Библейским плодом дерева познания добра. Что значит вкусить от древа познания добра и зла. В Библии упомянуто также дерево жизни

«Бог разрешил Адаму и его жене Еве есть плоды со всех деревьев в Эдеме, кроме Дерева Познания Добра и Зла, которого они не должны были даже касаться под страхом смерти.

Поэтому хитрый Змей спросил Еву: «Разве Бог запретил тебе есть какие-то плоды?» Ева ответила: «Нет. Он лишь под страхом смерти предостерёг нас, чтобы мы держались подальше от дерева, которое посреди Рая». Тогда Змей воскликнул: «Бог обманул вас! Вы не умрёте, но можете познать мудрость: Он держит вас в невежестве». Змей уговорил Еву попробовать от плода Дерева Познания, а потом уговорил и Адама тоже.

Едва они проглотили по куску, как у обоих открылись глаза и они узнали, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Услыхав в сумерках шаги Бога, они спрятались за деревьями. Бог позвал: «Адам!» Потом позвал ещё раз: «Адам, где ты?» Адам выглянул из своего укрытия и сказал: «Голос Твой я услышал в Раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Бог повернулся к Еве. «Женщина, что ты сделала?» И Ева, вздохнув, сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». Бог проклял Змея: «Ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пятку».

И Еву Он тоже проклял: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою!»

И Адама он тоже проклял: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, - проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Поскольку опоясания были слишком ненадёжными для тяжелой работы, Бог милостиво одарил Адама и Еву кожаной одеждой. Но Он сказал Себе: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». И выслал Он Адама из сада Эдемского, и поставил у восточных ворот Херувима, «пламенный меч обращающийся», охранять путь к Дереву Жизни.

Змей грубо толкал Еву к Дереву Познания, приговаривая: «Ты не умерла, прикоснувшись к дереву, и не умрешь, откусив от его плода!» И ещё он сказал: «Все живые существа, которые появились раньше, находятся в подчинении у тех, которые появились позже. Ты и Адам созданы самыми последними, значит, вы правите миром, поэтому ешь и будь мудрой, иначе Бог пошлёт новых существ, чтобы они правили вами!» Когда Ева плечом коснулась дерева, то увидела приближающуюся Смерть. «Теперь я должна умереть, - простонала она, - и Бог даст Адаму другую жену! Помоги мне уговорить его, чтобы он тоже откусил от плода, и мы умрём вместе, а если не умрем, то будем вместе жить». Она сорвала плод и откусила от него, а потом стала слезно молить Адама, чтобы он разделил её участь.

Позднее Ева уговорила всех зверей и птиц попробовать от Дерева Познания - или всех, кроме осторожного феникса, который остался бессмертным.

Адам дивился на наготу Евы, ведь сияние, покрывавшее её всю, словно завеса из света, гладкая, как ноготь, упала с неё. И хотя теперь она светилась, словно белая жемчужина, и привлекала его, три часа он боролся с искушением откусить от плода, который все время держал в руке, и стать таким, как она. Наконец он сказал: «Ева, лучше мне умереть, чем пережить тебя. Если Смерть придёт за тобой, Господу не утешить меня другой женщиной, ибо она не сравнится с тобой в красоте!» Сказав так, он откусил от плода, и с него упала верхняя кожа из света.

Некоторые считают, что Адам, откусив от плода, получил дар пророчества; но когда он попытался собрать листья для опоясаний, деревья стали отпихивать его, приговаривая: «Прочь, вор, ослушавшийся воли Господа! Ничего ты не получишь от нас!» Тем не менее Дерево Познания позволило ему взять то, что ему было нужно - фиговые листья - одобрив предпочтение, которое он отдал мудрости перед бессмертием.

Адам и Ева были изгнаны из Рая в Первую Пятницу, в день, когда они были созданы и когда они согрешили. В Первую Субботу Адам отдыхал и молил Господа простить его. Когда Суббота подошла к концу, он отправился в верховья Тихона, самой полноводной из рек, и там семь недель приносил покаяние, стоя в воде по подбородок, пока его тело не стало мягким, как губка.

Потом явился ангел, чтобы успокоить Адама и показать ему, как пользоваться огненными щипцами и молотом; и научить его, как обходиться со скотом и когда пахать землю».

Роберт Грейвс , Рафаэль Патай, Иудейские мифы: Книга Бытия, Екатеринбург «У-фактория», 2005 г., с. 109-112.

Здравствуйте!
Всегда задавалась вопросом: Для чего Господь посадил дерево познания добра и зла, если плоды он запретил есть? Предвидел ли он предательство первых людей? Он же наверняка знал последствия… (M.)

Отвечает Дмитрий Ю. , мессианский учитель:

Вы утверждаете, что Всевышний знал, или спрашиваете, предвидел ли Он? :)

Ладно, думаю, что вам известно, что Творец не ограничен временем и пространством, Он одновременно находится в начале творения и в его конце, так что вариант — «предвидел » — сам собой отпадает.

Итак, попробую ответить на первый вопрос — «для чего? »

Человек сотворен со свободной волей, он может выбирать.
Но вот вопрос, из чего выбирать?

Если вы помещены в идеальные условия, не знаете что такое зло, и из чего вам выбирать — как вам реализовать вашу свободную волю?

Творец посреди рая посадил одно дерево для того, чтобы человек мог реализовать свою свободную волю, следовать одному простому правилу — не есть от плодов дерева, тут был выбор — есть или не есть.
Была дана возможность для свободного волеизъявления — нарушить запрет или быть послушным, и не нарушать.

До сегодняшнего дня, в общем-то, ничего не изменилось, человек по-прежнему свободен следовать воле своего Создателя или ее нарушать.

Стоит, пожалуй, посмотреть на события, которые происходили тогда в саду:

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Змей был отличным парнем и задавал вопрос так, как будто он не знал на него правильного ответа. Сам вопрос свидетельствовал о том, что он что-то знает о том, что Всевышний давал запрет, непонятно откуда он знал, ну и непонятно, кто же ему мог неправильно передать события, которые происходили, по-этому он именно решил уточнить, как же на самом деле обстояло дело.

До сегодня ничего не изменилось, ко многим змей приходит и задает вопрос — «а подлинно ли сказал Господь? » Не стоит повторять ошибку Хавы и давать ответы змею, который и без нас отлично знает, что сказал Господь.

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Итак Хава демонстрирует отличное знание запрета полученого от Творца.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Да, в этом весь змей — «нет не умрете «, другими словами, он утверждает, что Создатель обманул Свое творение, сказал ему неправду… и при этом, у Создателя был умысел.

На самом деле, Он просто не хотел, чтобы человек узнал, что такое добро и зло, и именно потому, что Он не хотел, чтобы человек это узнал, Он посадил посреди рая дерево, вкусив плоды которого, человек легко может узнать, предупредив человека о последствиях нарушения запрета, которые на самом деле не наступят. Логика, конечно, железная, но Хава как-то не обратила на это внимание, она решила посмотреть на что-то другое.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

До этого можно подумать — «она это дерево в глаза не видела… и чего она делала посреди рая именно возле этого дерева? «. Судя по всему, именно там происходил разговор. Итак, она увидела, сильно ей оно понравилось и взяла.

Увидеть — дело одно; вожделение — дело совсем другое; знать запрет и осознанно его нарушить — это уже дело третье.

Итак, Хава знала о наличии запрета, и решила не обсуждать вопрос своих желаний с мужем, и с Творцом, а сразу реализовать свои желания — взяла и ела.

Вот это — свободное волеизъявление человека — «вижу, хочу, беру «, позволь, но есть запрет, но «простите, хочу и делаю… » ну, как мы знаем, последствия не заставили себя долго ждать.

Вопрос наших желаний и запрета на некоторые виды наших желаний весьма непрост и таковым остается до сегодняшнего дня.

Одна из заповедей декалога Моше была сверхъестественной:

Исх.20:17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Человеку естественно желать, но Всевышний ограничивает его желания.

Замечу, что никто, кроме Творца, не может проверить наши желания, и соответственно только Он мог даровать такую заповедь, противоестественную для человека, только Он может проверить ее выполнение.
Человек не может установить такую заповедь, по той простой причине, что не может ее проверить.
А смысл давать заповедь, если не сможешь ее проверить?

Так что, Всевышний сотворил человека со свободной волей, и человек не всегда правильно использует эту свободу.

Так что, вопрос был правильный — для чего Он посадил, и ответ, думаю, очень простой — для того, чтобы вы могли свободно следовать Его повелениям и не нарушать их.

Подписывайтесь:

Он дает нам право любить Его и следовать за Ним, но мы не всегда следуем, не всегда правильно пользуемся свободой нашего выбора.

Это наша ответственность, и если вы имеете детей, и вы хотите, чтобы они возрастали, то даете им свободу, и при этом знаете, что они могут ошибиться.

Но без этого нет возрастания. Главное, чтобы, когда мы ошибаемся, мы не прятались как Адам, не сваливали вину на Творца и на Хаву, а просто признавали свои грехи, каялись и следовали за Ним.

Последнее пожертвование: 9.12 (Украина)

Комментариев - 5

    Быт. 2:9,16,17 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
    ……
    16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
    17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

    Создав человека, который должен был бы гармонично вписаться во вселенскую гармонию бытия, существующую благодаря законам Создателя, Иегова предложил человеку сделать выбор из двух: жить или не жить в Его условиях: быть или не быть. Позже это предложение было сформулировано Богом как: «.. жизнь с благополучием и смерть с неприятностями предложил Я тебе …Избери жизнь..» –посоветовал Создатель — Второз.30: 15,16,19.
    Чтобы быть, первая человеческая пара должна была довериться своему Отцу и Его заботе о них, послушно и с радостью подчиняясь Его системе бытия с Его законами. Для них первый закон Иеговы был установлен в виде указания не есть плодов всего лишь с одного дерева, ко всем остальным, в том числе и к дереву жизни, доступ был свободен.

    Так как человек создан с необходимостью иметь руководство к жизни, не имея способности для себя решать, какой род деятельности принесёт ему пользу -добро, а какой -вред — зло — Бог оставил за Собой право объяснять Своим детям, что для них полезно, а что вредно, чтобы они могли иметь удовлетворение от жизни. Кроме Него никто не знает нашего устройства — Псал138:14-16 – а главное, какой орган отвечает за удовлетворённость жизнью, поэтому только Создатель может дать такое руководство человеку, придерживаясь которого, человек может жить счастливо.- 2Тим.3:16,17.

    Дерево познания добра и зла, с одной стороны, символизирует право Бога устанавливать Свои правила и нормы поведения в обществе, которое Он намерен организовать, чтобы всем в нём было хорошо и приятно жить вместе-Второз.10:12,13. С другой стороны, это дерево символизирует право выбора для людей, жить в Его системе по Его принципам или нет. Бог, будучи справедливым, не навязывает никому из Своих разумных творений тот образ жизни, который обеспечивают Его вселенские законы, позволив каждому человеку сделать свой собственный выбор.

    Жизненный путь человеческого общества можно сравнить с дорожным путём, по которому движутся разные автомобили с разной скоростью в разных направлениях. Однако правила движения, которых обязаны придерживаться все без исключений участники движения, способствуют гармоничному, упорядоченному движению, приносящему удовольствие ездокам. Стоит кому-то одному нарушить хотя бы одно правило, и неизбежны — катастрофы и аварии, приносящие вред всем участникам движения, в том числе и тем, которые сами не нарушают и не хотят нарушать правил движения. Тот, кто разработал и установил правила дорожного движения не планировал, чтобы ездоки их нарушали и не разрешал им этого делать.

    Аналогичным образом Создатель великого жизненного пути –Иегова — будет благосклонен и позволит идти путём жизни, созданной Им, только тем «ездокам», которые не захотят и не станут нарушать Его правила, а, значит, совершенная гармония между всем Его творением никогда более нарушена не будет.

    Все, кто захочет участвовать в Его жизненном пути, но жить по собственным правилам — как заблагорассудится — допущены в систему Бога не будут, ибо не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. — Притчи 2:21,22., Второз.29:19,20, Ис.26:10.

    Послушание Богу — вот те условия «договора», которые человек, желающий жить вечно в земном доме Создателя, обязан выполнять. В настоящее время Иеговой создаётся прецедент — правовая основа для будущего во всей вечности: Его разумные творения должны на собственном опыте убедиться в том, что:
    1. независимость от Создателя и жизнь по своим собственным весьма ограниченным знаниям не принесут удовлетворённости и лишь навредят и им самим и всему остальному неразумному творению Иеговы
    2. только Создатель жизни и всего, что существует имеет право и умеет руководить Своим творением наилучшим образом.
    3. Все, кто не захочет когда-либо в будущей вечности учитывать и признавать условия их Создателя не будут иметь права жить в Его системе бытия.

    Я думаю, тут к вопросу, можно дополнение дописать. Если Бог знал, что так всё будет, зачем тогда было растить это дерево? Не исключено это было спланировано, что если посадить дерево, то и плоды они вкусят. Получается, они рабы обстоятельств. Бог всё устроил.

    P.S. Я НЕ пытаюсь очернить не чьё имя, мне просто интересно почему именно так было спланировано. Выбор без выбора получается.

    Кто такой змей? кого наградил таким прозвищем Моше?И какой смысл скрыт за метафорой «дерево жизни» и дерево «познание добра и зла». Для изучающих Каббалу и с ее помощью Тора, узнаешь что Пятикнижие Моше имеет 4 уровня. Пшат, Ремез, Драш, Сод. Так все взяв в руки книгу Бытие читают 1 и 2 гл. о создании Адама и насаждении сада рая с деревьями первый уровень. Простой смысл. И по этому не видят дальше что за ним скрыто.

    Скажите мне пожалуйста если автор творения Бог, пару людей по Своему Образу и подобию в 6 день который словом сотворил все для первой человеческой пары на земле ничем их не ограничил, то есть не дал им ни одной запрещающей заповеди что либо есть сказав им гл. 1 стих 29 » И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу». И если во второй главе речь идет об этой паре которую Господь Бог создал не в один день. Вначале Адама, а через время Еву из его ребра и это один и тот же Бог, то почему во второй главе Он вдруг изменил свое благословение от всякого дерева будете есть на запрет есть от дерева познания добра и зла о котором в первой главе не упоминалось Моисеем? За какой еще не описанный грех Адаму и Еве вдруг запретили есть плод от этого дерева? Или все таки впервой главе описаны сотворенные близнецы это первенцы Бога и от этой пары произойдут сыны Божьи, а Творец Адама из праха и из его ребра Еву это другой и запрет был дан Адаму и Еве как земным, не имеющим Богоподобия людям, созданных обрабатывать сад и охранять его? Ведь нет для Адама равноценного благословения такого, как первой паре, плодитесь и размножайтесь и далее по тексту, владеть всей землей и всем что на ней. Если все таки признать что Бог и Господь Бог разные Творцы, то возникает вопрос а кот этот Господь Бог который не применял слов при сотворении Адама «И сказал Бог», а взял праз и создал то есть творил руками а не словом, как и сад насадил значит сделал это так же не с помощью магии слова а своими руками. А ответ вытекает из вступления в начале второй главы кн. Бытие в первом стихе. Моисей записал что до седьмого дня Бог все совершил и в седьмой ушел на покой от дел своих.
    Все точка. А далее описана продолжение уже от второго лица от Господа Бога, который добавил к уже созданному Богом, от лица его соавтора в создании земли и неба. Господь Бог добавил то чего еще не было. Полевой кустарник и полевую траву. Их действительно не было. Не было кустарников и не было полевой травы. Была просто трав сеющая семя, и дерево плодовитое гл.1 ст 12. А так же Господь Бог создал сад которого Бог описанный в первой главе Бытия не садил сада. И не было человека для возделывания земли. А это значит та первая пара человеческая не была сотворена для работы на земле. Пришлось Господу Богу его из праха создать. Что значит из праха земли. А то и значит что был прах умершего на земле (мумии египетские например) из которой взят генетический материал для клонирования человека воссоздание его генетическим путем. В отличие от сотворенной пары в 6 день Адаму вдыхали дыхание жизни, реанимировали. И в отличие от первой пары сотворенной в 6 день пару Адаму создали через время из взятого из ДНК Адама его одной из 23 пары Х хромосомы ребро и создали клон его но в виде женщины так как взят был материал генетический не из Y хромосомы которая наследуется только мужчинами а из Х. А вовсе не из того ребра которое у мужчин и у женщин в равном количестве иначе бы у Адама было бы на одно ребро меньше. Чистая генетика и клонирование. Если интересно кому а кто был змей и что за дерево жизни и дерево познания добра и зла напишу если получу на свой почту такой вопрос.

2-9. ДEРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

“ И произрастил Господь Бог из земли... дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла” .

В царстве растений никогда не встречалось более замечательных деревьев. Их плоды были “приятные на вид и хорошие для пищи”. Это, однако, и все, что сказано об их природе и облике. Они должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. Что это были за плоды, мы сказать не можем, да и знать это не особенно важно. Предполагают, что Древо Познания было яблоней, но этому нет никаких доказательств, а потому об этом мы можем не думать.

Эти деревья, потому, интересуют нас не в связи со своей природой, а по причине того запрета, который был на них наложен. Адаму и Еве было разрешено свободно есть плоды со всякого другого дерева в саду. В то же время Господь Бог заповедал: “От дерева познания добра и зла, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Бытие 2:17; 3:3). Эти деревья, естественно, были так же хороши для еды, как и любые другие, но поскольку Господь Бог наложил на них Свой запрет, их плоды стали смертью для съевших их, но смертью не мгновенной, ведь их глаза должны были открыться (Бытие 3:5,7), а они сами - стать, как боги, или Элохим, знающие добро и зло (Бытие 3:5, 22). За вкушением от этого дерева должна была последовать смерть, а потому назвать его можно было бы Древом Смерти в отличие от Древа Жизни. Тело, приходящее в упадок, и следующий за этим конец жизни, завершающийся разложением, - это смертность, или то свойство, которым роковое дерево должно было наградить личность, посмевшую дотронуться до него.

В выражении “смертию умрешь” слово “смерть” впервые упоминается в Библии. Адам, однако, прожил еще несколько веков после того, как вкусил от этого дерева; это привело к трудностям в определении смерти, ведь теологи, авторы вероучения, называли ее непобедимой. Они перефразировали выражение таким образом: “В тот день, когда ты вкусишь от этого дерева, ты умрешь символически: твоя бессмертная душа подвергнется навеки адским мукам, после чего твое тело умрет в полном смысле слова”. Для человека, неиспорченного философией такого вероучения, абсолютно ясно, что текст Библии не содержит такого объяснения. Не сам текст, а перевод сказанного породил неясности и затруднения. Словосочетание “в день” предполагает, что “в тот самый день”, когда Адам согрешил, он должен был в каком-то смысле умереть. Однако в этой же главе, даже в ее английском переводе, та же фраза использована в другом смысле. Ведь в четвертом стихе второй главы написано: “в то время (в оригинале и в английской версии - “в тот день”), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла”. Это, как мы знаем, было работой шести дней, то есть “в тот день” является выражением периода времени (как в русском переводе: “в то время”). В рассматриваемом нами тексте это означает намного более долгий период, ведь Адам умер, лишь достигнув 930 лет от роду, а потому “день”, в который он умер, закончился только тогда.

Нам могут возразить, что “день” в тексте должен быть ограничен рамками тех суток, когда плод был вкушен, ведь говорится: “в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь”. Потому, если Адам не вкушал от него все 930 лет, а только однажды, в определенный реальный день, это не может означать долгий период времени. Но я все-таки не могу уступить тому обстоятельству, что физический акт вкушения является единственным, показанным в тексте. Адам питался плодами Древа Познания все время, с вкушения от того дерева до самой смерти. Тот фрукт, по своему действию, стал символом плода нарушения запрета, о котором сказано: “не ешь от него”. Символический плод сочетал в себе разные свойства: он был “хорош”, или приятен плоти, и одновременно “плох” тем результатом, который следовал за его вкушением. “Законом, - говорит апостол, - познается грех” (Римлянам 3:20), потому что “грех есть беззаконие” (1-е Иоанна 3:4). Грех приятен плоти, потому что сутью его является запрет. Он и есть тот “хороший” плод, которым наслаждается животный человек. Плоти, очам и жизни свойственны вожделения, которые, когда они удовлетворены, являются высочайшими благами, к которым стремятся люди, живущие под господством таких же людей.

Однако Бог запретил потворство этим страстям. Он говорит: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но есть от мира” (1-е Иоанна 2:15, 16). И снова: “Дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иаков 4:4), “ибо, если живете по плоти, то умрете” (Римлянам 8:13). Этот язык безошибочен. Поэтому поощрять беззаконные желания, которые грешная плоть называет “хорошими”, значит “родить грех”, или приносить плод смерти, “ибо возмездие за грех - смерть” (Иаков 1:15; Римлянам 6:21-23). “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление” (Галатам 6:7-8). Все свои недуги плоть унаследовала от “зла”, которое пришло к человеку как результат нарушения Закона Бога, сказавшего Адаму: “Не ешь от него”. Фрукт, который он вкусил, был удовлетворением его плотского вожделения и подчинением человека и его потомства “злу”: они будут питаться от проклятой земли со скорбью во все дни их жизни (Бытие 3: 17-19).

Все адамово потомство начинало вкушать от Древа Познания добра и зла по достижении возраста половой зрелости, когда очи их открывались. До этого естественного изменения они были невинны. С того времени мир, как обвитое змеем фруктовое дерево, предстает перед нами, склоняя взять, вкусить и получить удовольствие от тех хороших вещей, которые он дает. Размышлять над законностью уступчивости своим вожделениям значит отчасти согласиться с ними. Не следует считать, что приспособление к миру безобидно. Его искушения и инстинкты нашей собственной плоти должны быть немедленно подавлены, ведь вступать в переговоры с его похотями опасно. Когда же кто-то соблазняется, “обольстившись грехом” , он попадает в сети своих собственных страстей и совращается ими. “Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иаков 1:14,15), иными словами, он срывает запретный плод и умирает, не будучи прощен.

Кроме того, выражение “смертию умрешь” является доказательством того, что слова “в день” относятся к более длительному периоду, чем конкретный день, в который был вкушен плод. Это выражение не означало, что конец человека должен был наступить мгновенно, как от выстрела или гильотины. Это требовало времени, потому что смерть была исходом, или завершением определенного процесса, что по-древнееврейски сформулировано очень ясно. В первоисточнике эта фраза звучит как “мут темут”, что буквально переводится как “УМИРАНИЕМ УМРЕШЬ”. Таким образом, полностью это выражение читается так: “В день, в который ты вкусишь от него, умиранием ты умрешь”. Из прочитанного становится ясно, что Адам должен был подвергнуться некоему процессу, но не бесконечному, а такому, который должен начаться его грехопадением, а закончиться его угасанием. Сам этот процесс выражен словом “мут”, “умирание”, последняя же его стадия - словом “темут”, “ТЫ УМРЕШЬ”.

Этот взгляд целиком подтверждается сказанным в следующих словах: “Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб, ДОКОЛЕ не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Бытие 3:17,19). Из этих слов мы узнаем, что Адам, согрешив, был привлечен к суду и осуждению за свой проступок. Господь Бог спросил его: “Не ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе есть?” Адам признал свою вину, что ясно продемонстрировал, устыдившись своей наготы. Преступление было доказано, а потому Судья приступил к вынесению приговора над согрешившими, что и сделал в том порядке, в котором было совершено преступление: сначала - над Змеем, затем - над Евой и в последнюю очередь - над Адамом, и это отражено в тексте. Здесь говорится о том, что земля проклята, а человек обречен на скорбную жизнь тяжкого труженика и на возвращение в свое начальное состояние - в прах. Последняя часть этого приговора выражена в терминах, объясняющих наказание, приложенное к закону. Выражение “возвратишься в землю” и “в прах возвратишься” означают то же, что и “смертию умрешь” (“умиранием умрешь”). Следовательно, божественное толкование выражения “в день, в который ты вкусишь от него, смертию (умиранием) умрешь” таково: “В день своего вкушения, в продолжение всех дней твоей скорбной жизни, возвращаясь, ты наконец возвратишься в прах земли, из которой был взят”. Таким образом, “умирание” в этом тексте означает скорбное, мучительное и трудное существование, которое изнуряет человека и сводит его в могилу; слово же “умрешь” означает конец, или последнюю стадию телесного существования, отмеченную остановкой дыхания и распадом в прах. Таким образом, человеческая жизнь, от материнской утробы до могилы, - это процесс умирания, и до тех пор, пока человек сохраняет свой внешний вид, как в случае с Иисусом в гробу, он существует в смерти, потому что то, что называется “бытием”, - это материальное существование в жизни и в смерти. Конец нашего бытия - это конец процесса разложения в прах, когда мы прекращаем быть. Таково было состояние Адама, если можно так сказать, до того, как он был сотворен. Его не было. В таком небытие он оказался через 930 лет с момента своего создания, - так реально были проиллюстрированы наказание по закону и приговор Судьи. Так со времени своего грехопадения человек вступил на свой путь к могиле, в которую, в конце концов, и сошел. Он лег в прах и увидел разложение; так был смешан с родившей его землей тот, кто стал известен под именем Адама, глава и праотец всего человечества.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

1) Бытие 2:9 2) Евреям 3:13

ДРЕВО ЖИЗНИ

“Вкусить и жить вечно”.

Оно было посажено “посреди сада”. Это тоже было фруктовое дерево. Оно, по всей видимости, было так же доступно, как Древо Познания, ведь как только человек вкусил от последнего, он был изгнан из сада, чтобы у него не было возможности прикоснуться и к Древу Жизни. Его плоды последнего, однако, были совершенно другого сорта, чем те, которые люди уже вкусили. Плоды обоих деревьев были хороши, но фрукты Древа Жизни были способны сделать бессмертными вкусивших их. Это явствует из завета Моисея, который записал, что после грехопадения последовало осуждение: “И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделовать землю, из которой он взят” (Бытие 3:22,23). Отсюда мы узнаем, что Господь Бог предназначил это дерево для того, чтобы дать жизнь, и что Адам был осведомлен о том, что произойдет, если вкусить от него. Вероятно, будь он послушен закону о Древе Познания, ему было бы разрешено вкусить от Древа Жизни после того, как совершилась бы его судьба животного человека, и, вместо того, чтобы умереть, возвратиться во прах, он был бы “во мгновение ока” изменен, как Енох или как те, кто будет готов к приходу Господа. Но об этом мы не можем еще сказать ничего определенного, ведь в завете не говорится о том, что будет потом, и дальше этого наша вера не может распространяться, хотя думать об этом мы можем.

Если бы, поэтому, Адам вкусил от Древа Жизни, он изменился бы и стал не “душою живою”, а душою, способною жить вечно, и не просто способною, но бессмертное бытие было бы разрешено ему Господом Богом. Следовательно, мы не должны полагать, что если какой-то предмет обретает способность существовать, не разрушаясь, это значит, что его создатель не может его уничтожить, то есть, если бы Адам, будучи грешником, вкусил бы от Древа Жизни, ему было бы позволено лишь стать бессмертным, но не противостоять власти Бога.

Разрешить Адаму и Еве стать бессмертными и оставить их в существующем мире добра и зла, было бы чрезмерным и немилостивым наказанием. Это означало бы населить Землю бессмертными грешниками и превратить ее в жилище вечных исполинов зла, иными словами, Земля превратилась бы в то, что теологи описывают как “ад”. Хорошая работа шести дней оказалась бы, потому, огромной неудачей вместо того, чтобы стать центром славного проявления божественной мудрости и власти.

Однако такой мир добра и зла, населенный грешниками, не входил в божественные планы. Это требовало бы, во-первых, обособления грешников, затем - их испытания и после этого - их возвышения или уничижения, в зависимости от их дел. Поэтому, дабы Адам не изменил этот порядок и не “стал жить вечно” до того, как он обновится нравственно, или не очистится от греха, и пока в нем не сформируется опять моральное подобие Божие, Господь Бог исключил для него опасную близость Древа Жизни. Он изгнал человека, чтобы тот не стал нетленным и бессмертным.

Первое упоминание о бессмертии человека содержится в тексте, который мы сейчас читаем. Однако в этом случае человеку не было позволено взять плод. Он был изгнан, чтобы “не вкусил и не стал жить вечно”. Причиной этого было то, что бессмертие принадлежало этому дереву, или, точнее, передавалось посредством него тому, кто от него вкусит, потому и было названо “йец Хакаим”, что значит “Древо Жизней” (во множественном числе), ведь так это имя переводится буквально. Слово “жизней” особенно подходит, ведь это было дерево бесконечной жизни как для Адама, так и для Евы, если бы им было разрешено вкусить от него. Если мир, соблазненный грехом, представить в виде обвитого змеем дерева, дающего смерть своим жертвам, то о Христе, который “победил мир” (Иоанн 16:33) и дает жизнь своему народу, можно сказать как о другом древе в центре сада - прекрасном символе воплощенной власти и мудрости Всевышнего (Притчи 3:13,18; 1-е Коринфянам 1:24), посаженном, как Древо Жизни в будущем Божьем Раю (Откровение 22:2).

ЧЕЛОВЕК В ПЕРИОД СВОЕГО ИСПЫТАНИЯ

“Бог сотворил человека правым” .

Когда работа шести дней была закончена, Господь Бог осмотрел все, что Он создал, и объявил, что это “хорошо весьма”. Это относилось ко всему земному. Скот полевой, и птицы пернатые, и гады, и человек, - все были “хороши весьма”; все же вместе составило естественную систему вещей, или мир, настолько совершенный, насколько этого требовала природа вещей. Однако все это относилось исключительно к физическому качеству этой системы. Человек, даже будучи “хорошим весьма”, был таковым только как одно из произведений божественного мастерства. Он был сотворен не таким, каким стал потом. Созданный по образу и подобию Елохима, он был изначально праведным. На его совести не было зла, ведь он не знал, что это такое. Он не был ни целомудренным, ни порочным, ни святым, ни попирающим святость, - просто в начале он был невинен по отношению к добрым и злым делам. Не имея биографии, он не имел и характера. Последний должен был развиться в человеке и мог сформироваться по отношению к добру и злу посредством его собственных независимых действий в рамках божественного закона. Говоря короче, когда Адам и Ева вышли из-под рук своего “Горшечника”, нравственно они были, как только что родившиеся младенцы, за тем исключением, что любой младенец рождается под законом греха, не добровольно покорившись “суете” (Римлянам 8:20), в то время как они впервые увидели свет, в природе вещей которого не было места злу. Они были созданы как совершенные мужчина и женщина, но чувство пола у них не было развито из-за неведения и отсутствия опыта.

Период времени между их созданием и грехопадением был временем их испытания. Дух Божий создал их, и в течение этого времени “дыхание Вседержителя дало им разумение” (Иов 33:4; 32:8). Так им было дано знание. Оно стало силой и дало им возможность встретиться лицом к лицу со всем, что требовалось в их ситуации. Так они были “научены Богом” и стали хранителями тех искусств и наук, о которых впоследствии рассказали сыновьям и дочерям, чтобы те смогли возделывать землю, пасти овец и рогатый скот, обеспечивать жизненные удобства и покорять пространство.

Руководимая наставлениями Господа Бога, совесть человека оставалась “хорошей”, а сердце - отважным. “И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились” (Бытие 2:25). Они были смущены не более чем дети в своей наготе, ведь, имея стать взрослых людей, по натуре они еще были младенцами и держались перед Елохимом и друг перед другом без стеснения. Об этом сказано не случайно. Как мы вскоре увидим, это - ключ, данный нам для понимания природы грехопадения.

Были ли Адам и Ева смертны или бессмертны в то время, когда их состоянием было добро, к которому не было примешано зло? Этот вопрос возникает у многих, изучающих Моисеево описание происхождения вещей. Это интересный вопрос, заслуживающий полного внимания. Некоторые поспешно отвечают, что люди были смертны, а это означает, что, если бы они не согрешили, они бы все равно умерли. Возможно, это бы случилось через много времени, если бы с их природой в будущем не произошло никаких изменений. Однако посредством Древа Жизни было предусмотрено, что такое изменение произойдет после вкушения его плода, если они сумеют доказать, что заслужили такой привилегии. Животная природа рано или поздно исчезнет. Она не была устроена так, чтобы продолжать существовать вечно, независимо от каких-либо изменений в будущем. Следовательно, мы можем допустить подверженность их природы разрушению и, вследствие этого, смерти, не говоря при этом о том, что они сами были смертны. Присущая их натуре склонность к смерти могла бы быть устранена и они были бы изменены, как Енох и Илия и те, о ком Павел сказал: “Не все мы умрем” . Под словом “мы” подразумеваются обладатели животной, а потому тленной природы, и, если бы они не “изменились”, то обязательно бы умерли. Однако ввиду того, что они должны будут измениться “во мгновение ока, при последней трубе”, то, хотя и тленные, они станут бессмертными. В этом смысле, потому, я говорю, что в период их испытания Адам и Ева имели природу, способную к тлению, подверженную смерти. Наказание было сформулировано так: “смертию ты умрешь”, - что значило: “Тебе не будет позволено вкусить от Древа Жизни, чтобы уничтожить смерть, но врожденная склонность твоей животной природы возьмет свое и возвратит тебя в прах, из которого ты первоначально и вышел”. Смертность стала следствием непослушания, как плата за грех, а не была необходимостью.

Но, если они не были смертны в период своего испытательного срока, правда и то, что они не были и бессмертны. Сказать, что бессмертные были изгнаны из Едемского сада, что они могла жить вечно, вкусив от дерева, - абсурд. Истина - в нескольких словах: человек был создан, наделенный определенными предрасположенностями. Он был способен и к смерти, и к бесконечной жизни, но будет ли он поглощен смертью или, вследствие физического изменения, облачен в бессмертие, совершать ему добро или зло зависит от его собственного выбора. Способность к чему-то нельзя путать с наличием этого качества. Сосуд способен содержать пинту жидкости, но из этого совсем не следует, что в нем содержится пинта или вообще какое-то количество жидкости. В Едемском раю человеку и его подруге были представлены смертность и бессмертие. Эти понятия были чем-то внешним для людей. Люди должны были избегать первого и добиваться второго, подчиняясь закону Божиему. Они были способны к бытию, наполненному одним из двух качеств, но которым из них, зависело от их собственных действий, ведь жизнь вечная - это конец святости (Римлянам 6:22), без которой никто не может увидеть Господа .

В Моисеевой истории церемониальных ритуалов или религиозного поклонения мы не встретили никаких следов, имеющих отношение к периоду испытания. Отдыхать один день из семи, верить, что Господь Бог исполнит Свое слово, если они согрешат, и воздерживаться от того, чтобы дотрагиваться до Древа Познания, - это были все требования их славного благодетеля. В Едемском саду не существовало никакой “религии”, никаких жертвоприношений, ведь грех был там еще незнаком. Срок пребывания в Раю зависел от их воздержания от греха, то есть право на это можно было потерять, только нарушив закон Господа.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

1) Екклесиаст 7:29 2) Иоанн 6:45 3) 1-е Коринфянам 15:51-52 4) Евреям 12:14

Айванхов Омраам Микаэль

Древо познания добра и зла

Два райских древа

В течение тысячелетий люди пытались объяснить происхождение мира, а также появление в этом мире зла (и его последствия - страдания). Они часто представляли это в виде мифов, поэтому в Священных книгах всех религий можно найти символические рассказы, которые нужно уметь интерпретировать. Христианская традиция опирается на рассказ Моисея из Бытия, но правильно ли его поняли христиане?

Разберемся, что пишет Моисей. На шестой день Творения Бог создал мужчину и женщину и поместил их в сад, называемый Эдемом, где уже были все виды животных и растений. Из деревьев этого сада Моисей выделяет два: Древо Жизни, а также другое дерево, ставшее с тех пор особенно известным - Древо Познания Добра и Зла, чьи плоды Бог запретил есть Адаму и Еве. Пока они подчинялись указаниям Господа, они жили в счастьи и изобилии. Но вот явился змей, чтобы убедить Еву съесть плод с Древа Познания Добра и Зла; затем Ева убедила Адама тоже попробовать плод, и Бог их изгнал из Рая. Теперь мы рассмотрим более детально некоторые места этого рассказа.

Многие люди отправлялись на поиски земного Рая, воображая, что он должен находиться в Индии, в Америке, в Африке, и они, естественно, так ничего и не нашли. Конечно же, Рай был на земле, но о какой земле идет речь? Как вы увидите, всё символично. О, я не скажу вам всего, это невозможно, это слишком обширная тема - история первого мужчины и первой женщины, но я начну с того, что расскажу вам о двух деревьях: Древе Жизни и, главным образом, о Древе Познания Добра и Зла.

Итак, Адам и Ева жили в Раю, где они имели право есть плоды со всех деревьев сада, кроме плодов Древа Познания Добра и Зла. Но вы не знаете, что это за плоды. Это символ сил, которыми первый мужчина и первая женщина еще не умели управлять, не умели их преобразовывать и использовать. Поэтому Бог им сказал: "Придет время, когда вы сможете съесть этот плод; но сейчас вы еще слишком слабы, и, если вы его съедите, затронув содержащиеся в нем силы, вы умрете", то есть у вас изменится состояние сознания. На это изменение состояния сознания указывается в Книге Бытия, но это указание никогда не умели правильно истолковать. О том времени, когда Адам и Ева счастливо жили в Раю, там говорится: "Мужчина и женщина были нагими и не испытывали стыда". И далее, когда они съели запретный плод: "И открылись глаза у них обоих, и осознали они свою наготу, и сшили из листьев смоковницы себе опоясания". Это внезапное осознание своей наготы доказывает, что в них что-то изменилось.

Древо Жизни представляло собой единство жизни там, где еще не проявляется поляризация, то есть там, где нет ни добра, ни зла: это область над добром и злом. А другое дерево представляло собой мир поляризации, где обязаны знать чередование дня и ночи, радости и горя, и т. д…. Таким образом, эти два дерева являются областями вселенной или же состояниями сознания, а не просто растениями. И если Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с Древа Познания Добра и Зла, то это означает, что они не должны были пока проникать в область поляризации. Почему? Вы думаете, что этот запрет был со стороны Бога просто капризом? Нет. "Тогда, - скажете вы, - это дерево было бесполезным?" Тоже нет, Бог никогда не создавал бесполезных вещей. Идея дерева, приносящего плоды, которые никто не будет есть и никто ими не воспользуется, противна божественной мудрости, которая ничего без пользы не создает.

Некоторые существа ели плоды с Древа Познания Добра и Зла, но они могли их переносить. А Адам и Ева еще не могли их перенести, потому что в этих плодах были заключены вяжущие силы: при контакте с ними тонкая ткань человеческого тела должна была застыть, сконденсироваться, и именно это и произошло. Поэтому предание говорит о «падении»; термин «падение» символизирует переход из тонкой материи в плотную материю. Съев запретный плод, Адам и Ева стали тяжелыми и обрели вес, что выражено словами: "они узрели свою наготу". Они и раньше были нагими, но они видели себя одетыми светом, а после своего греха они внезапно почувствовали себя лишенными этого одеяния из света, им стало стыдно и они спрятались.

Съев плод Древа Познания Добра и Зла, Адам и Ева продолжали жить, но они умерли в состоянии высшего сознания: они были изгнаны из земного Рая (который символизирует это состояние сознания), вход в который охранял отныне вооруженный мечом ангел. Поскольку Адам и Ева были изгнаны из «земного» Рая, значит, они уже были на земле. Но в таком случае как понять, что, покинув Рай, они были посланы "на землю"? О какой земле идет речь? Каббала учит, что земля существует в семи формах. Она дает названия этих форм, их характеристики, от самой плотной до самой тонкой, и самой тонкой является именно та форма, откуда были изгнаны человеческие существа. Что мы знаем о земле? Немногое.

По Науке Посвящения, у земли имеется эфирный двойник, который окружает ее, как светящаяся атмосфера. И эта эфирная, тонкая земля - именно та настоящая земля, о которой говорится в Книге Бытия, такая земля, какой она вышла из рук Бога. Настоящая земля - это не та затвердевшая, сконденсированная земля, до которой мы можем здесь дотронуться. Настоящая земля - это эфирная земля. Именно в эту область, называемую Раем, Бог поместил первых людей; они жили там, имея то лучезарное, светящееся тело, о котором я только что говорил, они не знали ни страданий, ни болезней, ни смерти.

А знаете ли вы, что Рай существует и поныне, что он никогда не переставал существовать? Хотя мы его не видим, он везде, но в тонкой области материи, поскольку он материален; да, эфирный план материален. И Древо Вечной Жизни тоже существует, оно всё еще находится в этом Раю. Это дерево дает те элементы, которые поглощали первые люди, которыми они питались. Они жили в этой эфирной субстанции земли и питались ею; и именно эта эфирная субстанция поддерживала свет и чистоту их жизни. Древо Жизни было не деревом, я вам уже это говорил, а потоком, потоком, идущим от солнца, и люди питались лучами солнца, которые шли через эту область. Древо Жизни - это поток солнца!

И поскольку человеческое существо сохранило то же строение, как и в далекие времена своего создания, то оно сохранило в себе и возможность вновь получать солнечные лучи, вновь есть плоды Древа Жизни, то есть вернуться в лоно Бога. У каждой религии свой собственный язык, свой особый способ самовыражения, но все они говорят о воссоединении в Боге, о возвращении к Первопричине. Они употребляют разные выражения, но все они говорят об одной и той же реальности.

А теперь посмотрим, что же такое Древо Познания Добра и Зла? Оно представляет собой другой поток, который тоже проходил через Рай, и именно он ввел всех людей в контакт с самой плотной формой земли. Бог сказал первым людям: "Довольствуйтесь изучением области Древа Жизни. Для вас еще не настал момент покинуть эту область света, чтобы спуститься и изучать корни создания. Оставьте сейчас этот вопрос в стороне, не старайтесь понять всё немедленно". Поскольку это второе древо тоже уже существовало, пересадить его было нельзя, так же как нельзя удалить из человека его кишки, печень, селезенку и т. д. Потому что человек, как и вселенная, состоит из двух областей: высшей области, соответствующей Древу Жизни, и низшей - соответствующей Древу Познания Добра и Зла, в которой находятся корни вещей.

У плодов Древа Познания Добра и Зла имелись столь сильные вяжущие свойства, что первые люди не могли им сопротивляться. Плоды принадлежали к потоку «коагула», и Господь знал, что если Адам и Ева вступят с ним в контакт, это тотчас качественно изменит состояние их сознания. Это и произошло: при контакте с вяжущим потоком материя их тела изменилась, она начала становиться плотной, густой, непрозрачной и тусклой. Запретив первым людям есть эти плоды, то есть изучать этот поток, испытывать эти силы природы, Бог хотел оградить их от страдания, от болезней и от смерти - смерти физического тела, конечно, а не от смерти духа, так как они были созданы бессмертными. Но они приняли смерть своего светящегося состояния и стали живыми в субстанции мрачной и тяжелой. Им пришлось покинуть царство света, этот Рай, где они жили в легкости, в свете, в радости, и спуститься в нижние слои земли, туда, где мы живем сегдня, потому что если мы на этой земле, значит, мы покинули ту землю, которая была нашей первой родиной…

Кто же был тот змей, который искусил Еву, столь умный змей, умевший говорить, и говорить столь убедительно? Змей - это весьма обширный и глубокий символ, который можно обнаружить во всех

Сообщает о природе и облике Дерева познания следующее:

Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; » (Быт. ). После чего дала попробовать плод и Адаму (Быт. ). В результате, «открылись глаза их обоих », они осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт. ). Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. ).

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. ); женщине было определено «в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт. ). Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком.

После этого Бог сделал людям «одежды кожаные и одел их » и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят ». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни и окончательно уподобиться богам, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт. ).

Природа Дерева познания

Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды - неизвестно. По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Древо было самим Богом, а его плоды - причастием .

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней.

Древо в христианских апокрифах

Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви , или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа ). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия Иисуса Христа .

Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама».

Древо познания в мифологии разных народов

Примечания

Источники

  • Еврейская энциклопедия , Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906-1913; репринт: М.: Терра, 1991.


В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные