Вторник, 26.09.2017, 14:06
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Донна 
Дом Культуры » Кружки, секции, сообщества » Кружок "Рабочий и колхозница" » Фабрикацiя обоев. 1904 г. (Полный текст)
Фабрикацiя обоев. 1904 г.
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:04 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
В процессе обойно-исторических изысканий набрела на совершенно замечательную маленькую книжку. В отсканированном виде она доступна к прочтению вот тут: http://scansbooks.ru/catalog/oboi.html

Но там яти и все прочие прелести дореволюционной грамматики. Между тем книжечка единственная в своем роде, потому я перегнала ее в ворд с поправкой грамматики на современную. Стилистику старалась не править. Также в тексте будут мои примечания, касающиеся перевода размеров, веса и т.п. в современные.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:06 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Фабрикация обоев
Краткое описание выделки обоев на Петербургских обойныхфабриках
Составил А. Бахтиаров
1904 год  
Несмотря на то, что обои имеются почти в каждом жилом
помещении, однако, редко кому известно, как они делаются?

А между тем, обойное дело год от года  развивается – в зависимости от роста городов, от количества жилых помещений. Из городов спрос на обои начинает проникать в села и деревни сперва на постоялые дворы, в трактирные или чайные заведения, а потом уже и в обывательские дома.Так мало-помалу обои достигают до самых последних лачужек. Обойное дело развивается в связи с писчебумажной промышленностью, и его можно
рассматривать, как часть этого производства.
 Бумага для выделки обоев получается с писчебумажной фабрики. Спрос на обои большой, но нельзя сказать, чтобы обойное делоу нас стояло на надлежащей высоте своего развития. В таком большом городе, как Петербург, имеется только пять обойных фабрик, которые должны удовлетворять спрос на этот товар как столичных жителей, так и окрестных городов и дачных мест.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:13 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Эти фабрики суть следующие: 
Павлухина, на Большом пр. Вас.Острова,
Рикса на Обводном канале,
Лихачева, в 3 линии Вас. Остр.,
товарищества «Арборитъ», в селе Рыбацком
и Колобова на Безбородкинском пр.

Для капиталистов обойное дело в Петербурге может представлять собой выгодное предприятие.
В Москве фабрикация обоев развита больше, чем в Петербурге.Там имеются обойные фабрики: Кротова, Шулейкина, Алпатова, Сладкова, Дмитриева
(прим.: опечатка или ошибка, не Дмитриева, а Дмитриевой - это как раз наша фабрика) и множество кустарей, которые вырабатывают ручным способом короткомерные обои –8 аршин длиной в 1 кусок.
Московские обои фабрики Кротова известны на всю Россию и с успехом конкурируют с французскими обоями.

(Прим.: на сегодняшний день в Санкт-Петербурге не сохранилась ни одна из дореволюционных фабрик, в Москве сохранилась бывшая фабрика Надежды Дмитриевой - ныне Московская обойная фабрика. Большинство фабрик не пережили революцию и были либо закрыты, либо переформированы. Так, в Москве были объединены 5 предприятий).
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:16 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Чтобы ознакомиться с процессом производства обоев, я посетил фабрику Павлухина.
Во дворе фабрики, под навесом, навалены целые горы бумажных катушек, приготовленных на фабрику для выделки обоев.
Для фабрикации обоев необходимы: 1) бумага; 2) краски; 3)печатная обойная машина и 4)клише или вал, на котором вырезан рисунок.
Катушки обойной бумаги получаются из Финляндии и отКошелевской бумажной фабрики, из Новгородской губ.
Вес бумажной катушки 2 пуда (32 кг). Из каждого фунта получается 2 куска обоев по 12 аршин (8,53 м) длины каждый кусок, так, что каждая катушка имеет бумажную ленту 1920 аршин (1356,5м) длины.

Ширина катушки 11 вершков (48,9 см).

(плотность бумаги получается 48,2 г/кв.м. Это очень тонкая бумага! Для сравнения: современные однослойные бумажные обои имеют плотность не ниже 110 г/кв.м., а двухслойные - от 140 до 180 г/кв.м. Размер стандартного рулона сегодня равен 0,53х10,05 м)

Бумага для обоев употребляется клееная, вода насквозь непроходит, так что по ней можно печатать водяными красками.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:17 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Краски для тиснения обоев употребляются преимущественно земляные, например: мел, охра, умбра, мумия; и химические: анилиновые, турецкая
красная, бирюзовая, зеленая, хром и другие.
 Основная краска для производства обоев – белая, которая приготовляется из мела с водой. Мел берется датский, по 40 коп. за пуд. На 1 пуд мела берут 20 фунтов воды и 5 фунтов сухого клея – все это размешивают в больших чанах деревянными месилками-веслами. Белая краска в обойном деле – самая необходимая, потому что она входит в состав множества других колеров, например, чтобы составить светло-зеленые тона, надо к зеленой краске прибавить большее или меньшее количество белой краски; чтобы получить розовые тона, надо к ярко-красной краске прибавить белой краски. С примесью этой же белой краски к разным основным цветам радуги получаются многочисленные колера и цвета, которые отличаются по своей силе, в зависимости от количества прибавленной белой краски.
Употребляется также сажа древесная из Финляндии.

В красочном от отделении, на полу, расставлены многочисленные сосуды, чаны и ведра с разведенной в них краской. На большом столе весы для
взвешивания красок, входящих в состав того или иного колера в известной определенной пропорции.
Впрочем, большинство колеров мастер составляет «на глаз», комбинируя имеющиеся в его распоряжении краски, подобно тому, как художник на палитре из нескольких основных красок составляет бесчисленное множество тонов, полутонов и проч.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:18 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
В старину обои печатались первобытным способом – при помощи досок-клише.
Да и теперь еще в Московской губернии кустари печатают обои по-старинному. В настоящее время обои печатаются на обойных машинах. 
Впрочем, и теперь еще старинный способ вручную сохранился на некоторых фабриках для производства высших сортов обоев, требующих тщательной отделки.

Для ручного способа тиснения берется доска шириной соответственно ширине куска обоев, т.е. 11 (48,9 см) вершков, а длина 12-13 (53,34-57,79см) вершков. Затем этой доской набивают рисунок обоев. Делается это так. Положим, рисунок обоев изображает дубовые листья. Тогда на доску наколачивают тонкие медные пластинки, представляющие собой очертание или контур дубового листа. Затем по этому контуру из плотного дорогого войлока вырезают соответствующий дубовый лист и заполняют им очертание листа. Таким образом, на доске получается изображение дубового листа из войлока, очерченное медными краями (медными пластинками, вбитыми отвесно в доску). Можно сделать на доске несколько таких дубовых листов из войлока и разбросать их в любом порядке. Пространство между листьями называется полями. Очевидно, рисунок, или лепок, как выражаются рабочие, на клише для печатания обоев делается из войлока, очерченного медными пластинами, чтобы он не расплющивался в стороны во время тиснения. Теперь остается только смазать клише краской, тогда войлочный рисунок или фигура примет на себя краску, а поля останутся чистыми. Нанесение краски на клише производится особым способом.
Берется ящик, наполненный доверху водой и покрытый кожей, так что эта последняя вплотную прилегает к воде. Поверх кожи положено сукно. На
это сукно и натирают краску тонким слоем. Печатник берет клише за приделанную к нему посередине доски ручку, прикладывает к сукну с краской и прижимает, отчего краска с сукна переходит на войлочное клише, т.е. собственно на рисунок или фигуру, оставляя поля чистыми. Затем этим клише он делает оттиск на полосе обойной бумаги, разостланном на столе. Сделав один оттиск, он рядом с ним повторяет другой и т.д., пока весь кусок не будет отпечатан.
 Чтобы второй оттиск с математической точностью совпадал скраями первого, во избежание перерыва в рисунке и полях, на клише имеются с
одной стороны, в углах, два штифтика, которые при оттиске делают на обойной бумаге небольшой прокол. Эти проколы или дырочки служат указателями, как должно накладывать клише для получения следующего оттиска. Именно, мастер норовит попасть задними штифтиками клише в только что образовавшиеся при оттиске проколы.
Когда он при наложении следующего оттиска попадет штифтиками в проколы предыдущего оттиска, значит, оба смежных оттиска будут плотно прилегать один к другому по прямой линии, рисунок обоев сольется с предыдущим рисунком в одно непрерывное целое.

Описанное выше приспособление ящика с водой для переноскикраски с сукна на клише придумано для того, чтобы, благодаря упругости воды,
сохранить войлочный «лепок» от порчи.



Прикрепления: 6196254.jpg(97Kb) · 9710837.jpg(8Kb)
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:19 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Тиснение обоев ручным способом идет очень медленно. Чтобы ускорить производство, теперь обои печатаются на обойных печатных машинах,
приводимых в действие паровыми двигателями.
 Существенную часть обойной машины представляет собой цилиндрический вал-клише. Вал этот деревянный и делается из какого-нибудь крепкого дерева, например, из грушевого. Длина цилиндрического вала-клише 11 ½ вершка, т.е. немного шире, чем ширина куска обоев, а диаметр этого вала бывает от 3 до 7 и 8 вершков (от 13,33 см до 31,1 и 35,56 см). Подобно тому, как и на досчатое клише, на деревянный вал наколачивается войлочный рисунок или «лепок», для чего берется плотный войлок высокого качества, по 8 рублей за фунт. Края войлока окаймляются медными пластинами, вколоченными в дерево. Эти медные пластинки, ограничивающие рисунок, собственно и удерживают войлок на валике. Так как войлок темно-коричневого цвета, то, при взгляде на цилиндрическое клише, оно представляется в следующем виде: на деревянном валу видишь темно-коричневый рисунок, листья или различные узоры, по краям которого просвечивают медные очертания. Пространство между рисунками или поле ничем не занято, - деревянная плоскость вала. Так как обои бывают в несколько цветов, от 1 до 24 колеров, то и для печатания их выделывают соответственное количество клише: одно клише делает оттиск, положим, голубого цвета, другое зеленого, третье красного и т.д.
Накладывая одну краску возле другой, постепенно, получим гармоничный рисунок, например, «цветы на зеленом поле».
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:22 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Рисунки для обоев получаются из-за границы из г. Кёльна вГ ермании. Немецкие специалисты-художники компонуют обойные рисунки и присылают
образчики обоев на Петербургские и Московские фабрики. Там же в Германии делают и клише для этих рисунков. Облюбовав какой-нибудь образчик обоев, русский обойный фабрикант отрезает у него уголок и отсылает его в Германию, по месту назначения, заказывая приготовить вал-клише для этого рисунка, а сам рисунок оставляют у себя, для сличения. Цена валика-клише, средним числом, колеблется от 30 до 35 рублей за каждую краску. Соответственно числу красок в рисунке заготавливается столько же валиков-клише. Если в рисунке, например, 10 красок, то приготовляют 10 клише, так что рисунок обойдется от 300 до 350 рублей.
Теперь понятно, что, чем больше фабрика имеет клише, тем она богаче, тем разнообразнее «выбор обоев», изготавливаемых ей для продажи.
 Нельзя не сознаться, что обойное дело у нас в России в художественном отношении заставляет желать много лучшего. Бросается в глаза бедность художественного замысла и фантазии в рисунке обоев. Дальше цветочков на зеленом поле, подсолнухов, шашек и т.п. рисунков наши фабриканты ничего не могут придумать. А между тем и на обоях самыми простыми красками можно произвести художественное впечатление, заставившее вас на минуту отрешиться от
житейской прозы и унестись в область фантазии и грез. Вся беда в том, на обойное производство у нас смотрят слишком просто, забывая, что обои – та же
картина, которая висит перед вашими глазами на стене.
 В самое последнее время из Германии стали присылать на наши обойные фабрики, на пробу, обои в новом стиле – в декадентском, с оригинальными фантастическими рисунками. Эти обои куда лучше, чем прежние. В них – замысловатый рисунок и приятное для глаз сочетание красок. Обои в новом декадентском стиле все более и более вытесняют старинное элементарное обойное художество.

(Читали с удивлением. С трудом могу себе представить приятный на глаз декаданс. Но, видимо, мода - слишком сильное явление, чтобы воспринимать его критично, вот и падали ниц перед зарубежными образчиками).
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:27 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline

Когда вал-клише готов, то приступают к печатанию обоев.

Тиснение обоев производится на печатной обойной машине,которая в общем похожа на ротационную газетную печатную машину, только гораздо меньше и проще нее. В обойную машину вставляется вал-клише, который приводится в круговое движение вокруг своей оси при помощи бесконечного ремня. Внизу, под валиком, стоит ванна с разведенной краской, так что при вращении валика он вбирает на себя краску – именно на рельефные выпуклости валика, на войлочный лепок-рисунок. Соприкасающаяся с цилиндром «ракля» укладывает краску на войлочном рисунке ровным слоем и удаляет избыток краски прочь – в ванну. Сзади валика, соприкасаясь с ним, проходит полоса обойной бумаги, на которой и происходит тиснение рисунка. Бумажная катушка развертывается, бумажная лента подымается на приемном сукне кверху, соприкасается с цилиндрическим клише, получает оттиск, другой, третий и т.д., и тотчас принимается на вешательный аппарат – для просушки. Если рисунок многокрасочный, то он последовательно переходитс одного валика на другой.
Прикрепления: 9062449.jpg(43Kb)
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:29 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Вешательный аппарат механическим способом развешивает толькочто отпечатанную бумажную обойную ленту по всему зданию печатного отделения –
словно только что выстиранное белье для просушки. Бумажная лента со всей катушки, пройдя через печатную обойную машину, развешивается зигзагами, или петлями, на горизонтальных палках, от потолка книзу; петли висят близко друг к дружке; величина каждой петли 2 ¾ аршина (1,96 м). Для быстроты просушки вешательный аппарат совершает медленное круговое движение вместе с висящими на нем зигзагами лентами обойной бумаги. Просушка обоев, мокрых еще после печати, производится, таким образов, при помощи движущегося воздуха: только не воздух сам двигается, а движутся вкруговую по фабрике развешанные бумажные ленты.
 Благодаря развешивательному аппарату просушка обоев идетдовольно быстро, а именно от ¾ до 1 ¾ часа. По истечении этого времени обои высохли, и бумажную ленту можно разрезать на куски. Рабочий берет большой деревянный нож и, проходя висящие петли, разрезает их через одну. Так как каждая петля имеет длину 2 ¾ аршина, то, разрезая их через одну, мы получим куски обоев по 11 аршин длины (2 ¾ х 4).(=7,82 м). Теперь эти куски надо свернуть в трубку – как они продаются в обойных магазинах.



(Относительно современное название такого аппарата - фестонная сушка. Она использовалась вплоть до 40-х годов. Потом стали использовать газовые сушилки, электротэны, инфракрасные сушильные камеры).
Прикрепления: 8236973.jpg(111Kb)
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:35 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Разрезанные на куски обойные полосы поступают на катальныйстанок для свертывания. Обои свертываются рисунками внутрь. На станке обои
свертываются очень быстро, так что в 1 день рабочий может свернуть 2000 кусков.
После этого свернутые куски поступают закладчику, которыйзаклеивает кусок обоев «бандеролью», т.е. полоской бумаги. И, наконец, от
закладчика обои поступают в руки следующего рабочего, который укупоривает их
пачками, по 100 кусков в каждой пачке.
Сколько обоев можно оттиснуть на обойной машине в 1 день?От 1000 до 1200 кусков в день. Например, на фабрикеПавлухина работает 8 обойных печатных машин, и они вырабатывают 10.000 кусков в
1 день.

(
Прим. Обойщики редко говорят - "рулон", гораздо больше распространен термин "кусок". То, что автор употребляет именно это слово, может говорить о его профессиональном знании предмета, т.е. он не просто журналист.

Немного статистики. В Российской Империи в 1913 году вырабатывалось ок. 28 млн. кусков обоев в год. Это означает потребление 1/5 куска на человека в год. Учитывая центральное расположение фабрик и продажи в основном в центр европейской части России, можно эмпирически "сжать" ареал потребления до этого региона, и мы получим потребление ок. 1 рулона на человека в год. Юг и азиатская часть фактически не знали оклейки обоями).
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:39 | Сообщение # 12
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
По технике производства, а в то же время и по их качествуобои подразделяются на следующие группы:
1)     бумажные обои, т.е. рисунок нанесен прямо набумагу, в натуральном виде;
2)     грунтовые обои, т.е. рисунок нанесен нагрунтовую бумагу какого-нибудь цвета, сперва окрасили бумагу, а потом нанесли
на нее рисунок;

3)     глянцевитые обои, т.е. блестящие, лощеные;
4)     фоновые или матовые обои, одноцветные, разныхколеров; при оклейке комнаты этими обоями кажется, что она окрашена
какой-нибудь одной краской, например, серой, голубой и т.д.

5)     тисненые обои, имитация под кожу, с разнымирисунками.Стоимость всех этих сортов обоевследующая:
Бумажные Опт 8 копеек кусок Розница 9 копеек
Грунтовые 15 20 (опт/розница, цена в копейках)
Глянцевитые 18 25
Фоновые 45 50
Тисненые 65 85  

Так подразделяются обои на фабрике, публика же различаетобои по их назначению, так, например, есть обои для гостиной, для столовой, для
спальни, для кабинета, для передней.
 Кроме того, есть дачные обои – для оклейки дач.
По словам фабрикантов, в настоящее время большой спросна одноцветные фоновые или матовые обои, широкие, в один аршин (0,71 м) шириной.

(Прим. Средняя зарплата рабочего по стране в 1912-13 годах была ок. 22 рублей в месяц. Средняя зарплата по стране в целом - ок. 37 рублей. Литр молока стоил 14 копеек, килограмм ржаного хлеба - 9 копеек. Общеизвестное клише про корову за три рубля - это фольклор. Молочная корова в 1913 году стоила 60 рублей. Данные ООН).
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:39 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Одноцветные обои изготавливаются ручным способом. Кусок бумаги кладется на длинный стол – соответственно длине куска. Затем трое рабочих под названием «грунтовальщики» смазывают этот кусок бумаги (длиной 11 аршин=7,82 м) весьма искусно щетками, предварительно обмакнув их в краску.
Работа идет очень быстро. Трое грунтовальщиков работают сразу.
 Первый грунтовальщик, проходя мимо стола, смазывает обои двумя щетками сразу: одной щеткой он мажет вперед, захватывая справа налево, а другой щеткой – вверх и вниз, захватывая слева направо. Вслед за ним идет второй грунтовальщик и огромной щеткой замазывает оставшиеся незакрашенными белые промежутки. И наконец вслед за вторым грунтовальщиком идет третий, с большой круглой щеткой, при помощи которой он тушует или ретуширует начисто, выравнивая полосы краски. Щетки у всех троих с длинной щетиной. Когда он пройдет со своей шарообразной щеткой, то на бумаге не останется полос краски: краска ляжет ровным слоем по всему куску бумаги. После этого куски одноцветных обоев развешивают на жерди – для просушки. Когда кусок одноцветных обоев просохнет, то он поступает в руки лощильщика, который при помощи воска или талька лощит обои, т.е. наводит на них глянец. Так как лощильщик крепко нажимает щеткой на обои, то щетка у него с короткой щетиной. Колер одноцветных или однотонных обоев бывает весьма разнообразный: серый, розоватый, белый и прочие, вообще – нежные тона.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:39 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Одни из самых дорогих обоев – тисненные однотонные обои, имитация под кожу. Узорчатый рисунок на этих обоях выдавливается. Их делают на
гофрировочной машине, которая имеет два валика, соприкасающиеся друг с другом своими поверхностями. Верхний вал – стальной, с вырезанным на нем рельефным рисунком; а нижний вал сделан из плотной бумажной массы. Рельефному рисунку на верхнем валике соответствует точно такой же углубленный рисунок на нижнем валике, так что, когда валики вертятся, то все выпуклости верхнего валика попадают на соответствующие углубления в нижнем валике.
 Между этими двумя валиками и пропускают однотонную полосуобойной бумаги: верхний стальной валик выдавливает на ней рисунок, который последовательно повторяется на протяжении бумажной ленты столько раз, сколько валик сделает вокруг своей оси оборотов. Получаются однотонные тисненые обои – под кожу.

(
Тиснение на бумажных обоях до сих пор делается примерно так же: парой "стальной вал+бумажный вал". Бумажный вал изначально гладкий. Бумажная масса на нем очень твердая, плотная и особого состава. Его несколько суток размачивают, а потом под давлением несколько же суток прикатывают к нему его стальную пару. Постепенно абсолютно точный отпечаток проступает на бумажном валу. Все, что на стальном выпуклое, на бумажном - вогнутое, и наоборот.)
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 12:40 | Сообщение # 15
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
При фабрикации обоев работают следующие рабочие: печатники, лудильщики, грунтовальщики, катальщики, закладчики и упаковщики.
А из машин: печатные обойные машины, развешивательный аппарат и гофрировочные машины.
Что касается спроса на обои, то в южные губернии, вособенности в Малороссию, требуется «пестрый товар» с яркими цветами и резкими,
кричащими тонами, например, на синем или зеленом фоне – яркие красные цветы. Эти обои – пестрые, жизнерадостные, бьющие в глаза, одним словом, «веселенькие обои» постоялых дворов, трактиров и прочих заведений. Рисунок этих обоев самый простой, но зато краски – самые яркие. Обитатели юга привыкли к ярким краскам и требуют обои для украшения своих жилищ тона с яркими красками.
 В северные губернии, а также в Петербург и Москву требуется преимущественно однотонный товар, с более скромными красками, но замысловатым рисунком. Для контор требуются матовые обои – в один какой-нибудь колер. Для оклейки дач идут дешевенькие дачные обои. Спрос на различные сорта обоев – весьма разнообразный.
Обои продаются не на фабриках, а в специальных обойных магазинах, открытых фабрикой на разных улицах города. Приказчик развешивает куски обоев перед покупателем – на экране, какой понравится, на выбор. Достаточно взглянуть, какие покупатель выбрал себе обои, чтобы определить, для какого жилья они предназначены, а также составить себе представление о его художественном чутье.
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 14:45 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Торговый дом "Жарков и Соколов" на Кузнецком Мосту в Москве и сохранившийся каталог этого торгового дома, датируемый периодом 1905-1912 гг.



Прикрепления: 0044348.jpg(30Kb) · 6764160.jpg(31Kb)
 
ДоннаДата: Четверг, 23.03.2017, 14:47 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 65
Награды: 0
Статус: Offline
Обои из этого каталога







Прикрепления: 4811785.jpg(30Kb) · 9518996.jpg(32Kb) · 8030718.jpg(29Kb) · 0371088.jpg(24Kb)
 
Дом Культуры » Кружки, секции, сообщества » Кружок "Рабочий и колхозница" » Фабрикацiя обоев. 1904 г. (Полный текст)
Страница 1 из 11
Поиск:

ДК Хагга-Град © 2017