[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
| Регистрация | Вход
  • Страница 6 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • »
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
Чудеса зодчества
НессиДата: Воскресенье, 22.04.2018, 13:08 | Сообщение # 151
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Русская женщина оставила след в древнерусском искусстве. При этом речь идет не о женских изображениях, а о женском художественном творчестве.

Искусство вышивания было на Руси своеобразной отраслью, причем рукоделие достигло у нас такого совершенства с древнейших времен, что шитые литургические принадлежности вывозились из России за границу, в частности во Францию (где они назывались «русскими шелками»), и пользовались особой популярностью на Афоне, где хранились как особенно ценные уже в XII в.

В XVII в. путешествовавший по России, Павел Алеппский сравнил с живописью одну из таких работ наших мастериц, виденную им в Троицком монастыре, записав в своем дневнике: «Вышито шелком, точно написано красками».

Увы, в пожарах, особенно в страшные годы монголо-татарского нашествия, погибли ткани, так богато украшавшие храмы Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Из наиболее ранних уцелели лишь отдельные новгородские ткани.

Новгородцы стремились обставить свою жизнь как можно красивее, затейливее. Деревянные жилища они украшали резьбой, покрывавшей ворота, дубовые колонны крыльца, карнизы крыш, наличники окон и причелины. И все, что требовалось для домашнего обихода, должно было радовать глаз. Можно сказать без преувеличения, что в древнем Новгороде не встречалось почти ни одного предмета полезного назначения, который не был бы отделан «хитрым» узором.

XV веком заканчивается, по существу, история новгородского искусства, во всяком случае в высших его достижениях; заканчивается и сама история Новгорода как вольного города. И в XVI в. в Новгороде создаются нередко высокохудожественные произведения. Но новгородская самобытность постепенно утрачивает былой динамизм и былую мощь.
Объединительная воля Москвы торжествует над феодальной раздробленностью.
К Москве же переходит и руководящая роль в древнерусском художественном творчестве.

Архангел Михаил со сферой. Деталь деисусного чина. Новгородское шитье. XV в.


Кратир мастера Братилы. XII в. Софийский собор в Новгороде


«Васильевские врата» из Софийского собора в Новгороде. 1336 г. Александров
Прикрепления: 1937160.jpg(96.3 Kb) · 8094344.jpg(38.0 Kb) · 0888012.jpg(149.8 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 22.04.2018, 13:17 | Сообщение # 152
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Сравнивая Новгород с его «молодшим братом», вольным городом Псковом, где тоже было вече, Ключевский писал, что новгородский политический порядок можно назвать «поддельной, фиктивной демократией», а псковский — «смягченной, умеренной аристократией». В самом деле, как сказано в его классическом «Курсе русской истории», «ограниченное пространство Псковской земли не давало такого простора для расцвета крупного боярского землевладения, какой открывался для того в беспредельной Новгородской области. Потому политическая сила псковского боярства не находила достаточной опоры в его экономическом положении, и это сдерживало политические притязания правительственного класса. В связи с тем не заметно ни резкого сословного неравенства, ни хронической социальной розни, как в Новгороде». Притязания новгородской боярской верхушки доходили до того, что она изменила делу русского единства в XV в., вступила в сговор с Литвой и рассчитывала на поражение Москвы в ее спасительной для Руси борьбе с ханами, действуя наперекор демократическим слоям города, поддержавшим московского великого князя.
 
НессиДата: Воскресенье, 22.04.2018, 13:20 | Сообщение # 153
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Псковское боярство было в своих притязаниях скромнее, и потому жизнь Пскова отмечена не только большим демократизмом, но и большим спокойствием, большей внутренней умиротворенностью. Однако — только внутренней. Псков ведь был западным рубежом Русской земли, передним краем ее обороны. ...Многострадальная Псковщина была обильно полита кровью, своей и вражеской.

Все это наложило свою печать на быт псковитян, на общее их мироощущение, следовательно, и на их искусство.

На протяжении веков, обороняясь подчас без помощи Новгорода от грозных ливонских рыцарей и от Литвы, Псков все шире и шире опоясывался мощными укреплениями. «Этот город так обширен, — пишет немецкий автор XIII в., — что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову». Но и далеко за пределами псковских городских укреплений воздвигались такие грозные твердыни, как славный Псково-Печерский монастырь, или же как Изборск, у башен которого с поэтическими именами «Темнушка», «Рябиновка» не раз разбивались удары ливонского ордена.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. XII в.


Крепость в Изборске. Башня
Прикрепления: 2973959.jpg(72.2 Kb) · 2874197.jpg(92.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 22.04.2018, 13:22 | Сообщение # 154
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Строя быстро, ибо время не ждало, строя прочно, ибо дело шло о защите родных очагов, псковские зодчие — мастера военно-инженерного дела — из нетесаных плит широко распространенного на Псковщине известняка воздвигали неприступные стены, величавая крепость которых восхищает нас по сей день. В этом строительстве они приобрели исключительную сноровку, прославившую их на всю Русь — ведь сама Москва впоследствии обращалась к их опыту.

Небольшие по размерам кубические, несколько приземистые гладкостенные псковские храмы, нередко воздвигнутые по заказу ремесленников и мелких торговцев, отмечены той же лаконичной суровостью, той же внутренней крепостью, что и псковские оборонительные сооружения. Часто — и это явилось новшеством в древнерусской архитектуре — на храмовых стенах сооружались очень живописного вида звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага и чьи колокола не раз возвещали тревогу. Как и Новгород с его владениями, Псков и вся Псковщина благодаря своим памятникам архитектуры (многие из которых были разрушены фашистами и ныне восстановлены в первоначальном виде — без позднейших пристроек) и монументальным росписям соборов монастырей Мирожского и Снетогорского являют нам богатейшую панораму средневекового искусства.
 
НессиДата: Воскресенье, 22.04.2018, 13:24 | Сообщение # 155
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Непосредственное народное начало очень явственно во всем псковском искусстве. Тревога и драматическая напряженность, которые сквозят в псковской иконописи, весьма самобытной по краскам и общему настроению, не отражают ли как раз тех чувств, что должны были испытывать псковитяне перед лицом постоянной вражеской угрозы?

«Псковская школа живописи — открытие советских ученых. В старых сводных трудах по истории русского искусства она обычно отсутствует. Лишь после расчистки ряда псковских фресок и икон XII—XV веков появилась возможность определить ее стилистические черты, остававшиеся до того совершенно неясными» (В. Н. Лазарев).

Собор богоматери. Псковская икона. XIV в.


Сошествие во ад. XIV в. Икона Псковской школы.
Прикрепления: 2584059.jpg(180.6 Kb) · 0682864.jpg(82.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:39 | Сообщение # 156
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Это отрывок из пушкинского стихотворения «Возрождение». Существует предположение, что оно было навеяно молодому Пушкину хранящейся в Эрмитаже рафаэлевской мадонной, очищенной от позднейших записей.

Эти же строки можно отнести и к гению русской иконописи - Андрею Рублёву. Хотя Пушкин с его творчеством не был знаком. Так как творения Рублёва либо погибли, либо были сокрыты более поздней записью. И лишь благодаря реставраторам миру открылись шедевры.

Рублев вырос в годы, озаренные великой победой нашего народа на Куликовом поле. Андрей Рублев испытывал, вероятно, гордость после страшной сечи, знаменовавшей начало конца варварского монголо-татарского надругательства над нашей страной, в течение веков спасавшей от такого же надругательства своих соседей.

Рублев впитал все лучшее в древнерусской живописи более ранних времен и хоть и не преобразовал ее, но тоже довел своим гением до невиданного совершенства.

Объединение Руси осуществлялось Москвой. Московской же школе живописи, из которой вышел Рублев, было суждено увенчать все древнерусское живописное творчество, равно как подмосковная церковь Вознесения (в Коломенском) знаменует, вероятно, вершину всего древнерусского зодчества.
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:44 | Сообщение # 157
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
«Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» — говорит народное сказание XVII в.

И в самом деле, ведь первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда Москва была одним из новых городков или даже всего лишь поселков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Туда, как в пограничный пункт, он пригласил на свидание своего союзника, князя новгород-северского, послав сказать ему: «приди ко мне, брате, в Москву». По-видимому, Москва служила суздальскому князю сельской усадьбой, точнее, станционным двором, где он останавливался во время поездок на киевский юг и обратно. Летопись добавляет, что хозяин устроил там гостю-союзнику «обед силен». А в 1156 г. Юрий Долгорукий «заложил град Москву», то есть, как уточняет Ключевский, окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Это был Московский Кремль в первоначальном своем очертании, занимавший западный угол кремлевской горы, обрывавшейся крутым мысом к устью Неглинной у нынешних Боровицких ворот, в названии которых сохранилась память о боре, некогда покрывавшем гору. Пространство, опоясанное стенами князя Юрия, едва ли занимало половину, скорее третью долю разросшегося затем Кремля.

Когда же возникла московская школа живописи?
Это очень трудно установить, так как вначале искусство Москвы походило на искусство Владимиро-Суздальской земли, равно как и сама история Москвы сливалась с ее историей.

Быть может, зарождение московской школы можно связать с такими иконами среднерусского происхождения, как, например, «Борис и Глеб» начала XIV в. (в Русском музее). Царственно величественны, стройны и изящны эти юные воины в великолепных одеждах, с мечом и крестом в руках.
Борис и Глеб — русские князья, сыновья Владимира Красное Солнышко, невинные жертвы беспощадных удельных междоусобиц, предательски убитые их братом Святополком. Причисленные к лику святых, они были особенно чтимы на Руси и считались покровителями всего княжеского рода. А их совместное изображение (пешими или на коне), символизировавшее братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству, явилось совершенно новым, чисто русским иконографическим мотивом. (Точно так же Византии не были ведомы и другие иконографические сюжеты, родившиеся на русской почве, как, например, «Покров», где богоматерь на фоне церкви простирает покров над молящимися, как бы объединяя их всех под своим покровительством: праздник покрова был установлен Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.)

Борис и Глеб. Икона XIV в
.
Прикрепления: 0730397.jpg(71.1 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:46 | Сообщение # 158
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
К началу XV в. Москва заняла в Восточной Европе исключительное положение как в политическом, так и в культурном отношении. Византия погибала. Страшная битва на Косовом поле утвердила турецкое владычество на Балканах; южнославянская культура была подорвана. Постепенно торжествуя в своей борьбе за объединение Руси, Московское княжество крепло и разрасталось. Монголо-татарское иго еще не было свергнуто, но ореол победы Дмитрия Донского озарял Московскую державу. Роль Москвы становилась все значительнее для греческого мира и той части славянского, на которую не распространялось главенство римской курии. Не только со всей Руси, но и из Византии, из Сербии, из Болгарии устремились в великокняжескую Москву художники, для которых она стала одним из крупнейших культурных центров. И Москва, радуясь своей притягательной силе, заботясь о своем украшении, всячески поощряла их приезд. Так, она в конце концов переманила уже прославившегося в Новгороде Феофана Грека.

Совершенство художественных приемов Феофана — наследие очень древней, давно достигшей зенита культуры — было особенно важно для окончательного становления искусства юной, но уже сознающей свое мировое значение державы.

В Москве, возможно под воздействием московской живописной традиции, Феофан проявил в своих композициях меньше страсти, меньше динамизма, но зато больше, чем в Новгороде, величавой торжественности. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют написанные им центральные фигуры деисусного чина иконостаса Благовещенского собора, среди которых особенно привлекает своим живописным совершенством фигура Марии. Других его московских работ не сохранилось. А между тем их было немало, и произвел он в Москве очень сильное впечатление. Недаром на одной из миниатюр летописного свода Феофан изображен пишущим фреску перед удивленной его «хитрым» мастерством толпой москвичей.

Феофан Грек. Богоматерь из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
Прикрепления: 6246116.jpg(55.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:48 | Сообщение # 159
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Кроме самого Феофана, над росписью Благовещенского собора работали под общим его руководством «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Чернец — значит простой монах. Таково самое раннее дошедшее до нас летописное упоминание о Рублеве (при этом на последнем месте! — из чего можно заключить, что он был младшим из трех мастеров).

Андрей Рублев родился между 1360 и 1370 гг. и умер в 1430 г. Он почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава пришла к нему уже после смерти, причем далеко не сразу. Зато слава эта оказалась непререкаемой.

Одним из первых ревностных ценителей художественного наследия Рублева (более чем через полвека после его кончины) был, по-видимому, известный церковный писатель Иосиф, игумен Волоцкий, основатель Волоколамского монастыря. В этот монастырь он поставил «иконы три Рублева письма Андреева». Мы знаем также, что внесенные в монастырь «на помин души» иконы Рублева оценивались в двадцать рублей, что в это время равнялось стоимости средней величины деревни. Поссорившись с тверским князем Федором, тот же Иосиф решил его «мздой утешить» в виде икон Рублева письма, причем «князь Федор сам приехал в монастырь, да не поехал с монастыря доколе икон не взял».

Монастыри хвалятся друг перед другом обладанием рублевскими иконами. А на миниатюрах, украшающих летописные своды и жития святых, мы видим изображения самого Рублева в монашеском облачении, с окладистой бородой, расписывающим вместе с Даниилом стены храма.

И вот наступают времена, когда не только перед именем Рублева, но и рядом с ним ничье другое уже не упоминается, очевидно, как недостойное такой близости. Так, летописец в рассказе о пожаре Благовещенского собора, вовсе не называя старщих, вероятно, уже забытых мастеров (а ведь одним из них был великий Феофан), сообщает, что «деисус Андреева письма» попортился в жару и в дыму. А в середине XVI в. Стоглавый собор повелевает «писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».

Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублева стало тогда синонимом идеального иконописца. Таким оно осталось и в последующие века.
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:51 | Сообщение # 160
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
«Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий XX века. В прошлом столетии даже коллекционеры, специально собиравшие памятники древнерусской иконописи, не подозревали, какие красоты они в себе таят... Когда в 900-х годах впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под поновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твердость и плотность кости... Как бы внезапно спала пелена, застилавшая подлинный лик русской живописи... И сразу же стало очевидно, что это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нем ярко отразилось живое народное творчество, что оно перекликается своей просветленностью и какой-то особой ясностью в строе своих форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения» (В. Н. Лазарев).

Вышесказанное как нельзя лучше передает то ошеломляющее впечатление, которое произвело раскрытие «Троицы» Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. «Троицу» решили раскрыть уже в 1904 г. Дело в том, что имелось письменное подтверждение монастырского предания, согласно которому эта икона была написана самолично Рублевым.
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:52 | Сообщение # 161
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То был результат последнего поновления, произведенного в конце XVIII в. Но, когда один за другим начали снимать «беззаконные» красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворенных созданий мировой живописи.

Расчистка иконы все же не была тогда доведена до конца. По требованию духовенства рублевская живопись вновь была запрятана под роскошный оклад, более чтимый монастырским начальством, чем эта живопись.

Только в советское время «Троица», переданная в Третьяковскую галерею, была полностью раскрыта, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства.

Андрей Рублев. Троица. 10—20-е годы XV в.
Прикрепления: 2570578.jpg(158.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 13:56 | Сообщение # 162
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Письменные источники говорят о том, что Андрей Рублев, бывший прежде в послушании у Никона, игумена Троицкого монастыря, «писаше многие святые иконы, чудны зело» и что Никон «повеле ему при себе написати образ Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Хотя текст этот XVII в. и, значит, мог вызвать сомнения, достоверность авторства Рублева как-то сразу стала очевидной. Ибо только гениальный художник мог создать эту икону, и слава, которой удостоился Рублев, ореол, окружавший его имя, находили исчерпывающее объяснение в ее несравненных художественных достоинствах.

Что же это за мир, в который нас погружает созерцание «Троицы»?

Этот мир согласия и взаимной любви. Посмотрите, как все три ангела, тем же чувством, той же думой объединенные, так расположились по воле Рублева, чтобы зримо перекликаться друг с другом не взорами, не посылами, а сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской и чистотой. Да, это мир глубокого, неразрывного единства, которое воспринимается нами как завершение всех человеческих устремлений. И это единство опять-таки зримо выступает перед нами в том не обозначенном линией круге, что рождают в нашем сознании плавные очертания ангельских фигур. А с головой среднего ангела тем же наклоном перекликается кудрявое деревце. Мир тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит, покоя просветленного, благотворного, к которому пришло, наконец, нечто до этого зыбкое, возможно, тревожное и хаотичное. Сияют пронизанные светом нежные краски: чудесен рублевский «голубец» — чистейшая лапис-лазурь. И как играют, ласково согласуясь друг с другом, все цвета рублевской палитры! В глазах ангелов — мечта, кроткая взаимная преданность, предчувствие неотвратимой печали и сознание важности, священности их союза; силуэт каждого совершенен в истинно кристальной своей чистоте, а как упоительно музыкальны линии их плеч, рук и складок их облачений! И вся рублевская живопись звучит как восхитительная симфония, как лирический стих о всеобщей братской привязанности. Сколько радостей нам щедро уготовано здесь средствами одной живописи, так что перед этим созданием Рублева мы и впрямь готовы согласиться с Леонардо да Винчи, который говорил, что живопись — царица искусств.
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:02 | Сообщение # 163
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
К библейскому патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и он заклал тельца и пышно угостил их, угадав в дивных странниках воплощение извечного во многих религиях троичного начала божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях — со сценой заклания и со столом, уставленным яствами. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, — голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Для современников Рублева все это было догмой, выражало сущность той веры, в которой они были воспитаны. Но вот такова сила искусства, что уже вне зависимости от этой веры внутреннее содержание рублевской «Троицы» понятно нам, как оно будет понятно и тем, кто придет после нас. Ибо в этом содержании художник выявил то, что вечно: добро, жертвенность и любовь.

Среди всех созданий древнерусских художников рублевские ангелы представляются самыми бесплотными. Ничто не отягчает их, ни крылья, ни облачения; они предельно легки, как и вся композиция, почти лишенная глубины в своем чисто плоскостном ритме.
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:09 | Сообщение # 164
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Быть может, нет Христа более человечного, более просветленного мудростью и любовью, чем рублевский, истинно отец и хранитель людей. Разве что Христос в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи может в чем-то сравниться с ним. Рублевский Христос смотрит на нас своими добрыми, всевидящими глазами, и чудится нам, что на этой липовой доске с полуосыпавшейся живописью запечатлен образ, нет, не бога, а прекраснейшего и мудрейшего из всех мужей, любвеобильного, неиссякаемого в своей милости, образ, в котором все благородство и честь человеческого рода.

Рублевский «Спас» вместе с «Архангелом Михаилом» и «Апостолом Павлом», написанными той же кистью, — это иконы поясного деисуса, что некогда, как обветшалые, были сложены в сарае близ собора в Звенигороде. (Попутно отметим, что варварским отношением к шедеврам искусства грешили всюду. Не лучшей, например, участи подверглась в Милане леонардовская «Тайная вечеря», побитая солдатами Бонапарта, «шутки ради» швырявшими в нее кирпичами...)

Андрей Рублев. Спас. Из Звенигородского чина. Начало XV в.
Прикрепления: 2508754.jpg(144.8 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:12 | Сообщение # 165
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Хотя тому нет письменных подтверждений, как-то сразу решаешь, что эти иконы (ныне гордость Третьяковской галереи) могли быть написаны не учеником Рублева или иным мастером, испытавшим его влияние, а только им самим. И это первое впечатление подтверждается самым тщательным искусствоведческим сопоставлением с «Троицей». Да, эти нежные красочные сочетания, эта общая чарующая музыкальность и эта высокая одухотворенность выдают руку великого русского мастера во всей неповторимости его вдохновения, его стиля и его художественного темперамента.

Андрей Рублев. Архангел Михаил из Звенигородского чина. Начало XV в.
Прикрепления: 3389351.jpg(65.9 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 20.05.2018, 14:12
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:16 | Сообщение # 166
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Очень хорошо различие между русской иконописью и византийской видно при сравнении рублевского «Апостола Павла» с одноименной иконой из поясного деисуса (тоже хранящегося в Третьяковской галерее), исполненного в Константинополе всего за два-три десятилетия до звенигородского деисусного чина.

Апостол Павел. Византийская икона 1387—1395 гг.


Андрей Рублев. Апостол Павел. Из Звенигородского чина. Начало XV в


Поза та же, и вся композиция построена одинаково. В этом отношении преемственность очевидна. Но греческий Павел — это муж непреклонный и властный, привыкший предписывать людям, как им надо веровать и как жить, а рублевский исполнен добросердечия, внимания к людям и готовности им помочь. В фигуре первого жесткость линий, в фигуре второго — плавная округлость. Мрак ночи в резко очерченной бороде грека, волниста и мягка по тону борода русского. Схематичны, невыразительны складки облачения у первого, волнующе музыкальны у второго. Насколько скован и сумрачен в своей напряженности греческий Павел, настолько теплее, просветленнее в своей человечности русский! Греческий говорит: повинуйтесь закону. Русский: надейтесь на правду.

Истинно — два мира, две культуры, два искусства. Уже обреченная Византия, дряхлеющая в своей косной жесткости и непримиримости, и — юная Русь.
Прикрепления: 0896001.jpg(45.8 Kb) · 8639106.jpg(42.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:25 | Сообщение # 167
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Но, в отличие от «Троицы» и деисуса из Звенигорода, точная степень участия в их создании самого Рублева трудно установима. Ведь иконописцы обычно работали артелями, а кроме того, авторами некоторых фресок и икон письменные источники называют как Рублева, так и Даниила Черного.

То, что осталось от фресок Успенского собора во Владимире, исполненных Рублевым и Даниилом Черным, — самая замечательная храмовая роспись этой же поры.

Этими же двумя мастерами вместе с учениками пополнен и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Загорске. 

Ангел (символ евангелиста Матфея). Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Конец XIV — нач. XV вв.
Прикрепления: 8565049.jpg(58.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:26 | Сообщение # 168
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
«Смиренным» часто называют старинные письменные источники инока Андроникова монастыря (где он и закончил свою жизнь) великого живописца земли русской Андрея Рублева. Смирение помогло ему, вероятно, в невзгодах того бурного времени. Но сквозь эти невзгоды он угадал те чаяния и ту волю, что воодушевляли русский народ. И запечатлев это в своем сердце, он их выявил еще ярче в своем искусстве.

Андрей Рублев. Апостол Петр. Фрагмент фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире


Андрей Рублев. Спас в силах. Из деисусного чина. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Прикрепления: 9477953.jpg(71.7 Kb) · 4022303.jpg(67.4 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 20.05.2018, 14:30
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:29 | Сообщение # 169
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Ряд превосходных московских икон первых десятилетий XV в. свидетельствует об общем расцвете живописи в рублевскую пору. Одним из крупнейших мастеров, чьи имена не дошли до нас, был автор сравнительно недавно расчищенной иконы архангела Михаила, что находится в Архангельском соборе Московского Кремля и которая по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи. Причем в этой иконе торжествует начало не светлой радости или умиротворяющей задушевности, а эпическое, героическое.

Архангел Михаил здесь совсем иной, чем в деисусе из Звенигорода. Это уже не кроткий, задумчивый ангел с поэтично наклоненной головой, а грозно выпрямившийся юный воин, с мечом в руках, дышащий отвагой. Недаром архангел Михаил почитался вождем небесного воинства, победителем сатаны и покровителем русских князей. Тут уже не сладостная мечта о благоустроенном мире, а воплощение воинской доблести и воли к борьбе.

Архангел Михаил. Житийная икона из Архангельского собора в Московском Кремле. Первая половина XV в.
Прикрепления: 0916543.jpg(195.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 20.05.2018, 14:37 | Сообщение # 170
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Отсвет живописного совершенства, которое было достигнуто гением Рублева,— на всем изобразительном искусстве той великой поры. Этот отсвет явствен и в замечательных творениях русских вышивальщиц, умевших (в отличие от византийских) сохранять мудрую меру в украшательстве тканей золотом и серебром и достигавших «атласным швом» цветовых сочетаний невиданной дотоле звучности и чистоты. Можно сказать без преувеличения, что по своему эмоциональному воздействию живопись иглой не уступала в рублевской Москве настоящей живописи, так что шедевры ее должны быть отнесены к самому высокому роду искусства. Какая ясность, какая внутренняя теплота в вышивках, над которыми любовно трудились милые русские женщины — «тюремные затворницы», своим вкусом и своим мастерством радужно оживлявшие иконописную композицию, впрочем, иногда и совершенно особую.

Покров на гробницу Сергия Радонежского. Шитье 1424 г.


Этот покров — вклад в Троицкий монастырь в 1424 г. сына Дмитрия Донского.
Прикрепления: 6906112.jpg(24.6 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 20.05.2018, 14:39
 
ХаггаДата: Воскресенье, 20.05.2018, 21:19 | Сообщение # 171
Директор клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 11821
Награды: 239
Статус: Offline
Несси, я зачиталась. И пришла к выводу: надо срочно ехать смотреть наше Золотое кольцо, Армению и Грузию.
Благодарю тебя за такую удивительную тему! air_kiss
 
НессиДата: Понедельник, 21.05.2018, 12:03 | Сообщение # 172
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Цитата Хагга ()
надо срочно ехать смотреть наше Золотое кольцо, Армению и Грузию

Это да, где бы ещё время и деньги взять)
 
НессиДата: Воскресенье, 27.05.2018, 13:52 | Сообщение # 173
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
...Факел русского искусства, так высоко поднятый Рублевым, переходит к концу века в руки достойного его преемника Дионисия.

Как и о Рублеве, мы знаем очень мало о Дионисии, хоть славы он достиг при жизни. Об этом свидетельствуют полученные им крупнейшие заказы и описи монастырского имущества.

Дионисий был, по-видимому, любимым художником Ивана III. Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство, только в Волоколамском монастыре имелось восемьдесят семь его икон, а за украшение иконами нового храма Дионисий получил огромную по тому времени сумму в сто рублей. Дионисию помогали его сыновья: Феодосий и Владимир, оба одаренные художники; он руководил иконописной артелью, так что опять-таки, как в искусстве, связанном с именем Рублева, нам часто трудно установить степень участия в работе самого мастера. Но, подобно рублевской, художественная индивидуальность Дионисия выступает настолько ярко, что мы ясно распознаем печать его гения, даже в росписях и иконах, которые не решаемся приписать ему лично.

Дионисий. Фреска церкви рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—1501 гг.
Прикрепления: 3371933.jpg(74.1 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 27.05.2018, 13:54 | Сообщение # 174
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Дионисий родился, вероятно, в 30-х годах XV в. и умер после 1502 г. В отличие от Рублева, он не был монахом. Сохранился даже «нравоучительный» рассказ о том, что, работая в монастыре, Дионисий не очень-то считался с монастырскими правилами, предписывавшими ему и его ученикам вкушать «мирские яства» только вне стен обители. Однажды художники принесли с собой в монастырь баранью ногу, зажаренную с яйцами. Приступивший первый к еде Дионисий обнаружил в яйцах множество червей. Его тут же поразил «недуг лют», и он поспешил попросить прощения у настоятеля, благодаря чему, мол, и выздоровел... Как видим, смирение и послушание все же не были характерными свойствами Дионисия.

Эпоха, когда творил Дионисий, была очень отлична от рублевской. Москва восторжествовала и над Ордой, и над главными своими противниками в борьбе за объединение Руси, раздробленная Русь уступала место централизованному Русскому государству. Иван III все чаще величал себя царем, и пышный двор его воспитывал вкус к роскоши и великолепию. Искусство призвано было выражать величие и славу Московской державы, и особенно ее верховной власти. От него требовались парадная, истинно царственная величавость, а дабы какая-либо вольность ее не нарушила — строжайшее соблюдение канонов, столь же незыблемых, как и главенствующая над искусством, «богом данная» государева власть. Тот высокий уровень, на который вознесло искусство живописи творчество Андрея Рублева, не был еще снижен, но какие-то живые черты его, высокая его устремленность ко все более глубокой выразительности, характерная для эпохи беспокойного и упорного становления (а не упоительного торжества), оказались скованными. Это в известной степени определило значение и место в искусстве даже такого замечательного мастера, каким был Дионисий.

Дионисий. Митрополит Алексей с житием. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Конец XV в.
Прикрепления: 2590770.jpg(188.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 27.05.2018, 13:56 | Сообщение # 175
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Фрески Ферапонтова монастыря, некогда одного из форпостов московской культуры на севере, ныне ставшего местом паломничества любителей искусства.

Собор Ферапонтова монастыря посвящен рождеству богоматери, которая почиталась покровительницей Москвы. Роспись Дионисия была призвана восславить это событие, и он восславил его как праздник. Это относится не только к самим сюжетам (часто новым в древнерусской иконографии), но и ко всему характеру росписи, стелющейся по стенам храма, покрывая его изнутри от купола и до пола. Праздничность, нарядность — вот основное настроение, сразу же определяющее то впечатление, которое роспись производит на зрителя.

Дионисий. Сцена из жития св. Николая. Роспись южной стороны Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Прикрепления: 2172352.jpg(84.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 27.05.2018, 13:57 | Сообщение # 176
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Да, конечно, рублевская глубина и вещее рублевское озарение утрачены, а фигуры лишены той выразительности, что выступала так ярко в новгородской живописи. Глядя на роспись Дионисия, мы мало думаем о содержании отдельных сцен, хоть в них светятся и задушевность и дружелюбие, так нас захватывает ее общая высокая поэтичность. Под сводами разукрашенного им храма мы пребываем в некоем волшебном мире, где все легко и воздушно, как лишенные объема, изящно удлиненные человеческие фигуры, что парят над нами и вокруг нас, где жизнь всего лишь приятно расцвеченное представление, где царят грация и мера и все дышит согласием и благородством, в таком безоблачном мире, где нет печали, нет сомнений, нет волнений и борьбы, а только одна гармония. Эта живопись, своей лирической приподнятостью преображающая любые каноны, не будит в нас ни волевых порывов, ни дум, она не потрясает нас значительностью образов, а только радует, восхищает, на какой-то миг наполняя нас своим светом. А разве это уже не чудесно?!..

«Творчество Дионисия, — пишет В. Н Лазарев, — сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...»
Что же дало это подражание?
Как правильно говорит П. П. Муратов, «после Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиева мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены».
Последний великий взмах крыльев древнерусского живописного творчества.
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:38 | Сообщение # 177
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Мы мало знаем о московском зодчестве предыдущей поры, так как большинство его памятников не дошло до нас (как, например, белокаменные храмы Московского Кремля, воздвигнутые среди деревянной Москвы при Иване Калите, а затем замененные более богатыми и величественными).

Изящный собор Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 г.) — крестово-купольный, кубический и одноглавый, во многом напоминающий владимиро-суздальские храмы. Однако уже в древнейшем сохранившемся здании Москвы — Спасском соборе Андроникова монастыря, воздвигнутом в 20-х годах XV в., вероятно, при участии Андрея Рублева, видно стремление преодолеть кубичность, унаследованную великокняжеской Москвой от архитектуры владимирских «самовластцев». Ступенчато возвышающиеся своды придают храму динамичность и пирамидальный характер.

Так, уже в раннем зодчестве Москвы, основанном не только на владимиро-суздальской традиции, но и на достижениях других древнерусских художественных центров, проявляется тенденция к уменьшению массивности архитектурного целого, что достигается устремленностью ввысь.

Собор Успения на Городке в Звенигороде. Около 1400 г.


Спасский собор Андроникова монастыря. 20-е годы XV в.
Прикрепления: 7183285.jpg(35.2 Kb) · 7402060.jpg(39.6 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 03.06.2018, 20:41
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:39 | Сообщение # 178
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Несколько слов о носителях верховной государственной власти в пору воссоединения Руси под главенством Москвы.

Германский император предлагает Ивану III королевский титул. Но тот гордо отказывается: «Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей... а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

После падения Византии Русское государство стало оплотом православия и надеждой славянского мира. Другие православные церкви сулили московскому князю корону византийских императоров. Москва возомнила себя третьим Римом. Московский митрополит величал Ивана III «государем и самодержцем всея Руси», «новым царем Константином». Впоследствии родилась такая теория: Рим первый пал из-за своего нечестия, Рим второй, то есть Византия, пал от агарянского (иначе, мусульманского) засилия, а третий Рим — Москва стоит непоколебимо, и четвертому Риму не бывать. При этом происхождение московских князей выводили через Рюрика от самого римского императора Августа.
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:43 | Сообщение # 179
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Иван III женится на Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора, после чего русским гербом становится византийский двуглавый орел. София, очень гордая своим происхождением (после многих лет замужества все еще именовавшая себя не великой княгиней московской, а царевной цареградской), внушает Ивану непререкаемое представление о его могуществе. По словам Ключевского, «эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение».

Иван III был государем достаточно крутым и властным. София, очевидно, поощряла его деспотические наклонности, а для наглядного воплощения установленного им абсолютного единодержавия был введен при ее содействии строжайший и сложный придворный церемониал с возданием до того невиданных почестей наследнику повелителей первого и второго Рима. В то же время в московских правительственных бумагах появился более торжественный язык, с пышной терминологией, незнакомой прежним временам. Обветшалые стены и храмы Кремля не могли удовлетворить таких властителей. Надо было создать на старом место новый Кремль, отвечающий новым запросам некогда захолустного Московского княжества, ставшего мировой державой.

Русское зодчество имело к тому времени огромный опыт. Столько величественных зданий, столько подлинных шедевров было уже создано в предыдущие века! При этом русское зодчество постоянно черпало живительные силы в народном творчестве, в искусстве деревенских древоделей. То малое, что сохранилось (главным образом на Севере) от их древних построек, свидетельствует о хорошем вкусе и мастерстве. Уютные и изящные деревенские церквушки XV в. ясно показывают, что ступенчатость храмового здания последовательно развивалась крестьянскими зодчими, чьи смелые творческие искания нашли позднее свое завершение в восхитительно стройных шатровых церквях — башнях.

Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. 1422 г.
Прикрепления: 0392898.jpg(70.8 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 03.06.2018, 20:45
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:49 | Сообщение # 180
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8100
Награды: 118
Статус: Offline
Казалось бы, на рубеже XV и XVI вв. наша страна должна была обладать опытными зодчими. Но беда в том, что монголо-татарское нашествие нанесло русской архитектуре, как и всей русской культуре, ошромный ущерб. Некоторые технические приемы, важные для возведения прочных каменных зданий, были утрачены в те трагические годы. Москва собирает лучшие художественные силы страны, выписывает зодчих из Пскова, Твери, Ростова, обращается и к иноземным мастерам.

То было время, когда Италия главенствовала в искусстве Европы. Французские короли Карл VIII и Франциск I, испанские, германские и польские правители наперебой приглашали итальянских архитекторов. Так же поступил и Иван III, очевидно, не без участия своей супруги (по матери, внучке итальянского герцога), проживавшей в годы изгнания в Риме.

Московский Кремль — плод совместного творчества итальянских и русских («со всея Руси») мастеров, причем роль первых была во многом руководящей. И однако этот несравненный ансамбль глубоко волнует русскую душу, ибо он продолжает древнерусскую художественную традицию и отвечает нашим эстетическим идеалам. Новшества и технические усовершенствования, внесенные итальянцами, были значительными, и ими широко воспользовались русские зодчие. Но дело в том, что нигде, кроме России, скажем больше, кроме Москвы, не мог бы возникнуть такой грандиозный, такой единый при всем своем многообразии памятник силе и славе русского народа. Ибо итальянцы, обучавшие русских мастеров самой передовой по тому времени строительной технике, исходили в своем художественном творчестве из классических достижений древнерусской архитектуры. Таково было данное им предписание, отвечавшее уже до них народившемуся общему художественному замыслу Московского Кремля.
 
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
  • Страница 6 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • »
Поиск: