А. Файоль об общем и промышленном управлении. Вклад в теорию развития менеджмента анри файоля

Биография

Функции менеджмента по Файолю:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления . Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи - сформулированы впервые .

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Полномочия и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Скалярная цепь - «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок - рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость - уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух - сплочённость работников, единство силы.

Примечания

Ссылки

  • Анри Файоль - биография и теория менеджмента

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Файоль" в других словарях:

    - (Франсуа Жозеф Мари Fayolle, 1774 1852) французский писатель о музыке. Его Quatre saisons du Parnasse выдержали шесть изданий (1805 до 1809 г.). Его Dictionnaire historique des musiciens, artistes et amateurs, morts et vivants , написанный в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ФАЙОЛЬ - (Fayolle), Франсуа Жозеф Мари, 1774–1852; жил 1815–29 в Лондоне, а остальное время в Париже; издал вместе с Короном (См.) 1810–11 Dictionnaire historique des musiciens (2 t.), в коем Корон участвовал лишь несколькими статьями и… … Музыкальный словарь Римана

    Файоль (фр. Fayol) французская фамилия. Известные представители Файоль, Анри французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента. Файоль, Эмиль Мари государственный и военный деятель Франции … Википедия

    Французский горный инженер, 30 лет состоял генеральным директором крупнейшей горнодобывающей и металлургической компании. Файоль обобщил свой опыт управления предприятиями в книге лОбщее и промышленное управление Словарь бизнес терминов. Академик … Словарь бизнес-терминов

Краткая биография

Родился в пригороде Стамбула, Турция. Тогда его отец руководил строительством моста, который был проведен через бухту «Золотой Рог». Его семья вернулась домой в 1847 году. Там он поступил в Горную школу Сент-Этьена. Сразу же после ее окончания в 1860 году он устроился в горнодобывающую копанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. В ней он занимал пост руководителя с 1888 по 1918 год.

В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (на фр. Administration Industrielle et Générale). В этой книге он сумел обобщить наработанные им схемы управления, создав при этом логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Концепция управления

Функции менеджмента по Файолю

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

Принципы управления Файоля

Файоль сформулировал 14 принципов управления :

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия - право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала , т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Это - ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место - для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Это - сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Это - разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

1) Планирование

2) Организация

3) Командование

4) Координация

5) Контроль

14 принципов:

Анализ внешней и внутренней среды организации

Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация.

Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.

Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых действует организация, представлены в таблице.

Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности организации

Группа факторов

1. Экономические факторы

2. Рыночные факторы

3. Факторы конкуренции

4. Политические факторы

5. Социальные факторы

6. Технологические

В процессе анализа внешней среды необходимо иметь в виду, что каждый фактор должен учитываться только в том случае, если он может оказать существенное влияние на деятельность организации.

Анализ внутренней среды. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

В обследование входят такие функции, как маркетинг (конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, разнообразие и качество ассортимента изделий, рыночная демографическая статистика, прибыль), бухгалтерский учет (выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами), операции (Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему? Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана? Какое оборудование на фирме?), человеческие ресурсы (тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений), культура и образ корпорации.

Миссия – понятие, виды, особенности формулирования

Ми́ссия (англ. mission) - основная цель организации, смысл ее существования. Миссия - одно из основополагающих понятий стратегического управления.

Естественно, что миссии различных организаций в обществе различны. Они зависят и от вида деятельности, и от формы собственности, и от ценностной ориентации высшего руководства.
Цели организации бывают различных видов .

1. Они подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

2. Цели бывают траекторные и точечные. Траекторные, или, как их еще называют, направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта.
В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата.
3. Могут быть цели различных иерархических уровней. Если целью 0-го уровня считать генеральную цель, например "обеспечение производства конкурентоспособной продукции", то целями 1-го уровня могут быть "реструктуризация производства", "введение в действие новой технологической линии", "повышение квалификации специалистов", "изменение системы материального стимулирования работников" и т. д.

Формирование и формулирование миссии организации

Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой и ясной. Она должна учитывать ценности ключевых руководителей организации; организационные приоритеты, воплощенные в организационной культуре; цели организации и общества.

Правильно сформулированная миссия отвечает на следующие вопросы:

1. Что является основным товаром (услугой) организации?

2. Кто является потребителем товаров (услуг) организации?

3. Каковы цели и ценности организации и ее перспективы?

11. Понятие и виды целей, требования к формулировке целей. Дерево целей организации

Цель организации - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Однако цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой).

Можно выделить шесть типов целей:

1 . Достижение определенных значений показателя рыночной доли .

2 .Инновационные цели. (разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация)

3. Ресурсные цели (характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование).

4. Цели повышения эффективности деятельности.

5 . Социальные цели (направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.)

6. Цели получения определенной прибыли.

На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей.

Главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей;
при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;
подцели каждого уровня должны быть взаимонезависимы и невыводимы одна из другой;
основание дерева целей должны составлять задачи, которые могут быть выполнены определенным способам и, в заранее установленные сроки.

Финансовый менеджмент, понятие бюджета и бюджетирования, подходы к процессу бюджетирования в организации

Финансовый менеджмент - это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Бюджет – количественное представление плана действий в стоимостном выражении.

Бюджетирование - процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Делегирование полномочий: принципы и техника делегирования В ТЕТРАДКЕ

Виды контроля в менеджменте

Сегодня весь процесс контроля в менеджменте, в зависимости от времени, принято делить на три основных этапа:

1. Предварительный (Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте – оценка финансовых и материальных ресурсов компании.)

2. Текущий. (Текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их.)

3. Заключительный. (Заключительный, который производится после окончания производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.)

ОШИБКИ В ТЕТРАДКЕ

Рис.10. Стили руководства

§ Тип 1.1 - руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.

§ Тип 9.1 - стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.

§ Тип 1.9 - либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.

§ Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.

§ Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.

Типы мотивации.

1 . Внешняя мотивация. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное.

2. Внутренняя мотивация. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо.

3. Зависимость. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт. К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде.

4. Ориентация «от» и «к». Люди по-разному относятся к раздражителям. Люди, которых легче всего мотивировать возможным наказанием, ориентированы «от» - желают уйти от наказания или боли, которая может быть им причинена. Люди, которых легче мотивировать возможным поощрением, ориентированы «к» - стремятся к получению удовольствия.

Теория Клейтона Альдерфера

Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Но, в отличие от Маслоу, Альдерфер считает, что таких групп три.

Принципиальное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу заключается в том, что у Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх (переход к высшим потребностям осуществляется только после удовлетворения низших), тогда как Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны (вверх и вниз). В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, и внимание человека переключаются на этот уровень.

Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то он, разочаровавшись, может с повышенным интересом переключиться на потребности связи.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает:

  1. дополнительные возможности мотивирования работников в организации;
  2. перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низкими уровнями потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Теория ожидания Врума

Теория ожидания Врума разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими вариантами действий, и насколько человек смотивирован добиться результата в соответствии со сделанным выбором.

Суть теории ожидания – как много человек хочет получить и насколько возможно для него получить то, что он хочет, и как много усилий он готов затратить для этого.

Врум рассматривал мотивацию как процесс управления выбором. Теория ожидания Врума показывает, что руководство играет решающую роль и должно обеспечить соответствие и связь качества труда с вознаграждением. Для эффективной мотивации необходимо установить точное соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.

Теория Портера-Лоулера

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, характера.

Теория Портера-Лоулера содержит пять переменных:

  • затраченные усилия;
  • восприятие;
  • полученные результаты;
  • вознаграждение (внутреннее и внешнее);
  • степень удовлетворения.

В модели Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждениями и результатами (т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутый результат).

Достигнутые результаты зависят от затраченных усилий работника; его способностей и характера; осознания своей роли в процессе труда.

Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения, от того, насколько работник верит в связь между затратами труда и вознаграждением.

Достижение результата влечет:

  • внутреннее вознаграждение (самоуважение);
  • внешнее вознаграждение (премия).

Удовлетворение работника возникает в зависимости от внутреннего и внешнего вознаграждения с учетом их справедливости. Удовлетворение является результатом ценности вознаграждения.

Результативный труд ведет к удовлетворению. При определенных условиях рост заработной платы стимулирует повышение производительности.

Оплата труда является важнейшим мотивационным стимулом к труду.

Аттестация персонала. Требования к системе аттестации, основные этапы процесса аттестации, ошибки при проведении

Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соот­ветствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выпол­няемой деятельности.

Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эф­фективное использование.

Методы и этапы проведения аттестации

Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:

Ранжирование , в рамках которого требуется расставить подчиненных по порядку в
зависимости от их заслуг (достижений), причем, как правило, по их реальной способно­сти выполнять работу, хотя иногда ранжирование проводится по нескольким выбранным
характеристикам.

Классификация , в рамках которой работников распределяют по нескольким зара­нее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективно­сти деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.

Шкала оценок - наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу со­ставляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.

Метод открытой аттестации представляет собой инновацию, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки. Вме­сто того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на ха­рактере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об атте­стуемом работнике вместо проставления галочек в столбцах.

Аттестация проводится в несколько этапов :

Подготовка

Проведение аттестации.

Подведение итогов аттестации.

Анализ результатов аттестации.

Оценка персонала.

Сведение и обработка данных после аттеста­ции.

Собеседование по результатам аттестации.

Принятие решения.

Устройство группы.

Структура - это строение, устройство, организация. Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы, образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Другими словами, ядро группы - это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. Поэтому ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра - нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Анри Файоль: функции и принципы управления

Анри Файоль (1841-1925), вероятно, имеет больше всего прав на то, чтобы называться отцом-основателем современного управления.

Он выделяет 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.

Файоль выделяет 5 функций, или типов задач, менеджера:

1) Планирование . Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2) Организация . Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3) Командование . Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.

4) Координация . Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

5) Контроль . Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил.

14 принципов:

1. Разделение труда. 2. Полномочия. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие.5. Единство направления. 6. Субординация. 7. Вознаграждение. 8. Централизация/децентрализация. 9. Вертикаль власти. 10. Порядок. 11. Равенство. 12. Стабильность. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.

Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841-19 ноября 1925) - французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда,

Файоль опубликовал работу "Общее и промышленное управление" (фр. Administration Industrielle et Generale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента. Идеи Файоля о построении совершенной способной к саморазвитию соц. организации перекликаются с современными идеями в менеджменте.

Личность А. Файоля

Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г. Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании "Комамбо", сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа "Общее и промышленное управление", написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

Анри Файоль и его концепция управления

Менеджмент - это совокупность принципов, форм и правил, применяющаяся в коммерческих и некоммерческих организациях с целью наиболее рационального управления участниками той или иной организации.

Подходы к управлению стали развиваться вместе с тем, как люди стали объединяться в сообщества. Однако, как наука менеджмент получил свое развитие, когда принципы управления стали выделять в отдельный вид деятельности в организациях. Взгляды на управление менялись под воздействием демографических факторов, политических, социальных, технологических поэтому в разных странах в разный момент времени применялись самые разные формы управления.

Основоположник научного управления - Фредерик Тейлор заложил основы менеджмента как науки, на примере одного предприятия он сформулировал принципы стимулирования рабочих, принципы труда и отдыха с целью повышения производительности.

Школа человеческих отношений рассматривала организацию как социальную структуру и формулировала принципы, исходя из постулата неформальных отношений между участниками.

Бихевиористская школа ставила в центр изучения конкретного сотрудника с целью раскрытия его потенциальных возможностей как сотрудника организации с повышением его производительности труда.

Представители количественной школы особое внимание уделяли сбору информации, созданию математических и статистических моделей, стремясь при этом повысить информированность руководителя о делах на предприятии.

Остановимся подробнее на классической школе управления. Целью деятельности ее представителей было сформулировать общие принципы управления на всех уровнях организации. Основоположником классической школы управления, ее также называют административной школой управления, является французский инженер Анри Файоль. Популярность принципов управления, которые Анри Файоль изложил в своем труде «Общее и промышленное управление», была обусловлена хорошими результатами на практике. Файоль в течение тридцати лет возглавлял промышленный концерн «Комамбо», который в период правления Файоля процветал и обеспечивал Франции высокую обороноспособность во время Первой мировой войны.

Общий принцип управления по Файолю - вести предприятие к цели, извлекая стопроцентную отдачу из всех возможных ресурсов.

В более широком смысле его принципы можно разделить на 6 групп:

  • - технические (управление производством);
  • - коммерческие (управление закупками, продажами);
  • - финансовые (эффективное управление капиталом);
  • - охранные;
  • - административные (контроль за выполнением указаний).

Первые четыре группы Файоль не рассматривает подробно, потому что эти сферы являются объектом, на которые распространяются административные функции управленцев.

Особое значение Файоль уделял личности руководителя. Согласно его видению процесса управления, руководитель обязан четко видеть цель организации, обладать знаниями в предметных областях производства, технологии производства, знать принципы рациональной логистики, рационально определять состав трудовых ресурсов, осуществлять мониторинг за актуальным состоянием на рынках сбыта, анализировать деятельность конкурентов, а также обладать талантом предвидения. Известна его цитата: «Предвидеть - это уже почти действовать».

Но основными принципами управления, которые должны строго соблюдаться успешным руководителем считаются следующие:

  • 1) Разделение труда
  • 2) Полномочия и ответственность
  • 3) Дисциплина
  • 4) Единство распорядительства
  • 5) Единство направления
  • 6) Подчинение личных интересов общим
  • 7) Вознаграждение
  • 8) Централизация
  • 9) Иерархия
  • 10) Порядок
  • 11) Справедливость
  • 12) Постоянство состава
  • 13) Инициатива
  • 14) Корпоративный дух.

Рассмотрим подробнее все четырнадцать принципов. В основе принципа разделения труда лежит стремление получения наибольшего эффекта от труда рабочих при затрате постоянных усилий.

Второй принцип «Полномочия и ответственность» несут в себе мысль о том, что успешное предприятие может существовать только тогда, когда ответственность и полномочия взаимосвязаны между собой. Нарушение баланса этих двух составляющих ведет к упадку компании как единого организма. Без наделения полномочиями немыслимо управление в принципе и соблюдение ответственности, без ответственности бессмысленны любые полномочия.

Дисциплина по Файолю - это проявление знаков уважения сотрудниками предприятия на всех уровнях, они могут проявляться в соблюдении договорных обязательств как между коллегами, так и между сотрудниками организации и внешними участниками рынка. В случае нарушения дисциплины к сотрудникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как управленцами высшего звена, так и рядовыми рабочими.

Принцип единства распорядительства заключается в наличии и одного сотрудника только одного прямого руководителя. Работник должен получать задания и указания, а также отчитываться по результатам их выполнения только своему прямому руководителю. Этот принцип противоречит рекомендациям школы научного управления Тейлора. Они утверждали, что у одного работника может быть несколько функциональных руководителей.

Принцип единства направления состоит в организации рабочих групп так, чтобы они были объединены одной конкретной целью, группа подчиняется одному руководителю, члены группы несут ответственность за работу группы.

Одной из самых трудных задач, которые стоят перед руководителем, по мнению Файоля, - это установление баланса между частными интересами каждого работника и общими интересами компании. До сих пор этот принцип считается одним из самых сложных в управлении.

Вознаграждение персонала должно быть справедливым и максимально возможно удовлетворять обе стороны производственного процесса.

Централизация управления в разной степени присутствует на любом предприятии. Вопрос о степени централизации или децентрализации решается в компании исходя из ее размеров, видов деятельности и других факторов. Согласно учению классической школы, степень централизации должна обеспечивать наилучшие результаты деятельности компании. Руководитель обязан выбрать оптимальное соотношение между централизацией управления и децентрализацией.

Соблюдение принципа иерархии обеспечивает в свою очередь соблюдение и принципа единства распорядительства. Смысл иерархии заключается в построении цепи подчиненных друг другу служащих организации.

О принципе порядка Файоль писал следующее: «место - для всего и всё на своем месте». Работник должен быть обеспечен всем необходимым для работы, поэтому непосредственный руководитель должен хорошо знать рабочий процесс своих подчиненных и следить за обеспечением их всем необходимым. Однако этот принцип также касается социальной составляющей организации. Каждое место должно занимать определенный человек, и каждый человек на своем месте.

В принцип справедливости Файоль вкладывал и стремление руководителя мотивировать сотрудника на работу, а также, сочетая благосклонное отношение к работнику с правосудием, поощрить персонал.

Что касается сменяемости рабочих и служащих на своих местах, Файоль был приверженцем к стремлению максимально сохранить постоянный состав компании. Разумеется, все время состав компании не может не меняться: люди уходят на пенсию, в декретный отпуск, могут уволиться по собственному желанию, могут не хотеть занять более ответственное место работы. Но принцип постоянства подразумевает избегать так называемой «текучки кадров», так как она является прямым показателем плохого состояния компании в силу разных обстоятельств.

Инициатива - это проявление лидерских качеств работника с целью решения общей для группы и компании задачи.

Файоль считал правильным поощрение коллективизма во всех его проявлениях, поэтому руководитель должен направлять коллектив в русло объединения, а не наоборот.

Подводя итог, необходимо уточнить, что применение сформулированных Файолем принципов не обязательно только на производстве, они универсальны и подходят абсолютно для любой организации. Файоль писал, что помимо внедрения и соблюдения этих принципов необходимо также строить краткосрочную и долгосрочную стратегии предприятия, учитывая все социальные, политические и другие факторы. Также основоположник классической административной школы управления считал, что независимо от целей предприятия руководитель должен применять метод анализа всех процессов, происходящих на его предприятии с целью их структурирования для обеспечения наилучшего функционирования компании.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные