Can and could упражнения. Модальный глагол can в английском языке. Модальный глагол Can
Помимо обычных глаголов в английском языке существуют особые глаголы, не похожие на другие, т.к. сами по себе они не употребляются, а только в сопровождении обычных глаголов, не изменяются по лицам и не подчиняются грамматическим правилам. Их называют модальными - то есть, эти глаголы выражают не само действие, а отношение к нему. Основными представителями этой группы, наиболее распространенными и чаще употребляемыми в устной и письменной речи являются модальные глаголы can, may, must , и данная статья будет посвящена первому из перечисленных глаголов - can – "мочь, уметь". Этот глагол, в отличие от других модальных глаголов, имеет форму настоящего времени - can и прошедшего времени - could .
Общие особенности модальных глаголов
Google shortcode
Как было сказано выше, модальные глаголы не подчиняются общим грамматическим правилам и у всех у них есть отличительные особенности.
- Они не изменяются по лицам и числам (то есть, одна и та же форма для всех лиц — I can, she can)
- Не требуют употребления вспомогательного глагола, а сами выступают в роли вспомогательного глагола (не Do you can swim а — Can you swim)
- После них используется инфинитив глагола без частицы to (He can to speak Chineese)
Спряжение модального глагола Can в примерах
Давайте проследим за утвердительной, вопросительной и отрицательными формами модального глагола can – could в предложении «я умею рисовать»
I can draw a picture — я могу (мог) нарисовать картину — I could draw a picture
We can draw a picture – мы можем (могли) нарисовать картину — we could draw a picture
You can draw a picture — вы можете (могли) нарисовать картину — you could draw a picture
He, she, it can draw a picture — он, она могут (могли) нарисовать картину — he, she, it could draw a picture
Как вы видите из примеров, модальный глагол can (could) имеет всего одну форму, которая подходит ко всем лицам без исключения и не изменяется.
Отрицательная форма образуется при помощи отрицательной частицы not, которая ставится после модального глагола can not (can’t) и could not (couldn’t).
I cannot (can’t) / could not (couldn’t) draw a picture
We cannot / could not draw a picture
You cannot / could not draw a picture
He, she, it cannot / could not draw a picture
При образовании вопросительной формы мы используем модальный глагол can в качестве вспомогательного глагола и строим вопросительное предложение в следующей последовательности: 1) – вопросительное слово (если имеется), 2) – вспомогательный глагол can /could, 3) – подлежащее, 4) – сказуемое, 5) – второстепенные члены предложения. Давайте попробуем перевести следующие вопросы на английский язык вместе:
Вы можете читать по-немецки? – Can you read German? (общий вопрос не содержит вопросительного слова, поэтому перевод предложения начинается со вспомогательного глагола)
Что вы можете приготовить на обед? – What can you cook for dinner? (специальный вопрос, содержит вопросительное слово)
Кто может починить телевизор? – Who can repair the TV? (вопрос к подлежащему – обратите внимание, что в данном случае за вспомогательным глаголом следует сразу сказуемое)
Что же означает модальный глагол can? Когда нужно его использовать?
1) Модальный глагол can имеет несколько значений, но его основная цель – выразить физическую и умственную способность человека. Когда мы говорим “I can cook – я умею (могу) готовить” , мы имеем в виду, что обладаем умением приготовить обед. “I can open this box — Я могу открыть эту коробку” , т.е. у меня достаточно сил, я достаточно силен физически, чтобы открыть эту коробку.
Мы можем помочь тебе решить примеры – We can help you to do the summs (умственная способность)
Я могу отнести багаж в машину — I can carry the luggage to the car (физическая способность)
2) При помощи модального глагола can мы выражаем запрет, просьбу или разрешение:
You cannot go out – тебе нельзя идти на улицу (запрет)
Can I have dinner with you? — Можно пообедать с вами? (просьба)
You can watch TV after you complete your lessons – Ты можешь посмотреть телевизор когда закончишь уроки (разрешение)
3) Удивление, недоверие, сомнение также можно выразить при помощи модального глагола can. В этом случае предложение чаще будет вопросительным или отрицательным, а модальный глагол чаще переводиться как «неужели».
Could he cheat me? – Неужели он меня обманул?
I couldn’t have lost the money – Я не могла потерять деньги
How can you say such thing! – Как вы можете говорить такие вещи!
She can’t be 50! – Неужели ей 50 лет!
Мы часто видим модальный глагол can в сопровождении глаголов восприятия и чувств feel, see, hear, understand и другими, но в этом случае мы чаще не переводим модальный глагол на русский язык:
I can feel the flavor of roses — Я чувствую аромат розы
Can you understand what I tell you? — Вы понимаете, что я вам говорю?
В завершение этой статьи предлагаем запомнить конструкции, в которых присутствует модальный глагол can:
It can’t be possibly true — Не может быть, чтобы это оказалось правдой
I can’t but ask him about it – Мне ничего не остается, как спросить его об этом
I couldn’t help laughing — Я не мог удержаться, чтобы не засмеяться
И прошедшее время одного и того же модального глагола (по-английски переводиться как "мочь, уметь" или "мог, умел" в прошедшем времени).
Особенность глагола
Модальный глагол can имеет только две формы: первая форма (can) для всех местоимений и существительных всех лиц, для единственного и множественного числа для выражения настоящего времени, а вторая (его производная) - глагол could употребляется со всеми местоимениями и существительными, обозначающими подлежащее, всех лиц во множественном и единственном числе только в прошедшем времени. Другой формы глагола could не существует.
I could close the window. - Я мог (могла) закрыть окно.
Kate could read this dull journal. - Кейт могла читать этот скучных журнал.
They could speak japanese. - Они могли говорить на японском языке.
Отличие can и could
Кроме того, что эти два глагола являются по сути своей двумя разными формами одного и того же слова в разных временных рамках, между ними есть ещё одно различие. Формы глагола could в вопросительных предложениях выражают более вежливую форму обращения. То есть глагол could в английском языке это ещё и форма сослагательного наклонения - Could you? - Вы не могли бы? - Могли бы вы?
Could you close the window? - Вы не могли бы закрыть окно?
Can you open the door? - Вы можете открыть дверь?
Во втором предложении ставится вопрос о способности выполнить действие. В то время как в первом предложении о потенциальной возможности совершения действия. Разница есть и она вполне ощутима.
Примеры с глаголом could:
Could you complete the task? - Вы не могли бы выполнить это задание?
Could she cook the dinner? - Она не могла бы приготовить ужин?
Примечание:
- английское слово dinner, которое в школе переводят как "обед", в разговорном английском языке означает "ужин", но не в домашнем семейном кругу;
- частица "не" в русском переводе предложений примеров не означает отрицания, а указывает на более вежливую форму просьбы.
Правила употребления
1) в первую очередь используются для выражения способности и возможности совершения действия в физической активности.
Could the girls paint like that before they started to study at an art school? - Могли ли девочки рисовать так перед тем, как стали учиться в художественной школе?
My cat could not climb a tree when it hurt the paw. - Моя кошка (кот) не могла (мог) лазить на дерево, когда повредил (а) свою лапу.
2) Глагол could - прошедшее время, но может употреблять в настоящем времени, как уже было сказано выше, в качестве сослагательного наклонения.
Could you bring this notebook from the shelf? - Могли бы вы принести эту записную книжку (тетрадь) с полки?
Could we stay here for the night? - Могли бы мы остаться здесь на ночлег?
3) Когда в предложении глагол could предшествует простому совершённому времени, то речь идёт о событии или действии, которое должно было произойти или случиться, но не произошло и не случилось.
We could have asked him but we were late. - Мы могли спросить его, но мы опоздали.
4) Отрицательные варианты предложений с could в английском языке. Такие предложения строятся на основе добавления к форме модального глагола в прошедшем времени частицы отрицания not.
They could not study at this university. - Они не могли обучатся в этом университете.
She could not know the truth of this incident. - Она не могла знать правду об этом происшествии.
My father couldn"t come to this parental meeting. - Мой отец не мог прийти на это родительское собрание.
5) Could используется также для придания предложению дополнительной эмоциональной окраски. В таком окрасе глагол употребляется только в специальных вопросах и с соответствующей предложению формой инфинитива и смыслового глагола, что также зависит от временных рамок.
What could we be doing this room? - И что мы можем делать в этой комнате? (И что мы делаем в этой комнате?)
В этом случае эмоциональный тон смягчает строго вопросительный тон предложения.
Примечание:
- в разговорном английском языке чаще всего используются краткие отрицательные формы глагола could not - couldn"t.
Упражнения
Глагол can, could: упражнения на повторение и закрепление пройденного материала.
1) В первом упражнении нужно вставить слова по смыслу, следуя всем вышеперечисленным примерам и правилам. Подсказка - учитывайте перевод конкретного предложения для вычисления правильного ответа на задание. Нужно выбрать между вариантами: could - couldn"t - can - can"t.
- In my second year as a teacher, I almost lost my self-confidence because I () teach anything. - На моём втором году работы учителем я почти потерял уверенность в себе, потому что не мог учить чему-либо.
- Nick tried hard to persuade him friend but he () change her mind. - Ник пытался изо всех сил пытался убедить своего друга, что он не может изменить своё мнение.
- Mary says she () speak six languages but she () talk to customers yesterday as she was a bit nervous. - Мэри говорит, что она может разговаривать на шести языках, но она не могла разговаривать с клиентами вчера, так как немного нервничала.
- Ted and her father () open the door because it was locked. - Тед и его отец не могли открыть эту дверь, потому что она была сломана.
- I () finally talk to Lisa after I tried to reach her on the phone for hours. - Я в конце концов не мог поговорить с Лизой, после того как пытался позвонить ей по телефону часами.
- You () memorize all of the rules in the past, you () do it now either. - Вы могли запомнить все эти правила в прошлом, и вы не можете сделать это сейчас.
- My brother was the only one who () understand me, but now he () either. - Мой брат был единственным, кто мог понимать меня, но сейчас он тоже не может.
- Before the nuclear disaster in the 1943"s, people () grow everything in their gardens. - До ядерной катастрофы в 1943 году люди могли выращивать всё в своих садах.
- No matter how hard we try, we () see the difference in the two pictures our mother says she () easily see. - Не имеет значения как сильно мы стараемся, мы не можем увидеть разницу в этих двух картинах, в которых наша мама сразу может её увидеть.
- They () choose their opponents. The teams will be matched randomly. - Они не могут выбрать их противников (опонентов). Эти команды выбираются случайных образом.
2) Внимательно прочитайте упражнения и попробуйте определить, какая форма изучаемых в этой статье модальных глаголов может подойти в пропуски (). Заметьте, потенциальный ответ уже стоит в скобках. Нужно только понять правильный ли он или нет. Если нет, то какой ответ, по вашему мнению является правильным для каждого конкретного предложения?
- It was really scary walking through the forest at night! I (can’t) see a thing, it was so dark!
- We (could) see from an early age that our daughter loved the water! She’s a professional swimmer now.
- I would love to be brave enough to skydive, but I (can). I’m so afraid of heights.
- Of course you (can) bring your boyfriend to the party! He is very welcome.
- I (could) speak Japanese very well now as I learned the language when I was living there.
- (Couldn’t) I finish work early today, please? I have a doctor’s appointment I need to go to.
- Take your jacket with you. It (could) get cold later on.
Ответы на первое упражнение:
- couldn"t.
- couldn"t.
- can - couldn"t.
- couldn"t.
- could.
- could - can"t.
- could - can"t.
- could.
- can"t - can.
- can"t.
Ответы на второе упражнение с переводом:
- Couldn"t - Было очень страшно идти вквозь лес ночью. Я не мог видеть, так было темно.
- Мы с самого раннего возраста могли видеть, что наша дочь любит воду. Сейчас она профессиональная пловчиха.
- Can"t - Я хотел быть достаточно храбрым, чтобы прыгать с парашютом, но я не могу. Я так боюсь высоты!
- Конечно ты можешь взять своего парня на вечеринку. Ему будут рады.
- C- Я могу разговаривать на японском языке очень хорошо, так как изучил этот язык, когда жил там.
- Could - Я могу закончить работу сегодня раньше, пожалуйста? У меня есть назначение врача, мне нужно идти. (Здесь уместно употребить и форму can, но could в такой ситуации подходит как нельзя лучше, так как выражает более вежливую форму вопроса.)
- Возьми с собой жакет. Позже будет холоднее.
1. Переведите предложения и определите значение модального глагола (способность или неспособность делать что-либо, выражение сомнения, недоумения, запрет или разрешение, вежливая просьба) .
- You can’t be rude to your sister.
- Could you drive me to work?
- Could Greg have said this?
- Next year I’ll be able to speak English fluently.
- I’m sorry but I can’t come to the party.
- You can take my dictionary if you need it.
- My old grandparents are not able to look after themselves.
- Can she still be having a shower?
- Could you close the door?
- I will be able to play billiards with you tonight.
2. Преобразуйте предложения в прошедшее время Past Simple. Сделайте необходимые изменения.
Н-р: Sally can speak on the phone for hours. – Sally could speak on the phone for hours.
- I can dance a waltz round the room right now. (last night)
- My little son can read 100 words a minute. (when he was six)
- No, he can’t be in London now. (yesterday)
- Cindy can’t carry this heavy box.
3. Преобразуйте предложения в прошедшее время Future Simple. Сделайте необходимые изменения.
Н-р: I can join you today. (next Sunday) – I will be able to join you next Sunday.
- He can’t lend you his bike. (tomorrow)
- We can buy some aspirin at the chemist’s.
- Dad can sell his car now. (when he reduces the price)
- Our managers can solve the problem. (next week)
4. Заполните пропуски модальными глаголами can, could, be able to в необходимой форме.
- Rita … cook perfect steaks as the meat was fresh.
- You … work as a waiter until you are 18.
- I don’t believe the latest news. It … be true!
- When he lived in Canada he … speak French quite well.
- We … see the ballet better if we buy the first row tickets.
- Mary is depressed, she … stop crying.
- Mother caught a taxi because she had a terrible backache, and she … walk.
- … you speak slower, please?
- I … play the violin now but I … play it two years ago.
- You … get to the station in half an hour.
Ответы:
- Запрет (Ты не можешь грубить своей сестре.)
- Просьба (Ты мог бы подвезти меня до работы?)
- Сомнение, недоумение (Неужели Грег мог такое сказать?)
- Способность (В следующем году я смогу бегло говорить по-английски.)
- Неспособность (Извини, но я не могу прийти на вечеринку.)
- Разрешение (Ты можешь взять мой словарь, если нужно.)
- Неспособность (Мои старые дедушка с бабушкой не могут за собой ухаживать.)
- Недоумение (Как она до сих пор может принимать душ?)
- Просьба (Не могли бы вы закрыть дверь?)
- Способность (Я смогу поиграть с тобой в бильярд сегодня вечером.)
- I could dance a waltz round the room last night. (Я смогла станцевать вальс по всей комнате вчера ночью.)
- My little son could read 100 words a minute when he was six. (Мой маленький сын мог читать 100 слов в минуту в 6 лет.)
- No, he couldn’t be in London yesterday. (Нет, он не мог быть в Лондоне вчера.)
- Cindy couldn’t carry this heavy box. (Синди не могла нести эту тяжелую коробку.)
- He won’t be able to lend you his bike tomorrow. (Он не сможет одолжить тебе свой байк завтра.)
- We’ll be able to buy some aspirin at the chemist’s. (Мы сможем купить аспирин в аптеке.)
- Dad will be able to sell his car when he reduces the price. (Папа сможет продать свою машину, когда снизит цену.)
- Our managers will be able to solve the problem next week. (Наши менеджеры смогут решить эту проблему на следующей неделе.)
- could (Рита смогла приготовить отличные стейки, поскольку мясо было свежим.)
- won’t be able to (Ты не сможешь работать официантом до 18 лет.)
- can’t (Я не верю последним новостям. Это не может быть правдой!)
- could (Когда он жил в Канаде, он мог говорить по-французски довольно хорошо.)
- will be able to (Мы сможем увидеть балет лучше, если купим билеты в первый ряд.)
- can’t (У Мэри депрессия, она плачет без остановки.)
- couldn’t (Мама поймала такси, потому что у нее была сильная боль в спине, и она не могла ходить.)
- Could (Не могли бы вы говорить помедленнее?)
- can – couldn’t (Я могу играть на скрипке сейчас, но не могла на ней играть два года назад.)
- will be able to (Ты сможешь добраться до станции через полчаса.)
Игровые приемы для отработки употребления глагола can. 2 класс.
Данные игровые приемы способствуют высокой активности учащихся, готовность и желание принять участие в игре помогают формированию прочных знаний по изучаемой теме.
«Правда-неправда»
Цель – отработка употребления глагола can в утвердительных и отрицательных предложениях.
Оборудование – картинки по теме «спорт».
Сценарий игры:
Учитель показывает учащимся картинки с изображенными на них людьми, занимающимися различными видами спорта. Показывая картинку, учитель говорит что умеет делать изображённый на ней человек. Если учитель прав, дети говорят: «Yes, he/she can». Если учитель неправ, дети говорят: «No, he/she can`t».
«Удивись»
Цель – отработка употребления глагола can в вопросительных и утвердительных предложениях.
Сценарий игры:
Учащийся (водящий) придумывает предложение о том, что он умеет делать. Например: I can swim. Задача остальных выразить удивление: Can you? (можно проводить по цепочке, в режиме P.1, P.2, P.3…).
«Угадай»
Цель – отработка употребления глагола can и лексики по теме «спорт».
Сценарий игры:
Водящий становится спиной к классу. Актёр изображает какую-то спортивную игру. Ведущий отгадывает, что это за игра (каким видом спорта он умеет заниматься), задавая вопросы: «Can he/she …?» Класс хором отвечает на вопросы ведущего: «Yes, he/she can» или «No, he/she can`t».
«Умеет/не умеет»
Цель – тренировка употребления глагола can.
Оборудование – картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.
Сценарий игры:
На доске чертится таблица, состоящая из двух колонок:
He/she can …
He/she can`t…
Рядом приводится список глаголов действия. Например: jump, fly, swim…
Учитель показывает изображения людей, выполняющих какое-то действие, дети составляют по ним предложения, подходят к доске и записывают в соответствующую колонку таблицы.
«Кубики»
Цель – отработка глагола can и лексики по теме «спорт».
Оборудование – кубик, на гранях которого изображены различные предметы для занятий спортом (лыжи, мяч, коньки …).
Сценарий игры:
Дети подбрасывают кубик и, глядя на картинку, говорят умеют они это делать или нет, затем задают вопрос следующему учащемуся, передавая ему кубик.
P.1 – Skate. I can skate. P.2 , can you skate?
P.2 – I can`t skate. (подбрасывает кубик).Swim. I can swim. P.3 ,can you swim?...
6. «Lazy-bones»
Цель – первичное закрепление употребления отрицательных предложений с глаголом can.
Сценарий игры:
Учитель просит учащихся выполнить какое-то действие, а они говорят, что не умеют это делать. Например:
T.- Please, dance.
P.- I can`t dance.
7. «Nonsense»
Цель – тренировка употребления глагола can в отрицательных предложениях.
Оборудование – звёздочки.
Сценарий игры:
Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «Cats can fly». Ученики поправляют фразы, которые неправильны с их точки зрения. За правильное исправление ученик получает звёздочку. Побеждает тот, у кого в конце игры на парте больше звёздочек.
«Climb the tower»
Цель – тренировать умение переводить с русского языка на английский разные типы предложений с глаголом can.
Оборудование – рисунок с изображением башни; цифры 1, 2, 3; предложения.
Сценарий игры:
Класс делится на три группы. На доску вешается рисунок с изображением башни со ступеньками. Количество ступенек зависит от количества предложений. Карточки с цифрами, соответствующими каждой команде, ставятся на первую ступеньку башни. Карточки с предложениями лежат на столе учителя, написанным вниз. Представитель от каждой команды берёт карточку с предложением и обсуждает с командой перевод предложения. В случае удачного перевода, команда передвигается на одну ступеньку вверх. Если ответ неверный, команда остаётся на той же ступеньке. Выигрывает та команда, которая первой поднялась на вершину башни.
Предложения для перевода:
Я умею петь.
Крокодилы умеют плавать.
Кошки не умеют летать.
Медведи умеют прыгать?
Слоны умеют танцевать?
Сегодня мы начнем изучать категорию модальности. В нее входят глаголы, которые не являются действиями, а позволяют обозначить оттенки основных событий. С их помощью выражается желание, возможность, запрет или разрешение указанного действия. На сегодняшнем занятии мы разберем, что и когда призван обозначать модальный глагол can в английском языке. Это самый многозначный и часто встречающийся в разговорах представитель этой группы. Рассмотрим его построение, применение и другие грамматические нюансы.
В целом, применять этот глагол несложно, поэтому принцип образования фраз с can содержат даже учебники для малышей. Конечно, для детей отбирают только самые простейшие конструкции, но и усложненные комбинации не представляют трудности для более взрослых людей.
Настоящее время
В утвердительном предложении составное сказуемое имеет вид «can + инфинитив ». Важно заметить, что в данном случае инфинитивы всегда используются без to.
- Nick can run fast – Ник умеет бегать быстро.
- My sister can cook a cake – Моя сестра умеет готовить торт.
Спряжение глагола can в настоящем времени одинаково для всех лиц имен существительных и местоимений: он никогда не меняет своего вида и не присоединяет никаких окончаний. По значению данная форма глагола может выражать события настоящего или будущего (ближайшего).
- My relatives can meet me at the railway station tomorrow – Мо родственники смогут завтра встретить меня на вокзале.
- She can call them today – Она может позвонить им сегодня.
Модальные глаголы не требуют участия вспомогательных слов, так как по сути сами ими являются. Поэтому вопросительные и отрицательные контексты они создают самостоятельно.
В вопросах составное сказуемое разбивается, и can переезжает в начало предложения. Если же во фразе присутствуют специальные вопросительные слова, то они всегда предшествуют модальному слову.
- Can you bring the book ? – Вы можете принести эту книгу?
- When can they arrive to us? – Когда они смогут приехать к нам?
Для отрицания главного глагола can присоединяет частицу not, образовывая комбинацию cannot или сокращенно can’t. Обратите внимание на слитное написание официальной формы.
- My wife cannot drive a car – Моя жена не умеет водить машину.
- I can ’t cook lamb chops – Я не смогу приготовить бараньи отбивные.
Иногда глагол can используется в английском языке для построения вопросительно-отрицательных фраз. Они применяются в разговорной речи, так как несут эмоциональный оттенок.
- Can ’t your child warm up food in the microwave ? – Разве твой ребёнок не может разогреть еду в микроволновой печи?
- Can ’t they send me the fax ? – Разве они не могут послать мне факс?
Прошедшее время
Официально грамматика выделяет для данного модального слова три формы.
Про сослагательное наклонение пока умолчим, так как это очень сложный грамматический комплекс, а вот конструкции прошлого рассмотрим.
Для прошедшего характерны все те же формы конструкций, что и в настоящем, только can трансформируется в could. Модальное слово по-прежнему одинаково для всех лиц и чисел.
- I could play basketball very well when I was a teenager – Я мог играть в баскетбол очень хорошо, когда я был подростком.
- Could he read when he was five ? – Он умел читать, когда ему было 5 лет?
- My friend could not (couldn’t) pass the exam – Мой друг не мог сдать экзамен.
- Couldn ’t she call me ? – Разве не могла она позвонить мне?
Зачастую в прошедшем времени вместо could используют глагол manage (форма пр.– managed). Его значение – «удалось, получилось». Обратите внимание, что в данном случае инфинитив будет употребляться уже с частицей to.
- The exam was difficult but I managed to pass it – Экзамен был трудный, но мне удалось сдать его.
- She trained hard and she managed to break the world record – Она много тренировалась, и у нее получилось побить мировой рекорд.
Отметим, что иногда встречается использование can и could в сочетании с перфектным инфинитивом, т.е в комбинации can /could + have + причастие II . Подробнее об этом поговорим чуть позже, когда будем обсуждать случаи употребления.
Будущее время
Модальный глагол can в английском языке официально не может употребляться в будущем времени, т.е. к нему нельзя добавить will. Да, с его помощью можно обозначить оттенки будущности, как в Present Simple , но не более того.
Мы можем воспользоваться can для обозначения возможностей, которые у нас уже есть, но мы планируем воспользоваться ими в будущем. Если же, речь идет о том, что нами только будет освоено или получено, то необходимо заменить can на его эквивалент to be able to. Это выражение переводится, как «мочь, быть в состоянии что-либо сделать» и может употребляться во всех временных формах: past , present и future .
- My father is able to solve any problem – Мой отец в состоянии решить любую проблему.
- Jack was able to dial the number and call the police – Джек был в состоянии набрать номер и позвонить в полицию.
Однако, чаще всего эту комбинацию используют для выражения именно будущих событий.
- We will be able to move to Spain in three years – Мы сможем переехать в Испанию через 3 года.
- Next year I will be able to speak English fluently – В следующем году я смогу бегло говорить на английском языке.
Оборот to be able to также может использоваться для выражения вопроса или отрицания.
- Will you be able to pay for second vocational education ? – Вы будете в состоянии оплатить второе профессиональное образование?
- They will not (won’t) be able to buy a new model of this car – Они будут не в состоянии купить новую модель этой машины.
Мы разобрали, как используются модальные глаголы can, could и to be able to в предложениях разного типа. Теперь поговорим об их смысловом значении.
Глагол can в английском языке – когда и зачем употребляется?
В предисловии к материалу мы уже отмечали, что данный глагол многозначен. Подробно рассмотреть все ситуации его употребления нам поможет таблица, данная ниже. В ней же приведем примеры конструкций и их перевод.
Применение can |
||
Ситуация |
Примеры |
Перевод |
1. Указание навыков, способностей, умений.
Выражение возможности совершений действий, связанных с умственными способностями или физическими достижениями. Can указывает на обобщенные, регулярные или периодические действия. Если из контекста предложения понятно, что речь идет о единичном случае, то лучше заменить can на сказуемое с be able to. |
My sister can dance like a professional. | Моя сестра умеет танцевать, как профессионал. |
Is she able to dance in the concert today? | Она может танцевать в сегодняшнем концерте? | |
We cannot bake a banana pie. | Мы не умеем печь банановый пирог. | |
They will be able to move to London soon. | Они скоро смогут переехать в Лондон. | |
My son could not swim when he was seven. | Мой сын не умел плавать, когда ему было 7 лет. | |
Can you play a guitar? | Ты умеешь играть на гитаре? | |
She was not able to run at that moment. | В тот момент она была не в состоянии бежать. | |
I can play chess well. But last time I didn’t manage to win. | Я хорошо умею играть в шахматы. Но в прошлый раз мне не удалось победить. | |
2. Обозначение разрешения и запрета. В данной категории модальные глаголы can, may и must имеют схожие оттенки значений. Но, конкретно can обладает обобщенной спецификой, несет более разговорный характер, и чаще используется в вопросительных и отрицательных фразах. | Can I use your computer? Yes, you can . | Можно я воспользуюсь твоим компьютером? Да, пользуйся. |
The children cannot go out . | Детям нельзя идти на улицу. | |
You can go to the club after you clean the flat. | Ты можешь пойти в клуб после того, как уберешься в квартире. | |
Nobody can play with my toys! | Никому нельзя играть с моими игрушками! | |
She can come in . | Она может войти. | |
You can’t watch such films. | Тебе нельзя смотреть такие фильмы. | |
3. Выражение просьбы.
В этом значении могут использоваться модальные глаголы can, could , а также may, might . Причем прошедшие формы всегда выражают крайнюю степень вежливости и уважения. Оттенки значений различаются по степени формальности – can более разговорный вариант. Впрочем, в последнее время англичане все больше предпочитают употребление can вместо might. |
Could you open the window? | Не могли бы вы открыть окно? |
Mom, can I buy chips and cola? | Мам, можно я куплю чипсы и колу? | |
Could you give me a glass of water? | Не могли бы вы дать мне стакан воды? | |
Can I lend your pencil? | Могу я одолжить твой карандаш? | |
Dad, can I buy two games? | Пап, можно я куплю 2 игры? | |
Could you spell his name? | Не могли бы вы произнести его имя по буквам? | |
Can we go home? | Можем мы идти домой? | |
4. Указание объективной возможности, т.е. того, что теоретически возможно или запрещено. | You can read about this case in the newspaper. | Вы можете прочитать об этом случае в газете. |
We cannot cross the street here. | Мы не можем перейти здесь улицу. | |
He can find it on the Internet. | Он может найти это в интернете. | |
I couldn’t change the situation. | Я не мог изменить ситуацию. | |
5. Выражение сомнений, удивления, недоверия.
Для сомнений используют вопросы с can. А недоверие выражается отрицанием can’t, но крайняя степень недоверия выражена вопросом с could. |
Can it be true? | Неужели это правда? |
He can’t run faster than I can. | Да не может он бегать быстрее меня. | |
Could our son be in this club? | Разве мог наш сын быть в этом клубе? | |
Can she learn English herself? | Неужели она изучает английский самостоятельно? | |
6. Обозначение возможности выполнения действий в прошлом, предположение их или упрек в невыполнении.
Это как раз те случаи, в которых используется перфектный инфинитив и could. При этом отрицательные фразы несут оттенок невероятности событий. |
She could have told me about it. | Она могла бы рассказать мне об этом. (но не рассказала) |
He couldn’t have called you! | Он не мог позвонить тебе! (невероятно, чтобы он ей позвонил). | |
They could have gone to the theater, but they didn’t. | Они могли бы пойти в театр, но они не пошли. | |
The door was closed. Who could have closed it?
Jack could have closed the door; the neighbors’ say that they saw him. |
Дверь была закрыта. Кто бы мог ее закрыть?
Джек мог ее закрыть, потому что соседи говорят, что видели его. |