

При образовании вопросительной формы мы используем модальный глагол can в качестве вспомогательного глагола и строим вопросительное предложение в следующей последовательности: 1) – вопросительное слово (если имеется), 2) – вспомогательный глагол can /could, 3) – подлежащее, 4) – сказуемое, 5) – второстепенные члены предложения. Давайте попробуем перевести следующие вопросы на английский язык вместе:

Вы можете читать по-немецки? – Can you read German? (общий вопрос не содержит вопросительного слова, поэтому перевод предложения начинается со вспомогательного глагола)
Что вы можете приготовить на обед? – What can you cook for dinner? (специальный вопрос, содержит вопросительное слово)
Кто может починить телевизор? – Who can repair the TV? (вопрос к подлежащему – обратите внимание, что в данном случае за вспомогательным глаголом следует сразу сказуемое)

Что же означает модальный глагол can? Когда нужно его использовать?

1) Модальный глагол can имеет несколько значений, но его основная цель – выразить физическую и умственную способность человека. Когда мы говорим “I can cook – я умею (могу) готовить” , мы имеем в виду, что обладаем умением приготовить обед. “I can open this box — Я могу открыть эту коробку” , т.е. у меня достаточно сил, я достаточно силен физически, чтобы открыть эту коробку.

Мы можем помочь тебе решить примеры – We can help you to do the summs (умственная способность)
Я могу отнести багаж в машину — I can carry the luggage to the car (физическая способность)

2) При помощи модального глагола can мы выражаем запрет, просьбу или разрешение:

You cannot go out – тебе нельзя идти на улицу (запрет)
Can I have dinner with you? — Можно пообедать с вами? (просьба)
You can watch TV after you complete your lessons – Ты можешь посмотреть телевизор когда закончишь уроки (разрешение)

3) Удивление, недоверие, сомнение также можно выразить при помощи модального глагола can. В этом случае предложение чаще будет вопросительным или отрицательным, а модальный глагол чаще переводиться как «неужели».

Could he cheat me? – Неужели он меня обманул?
I couldn’t have lost the money – Я не могла потерять деньги
How can you say such thing! – Как вы можете говорить такие вещи!
She can’t be 50! – Неужели ей 50 лет!

Мы часто видим модальный глагол can в сопровождении глаголов восприятия и чувств feel, see, hear, understand и другими, но в этом случае мы чаще не переводим модальный глагол на русский язык:

I can feel the flavor of roses — Я чувствую аромат розы
Can you understand what I tell you? — Вы понимаете, что я вам говорю?

В завершение этой статьи предлагаем запомнить конструкции, в которых присутствует модальный глагол can:

It can’t be possibly true — Не может быть, чтобы это оказалось правдой
I can’t but ask him about it – Мне ничего не остается, как спросить его об этом
I couldn’t help laughing — Я не мог удержаться, чтобы не засмеяться

И прошедшее время одного и того же модального глагола (по-английски переводиться как "мочь, уметь" или "мог, умел" в прошедшем времени).

Особенность глагола

Модальный глагол can имеет только две формы: первая форма (can) для всех местоимений и существительных всех лиц, для единственного и множественного числа для выражения настоящего времени, а вторая (его производная) - глагол could употребляется со всеми местоимениями и существительными, обозначающими подлежащее, всех лиц во множественном и единственном числе только в прошедшем времени. Другой формы глагола could не существует.

I could close the window. - Я мог (могла) закрыть окно.

Kate could read this dull journal. - Кейт могла читать этот скучных журнал.

They could speak japanese. - Они могли говорить на японском языке.

Отличие can и could

Кроме того, что эти два глагола являются по сути своей двумя разными формами одного и того же слова в разных временных рамках, между ними есть ещё одно различие. Формы глагола could в вопросительных предложениях выражают более вежливую форму обращения. То есть глагол could в английском языке это ещё и форма сослагательного наклонения - Could you? - Вы не могли бы? - Могли бы вы?

Could you close the window? - Вы не могли бы закрыть окно?

Can you open the door? - Вы можете открыть дверь?

Во втором предложении ставится вопрос о способности выполнить действие. В то время как в первом предложении о потенциальной возможности совершения действия. Разница есть и она вполне ощутима.

Примеры с глаголом could:

Could you complete the task? - Вы не могли бы выполнить это задание?

Could she cook the dinner? - Она не могла бы приготовить ужин?

Примечание:

  • английское слово dinner, которое в школе переводят как "обед", в разговорном английском языке означает "ужин", но не в домашнем семейном кругу;
  • частица "не" в русском переводе предложений примеров не означает отрицания, а указывает на более вежливую форму просьбы.

Правила употребления

1) в первую очередь используются для выражения способности и возможности совершения действия в физической активности.

Could the girls paint like that before they started to study at an art school? - Могли ли девочки рисовать так перед тем, как стали учиться в художественной школе?

My cat could not climb a tree when it hurt the paw. - Моя кошка (кот) не могла (мог) лазить на дерево, когда повредил (а) свою лапу.

2) Глагол could - прошедшее время, но может употреблять в настоящем времени, как уже было сказано выше, в качестве сослагательного наклонения.

Could you bring this notebook from the shelf? - Могли бы вы принести эту записную книжку (тетрадь) с полки?

Could we stay here for the night? - Могли бы мы остаться здесь на ночлег?

3) Когда в предложении глагол could предшествует простому совершённому времени, то речь идёт о событии или действии, которое должно было произойти или случиться, но не произошло и не случилось.

We could have asked him but we were late. - Мы могли спросить его, но мы опоздали.

4) Отрицательные варианты предложений с could в английском языке. Такие предложения строятся на основе добавления к форме модального глагола в прошедшем времени частицы отрицания not.

They could not study at this university. - Они не могли обучатся в этом университете.

She could not know the truth of this incident. - Она не могла знать правду об этом происшествии.

My father couldn"t come to this parental meeting. - Мой отец не мог прийти на это родительское собрание.

5) Could используется также для придания предложению дополнительной эмоциональной окраски. В таком окрасе глагол употребляется только в специальных вопросах и с соответствующей предложению формой инфинитива и смыслового глагола, что также зависит от временных рамок.

What could we be doing this room? - И что мы можем делать в этой комнате? (И что мы делаем в этой комнате?)

В этом случае эмоциональный тон смягчает строго вопросительный тон предложения.

Примечание:

  • в разговорном английском языке чаще всего используются краткие отрицательные формы глагола could not - couldn"t.

Упражнения

Глагол can, could: упражнения на повторение и закрепление пройденного материала.

1) В первом упражнении нужно вставить слова по смыслу, следуя всем вышеперечисленным примерам и правилам. Подсказка - учитывайте перевод конкретного предложения для вычисления правильного ответа на задание. Нужно выбрать между вариантами: could - couldn"t - can - can"t.

  • In my second year as a teacher, I almost lost my self-confidence because I () teach anything. - На моём втором году работы учителем я почти потерял уверенность в себе, потому что не мог учить чему-либо.
  • Nick tried hard to persuade him friend but he () change her mind. - Ник пытался изо всех сил пытался убедить своего друга, что он не может изменить своё мнение.
  • Mary says she () speak six languages but she () talk to customers yesterday as she was a bit nervous. - Мэри говорит, что она может разговаривать на шести языках, но она не могла разговаривать с клиентами вчера, так как немного нервничала.
  • Ted and her father () open the door because it was locked. - Тед и его отец не могли открыть эту дверь, потому что она была сломана.
  • I () finally talk to Lisa after I tried to reach her on the phone for hours. - Я в конце концов не мог поговорить с Лизой, после того как пытался позвонить ей по телефону часами.
  • You () memorize all of the rules in the past, you () do it now either. - Вы могли запомнить все эти правила в прошлом, и вы не можете сделать это сейчас.
  • My brother was the only one who () understand me, but now he () either. - Мой брат был единственным, кто мог понимать меня, но сейчас он тоже не может.
  • Before the nuclear disaster in the 1943"s, people () grow everything in their gardens. - До ядерной катастрофы в 1943 году люди могли выращивать всё в своих садах.
  • No matter how hard we try, we () see the difference in the two pictures our mother says she () easily see. - Не имеет значения как сильно мы стараемся, мы не можем увидеть разницу в этих двух картинах, в которых наша мама сразу может её увидеть.
  • They () choose their opponents. The teams will be matched randomly. - Они не могут выбрать их противников (опонентов). Эти команды выбираются случайных образом.

2) Внимательно прочитайте упражнения и попробуйте определить, какая форма изучаемых в этой статье модальных глаголов может подойти в пропуски (). Заметьте, потенциальный ответ уже стоит в скобках. Нужно только понять правильный ли он или нет. Если нет, то какой ответ, по вашему мнению является правильным для каждого конкретного предложения?

  • It was really scary walking through the forest at night! I (can’t) see a thing, it was so dark!
  • We (could) see from an early age that our daughter loved the water! She’s a professional swimmer now.
  • I would love to be brave enough to skydive, but I (can). I’m so afraid of heights.
  • Of course you (can) bring your boyfriend to the party! He is very welcome.
  • I (could) speak Japanese very well now as I learned the language when I was living there.
  • (Couldn’t) I finish work early today, please? I have a doctor’s appointment I need to go to.
  • Take your jacket with you. It (could) get cold later on.

Ответы на первое упражнение:

  1. couldn"t.
  2. couldn"t.
  3. can - couldn"t.
  4. couldn"t.
  5. could.
  6. could - can"t.
  7. could - can"t.
  8. could.
  9. can"t - can.
  10. can"t.

Ответы на второе упражнение с переводом:

  1. Couldn"t - Было очень страшно идти вквозь лес ночью. Я не мог видеть, так было темно.
  2. Мы с самого раннего возраста могли видеть, что наша дочь любит воду. Сейчас она профессиональная пловчиха.
  3. Can"t - Я хотел быть достаточно храбрым, чтобы прыгать с парашютом, но я не могу. Я так боюсь высоты!
  4. Конечно ты можешь взять своего парня на вечеринку. Ему будут рады.
  5. C- Я могу разговаривать на японском языке очень хорошо, так как изучил этот язык, когда жил там.
  6. Could - Я могу закончить работу сегодня раньше, пожалуйста? У меня есть назначение врача, мне нужно идти. (Здесь уместно употребить и форму can, но could в такой ситуации подходит как нельзя лучше, так как выражает более вежливую форму вопроса.)
  7. Возьми с собой жакет. Позже будет холоднее.

1. Переведите предложения и определите значение модального глагола (способность или неспособность делать что-либо, выражение сомнения, недоумения, запрет или разрешение, вежливая просьба) .

  1. You can’t be rude to your sister.
  2. Could you drive me to work?
  3. Could Greg have said this?
  4. Next year I’ll be able to speak English fluently.
  5. I’m sorry but I can’t come to the party.
  6. You can take my dictionary if you need it.
  7. My old grandparents are not able to look after themselves.
  8. Can she still be having a shower?
  9. Could you close the door?
  10. I will be able to play billiards with you tonight.

2. Преобразуйте предложения в прошедшее время Past Simple. Сделайте необходимые изменения.

Н-р: Sally can speak on the phone for hours. – Sally could speak on the phone for hours.

  1. I can dance a waltz round the room right now. (last night)
  2. My little son can read 100 words a minute. (when he was six)
  3. No, he can’t be in London now. (yesterday)
  4. Cindy can’t carry this heavy box.

3. Преобразуйте предложения в прошедшее время Future Simple. Сделайте необходимые изменения.

Н-р: I can join you today. (next Sunday) – I will be able to join you next Sunday.

  1. He can’t lend you his bike. (tomorrow)
  2. We can buy some aspirin at the chemist’s.
  3. Dad can sell his car now. (when he reduces the price)
  4. Our managers can solve the problem. (next week)

4. Заполните пропуски модальными глаголами can, could, be able to в необходимой форме.

  1. Rita … cook perfect steaks as the meat was fresh.
  2. You … work as a waiter until you are 18.
  3. I don’t believe the latest news. It … be true!
  4. When he lived in Canada he … speak French quite well.
  5. We … see the ballet better if we buy the first row tickets.
  6. Mary is depressed, she … stop crying.
  7. Mother caught a taxi because she had a terrible backache, and she … walk.
  8. … you speak slower, please?
  9. I … play the violin now but I … play it two years ago.
  10. You … get to the station in half an hour.

Ответы:

  1. Запрет (Ты не можешь грубить своей сестре.)
  2. Просьба (Ты мог бы подвезти меня до работы?)
  3. Сомнение, недоумение (Неужели Грег мог такое сказать?)
  4. Способность (В следующем году я смогу бегло говорить по-английски.)
  5. Неспособность (Извини, но я не могу прийти на вечеринку.)
  6. Разрешение (Ты можешь взять мой словарь, если нужно.)
  7. Неспособность (Мои старые дедушка с бабушкой не могут за собой ухаживать.)
  8. Недоумение (Как она до сих пор может принимать душ?)
  9. Просьба (Не могли бы вы закрыть дверь?)
  10. Способность (Я смогу поиграть с тобой в бильярд сегодня вечером.)
  1. I could dance a waltz round the room last night. (Я смогла станцевать вальс по всей комнате вчера ночью.)
  2. My little son could read 100 words a minute when he was six. (Мой маленький сын мог читать 100 слов в минуту в 6 лет.)
  3. No, he couldn’t be in London yesterday. (Нет, он не мог быть в Лондоне вчера.)
  4. Cindy couldn’t carry this heavy box. (Синди не могла нести эту тяжелую коробку.)
  1. He won’t be able to lend you his bike tomorrow. (Он не сможет одолжить тебе свой байк завтра.)
  2. We’ll be able to buy some aspirin at the chemist’s. (Мы сможем купить аспирин в аптеке.)
  3. Dad will be able to sell his car when he reduces the price. (Папа сможет продать свою машину, когда снизит цену.)
  4. Our managers will be able to solve the problem next week. (Наши менеджеры смогут решить эту проблему на следующей неделе.)
  1. could (Рита смогла приготовить отличные стейки, поскольку мясо было свежим.)
  2. won’t be able to (Ты не сможешь работать официантом до 18 лет.)
  3. can’t (Я не верю последним новостям. Это не может быть правдой!)
  4. could (Когда он жил в Канаде, он мог говорить по-французски довольно хорошо.)
  5. will be able to (Мы сможем увидеть балет лучше, если купим билеты в первый ряд.)
  6. can’t (У Мэри депрессия, она плачет без остановки.)
  7. couldn’t (Мама поймала такси, потому что у нее была сильная боль в спине, и она не могла ходить.)
  8. Could (Не могли бы вы говорить помедленнее?)
  9. can – couldn’t (Я могу играть на скрипке сейчас, но не могла на ней играть два года назад.)
  10. will be able to (Ты сможешь добраться до станции через полчаса.)

Игровые приемы для отработки употребления глагола can. 2 класс.

Данные игровые приемы способствуют высокой активности учащихся, готовность и желание принять участие в игре помогают формированию прочных знаний по изучаемой теме.

«Правда-неправда»

Цель – отработка употребления глагола can в утвердительных и отрицательных предложениях.

Оборудование – картинки по теме «спорт».

Сценарий игры:

Учитель показывает учащимся картинки с изображенными на них людьми, занимающимися различными видами спорта. Показывая картинку, учитель говорит что умеет делать изображённый на ней человек. Если учитель прав, дети говорят: «Yes, he/she can». Если учитель неправ, дети говорят: «No, he/she can`t».

«Удивись»

Цель – отработка употребления глагола can в вопросительных и утвердительных предложениях.

Сценарий игры:

Учащийся (водящий) придумывает предложение о том, что он умеет делать. Например: I can swim. Задача остальных выразить удивление: Can you? (можно проводить по цепочке, в режиме P.1, P.2, P.3…).

«Угадай»

Цель – отработка употребления глагола can и лексики по теме «спорт».

Сценарий игры:

Водящий становится спиной к классу. Актёр изображает какую-то спортивную игру. Ведущий отгадывает, что это за игра (каким видом спорта он умеет заниматься), задавая вопросы: «Can he/she …?» Класс хором отвечает на вопросы ведущего: «Yes, he/she can» или «No, he/she can`t».

«Умеет/не умеет»

Цель – тренировка употребления глагола can.

Оборудование – картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.

Сценарий игры:

На доске чертится таблица, состоящая из двух колонок:

He/she can …

He/she can`t…

Рядом приводится список глаголов действия. Например: jump, fly, swim…

Учитель показывает изображения людей, выполняющих какое-то действие, дети составляют по ним предложения, подходят к доске и записывают в соответствующую колонку таблицы.

«Кубики»

Цель – отработка глагола can и лексики по теме «спорт».

Оборудование – кубик, на гранях которого изображены различные предметы для занятий спортом (лыжи, мяч, коньки …).

Сценарий игры:

Дети подбрасывают кубик и, глядя на картинку, говорят умеют они это делать или нет, затем задают вопрос следующему учащемуся, передавая ему кубик.

P.1 – Skate. I can skate. P.2 , can you skate?

P.2 – I can`t skate. (подбрасывает кубик).Swim. I can swim. P.3 ,can you swim?...

6. «Lazy-bones»

Цель – первичное закрепление употребления отрицательных предложений с глаголом can.

Сценарий игры:

Учитель просит учащихся выполнить какое-то действие, а они говорят, что не умеют это делать. Например:

T.- Please, dance.

P.- I can`t dance.

7. «Nonsense»

Цель – тренировка употребления глагола can в отрицательных предложениях.

Оборудование – звёздочки.

Сценарий игры:

Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «Cats can fly». Ученики поправляют фразы, которые неправильны с их точки зрения. За правильное исправление ученик получает звёздочку. Побеждает тот, у кого в конце игры на парте больше звёздочек.

«Climb the tower»

Цель – тренировать умение переводить с русского языка на английский разные типы предложений с глаголом can.

Оборудование – рисунок с изображением башни; цифры 1, 2, 3; предложения.

Сценарий игры:

Класс делится на три группы. На доску вешается рисунок с изображением башни со ступеньками. Количество ступенек зависит от количества предложений. Карточки с цифрами, соответствующими каждой команде, ставятся на первую ступеньку башни. Карточки с предложениями лежат на столе учителя, написанным вниз. Представитель от каждой команды берёт карточку с предложением и обсуждает с командой перевод предложения. В случае удачного перевода, команда передвигается на одну ступеньку вверх. Если ответ неверный, команда остаётся на той же ступеньке. Выигрывает та команда, которая первой поднялась на вершину башни.

Предложения для перевода:

Я умею петь.

Крокодилы умеют плавать.

Кошки не умеют летать.

Медведи умеют прыгать?

Слоны умеют танцевать?


Сегодня мы начнем изучать категорию модальности. В нее входят глаголы, которые не являются действиями, а позволяют обозначить оттенки основных событий. С их помощью выражается желание, возможность, запрет или разрешение указанного действия. На сегодняшнем занятии мы разберем, что и когда призван обозначать модальный глагол can в английском языке. Это самый многозначный и часто встречающийся в разговорах представитель этой группы. Рассмотрим его построение, применение и другие грамматические нюансы.

В целом, применять этот глагол несложно, поэтому принцип образования фраз с can содержат даже учебники для малышей. Конечно, для детей отбирают только самые простейшие конструкции, но и усложненные комбинации не представляют трудности для более взрослых людей.

Настоящее время

В утвердительном предложении составное сказуемое имеет вид «can + инфинитив ». Важно заметить, что в данном случае инфинитивы всегда используются без to.

  • Nick can run fast – Ник умеет бегать быстро.
  • My sister can cook a cake – Моя сестра умеет готовить торт.

Спряжение глагола can в настоящем времени одинаково для всех лиц имен существительных и местоимений: он никогда не меняет своего вида и не присоединяет никаких окончаний. По значению данная форма глагола может выражать события настоящего или будущего (ближайшего).

  • My relatives can meet me at the railway station tomorrow – Мо родственники смогут завтра встретить меня на вокзале.
  • She can call them today – Она может позвонить им сегодня.

Модальные глаголы не требуют участия вспомогательных слов, так как по сути сами ими являются. Поэтому вопросительные и отрицательные контексты они создают самостоятельно.

В вопросах составное сказуемое разбивается, и can переезжает в начало предложения. Если же во фразе присутствуют специальные вопросительные слова, то они всегда предшествуют модальному слову.

  • Can you bring the book ? – Вы можете принести эту книгу?
  • When can they arrive to us? – Когда они смогут приехать к нам?

Для отрицания главного глагола can присоединяет частицу not, образовывая комбинацию cannot или сокращенно can’t. Обратите внимание на слитное написание официальной формы.

  • My wife cannot drive a car – Моя жена не умеет водить машину.
  • I can ’t cook lamb chops – Я не смогу приготовить бараньи отбивные.

Иногда глагол can используется в английском языке для построения вопросительно-отрицательных фраз. Они применяются в разговорной речи, так как несут эмоциональный оттенок.

  • Can ’t your child warm up food in the microwave ? – Разве твой ребёнок не может разогреть еду в микроволновой печи?
  • Can ’t they send me the fax ? – Разве они не могут послать мне факс?

Прошедшее время

Официально грамматика выделяет для данного модального слова три формы.

Про сослагательное наклонение пока умолчим, так как это очень сложный грамматический комплекс, а вот конструкции прошлого рассмотрим.

Для прошедшего характерны все те же формы конструкций, что и в настоящем, только can трансформируется в could. Модальное слово по-прежнему одинаково для всех лиц и чисел.

  • I could play basketball very well when I was a teenager – Я мог играть в баскетбол очень хорошо, когда я был подростком.
  • Could he read when he was five ? – Он умел читать, когда ему было 5 лет?
  • My friend could not (couldn’t) pass the exam – Мой друг не мог сдать экзамен.
  • Couldn ’t she call me ? – Разве не могла она позвонить мне?

Зачастую в прошедшем времени вместо could используют глагол manage (форма пр.– managed). Его значение – «удалось, получилось». Обратите внимание, что в данном случае инфинитив будет употребляться уже с частицей to.

  • The exam was difficult but I managed to pass it – Экзамен был трудный, но мне удалось сдать его.
  • She trained hard and she managed to break the world record – Она много тренировалась, и у нее получилось побить мировой рекорд.

Отметим, что иногда встречается использование can и could в сочетании с перфектным инфинитивом, т.е в комбинации can /could + have + причастие II . Подробнее об этом поговорим чуть позже, когда будем обсуждать случаи употребления.

Будущее время

Модальный глагол can в английском языке официально не может употребляться в будущем времени, т.е. к нему нельзя добавить will. Да, с его помощью можно обозначить оттенки будущности, как в Present Simple , но не более того.

Мы можем воспользоваться can для обозначения возможностей, которые у нас уже есть, но мы планируем воспользоваться ими в будущем. Если же, речь идет о том, что нами только будет освоено или получено, то необходимо заменить can на его эквивалент to be able to. Это выражение переводится, как «мочь, быть в состоянии что-либо сделать» и может употребляться во всех временных формах: past , present и future .

  • My father is able to solve any problem – Мой отец в состоянии решить любую проблему.
  • Jack was able to dial the number and call the police – Джек был в состоянии набрать номер и позвонить в полицию.

Однако, чаще всего эту комбинацию используют для выражения именно будущих событий.

  • We will be able to move to Spain in three years – Мы сможем переехать в Испанию через 3 года.
  • Next year I will be able to speak English fluently – В следующем году я смогу бегло говорить на английском языке.

Оборот to be able to также может использоваться для выражения вопроса или отрицания.

  • Will you be able to pay for second vocational education ? – Вы будете в состоянии оплатить второе профессиональное образование?
  • They will not (won’t) be able to buy a new model of this car – Они будут не в состоянии купить новую модель этой машины.

Мы разобрали, как используются модальные глаголы can, could и to be able to в предложениях разного типа. Теперь поговорим об их смысловом значении.

Глагол can в английском языке – когда и зачем употребляется?

В предисловии к материалу мы уже отмечали, что данный глагол многозначен. Подробно рассмотреть все ситуации его употребления нам поможет таблица, данная ниже. В ней же приведем примеры конструкций и их перевод.

Применение can

Ситуация

Примеры

Перевод

1. Указание навыков, способностей, умений.

Выражение возможности совершений действий, связанных с умственными способностями или физическими достижениями.

Can указывает на обобщенные, регулярные или периодические действия. Если из контекста предложения понятно, что речь идет о единичном случае, то лучше заменить can на сказуемое с be able to.

My sister can dance like a professional. Моя сестра умеет танцевать, как профессионал.
Is she able to dance in the concert today? Она может танцевать в сегодняшнем концерте?
We cannot bake a banana pie. Мы не умеем печь банановый пирог.
They will be able to move to London soon. Они скоро смогут переехать в Лондон.
My son could not swim when he was seven. Мой сын не умел плавать, когда ему было 7 лет.
Can you play a guitar? Ты умеешь играть на гитаре?
She was not able to run at that moment. В тот момент она была не в состоянии бежать.
I can play chess well. But last time I didn’t manage to win. Я хорошо умею играть в шахматы. Но в прошлый раз мне не удалось победить.
2. Обозначение разрешения и запрета. В данной категории модальные глаголы can, may и must имеют схожие оттенки значений. Но, конкретно can обладает обобщенной спецификой, несет более разговорный характер, и чаще используется в вопросительных и отрицательных фразах. Can I use your computer? Yes, you can . Можно я воспользуюсь твоим компьютером? Да, пользуйся.
The children cannot go out . Детям нельзя идти на улицу.
You can go to the club after you clean the flat. Ты можешь пойти в клуб после того, как уберешься в квартире.
Nobody can play with my toys! Никому нельзя играть с моими игрушками!
She can come in . Она может войти.
You can’t watch such films. Тебе нельзя смотреть такие фильмы.
3. Выражение просьбы.

В этом значении могут использоваться модальные глаголы can, could , а также may, might . Причем прошедшие формы всегда выражают крайнюю степень вежливости и уважения. Оттенки значений различаются по степени формальности – can более разговорный вариант. Впрочем, в последнее время англичане все больше предпочитают употребление can вместо might.

Could you open the window? Не могли бы вы открыть окно?
Mom, can I buy chips and cola? Мам, можно я куплю чипсы и колу?
Could you give me a glass of water? Не могли бы вы дать мне стакан воды?
Can I lend your pencil? Могу я одолжить твой карандаш?
Dad, can I buy two games? Пап, можно я куплю 2 игры?
Could you spell his name? Не могли бы вы произнести его имя по буквам?
Can we go home? Можем мы идти домой?
4. Указание объективной возможности, т.е. того, что теоретически возможно или запрещено. You can read about this case in the newspaper. Вы можете прочитать об этом случае в газете.
We cannot cross the street here. Мы не можем перейти здесь улицу.
He can find it on the Internet. Он может найти это в интернете.
I couldn’t change the situation. Я не мог изменить ситуацию.
5. Выражение сомнений, удивления, недоверия.

Для сомнений используют вопросы с can. А недоверие выражается отрицанием can’t, но крайняя степень недоверия выражена вопросом с could.

Can it be true? Неужели это правда?
He can’t run faster than I can. Да не может он бегать быстрее меня.
Could our son be in this club? Разве мог наш сын быть в этом клубе?
Can she learn English herself? Неужели она изучает английский самостоятельно?
6. Обозначение возможности выполнения действий в прошлом, предположение их или упрек в невыполнении.

Это как раз те случаи, в которых используется перфектный инфинитив и could. При этом отрицательные фразы несут оттенок невероятности событий.

She could have told me about it. Она могла бы рассказать мне об этом. (но не рассказала)
He couldn’t have called you! Он не мог позвонить тебе! (невероятно, чтобы он ей позвонил).
They could have gone to the theater, but they didn’t. Они могли бы пойти в театр, но они не пошли.
The door was closed. Who could have closed it?

Jack could have closed the door; the neighbors’ say that they saw him.

Дверь была закрыта. Кто бы мог ее закрыть?

Джек мог ее закрыть, потому что соседи говорят, что видели его.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные